Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения Составитель О. В. Порва

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Утверждаю в печать

ректор университета

д-р техн. наук С.Н. Иванченко______________

«______»___________________2006г.

география туризма

Методические указания к изучению курса

для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис

и туризм» всех форм обучения

Составитель О.В. Порва

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

кафедрой

«_____»______________________2005г.

Зав. кафедрой П.Б. Музыченко

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

советом Международного факультета

«_____»______________________2005г.

Председатель совета А.Г. Шоберг

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2007


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

география туризма

Методические указания к изучению курса для студентов

специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

всех форм обучения

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2007


ББК У9(2Рос)82-212.86+Ч518.14(2Рос)

УДК 658:379.85(07)

География туризма : методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения / сост. О. В. Порва. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. – 46 с.

Методические указания составлены на кафедре «Социально-культурный сервис и туризм». Включают методические рекомендации к изучению курса, тематический план курса, программу курса, программу семинарских занятий, практикум по курсу, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, тематику контрольных работ, контрольные вопросы к экзамену.

Печатается в соответствии с решениями кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» и методического совета международного факультета.

© Тихоокеанский государственный

университет, 2007


География туризма

Методические указания к изучению курса

для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

всех форм обучения

Порва Ольга Вячеславовна

Главный редактор Л. А. Суевалова

Редактор Т. Ф. Шейкина

Компьютерная верстка О. В. Порва

Подписано в печать Формат 60 х 84 1 /16 .

Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая. Усл. печ. л.

Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

Отдел оперативной полиграфии издательства

Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

О г л а в л е н и е

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………...4

2. Требования к уровню освоения содержания

дисциплины………………………………………………………………...6

3. Программа дисциплины……………………………………………….7

4. Программа семинарских занятий………………………………..15

5. Практикум по дисциплине…………………………………………..17

6. Структура и содержание контрольной работы

для студентов заочной формы обучения….………………...27

6.1. Структура контрольной работы……………………………………………...27

6.2. Содержание контрольной работы……………………………………………28

6.3. Оформление текстового документа………………………………………….29

6.4. Выбор варианта контрольной работы………………………………………..29

6.5. Тематика контрольных работ………………………………………………....32

7. Вопросы выходного контроля………………………………………43

8. Рекомендуемая литература…………………………………………..45

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «География туризма» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103.65 – «Социально-культурный сервис и туризм». Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, странах АТР и странах мира.

Задачи дисциплины - изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей и находится в тесной связи с такой отраслью географии, как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины «География туризма» будет сконцентрировано на таких направлениях, как проведение анализа рекреационных ресурсов и определение специализации туристских регионов.

В дисциплину «География туризма» включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм, происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма.

Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются в основном на проблемном уровне.

Практические занятия для студентов дневного отделения являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, практических и тестовых заданий. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение контрольных работ.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и письменный отчет по нему перед преподавателем. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предполагает самостоятельное ознакомление студента с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и его подготовку к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины «География туризма» предусмотрено на первом курсе дневного отделения (второй семестр).

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Для проверки эффективности усвоения дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля: текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий с последующей оценкой проделанной работы; итоговый контроль, проходящий в форме экзамена.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные преподавателем вопросы. Он проводится один раз в месяц в виде контрольных работ или тестовых занятий.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «География туризма» относится к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения и навыки в изучении и использовании ресурсного потенциала территории в рекреационных целях; изучением и обобщением опыта туристских регионов мира; обучении студентов умению определять перспективы развития туристского региона.

Изучение географии туризма должно предваряться чтением следующих курсов:

- «Элементы туризма»;

- «Экскурсионно-выставочная работа (историко-культурный потенциал и уникальные природные объекты)»;

- «Культура стран АТР (развитие туризма в странах АТР, основные туристские потоки)»;

-«Основы организации туристской деятельности».

В соответствии с квалификационными требованиями специалист дол­жен знать:

1. Знать возможности современных научных методов познания природы.

2. Знать законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и окружающей средой.

3. Иметь научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека.

4. Знать возможности современных информационных технологий и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме.

5. Быть способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму.

3. программа дисциплины

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «География туризма»

Значение и содержание курса. Предмет, цели и задачи курса. Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма. Роль географических дисциплин в изучении туристских ресурсов. Связь географии с другими науками.

Вопросы контроля

1. Предмет, цели и задачи географии туризма.

2. Роль географии в изучении туризма.

3. Связь географии с другими науками.

4. Назовите географические факторы, оказывающие влияние на развитие туризма.

5. Какие особенности рекреационных ресурсов туристы принимают во внимание при выборе места отдыха?

Тема 2. Основные понятия географии туризма

Данная тема раскрывает сущность таких понятий как «туризм» ; «турист»; «туристская деятельность», «внутренний», «выездной», «въездной туризм», «социальный туризм», «самодеятельный туризм», «туристские ресурсы», «туристская индустрия», «тур», «свободное время», «отдых (рекреация)», «территориальная рекреационная система», «рекреационный потенциал», «рекреационные ресурсы», «рекреационная освоенность», «рекреант».

Вопросы контроля

1. Дайте определение понятий «турист» и «туризм».

2. Дайте определение понятий внутреннего, въездного и выездного туризма.

3. Дайте определение понятия «социальный туризм».

