Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине «Политология» на тему: «Изменение понимания политической организации общества от древности до современности» - реферат

Московский государственный институт электроники и математики

(Технический университет)

Реферат по дисциплине «Политология»

на тему:

«Изменение понимания политической организации общества от древности до современности»

Выполнил: студент группы С-64 Петров Г.И.

Проверил: Лундин Ю.А.

Москва 2008


Оглавление

Социально-политические идеи в истории общественной мысли 3

Современные политические теории и доктрины 8

Список литературы 20
Социально-политические идеи в истории общественной мысли

В истории становления и развития политической мысли за рубе­жом выделяют пять основных этапов, каждый из которых характе­ризуется своими особенностями.

Первый этап политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль тогда не выделялась в самостоятельную область знания, она выражалась в мифологической форме. Господствовало понимание божественного происхождения власти. Наиболее выдающимися мыслителями были Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Шень Бу-хай.

Второй этап политические учения Древней Греции и Древнего Рима представлен такими именами, как Гомер, Пифагор, Герак­лит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон. На этом этапе происходит постепенное освобождение по­литических взглядов от мифов и обособление их как относительно самостоятельной части политической философии. Происходит ана­лиз устройства государства, классификация его форм, определяются наилучшие, идеальные формы государственного правления. Особен­но значительный вклад в развитие политической мысли внесли тогда древнегреческие мыслители Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристо­тель (384-322 гг. до н.э.). Платон, например, один из первых по­пытался классифицировать типы государственного устройства, вы­делив два из них: совершенный, или идеальный, и несовершенный. Основанием для такой классификации он считал внутренние пружи­ны поведения людей: если главным двигателем поведения людей яв­ляются материальные заботы, то можно говорить о несовершенном государстве, если идейные соображения и поступки, то, естест­венно, наоборот. Он считал, что идеальные типы государства суще­ствовали лишь в древности, когда людьми управляли боги. Из шести несовершенных форм государственного устройства (тимократии власти честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения вне заслуг; олигархии власти немногих, богатейших; аристократии власти лучших, знатнейших; монархии власти одного; демокра­тии власти большинства, но не всех; тирании власти одного над всеми) симпатии Платона были на стороне государств, близких к аристократии и монархии, правители которых обладали не только богатствами, но были наделены от природы способностями или обу­чены хорошо управлять.

В науке управления делами общества и государства Аристотель пошел еще дальше своего великого учителя. Он ввел в оборот само понятие «политика», назвав ее главной из всех наук и искусств, по­скольку считал целью политики достижение блага для всех в от­личие от экономики, имеющей целью достижение выгоды для каж­дого. Аристотель глубоко и наиболее полно раскрыл сущность го­сударства, причины его образования, выдвинул идею разделения по­литической власти на три ветви, показал, что от реализации этого принципа, как и от наличия в обществе среднего элемента (т.е. клас­са), зависит состояние и стабильность государственного строя.

Изучив конституционно-правовые нормы существовавших в древнем мире государств (более 150!), Аристотель выделил три пра­вильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные, с его точки зрения, формы государственного устройства (тирания, оли­гархия, демократия), считая основанием для классификации правиль­ности способность правящих кругов служить делу общественной пользы, будь то монархия или аристократия. Как и Платон, Арис­тотель отрицательно отзывался о демократии как одной из своеко­рыстных форм господства большинства над меньшинством, а наи­лучшей формой государственного устройства называл политию, в условиях которой большинство управляет в интересах общей пользы, т.е. подлинной демократии. А это возможно, по его мнению, только тогда, когда политическая власть в обществе находится в руках сред­него элемента.

На третьем этапе в условиях Средневековья политическая мысль развивается в основном усилиями религиозных деятелей и мыслителей. В раннем Средневековье широко был известен Августин Блаженный Аврелий (354-430 гг.). Будучи епископом в Северной Аф­рике (с 396 г.), он в течение десятилетий руководил идейной борьбой истинных христиан с еретиками христианского учения. Основные положения концепции своего учения он изложил в обширном труде под названием «О граде Божием». Главным из них является боже­ственная предопределенность всего сущего, происходящего на Земле, фатализм. Августин выдвинул и обосновал идеи всемирного господ­ства христианства, подчинения ему государства, светских начал, в том числе науки. Учение Августина Блаженного имело огромное зна­чение в обосновании первенствующей власти Церкви на протяжении целого ряда столетий.

