Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине экономика природопользования на тему: «Особенности экономического регулирования природопользования в развитых странах» - реферат

Астраханский государственный технический университет

Реферат

по дисциплине

экономика природопользования

на тему:

«Особенности экономического регулирования природопользования в развитых странах»

Подготовила

ст-ка ИЭ АГТУ

гр. ДФФ – 31

Кропотина И. В.

Проверила:

Остроухова Е. С.

Астрахань 2006 г.

Содержание

Введение

1. Планирование природопользования

2. Платежи за природопользование

2.1. Федеральные налоги в системе природопользования

2.1.1. Налог на добычу полезных ископаемых

2.1.2. Плата за пользование водными объектами

2.1.3. Лесной налог

2.1.4. Экологический налог

2.2. Природоохранные мероприятия в США

2.2.1. Закон о специальном фонде

2.2.2. Закон о чистом воздухе

3. Экономические стимулы комплексного использования природных ресурсов.

Список литературы

Введение.

Тема моёго реферата: «Особенности экономического регулирования природопользования в развитых странах» очень актуальна на сегодняшний день.

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. В современном

рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами.

В данном реферате будут рассмотрены такие вопросы:

­ Каким образом можно регулировать природопользование в развитых странах?

­ Какие действия можно предпринять для устранения экологической опасности?

1. Планирование природопользования.

Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования и охране окружающей среды является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, возможно, в повышении ресурсного потенциала страны.

В условиях рыночных отношений цели планирования сохраняются. Новый подход к самостоятельности предприятий, переходящих от административных методов управления к экономическим перспективам коренного изменения, роли, функций и методов планирования. В настоящее время происходит процесс становления и поиска наиболее эффективных форм и методов планирования рационального природопользования.

С переходом на экономические методы управления качественно меняются задачи и функции планирования природопользования. Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за соблюдение законодательства об охране природы.

Основными экономическими стимулами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия через установление плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов являются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение (или не выполнение) плановых целей, а также выделение ресурсов в зависимости от уровня их выполнения и премирование за сохранение удельного расхода ресурсов. Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. При повышении цен на продукцию возрастает прибыль предприятия, благодаря чему оно материально заинтересовано в увеличении объема производства. Но если рост прибыли чрезмерный, то это может ослабить заинтересованность трудового коллектива в экономии производственных затрат. Увеличение издержек производства наряду с уменьшением прибыли ослабляет роль цены, стимулирующая функция которой пропорциональна размеру обеспечиваемой ею прибыли. Поэтому в настоящее время осуществляется работа по приведению в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат к отражению в них наиболее полной оценки живого труда и природных ресурсов, а также расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность использования современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т. п. По мере формирования рынка роль цены будет пересматриваться. Использование финансирования и кредитования как действенных рычагов экономического управления вытекает из их сущности как совокупности распределительных отношений, осуществляемых в денежной форме и обеспечивающих реализацию экономических интересов всех участников хозяйственного производства.

2. Платежи за природопользование.

В практике существует некоторая система платежей за природопользование. В систему платежей за природопользование вошли: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.

С каждым годом растут затраты на воспроизводство природных ресурсов и на природоохранные мероприятия. В настоящее время источники и методы финансирования этих мероприятий связаны в единую систему. Созданы экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фондов предприятий являются:

· амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда;

· часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности;

· кредиты, субсидии территориальных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду;

· другие источники.

Средства экологического фонда предприятия расходуются под контролем органов охраны природы. Ресурсы природоохранного фонда используются по согласованию с природоохранными органами на совершенствование основного производства, обеспечивающее снижение вредного воздействия предприятия на окружающую среду. Источниками средств территориальных экологических фондов являются платежи предприятия за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, от выпуска природоохранных займов, субсидии из бюджета, целевые местные налоги, добровольные взносы, проценты за природоохранные кредиты. Влияние кредита на эффективность функционирования хозяйственного механизма, в том числе и экономического давления природопользованием достигается, с одной стороны за счет применения его для перераспределения денежных ресурсов между различными звеньями народного хозяйства, а с другой - за счет стимулирования на его основе рационального использования этих ресурсов. Применительно к обеспечению охраны природы и рационального использования природных ресурсов кредит может служить дополнительным источником финансирования ресурсосберегающих мероприятий. Стимулирующее действие кредита заключается в том, что он предоставляется в зависимости от результатов работы предприятий. При этом учитывается степень выполнения последними производственных планов и, наконец, накоплений, состояние экономики и финансов, своевременное и полное выполнение обязательств в части погашения кредитов. Особую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональным природопользованием играет материальное стимулирование.

