Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к контрольным работам для студентов заочной формы обучения Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии» по отраслям

Федеральное агентство по образованию

Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" в городе Твери

Заочное обучение

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания к контрольным работам для студентов заочной формы обучения

Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии»

по отраслям

Тверь, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропогенных, социальных, экологических, биологических. Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя негативные последствия их проявлений.

Возрастание числа и масштабов техногенных аварий и катастроф, обострение социальной и экологической ситуации во многих регионах страны и мира свидетельствует о том, что сложившаяся теория и практика поведения общества грозит не только обострением этих опасных явлений, но и ставит вопросы об усилении опасности для общества в целом.

Безопасность человеческой жизнедеятельности представляет собой многоплановое понятие, включающее нравственный, экономический, производственно-технологический, природный, военный, социальный, политический, экологический, радиационный и прочие аспекты. Достижение ее связано с правильным выбором стратегии государственной политики в целом, размещения производительных сил, рациональным их «встраиванием» в природу, своевременным и верным реагированием на малоизученные явления и процессы, а также с их своевременным прогнозированием. Неосуществление, непринятие соответствующих мер приводит к обострению негативных процессов и инициирует опасность человеческой жизнедеятельности.

Бурное развитие науки и техники в XX веке привело к радикальным переменам в производстве, мировом товарообмене, быстрому перемещению финансовых средств и технических идей, значительному увеличению опасных и вредных факторов, что породило немало проблем глобального масштаба.

При современном развитии цивилизации все виды человеческой деятельности, связанные как с его физическими возможностями, так и с уровнем интеллекта, обладают мощной преобразовательной способностью, сравнимой с геологической силой, аналогичной по своему воздействию силам природы.

Указанные факты и тенденции привели к появлению новой науки «Безопасности жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания, основная задача которой состоит в сохранении жизни, здоровья и работоспособности человека.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной.

Цель изучения БЖД – изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах и условиях (нормальной, экстремально) среды обитания; выработка идеологии безопасности, приобретение навыков конструктивного мышления и поведения с целью безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции.

Основная задача дисциплины – вооружить обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

· создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

· реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;

· социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

· обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях.

· прогнозирование развития и оценки последствий ЧС;

· принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

· оценки экономического ущерба при ЧС, определения затрат при стратегическом и оперативном планировании.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» экономист-менеджер должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- экономические методы управления безопасностью человека и среды обитания;

- основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;

- методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

- основы безопасности жизнедеятельности в условиях производства; основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;

- основы организации и управления действиями производственного персонала в ЧС, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

- методики оценки экономического ущерба при ЧС, формирования страховых премий, затрат на предупреждение ЧС, повышение устойчивости работы предприятий, ведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Специалист должен уметь:

- оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

- эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; управлять действиями подчиненного персонала при ЧС; использовать полученные знания при решении профессиональных экономических вопросов стратегического и оперативного планирования, оптимизации затрат, страхования и расчета возможного экономического ущерба при ЧС природного и техногенного характера.

Специалист должен иметь навыки:

- оказания первой доврачебной помощи при поражении током и травмах;

- измерения факторов производственной среды;

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных факторов природного и техногенного характера;

- пользования приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях.

Контрольная работа выполняется студентами-заочниками специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях по отраслям» в соответствии с рабочей программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Целью выполнения контрольной работы является углубленное самостоятельное изучение студентами наиболее значимых разделов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Полученные студентами навыки при выполнении контрольной работы позволят им более сознательно изучить по рекомендуемой литературе весь учебный теоретический материал и самостоятельно подготовиться к сдаче зачета по дисциплине.

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен выполнить одну контрольную работу, состоящую из трех теоретических вопросов.

ВЫБОР ВАРИАНТА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа разработана по 10 вариантам индивидуальных заданий, которые включают в себя вопросы, охватывающие наиболее важный объем теоретического материала по изучению дисциплины.

Номер варианта индивидуального задания принимается по последней цифре номера зачетной книжки. Контрольная работа, выполненная не по-своему варианту, засчитываться не будет.

При оформлении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила:

1. Ответы на вопросы контрольных заданий могут быть изложены в ученической тетради или на листах формат А4, которые должные быть сброшюрованы. Текст может быть отпечатан на пишущей машинке, принтере или написан от руки четким разборчивым почерком.

2. Отвечать на теоретические вопросы контрольных заданий следует точно и лаконично. Объем текста на один вопрос не должен превышать двух-трех листов машинописного текста или четырех страниц ученической тетради. Реферативное описание ответов на поставленные вопросы может иллюстрироваться рисунками, схемами и конкретными примерами.

3. При ответе на каждый вопрос заданий следует по тексту ответа делать ссылки на литературные источники, а в конце работы привести список использованной литературы.

4. Титульный лист (см. приложение 1.)

