Главная              Рефераты - Разное

по теме : Творческая работа в начальной школе с применением игровых технологий - реферат

Реферат по теме :

Творческая работа

в начальной школе с применением игровых технологий

на уроках литературного

чтения.

Выполнила:

Учитель начальных классов

МОУ Трубинская оош

Ржевского района

Шашина Светлана Валерьевна

Содержание.

1.Что такое творчество. Совместимо ли творчество с обучением?

2.Игровые технологии.

3.Творческие работы на уроках литературного

чтения, с применением игровых технологий.

1)Работа с пословицами.

2)Загадки.

3)Сочинение сказки.

4)Сочинение стихотворения.

5)Упражнения на выбор слов.

6)Языковые игры.

4.Обобщение.

5.Приложения.

6.Литература.

Что такое творчество. Совместимо ли творчество с обучением?

Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в чтении книги (сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в сервировке стола и так далее.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то, и другое.

Совместимо ли творчество с обучением, особенно – начальным?

Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.

На уроках чтения творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, математики, физической культуры, изобразительного искусства, окружающего мира.

Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов!

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую очень хочется разгадать.

Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую дает ученику учитель.

Нельзя думать, будто для творчества не нужны знания, будто нужна лишь фантазия, выдумка, нужно воображение. Творчество возникает только на основе богатых знаний, прочных умений. Для любого вида творчества нужна высокая культура!

Творчество дает человеку много радостей и счастья. Развивает в нем наблюдательность, сообразительность, быстроту ума, чувство красоты, юмор, все его способности. Кроме того, дает много умений, которые пригодятся в жизни: умение красиво и толково говорить и писать – выражать свои мысли, умение придумывать новые игры и их правила, вести дневник, писать письма, сочинять, декламировать, разбираться в книгах, находить и употреблять меткое слово, играть на сцене, выступать с речью перед публикой.

Игровые технологии.

Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.

По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

- развлекательная;

- коммуникативная;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекция в игре;

- межнациональной коммуникации;

- социализации;

- развивающая;

- творческая;

- эмоциональная.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части; в качестве технологий внеклассной работы.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком- наличием чётко поставленной цели обучения- соответствующего педагогического результата, которая обоснована, выделена в явном виде и характеризуется учебно- познавательной направленностью.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

Творческие работы на уроках литературного чтения.

.. исходя из того, что творческие работы оживляют процесс обучения, вызывают у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения я стараюсь использовать как можно больше такие виды работ.

· Работа с пословицами.

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

На таких уроках дети выполняют задания:

1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;

2)продолжить пословицы:

(Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).

Пословицы для карточек.

-Нет друга – ищи …

-Друзья познаются …

-Сам пропадай,…

-… а нашел – береги.

-… в беде.

-… а товарища выручай.

3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);

4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;

5)нарисуй к пословице картинку;

6)сочини сам пословицу.

· Работа с загадками.

Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.

Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.

Жёлтая монетка-

В небе видим нередко.

(Солнышко)

Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку.

· Сочинение сказки.

Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.

-Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку»

- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.

Я даю начало сказки:

-Высоко-высоко в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).

-В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу.

(Так ведется дальнейшая работа).

Я задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.

Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.

Овощи.

Жили-были в одной овощной деревне дедушка Чиполото и бабушка Чималина. У них не было ни сына, ни внука. Но однажды Чиполото пошёл на выставку овощей и увидел маленькую луковицу. Чиполото взял её домой. Когда он принёс её, Чималина обрадовалась. Они оставили её у себя и назвали Чиполинка. Прошло время, и Чиполинка пошла в первый класс, она училась прилежно. Но вскоре Чиполото и Чималина умерли. Чиполинка выучилась и пошла работать во дворец к королю. Король вскоре умер. А Чиполинка вышла замуж за его сына и стала королевой Луковой страны.

( Животова Полина 3 класс.)

· Сочинение стихотворения.

Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.

Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:

Стихи отличаются:

1)ритмом

2)рифмой

3)выразительностью, яркостью;

4)краткостью, точностью.

-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.

1) Игра «Кто больше подберет рифм».

-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

Пирожок – рожок, горшок…

Даль – медаль, жаль, печаль…

Грач - плеч, передач, циркач…

2) Игра «Скажи в рифму».

Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?

(стрекоза)

3) Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик - он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)

4) Сочинение стихотворения.

Я приведу (примеры) - работы своих учеников .

Выглянуло солнце,

Лучик золотой.

Прямо мне в оконце.

Весело с тобой.

Солнышко пригреет-

Птицы запоют.

Радостью повеет.

Дни хорошие придут. ( Квашнина Оля. З класс.)

Подарили мне щенка,

Я довольною была.

А кормить пришёлся срок-

Ну не ест он, мой щенок.

Я ему конфетку дам,

И бананчик отломлю.

И скажу ему: «Ам, ам»

И селёдкой покормлю.

Помогите мне, друзья,

Накормить моего щенка. ( Животова Полина. 4 класс).

∙упражнение на выбор слов.

