Публичный доклад
о состоянии и результатах деятельности
МОУ «Березорядская основная общеобразовательная школа»
МО «Бологовский район»
Тверской области
2009
Содержание
1. Введение . . . . . . . . . . .3
2. История школы . . . . . . . . . .4
3. Общая характеристика школы . . . . . . . .5
4. Особенности работы школы в решении задач основного общего
образования . . . . . . . . . . .6
5. Выравнивание стартовых возможностей учащихся . . . .6
6. Содержание образовательных программ . . . . . .7
7. Режим работы школы . . . . . . . . .8
8. Педагогический коллектив школы . . . . . . .8
9. Воспитательная система школы . . . . . . .9
10. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса . . . .11
11. Финансово-экономическая деятельность . . . . .12
12. Результаты обучения . . . . . . . . .13
13. Заключение . . . . . . . . . . .14
14. Список диаграмм, таблиц, схем . . . . . . . .15
1. Введение
Березорядская основная общеобразовательная школа расположена в селе Березовский Рядок Бологовского района Тверской области.
Бологовские земли испокон века считались новгородскими, а тверскими стали лишь в 1935 году.
Есть основания считать, что наши края были заселены финно-угорскими племенами, на смену которым пришли славяне, а междуречье Березайки и Мсты явилось благоприятным местом для жизни человека.
В летописи за 947 год сказано: «Иде Ольга к Новгороду и устави на Мсте посты и дани». Предполагается, что славянские племена пришли в бассейн реки Мсты в 5 – 6 веках нашей эры.
В «Повести временных лет» летописец Нестор отмечал, что в конце 9 века земли приильменских славян уже входили в состав Киевского государства.
Дорог в те далекие времена еще не было, но были водные пути. Русь сосредотачивается у рек и озер, где и возникает великий Водный путь «из варяг в греки». Мста была частью этого пути.
Первое упоминание о селе встречается в Новгородских писцовых книгах за 1495 год.
В 1650 году многие жизни унесла чума. После всех этих напастей в середине XVII века была проведена полная общегосударственная перепись населения. Перепись заняла 317 листов с двух сторон. Проходила она дважды: в 1646 и в 1678 годах. Тридцать монастырей имели свои земли в Деревской пятине. Среди них Иверский монастырь. Во времена правления царя Алексея Михайловича Березовский Рядок был передан во владение Иверскому (под Валдаем) монастырю.
Доход от водного пути и от торговли, сборы от крестьян шли теперь Иверскому монастырю.
После окончания строительства Вышневолоцкой и Мстинской водных систем за навигацию через Березовский Рядок проходило до 4000 судов, в основном барок (барж).
Но не всегда в Березовском Рядке было все благополучно. В XIX веке в селе дважды был пожар. В 1809 году сгорела половина селения, а в 1883 году пожар уничтожил все село полностью. Но жители рядка выстояли и на этот раз, отстроились заново и продолжали жить.
В 1890 году на территории теперешнего Бологовского района было шесть волостей, одна из которых- Березорядская. Село Березовский Рядок было центром волости.
Лишь в 1898 году в селе были открыты земская сельская больница и библиотека.
В 1909 году в селе проживало 915 жителей. В нем имелись: две школы, две церкви, 4 мануфактуры, 4 кожевенных завода, больница и библиотека.
В настоящее время Березовский Рядок является центром сельского поселения, здесь находятся: контора СПК «Мста», школа, почта, библиотека, медицинский пункт, Дом культуры, два частных магазина, детский сад.
Население всего Березорядского поселения составляет 565 человек. В поселение входит 21 населенный пункт.
2. История образовательного учреждения
О существовании школы в Березовском Рядке есть упоминание в «Новгородском сборнике» за 1865 год (выпуск 2). Согласно этому документу школа при церкви в Березорядском Предтеченском приходе работала уже в 1865 году. В ней обучалось 64 ученика и 20 учениц.
Земская школа в селе Берёзовский Рядок была открыта в 1878 году. Помещалась она в деревянном двухэтажном доме на возвышенном берегу реки Мсты. При школе имелся участок земли с садом. Школьное здание было построено на средства Министерства Народного просвещения и Валдайского Уездного Земства. Помещение состояло из классной комнаты, ночлежной, библиотеки, прихожей, квартиры учителя, кухни и ремесленного класса.