Трудно переоценить вклад в обоснование теологической теории политической власти, который внес Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его по праву считают основоположником одного из ведущих рели­гиозных течений в Христианстве католицизма. Разделение Хрис­тианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг. В XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Особенности католицизма, прежде всего относительно православия, состоят в наличии в нем догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении; о непогрешимости Папы Римского как главы католицизма; резком разграничении между клиром и миряна­ми; соблюдении целибата, т.е. обязательного безбрачия католичес­кого духовенства, и др. С 1879 г. учение Фомы Аквинского, согласно специальной папской энциклике (папы Льва XIII), стало «единственно истинной философией католицизма», а сам он«нормальным богословом» католической церкви.

Огромную роль в обоснование разного рода теократических тео­рий происхождения государства и политической власти внесли и вно­сят также православие, буддизм, ислам, иудаизм, униатство и многие другие религиозные конфессии.

В эпоху Возрождения и Просвещения наступил четвертый этап в истории политической мысли. Тогда был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в освобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, государственных законов, демократического устройства общественной жизни, возникновения и функционирова­ния политических институтов. Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). В своих работах («Государь» и др.) он резко выступил против религиозных представлений о политике, ре­шительно отбросил их, заменив идеей объективной исторической не­обходимости, которую назвал «фортуной» (судьбой). По его мнению, судьба предопределяет первую половину жизни и действий человека, а второй ее половиной управляет сам человек, т.е. судьба и личная энергия человека, его способности и знания являются движущими силами политики. С другой стороны, в основе политического пове­дения человека, согласно Н. Макиавелли, лежит не религиозная мо­раль, а выгода (интерес!) и сила. Именно в этой связи он сформу­лировал свой знаменитый тезис «Цель оправдывает средства», хотя в жизни относился отрицательно к тем политикам, которые доби­вались своих целей с помощью насилия.

В произведениях Т. Гоббса (1588-1679 гг.) «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан», Дж. Локка (1632-1704 гг.) «Два трактата о государственном правлении», трудах Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) «Об общественном договоре» и других авторов, тво­ривших на этом этапе развития политической мысли и в условиях Нового времени, возникла либеральная политическая доктрина, было дано обоснование необходимости разделения политической власти на три ветви, защиты прав и свобод человека, теоретических основ правового государства и гражданского общества.

Политические идеи Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и прак­тическую деятельность Т. Джефферсона (1743-1826 гг.) выдающе­гося теоретика американской демократии, одного из главных раз­работчиков Декларации Независимости США (1776 г.), третьего пре­зидента США. Затем эти идеи получили конкретное отражение в Конституции США (1787 г.) и особенно в «Декларации прав человека и гражданина», принятой в августе 1789 г. Национальным (Учреди­тельным) собранием Франции в результате победы Великой фран­цузской революции. Все 17 статей данного документа проникнуты идеей естественных прав человека, т.е. не даруемых обществом, а вытекающих из его неизменной природы и разума. Декларация по­лучила силу закона и в сентябре 1791 г. полностью вошла в текст Конституции Франции, принятой Учредительным собранием. Затем началось шествие ее основополагающих принципов по всему миру, с включением их во Всеобщую Декларацию прав человека ООН (де­кабрь 1948 г.). Конвенцию о политических правах женщин (1952 г.), Декларацию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.). Конвенцию о правах ребенка (1989 г.), в общей сложности в более чем 60 документов ООН за время ее истории с 1945 г.

Важное значение для развития политической науки имели такие крупные труды немецких мыслителей, как «Метафизические начала учения о праве» И. Канта (1724-1804 гг.) и «Философия права» В.Ф. Гегеля (1770-1831 гг.). К заслугам И. Канта нужно отнести прежде всего то, что он впервые дал идейно-теоретическое обоснование по­ложений Д. Локка (1632-1704 гг.) о правовом государстве, считая, что именно в таком государстве все граждане должны иметь одинаковые права в исполнении законов, в том числе путем принуждения и вла­ствующих относительно управляемых, и управляемых относительно властвующих. Гегель, в свою очередь, установил органическую связь социально-экономической и политической сфер государства с граж­данским обществом. Последнее, по его мнению, возникает только в конкретно-исторической ситуации, в условиях формирования бур­жуазных отношений, резкого обострения имущественного неравен­ства между людьми. В этой же связи Гегель выступал за абсолюти­зацию политической власти и абсолютизацию государства как по­литического института общества.