4. Дате определение понятия «самодеятельный туризм».

5. Дайте определение понятия «туристская индустрия».

6. Дайте определение понятия «свободное время».

7. Дайте определение понятия «рекреация».

8. Назовите признаки понятия «рекреация».

9. Назовите критерии рекреационной деятельности.

10. Назовите признаки понятия «турист».

11. Дайте определения понятий «рекреационный потенциал», «рекреационные ресурсы».

12. Назовите признаки, которым должен отвечать рекреационный ресурс.

13. В чем состоит суть понятия «рекреационная освоенность».

Тема 3. Факторы развития туризма

Географические факторы развития туризма: физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические. Общеэкономические, социально-демографические факторы. Факторы культурного и общественно-психологического характера. Личностно-поведенческие факторы.

Вопросы контроля

1. Охарактеризуйте физико-географические факторы, влияющие на развитие туризма.

2. Экономико-географический фактор и его влияние.

3. Охарактеризуйте этнические и культурно-исторические факторы.

4. Охарактеризуйте факторы культурного и общественно-психологического характера.

5. Социально-демографические и личностно-поведенческие факторы и их влияние на структуру отдыха населения.

Тема 4. Классификация туризма

Туризм подразделяется на отечественный и международный, или иностранный, но кроме этого деления необходимы и другие классификационные признаки: географический принцип, направление туристского потока, цель путешествия, источник финансирования, способ передвижения, число участников, организационная форма, степень подвижности, продолжительность путешествия, сезонность и др.

Вопросы контроля

1. Назовите виды туризма по географическому принципу и дайте их характеристику.

2. Классификация туризма по целям.

3. Классификация туризма по источнику финансирования.

4. Классификация туризма по способу передвижения.

5. Классификация туризма по организационной форме.

6. Классификация туризма по продолжительности путешествия и по степени подвижности.

Тема 5. Рекреационное и туристское природопользование.

Туристское районирование

Виды и типы природопользования. Структура и формы рекреационного и туристского природопользования. Факторы, влияющие на развитие рекреации и туризма. Элементы и принципы рекреационного природопользования. Понятие ресурсов. Природные рекреационные ресурсы. Основные классификации ресурсов. Особенности организации рекреационной деятельности. Рекреационное районирование и его значение. Классификация и свойства туристских ресурсов. Особенности и принципы районирования международного туризма.

Вопросы контроля

1. Виды и типы рекреационного природопользования.

2. Понятие ресурсов. Природные условия и природные ресурсы.

3. Дайте определение понятия «туристское районирование». Значение туристского районирования.

4. Назовите основные туристские регионы мира, выделенные ВТО.

5. Назовите основные свойства туристских ресурсов.

6. В чем заключается сложность туристского районирования?

7. Назовите районообразующие факторы в международном туризме.

8. Классификация природных рекреационных ресурсов.

9. Дайте определение туристской территории.

Тема 6. Введение в экологический туризм

Основные принципы и положения современной охраны природы и окружающей человека среды. Экологическая безопасность как основное условие обеспечения рекреационного природопользования. Определения и понятия экотуризма. Предпосылки зарождения и история развития экотуризма. Концепция устойчивого развития современного туризма. Возможности управления воздействием туризма на природные ресурсы и выгоды от экотуризма. Виды экотуризма и их характеристика. Факторы развития экотуризма. Основные центры экотуризма.

Вопросы контроля

1. Охарактеризуйте суть концепции устойчивого развития туризма.

2. Какова история формирования понятия «экотуризм»?

3. Назовите основные составляющие экотуризма.

4. Назовите виды экотуризма и дайте их характеристику.

5. Назовите признаки экотуризма.

6. Дайте определение экотуризма.

7. Назовите виды воздействия туризма на природные комплексы.

8. Как можно управлять процессом влияния туризма на природу?

9. Основные центры экотуризма.

10. Проблемы экологии при организации туристской деятельности.

11. Туризм и охрана природы.

12. Особенности организации экотуризма.

Тема 7. Территории регламентированного рекреационного

использования

Виды особо охраняемых природных территорий и их назначение. Рекреационное использование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Функциональное зонирование заповедников и национальных парков. Особо охраняемые природные объекты, их классификация и значение для туризма.

Вопросы контроля:

1. Назовите категории ООПТ.

2. Дайте характеристику государственных природных заповедников. Назовите мероприятия и виды деятельности, допустимые на территории заповедников.

3. Дайте характеристику национальных парков.

4. Назовите функциональные зоны национального парка.

5. Дайте характеристику природного парка.

6. Дайте характеристику государственных природных заповедников.

7. Дайте характеристику памятников природы. Какие природные объекты и территории могут быть объявлены памятниками природы?

8. Дайте характеристику ботанических садов и дендрологических парков.

Тема 8. Рекреационная и туристическая пригодность

ландшафта

Оценка рельефа для различных видов рекреации и туризма. Горные территории мира, особенности туристской деятельности, экологические проблемы горного рекреационного природопользования. Водные ресурсы и их использование в рекреационных целях. Водоохранные территории и их значимость. Прибрежно-морские рекреационные ресурсы, экологические ограничения и принципы рекреационного природопользования. Виды морского туризма. Растительный покров и уникальные природные ресурсы.

Вопросы контроля

1. Оценка рельефа для различных видов туризма.