Законоучителем с 1866 года состоял священник Антоний Григорьевич Кедринский. В год давал 170 уроков за вознаграждение 100 рублей.
Учителем был Михаил Михайлович Онуфриевский, 39 лет, семейный, коллежский регистратор (духовного звания). Получал содержание 330 рублей в год. Попечителя при школе не было.
Обучался в школе 61 человек: 50 мальчиков и 11 девочек. Разных сословий: духовных – 4 человека, крестьян – 53 человека, разночинцев – 4 человека. Ученики набирались из Берёзовского Рядка и соседних деревень. Занимались в день по 5 часов и более. С 4 сентября по 12 мая было 170 учебных дней.
Библиотека при школе имела 303 экземпляра книг, большей частью духовного содержания. Библиотекой не пользовались, т. к. грамотных в селе было мало.
В школе изучались: арифметика, грамматика, чтение, история, география, зоология, ботаника, пение. Гимнастика в школе не была введена по нежеланию общества. 10 мальчиков обучались сапожному ремеслу под руководством мастера.
В 1887 году был издан «Очерк Народного Образования в Новгородской губернии за 1884/1885 учебный год”. В нём говорится: «Березорядскую школу посещали неисправно, особенно в октябре месяце. За исключением одного ученика, все пропускали уроки: по болезни – 12 человек, по воле родителей – 26 человек, по случаю работ – 20, по неимению хлеба – 2…». Перед революцией в селе было уже две школы: земская – 4 класса и церковно-приходская – 3 класса.
Средняя продолжительность обучения в школах составляла 2 -–3 года. Дети заканчивали учиться в среднем возрасте 12 лет, а девочки ещё раньше. «Окончив курс в школе в возрасте 11 – 13 лет, крестьянские дети, не возобновляя в своей памяти пройденное в школе и не имея даже книг для чтения, неизбежно должны утратить из своей памяти всё пройденное и даже простой механизм чтения и письма» - говорилось в «Очерке».
В 1934 году в селе Берёзовский Рядок открылась новая двухэтажная школа-семилетка.
В пятый класс дети приходили учиться из дальних деревень, где работали начальные школы. Классы насчитывали по 30 – 35 учеников. Было по три пятых, шестых и седьмых класса. Школа обучала более трёхсот ребят. Учились в две смены.
В тридцатые годы школа называлась «школой коммунистической молодёжи».
Деревянное здание прослужило 65 лет.
С 14 сентября 1999 года мы учимся в современной светлой, тёплой и уютной школе.
3. Общая характеристика образовательного учреждения
Здание школы не типовое, двухэтажное, благоустроенное. Здание рассчитано на 140 человек. В настоящее время в школе ведется обучение в 8 классах: 1-7 кл., 9 кл., средняя наполняемость: около 4 человек. Количество учащихся до 2010 года уменьшаться не будет, далее возможно небольшое сокращение.
Диаграмма №1. Динамика численности обучающихся (чел.).
Количество обучающихся
В школе учатся дети, проживающие в с. Березовский Рядок и деревнях Березорядского сельского поселения на расстоянии от двух до десяти километров от школы, подвоз учащихся осуществляется рейсовым автобусом и частным образом.
Таблица №1. Условия проживания учащихся школы.
Классы
Где проживают
|
1 кл.
|
2 кл.
|
3 кл.
|
4 кл.
|
5 кл.
|
6 кл.
|
7 кл.
|
8 кл.
|
Итого
учащихся
|
Многоквартирные дома (кол-во человек)
|
4
|
1
|
3
|
2
|
1
|
3
|
5
|
19
|
Частные дома (кол-во человек)
|
1
|
1
|
3
|
5
|
10
|
Большинство учащихся (90%) до поступления в школу посещали детский сад, где получали необходимую подготовку, 100% учащихся проходили подготовку к 1 классу в школе (март-июнь).