Завершая краткий анализ основных этапов развития политичес­кой мысли за рубежом, следует выделить такой большой период, как весь XIX в. и начало XX в. пятый этап, который характе­ризуется целым рядом особенностей. Сформировавшись как поли­тическая доктрина, либерализм получает практическое воплощение сначала в основании Либеральной партии Великобритании (1832 г.) первой и самой массовой политической партии буржуа­зии, а затем в создании аналогичных партий в других странах. Па­раллельно с этим растет организованность рабочего движения, где на основе марксистского учения возникли свои политические пар­тии Союз коммунистов (1847-1852 гг.), СДПГ (с 1869 г.), нациовальные секции I Интернационала (1864-1889 гг.) и II Интерна­ционала (1889-1914 гг.). Весьма показательным для того времени было и появление идей сверхчеловека Ф. Ницше (1844-1900 гг.), теории насилия и расистских воззрений Л. Гумпловича (1838-1904 гг.), анар­хистских и анархо-синдикалистских идей политического переустрой­ства общества. Одновременно это был период зарождения ориги­нальных концепций, не потерявших своей актуальности в наши дни. Выдающийся немецкий мыслитель М. Вебер (1864-1920 гг.) в работе «Политика как призвание и профессия» впервые, например, выдви­нул и обосновал и ныне применяемые в политологии три типа по­литического господства и лидерства: традиционный, рациональный и харизматический, а также оригинальную концепцию так называе­мой «плебисцитарной деформации», согласно которой народ должен выбирать себе в лидеры человека с харизматическими чертами ха­рактера (чтобы избежать тирании и бюрократии), а задача лидера состоит в том, чтобы осуществлять постоянный контроль за деятель­ностью управленческого аппарата, не допуская его бюрократизации. По мнению М. Вебера, именно харизматический лидер в состоянии решить проблему взаимоотношения личности, общества и государ­ства.

История политических учений была бы неполной без рассмот­рения русской политической мысли.

Формирование государственности у славян осуществлялось на протяжении длительного времени. Одним из ранних источников, в котором уделяется значительное место решению политико-правовых проблем, является «Слово о законе и благодати» Иллариона. Даль­нейшее развитие эти идеи получили в «Повести временных лет» (1113 г.), «Новгородской летописи» (1136 г.), «Русской правде» и в «Слове о полку Игореве» (XIXIII вв.).

В XIVXVI вв. в России складывается политическая идеология централизованного государства, в которой большое внимание уде­ляется роли России в мировой политике, ее взаимодействию с дру­гими государствами мира. Политические интересы боярства, дво­рянства отражены в работах А. Курбского (1528-1583 гг.), И. Пересветова (середина XVI в.).

Характерной чертой развития русского государства в XVII в. было преобразование сословно-представительской монархии в аб­солютную. Этот процесс завершился при Петре I. Крупнейшим по­литическим трактатом этого периода был труд Ю. Крижанича «По­литика».

Наиболее видными политическими мыслителями первой поло­вины XVIII в. были Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), Василий Ни­китич Татищев (1686-1750 гг.), Иван Посошков (1652-1726 гг.).

Если идеи Прокоповича и Татищева базировались в основном на теории "просвещенной монархии", то И. Посошков в своей «Книге о бедности и богатстве» выдвинул целый ряд предложений о преобразовании общественной и государственной жизни, за кото­рые поплатился жизнью.

В период разложения феодализма и возникновения капиталис­тических отношений в России формируется идеология просветитель­ства, политические идеи которого наиболее полно отражены в ра­ботах С. Десницкого, Н. Новикова, Д. Фонвизина.

Программа "просвещенного абсолютизма" проповедовалась самой Екатериной II. Но реальных шагов в демократизации обще­ства, кроме того, что разрешалось обо всем говорить и критиковать, эта программа не дала. Свидетельством тому может служить судьба А.Н. Радищева (1749-1802 гг.), который после выхода его книги «Пу­тешествие из Петербурга в Москву», где он резко критиковал мо­нархическое устройство России и ратовал за создание конституции, был сослан в Сибирь. Воззрения Радищева оказали большое влияние на политические взгляды декабристов.

В начале XIX в. в России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, государственного уп­равления. Наиболее подробный проект реформирования государст­венного управления был разработан М.М. Сперанским по поруче­нию Александра I в 1809 г. В этом проекте Сперанский проводил идею разделения властей, ограничения монархии, отмены крепост­ничества. Но началась война 1812 г., и эти идеи так и не были ре­ализованы.

В развитии политической мысли в России на этом этапе возникли два течения: западники и славянофилы. К первым можно отнести:

Сперанского М.М., Чаадаева П.Я., Анненкова П.В. А Чичерин Б.И., Карамзин Н.М., Победоносцев К.П., Данилевский Н.Я., Соло­вьев В.С. принадлежали к славянофилам. Кроме названных течений во второй половине XIX в. получила широкое распространение по­литическая мысль революционного демократизма (Н. Чернышев­ский, А. Герцен, М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев, Н. Михайлов­ский). Значительный вклад в развитие отечественной политической мысли внесли И. Бердяев, И. Ильин, П. Сорокин.

Современные политические теории и доктрины

Политическая теория – система знаний, идей о политике, отражающая и характе­ризующая процессы и явления политической жизни общества, меж­дународных отношений и определенным образом объясняющая сущ­ность, структуру, механизмы функционирования политических ин­ститутов, их цели и ценностные ориентации.

