Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы Для студентов иэутс заочной формы обучения

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минтранс России)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(Росавиация)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Л О Г И С Т И К А

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

Для студентов ИЭУТС заочной формы обучения
специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорта)»
специализации управление финансами предприятия

Санкт-Петербург

2009


2

Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом Университета

Ш 87 (03)

ЛОГИСТИКА: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет ГА. С.–Петербург, 2009.

Издаются в соответствии с программой дисциплины «Логистика» (8-й семестр).

Содержат рекомендации по изучению дисциплины, написанию и оформлению контрольной работы.

Предназначены для студентов ИЭУТС заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорта)» специализации управление финансами предприятия.

Ил. 4, табл. 12, библ. 10 назв., прилож. 2.

Составители:

Н.П. Ленец, канд. воен. наук, доц.

А.Е. Авраменко, доц.

П.Н. Ленец, асп.

Рецензент А.В. Бобылев, канд. техн. наук, доц.

©Университет гражданской авиации, 2009


3

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и задачи изучения дисциплины, место дисциплины

Цель изучения дисциплины – усвоение теоретических основ и практических методов планирования, организации и контроля движения материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков в системе рыночной экономики, обеспечивающей предприятию успешное поступательное развитие в условиях воздействия факторов конкурентной среды.

Задачи изучения дисциплины :

· уяснение философии и концепции логистики как эффективной системы рыночного управления фирмой;

· изучение теоретических положений, раскрывающих процесс создания и поддержания функционирования логистических систем на предприятии;

· овладение навыками анализа рыночной информации и формирования эффективных логистических стратегий управления предприятием.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Дисциплина является основной, раскрывающей закономерности поведения организации в среде конкурентного предпринимательства.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных циклов, дисциплин «Основы логистики», «Технология перевозок», «Транспортно-экспедиторское обслуживание», а также блока финансовых дисциплин.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при изучении дисциплин специализации, а также при дипломном проектировании.

4

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен:

знать :

− виды, формы, функции и основные подходы современной логистики;

− теорию логистики транспортной деятельности государства и конкретного предприятия, подходы к транспорту как части логистической цепи;

− информационные потоки и логистическую информационную систему;

− содержание, задачи и принципы логистической деятельности транспортной компании, ключевые и поддерживающие функции транспортно-логистических систем;

− логистический инструментарий и характер его применения на рынке транспортных услуг для повышения их конкурентоспособности;

− логистическое проектирование транспортно-экспедиторской деятельности и организацию логистического управления предприятием;

уметь:

− анализировать запросы потребителей, действия конкурентов, возможности фирмы и внешние факторы для осуществления эффективного бизнеса;

− осуществлять анализ функционирования транспортно-экспедиторской деятельности, информационного и транспортного обеспечения транспортно-логистических систем, самостоятельно решать транспортно-производственные задачи с учетом особенностей транспортно - логистических систем различных видов транспорта и их взаимодействия;

− формировать цели, выбирать критерии (параметры) и принимать логистические решения для системы доставки грузов;

− моделировать ситуации транспортного обслуживания и прогнозировать надежность логистической системы пассажирских перевозок;

5

− пользоваться необходимым инструментарием, обеспечивающим достижение логистических целей на всем пути движения материального и информационного потоков - от стадии закупки входных ингредиентов до стадии распределения готового продукта и доставки его потребителю;

ознакомиться :

− с методикой проведения логистических исследований;

− с принципами формирования системного представления об отечественном и зарубежном опыте повышения экономической эффективности деятельности грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов;

− с предпосылками создания и реализацией в РФ комплексной системы развития международных коридоров.

При изучении материала дисциплины студенту необходимо выполнить контрольную работу.


6

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа

Программа дисциплины включает 5 тем.

Темы имеют сквозную нумерацию. Каждая тема включает несколько лекций, раскрывающих теорию рассматриваемых в них вопросов.

Тема, как правило, заканчивается практическим занятием.

Такой принцип построения дисциплины предполагает необязательность строгой последовательности изучения тем, давая возможность студенту самостоятельно определять порядок усвоения материала исходя из уровня своей подготовленности и ориентированности на конечный результат.

Распределение часов по дисциплине

Вид учебной работы

Всего, ч

Семестры

9

10

Общая трудоемкость дисциплин

181

80

101

Аудиторные занятия

84

40

44

Лекции

46

24

22

Практические занятия

38

16

22

Самостоятельная работа

97

40

57

Виды итогового контроля

Зачет и экзамен

Зачет

Экзамен

Структура тем дисциплины

Тема 1. Введение. Понятийный аппарат логистики. Современная логистическая система рыночного товародвижения.

Тема 2. Управление запасами в логистических системах. Оптимальный выбор параметров поставок.

Тема 3. Управление материальными и информационными потоками в распределенных логистических системах. Управление закупками, логистика складирования.

Тема 4. Транспортные задачи в логистике. Задачи определения оптимальных маршрутов.

7

Тема 5. Производственная логистика. Современные логистические концепции.

Тематический план дисциплины

Лекции образуют теоретическую основу обучения и дают систематизированные знания по предмету, раскрывают содержание логистики как науки и ее методику применение в практической деятельности.