Таблица №2. Социальный состав школы
Состав семей
Классы
|
Полные семьи
|
Неполные семьи
|
Начальная школа (1-4 кл.)
|
91%
|
9%
|
Основная школа (5-8 кл.)
|
73%
|
27%
|
Социальный состав учащихся разнообразен. В школе учатся дети служащих, работников сельского хозяйства, частных предпринимателей, безработных.
Таблица №3. Социальное положение родителей
Классы
|
Рабочие
|
Служащие
|
Частные предприниматели
|
Безработные
|
Домохозяйки
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
1 – 4
|
8
|
47
|
6
|
35
|
1
|
6
|
2
|
12
|
5 – 8
|
12
|
44
|
4
|
15
|
3
|
11
|
3
|
11
|
5
|
19
|
Таблица №4. Образовательный уровень родителей
Классы
|
Образование (%)
|
Высшее
|
Среднее специальное
|
Среднее
|
Неполное среднее
|
1 - 4
|
-
|
28
|
36
|
36
|
5 – 9
|
-
|
30
|
40
|
30
|
4. Особенности работы образовательного учреждения в решении задач основного общего образования
Особенности работы школы позволяют конкретизировать цели школьного образования с учетом специфики социального и географического контекста ее функционирования:
· обеспечение доступности качественного образования для детей сельской местности, реализация всеобуча;
· педагогическое сопровождение детей из асоциальных семей, педагогически запущенных детей;
· обеспечение возможности для получения полного среднего образования выпускникам школы в МОУ «Кемецкая СШ» (базовая школа).
5.
Выравнивание стартовых возможностей учащихся
В школу принимаются дети с 6, 5 лет и 7 лет на основании заявления родителей. Начальная школа работает по одной общеобразовательной программе, нормативный срок освоения – 4 года (1 – 4 классы)
Диаграмма №2,3. Состав детей, поступающих в первый класс
Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения.
Дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения. 6.
Содержание образовательных программ
Педагогический коллектив школы реализует программы:
· начального общего образования;
· основного общего образования;
· дополнительного образования.
В школе преподается предмет «Краеведение» в 5 – 8 классах. В рамках дополнительного образования работают кружки:
· Рукодельница
· Спортивная секция
· Юный краевед
· Юный турист
· Наши руки не знают скуки
· Мастерская слова
· Санитарный пост
· Спорт и семья
7. Режим работы образовательного учреждения
Режим работы школы – пятидневная рабочая неделя.
8. Педагогический коллектив образовательного учреждения
В настоящее время в школе работают 9 педагогов и 1 воспитатель. Из них два «Отличника народного просвещения» и два «Почетных работника общего образования РФ». Четыре педагога – выпускники школы.
Диаграмма №4. Состав педагогических кадров по стажу работы (%).
Диаграмма №5. Состав педагогических кадров по категориям (%).
Диаграмма №6. Состав педагогических кадров по уровню образования (%).
9. Воспитательная система образовательного учреждения
Основой воспитательной системы школы является эколого-краеведческое направление. В связи с этим большое значение уделяется патриотическому воспитанию, задачами которого является:
- формирование патриотического сознания;
- знание фактов культуры, истории своей малой родины;
- популяризация научно-практической и исследовательской деятельности, освоение метода проектов.
В целях реализации этих задач проводятся:
- ознакомление с государственными символами РФ и символами Тверской области;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, детьми войны;
- экскурсии по родному краю (по селу Березовский Рядок и его окрестностям);
- изучение истории своего края;
- встречи с матерями выпускников, проходящих службу в рядах Российской Армии;
- составление родословных «Мы ветви одного дерева»;
- выставки работ народных умельцев:
- поисковые операции.
В школе работает филиал Санкт-Петербургского музея Военно-Морского института морского корпуса имени Петра Великого. Материалы этого музея посвящены нашему земляку, контр-адмиралу Д. К. Чулкову. Благодаря этому расширяются связи, появляются новые друзья, разработана экскурсия по музею, проведена поисковая работа по сбору материалов о моряках березорядцах.
В кабинете истории и краеведения создан этнографический уголок, в нем проводится праздник русских ремесел «Березорядские мастерицы».