Политическая доктрина – руково­дящий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, военные ориентиры и цели, а также формы их практического осуществления.

Понятия "теория", "доктрина" присущи политическим партиям, движениям, идейно-политическим направлениям современной поли­тической мысли. В результате решения важнейших политических проблем современности различными государствами, партиями, дви­жениями представляется возможным выделить ряд идейно-полити­ческих направлений, по которым за последнее время произошла ак­тивизация общественно-политической мысли.

Важнейшими из них являются: неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическое, этнополитическое, религиозно-политичес­кое, эколого-политическое, современные экстремистские.

Итак, что собой представляет неолиберализм как идейно-полити­ческое течение?

Либерализм зародился как идеология восходящего класса бур­жуазии в XVII в. и окончательно оформился как идейно-политичес­кое течение к середине XIX в. Его основной концепцией была идея индивидуальной свободы, разработанная в трудах таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и других представителей ев­ропейского Просвещения. Однако в центре внимания либерального мировоззрения было с самого начала не свободное развитие личнос­ти, а "рыночная" интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Со второй половины XIX в. в связи с обо­стрением противоречий капитализма начало обозначаться расхож­дение между либеральными и консервативными течениями буржу­азной общественной мысли по вопросу о путях стабилизации обще­ства.

Как и другие идейно-политические течения, либерализм менял свои политические акценты и концептуальные положения. Он эво­люционировал, переходя от классического либерализма А. Смита к буржуазно-либеральному реформизму Джона Стюарта Милля, а затем к идеям кейнсианства и современной своей форме неоли­берализму. Стержнем этого процесса было толкование вопроса о социальной и экономической роли государства.

Начало формированию буржуазно-либерального реформизма в США было положено "Новым курсом" Ф. Рузвельта (1933-1939 гг.), который способствовал значительному усилению роли государства. Неолиберализм почти безраздельно господствовал в американской политической жизни в 60-70-е годы, т.е. в период правления демо­кратов. Он сдал свои позиции только в начале 80-х годов, с приходом в США неоконсервативного руководства во главе с Р. Рейганом.

Программные установки либерализма служат идейной основой политики демократической партии США. К лагерю неолибералов принадлежат многие известные американские ученые (в том числе почетный профессор Гарвардского университета Джон Кеннет Гэлб-рейт), а также сенаторы и члены правительства. Сегодня демократы снова стоят у руля государственной власти США (президент Б.Клин­тон и вице-президент А. Гор).

Центральными положениями программы либерализма (как в тео­рии и практике политической деятельности неолибералов) являются следующие: активная роль государства в решении экономических и социальных проблем общества, требование социальной ответствен­ности бизнеса, отказ от крайностей индивидуализма, перераспреде­ление материальных благ (через систему налогов и государственных социальных программ) в пользу низших слоев общества, расширение фондов общественного потребления, распределяемых бесплатно (больницы, школы, экологические программы, поддержка регионов, затронутых экономической депрессией, и т.д.). Иначе говоря, нео­либералы ставят в центр своих политических и экономических про­грамм два типа взаимоотношений между свободными рынком и эко­номической политикой государства, с одной стороны, и между от­дельной личностью и обществом (в лице государства) с другой. Конкретно это означает обязанность правительства ограждать лич­ность от злоупотреблений и других негативных последствий функ­ционирования рыночной системы. Эту программу, взятую в целом, неолибералы назвали "государством всеобщего благоденствия".

Таким образом, оформляясь как политическое мышление и по­литическая практика, либерализм (а вслед за ним и неолиберализм) воспринял сложившуюся в античной политической культуре идею народовластия. Современная политическая наука ставит в заслугу либералам их традиционное понимание государства как силы, не зависимой ни от индивида, ни от общества и потому способной защитить их друг от друга. Однако все попытки американских неолибералов провести в жизнь эту гуманистическую идею в 6070-е годы потерпели фиаско. Тем не менее на состоявшейся в январе 1993 г. очередной встрече в рамках Всемирного экономического форума эко­номистов, политологов, банкиров и предпринимателей высшего уровня (в городе Давосе, Швейцария) идея необходимости активи­зации экономической роли государства была в центре внимания. Особенно пропагандировали ее американские ученые из команды Б. Клинтона, а также экономисты и политологи Японии. Активным сторонником либеральной теории "социального государства" высту­пает и известнейший американский экономист, профессор Дж. К. Гэлбрейт. Похоже, что сегодня, когда неолибералы в лице Б. Клинтона и других представителей демократической партии США находятся у власти, попытки претворить в жизнь эту идею могут оказаться не столь фантастичными.