В лекциях концентрируется внимание студентов на наиболее важных, узловых вопросах анализа и достижения логистических целей на всем пути движения материального и информационного потоков - от стадии закупки входных ингредиентов до стадии распределения готового продукта и доставки его потребителю.

Лекции призваны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствуют накоплению фундаментальных знаний и развитию творческого мышления.

В первой теме рассматривается понятийный аппарат логистики, определяется понятие логистической системы рыночного товародвижения.

Определяются методология логистики как науки, ее основные логистические концепции. Рассматриваются понятие и структура современной логистической системы, ее элементы и их взаимосвязь: материальный поток, логистические операции, канал, участники логистической системы, объекты логистического управления.

Знакомство с логистикой материально-технического снабжения, производственной логистикой, логистикой менеджмента, распределительной логистикой и внутрипроизводственными логистическими системами.

Рассматривается место и роль транспорта в логистических системах, исследуется взаимосвязь логистической инфраструктуры товарного рынка и рынка транспортных услуг. Штриховое кодирование как основа идентификации

8

элементов материального потока и управления в логистических системах, виды и структура кодов.

В теме два анализируется управление запасами в логистических системах. Осуществляется постановка задачи управления запасами, формируется базисная динамическая модель управления запасами, вводятся понятия «оптимальный объем заказа» и «точка заказа». Рассматривается базисная модель при допустимых просрочках поставок, определяются оптимальные параметры заказа. Анализируется чувствительность моделей управления запасами и определяется точка заказа при случайном характере спроса. Исследуется процесс управления запасами по переменным «уровень-период».

Управление многопродуктовыми запасами, АВС-анализ запасов. Оптимальный выбор параметров многопродуктовой поставки, учитываются затраты на хранение и доставку продукции с учетом грузовместимости транспортных средств. Выбор оптимального вида перевозки и транспортных средств, используемых для доставки грузов.

В третьей теме рассматриваются вопросы управления материальными и информационными потоками в распределительных логистических системах. Основное внимание уделено вопросам управления закупками и логистике складирования.

Четвертая тема посвящена решению задачи о коммивояжере, вопросам оптимального планирования перевозок для авиакомпании с вертолетным парком. Исследуется задача завоза-вывоза грузов с грузового терминала аэропорта.

В пятой теме рассматриваются вопросы управления производственными логистическими концепциями: «точно в срок», «Канбан», «толкающие и тянущие системы», системы МПР и МПР2, распределительная система ДПР, «тощее производство».

9

Изучаются логистика производственных процессов, организация материальных потоков в производстве, логистика распределения и сбыта, логистика сервисного обслуживания.

Тематический план практических занятий

Практическими занятиями завершается изучение отдельных тем дисциплины. Каждое занятие служит для проверки качества усвоения теоретического материала данной темы и включает ряд заданий различного уровня сложности.

Сложность вопросов, тестов, упражнений и задач такова, что для их решения студенту, как правило, достаточно изучить материал учебника (электронного учебника).

Бюджет времени, необходимый для выполнения заданий, не превышает количества часов, отводимых учебным планом дисциплины, с учетом времени для самостоятельной работы студента.

Далее приводятся номера тем и наименования соответствующих им практических занятий в той последовательности, в которой они находятся в тематическом плане дисциплины.

Тематика и продолжительность практических занятий

Номера тем

Тема практического занятия

Отведенное время, ч

Тема 1

Штриховое кодирование как основа для идентификации элементов материального потока и управления в логистической системе. Виды и структура кодов

4

Тема 2

Управление однопродуктовыми запасами

Расчет параметров многопродуктовых поставок

Выбор оптимального вида перевозки и транспортных средств, используемых для доставки грузов

4

4

4

Тема 3

Управление закупками

Логистика складирования товаров на базах и складах

4

4

10

3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. -249с.

2. Основы логистики: Уч. для вузов / Под ред. Миротина Л.Б. и Сергеева В.И. – М.: ИНФРА, 1999. -200с.

3. Палагин Ю.И. Логистика: Уч. пособие / Академия ГА. – СПб., 2001. -90с.

4. Мочалов А.И., Палагин Ю.И. Системы автоматической идентификации в транспортной логистике: Уч. пособие / Академия ГА. - СПб., 1998. -90с.

5. Палагин Ю.И., Семенюта А.А., Тарамыко А.Е. Оптимизация транспортных процессов в логистических системах: Уч. пособие / Академия ГА. – СПб., 2001. -90с.

Дополнительный

6. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика. В 2 ч.: ч.1. – М.: Машиностроение, 1996. –246с.

7. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика. В 2 ч.: ч.2. – М.: Машиностроение, 1996. –96с.

8. Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993.

9. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. – М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2006.

10. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. – М.: ЮНИТИ, 2003.

Журналы Логистика, Логинфо, Транспорт, Бюллетень транспортной информации, Перевозчик, Международные автомобильные перевозки, Автомобильный транспорт, Международный экспедитор.

Сайты http://www.msn.com/; http://yas.yuna.ru/ .