2. Особенности горного туризма.

3. Использование водоемов в туризме.

4. Особенности туризма на воде. Виды водного туризма.

5. Понятие курортно-рекреационных хозяйств.

6. Особенности и характеристика морского туризма.

7. Ландшафт, типы ландшафтов.

8. Использование уникальных природных ресурсов в туризме.

9. Лесные рекреационные ресурсы.

10. Рекреационная устойчивость ландшафта.

Тема 9. Туризм в России. Характеристика рекреационных

ресурсов туристских районов

Характеристика выездного туристского потока. Основные направления путешествий. Характеристика въездного туристского потока. Характеристика рекреационных ресурсов Российской Федерации по регионам:

­ Север России - Карельско-Кольский район (Мурманская область, Карелия) и Североевропейский район (Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и республика Коми).

­ Центр России - Центральный район (Московская область и территории прилегающих областей - Смоленской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской); Западный район (Калининградская, Псковская и Новгородская области); Верхневолжский район (Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртия, Чувашия и Мари Эл); Уральский район (Пермская, Екатеринбургская, Челябинская области, Башкирия, восточная часть Удмуртии).

­ Юг России - Центральные Черноземные области и побережье Черного, Азовского и Каспийского морей, предгорные и горные районы Северного Кавказа; Кавказско-Черноморский район (Черноморское побережье Краснодарского края): Северо-Кавказский район (предгорная и низкогорная части Северного Кавказа); Горно-Кавказский район (горная система Большого Кавказа в пределах границ РФ); Азовский район (Российское побережье Ростовской области и Краснодарского края вдоль Таганрогского и Темрюкского заливов); Каспийский район (Дагестанское побережье Каспийского моря от Судака до южных границ республики); Поволжский и Южно-Российский рекреационные районы (территории Центрального Черноземья, Среднего и Нижнего Поволжья, Оренбургская и Ростовская области).

­ Сибирь и Дальний Восток - Север и Юг (Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный районы и Азиатский север России).

Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура района, гидроминеральные ресурсы, лечебные грязи, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма, проблемы рекреационного освоения и перспективы развития.

Тема 10. Туризм в странах зарубежья. Характеристика

рекреационных ресурсов

География международного и внутреннего туризма в странах:

­ Европы (Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Греция, Мальта, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Венгрия).

­ Азии (Индия, Непал, Шри-Ланка, Индонезия, Пакистан, Китай, Япония, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Монголия).

­ Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Израиль, Сирия, Кипр, Турция, Саудовская Аравия, Иордания).

­ Америки (США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Куба, Ямайка, Коста-Рика).

­ Африки (Марокко, Тунис, Эфиопия, Танзания, Кения, ЮАР, острова Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские).

­ Австралии и Океании (Австралия, Новая Зеландия).

Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

4. Программа семинарских занятий

Семинар 1

Феномен рекреации

Вопросы для обсуждения

1. Смысл рекреации в контексте социокультурной эволюции человечества.

2. Рекреация как атрибут человеческой деятельности.

3. Эволюция и прогресс рекреационной деятельности по мере развития материально-технического уровня человечества.

4. Типы рекреации с пространственной точки зрения: пассивная и активная.

Семинар 2

Рекреационное районирование

Вопросы для обсуждения

1. Районирование как научная процедура.

2. Методы рекреационного районирования.

3. Научные проблемы рекреационного районирования.

4. Понятие рекреационного района как отраслевого.

5. Определение специализации района как научная проблема.

6. Рекреационный район как часть интегрального социокультурного района.

7. Прогнозирование эволюции рекреационного районообразования.

8. Практическая и теоретическая значимость прогнозов в рекреационном районообразовании.

Семинар 3

Экологические проблемы рекреационного

освоения территории

Вопросы для обсуждения

1. Противоречивость ситуации: необходимость обслуживания аномально большого числа людей в небольших районах.

2. Развитие рекреации в том или ином регионе – один из путей освоения территории, преобразования ее природы.

3. Рекреационное освоение – альтернатива промышленному или сельскохозяйственному освоению и часть процесса социокультурного преобразования территорий в пределах единого пространства СКС.

4. Экологический кризис в рекреационном районе. Его социокультурный смысл.

5. Текущие экологические проблемы рекреационных районов как часть общих социокультурных проблем.

6. Искусственная рекреационная среда и ее сохранение: на примере тематических парков.

Семинар 4

Развитие экологического туризма

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки зарождения и история развития экотуризма.

2. Концепция устойчивого развития современного туризма.

3. Возможность управления воздействием туризма на природные туристские ресурсы. Положительный эффект от экотуризма.

4. Вопросы безопасности в туризме.

5. Практикум по дисциплине

Практическая работа 1

Оценка рекреационной информации о регионе[1]

Целью данной практической работы является анализ объемов и содержания рекреационной информации, доступной рядовому потребителю и необходимой для принятия решения о ежегодном отдыхе на территории Дальневосточного региона.

Задание

1. Проанализируйте месячный объем текущих региональных, в частности хабаровских и российских изданий – еженедельников и журналов, но не специализированных туристических изданий на предмет содержания в них информации рекреационного плана о Дальнем Востоке.

2. Если у Вас есть доступ к сети Internet, попытайтесь также найти там рекламные/справочные сведения о Дальнем Востоке.