Применяемые долгое время командно-административные методы управления народным хозяйством ориентировали предприятия на эксплуативный рост промышленного производства, добычи полезных ископаемых, использования сельскохозяйственных площадей, и т. п. Экономические рычаги оптимизации природопользования были малоэффективны, система санкций за загрязнение окружающей среды не стимулировала охрану природы. Другими словами, в сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, своего труда.

Перевод предприятий на работу в условиях налогообложения прибыли изменяет содержание экономического механизма рационального природопользования. Балансовая прибыль предприятия, а, следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряжении, прямо зависят от уровня использования им резервов увеличения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль зависит от вредного воздействия в результате хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все источники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих природоохранную деятельность. Так, поощрительные выплаты устанавливаются: за снижение выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду по сравнению с установленными нормативами - в размере нормативной оценки предотвращенного ущерба. Эти поощрительные выплаты предлагаются производить из средств (природоохранных фондов) федеральных и местных бюджетов; за сверхнормативное снижение забора воды из водных источников - в размере 75% действующего тарифа; за повышение кадастровой (балльной) оценки сельскохозяйственных земель и лесов в результате проведения соответствующих природоохранных (противоэрозионных, лесоохранных, восстановительных) мероприятий из средств, накапливаемых в порядке возмещения потерь сельского хозяйства от изъятия земель из сельскохозяйственного оборота и в фонд платы за лесопользование. Предусмотрены и другие поощрительные выплаты. Важное значение при работе предприятий в условиях налогообложения прибыли имеет система налоговых льгот от экологичности хозяйственной деятельности, которая значительно стимулирует природоохранную деятельность предприятий.

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются

в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м2 воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из хозрасчетного дохода предприятий-нарушителей.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощрительного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природопользования.

Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. При этом за превышение допустимых объемов выбросов (сбросов, размещения) загрязняющих веществ платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на предотвращение загрязнения.

Анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки экономических и организационных мер, которые позволят достичь реальных результатов в решении проблемы рационального природопользования. На это направлены усилия многих экономистов.

2.1. Федеральные налоги в системе природопользования.

В системе федеральных налогов взимаются платежи, связанные с использованием природных ресурсов (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, лесной и экологический налог). Установление платежей за природные ресурсы преследует цели экономического регулирования и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Таким образом, платежи за природные ресурсы направлены на выполнение как фискальной, так и экономической функции.

Они призваны оказывать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки. В настоящее время развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы РФ становятся одним из главных факторов роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми.

2.1.1. Налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых введен взамен регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

В соответствии с гл.26 НК РФ налогоплательщикам налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 г.№57-ФЗ):

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основе международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения;

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые непосредственно для личного потребления;

2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;

4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в общеустановленном порядке;

5) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

6) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

При этом полезным ископаемым признается продукция, которая должна являться, во-первых, продукцией добывающих отраслей промышленности, содержащейся в минеральном сырье, и, во-вторых, продукцией, по своему качеству соответствующей действующим стандартам РФ (государственному, региональному и международному стандартам, а также стандарту отрасли).

В соответствии со ст.337 гл.26 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются:

1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

2) торф;

3) углеродное сырье (нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений и др.);

4) товарные руды (черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения, многокомпонентные комплексные руды);

5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

6) горно-химическое неметаллическое сырье (карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);

7) битуминозные породы;

8) сырье редких металлов (рассеянных элементов), в частности индий, кадмий, теллур, таллий, галлий, а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

9) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известняковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий и др.);

10) кондиционный продукт пьезооптического и особо чистого кварцевого сырья, а также камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);

11) природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных , россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни;

12) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов;

13) соль природная и чистый хлористый натрий;

14) подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также терминальные воды.

2.1.2. Плата за пользование водными объектами.

В целях рационального использования природных ресурсов в РФ с 1998 г. введена плата за пользование водными объектами. Понятие «водный объект»› определено Водным кодексом РФ: водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

В период с 1982 по 1998 г. в системе ресурсных платежей также существовала плата за воду. Однако ее бюджетообразующая роль была весьма низкой, так как взималась плата только за воду, забранную из водохозяйственной системы. Поскольку тарифы за 1 м³. потребляемой воды были символическими по своей величине, этот платеж не оказывал влияние на финансовое состояние плательщика. Введение платы за воду было призвано устранить эти недостатки.

Налогоплательщиками платы за пользование водными ресурсами (в соответствии с НК РФ −водный налог) выступают юридические лица и объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используют для получения тепловой энергии).