5. Контрольная работа должна быть датирована, подписана и представлена или выслана по почте в учебно-методический отдел филиала СПбГИЭУ в г. Твери в университет до начала экзаменационной сессии на рецензию.

Если контрольная работа не рекомендована к собеседованию, ее нужно выполнить повторно в соответствии с указаниями преподавателя и представить на рецензирование вместе с незачтенной работой.

Зачет по контрольной работе осуществляется только после собеседования преподавателя со студентом.

Без выполненной контрольной работы студенты к сдаче зачета по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» не допускаются.

При возникновении неясностей или затруднений при выполнении контрольной работы студенты могут в течение учебного года обращаться за консультацией к преподавателю.

ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Таблица 1 – Варианты индивидуальных заданий

Номер варианта

1-й

вопрос

2-й

вопрос

3-й

вопрос

Номер варианта

1-й

вопрос

2-й

вопрос

3-й

вопрос

1

1

16

31

16

46

9

24

2

2

17

32

17

47

10

25

3

3

18

33

18

48

11

26

4

4

19

34

19

49

12

27

5

5

20

35

20

50

13

28

6

6

21

36

21

51

14

29

7

7

22

37

22

52

15

30

8

8

23

38

23

1

16

31

9

9

24

39

24

2

17

32

10

10

25

40

25

3

18

33

11

11

26

41

26

4

19

34

12

12

27

42

27

5

20

35

13

13

28

43

28

6

21

36

14

14

29

44

29

7

22

37

15

15

30

45

30

8

23

38

Вопросы для контрольной работы

1. Основные понятия дисциплины «Безопасности жизнедеятельности»: опасность, безопасность, риск, угроза, признаки и источники опасности, негативные факторы. Аксиома о потенциальной опасности и ее следствия.

2. Главные направления науки и техники в области БЖД.

3. Основные принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4. Риск как количественная характеристика опасности. Классификации рисков. Методы оценки риска. Концепция приемлемого риска. Концепция оправданного риска.

5. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека на действие раздражителей.

6. Медицинские аспекты безопасности жизнедеятельности: оказание первой помощи при переломах, ожогах, кровотечениях, отравлениях ядовитыми веществами, утоплениями и в случае клинической смерти.

7. Антропометрическая характеристика человека. Здоровье человека. Критерии здоровья по классификации Всемирной Организации Здравоохранения.

8. Адаптация и толерантность организма человека к различным факторам среды обитания. Естественные системы защиты человека от негативных воздейстОсновные формы деятельности человека и их классификация. Умственный и физический труд. Тяжесть и напряженность труда.

9. Психология и безопасность деятельности. Психические нагрузки и их влияние на безопасность жизнедеятельности.

10. Работоспособность и ее динамика, утомление и переутомление.

11. Микроклимат помещений: его параметры и нормирование. Влияние отклонения параметров микроклимата от нормативных значений на эффективность деятельности и здоровье человека.

12. Электрический ток как негативный фактор: поражающее действие на человека и факторы его определяющие. Нормирование действия электрического тока на человека.

13. Защита от напряжения электрическим током. Технические способы и средства защиты. Защита от атмосферного электричества. Оказание первой до врачебной помощи человеку, пораженному электрическим током.

14. Средства индивидуальной защиты населения. Их классификация, принципы действия и области применения.

15. Вредные и ядовиты вещества: понятие и классификация по степени опасности и токсическому действию. Нормирование действия вредных и ядовитых веществ на человека.

16. Классификация и характеристика пожаров. Поражающие факторы пожаров.

17. Классификация:

- зданий и сооружений по степени огнестойкости;

- помещений и зданий по степени взрывопожароопасности.

18. Способы и средства тушения пожара.

19. Чрезвычайные и экстремальные ситуации. Классификация ЧС,

20. Причины и условия возникновения ЧС, фазы протекания. Первичные и вторичные поражающие факторы при ЧС.

21. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

22. Причины и методы анализа травматизма и профзаболеваний.

23. Освещение помещений и рабочих мест: виды, характеристики и нормирование освещения. Влияние отклонения параметров освещения от нормативных значений на эффективность деятельности и здоровье человека.

24. Основы законодательства РФ об охране труда.

25. Способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Эвакуация. Коллективные средства защиты и требования предъявляемые к ним.

26. Методы очистки сточных вод от растворимых и нерастворимых неорганических и органических веществ.

27. Природные атмосферные опасности: циклоны, антициклоны, штормы, ураганы, смерчи и т.д. Понятия, классификация, поражающие действия, защитные мероприятия.

28. Природные гидросферные опасности: наводнения, цунами, волнения на море. Понятия, основные причины и поражающие факторы, классификация и защитные мероприятия.

29. Природные литосферные опасности (геофизические): землетрясение и извержение вулканов. Их причины и поражающие факторы; количественные характеристики и защитные мероприятия.

30. Социальные опасности: понятие и причины социальных опасностей. Классификация, основные виды и предупреждение социальных опасностей.