3. Посетите книжные магазины и киоски, распространяющие периодические издания, и составьте список имеющейся в данный момент в продаже рекламно-справочной и специальной туристической литературы о Дальнем Востоке (специализированные периодические издания, справочники-путеводители по городам Дальнего Востока, буклеты/брошюры отдельных достопримечательностей, туристские карты и т.п.)

Анализ собранного массива информации

1. Разделите всю найденную Вами информацию на три условные группы:

а) - рекламные объявления;

б) - содержательная информация – позитивные сведения;

в) - критические /негативные материалы.

2. Обработав собранную информацию, ответьте на следующие вопросы:

Краткая информация – рекламная или содержательная, позитивная или негативная – преобладает в массиве публикаций?

В какой мере освещены в публикациях те или иные составляющие рекреационной сферы – транспортные услуги, экскурсионное обслуживание, возможности размещения в гостиницах/частном секторе, пункты общественного питания, лечебно-оздоровительные услуги и т.д.?

Насколько равномерно освещены в публикациях районы Дальнего Востока – Камчатка, Сахалин, Курилы, Хабаровский край, Приморский край (санаторно-курортные зоны, побережье Приморского края)?

Дает ли существующая информация возможность составить определенное впечатление о Дальнем Востоке и разных его районах, понять, какие рекреационные услуги предлагает в текущий момент Дальний Восток и каков уровень цен на туристический сервис?

Как рекреационная информация сочетается с общей направленностью публикаций о Дальнем Востоке в российских изданиях?

3. На основании проведенного анализа сделайте вывод о состоянии информационного рынка рекреационных услуг Дальнего Востока: какие проблемы существуют в массиве публикаций; насколько рекреационная информация доступна рядовому потребителю; сможет ли потенциальный потребитель рекреационных услуг на основании реально циркулирующей информации выбрать Дальний Восток в качестве места для отдыха в предстоящем сезоне.

Форма отчета

Отчет должен быть выполнен в печатном виде на листах формата А4. Оформление отчета должно быть выполнено в соответствии с СТП ХГТУ 2.03-2004 «Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Требования к оформлению».

Практическая работа 2

Проект концептуального анализа развития

туризма в регионе

Работа состоит из трех частей и рассчитана на выполнение во второй половине семестра. Результатом работы должен стать портрет туристской отрасли в выбранном студентом регионе и перспективы ее развития.

При выполнении работы студент может пользоваться следующими источниками:

1. Печатными изданими (газеты, журналы, сборники научных статей, путеводители, рекламные буклеты, книги по туристской, географической и исторической тематике и др.).

2. Интернет-ресурсами (туристские порталы, официальные информационные порталы правительств, администраций, туристских ассоциаций и предприятий).

Работа должна быть выполнена и сдана на проверку в электронном виде.

Для оформления текста работы рекомендуется использовать методические рекомендации к выполнению курсовых работ и проектов для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

Структура работы

Содержание. В содержании перечисляют введение, заголовки разделов и подразделов, заключение, список использованных источников, каждое приложение и его название с указанием номеров листов (страниц), на которых они начинаются.

Введение. Введение должно содержать обоснование выбора конкретного региона, основных гипотез по оценке перспективности для туристской индустрии выбранного туристского региона.

Основная часть. Первая часть работы должна содержать информационный обзор рекреационных ресурсов туристского региона. Вторая и третья части являются аналитическими и должны содержать гиперссылки на ранее собранную информацию, размещенную в других разделах работы.

Заключение. Заключение должно содержать:

- краткие выводы по результатам выполненной работы;

- оценку полноты решения поставленных задач;

- рекомендации по конкретному использованию результатов практической работы.

Задание

I часть. Характеристика туристского региона

Первая часть должна содержать информационный обзор по предложенным параметрам:

1. Общая физико-географическая структура региона (климатические условия, природные характеристики, особенности животного мира, растительного покрова, наличие эндемиков, тип растительности, уникальные особенности).

2. Этногеографическая характеристика региона (численность населения, демографическая составляющая этнического состава, районы расселения, основные занятия, языковые характеристики).

3. Особенности государственного и политического устройства (тип правления, политические партии, специфические социальные институты).

4. Историческая справка (основные вехи исторического развития, особенности социально-экономической эволюции, вехи событий).

5. Особенности этнокультурных ситуаций (нравы, обычаи, гастрономические пристрастия, праздники, обряды, религиозные предпочтения, особенности этнопсихологии, способы приветствия, отношение к иностранцам, мифология, фольклорная традиция, национальные герои).

6. Туристские ресурсы (интеллектуальный, познавательный, экологический, спортивный, курортный, программный, рекреационный туризм и их возможности).

7. Состояние туристской инфраструктуры региона:

- предприятия размещения (классификация, вместимость);

- предприятия питания (классификация, ориентация на национальные кухни);

- транспорт (транспортные сети, виды транспорта, экзотический транспорт).

8. Основные туры по стране (направление туристских потоков, основные центры туризма).

9. Оценка современного экологического и социально-экономического состояния региона.

10. Экологический и социально-экономический прогноз.