11

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе освоения «Логистики» как научной дисциплины обучающиеся руководствуются общими требованиями подготовки к занятиям с учетом особенностей заочной формы обучения.

Вначале самостоятельно изучается теоретический материал, представленный в электронном учебнике в виде разделов, структурированных по темам и отдельным лекциям.

Отдельная тема представляет собой вполне самостоятельный, четко очерченный в содержательном отношении комплект теоретических сведений и практических рекомендаций, раскрывающих определенную, относительно независимую в смысловом плане часть изучаемой дисциплины.

Представление по разделам и предлагаемая последовательность их изучения рационально структурирует весь массив учебного материала в его логической взаимосвязи.

Представление дисциплины по разделам позволяет отойти от традиционного жесткого линейного построения обучающей программы в сторону более гибкого программирования обучения. Это достигается путем использования принципа ветвления учебных элементов в соответствии с их содержанием, характером взаимодействия и динамикой отражаемых ими рыночных процессов с целью предоставления на этой основе студенту определенной свободы выбора рациональной траектории усвоения материала с учетом его уровня подготовки и профессиональной ориентации.

Данный методологический подход направлен на повышение качества образовательного процесса, повышение его эффективности и, что, на наш взгляд, немаловажно, на индивидуализацию обучения и оптимизацию временных ресурсов обучающихся при работе с учебным материалом.

12

В данном учебном курсе принцип формирования дисциплины по разделам использован лишь в самом общем плане, на уровне формирования основных информационных блоков дисциплины.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общие указания. Тема контрольной работы и постановка задачи

В ходе изучения дисциплины студенты обязаны выполнить контрольную работу. Разработка контрольной работы осуществляется в часы, отведенные для самостоятельной работы.

Контрольная работа является завершающим этапом изучения дисциплины. Подготовку к написанию контрольной работы целесообразно начинать с изучения соответствующей литературы. В ходе выполнения контрольной работы студенты должны глубоко изучить материалы данной и смежных дисциплин, проанализировать и обобщить знания, касающиеся вопросов создания и функционирования логистических систем, усвоить и быть готовыми применять полученные знания на практике.

В контрольной работе студенты должны показать знание темы, выполнить требуемые расчеты и сделать обоснованные выводы.

В качестве рабочих материалов следует использовать монографии, научные статьи, результаты исследований, статистические данные, другую литературу и фактические данные работы транспортных предприятий.

Если по тексту работы приводятся выдержки из нормативных или иных документов, цитаты и цифровой материал, то их следует сопровождать сносками с указанием источников данных, приведенных в работе.

Объем работы 10-20 страниц (А4) машинописного текста, шрифт Times New Roman, Arial или Verdana, размер 12-14.

13

Контрольная работа должна содержать титульный лист (прилож. 1); содержание; введение; основную часть с расчетами, выводы по контрольной работе и используемый библиографический список (прилож. 2).

Методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы приведены в «Методических рекомендациях по выполнению и оформлению курсовой (контрольной) работы, реферата».

Тема контрольной работы «Управление запасами. Расчет параметров поставок ».

Студент получает задание на подготовку предложений по управлению запасами товаров на складе (затраты на поддержание запасов) и оптимизации поставок данных товаров (период пополнения, объем партии заказов по каждому наименованию товаров, вид перевозки и т.д.).

Исходные данные для выполнения контрольной работы определяются последней и предпоследней цифрами шифра зачетной книжки студента.

Преподаватель может по своему усмотрению выдавать иной вариант исходных данных.

Исходные данные

Характеристика склада

Имеется складское помещение для бесстелажного хранения продукции в ящичной таре. Площадь склада S определяется по последней цифре шифра зачетной книжки студента (табл. 1, гр. 1 и 2).

Арендная плата, руб./м2 в год, определяется по последней цифре шифра зачетной книжки студента и составляет Сар (табл. 1, гр. 1 и 3).

Коэффициент использования складских площадей принимается k =0,4…0,8. Этот же коэффициент применяется при определении загрузки кузова автомобиля или вместимости контейнера (табл. 1, гр. 1 и 4).

14

Таблица 1

Шифр

Площадь склада
S , м2

Арендная
плата Сар , руб./м2 в год

Коэффициент использования складских площадей k

Процент изменения значений исходных данных Δ

1

2

3

4

5

0

2000

4000

0,5

+ 10

1

2100

3800

0,6

- 10

2

1900

4100

0,8

0

3

1950

4200

0,7

+ 5

4

2150

3900

0,8

- 5

5

1850

4250

0,5

+ 15

6

2050

4050

0,6

- 15

7

2200

3950

0,7

0

8

1900

4150

0,4

+ 10

9

1800

3850

0,7

- 10

Характеристика товара

Рассматриваются четыре вида товаров:

· Пиво «Tuborg», первый тип товара, поставляется в ящиках первого типа.

· Вино «Risling», второй тип товара, поставляется в ящиках второго типа.

· «Советское шампанское» полусладкое, третий тип товара, поставляется в ящиках третьего типа.

· Пиво «Holshten», четвертый тип товара, поставляется в виде транспортного пакета на поддоне (паллете).