Представители либерализма внесли существенный вклад в раз­витие мировой общественно-политической мысли. Широкую извест­ность и множество последователей приобрели такие социально-по­литические идеи либерализма, как концепция "информационного общества", "конвергенции", "социального глобализма" и др. Остановимся кратко на их характеристике.

В фокусе мировой футурологической мысли 8090-х годов находятся идеи научно-технической революции, и прежде всего неолиберальная концепция "информационное общество". В ней поднимаются проблемы, связанные с принципиально новой ролью инфор­мации в условиях современного этапа научно-технической револю­ции. Авторы этой концепции предлагают свои пути преодоления глу­боко разрыва, существующего между научно-техническим и соци­альным прогрессом человечества. Теоретики "информационного об­щества" ищут ответы на принципиальные вопросы, которые ставит использование новейшей электронной технологии во всех сферах об­щественной жизни, такие как: эффективность или гуманизм? и др.

Наиболее полное освещение социальные последствия "информа­ционной революции" получили в работах американского футуролога Олвина Тоффлера, автора широко известных книг; «Шок будущего» (1970 г.) и «Третья волна» (1980 г.). В 1990 г. вышла последняя часть трилогии, названная автором «Сдвиг власти». Здесь О. Тоффлер ак­центирует внимание на принципиальном изменении человека-про­изводителя в условиях современного этапа научно-технической ре­волюции, вводит понятие "человеческое измерение". В этой же ра­боте автор дает довольно точный прогноз развития политических процессов в современном мире: формирование наднациональных структур (пример Европейский Союз), движений антидемократического характера и различных экстремист­ских течений. Бесспорно, что выводы О. Тоффлера и других иссле­дователей социальных последствий научно-технической революции, в частности футурологов-неоконсерваторов Д. Нэйсбита и П. Абурдена в работе «Мегатенденции. Год 2000» (1990 г.), не свободны от односторонности. Она проявляется, прежде всего, в фетишизации научно-технического прогресса, роли высоких технологий и инфор­мационных систем. Однако это отнюдь не снижает научной ценности названных работ.

Несколько слов еще об одной концепции либерализма, вызвав­шей большой резонанс как среди последователей в области соци­ально-политических и экономических наук, так и в ряде различных общественно-политических течений. Речь идет о теории конверген­ции и ее современных модификациях. В современном мире уже не существует общественных систем, которые традиционно назывались "капитализм" и "социализм". Но это не означает, что идея конвер­генции изжила себя (точнее, она изжила себя в ее традиционном смысле), став теоретической абстракцией. Сегодня некоторые ученые считают, что идея конвергенции в ее современном понимании близка к признанию принципа универсальности эволюции различных сооб­ществ! При этом они не исключают многообразия путей обществен­ного прогресса, специфики подхода к новой цивилизации различных регионов и стран. Действительно, в современном мире сложилось уже несколько международных сообществ, в том числе: Европейский Союз, Сообщество Северо-Американских государств (США, Канада, Мексика), Сообщество АТР (Азиатско-тихоокеанский регион), чле­нами которого являются "новые индустриальные страны". Можно говорить также об СНГ как специфической форме развития между­народных интегрированных процессов. Более того, на территории России сегодня имеет место своеобразное развитие конвергентных процессов. В нашей стране начал функционировать новый тип об­щества, в котором присутствуют, взаимодействуют и переплетаются элементы капиталистической и социалистической общественной сис­темы (естественно, в модифицированных, а не классических их фор­мах). Оказалось, что общественное устройство, называвшееся соци­ализмом, так и не смогло создать эффективной мотивации труда. В то же время в развитых странах Запада и Востока она успешно дей­ствует. Заметим, что в сфере человеческих отношений принцип кол­лективизма является безусловным завоеванием социализма, в про­тивовес индивидуализму, господствующему в высокоразвитых стра­нах. В конечном счете вырисовывается картина цивилизованного и прогрессивного общества совершенно нового типа.

В ходе исторического развития общественная, в том числе и со­циально-политическая мысль, в развитых странах Запада раздели­лась на два основных направления: консерватизм и либерализм. В своих современных формах (неоконсерватизм) консервативное на­правление представляет собой в области идеологии и политики слож­ный сплав взглядов, идей и концепций, в котором общие черты со­четаются с национально-специфическими особенностями.

Консерватизм (от лат. сопзегуаге сохранять, охранять) со­циально-политическая система идей, взглядов, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм по­литической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных оснований.

Возникновение самого понятия "консерватизм" связывают с име­нем замечательного английского мыслителя Томаса Гоббса, совре­менника английской буржуазной революции. Дальнейшее развитие идеи консерватизма получили в Соединенных штатах Америки.