31. Биологические опасности, связанные с грибами, растениями и животными. Их разновидности, особенности проявления и негативные последствия, защитные мероприятия.

32. Радиационно-опасные объекты (РОО) и связанные с ними чрезвычайные ситуации (ЧС). Классификация и поражающие факторы ЧС на РОО. Особенности ЧС на РОО мирного и военного назначения (при авариях на АЭС и ядерных взрывах).

33. Экономические механизмы управления техногенными рисками: экологические фонды, государственное страхование потенциально опасных производств, государственное регулирование цены ущерба, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

34. Устойчивость функционирования объектов в ЧС. Факторы влияющие на устойчивость, и способы повышения устойчивости.

35. Эргономика и безопасность деятельности. Информационная, биофизическая, энергетическая, антропометрическая и технико-эстетическая совместимости человека и технических систем.

36. Акустические колебания. Действие шума на человека и его нормирование. Защита от шума

37. Ультразвук, контактное и акустическое действие, гигиеническая регламентация ультразвука. Защита от ультразвука.

38. Инфразвук, его действие и нормирование. Защита от инфразвука.

39. Профессиональные заболевания от воздействия шума, ультразвука и инфразвука. Опасность их совместного действия. Защита от шума, ультразвука и инфразвука.

40. Вибрация: источники, виды и характеристики вибрации на человека и ее нормирование.

41. Ионизирующие (радиоактивные) излучения: источники, виды и характеристики излучений. Негативное действие излучений на человека и их нормирование.

42. Защита от ионизирующих излучений. Общие принципы. Дозиметрический контроль. Средства индивидуальной защиты.

43. Аварийные химически опасные вещества (АХОВ) и вредные вещества: классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и АХОВ и чувствительность к ним. Комбинированное действие вредных веществ.

44. Химические факторы обитаемости. Их классификация. Допустимые уровни интенсивности основных химических факторов обитаемости. Токсическое действие на организм химических факторов обитаемости.

45. Электромагнитные поля (ЭМП) и излучения. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, ЭМП промышленной частоты, ЭМП радиочастот и их нормирование. Действие инфракрасных излучений на организм человека и их нормирование. Действие ультрафиолетового излучения, нормирование. Особенности воздействия лазерного излучения.

46. Групповая психология. Психологические причины ошибочных действий. Учет психологических факторов в целях повышения БЖД.

47. Критерии комфортности среды обитания. Физические факторы обитаемости. Их классификация и интенсивность.

48. Ионизирующие излучения. Источники и виды излучений. Механизм воздействия на биологические объекты. Основные характеристики излучений. Внешнее и внутреннее облучение. Лучевая болезнь и другие заболевания. Отдаленные последствия. Нормирование радиационной безопасности, основные дозовые пределы, допустимые и контрольные уровни облучения.

49. Органы надзора и контроля за выполнением требований охраны труда. Расследование и анализ случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний; определение потерь рабочего времени.

50. Планирование и контроль мероприятий по охране труда. Материально техническое обеспечение охраны труда. Обучение и инструктирование работающих безопасным приемам труда.

51. Основы управления безопасностью населения, территорий, объектов экономики. Превентивное и оперативное управление. Нормативно-правовая база по безопасности населения и территорий в ЧС.

52. Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Проф. Э.А.Арустамова. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко », 2001. – 678 с. *

2. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учебник для студ.высш.учеб.заведений / Ю.В.Буралев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. *

3. Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие/ Под ред. Проф.П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с. *

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ С.В.Белов. А.И.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; Под общ.ред. С.В. Белова. 4-е изд., испр.и доп. – М.: Высш. школа, 2004. – 606с.: ил.

2. Белов П.Г. Теоретические основы системной инженерной безопасности. –М.: ГНТП «Безопасность», МИБ СТС, 1996.

3. Боголюбов В.С., Лебедев О.Т., Косячный А.А. Управление крупным городом в чрезвычайных ситуациях: Текст лекций. – СПб.: СПбГИЭУ, 2001. – 90 с. *

4. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И. и др. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов – Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

5. Дворянчиков В.А. Стандартизация в области охраны труда. – М.: Изд-во стандартов, 1990.

6. Ж. Кристенсен и др. Человеческий фактор. В 6-ти тт. /Пер. с англ. – М.: Мир, 1991.

7. Кукин Л.П., Лапин В.Л., Подгорных Е.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 318с.

8. Кулаков В.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. – СПб.: Изд. СПбГТУ, 1997. – 70 с.

9. Куценко Г.И., Жаюкова И.А. Основы гигиены труда и производственной санитарии. – М.: Высшая школа, 1990.

10. Масленникова И.С., Власова Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2003. – 115 с. *

11. Мосягин В.И., Кораблев А.И., Васильева А.З. Экономические проблемы экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций на производстве. –СПб.: Изд. МАНЭБ, 1999. – 88 с.

