Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от__________200

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИИ»

Специальность 050715 «Логопедия»

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

к.пс.н., доцент

Хомутская Е.Ю.

Самара 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

3. Учебно-тематический план дисциплины

4. Содержание разделов дисциплины

5. Методические указания для преподавателя

6. Методические указания для студента

7. Планы проведения семинарских занятий:

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

- список литературы

8. Образцы заданий для итоговой государственной

аттестации

9. Вопросы к зачету

10.Список основной литературы по дисциплине

11. Список дополнительной литературы

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I . РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

1.1 Содержание курса

программа предназначена для студентов 5 курса (10 семестр) заочного отделения «логопедия» и базируется на знании таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология развития», «Специальная психология», «Логопедия», «Логопсихология».

Дисциплина «Психотерапия в логопедии» является значимым компонентом подготовки специалиста-логопеда, что обусловлено необходимостью поиска путей, повышающих эффективность коррекционного воздействия при различных речевых нарушениях. Современный этап изучения речевых нарушений предполагает усложнение структуры расстройств речи, расценивая их как сложный когнитивный дефект, который нередко усугубляется нарушениями эмоционально-личностного развития. Подобное понимание проблемы диктует необходимость включения в комплексное воздействие на лиц с речевыми дефектами психотерапевтических методов. Такая ситуация расширяет требования к объему профессиональных знаний и умений логопеда, выделяя психологическую составляющую в деятельности логопеда.

В задачи курса входит дать студентам знания об основных понятиях психотерапии, о психологических особенностях детей и взрослых с речевой патологией; о психотерапевтической работе с ними.

В процессе усвоения лекционного курса студенты знакомятся с основными понятиями психотерапии, с психологических особенностях детей и взрослых с речевой патологией, с особенностями психотерапевтической работе с ними.

Изучаются основные направления, методы и приемы психотерапевтической работы с лицами, имеющими дефекты речи. Это связано с тем, что данная проблема в настоящее время является одной из наиболее актуальных, так как речевые нарушения в большинстве случаев оказывают отрицательной влияние на психическое развитие ребенка в целом и требуют обязательного психотерапевтического воздействия.

Семинарские занятия направлены на углубление лекционного курса в плане методической и практической подготовки студентов. В процессе изучения курса предусмотрены вопросы для самостоятельного изучения.

Курс рассчитан на 6 аудиторных часов. По итогам курса проводится зачет.

1.2 Цели и задачи курса

Цель дисциплины: углубить представления студентов о содержании коррекционной работы по устранению нарушений речи, показать перспективность включения психотерапевтических методов в систему логопедического воздействия при различных клинических формах речевых нарушений.

Задачи:

1. обучающие

· познакомить студентов с историей развития психотерапии, ее видами;

· дать знания об основных направлениях психотерапии;

· познакомить студентов с особенностями психотерапевтического воздействия при различных клинических формах речевых нарушений.

2. воспитательные

· воспитание профессиональной культуры в организации и построении конструктивных взаимодействий в различных психолого-педагогических ситуациях;

· формирование стремления к совершенствованию профессиональной компетентности, к расширению репертуара коррекционных методов;

· развитие гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности.

1.3 Требования к уровню освоения учебной дисциплины

Студенты должны знать:

- основные психотерапевтические методы и их возможности;

- показания к использованию психотерапевтических методов;

- специфику применения психотерапевтических методов в логопедической коррекции различных речевых нарушений.

Студенты должны уметь:

- обоснованно включать психотерапевтические методы в логопедическое занятие;

- применять психотерапевтические средства воздействия на практике;

- определять границы компетенции логопеда при решении психологических проблем лиц с различной структурой речевого дефекта.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

38

Аудиторные занятия

6

Лекции

4

Практические занятия (семинары)

2

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

32

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

3. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1.Основы психотерапии. История развития. Сферы применения.

10

2

8

2. Виды психотерапии. Методы психотерапии.

10

2

8

3. Психотерапевтическая помощь лицам с различными нарушениями речи.

18

2

16

Всего

38

4

2

32

4. Содержание разделов дисциплин

Тема 1

Основы психотерапии. История развития. Сферы применения.

Понятие о психокоррекции и психотерапии. Психотерапия как комплексное лечебное воздействие на психику человека.

Исторический обзор развития психотерапии: античный период, средние века, современный этап развития психотерапии.

Сферы применения психотерапевтического воздействия. Показания к применению психотерапии.

Тема 2

Виды психотерапии. Методы психотерапии

Понятие об основных видах психотерапии. Психотерапия прямая и непрямая; индивидуальная и групповая; симптоматическая и каузальная; охранительная, стимулирующая и способствующая угасанию патологического стереотипа. Характеристика психотерапевтической группы.