Американский тип консервативной идеологии на протяжении всей его истории существовал в нескольких формах, первая из ко­торых европейский классический консерватизм XVIII середины XIX вв. (так называемый традиционализм). Традиционализм стал главным источником идей американского консерватизма. Основное место заняли в нем положения классического консерватизма: защита частной собственности и частного предпринимательства от вмеша­тельства и регулирования со стороны государства, сохранение тра­диционных ценностей, связанных с семьей, религией и принципами индивидуализма.

Вторая форма либерализм. Здесь идеи классического консер­ватизма переплетаются и взаимодействуют с идеями классического либерализма, прежде всего с идеями "свободного рынка". Иначе го­воря, либерализм является ничем иным, как "рыночным" консерва­тизмом. Особое распространение он получил на рубеже XIX-XX вв.

Наконец, третья, самая современная форма американского кон­серватизма неоконсерватизм (70-е годы XX в. знаменуют начало этого направления). В отличие от первых двух форм, неоконсерва­тизм признает необходимость вмешательства государства в эконо­мику и выполнения им ряда функций, однако требует значительного сокращения и ограничения этих функций. Идейное кредо неоконсе­рваторов в вопросе о роли государства в обществе формулируется так: «Лучшее правительство то, которое правит меньше». Возник­новение этой, третьей формы консерватизма и ее утверждение в ка­честве ведущей способствовало падению популярности идей либе­рализма в США, полной девальвации либеральных технократических утопий (в том числе концепции "государства всеобщего благо­денствия") в условиях жесточайшего мирового экономического кри­зиса середины 70-х годов.

Подлинное возрождение консерватизма произошло на Западе в 80-х годах. Именно в это время в ведущих западных странах на выс­шие государственные посты были избраны такие консервативные деятели, как Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Великоб­ритании. Позднее в ФРГ канцлером стал Гельмут Коль. В начале 90-х годов преемниками глав правительств и США, и Англии стали также консервативные лидеры Дж. Буш и Джон Мейджор.

Вместе с тем было бы ошибочным считать, что уход с полити­ческой сцены того или иного лидера неоконсерватизма (например, Дж. Буша в США) означал бы полный отход от неоконсервативного курса внутренней и внешней политики государства. Сегодня неокон­серватизм на Западе сохраняет свое положение в качестве домини­рующей интеллектуальной тенденции и господствующей политичес­кой силы. На протяжении ряда десятилетий сторонники этого тече­ния в политической науке и философии задают тон в университетах и исследовательских институтах, в средствах массовой информации и в общественном сознании в целом. Основные принципы внутренней и внешней политики многих стран Запада разрабатываются круп­нейшими учеными неоконсервативной ориентации в "мозговых цент­рах" этих стран.

Рассмотрим основные принципы идеологии неоконсерватизма. Прежде всего следует, что социальную базу этой идеологии состав­ляет в США и других развитых странах так называемый "новый средний класс", в том числе мелкие и средние собственники и пред­ставители нового типа трудящихся высококвалифицированные работники производства. Именно они, в конце 70-х начале 80-х годов были обеспокоены растущей инфляцией, неэффективностью государственного вмешательства в экономическую жизнь и ростом бюрократизации, низким качеством образования, замедлением на­учно-технического прогресса, большими правами профсоюзов и т.п. В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности доиндустриальной эпохи семья, религия, мораль с ценностями по­стиндустриальной эры творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие нерыночной сферы (культура, обра­зование как главные каналы вложения в так называемый "челове­ческий капитал"). Неоконсерваторы придают большое значение при­влечению персонала к активному участию в управлении предпри­ятиями как средству преодоления отчуждения труда. Проблеме тру­довой мотивации на производстве в 80-е годы в США, например, было посвящено немало книг и статей. Таковы позитивные черты неоконсервативной идеологии.

Однако существует и другая сторона этого социального феноме­на. Неоконсерваторы выступают в защиту крупного бизнеса от "по­сягательств государства", в частности за снижение налогов на круп­ный капитал. Иначе говоря, антиэтатистская (антигосударственная) направленность политических воззрений неоконсерваторов является определяющей чертой их идейно-политических установок. Другой особенностью неоконсерватизма является антиэгалитаризм, выступ­ление против "эксцессов демократии", за сокращение государствен­ных социальных программ, за "равенство возможностей", против "равенства результатов". Широкую известность приобрела неокон­сервативная концепция "общества двух третей" (прежде всего, в США). Эта антигуманная по своей сути идеология оставляет на обо­чине общественного прогресса неблагополучную треть общества (пенсионеров, безработных, инвалидов и т.п.), лишая или сокращая до минимума государственную материальную помощь малоимущим категориям населения.

Вслед за приведенной характеристикой идеологии неоконсерва­тизма возникает вопрос: является ли консерватизм идеологией про­гресса? Ответ на этот вопрос, скорее всего, не однозначен.