12. Охрана окружающей среды./ С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козьяков и др.; Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 1991.

13. Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов /Ю.В. Репин. – М.: Дрофа, 2005. – 191 с. *

14. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие под ред. О.Н. Русака. 3-е испр. и доп. изд. - СПб.: Лань, 2000. – 447 с.

* - звездочкой помечены книги, имеющиеся в библиотеке филиала СПбГИЭУ г. Твери

Вопросы к зачету по БЖД

1. Технический прогресс и безопасность жизнедеятельности. Роль человеческого фактора в возникновении экстремальных ситуаций. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научная дисциплина, ее цели и задачи.

2. Основные понятия дисциплины БЖД: «опасность», «безопасность», «риск», «угроза», «Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая, социальная».

3. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие об опасности, номенклатура опасностей и их классификация.

4. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого и допустимого риска. Классификация рисков. Мотивированный и немотивированный риск в деятельности человека. Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.

5. Принципы обеспечения безопасности. Классификация и характеристика принципов. Методы обеспечения безопасности, основные определения, классификация.

6. Средства обеспечения безопасности – коллективные, индивидуальные, требования к средствам индивидуальной защиты.

7. Антропометрическая характеристика человека. Здоровье человека. Критерии влияния на здоровья человека различных факторов по классификации Всемирной Организации Здравоохранения.

8. Адаптация и толерантность организма человека к различным факторам среды обитания.

9. Роль нервной системы в защите человека от опасностей, безусловные и условные рефлексы. Врожденный и приобретенный иммунитет. Роль и влияние биологических ритмов на самочувствие и работоспособность человека.

10. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека на действие раздражителей.

11. Психология безопасности деятельности. Психические напряжения. Производственные психические состояния.

12. Групповая психология. Психологические причины ошибочных действий. Профессиональный отбор.

13. Взаимодействие человека с окружающим миром – понятие о деятельности человека. Труд – высшая форма деятельности. Условия деятельности. Основные формы деятельности человека и их классификация. Умственный и физический труд. Тяжесть и напряженность труда.

14. Работоспособность и ее динамика, утомление и переутомление.

15. Информационные нагрузки. Сенсорное утомление и депривация. Монотония. Десинхроз. Депривация сна. Гипокинезия.

16. Критерии комфортности среды обитания. Физические факторы обитаемости. Их классификация и интенсивность. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

17. Основные требования освещенности. Расчет и нормирование производственного освещения. Контроль освещения.

18. Химические факторы обитаемости. Их классификация. Допустимые уровни интенсивности основных химических факторов обитаемости. Токсическое действие на организм химических факторов обитаемости.

19. Биологические факторы обитаемости. Классификация биологических факторов и их влияния на организм человека.

20. Эргономические основы БЖД. Совместимость характеристик человека и среды: пространственно-антропометрическая, биофизическая, энергетическая, информационная, технико-эстетическая, социально-психологическая.

21. Эволюция среды обитания под воздействием деятельности человека. Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс. Экологические опасности. Загрязнение атмосферы: источники выбросов, образование смога, «парниковый эффект», кислотные дожди, разрушение озонового слоя. Загрязнение гидросферы. Загрязнение почвы. Загрязнение околоземного космического пространства.

22. Аварийные химически опасные вещества (АХОВ) и вредные вещества: классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и АХОВ и чувствительность к ним.

23. Акустические колебания. Основные характеристики шума. Действие шума на человека и его нормирование.

24. Ультразвук, контактное и акустическое действие, гигиеническая регламентация ультразвука. Инфразвук, его воздействие и нормирование. Профессиональные заболевания от воздействия шума, ультразвука и инфразвука. Опасность их совместного воздействия.

25. Механические колебания. Виды вибраций и их воздействия на человека. Нормирование вибраций. Вибрационная болезнь.

26. Электромагнитные поля (ЭМП) и излучения. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, ЭМП промышленной частоты, ЭМП радиочастот и их нормирование. Действие инфракрасных излучений на организм человека и их нормирование. Действие ультрафиолетового излучения, нормирование. Особенности воздействия лазерного излучения.

27. Ионизирующие излучения. Источники и виды излучений. Механизм воздействия на биологические объекты.

28. Электрический ток. Риски поражения электрическим током. Действие тока на человека и виды поражений. Основные факторы, влияющие на исход поражения током. Напряжение прикосновения, напряжение шага. Оказание первой доврачебной помощи человеку, пораженному электрическим током.

29. Загрязнение атмосферы. Методы защиты.

30. Загрязнении гидросферы. Методы защиты.

31. Загрязнение литосферы. Методы защиты.

32. Планирование и контроль мероприятий по охране труда. Материально техническое обеспечение охраны труда. Обучение и инструктирование работающих безопасным приемам труда.

33. Основные законодательные документы, регламентирующие охрану труда в России.