Товар размещается на складе штабелями, высота штабелирования – n ярусов. Высота яруса равна высоте ящика или транспортного пакета. В работе принять, что транспортные пакеты штабелируются в 2 яруса, ящики в 4…5 ярусов: если последняя цифра шифра зачетной книжки студента четная (включая «0») – то 4, если нечетная – 5 ярусов.

Габариты товара (а – ширина, b – длина, с – высота, м) и закупочная цена у поставщика товаров приведены в табл. 2.

15

Таблица 2

Тип товара

Единица поставки

Вмести-мость, ед.

Параметры, м

Цена единицы товара по закупке у поставщика U , руб./ящик; руб./паллету

а

b

c

1

2

3

4

5

6

7

1

Ящик

20

0,50

0,60

0,3

150

2

Ящик

12

0,35

0,45

0,4

540

3

Ящик

8

0,30

0,30

0,3

500

4

Паллета

540

1,20

0,80

1,2

3150

Примечание. Значение Δ определяется из табл. 1, гр. 1 и 5, в виде процентного изменения значения цены по закупке. Например, если в гр. 5 табл. 1 для последней цифры шифра зачетной книжки студента «0» стоит значение «+10», то это значит, что все значения гр. 7 табл. 2 необходимо увеличить на 10 %, например, для первого типа товара это составит

150·(1 + 10 / 100) = 150·(1 + 0,1) = 150·1,1 = 165 руб./ящик.

Характеристика спроса на товар

Определяется по предпоследней цифре шифра зачетной книжки студента.

Все товары укладываются в соответствующие ящики или транспортный пакет. Спрос по каждому наименованию - детерминированный, интенсивность λ изменяется в пределах 0…50 (табл. 3, гр. 2, 3, 4 и 5).

Таблица 3

Шифр

Интенсивность спроса на товар λ , ящиков/сут., паллет/сут.

первый

второй

третий

четвертый

1

2

3

4

5

0

15

20

40

7

1

10

12

18

3

2

35

15

6

5

3

11

8

16

1

4

10

17

11

3

5

21

15

25

3

6

15

26

11

7

7

21

16

3

9

8

7

21

27

5

9

27

13

7

13

16

Характеристика используемых транспортных средств

Характеристика транспортных средств приведена в табл. 4.

Таблица 4

Параметры

Автомобили

Железнодорожные контейнеры

«Газель»

ЗИЛ

«Scania»

20-футовый

40-футовый

Длина А , м

2,5

4

12,0

6,0

12,0

Ширина B, м

2,0

2

2,0

2,4

2,4

Высота H , м

2,0

2

2,5

2,5

2,5

Для доставки товаров от поставщика внутри города используется автомобильный транспорт (рис. 1).

Промежуточный

склад получателя

. . .


Рис. 1

Для междугородных перевозок применяется как автомобильная, так и контейнерная железнодорожная перевозка (рис. 2).


Рис. 2

При расчетах стоимости доставки грузов принять стоимость автомобильной перевозки (табл. 1, гр. 5):

для автомобиля «Газель» СГаз = 10·(1 + Δ / 100) руб./км;

для автомобиля ЗИЛ СЗИЛ = 16·(1 + Δ / 100) руб./км;

17

для автомобиля «Scania» С Sc = 22·(1 + Δ / 100) руб./км.

Стоимость железнодорожной контейнерной перевозки дана в табл. 5.

Таблица 5

Расстояние, км

Тарифы на железнодорожные контейнеры, руб.

20-футовый

40-футовый

0000…0050

2800

3750

0051…0220

3125

4250

0221…0390

3375

4750

0391…0570

3625

5000

0571…0760

3875

5250

0761…0920

4125

5500

0921…1100

4375

6000

1101…1300

4625

6500

1301…1450

4875

7000

1451…1600

5125

7500

1601…1800

5375

8125

1801…2000

5625

8750

2001…2200

5875

9375

2201…2400

6125

10000

2401…2700

6375

10750

2701…2900

6625

11625

2901…3100

6875

12250

3101…3300

7125

12750

3301…3500

7375

13250

Стоимость доставки контейнеров с помощью контейнерных шасси:

пустого - = 16·(1 + Δ / 100) руб./км и = 20·(1 + Δ / 100) руб./км;

полного - = 20·(1 + Δ / 100) руб./км и = 24·(1 + Δ / 100) руб./км.

Оплата за автомобильный рейс производится в двух направлениях, т.е. «холостой рейс» также входит в цену доставки.

18

Расстояние доставки

Склад компании находится в Санкт-Петербурге. Поставщик товара для каждого студента определяется по последней цифре суммы предпоследней и последней цифр шифра зачетной книжки студента (табл. 6). Например, если две последние цифры шифра зачетной книжки студента 23, то расположение поставщика определяется как 2 + 3 = 5 и соответствует городу Краснодар. Расстояние от склада в Санкт–Петербурге до склада поставщика определяется студентом самостоятельно, с точностью до десятков километров.

