Главная              Рефераты - Разное

«Критика чистого разума» - реферат

Реферат

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

.

Ульянова М.

Школа №218,

11«а» класс

Содержание:

Введение

1. Догматический период

2. Переломный период

3. Критический период:

а) «Критика чистого разума»

б) Этика по Канту

в) Эстетика по Канту

4. Завершение пути

5. Заключение

6. Список литературы

Введение.

Иммануил Кант – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Он – основатель «критического» или «трансцендетального» идеализма, т.е. идеализма, занимающегося изучением не предметов, а видами познания предметов.

Творческий путь Канта традиционного разделен на два периода с границей примерно середина 60-х годов XVIII века. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический». В этот период философ занимался главным образом естественнонаучными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В этот период Кант преувеличивает роль формально-дедуктивных методов мышления по сравнению с опытным знанием.

Второй этап – так называемый «критический». Главные произведения этого периода: т.н. «Критики…» («Критика чистого разума» 1781 г. – кантовское учение о познании, «Критика практического разума» 1788 г. - кантовское учение о нравственности, «Критика способности суждения» 1790 г. – кантовское учение об эстетике). Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и о вещах. При этом вещи существуют сами по себе независимо от нашего сознания, и их Кант называет «вещами в себе». Кант разделяет явление вещей от их сути. Познание по Канту начинается с того, что «вещи в себе», т.е. то, что нас окружает, воздействуют на наши органы чувств и вызывают хаос ощущений. Это в целом материалистический взгляд. Порядок в этот хаос вносят т.н. категории - якобы априорные формы рассудка. Но в учении о формах и границах познания Кант выступает как идеалист и агностик, т.е. отрицает познание мира, считая, что природа вещей недоступна нашему познанию. Познать можно только явления, с помощью которых вещи проявляют себя. При этом он допускает, что наши знания о «вещах в себе» могут неограниченно расширяться и углубляться, приближая нас к их познанию.

В «Критике чистого разума» свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть два вида одностороннего и ложного подхода к проблеме познания – скептицизм (т.е. сомнения относительно природы вещей) и догматизм (излишняя однозначность во взглядах). Кант предлагает третий путь – путь критики самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы, то ни было опыта.

Основной вопрос в логике Канта – вопрос об источниках и границах знаний. Кант считает, что главное – возможность априорных (т.е. существующих вне опыта) синтетических (т.е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех главных видов знания: математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительной философии, или умозрительного познания истины). Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания.

Кант доказывает невозможность построить систему метафизики до того, как будет определена граница познания и исследованы формы познания. Достоверное теоретическое знание по Канту существует только в математике и естествознании. В основе математики лежат созерцание пространства и времени, которые являются «чистыми», т.е. не зависящими от нашего опыта, данные до опыта. В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые также являются «чистыми» и априорными. Но чтобы возникло истинное знание, необходимо соединение чувств с категориями рассудка. По Канту всеобщие законы опыта принадлежат не природе, а рассудку человека, который вкладывает их в природу. При этом Кант утверждает, что поскольку бог не может найден в опыте, так как не принадлежит к миру явлений, то невозможно ни доказать, ни опровергнуть его существование. Для Канта вера в бога необходима для примирения высоких нравственных требований с реальными условиями мира (зло, жестокость и др.).

В «Критике чистого разума» Кант исследует три основные способности познания: чувства, рассудок и разум. Рассудок является сферой науки. Разум – это сфера философии и диалектики. Разум обладает способностью принимать кажущееся за действительное. Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями - понятиями, за которыми нет соответствующих предметов. Разум вырабатывает общие принципы, которые рассудок и интуиция применяют к частным случаям.

В основной части «Критики чистого разума» три раздела: эстетика, аналитика, диалектика, для ответа на вопросы, соответственно: Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки?

На основе результатов «Критики теоретического разума» Кант построил свою этику. Ее основой стало развившееся под влиянием Руссо утверждение о том, что каждая личность есть самоцель и не может рассматриваться как средство решения каких-либо задач, даже общего блага. Основным законом этики Кант провозгласил «категорический императив» (по сути некий долг), имеющий два постулата:

- действуй в соответствии с принципами, которые могли бы стать всеобщими;

- относись к человечеству и любому другому лицу, как к цели, а не как к средству.

Большое значение в последующем развитии философии сыграло учение Канта о роли антагонизмов в развитии общества.

В работах «критического» периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на разработке соответствующей теории познания.

Следует отметить, что философии Канта свойственны противоречивость и двойственность, являющиеся проявлением одновременно материалистического и идеалистического подходов к рассмотрению философских проблем. Кант пытается примирить материализм и идеализм и поэтому его философия может быть названа субъективным идеализмом.

Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах. Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в развитии диалектики – науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

I. Начало жизненного пути. Догматический период

Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье ремесленника. Его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери – уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости.