34. Пожарная безопасность. Средства, способы пожаротушения. Огнегасительные вещества. Системы сигнализации.

35. Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы. Классификация ЧС, причины возникновения и характер развития. Негативные факторы при ЧС.

36. Стихийные бедствия: их динамика, последствия, прогнозирование.

37. Радиационно- и химически опасные объекты, развитие аварий, зонирование территорий вокруг них.

38. Пожаро- и взрывоопасные объекты, зоны поражения.

39. Поражающие факторы оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое).

40. Понятие об устойчивости работы промышленного объекта в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта.

41. Ликвидация последствий ЧС. Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения.

42. Экономическая безопасность.

Вопросы к зачету по БЖД

43. Технический прогресс и безопасность жизнедеятельности. Роль человеческого фактора в возникновении экстремальных ситуаций. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научная дисциплина, ее цели и задачи.

44. Основные понятия дисциплины БЖД: «опасность», «безопасность», «риск», «угроза», «Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая, социальная».

45. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие об опасности, номенклатура опасностей и их классификация.

46. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого и допустимого риска. Классификация рисков. Мотивированный и немотивированный риск в деятельности человека. Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.

47. Принципы обеспечения безопасности. Классификация и характеристика принципов. Методы обеспечения безопасности, основные определения, классификация.

48. Средства обеспечения безопасности – коллективные, индивидуальные, требования к средствам индивидуальной защиты.

49. Антропометрическая характеристика человека. Здоровье человека. Критерии влияния на здоровья человека различных факторов по классификации Всемирной Организации Здравоохранения.

50. Адаптация и толерантность организма человека к различным факторам среды обитания.

51. Роль нервной системы в защите человека от опасностей, безусловные и условные рефлексы. Врожденный и приобретенный иммунитет. Роль и влияние биологических ритмов на самочувствие и работоспособность человека.

52. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека на действие раздражителей.

53. Психология безопасности деятельности. Психические напряжения. Производственные психические состояния.

54. Групповая психология. Психологические причины ошибочных действий. Профессиональный отбор.

55. Взаимодействие человека с окружающим миром – понятие о деятельности человека. Труд – высшая форма деятельности. Условия деятельности. Основные формы деятельности человека и их классификация. Умственный и физический труд. Тяжесть и напряженность труда.

56. Работоспособность и ее динамика, утомление и переутомление.

57. Информационные нагрузки. Сенсорное утомление и депривация. Монотония. Десинхроз. Депривация сна. Гипокинезия.

58. Критерии комфортности среды обитания. Физические факторы обитаемости. Их классификация и интенсивность. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

59. Основные требования освещенности. Расчет и нормирование производственного освещения. Контроль освещения.

60. Химические факторы обитаемости. Их классификация. Допустимые уровни интенсивности основных химических факторов обитаемости. Токсическое действие на организм химических факторов обитаемости.

61. Биологические факторы обитаемости. Классификация биологических факторов и их влияния на организм человека.

62. Эргономические основы БЖД. Совместимость характеристик человека и среды: пространственно-антропометрическая, биофизическая, энергетическая, информационная, технико-эстетическая, социально-психологическая.

63. Эволюция среды обитания под воздействием деятельности человека. Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс. Экологические опасности. Загрязнение атмосферы: источники выбросов, образование смога, «парниковый эффект», кислотные дожди, разрушение озонового слоя. Загрязнение гидросферы. Загрязнение почвы. Загрязнение околоземного космического пространства.

64. Аварийные химически опасные вещества (АХОВ) и вредные вещества: классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и АХОВ и чувствительность к ним.

65. Акустические колебания. Основные характеристики шума. Действие шума на человека и его нормирование.

66. Ультразвук, контактное и акустическое действие, гигиеническая регламентация ультразвука. Инфразвук, его воздействие и нормирование. Профессиональные заболевания от воздействия шума, ультразвука и инфразвука. Опасность их совместного воздействия.

67. Механические колебания. Виды вибраций и их воздействия на человека. Нормирование вибраций. Вибрационная болезнь.

68. Электромагнитные поля (ЭМП) и излучения. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, ЭМП промышленной частоты, ЭМП радиочастот и их нормирование. Действие инфракрасных излучений на организм человека и их нормирование. Действие ультрафиолетового излучения, нормирование. Особенности воздействия лазерного излучения.

69. Ионизирующие излучения. Источники и виды излучений. Механизм воздействия на биологические объекты.

70. Электрический ток. Риски поражения электрическим током. Действие тока на человека и виды поражений. Основные факторы, влияющие на исход поражения током. Напряжение прикосновения, напряжение шага. Оказание первой доврачебной помощи человеку, пораженному электрическим током.

71. Загрязнение атмосферы. Методы защиты.

72. Загрязнении гидросферы. Методы защиты.

73. Загрязнение литосферы. Методы защиты.