Методы психотерапии. Арт-терапия и ее виды (изотерапия, библиотерапия, кинезитерапия, драмтерапия). Гештальттерапия. Телесноориентированная психотерапия. Аутогенная тренировка, ее цели, задачи, средства аутогенного воздействия. Эмоционально-стрессовая психотерапия. Методы, способствующие релаксации.

Тема 3

Психотерапевтическая помощь лицам с различными нарушениями речи.

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями. Основные направления и цели психотерапевтической работы в логопедии. Ведущие принципы организации психотерапевтического воздействия на ребенка с нарушениями речи.

Возможности и сфера практического применения различных психотерапевтических методов в комплексном преодолении различных речевых нарушений. Использование психотерапевтических методов в логопедии (внушение, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия, эмоционально-стрессовая психотерапия, арт-терапия).

Основные задачи и направления коррекции личностной сферы. Формирование вербальных и невербальных коммуникативных умений: методы, приемы. Коррекция страхов у детей с нарушениями речи. Развитие эмоционально-волевой сферы: методы, приемы.

5. Планы проведения семинарских занятий

Тема 1.

Психотерапевтическая помощь лицам с различными нарушениями речи.

Цель: Закрепление знаний о видах психотерапии.

Знакомство с основными направлениями, методами, приёмами проведения психотерапевтической работы по коррекции личности и межличностных отношений лиц с нарушениями речи.

Время: 2 часа

План проведения занятия.

1. Понятие о психокоррекции и психотерапии.

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

  1. Ведущие принципы организации психотерапевтического воздействия.
  2. Основные задачи и направления коррекции личностной сферы.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  4. Формирование коммуникативных навыков.

Контрольные вопросы

1. Дайте теоретическое обоснование необходимости психотерапевтической работы при различных нарушениях речи.

2. Дайте определение психотерапии и психокоррекции.

3. Раскройте принципы организации психотерапевтического воздействия при различных нарушениях речи.

4. Какие особенности эмоционально-личностной сферы и процесса коммуникации у лиц с нарушениями речи требуют психокоррекционного воздействия?

5. Охарактеризуйте приемы и методы психокоррекционного воздействия, эффективные в работе с лицами с нарушениями речи.

6. Раскройте основные направления и содержание коррекции личностной сферы и межличностных отношений при:

· дислалии,

· дизартрии,

· ринолалии,

· нарушениях голоса,

· алалии,

· афазии,

· заикании,

· нарушениях письменной речи.

7. Продемонстрируйте методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

8. Продемонстрируйте методы и приемы развития коммуникативных навыков детей с нарушениями речи.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Проанализировав предлагаемую литературу, заполните таблицу «Направления оказания психотерапевтической помощи лицам с различными нарушениями речи».

Виды речевых нарушений

Направления оказания психотерапевтической помощи

  1. Составьте конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием психотерапевтических приемов по преодолению
    • дислалии;
    • дизартрии;
    • ринолалии;
    • нарушений голоса;
    • алалии;
    • афазии;
    • заикания;
    • нарушений письменной речи.
  2. Проанализировав речевую карту и психолого-педагогическую характеристику, составьте программу психотерапевтического воздействия на ребенка с нарушениями речи.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медве­дева, И. Ю.Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.А.Добровольская. — М., 2001.

2. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях / И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская. – М.: Просвещение, 1993.

3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

4. Лебедева Л. Д. Практика арттерапии — подходы, диагностика, систе­ма занятий. — СПб., 2003.

5. Лубенская А. И. Специализированная методика аутогенных тренировок для взрослых заикающихся // Клиника и терапия заикания: Сб. науч. трудов. - М., 1984.

6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.

7. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (Ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). — М., 1997.

8. Матейова 3., Машура С. Музыкотерапия при заикании. — Киев, 1984.

9. Овчинникова Т. С. Музыкальная коррекция в речевом детском саду// Культура и образование: проблемы, перспективы развития. — Смоленск, 1997.

10. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. Вузов. - М, 2000.

11. Pay E. /О. «Ситуационный феномен» заикания и его преодоление // Расстройства речи: Клинические проявления и методы коррекции. — СПб., 1994.

12. Романенко О. К. Практическая гештальттерапия (методы решения лич­ностных проблем). — М., 1995.

13. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы - теория и практика. — М., 1990.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И.Буянова. – М.: Просвещение, 1990.