II часть. Анализ внутренних и внешних факторов, определяющих

состояние и перспективы развития туризма в регионе

Для выполнения этой части работы студентам необходимо опираться на данные, изложенные в I части работы, а именно:

- на географическое положение;

- природные условия (климат, растительный и животный мир);

- этнокультурные и историко-культурные ресурсы (памятники архитектуры, специфика традиционной культуры, музеи, культурные центры);

- материально-технические ресурсы туриндустрии;

- оценку современного экологического и социально-экономического состояния региона;

- экологический и социально-экономический прогноз.

При выполнении работы по определению перспектив развития туристской отрасли студент должен:

- выявить основные параметры формирования спроса (спрос структурируется по географическим, социально-демографическим, видовым, временным и пространственным параметрам);

- провести анализ и дать характеристику структуры реального и потенциального спроса на данный регион (со стороны местного населения, соседних регионов, отдаленных регионов, иностранных туристов);

- выявить преимущества и недостатки исследуемого региона по отношению к остальным;

- определить направления приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма;

- разработать сценарий развития региона и его составляющих как туристских центров;

- определить ведущие группы туристских ресурсов;

- дать характеристику возможностей инфраструктуры, определить объем и качественные характеристики мест размещения туристов, предприятий обслуживания, транспортных коммуникаций, смежных с туристской отраслей (торговля, бытовое, медицинское обслуживание, культурные, досуговые и концертно-зрелищные учреждения);

- определить туристскую специализацию региона, его место на российском и международном туристских рынках;

- выявить приоритетные виды туризма, которые определяют туристскую уникальность территории.

III часть. Анализ районообразующих факторов исследуемой территории

Третья часть должна содержать выводы, основанные на материале предыдущих частей, по следующим параметрам:

- основные особенности географического положения с точки зрения туризма;

- насыщенность территории природными и культурно-историческими достопримечательностями;

- характер природы, уровень комфортности климатических условий, богатство и разнообразие рекреационных ресурсов, возможность и удобство использования;

- степень привлекательности природных и культурно-исторических достопримечательностей;

- уровень доступности с точки зрения существующих коммуникаций;

- уровень временных затрат для прибытия на территорию и возвращение домой;

- уровень затрат финансовых средств туристами для совершения путешествия;

- уровень развития туристской инфраструктуры, оснащенность территории средствами размещения транспорта, связи, предприятий торговли, питания и т.д.;

- уровень сервиса и квалификации персонала;

- емкость территории для приема туристов;

- стабильность внутриполитической ситуации;

- уровень безопасности туристов с точки зрения криминогенной ситуации;

- уровень безопасности для туристов с точки зрения экологической ситуации;

- уровень общеэкономического развития, обеспечением трудовыми ресурсами;

- территория с точки зрения места на туристическом рынке;

- структура зарубежной клиентуры, приезжающей в район;

- основные особенности туризма в данном регионе;

- отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма;

- экономическая роль туризма для данного района;

- перспективы развития туризма.

Практическая работа 3

Развитие экологического туризма на Востоке России

Развитие туризма на Востоке России признано перспективным направлением в экономике Дальневосточного региона, выступает своеобразным катализатором его социально-экономического развития. Однако развитию туризма мешает низкая степень изученности рекреационного потенциала региона.

В связи с этим целью данной работы является:

- показать привлекательность Дальневосточного региона для развития экологического туризма;

- рассмотреть возможности и перспективы развития данного вида туризма;

- рассмотреть возможности развития экологического туризма на базе особо охраняемых природных территорий, расположенных на Востоке России.

Для всестороннего рассмотрения проблемы рекомендуется разбить тему на отдельные аспекты, распределить их рассмотрение между студентами группы и рассматривать предлагаемые вопросы в соответствии со следующим административным делением:

- Камчатская область;

- Сахалинская область;

- Амурская область;

- Еврейская автономная область (ЕАО);

- Хабаровский край;

- Приморский край.

Выполнение темы предполагает рассмотреть следующие разделы:

1. Обзор рекреационных ресурсов (объектов) Востока России.

Для выполнения этого раздела рекомендуется пользоваться официальными, специализированными источниками информации (путеводители, рекламные издания туристской и географической тематики), а также ресурсами интернета (официальные сайты краев и областей, туристских фирм, официальные туристско-информационные порталы и базы данных).

2. Обзор ООПТ Дальневосточного региона. Анализ их возможностей по организации туризма.

Для рассмотрения данного раздела рекомендуется использовать официальные источники информации (брошюры, буклеты, проспекты), а также официальные электронные ресурсы данных учреждений, размещенные в сети Интернет.

3. Анализ туристских фирм, продвигающих экологические туры на туристском рынке.

В качестве источников информации можно использовать рекламные проспекты турфирм, информационные порталы Интернета, специализирующиеся на туризме.

Критерии анализа:

- количество турфирм на туристском рынке г. Хабаровска, продвигающих экологический туризм;

- спектр услуг, предоставляемый данными фирмами;

- анализ стоимости услуг.

4. Выявление степени популярности экологического туризма на туристском рынке г. Хабаровска.

Для выполнения данного раздела необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

- постановку проблемы, объекта исследования, целей и задач исследования;

- разработку анкеты и/или опросника;

- разработку методики обработки данных;

- составление портрета целевого сегмента рынка.

5. Нормативно-правовая база туризма (государственная и региональная):

- нормативно-правовая база туризма;

- программы развития туризма;

- законы, регламентирующие деятельность ООПТ.