Неоконсерватизм как идейно-политическое течение представля­ют две научные школы: "монетаризма" и политической футурологии. Первая, как известно, выступает под вывеской "чикагской школы". В центре ее исследований и пропаганды идеи свободного рынка и оппозиция учению Дж. М. Кейнса. Представители этой школы лауреаты Нобелевской премии, монетаристы М. Фридмен и Ф. Хайек, сторонники "количественной теории денег". В соответст­вии с этой теорией, денежное обращение и его законы составляют центральный элемент хозяйственной системы любого общества, со­стояния экономической конъюнктуры.

Общеизвестно, что все современные идейно-политические тече­ния так или иначе определяют свою позицию относительно такого глобального явления, как научно-техническая революция. Как отно­сятся неоконсерваторы к этому социальному феномену? Это прояв­ляется в концепциях неоконсервативной футурологии. Конкретно в концепциях постиндустриализма. Именно здесь наиболее ярко видна такая характерная черта неоконсерватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политичес­ких течений. (В случае с концепцией постиндустриализма речь идет о теоретических разработках представителей неолиберализма).

Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются футурологи Даниэл Белл и Джон Нейсбит. В книге «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл делит развитие общества на три стадии: доиндустриальное, инду­стриальное и постиндустриальное. В целом, в концепциях постин­дустриализма неоконсервативных авторов преобладает мажорная тональность. И это не случайно, так как они представляют себе США как мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса.

Что касается других проявлений неоконсерватизма как одного из ведущих течений современной западной общественной мысли, то следует учитывать, что американский неоконсерватизм в сфере по­литики неразрывно связан с деятельностью республиканской партии. Это проявляется и в области внешней политики. Так, 80-е годы годы правления в США республиканской партии ознаменовались резким поворотом в области прежде всего американо-советских от­ношений. Суть этого поворота в отходе от политики "силового глобализма", вытекающей из представлений о Советском Союзе как об "империи зла-^-', в отказе от политики "холодной войны" и пере­ходе к добрососедским отношениям с нашей страной. (Однако это не означает, что американское руководство после ухода неоконсе­рваторов оставило мечту о лидерстве США в современном мире).

С победой демократической партии США на президентских вы­борах 1991 г. неоконсерватизм как идейно-политическое течение не перестал доминировать в США и других развитых странах. Неокон­серватизм явление международное. Наиболее широко он пред­ставлен (кроме США) в таких странах Западной Европы, как Фран­ция и ФРГ. Было бы ошибочным предполагать, что неоконсерватизм не имеет никакого отношения к нашей российской политической практике. Речь идет прежде всего о всеобщности ряда черт консер­вативного мышления в нашей стране, в том числе о сохранении старого мышления, духовности общественного сознания, зависимос­ти от стереотипов прошлого.

Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими течениями Запада очень широк: от неолиберализма и неосоциализма к крайнему экстремизму и неофашизму.

Социализм как идейно-политическое течение и одно из направ­лений общественно-политической мысли и сегодня остается доста­точно популярным в мире. Однако это течение отнюдь не является однородным. Единое социалистическое движение перестало сущест­вовать с августа 1914 г., т.е. с начала первой мировой войны. В нем сегодня просматриваются три направления: умеренное (центрист­ское), олицетворением которого является социал-демократизм; лево-радикальное, представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма" "теологией освобож­дения". Третья ветвь социалистической мысли Запада "неомарк­сизм". Следует сказать, что понятие "кризис марксизма" относится преимущественно к марксизму как идеологической системе. Теория и методология его сегодня и впредь будут находиться в русле ми­ровой общественно-политической мысли. В США в середине 80-х годов оформилось теоретическое направление, названное "аналити­ческим марксизмом", выпускается сборник с аналогичным названи­ем. В Италии на рубеже 70-80-х годов вышел в свет четырехтомный труд «История марксизма», последний том которого назван «Марк­сизм сегодня». Во Франции с конца 80-х годов выходит журнал «Ак­туальный Маркс», в котором регулярно даются обзоры состояния марксистской мысли на Западе.

Современные социал-демократы как представители социалисти­ческой мысли и политической практики конца XX в. взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализ­ма".

К началу 90-х годов в мире насчитывалось более 300 социал-де­мократических партий, из которых 30 являются правящими, 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации Социнтерн. (Социал-демократичес­кое идеи не получили распространение только на американском и африканском континентах).

Суть концепции "демократического социализма" состоит в при­оритете государственного регулирования экономической жизни в со­четании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической по­литики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национа­лизацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль го­сударства за деятельностью транснациональных компаний, обеспе­чение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласован­ного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире.

Социализм в понимании социал-демократов это не общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный и бесконечный.