74. Планирование и контроль мероприятий по охране труда. Материально техническое обеспечение охраны труда. Обучение и инструктирование работающих безопасным приемам труда.

75. Основные законодательные документы, регламентирующие охрану труда в России.

76. Пожарная безопасность. Средства, способы пожаротушения. Огнегасительные вещества. Системы сигнализации.

77. Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы. Классификация ЧС, причины возникновения и характер развития. Негативные факторы при ЧС.

78. Стихийные бедствия: их динамика, последствия, прогнозирование.

79. Радиационно- и химически опасные объекты, развитие аварий, зонирование территорий вокруг них.

80. Пожаро- и взрывоопасные объекты, зоны поражения.

81. Поражающие факторы оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое).

82. Понятие об устойчивости работы промышленного объекта в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта.

83. Ликвидация последствий ЧС. Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения.

84. Экономическая безопасность.

Глоссарий

Авария. 164

Абсорбция. 164

Адсорбция. 165

Аллерген. 165

Аридность. 165

Бедствие экологическое. 165

Безопасность. 165

Безопасность. 165

Безопасность. 166

Безопасность жизни. 166

Выживаемость. 166

Гигиенический норматив. 166

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 166

Дегазация. 166

Дегенерация. 166

Дегидратация. 167

Дезактивация. 167

Дезинсекция. 167

Дезинфекция. 167

Депрессия. 167

Депривация (экологическая) 167

Десинхроз. 167

Детергенты.. 168

Детоксикация. 168

«Дыра» озоновая. 168

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – РСЧС 168

Естественный радиационный фон. 168

Жизнеобеспечение. 168

Жизнеобеспечение. 168

Загрязнение антропогенное. 169

Загрязнение радиоактивное. 169

Индекс качества среды.. 169

Интоксикация. 169

Катастрофа. 169

Катастрофа экологическая. 169

Катастрофа техногенная. 169

Катастрофа производственная или транспортная. 169

Кислотный дождь. 170

Класс опасности. 170

Летальная доза, концентрация. 170

Мониторинг окружающей природной среды.. 170

Мутаген. 170

Мутация. 170

Обезвреживание отходов. 170

Обращение с отходами. 170

Опасность. 170

Опасности. 171

Опасные отходы.. 171

«Опьянение» звуковое. 171

Отходы.. 171

Охрана природы.. 171

Прогресс. 171

Пустыня антропогенная. 172

Риск. 172

Риски коммерческие. 172

Риск неприемлемый. 172

Риск приемлемый. 172

Риски техногенные. 172

Санитарно-гигиенические нормы.. 172

Санитарно-защитная зона. 172

Стихийные бедствия. 173

Стресс. 173

Техника безопасности. 173

Техника безопасности. 173

Техника безопасности. 173

Токсичность. 173

Транспорт. 173

Угроза. 174

Утилизация (использование) 174

Утомление. 174

Фактор экстремальный. 174

Хемосорбция. 174

Хранение отходов. 174

Чрезвычайными ситуациями. 175

Чрезвычайная ситуация антропогенная. 175

Чрезвычайная ситуация биологическая. 175

Чрезвычайная ситуация глобальная. 175

Шумовое загрязнение. 175

Экоцид. 175

Экстремальная ситуация (ЭС) 175

Авария

чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушений технических устройств или сооружений.

Абсорбция

(от лат. absorbeo — поглощаю), объемное поглощение газов или паров жидкостью (абсорбентом) с образованием раствора. В промышленности осуществляют в абсорберах (устар. — скрубберах), имеющих развитую поверхность соприкосновения абсорбента с поглощаемым веществом. Различают физическую и химическую. При физической абсорбции энергия взаимодействия молекул газа и абсорбента в растворе не превышает 20 кДж/моль. При химической абсорбции (хемосорбция) молекулы растворенного газа реагируют с активным центром абсорбента (энергия взаимодействия — более 25 кДж/моль) или в растворе происходит диссоциация молекул газа.

Адсорбция

(от лат. ad — на, при и sorbeo — поглощаю), поглощение газов, паров или жидкостей поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости. Адсорбенты обычно имеют большую удельную поверхность — до нескольких сотен м2 /г. Физическая адсорбция — результат действия дисперсионных или электростатических сил. Если адсорбция сопровождается химической реакцией поглощаемого вещества с адсорбентом, то она называется хемосорбцией. В промышленности адсорбцию осуществляют в специальных аппаратах — адсорберах; применяют для осушки газов, очистки органических жидкостей и воды, улавливания ценных или вредных отходов производства.

Аллерген

вещество, вызывающее аллергию, т.е. состояние повышенной реактивности организма, приводящее к повышению или понижению чувствительности.

Аридность

сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.

Бедствие экологическое

чрезвычайное изменение состояние суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологическое бедствие часто сопровождается необратимыми изменениями природной среды.