6. Анализ деятельности туристских клубов. Определение целевой аудитории данных учреждений. Определение возможностей организации самодеятельного экологического туризма.

Итогом данной работы будет проведение круглого стола «Проблемы и перспективы развития экологического туризма на Востоке России».

В рамках круглого стола студенты готовят доклады по рассматриваемым вопросам. По итогам обсуждения вопросов составляется резолюция.

6. Структура и содержание контрольной работы для студентов заочной формы обучения

6.1. Структура контрольной работы

Контрольная работа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть (описание исследуемых объектов, анализ инфраструктуры туризма в выбранном регионе);

- заключение (выводы и предложения);

- список использованных источников информации;

- приложения (иллюстрации, графики, таблицы, рисунки).

6.2. Содержание контрольной работы

Содержание. Представляет собой последовательное перечисление наименований разделов (глав), параграфов, в том случае, если последние имеют заголовки, с указанием номеров страниц, на которых размещается начало разделов (параграфов). Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе список использованных источников и приложения.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи данного исследования.

Основная часть. В основной части работы излагается сущность основных понятий и категорий по исследуемой тематике, приводится описание исследуемых рекреационных ресурсов, как природных, так и инфраструктурных. Изучается индустрия и инфраструктура туризма в выбранном регионе.

Аналитическая часть. На основе изучения информационных источников, рекомендованных научным руководителем и подобранных студентом самостоятельно, в аналитической части необходимо проанализировать состояние рекреационных ресурсов и степень их использования в туристском бизнесе, экологическую обстановку, политическую обстановку, экономический уровень развития региона, а также состояние индустрии и инфраструктуры туризма в выбранном регионе. Даются рекомендации и предложения по использованию исследованных рекреационных ресурсов в организации рекреации.

Заключение. В этом разделе студенту следует сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу в соответствии с целями и задачами исследования. Рекомендуемый объем части – 2-3 страницы печатного текста.

Список использованных источников. Список должен содержать перечень отечественных и зарубежных литературных источников, источников статистических данных, периодических изданий и других источников, использованных при написании контрольной работы. Каждому источнику присваивается порядковый номер и приводится его библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Для выполнения работы и сбора информации о рекреационных ресурсах рекомендуется использовать журналы и газеты по туризму, СМИ, Internet-ресурсы, атласы и собственный опыт путешествий.

Некоторые работы рекомендуется выполнять нескольким студентам в виду большой плотности рекреационных ресурсов в регионе.

6.3. Оформление текстового документа

Для оформления текста контрольной работы рекомендуется использовать методические рекомендации к выполнению курсовых работ и проектов для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

6.4. Выбор варианта контрольной работы

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки студента. Территориальные границы туристских районов приведены в таблице 1.

№ п/п

Район

Территориальные границы туристского района

Центр России

1.

Центральный

Московская область, Москва, Владимирская область, Смоленская, Брянская, Калужская, Тульская, Рязанская области, Республика Мордовия, Пензенская, Тамбовская Липецкая, Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская области

2.

Западный

Калининградская, Псковская, Новгородская области

3.

Верхневолжский

Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Кировская области, северные части республик Удмуртии, Чувашии, Мари Эл

4.

Уральский

Пермская, Екатеринбургская, Челябинская области, Башкирия и восточная часть Удмуртии. Горы Урала южнее 60о с.ш., Предуралье и Зауралье

Север России

5.

Карельско-кольский

Мурманская область и Карелия

6.

Русский Север

Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и республика Коми. Граница на востоке – северная часть уральских гор

№ п/п

Район

Территориальные границы туристского района

Юг России

7.

Кавказско-Черноморский

Черноморское побережье Краснодарского края

8.

Северо-Кавказский

Предгорья и низкогорная часть Северного Кавказа

9.

Горно-Кавказский

Горная система Большого Кавказа в границах России

10.

Азовский

Побережье Ростовской области и Краснодарского края вдоль Таганрогского и Темрюкского заливов

11.

Каспийский

Дагестанское побережье Каспийского моря от Сулака до южных границ республики

12.

Поволжский и Южно-Российский районы

Среднее и Нижнее Поволжье, Оренбургская, Ростовская и Ульяновская области. Республика Татарстан, Самарская, Волгоградская, Астраханская области, Калмыкия

Сибирь и Дальний Восток

13.

Обско-Алтайский

Южные части Тюменской и Томской областей, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край

14.

Енисейский

Часть Красноярского края, Республика Хакасия, Тува

15.

Прибайкальский

Республика Бурятия, южные части Иркутской и Читинской областей

№ п/п

Район

Территориальные границы туристского района

16.

Дальневосточный

Хабаровский и Приморский края, южные территории Амурской области, Сахалинская область

16.1

Амурско-Приморский подрайон

Хабаровский и Приморский края, южные территории Амурской области

16.2

Сахалинский подрайон

о. Сахалин и Курильские острова

17.