Не является объектом налогообложения за пользование водными объектами забор воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических граждан (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 г. № 111−ФЗ).

2.1.3. Лесной налог.

Лесной доход представляет совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающие лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, переданный в аренду. В НК РФ плата за пользование лесным фондом носит название лесного налога. Являясь доходным источником бюджета, лесной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины. Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати (плата за право пользования лесным фондом).

Лесные подати являются платой, взимаемой за:

­ древесину, отпускаемую на корню;

­ заготовку живицы, лесных второстепенных материалов;

­ сенокошение;

­ пастьбу скота;

­ промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья;

­ размещение ульев и пасек и за другие виды лесного побочного пользования;

­ пользование лесным фондом для охотничьего хозяйства;

­ пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, является: лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде, а также в насаждениях, не входящих в лесной фонд (юридические лица, включая иностранных и физических лиц, обладающие правом пользования лесным фондом).

Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Объектом обложения лесными податями является объем древесины на корню, отпускаемой лесопользователям. Плата за древесину, отпускаемую на корню, исчисляется владельцами лесного фонда на основе ставок лесных податей и указывается в лесорубочном билете (ордере). Лесорубочные билеты (ордера) должны быть получены лесопользователями до начала работ по заготовке древесины на разрешенных площадях (лесосеках).

Владельцами лесного фонда являются лесхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, национальные природные парки, учебные и лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства в лесном фонде РФ.

Субъекты Федерации могут направлять в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесов, развитию социальной сферы организаций лесного хозяйства до 50% сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины, а также возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.

2.1.4. Экологический налог.

Одним из источников финансирования расходов государства на охрану окружающей среды являются плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнений (согласно НК РФ− экологический налог).

Субъектами налогообложения являются российские организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые связанные с природопользованием виды деятельности на территории РФ. Расчет платы производится в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 27.09.2000 г. № 726.

2.2. Природоохранные мероприятия в США.

Американская политика, направленная на борьбу с загрязнением окружающей среды, включает целый комплекс законов, подзаконные акты, налоги, рынки прав на загрязнение и финансируемые государством очистительные программы. Большинство мер вызвано тем, что появилось множество источников загрязнения и тысячи специфических веществ, которые выбрасываются в воздух, воду или на мусорные свалки. Мы выбрали для анализа три компонента этой политики: Закон о специальном фонде 1980 г., Закон о чистом воздухе 1990 г. и стимулирование переработки отходов.

2.2.1. Закон о специальном фонде.

До принятия закона о специальном фонде 1980 г. компании избавились от химических отходов, накапливая их рядом со своими заводами, сбрасывая в ближайшие водоёмы или платя за их перевозку в специально отведённые места для уничтожения. Как только токсичные отходы увозили с территории завода, производители больше не несли за них никакой ответственности. Многие люди и фирмы, перевозившие ядовитые отходы, хранили их в протекающих контейнерах или сбрасывали на частных и государственных свалках.

Для решения проблемы токсичных отходов Закон о специальном фонде установил прямой контроль, специальные налоги и правовые нормы ответственности. Он утвердил контроль федеральных властей над заражёнными участками и ответственность фирм-производителей за нарушение правил сброса отходов, а также возложил ответственность на тех, кто вывозит и сбрасывает эти отходы. Кроме того, по этому закону производители токсичных химикатов облагались налогом, доходы от к5оторого стали поступать в специальный фонд и использоваться Управлением по охране окружающей среды для финансирования очистки 1250 участков с токсичными отходами. Когда начинаются работы по дезактивации, федеральное правительство возбуждает иски, пытаясь возместить все или часть расходов.

Оказалась ли продуктивной идея, заложенного в формировании специального фонда? С одной стороны, налог на производителей химических товаров принёс миллиарды долларов. Кроме того, были очищены места сброса самых токсичных отходов. Это положительные результаты. Но, с другой стороны, есть и отрицательный. Специальный фонд стал ареной политической борьбы за проведение «общественных работ». Политики начали бороться между собой за то, чтобы их родной штат или местные свалки попали в список на очистку и заняли в нём приоритетные позиции. Дезактивация территорий с токсичными отходами не только ликвидирует опасности для здоровья, но также приносит доходы и создаёт рабочие места в очищаемом районе.