Таблица 6

Шифр

Пункт размещения склада поставщика

0

20 км от железнодорожного терминала г. Мурманск

1

40 км от железнодорожного терминала г. Архангельск

2

25 км от железнодорожного терминала г. Астрахань

3

50 км от железнодорожного терминала г. Самара

4

30 км от железнодорожного терминала г. Саратов

5

35 км от железнодорожного терминала г. Краснодар

6

40 км от железнодорожного терминала г. Екатеринбург

7

20 км от железнодорожного терминала г. Волгоград

8

25 км от железнодорожного терминала г. Новороссийск

9

50 км от железнодорожного терминала г. Ярославль

Рекомендуемый порядок выполнения контрольной работы

1. Исходя из последней и предпоследней цифр шифра зачетной книжки студента выбрать:

· площадь складского помещения S (табл. 1, гр. 2);

· арендную плату Сар (табл. 1, гр. 3);

· коэффициент использования складских помещений или загрузки кузова, контейнера k (табл. 1, гр. 4);

19

· высоту штабелирования ящиков в ярусы п из характеристик товара;

· габариты тары (a , b , c ) и вместимость для каждого типа товара (табл. 2, гр. 2-6);

· закупочную цену товара у поставщиков U (табл. 2, гр. 7);

· процент изменения закупочной цены товара у поставщиков и стоимости доставки автомобильным транспортом Δ (табл. 1, гр. 5);

· интенсивность спроса на товар λ (табл. 3, гр. 2-5);

· место расположения поставщика товара (табл. 6);

· стоимость доставки грузов на километр пути для автомобилей «Газель», ЗИЛ и «Scania»;

· типы используемых транспортных средств и тарифы на перевозку (табл. 4 и 5).

2. Определить вместимость склада G скл по таре i -го типа (ящики, паллеты) по формуле:

3. Определить стоимость хранения h единицы товара i -го типа (ящика, паллеты) по зависимости:

где T раб число рабочих дней в году, T раб = 365 дней.

4. Определить расстояние l от склада в Санкт–Петербурге до склада поставщика. Источники – таблицы расстояний, карты (схемы) маршрутов и т.д.

Точность – до десятков километров.

5. Определить стоимости доставки с использованием различных транспортных средств.

20

Стоимость доставки грузов (КГаз , КЗИЛ , К Sc ) автомобилями «Газель», ЗИЛ и «Scania» соответственно (рис. 3) определяется по зависимостям

l

Рис. 3

Стоимость доставки грузов комбинированным способом (К 20ф , К 40ф ) с использованием 20- или 40-футовых контейнеров (рис. 4) производится по зависимостям

где l СПб – расстояние от склада до железнодорожного терминала в Санкт – Петербурге, км;

l Г - расстояние от склада поставщика до железнодорожного терминала в ГОРОДЕ (табл. 6);

Склад в СПб

Склад поставщика


l СПб l Г

Автомобиль с загруженным

Контейнер

контейнером

Ж/д станция

l

Рис. 4

, , , – стоимость доставки контейнеров (20- или 40-футового) с помощью контейнерных шасси соответственно пустого и полного;

21

, – стоимость доставки 20- или 40-футового контейнеров на участке Санкт – Петербург – ГОРОД (табл. 5).

6. Определить оптимальное значение периода пополнения запасов при доставке j - м видом транспортного средства Топт по зависимости

где индекс j соответствует:

j = 1 - соответствует автомобилю «Газель»,

j = 2 – автомобилю ЗИЛ,

j = 3 – автомобилю «Scania»,

j = 4 – 20-футовому контейнеру,

j = 5 - 40-футовому контейнеру.

Полученные значения периода пополнения запасов справедливы при неограниченной грузовместимости транспортного средства.

7. Определить период пополнения запасов TG исходя из реальной грузовместимости каждого транспортного средства доставки по зависимости

Индекс j принимает значения, аналогичные приведенным в п. 6.

Однако такой подход не совсем соответствует истине, поэтому данный расчет целесообразнее производить с учетом реальной грузовместимости каждого транспортного средства. Данная постановка задачи рассматривалась в дисциплине «Грузоведение».

8. Выбрать оптимальный период доставки по принципу:
если для j - го вида транспортного средства доставки Топт j TG j , то в качестве оптимального выбирается значение Топт j . Иначе - оптимальное значение TG j .

22

Обозначим:

9. Определить значения затрат Кзат на поддержание запасов, отнесенных к одним суткам работы склада, при условии выбора j -го транспортного средства по зависимости

где - затраты по закупке товаров у поставщика

- затраты по доставке товаров на склад (транспортные расходы) при использовании j -го транспортного средства

- затраты по хранению товаров при его доставке j -м транспортным средством

10. Данные исследования провести по всем транспортным средствам подвоза, результаты занести в форму 1 (табл. 7).

Анализируя результаты расчетов, сведенных в форму 1 (табл. 7), делаем обоснованный вывод об организации доставки товаров со склада поставщика: период пополнения, объем партии поставок по каждому наименованию товаров, вид перевозки и т.д.

Вариант вывода по материалам исследования представлен далее.

23

Таблица 7

Форма 1

Тип
транс-портного средства

Срок поставки, сут.

Составляющие издержки, руб.

Суммарные затраты, руб.