Я на доске пишу предложение. Под моими ногами тихо белые снежинки…

- Шумели

- Шелестели

- Трещали

- Скрипели

- Шуршали

Какое слово больше подходит?

При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»

Дети сами составляют некоторые группы синонимов:

красивый изящный

пригожий хорошенький

прекрасный прелестный

очаровательный симпатичный

Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.

1.Когда готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».

Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.

Снежинки - ажурные, причудливые, пушистые, искусные.

Небо - лазурное, изумрудное, голубое.

Тишина - торжественная, мёртвая, таинственная.

Солнце - янтарное, золотистое

Тени от деревьев - лиловые, фиолетовые.

.

На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.

Берёзки- молодые, белоствольные, зеленокудрые.

Ручейки - говорливые, хрустальные…

Птички - певчие…

Облака - бирюзовые…

Травка - молодая…

Затем дети пишут сочинение.

2.Кроссворд на тему «весна»

1.в

е

2.с

н

а

3.п

о

д

6.с

н

е

8.ж

н

и

7.к

с

к

а

а

у

в

в

п

л

о

о

е

5.г

ь

р

р

л

4.р

е

к

а

е

о

ь

а

а

ц

н

ч

о

к

По горизонтали :

1. Время года.

3. Из - под снега вышел друг-

И весной запахло вдруг

4. Летом бежит,

Зимой спит,

Весна настала-

Опять побежала.

По вертикали :

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

5. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад- вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица …

6. На шесте - дворец,

Во дворце - певец

7. Что начинается в начале марта?

8. Певчая птичка.

.

∙.Следующий вид творческой работы - это работа с фразеологизмами.

Даётся, например, изображение кошки.

Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?

Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.

1. Живут как кошка с собакой - что это значит?

2. Между ними чёрная кошка пробежала - ? и т.д.

Очень интересное занятие - рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.

К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:

Сочинение – повествование;

Сочинение – повествование с элементами описания;

Сочинение – описание;

Сочинение - рассуждение;

Сочинение заметок в газету

Выпуск стенной газеты и т.д.

Обобщение .

ΙΙΙ. Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. Свои творческие работы ученики записывают в отдельную тетрадь.Считаю, если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении.

Литература

1. М.Р. Львов Школа творческого мышления, Учебное пособие по русскому языку для обучения в нач. классах. М., 1993.

2. Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова, Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов. Пенза 1996.

3. Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова. Методические рекомендации к работе по программе «Речь»,1-4 классы. Пенза, 1995.

4. Никифорова Н.А., Волкова О.Д., Муравьёв Е.М. «Новые педагогические технологии». Тверь 1998г.

Приложения.

Интегрированный урок чтения и русского языка.

Тема урока : Л.Н.Толстой «Прыжок». Орфограммы русского языка.

Цели урока: продолжить знакомство обучающихся с творчеством великого русского писателя Л.Толстого, работать над выразительностью чтения, над развитием техники чтения, развивать орфографическую зоркость обучающихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

-Встречались с его произведениями в Азбуке;

-Жизнь в Ясной Поляне;

- Писал для всех и про всё.

Сегодня мы закончим чтение рассказа «Лев и собачка» и познакомимся ещё с одним произведением Л Толстого.

3.Проверка домашнего задания.

-Почему рассказ «Лев и собачка» назван былью ?

-Где происходили события ?

-Найдите предложения :

«…….хвост и прижалась.» (Найти в этом предложении слова с приставками и слово с предлогом.) Как пишутся слова с приставками и с предлогами ?

«……пришёл в зверинец и узнал». (Найти в этом предложении слово с двойной согласной и сочетанием ЧК ) Как пишутся сочетания ЧК ЧН?

« и стал грызть засовы и пол» (Найти слова с безударной гласной, проверочное которому «щётка» )Как проверить написание безударной гласной в слове ?

-Чтение начала рассказа.

-Подробный пересказ .

-Почему умер лев ? (Найти в этой части рассказа слова с ъ и ь)Когда пишется ъ, а когда ь ?

4.Изучение нового материала.

-Беседа с обучающимися о том, что Л.Н.Толстой был очевидцем событий, описанных в рассказе «Прыжок ».

-Комбинированное чтение рассказа (учитель и ученики).

-Работа с текстом.

-Где произошёл этот случай ?

-Почему мальчик оказался на верхушке мачты?

-Почему плакал капитан?

-Чтение текста по «цепочке».

-Кто был на корабле?

-Что делала обезьяна?

-Почему она пристала к мальчику?

-Найдите в этой части текста словарные слова.

-Найдите самое длинное слово.

-Жужжащее чтение.

-Найти слова с безударной гласной в корне слова.

-Найти восклицательное предложение и прочитать его.

-Следующие 4 абзаца читают отрывками .

-Найти глаголы, оканчивающиеся на «-ть».

-Последние 3 абзаца чтение «про себя ».

-Посчитать, сколько восклицательных предложений встретилось.

-Найти слова с сочетанием –оро-оло-.

-Найти двусложные слова, которые нельзя переносить.

5.Закрепление.

-Найти и прочитать предложения, относящиеся к пиктограммам.