Азиатский север России

Северная часть Сибирско-Дальневосточного региона, Якутия, Камчатская, Магаданская области

6.5. Тематика контрольных работ

Тема 1. Природный рекреационный потенциал Центрального района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 2. Культурно-историческое наследие Центрального района

Краткая аннотация к работе. Работа должна содержать обзор уникальных архитектурных памятников, многочисленных музеев и выставок, мемориалов, дворянских усадьб, православных храмов и монастырей. Кроме того, в работе должны быть представлены различные виды народных промыслов и декоративно-прикладного искусства:

- художественная обработка дерева и кости (Хотьково, Сергиев Посад);

- керамика и фарфор (Гжель, Скопин, Вербилки, Дулево);

- хрусталь и художественное стекло (Костино, Гусь Хрустальный);

- лаковая миниатюра (Палех, Фоксино, Мстера);

- художественная роспись тканей (Павловский Посад, Мытищи, Троицк) и т.д.

Работу по данной теме могут выполнять несколько студентов. Каждый студент выбирает одно из нижепредставленных направлений изучения данной темы:

- памятники архитектуры, мемориалы, дворянские усадьбы;

- православные храмы и монастыри;

- музеи;

- народные промыслы и декоративно-прикладное искусство.

В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 3. Природный рекреационный потенциал Западного района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 4. Культурно-историческое наследие Западного района

Краткая аннотация к работе. Работа должна содержать обзор исторических и культурных ценностей, уникальных архитектурных памятников, памятников старинного русского зодчества, центров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. В работе должны быть представлены места, связанные с жизнью таких выдающихся деятелей истории и культуры, как Пушкин, Достоевский, Суворов, Мусоргский, Римский-Корсаков. Кроме того, в работе должны быть представлены туристские центры данного района.

Работа по данной теме может быть выполнена несколькими студентами по следующим направлениям:

- архитектурные памятники, памятники старинного русского зодчества;

- центры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- места, связанные с жизнью выдающихся деятелей истории и культуры.

В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 5. Природный рекреационный потенциал Верхневолжского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 6. Культурно-историческое наследие Верхневолжского района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: обзор старинных городов, объекты экскурсионно-познавательного туризма, православные святыни и религиозные памятники, дворянские усадьбы, народные промыслы и декоративно-прикладное искусство.

Работа по данной теме может быть выполнена несколькими студентами по следующим направлениям:

- старинные города и объекты экскурсионно-познавательного туризма;

- центры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- православные святыни и религиозные памятники.

В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 7 . Природный рекреационный потенциал Уральского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 8 . Культурно-историческое наследие Уральского района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: обзор уникальных археологических памятников, архитектурных достопримечательностей, образцы культовые православных и мусульманских сооружений, краеведческие музеи, народные ремесла и промыслы.

Работа по данной теме может быть выполнена несколькими студентами по следующим направлениям:

- уникальные археологические памятники и архитектурные достопримечательности;

- культовые православные и мусульманские сооружения, краеведческие музеи;

- народные ремесла и промыслы.

В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 9 . Рекреационный потенциал Карельско-Кольского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. В работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть культурно-исторический потенциал Карелии и Кольского полуострова. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 10. Природный рекреационный потенциал района Русского Севера

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 11. Культурно-историческое наследие района Русского Севера

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: обзор архитектурных памятников, музеи, выставки, театры, памятники. Кроме того, в работе должны быть представлены уникальные этнографические деревни, образцы северного деревянного зодчества, старинные русские города, православные святыни, народные промыслы и декоративно-прикладное искусство.

Работа по данной теме может быть выполнена несколькими студентами по следующим направлениям:

- архитектурные памятники, музеи, театры, памятники;

- этнографические деревни, северное деревянное зодчество;

- старинные русские города, православные святыни;

- народные ремесла и декоративно-прикладное искусство.

В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 12. Природный рекреационный потенциал Кавказско-Черноморского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 13 . Культурно-историческое наследие Кавказско-Черноморского района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: археологические находки, руины старинных крепостей, образцы архитектуры курортных зданий, музеи, концертные залы, театры. Кроме того, в работе должны быть представлены такие природные достопримечательности, как дендропарк, парк «Ривьера», бор пицундской сосны в Геленджике, гора Ахун, Агурские водопады, Орлиные скалы, Воронцовская пещера, тиссо-самшитовая роща в Хосте.

Работа по данной теме может быть выполнена несколькими студентами по следующим направлениям:

- археологические находки, руины старинных крепостей, образцы архитектуры курортных зданий, музеи, концертные залы, театры;

- природные достопримечательности.

В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 14 Природный рекреационный потенциал Северо-Кавказского района.

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 15. Культурно-историческое наследие Северо-Кавказского района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: старинные оборонительные сооружения народов Северного-Кавказа, архитектурные ансамбли курортных сооружений, культовые и гражданские памятники архитектуры, театры, музеи, памятные места, связанные с пребыванием выдающихся деятелей культуры: Глинки, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Шаляпина. Кроме того, необходимо рассмотреть уникальные природные достопримечательности: Голубые озера, Карстовую пещеру «Провал», Красные, Серые и Синие камни, Медовые водопады и др. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 16. Природный рекреационный потенциал Горно-Кавказского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, природные заповедники, уникальные природные достопримечательности: горные вершины, ущелья, водопады. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 17. Культурно-историческое наследие Горно-Кавказского района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: этнографические особенности горских селений, центры горного туризма, туристские комплексы, турбазы. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 18. Природный рекреационный потенциал Азовского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. В работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений. Кроме того, необходимо изучить культурно-исторический потенциал района. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 19 . Природный рекреационный потенциал Каспийского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 20 . Культурно-историческое наследие Каспийского района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: достопримечательности Дербента, памятники архитектуры религиозного и светского характера, историко-архитектурный музей, Дом Петра I, народные промыслы. Кроме того, необходимо изучить туристские центры района. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 21. Природный рекреационный потенциал Поволжского и Южно-Уральского районов