6. Методические указания для преподавателя

Внимание преподавателя должно быть направлено на формирование у студентов системного взгляда на природу и структуру речевых нарушений и необходимость комплексного психолого-педагогического подхода к их преодолению. Данный аспект может быть реализован с опорой на межпредметные связи. В процессе изучения курса необходимо сформировать у студентов представления об основных методах психотерапии и их возможностях в области логопедии.

Рассматривая вопросы организации корректирующего и восстановительного обучения, необходимо остановиться на взаимодействии специалистов различного профиля (логопеда и психолога), с целью разграничения сферы деятельности каждого. При изучении данной темы целесообразно использовать моделирование фрагментов логопедических занятий с включением в его структуру психотерапевтических методов и проводить последующий анализ занятия.

7. Методические указания для студентов

При изучении данного курса следует стремиться пополнить свой арсенал методов коррекционного воздействия за счет включения в него психотерапевтических приемов. Это может быть достигнуто только при активном, творческом подходе к выполнению самостоятельных заданий, изучении большого количества современной литературы по данной проблематике.

Знакомясь с методами психотерапии, пробуйте внедрить их в практику на учебных занятиях, но каждый раз старайтесь грамотно обосновать целесообразность данного психотерапевтического приема на логопедическом занятии.

8. Образцы заданий для итоговой государственной аттестации

Задача 1.

На консультацию к логопеду обратилась мама Славы (3 г.) и Вани (7 л.) по поводу проблем с речью у обоих сыновей. Ваня не произносит звуки [р], [р’]. Он учится в 1 классе. В присутствии мамы Ваня чувствует себя скованно; мама постоянно одергивает сына, требует правильных ответов.

Слава подвижный, веселый мальчик. Первые слова у него появились в 2,5 года, сейчас он пользуется однословными предложениями, активно использует жесты. Детский сад не посещает, находится дома с мамой, которая не работает. На вопрос логопеда, чем любит заниматься Слава дома, мама ответить не смогла и обратилась за помощью к Ване, объяснив, что дома со Славой занимается старший брат.

1. Проанализируйте типы семейного воспитания, реализуемые родителями в отношении ребенка с нарушениями речи.

2. Раскройте необходимость взаимосвязанной работы логопеда, воспитателя, психолога и родителей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка с нарушениями речи.

3. Проанализируйте возможные причины того, что родители не участвуют в коррекционной работе.

4. Определите задачи логопеда, психолога в работе с данной семьей.

5. Составьте конспект беседы с родителями ребенка с нарушениями речи.

Задача 2

Продемонстрируйте реализацию принципа опоры на ведущую деятельность в процессе преодоления речевых нарушений.

1. Охарактеризуйте ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды.

2. Раскройте задачи работы логопеда и психолога в работе с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития.

3. Проследите реализацию принципа деятельностного подхода в коррекционно- логопедической работе с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста на примере преодоления заикания.

4. Раскройте роль речи в формировании и протекании игровой деятельности. Охарактеризуйте виды игр, используемых в логопедической работе.

5. Приведите примеры дидактических игр для коррекции звукопроизношения на различных этапах логопедической работы с дошкольниками.

6. Составьте 3 конспекта фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР с учетом принципа опоры на ведущую деятельность.

  1. Вопросы к зачету

Итоговый контроль по курсу проводится в форме зачета. Зачет предусматривает собеседование по содержанию вопроса, предлагаемого студенту.

1. Определение психотерапии, основные понятия.

2. История развития психотерапии.

3. Виды психотерапии.

4. Методологические основы психотерапии.

5. Обзор методов психотерапии.

6. Сферы применения психотерапии в логопедии.

7. Обоснование использования психотерапии в коррекционной работе с лицами с речевыми нарушениями.

8. Особенности психотерапевтической работы с детьми и взрослыми.

9. Психотерапия в коррекции дислалии: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

10. Психотерапия в коррекции дизартрии: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

11. Психотерапия в коррекции ринолалии: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

12. Психотерапия в коррекции нарушений голоса: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

13. Психотерапия в коррекции алалии: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

14. Психотерапия в коррекции афазии: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

15. Психотерапия в коррекции заикания: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

16. Психотерапия в коррекции нарушений письменной речи: обоснование, основные направления психотерапевтического воздействия, методы.

10. Список основной литературы по дисциплине

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медве­дева, И. Ю.Левченко, Л. Н. Комисарова, Т.А.Добровольская. — М., 2001.

2. Кондрашов С.П., Дьякова С.В. Проблемы психологической реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. – М., 2002.

3. Лебедева Л. Д. Практика арттерапии — подходы, диагностика, систе­ма занятий. — СПб., 2003.