затраты на закупку

логистические издержки

Топт

ТG

Т

доставка

хранение

«Газель»

ЗИЛ

«Scania»

20-футовый

40-футовый

Вывод. При заданных расположении поставщика и потребителя, параметрах склада и конкретного спроса на товар наиболее выгодным является вариант доставки товара (указать способ доставки ).

Достаточно близким к нему является вариант доставки товаров (указать способ доставки ).

Таблица 8

Сутки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Запасы, суточная
выдача

Стоимость, руб.:

поставки

хранения

Итого

Оптимальная поставка имеет параметры (табл. 8):

- период пополнения – (указать период ) суток;

- количество поставок в год (с округлением количества поставок в год );

- объемы поставки: (количество ) ящиков первого типа - пиво «Tuborg», (количество ) ящиков второго типа - вино «Risling», (количество ) ящиков

третьего типа - «Советское шампанское» полусладкое и (количество ) поддонов (паллет) - пиво «Holshten»;

24

- логистические издержки за первые 10 суток составляют (сумма ) рублей, т.е. (сумма ) руб./сут.;

- исходя из выбранного варианта доставки груза (тип транспортного средства ) потребность в складских площадях составит (количество ), м2 ;

- доля затрат на поддержание запасов (отношение логистических издержек к затратам по закупке, отнесенным к суткам) составляет (количество ).

Примечание. В скобках курсивом указаны наименования параметров, которые требуется заменить рассчитанными значениями.

Контрольный вариант расчета

Для закрепления методики расчета детально отрабатывается контрольный вариант решения.

Исходные данные для расчета:

Площадь складского помещения S = 2500 м2 .

Арендная плата Сар = 5000 руб./м2 в год.

Коэффициент использования складских помещений или загрузки кузова, контейнера k = 0,6.

Высота штабелирования (ярусы): ящиков п =5, паллет п = 2.

Процент изменения закупочной цены товара Δ = + 10%.

Интенсивность спроса на каждый тип товара:

λ 1 = 15 ящ./сут.;

λ 2 = 20 ящ./сут.;

λ 3 = 20 ящ./сут.;

λ 4 = 5 палл./сут.

Габариты тары, вместимость, закупочная цена товара (табл. 9).

25

Таблица 9

Тип това-ра

Единица поставки

Вмести-
мость, ед.

Параметры, м

Цена единицы товара у поставщика U ,

руб./ящик; руб./паллет

а

b

c

задание

расчетное значение (+10%)

1

Ящик

24

0,60

0,60

0,35

160

176

2

Ящик

12

0,35

0,45

0,45

440

484

3

Ящик

10

0,30

0,40

0,30

560

616

4

Паллета

560

1,20

0,80

1,10

3200

3520

Склад поставщика товара находится в г. Серпухов, l = 800 км; удаление склада от железнодорожного терминала г. Серпухов – 20 км.

Используемые транспортные средства (табл. 10).

Таблица 10

Параметры, м

Автомобили

Железнодорожные контейнеры

«Газель»

ЗИЛ

«Scania»

20-футовый

40-футовый

Длина L

2,5

4

12,0

6,0

12,0

Ширина B

2,0

2

2,0

2,4

2,4

Высота H

2,0

2

2,5

2,5

2,5

Тарифы на перевозку для автомобилей:

- «Газель»: СГаз = 10·(1 + 10 /100) = 11 руб./км;

- ЗИЛ: СЗИЛ = 16·(1 + 10 / 100) = 18 руб./км;

- «Scania»: С S с = 22·(1 + 10 / 100) = 24 руб./км.

Стоимость железнодорожной контейнерной перевозки: для 20-футового контейнера - 4125, для 40-футового контейнера – 5500 руб.

Склад в Санкт-Петербурге размещается на удалении 50 км от железнодорожного терминала и не имеет подъездных путей. При завозе и вывозе контейнера с терминала используется контейнерное шасси.

26

Стоимость доставки контейнеров с помощью контейнерных шасси:

- пустых руб./км,

руб./км;

- заполненных руб./км,

руб./км.

Методика расчета

1. Определить вместимость склада по таре каждого типа, ед.:

2. Определить стоимость хранения единицы товара i -го типа (ящика, паллеты), руб./ед. товара:

3. Определить стоимость доставки товаров для каждого транспортного средства: трех видов автомобилей, 20- и 40-футовых железнодорожных контейнеров, руб.:

27

4. Определить оптимальное значение периода пополнения запасов при доставке на данном транспортном средстве, сут.:

5. Определить период пополнения запасов TG исходя из реальной грузовместимости каждого транспортного средства, сут.:

6. Выбрать реальный вариант периода пополнения запасов, сут.

Сравнить для каждого транспортного средства результаты, полученные в п. 4 и 5, выбрать минимальные значения:

28

7. Определить значения затрат по трем компонентам, руб.:

затраты по закупке товаров у поставщиков:

затраты по доставке товаров на склад:

затраты по хранению:

Суммарные затраты при использовании каждого вида транспортных средств составят:

29

Сумму (доставка запасов со склада поставщика плюс хранение товара на складе в Санкт-Петербурге) называют логистическими затратами или логистическими издержками.