Ученики школы ежегодно участвуют в районной научно-практической конференции «Шаги молодых в науку» по краеведению.и занимают призовые места. В 2008 – 2009 учебном году учащиеся 8 класса принимали участие в IX региональном этапе Всероссийской акции «Я – Гражданин России».
Решая задачи формирования нравственного смысла, сохранения и укрепления здоровья большое внимание уделяется духовно-нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.
Осуществляется это через организацию совместной познавательной деятельности обучающихся, педагогов и родителей. В школе сложился определенный опыт по организации и проведению коллективных творческих дел, созданию краеведческих проектов. В условиях низкой наполняемости классов это делает общую жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников содержательной, полноценной и позволяет использовать разнообразные формы работы (декады, месячники, тематические недели, совместные уроки общения, конкурсы, диспуты, КВНы, деловые игры, пресс-конференции).
Традиционными для школы стали коллективные творческие дела:
- День Знаний;
- День рождения школы;
- День пожилого человека;
- День учителя;
- Осенний бал;
- День Матери;
- Новогодний праздник;
- Месячник здоровья и спорта;
- «Папа, мама и я – спортивная семья»;
- День Защитников Отечества;
- Международный женский день;
- Смотр строя и песни;
- День Победы;
- Ученик Года;
В каникулы организуются походы по окрестностям. Учащиеся школы принимают участие в районном туристическом слете и показывают неплохие результаты.
На базе МОУ «Березорядская ООШ» ежегодно работает оздоровительный лагерь в каникулярное время.
Школа является центром воспитания на селе. Здесь проходят совместные мероприятия, значимые праздники для жителей всего Березорядского сельского поселения.
Взаимодействие МОУ «Березорядская ООШ» с учреждениями культуры и воспитания
Схема №1.
Сельский Дом культуры:
День села
Масленица
День пожилого человека
День Победы
|
|
|
Детский сад «Березка»:
Дни открытых дверей;
Экскурсия по школе;
Подарки малышам;
Выставки работ;
День знаний;
Посвящение в первоклассники;
Театрализованные представления
|
|
Сельская библиотека
:
Выставки;
Конкурсы чтецов;
Участие в тематических неделях;
Литературно-музыкальные вечера
|
|
В школе работают 8 кружков по 4-м направлениям. Предпочтительными являются кружки туристско-краеведческой и спортивно-оздоровительной направленности.
Диаграмма №7. Количество учащихся, занимающихся в кружках различной направленности (в % от общего числа).
2008/2009 учебный год.
Диаграмма №8. Количество занимающихся в кружках различной направленности по ступеням образования (в % от общего числа)
2008/2009 учебный год
10. Ресурсное обеспечение образовательного процесса
Школа расположена в не типовом здании, где созданы необходимые санитарно-гигиенические условия: тепловой режим обеспечивает школьная котельная, работающая на твердом топливе; световой режим: лампы дневного света.
В школе имеются:
- Библиотека
- Спортивный зал
- Школьная столовая
- Музей
- Учебно-опытный участок
- 3 компьютера, 2 телевизора, видеомагнитофон, 2 DVD-проигрывателя, 3 магнитофона, музыкальный центр
- мастерские
- спортивная площадка
- учебные кабинеты.
11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения
В условиях подушевого финансирования, с учетом малой численности учащихся (29 чел.), МОУ «Березорядская ООШ» является дотационным учреждением.
Образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета по учету средств соответствующего бюджета, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права.
Администрация МО «Бологовский район» закрепляет за образовательным учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, согласно договору на оперативное управление.
Земельные участки предоставляются образовательному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Имущество образовательного учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью. Образовательное учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, в пределах, установленных законом, в соответствии с назначением имущества.
Образовательному учреждению принадлежит право распоряжаться средствами, полученными за счет внебюджетных источников.
Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с Уставом МОУ «Березорядская ООШ».
Образовательное учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Деятельность образовательного учреждения финансируется Учредителем – МО «Бологовский район».
В пределах имеющихся в его распоряжении финансовых средств образовательное учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Таблица №5
Источники финансов школы
|
Приобретения и суммы (в рублях)
|
2008 год
|
2009 год
|
Областной годовой бюджет
|
2558731
|
2910260
|
ФОТ учреждения
|
159683
|
2255961
|
Основные средства областного бюджета
|
131074
|
61550
|
Районный годовой бюджет
|
71674
|
-
|
Приобрели:
|
Учебники - 25000
|
Спортинвентарь - 17000
|
12. Результаты обучения.