В 1730 году Кант поступил в начальную государственную церковную гимназию на латинское отделение. Основными предметами в гимназии были латынь и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский языки. Проводились факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет, предположительно на медицинский факультет. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Первая работа Канта (1946 г.) называлась «Мысли об истинной оценке живых сил». Эта работа содержала ряд оригинальных идей, в том числе рассуждения о связи трех мерности пространства и закона всемирного тяготения.

Космогония Канта. В 23 года, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг. В глухой провинции философ написал рукопись по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, - «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона”. Трактат вышел анонимно в 1755 году. Работа представляет собой своеобразную попытку сочетать материалистический подход с догмами церкви. Философ убеждён, что противоречия между его гипотезой и традиционным христианским верованием нет. Однако, очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов – Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицал за богом роль создателя вселенной. Однако он видел в нём всё же творца того первоначально рассеянного вещества, а также творца живой природы.

Начало философии Канта. В 31 год Кант всё ещё числился студентом, хотя видел себя университетским преподавателем. Вскоре Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне». Затем он защищает диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и получает звание приват-доцента.

В этот период усиливается интерес Канта к философии. Его новая диссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания» содержится зародыш будущего дуализма (двойственности) мира: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Так в этой диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в один из основных мотивов творчества Канта.

2. Переломный период

С середины 60–х годов 18 века начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его творчества. Много лет спустя философ назовёт своё состояние в магистерские годы «догматическим сном». Он запретит пользоваться своими ранними трудами, в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал мысль о том, что сам по себе человек может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цель сама по себе», которую он развивал в более поздние годы.

1762 год был переломным для философа. Он познакомился с творчеством Жан-Жака Руссо, ставшего для него «вторым Ньютоном». Если под влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос, устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии называл ещё и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог ему пробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как на человека и моралиста, Юм подтолкнул его к новым поискам и формированию новой теории познания.

В 1762 году вышла его работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии и морали». В этой работе Кант высказывает важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя смешивать истину и благо , знание, и моральное чувство.

В трактате «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин» внимание мыслителя привлекает проблема единства противоположностей .

Кант утверждает: мораль и религия – разные вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать понятие о божестве.

В 1764 году Кант написал работу «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики» с критикой метафизики. Метафизики свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Кант смеётся над ними и призывает людей науки полагаться только на опыт, представляющий собой «альфу и омегу познания».

В 1770 году Кант назначен профессором логики и метафизики. Его профессорская диссертация называлась «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». В ней на смену эмпирической позиции пришёл своеобразный дуализм во взглядах. Ещё недавно Кант призывал науку опираться исключительно на опыт, теперь он предлагает создать специальную дисциплину – «общую феноменологию» с задачей очертить пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы «чистого разума».

Критика чистого разума . В 1780 года Канту удалось завершить работу над книгой «Критика чистого разума».

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит «априорный» (доопытный) характер. По Канту доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Сами доопытные формы не являются врождёнными, а имеют свою историю.

Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию, располагает определёнными, сложившимися до него формами познания. Наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный).

Все суждения, взятые из опыта - синтетичны. Вопрос в том, возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том, что они существуют, Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение.

Главный вопрос работы – как возможно чистое, внеопытное знание Кант ставит вопрос о том, что опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание всё же будет отличаться от вещей. Канта мучает вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него.

Категория познания. Важное место в философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей познания – чувственное познание. По Канту, существуют две априорные, доопытные формы чувственности – пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время – внутренние. Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта реализуется лишь в человеке. Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных направления в теории познания – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты, соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Научное знание по Канту представляет собой объединение чувственности и рассудка.

Главной в идеологии Канта является идея активности познания . Именно в ней философ видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда либо естественным, либо сверхъестественным путём. Новое, на чём категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему объяснить один из самых загадочных процессов – образование понятий. Кант говорит о «спонтанности мышления». Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создаёт свои понятия. Такова одна из центральных идей «Критики чистого разума». Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением, представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна ещё в одном важном деле – в их использовании. Кант называет это интуитивное умение способностью суждения . Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении. Философом описаны также другие виды интуиции, в её современном понимании, - художественная и нравственная интуиции. Кроме рассудка и интуиции, Кант называет ещё и разум.

Теоретические идеи, по Канту, образуют систему, выведенную из трёх возможных вариантов отношения к реальности: во-первых, отношение к субъекту, во-вторых, - к объекту, в-третьих, - к тому и другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о душе, о мире, о боге.

Таковы основные идеи «Критики чистого разума».

Выход в свет «Критики чистого разума» не вызвал сенсации. Читалась книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность.

Философия истории. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». В статье Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности. Причиной законосообразного порядка в человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление.

Этика Канта . В области исследования этики заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно интерес к этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередь побудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показать единство практического и теоретического разума, (то есть нравственности и науки).