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 22. Культурно-историческое наследие Поволжского и Южно-Уральского районов

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: старинные русские города, архитектурные памятники светского и религиозного характера, мемориальные места, музеи и т.д. Кроме того, необходимо осветить народные промыслы. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 23. Природный рекреационный потенциал Обско-Алтайского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 24 . Культурно-историческое наследие Обско-Алтайского района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: старинные русские города, архитектурные памятники, музеи, археологические объекты и т.д. Кроме того, необходимо изучить туристские центры этого района. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 25. Рекреационный потенциал Енисейского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений, а также культурно-исторический потенциал и основные туристские центры района. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 26. Рекреационный потенциал Прибайкальского района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений, а также культурно-исторический потенциал и основные туристские центры района. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 27. Природный рекреационный потенциал Дальневосточного района

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы и заповедники, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений.

Тема 28. Культурно-историческое наследие Дальневосточного района

Краткая аннотация к работе. В работе должны быть представлены: туристские центры, архитектурные памятники, исторические памятники, музеи, археологические объекты, мемориальные места, этнографические достопримечательности. Кроме того, необходимо изучить туристские центры этого района. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

Тема 29. Рекреационный потенциал Азиатского севера России

Краткая аннотация к работе. В ходе выполнения работы студентом должны быть изучены следующие аспекты: ландшафт района, водные ресурсы, лесные массивы и заповедники, флора и фауна, биоклиматические условия, гидроминеральные ресурсы, рекреационно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. Кроме того, в работе необходимо рассмотреть использование рекреационных ресурсов данного района в туристской деятельности, в деятельности рекреационных учреждений. В заключительной части работы необходимо провести анализ состояния инфраструктуры района.

7. Вопросы выходного контроля

1. роль географии в изучении туризма.

2. назовите географические факторы, оказывающие влияние на развитие туризма.

3. Какие особенности рекреационных ресурсов туристы принимают во внимание при выборе места отдыха?

4. Назовите факторы развития туризма и дайте их характеристику.

5. Назовите признаки понятия «турист».

6. Дайте определения понятий «рекреационный потенциал», «рекреационные ресурсы», «рекреационная освоенность». Назовите основные свойства туристских ресурсов.

7. Назовите признаки, которым должен отвечать рекреационный ресурс.

8. Классификация туризма.

9. Виды и типы рекреационного природопользования.

10. Понятие ресурсов. Природные условия и природные ресурсы.

11. Туристское районирование. Значение туристского районирования. Районообразующие факторы в международном туризме. Назовите районообразующие факторы в международном туризме.

12. Классификация природных рекреационных ресурсов.

13. Охарактеризуйте суть концепции устойчивого развития туризма.

14. Воздействие туризма на природные комплексы. Управление процессом влияния туризма на природу.

15. Основные центры экотуризма.

16. Назовите категории ООПТ. Дайте их характеристику. Назовите возможности использования ООПТ в туристской деятельности.

17. Дайте характеристику памятников природы. Какие природные объекты и территории могут быть объявлены памятниками природы?

18. Оценка рельефа для различных видов туризма.

19. Особенности горного туризма.

20. Использование водоемов в туризме.

21. Понятие курортно-рекреационных хозяйств.

22. Использование уникальных природных ресурсов в туризме.

23. Лесные рекреационные ресурсы.


Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Комаров М. П. Инфраструктура регионов мира / М. П. Комаров. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 347 с.

2. Николаенко Д. В. Рекреационная география : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. В. Николаенко. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

3. Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира : учеб. пособие / Е. А. Окладникова. – М., СПб. : ИФК Омега-Л.; Учитель и ученик, 2002. – 384 с.

4. Романов А. А., География туризма : учеб. пособие / А. А. Романов, Р. Г. Саакянц. – М. : Советский спорт, 2002. – 464 с.

5. Романов А. А. Зарубежное туристское страноведение : учеб. пособие / А. А. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Советский спорт, 2001. – 288с.

6. Храбовченко В. В. Экологический туризм : учеб.-метод. пособие / В. В. Храбовченко. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

7. Лавров С. Б. Глобальная география / С. Б. Лавров, Ю. Н. Гладких. – М. : Дрофа, 1997. – 352 с.

8. Мироненко Н. С. Рекреационная география / Н. С. Мироненко, И. П. Твердохлебов. – М. : МГУ, 1981. – 186 с.

9. Петров К. М. Геоэкология: основы природопользования / К. М. Петров. – СПб., 1994. – 214 с.

10. Сенин В. С. Организация международного туризма / В. С. Сенин. – М. : Финансы и статистика, 1999. – 398 с.

11. Теоретические основы рекреационной географии. – М. : Наука, 1975. – 326 с.

Дополнительная литература

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. – СПб. : Издательский торговый дом «Герда», 2000. – 192 с.

2. Квартальнов В. А. Иностранный туризм / В.А.Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 1999. – 312 с.

3. Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение : учеб. пособие / Е.В.Колотова. – М., 1998. – 162 с.

4. Энциклопедия туриста / Е. И. Тамм [и др]. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с.


[1]