В современных условиях теория социализма совершенствуется, осо­бый акцент при этом социал-демократы делают на поиске баланса между индустриальным и коллективным началами в жизни общест­ва.

В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-лет­ний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих пар­тий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь нашего общества пока незначительно.

Еще одним направлением современной политической мысли яв­ляется этнополитическое. Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся: осуществление права на самоопределение и незави­симое развитие каждой нации, народности, племени, любой соци­альной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами; приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в ре­шении всех общественных проблем.

Получается, что самым надежным способом обеспечения инте­ресов даже малых этносов является государственная самостоятель­ность, несмотря на мощные интеграционные процессы, существую­щие в мире. Именно эта тенденция привела к возникновению ост­рейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, между Гру­зией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем. До сих пор эти про­блемы не разрешены в Таджикистане. Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации.

Современные этнополитические идеи, теории повсеместно ока­зывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народ­ностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить прогресс человечества.

Можно предположить и с определенной степенью уверенности утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а также разрушение прежних устоявшихся материальных и моральных устоев существенно увеличило количество людей, которые обращаются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священ­нослужители, особенно католических и исламских конфессий.

В мире насчитывается свыше 1 млрд христиан, в том числе около 600 млн католиков, более 1 млрд мусульман, подавляющее большин­ство которых составляют сунниты, к 1 млрд приближается количе­ство последователей индуизма и буддизма. Более 100 млн человек придерживаются разнообразных местных верований. Разумеется, да­леко не все верующие вовлечены в политику. Но значительная их часть ориентирована на определенные религиозно-политические кон­цепции. Политическое содержание и общественная роль религиоз­но-политических течений (доктрин) определяется отнюдь не их ба­зовыми конфессиями, а политическими устремлениями групп, фор­мирующих эти течения, и интересами их последователей. Общим почти для всех религиозно-политических течений является религи­озно-этическое обоснование политических целей и поиск религиоз­но-этических путей решения общественных проблем.

Наиболее активными и влиятельными являются поборники со­здания "исламских государств" в Иране, Пакистане, Афганистане, Алжире. Усиливается влияние фундаменталистов ислама в странах Средней Азии бывших республиках СССР.

Влияние религиозных идейно-политических концепций оказыва­ет заметное воздействие на поиск новых решений политических про­блем Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В 60-70-е годы появилось еще одно направление общественно-политической мысли эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, нанесшего колос­сальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида.

При всем разнообразии возникших эколого-политических тече­ний им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.

Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического ха­рактера, приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических ре­шений такого переустройства общества, которое обеспечит гармо­низацию его отношений с природой.

Следует признать, что подавляющее большинство эколого-поли­тических концепций пользуются огромной поддержкой обществен­ности. Их подхватывают, развивают и пытаются реализовать партии и движения различных идейно-политических ориентации: неолиберально-неоконсервативной, демократической, социалистической, на­циональной, религиозной. За последние 20-25 лет эколого-политическое направление общественной мысли добилось заметных резуль­татов. Однако многие проблемы еще не решены. Поэтому это идей­но-политическое направление имеет огромные перспективы.

Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в обществе весьма активного экстремизма. Экстремистскими называют разные идейно-политические течения:

неофашистские и троцкистские, радикальный исламский фундамен­тализм и камбоджийский маоизм.

Экстремистские концепции апеллируют к не самым лучшим чув­ствам людей зависти, злобе, шовинизму и находят своих привер­женцев в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма.

Наиболее активными в 80-90-е годы оказались троцкистские и неофашистские концепции. Различные троцкистские концепции, по­лучившие распространение во всем мире, сводятся к идее продол­жения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудя­щихся. Есть даже случаи, когда они призывают к вооруженному на­силию.

Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Ита­лии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Мус­солини. Все эти концепции объединяет общий показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталита­ризма, насилия, стремятся опереться на национализм.

В некоторых странах остаются популярными идеи анархизма, проповедующие индивидуальную свободу в обществе без государст­ва. Известно, что экстремистские идеи способны толкнуть людей на авантюры, на разрушительные и кровавые, но в конечном счете бес­плодные действия.

Все направления и течения общественно-политической мысли в большей или меньшей мере поворачиваются к проблемам кризиса цивилизации или сталкиваются с ними. Способность содействовать преодолению этого кризиса стала основным критерием их оценки.

Список литературы

1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История поли­тических учений. Вып. 1. М., 1994.

2. Каменская Г.В., Родионов А.И. Политические системы совре­менности. Пособие. М., 1994.

3. Основы демократии и власти. Учебное пособие. Под ред. д-ра ист. наук, проф. Г.С. Еськова. М., 1993.

4. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. В.П. Пугачева, ч. I, II. М., 1993.

5. Панарин А.С. Политология. Учебник. М., 1997.