Безопасность

состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

Безопасность

состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз. (Закон РФ «О безопасности»)

Безопасность

это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующихся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, «изучению», предупреждению, ослаблению, устранению, «ликвидации» и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый, «недопустимый объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития. (Ярочкин В.И.)

Безопасность жизни

отсутствие опасности; сохранность, надежность.

Выживаемость

средняя вероятность сохранения организмов того или иного поколения для жизни и участия в функционировании экосистем.

Гигиенический норматив

установленное исследованиями допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующее тот или иной фактор среды обитания с позиции его безопасности для человека (закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (закон РФ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Дегазация

(от де... и газ), удаление (разложение, нейтрализация) отравляющих веществ с зараженной местности, а также оружия, боевой техники и др.

Дегенерация

умственное, социально-культурное или биологическое вырождение в цепи человеческих поколений, характеризуемое физиолого-морфологическими аномалиями, умственной слабостью, психическими извращениями и склонностью к антиобщественным поступкам, возникающее как результат неблагоприятных социальных и (или) природных условий (в том числе из-за сильного и постоянного ее антропогенного загрязнения).

Дегидратация

процесс обезвоживания организма, который влечет за собой понижение его жизнедеятельности, а в дальнейшем гибель.

Дезактивация

удаление радиоактивных загрязнений с техники, вооружения, зданий, почвы, одежды, продовольствия, из воды и других зараженных объектов. Одно из мероприятий по ликвидации последствий применения ядерного оружия, аварий ядерных реакторов и др.

Дезинсекция

(от де..., дез и лат. insectum — насекомое), комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих — переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши, клещи и т. д.), сельскохозяйственных вредителей и др. Методы дезинсекции: физический (горячий воздух, водяной пар), химический и биологический (микробы, птицы).

Дезинфекция

(от де..., дез и средневекового лат. infectio — заражение), комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами. Различают дезинфекцию профилактическую (вагонов, пищевых объектов, воды и т. д.), текущую (дезинфекция окружающих больного предметов) и заключительную (напр., после госпитализации больного).

Депрессия

в медицине — психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.

Депривация (экологическая)

потеря экологической устойчивости вследствие упрощения биологического сообщества.

Десинхроз

(от лат. de- — приставка, означающая удаление, и греч. synchronos — одновременный), изменение различных физиологических и психических функций организма в результате нарушения суточных ритмов его функциональных систем.

Детергенты

поверхностно активные синтетические вещества, употребляемые в промышленности и быту как моющие средства и эмульгаторы. Служат одним из основных химических загрязнителей водоемов, так как с трудом подвергаются разложению микроорганизмами.

Детоксикация

выведение из организма токсинов различного происхождения.

«Дыра» озоновая

значительное пространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 50%) содержанием озона.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – РСЧС

объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. РС ЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (ГОСТ Р 22.0.02 – 94).

Естественный радиационный фон

доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклеидов, естественно распределенных в геосистемах, элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека (закон РФ «О радиационной безопасности населения»). Естественный радиационный фон составляет 10-12 микрорентген в час.

Жизнеобеспечение

обеспечение сохранения и нормального протекания жизни.

Жизнеобеспечение

комплекс систем и мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность человека в космическом полете, при выходе в открытый космос и на поверхность небесных тел. Различают системы жизнеобеспечения открытые (содержат запасы кислорода, пищи, воды, отходы складируются), частично закрытые (регенерируются вода и кислород) и закрытые (воспроизводство пищи, регенерация воды и кислорода, утилизация отходов).

Загрязнение антропогенное

загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на интенсивность природного загрязнения.

Загрязнение радиоактивное

форма физического загрязнения, связанного с превышением естественного радиационного фона и уровня содержания в среде радиоактивных элементов.

Индекс качества среды

показатель, отражающий пригодность среды для жизни организмов; обычно выражается степенью заболеваемости, интенсивности размножения, смертности или выживаемости.

Интоксикация

(от греч. toxikon — яд), болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (напр., микробных) или вредных веществ эндогенного происхождения (напр., при токсикозе беременных, тиреотоксикозе).

Катастрофа

событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей; непредвиденная и неожиданная ситуация с которой пострадавшее население не может справиться самостоятельно.

Катастрофа экологическая

стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые приводят к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания; к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы.

Катастрофа техногенная

внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Катастрофа производственная или транспортная

крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

Кислотный дождь

дождь, водородный показатель которого рН меньше 5,6 (ГОСТ 17.2.1.03-84).

Класс опасности

градация химических веществ по степени возможного отрицательного воздействия на почву, растения, животных и человека (ГОСТ 17.4.1.02.-83)

Летальная доза, концентрация

минимальный уровень (количество) вредного агента, попадание или воздействие которого на организм приводит к его гибели.

Мониторинг окружающей природной среды

долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (закон РФ «О гидрометеорологической службе»).

Мутаген

любой агент (экологический фактор), вызывающий мутацию.