В 1788 году он написал «Критику практического разума». В ней изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала в завершённом виде, это – «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Добро есть добро, даже если никто не добр. Нравственные понятия не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Философ подчёркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального обоснования, достаточно интуиции («способности суждения»). Пойми моральный долг, следуй ему, отвечай за свои поступки – таково содержание кантовской этики.

Философия религии Канта. Существенное место в философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль неизбежно ведёт к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями. В трактате «Религия в пределах только разума» Кант ищет социально-психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал – добра и зла. Человек, утверждает он, по природе зол. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Переживание вины (своей собственной или чужой, к которой ты лишь сопричастен) – основа морали. Религия разума – это чистая вера в добро. Бог – это моральный закон.

Критическая философия. В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма, он уточняет (а порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. С одной стороны, философ убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина невозможна. С другой – он декларировал программу создания новой метафизики как науки о сверхчувственных вещах – боге и бессмертии души.

Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях молодости, о своей «первой любви» - естествознании. Он продолжал читать курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к астрономии и «небесной механике» и написал две статьи на эту тему: «О вулканах и луне» и «Нечто о влиянии Луны на погоду».

Система философии Канта. Философ принимал посильное участие в практической реализации научных открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные интересы мыслителя по-прежнему лежали в собственно философской сфере. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы пока ещё не было. Конечно обе первые «Критики…» связаны определённым образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство между теоретическим и практическим разумом представлялось ему недостаточным. Не хватало какого-то важного опосредующего звена. Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой и свободой своеобразный «третий мир» - мир красоты. Когда он создавал «Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих законов.

Эстетика Канта. Термином «Эстетика» он обозначал учение о чувственности, об идеальном пространстве и времени. Однако в 1787 году Кант сообщает об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а именно «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская система мыслителя обретает более чёткие контуры и состоит из трёх частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:

- познавательной,

- оценочной («чувство удовольствия»)

- волевой («способность желания).

В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума» изложены первая и третья составные части философской системы – теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант называет эстетикой – учением о красоте .

Произведение об эстетике «Критика способности суждения» философ окончил в 1780 г. Кант размышляет над таким видом интуиции, который называет «рефлективной способностью суждения». Речь идет об отыскании по данному частному некоего формального общего. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это искусство. Только человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате достижения которых возникает мир культуры. Единый подход к природе и художественному творчеству на основе целесообразности – одна из основных идей «Критики способности суждения».

Суть эстетики Канта. У эстетического две стороны: с одной стороны - знание (это прекрасное), с другой –к мораль (это – возвышенное). Одна из важнейших заслуг Канта в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного . До него считалось, что красота даётся человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно быть чутким к красоте и обладать эстетическим чувством. Кант расчленил эстетическое на две части: прекрасное и возвышенное

По Канту возвышенное:

- можно обнаружить и в бесформенном предмете;

- удовольствие от возвышенного носит косвенный характер;

- и привлекает и отталкивает.

По Канту прекрасное:

- связано с чёткой формой;

- всегда привлекает.

Искусство Канта. Искусство, по Канту, - это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют «культуре способности души. Философ одним из первых в истории эстетики даёт классификацию изящных искусств .

Кант обнаруживает три вида изящных искусств:

- словесное (красноречие и поэзия);

- изобразительное (искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной видимости (живопись));

- искусство игры ощущений (опирается на слух и зрение).

Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества. Однако философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью – драму, поэзия в сочетании с музыкой – пение, пение в сочетании с музыкой – оперу и т.д.).

Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует гений, - воображение и рассудок. Четыре признака характеризуют «гений»:

1) это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;

2) созданное произведение должно быть образцовым;

3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;

4) «сфера» гения – не наука, а искусство.

Последний труд – «Антропология». В 1798 году Кант создал свою последнюю работу «Антропологию». Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям.

Структура этого произведения совпадает с общей системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три раздела в соответствии с тремя способностями души:

- познание;

- чувство удовольствия;

- способность желания.

Именно эти три особенности определили в своё время содержание трёх «Критик…». В «Антропологии» идеи критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его переживаниями, устремлениями, убеждениями. Полученный результат схематически выглядел следующим образом:

Философская система Канта в окончательном виде: интуиции отведено промежуточное место между рассудком и разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности суждения как средстве, «связующем обе части философии в одно целое». Кант пришёл к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путём апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы Канта – истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.

К концу XVIII века Кантом была создана система критической философии. Умер Кант 12 февраля 1804 года.

Заключение.

Жизнь Канта – это, прежде всего написанные им книги. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную учёность со светским лоском. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни – галантен. Жить для него значило работать. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов.

Природа наделяет человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал самого себя и в этом отношении он уникален.