4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.

5. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (Ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). — М., 2000.

6. Овчинникова Т. С. Музыкальная коррекция в речевом детском саду // Культура и образование: проблемы, перспективы развития. — Смоленск, 1999.

7. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. Вузов. – М, 2000.

8. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского Б.Д.- СПб.: Питер Ком, 2001.

11. Список дополнительной литературы

1. Адлер А. Индивидуальная психология. — М., 1994.

2. Айзенк Г.Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффектив­ности в психотерапии // Психологический журнал. — 1994. — № 4.

3. Александров А. А. Современная психотерапия: Курс лекций. — СПб., 1997.

4. Айзенберг Б.И., Арутюнян Л.З., Барышникова Н.А. Психотерапии в дефектологии. – М.: Просвещение, 1992.

5. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. — СПб., 1992.

6. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях/И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская. – М.: Просвещение, 1993.

7. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С. – М.: Медицина, 1990.

8. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

9. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985.

10. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1993.

11. Лубенская А. И. Специализированная методика аутогенных тренировок для взрослых заикающихся // Клиника и терапия заикания: Сб. науч. трудов. - М., 1984.

12. Лэндрэт Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений: Пер. с англ. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

13. Матейнова 3., Машура С. Музыкотерапия при заикании. — Киев, 1984.

14. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- СПб.: Питер Ком, 1998.

15. Pay E. О. «Ситуационный феномен» заикания и его преодоление // Расстройства речи: Клинические проявления и методы коррекции. — СПб., 1994.

16. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека: Пер. с англ. — М., 1994.

17. Романенко О. К. Практическая гештальттерапия (методы решения лич­ностных проблем). — М., 1995.

18. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы-теория и практика. — М., 1990.

19. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И.Буянова. – М.: Просвещение, 1990.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный педагогический университет»

Институт коррекционной педагогики

Утверждено

на заседании кафедры логопедии

(протокол № от 200 г.)

Зав.кафедрой

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по курсу «Психотерапия в логопедии»

специальность 050715 «Логопедия»

заочное отделение

на 2008-2009 уч. г.

Рабочую программу осуществляют:

Лекции

К.пс.н., ст.преп. Е.Ю.Хомутская

Практические занятия

К.пс.н., ст.преп. Е.Ю.Хомутская

Учебных часов:

Лекции – 4

Семинарские –

Практические – 2

Лабораторные –

Зачет – 10 сем

Экзамен –

Самостоятельная работа студентов – 32 часа

Тема и содержание

Форма изучения материала

Кол-во часов

Межпредметные связи

1

2

3

4

5

1.

Основы психотерапии. История развития. Сферы применения.

ЛК

2

Специальная психология, общая психология, возрастная психология, патопсихология, логопедия.

2.

Виды психотерапии. Методы психотерапии.

ЛК

2

Логопедия, общая психология, возрастная психология, психология личности, возрастная психология, социальная психология, логопедия

3.

Психотерапевтическая помощь лицам с различными нарушениями речи.

ПР

2

Психология личности, возрастная психология, социальная психология, логопедия

Наглядные ИТСО

Основная и дополнительная литература

Задания по самостоятельной работе студентов

Кол-во часов

Формы контроля самостоятельной работы студентов

6

7

8

9

10

1. Видеозаписи. Схема

О 1, 2, 4, 6, 7, 9, 11

Д 4, 6,12-15

Проанализировав предлагаемую литературу, подготовьте реферат на тему «Источники полезной для логопеда психологической информации»

8

Анализ рефератов

2. Материалы психолого-педагогического обследования

О 1, 2, 4, 6-8, 10

Д 1, 4-6, 9-14

1. Проанализировав предлагаемую литературу, заполните таблицу «Методы психотерапии»

2. Проанализировав предлагаемую литературу, подготовьте реферат на тему «Приемы и методы повышения работоспособности логопеда при помощи аутогенной тренировки».

8

Анализ рефератов.

Анализ таблиц

3. Оборудование для психотерапевтической работы

О 3, 5, 6-11

Д 2, 3, 7, 8, 9, 11-16

1.Проанализировав предлагаемую литературу, заполните таблицу «Направления оказания психотерапевтической помощи лицам с различными нарушениями речи».

2. Составить конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием психотерапевтических приемов по преодолению различных нарушений речи.

3. Проанализировав речевую карту и психолого-педагогическую характеристику, составьте программу психотерапевтического воздействия на ребенка с нарушениями речи.

16

Фронтальный опрос.

Анализ таблиц, конспектов. Моделирование психо-коррекционного занятия, его анализ