Мутация

резкое наследственное изменение организмов, меняющее их морфологические и (или) физиолого-поведенческие признаки. Связано с изменениями числа и структуры хромосом, с изменением структуры отдельного гена или их группы.

Обезвреживание отходов

обработка в целях предотвращения вредного воздействия на человека и окружающую среду (сжигание отходов тоже относят к обезвреживанию).

Обращение с отходами

деятельность по сбору, использованию, переработке, обезвреживанию, размещению.

Опасность

возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

Опасности

это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию.

Опасные отходы

отходы, с содержанием веществ, обладающих хотя бы одним из таких свойств, как токсичность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, или содержащие возбудителей инфекцион­ных заболеваний.

«Опьянение» звуковое

возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмичные звуки. Звуковое опьянение по субъективным ощущениям аналогично алкогольному опьянению и одурманиванию наркотиками. Звуковое опьянение – одна из причин успеха современной шумной музыки. Уровень звука, создаваемый современной электромузыкой, может превышать болевой порог и достигает 130 дБ.

Отходы

(waste) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, вышед­ших из строя изделий и т.п., которые образовались в процессе производства продукции или ее потребления.

Охрана природы

система организационно-правовых мероприятий, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека (ГОСТ 17.0.0.01 – 76).

Прогресс

(от лат. progressus — движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.

Пустыня антропогенная

пустыня, возникшая в результате прямого или косвенного воздействия человека на природу.

Риск

отдельная форма опасности, возможность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью.

Риски коммерческие

риски, связанные с опасностью потерь в результате финансово-хозяйственной деятельности.

Риск неприемлемый

уровень риска, выше которого необходимо принимать меры по его устранению. Его величина составляет 10-3

Риск приемлемый

уровень риска, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ или выгод в результате своей деятельности. Величина приемлемого риска составляет 10 -6 (140 принудительных смертей на 140 млн. человек). Развитые страны соответствуют этому уровню. В России и странах СНГ риск 10-4 (14000 принудительных смертей на 140 млн. человек), что близко к неприемлемому уровню (10-3 ).

Риски техногенные

риски, связанные с опасностями, исходящими от техногенных объектов.

Санитарно-гигиенические нормы

показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жизни и здоровья.

Санитарно-защитная зона

озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду (ГОСТ 28329-89).

Стихийные бедствия

опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Стресс

неспецифическая реакция живого организма на любое сильное воздействие, оказываемое на него. Отмечают большое количество форм стресса (например, тепловой, шумовой и др.)

Техника безопасности

совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве.

Техника безопасности

система технических мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда.

Техника безопасности

система технических мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда. Правила по технике безопасности содержат обязательные требования, которым должны удовлетворять предприятия в целом, производственного помещения, все виды оборудования и технологические процессы с точки зрения безопасности труда.

Токсичность

Ядовитость, способность некоторых химических элементов, соединений и биогенных веществ оказывать отравляющее действие на организмы человека, животных, растений, микроорганизмов.

Транспорт

(от лат. transporto — перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт.

Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный;

Водные — морской и речной;

Воздушные — авиационный.

Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования .

Делится также на пассажирский и грузовой.

Угроза

это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

Утилизация (использование)

употребление отходов с пользой. Этот процесс представляет собой совокупность технологических операций, в результате которых из отходов производится один или несколько видов продукции, или они используются для получения тепла и энергии.

Утомление

временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. У человека различают физическое и психическое утомление.

Фактор экстремальный

любой фактор, сила воздействия которого превышает приспособительные реакции живой системы, но не настолько, чтобы произошло мгновенное ее разрушение (для особи – смерть). Может иметь максимальное и минимальное выражение, т.е. резкий избыток или нехватка воздействия одинаково экстремальны.

Хемосорбция

(от хемо... и сорбция), поглощение вещества поверхностью какого-либо тела (хемосорбента) в результате образования химической связи между молекулами вещества и хемосорбента.

Хранение отходов

изолирование отходов в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Чрезвычайными ситуациями

называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) это события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.

Чрезвычайная ситуация антропогенная

чрезвычайная ситуация, являющаяся следствием ошибочных действий людей.

Чрезвычайная ситуация биологическая

чрезвычайная ситуация, происходящая от живых существ и организмов.

Чрезвычайная ситуация глобальная

чрезвычайная ситуация, последствия которой настолько велики, что они захватывают значительные территории, ряд республик, краев, областей и сопредельные страны.

Шумовое загрязнение

форма физического загрязнения среды, характеризующаяся превышением уровня естественного шумового фона. Основные источники – технические устройства, транспорт, бытовая техника. Шумовое загрязнение сверх нормативных уровней снижает рекреационный потенциал.

Экоцид

преднамеренные действия, направленные на уничтожение среды обитания живых организмов.

Экстремальная ситуация (ЭС)

воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному воздействию.