Таблица №6. Успеваемость по предметам учащихся за 2007-2009 гг.
Учебный год
|
2006/2007
|
2007/2008
|
2008/2009
|
Классы
Кол-во
уч-ся
Предметы
|
1 – 4
|
5 – 9
|
1-4
|
5-9
|
1-4
|
5-8
|
11
|
19
|
10
|
20
|
9
|
20
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Русский язык
|
100
|
50
|
100
|
57
|
100
|
33
|
100
|
70
|
87
|
25
|
100
|
60
|
Литература (чтение)
|
100
|
75
|
100
|
57
|
100
|
66
|
95
|
80
|
87
|
50
|
100
|
70
|
Математика
|
100
|
63
|
100
|
62
|
100
|
50
|
100
|
86
|
87
|
50
|
100
|
75
|
Алгебра
|
100
|
38
|
92
|
46
|
100
|
50
|
Геометрия
|
100
|
38
|
92
|
62
|
100
|
44
|
Физика
|
100
|
50
|
100
|
54
|
100
|
63
|
Химия
|
100
|
63
|
100
|
67
|
100
|
80
|
Биология
|
100
|
77
|
100
|
94
|
100
|
94
|
История
|
100
|
62
|
100
|
75
|
100
|
70
|
Введение в историю
|
100
|
100
|
100
|
100
|
-
|
-
|
Обществознание
|
100
|
57
|
100
|
82
|
100
|
72
|
Краеведение
|
100
|
76
|
100
|
85
|
100
|
100
|
Экология
|
100
|
80
|
100
|
100
|
-
|
-
|
Мир вокруг нас
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Природоведение
|
100
|
100
|
100
|
66
|
100
|
100
|
География
|
100
|
59
|
100
|
77
|
100
|
61
|
Немецкий язык
|
100
|
57
|
100
|
100
|
100
|
60
|
80
|
60
|
100
|
60
|
Черчение
|
100
|
40
|
100
|
67
|
-
|
-
|
Музыка
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Изобразительное искусство
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
94
|
100
|
75
|
100
|
100
|
Физическая культура
|
100
|
100
|
100
|
95
|
100
|
100
|
100
|
95
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Технология (труд)
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
13. Заключение
Школа работает над реализацией целей по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся.
В связи с этим решались задачи по созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе, защите прав и интересов обучающихся, формированию нравственного смысла через изучение истории родного края, воспитание человека – патриота, сохранения и укрепления здоровья, организации совместной познавательной деятельности учащихся, педагогов и родителей.
Учитывая индивидуальные способности каждого воспитанника, количественный состав школьного коллектива, использовались различные методы и формы деятельности, в том числе – освоение метода проектов.
Деятельность коллектива школы направлена на воспитание у учащихся любви к родному краю, его истории, традициям на основе экологии и краеведения
15.
Список диаграмм, таблиц, схем
Диаграммы
1. Динамика численности обучающихся.. . . . . . . .5
2-3. Состав детей, поступающих в 1-й класс. . . . . . . . .7
4. Состав педагогических кадров по стажу работы. . . . . . . .8
5. Состав педагогических кадров по категориям. . . . . . . .8
6.Состав педагогических кадров по уровню образования. . . . . . .8
7. Количество учащихся, занимающихся в кружках различной направленности
от общего числа обучающихся (в %) . . . . . . . . .11
8. Количество учащихся, занимающихся в кружках различной направленности
по ступеням образования от общего числа обучающихся (в %) . . . . .11
Таблицы
1. Условия проживания учащихся. . . . . . . . . .5
2. Социальный состав школы. . . . . . . . . . .5
3. Социальное положение родителей. . . . . . . . . .6
4. Образовательный уровень родителей. . . . . . . . .6
5. Финансово-экономическая деятельность школы . . . . . . .12
6. Успеваемость по предметам учащихся за 2007-2009 гг. . . . . . .13
Схемы
|