Результаты сведем в итоговую таблицу (табл. 11).

Таблица 11

Тип транспорт-ного средства

Срок поставки,

Составляющие издержки, руб.

Суммар-ные затраты,
руб.

сут.

затраты на закупку

логистические
издержки

Топт

ТG

Т

доставка

хранение

«Газель»

18,33

0,64

0,64

42240

27500

34

69774

ЗИЛ

23,44

1,03

1,03

42240

27961

54

70255

«Scania»

27,07

3,87

3,87

42240

9922

203

52365

20-футовый

11,50

2,32

2,32

42240

2985

122

45347

40-футовый

13,26

4,64

4,64

42240

1985

243

44468

Проанализируем результаты, определим наиболее выгодный вариант пополнения запасов, оптимальный период пополнения, количество и объемы поставок в год, затраты на доставку и хранение товаров и их долю от стоимости всего товара.

Вывод. При заданном расположении поставщика, установленных параметрах склада и конкретного спроса на каждый вид товара наиболее выгодным является вариант доставки товара железнодорожным транспортом в 40-футовом контейнере, т.к. логистические затраты минимальны.

Достаточно близким к нему является вариант доставки товаров железнодорожным транспортом в 20-футовом контейнере (разница в стоимости составляет менее 2%).

Оптимальная поставка имеет параметры:

30

- период пополнения – 4…5 суток;

- движение запасов и стоимость на первые десять суток - в табл. 12:

Таблица 12

Сутки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Запасы, сут.
выдача

3,64

2,64

1,64

5,28

4,28

3,28

2,28

1,28

4,92

3,92

Стоимость:

поставки

хранения

Итого

9210,0

421,3

9631,3

305,6

305,6

189,8

189,8

9210,0

611,2

9821,2

495,4

495,4

379,7

379,7

263,9

263,9

148,2

148,2

9210,0

569,5

9779,5

453,8

543,8

Первая поставка Вторая поставка Третья поставка

- количество поставок в год – 77;

- объемы поставки: 72 ящика первого типа (пиво «Tuborg»), 98 ящиков второго типа (вино «Risling»), 98 ящиков третьего типа («Советское шампанское» полусладкое) и 24 паллеты (пиво «Holshten»);

- при доставке грузов 40-футовым контейнером максимальная потребность в складских площадях:

максимально на складе может храниться 5,76 суточной выдачи;

площадь, занимаемая одной суточной выдачей:

м2 ;

максимальная площадь, занимаемая суточными выдачами:

,

т.е. общая потребная площадь в складском помещении:

или около 50 м2 ;

31

- логистические издержки (затраты по доставке и хранению товаров) за первые десять суток - 31468,4 руб., т.е. 3146,84 руб./сут.;

- доля затрат на поддержание запасов (отношение логистических издержек в сутки к затратам по закупке, отнесенным к суткам):

,

т.е. около 35%.

6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Экзаменационные вопросы

1. Термины «логистика» и «логистическая система». Определения и их структура.

2. Элементы логистической системы.

3. Логистическая система промышленной фирмы.

4. Материальный поток. Элементы материального потока.

5. Участники логистической системы.

6. Постановка задачи управления запасами.

7. Базисная динамическая модель управления запасами с фиксированным размером заказа.

8. Выбор точки заказа, критический уровень запасов.

9. Модель управления многопродуктовыми запасами с фиксированным периодом пополнения.

10. Учет грузовместимости транспортного средства.

11. Оптимальный выбор транспортного средства. График «Составляющие логистических издержек».

32

12. Структура системы управления запасами.

13. Методика расчета оптимального периода пополнения запасов.

14. Методика расчета периода пополнения запасов исходя из реальной грузовместимости транспортного средства.

15. Методика расчета затрат на поддержание запасов.

16. Логистические распределительные системы.

17. Структура и основные элементы оптово-распределительной системы.

18. Элементы и участники оптово-распределительной системы.

19. Дистрибуционные центры как элементы логистических систем поставок товаров.

20. Логистическая схема поставки товаров. Методика обработки заказов.

21. Зоны управления грузопотоками в дистрибуционном центре.

22. Распределительная система сортировки авиабагажа. Элементы системы, их функции.

23. Управление материальными потоками в системе сортировки авиабагажа.

24. Управление распределительной системой.

25. Структура управления потоками багажа.

26. Постановка задачи оптимального планирования.

27. Планирование задач завоза и вывоза грузов автомобильным транспортом на грузовой терминал аэропорта.

28. Планирование перевозок для авиакомпаний с вертолетным парком.

29. Исходные данные для определения периода пополнения запасов на складе.

33

30. Определение вместимости склада и стоимости хранения единицы товара.

Формы текущего контроля

Текущий контроль по дисциплине проводится в форме устных опросов на практических занятиях, в форме тестовых опросов по отдельным темам дисциплины, в форме экспресс - опросов по лекционному материалу (устно или письменно), а также при проверке заданий на практических занятиях.

Преподаватель по своему усмотрению исходя из уровня подготовки каждого студента может давать дополнительные задания в виде реферативных сообщений по тематике дисциплины.