Необходимыми многочисленными исследованиями, слушания и обращения для того, чтобы решить вопрос о масштабе и методе очистки каждого участка. Этот процесс занимает много времени и имеет неприятный побочный эффект: «выкачивает» огромные суммы из специального фонда. Отчёты показывают, что миллионы долларов ушли на сомнительные накладные расходы, которые частные подрядчики переложили на правительство. Гонорары адвокатам и другие судебные издержки резко возросли. Фирмы опротестовывают иски правительства, возбуждают иски друг против друга, чтобы установить ответственность, и против своих страховых компаний. Ставки высоки, потому что общая стоимость очистительных мероприятий оценивается в 100 млрд. дол. Например, в 1994 г. предприятие и правительство затратили на очистку 13 млрд. дол., три из которых составляли гонорары адвокатов.

За 14 лет фактически были дезактивированы только 220 из 1250 участков с токсичными отходами, находящихся в списках специального фонда. Сейчас работы ведутся ещё примерно на 600 территориях. Столь низкие темпы работ и судебные проволочки заставили Конгресс пересмотреть Закон о специальном фонде с целью более чёткого определения ответственности за проведение очистительных мероприятий. В 1994 г. Конгрессу был предложен новый закон, по которому сокращается число правонарушений, подлежащих рассмотрению в суде, и изменяются требования к очистительным мероприятиям.

2.2.2. Закон о чистом воздухе.

В американской политике, направленной на борьбу с загрязнением воздуха, всегда преобладал прямой контроль, т.е. были установлены единые нормы, или пределы допустимого выброса загрязняющих веществ. Закон о чистом воздухе 1990 г. продолжил эту традицию, но он также ввел ограниченный рынок прав на загрязнение. Рассмотрим пять основных положений этого закона.

1. Загрязнение воздуха токсичными отходами. Заводы и фирмы должны установить «максимальное количество контрольного оборудования», чтобы на 90% уменьшить выбросы 189 ядовитых химических веществ.

2. Городской смог. Загрязнение, вызывающее смог примерно в 100 городах. Необходимо сократить в течение шести лет на 15%, а потом ежегодно уменьшать на 3%, пока качество воздуха не будет отвечать установленным стандартам.

3. Транспортные средства. Автомобильные выхлопы – основная причина смога в городах – должны были быть сокращены с 30 на 60% к 1998 г. Кроме того, по этому закону в девяти городах с самым высоким уровнем смога следует продавать наиболее чистые сорта бензина. К 1999 г. 300 тыс. автомобилей Лос-Анджелеса должны заправляться альтернативными видами топлива.

4. Истощение озонового слоя. К 1998 г. должны были сократить на 50 % использование фреонов, которые истощают озоновый слой. Акцизный налог на фреоны, хотя и не вводится этим законом, но поможет в достижении данной цели.

5. Кислотные дожди. Чтобы кислотные дожди перестали портить природу, электростанции, работающие на угле, должны почти наполовину сократить ежегодные выбросы двуокиси серы. По этому закону формируется рынок прав на загрязнения. Закон разрешает предприятиям коммунального обслуживания покупать у правительства кредиты на выброс. Возможно, некоторые предприятия коммунального обслуживания сократят выбросы двуокиси серы сверх установленной нормы. В таком случае они смогут продать свои кредиты на выбросы другим предприятиям, которые предпочтут этот более дешёвый способ, а не дорогостоящую установку дополнительного оборудования для контроля за загрязнением.

3. Экономические стимулы комплексного использования природных ресурсов.

Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов.

В горнорудной промышленности в состав статей при регулировании себестоимости продукции исходя из доходов от обогащения включаются следующие статьи:

I при производстве щебня, вырабатываемого из скальных пород - сырье (стоимость израсходованной на изготовление щебня, исходя из среднегодовой плановой себестоимости 1 м2 ), себестоимость передела переработки щебня, общекомбинатские и внепроизводственные расходы;

II при реализации отходов обогащения, песка - затраты по подготовке к реализации;

III внепроизводственные расходы.

Дополнительная прибыль от снижения против установленных норм потерь полезных ископаемых при переработке и обогащении определяется на основе оценки сэкономленного объема сырой руды по плановой себестоимости добычи.

В развитие этого подхода разработана методика стимулирования комплексного и рационального использования полезных ископаемых, позволяющая в большей степени экономически заинтересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реализации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном порядке.

Список литературы.

1. Авраменко И. М. «Международное экологическое право»; Ростов на дону 2005 г.

2. Константинов В. М. «Экологические основы природопользования»; М. 2001 г.

3. Лотош В. Е. «Экология природопользования» Екатеринбург; 2000г.

4. Макконнелл К. Р. Брь С. Л. «Экономикс» том 2.; М. 2003 г.

5. Пансков В. Г. «Налоги и налогообложение в РФ»; М 2004 г.

6. «Экология и экономика природопользования» под ред. Гурисова Э. В.; М. 1998 г.