Формы итогового контроля

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена.

Допуском к экзамену является выполненная и проверенная с результатом «зачтено» контрольная работа. Студент, не выполнивший и/или не сдавший контрольную работу на проверку, к экзамену не допускается как не освоивший дисциплину в требуемом объеме.

В исключительных случаях, по решению ведущего преподавателя контрольная работа может быть заменена рефератом по указанной им актуальной тематике дисциплины объемом не менее 20…30 машинописных листов формата А4.

Выполнение контрольной работы, ее оформление и сдача на проверку осуществляются в установленном деканатом порядке.


34

Приложение 1

Форма представления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минтранс России)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(Росавиация)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика »

на тему «Управление запасами. Расчет параметров поставок»

Выполнил: студент __________

___________________________

Проверил: __________________

___________________________

Рецензия: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

С.-Петербург

200__


35

Приложение 2

Пример оформления библиографического списка

Библиографический список

Основной

1. Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований. - Харьков: Выща шк., 1977.

2. Василенко П.М., Погорелый Л.В. Основы научных исследований. - Киев: Выща шк., 1985.

3. Основы научных исследований: Учебник для техн. вузов / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. – М.: Высшая школа, 1989.

Дополнительный

4. Деденко Л.Г., Керженцев В.В. Математическая обработка и оформление результатов эксперимента. - М.: Наука, 1977.

5. Зажигаев Л.С., Кищвян А.А., Романиков Ю.И. Методы планирования и обработки результатов эксперимента. - М.: Атомиздат, 1978.

6. Адлер Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. - М.: Наука, 1971.

Журналы

Логистика, Логинфо, Транспорт, Бюллетень транспортной информации, Перевозчик, Международные автомобильные перевозки, Автомобильный транспорт, Международный экспедитор.

Сайты http://www.msn.com/; http://yas.yuna.ru/ .

36

Примеры других библиографических описаний

Описание книги одного автора

Петрущенков В.А. Теплофикация и тепловые сети: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. -88с.

Описание книги двух авторов

Гаврикова Т.А., Зыков В.А. Дислокация в кристаллах: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. -72с.

Описание книги трех авторов

Сергеев К.Г., Столярова Н.А., Горшков И.И. Физические методы контроля качества материалов и продукции: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. -52с.

Описание книги четырех авторов

Техника высоких напряжений. Физика газоразрядных процессов: Учеб. пособие / В.Е. Кизеветтер, П.И. Шкуропат, Н.Н. Тиходеев, Г.А. Шнеерсон. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. -140с.

Описание книги пяти и более авторов

Металловедение. Ч. 1: Лаб. практикум / Н.В. Виноградова, М.А. Жукова, Н.Б. Кириллов и др. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. -92с.

Описание книги под редакцией

Пористые проницаемые материалы: Справ. / Под ред. С.В. Белова. – М.: Металлургия, 1987. -333с.

Описание методических указаний

Применение линейной алгебры в принятии решений: Метод. указания / Сост.: В.И. Петров, М.А. Симонянц. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. -40с.

37

Описание составной части издания

Гончаров И.А. Литературный вечер // Собр. соч.: В 8 т. - М., 1980. Т. 8. С. 98.

Ильф И.А. Источник веселья // Ильф И.А., Петров Е.П. Собр. соч.: В 5т. - М., 1961. Т. 5. С. 94-97.

Описание статьи из сборника, книги

Захаренков В.К., Полонский Ю.А., Новоженина И.В. Оптимизация работы высокотемпературных печей сопротивления // Электротехника и электроэнергетика. Проблемы управления электроэнергетическими системами: Тр. СПбГТУ. № 471. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. С. 22-25.

Описание статьи из журнала

Вечорин Е.А. Константин Петрович Боклевский // Научно-технические ведомости СПбГТУ. 1999. № 1 (15). С. 113.

Синтез перенасыщенных аналогов пенициллина / Е.Ф. Панарин, М.В. Соколовский, М.Б. Беров, М.А. Жукова // Изв. АН СССР. Сер. хим. 1974. № 10. С. 2300-2303.

Описание статьи из газеты

Немировский Е.Л. Первопечатник Иван Федоров // Лит. газ. 1984. 5 мая. С. 16.

Описание стандартов

ГОСТ 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. - М.: Изд-во стандартов, 1984. -76с.

Описание патентных документов

А. с. 1254421 СССР, МКИ G 03 G 15/00. Электрографический микрофильмирующий аппарат / А.Г. Арутюнов. Опубл. 23.06.86. Бюл. № 32.

38

Описание авторефератов диссертаций

Касимовский Н.И. Разработка оксидного катализатора: Автореф. дис. ... канд. техн. наук / ЛТИ им. Ленсовета. - Л., 1988. -16с.

Описание диссертации

Талыштский P.P. Документализм в публицистике: Дис. ... канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т. - М., 1986. -203с.

Описание депонированных научных работ

Кандрашев Г.Н. Пропаганда и реклама книги в ГДР: Обзор / Моск. полиграф. ин-т. - М., 1988. -21с. Деп. в НИЦ «Информпечать» 25.07.88, ФН 176.