Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы на выпускающей кафедре проектирования и внедрения информационных систем

Министерство экономического развития и торговли РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Факультет бизнес-информатики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

на выпускающей кафедре проектирования и внедрения информационных систем

Авторский коллектив:

Грекул В.И., Кондратьев А.В., Коровкина Н.Л.

Москва 2006 г.

1. Этапы выполнения ВКР

Выпускная квалификационная работа по кафедре проектирования и внедрения информационных систем ГУ ВШЭ выполняется. в формах, утвержденных в ГУ-ВШЭ:

– для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы,

– для квалификации дипломированный специалист – в форме дипломной работы,

– для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.[1]

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения студентов. ВКР представляет собой самостоятельную работу, целью которой является систематизация и расширение теоретических знаний и подтверждение умения их применять для решения практических задач.

Период разработки ВКР состоит из нескольких этапов:

· выбор и закрепление темы ВКР;

· выбор и закрепление объекта преддипломной практики;

· разработка и утверждение развернутого плана ВКР;

· сбор материала для ВКР на объекте практики;

· представление отчета о преддипломной практике;

· написание и оформление ВКР;

· предварительная защита работы на кафедре;

· рецензирование работы;

· защита на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Название этапа

4 курс

5 курс

2 курс маг.

выбор и закрепление темы ВКР

До 15 января

До 15 декабря

До 15 декабря

выбор и закрепление объекта преддипломной практики

До 15 января

До 15 декабря

До 15 декабря

разработка и утверждение развернутого плана ВКР

До 1 марта

До 1 февраля

До 1 февраля

сбор материала для ВКР на объекте практики

март-апрель

январь-март

январь-март

представление отчета о преддипломной практике

До 15 апреля

До 1 апреля

До 1 апреля

написание и оформление ВКР

март-май

январь-май

январь-май

предварительная защита работы на кафедре

До 15 мая

До 15 мая

До 15 мая

рецензирование работы

До 1 июня

До 1 июня

До 1 июня

защита на заседании ГАК

июнь

июнь

июнь

Примерная тематика ВКР по кафедре

Задача ВКР состоит в том, чтобы студент самостоятельно разработал проект, предусматривающий комплексную автоматизацию (автоматизацию отдельных направлений деятельности) предприятия (организации), совершенствование средств математического и программного обеспечения информационных систем, оценку или повышение эффективности использования информационных систем.

Основные тематические направления разработки ВКР:

· Разработка и обоснование концептуальных проектов ИС, архитектурных решений.

· Проектирование расширений функциональности ИС на основе анализа бизнес-процессов

· Проектирование информационного обеспечения ИС на основе анализа бизнес-процессов

· Разработка и исследование моделей деятельности предприятий в условиях внедрения ИС

· Исследование бизнес-процессов предприятия и обоснование выбора типовых проектных решений

· Оценка эффективности внедрения ИС

· Исследование объекта автоматизации и обоснование стратегии внедрения ИС

2 Требования к ВКР

2.1 Общие требования

В процессе работы над ВКР студент должен показать:

- умение осуществлять информационный поиск и приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

- умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умение использовать для их решения научные методы, современные методики и технологии;

- способность к систематизации сведений, построению и использованию моделей для описания различных явлений на основе результатов проведенного качественного и количественного анализа процессов и явлений в исследуемой области.

Содержание работы определяется приведенными ниже общими требованиями, которые изменяются и дополняются студентом по согласованию с руководителем в зависимости от вида ВКР (работа бакалавра, специалиста или магистра) и решаемой в дипломе задачи.

При выполнении ВКР необходимо:

- сформулировать экономическую сущность задачи;

- провести формализацию расчета экономических показателей;

- выделить объект автоматизации и выработать предложения по его совершенствованию (на основе модели существующей технологии «как есть»);

- обосновать проектные решения по автоматизации поставленной задачи (разработать модель «как должно быть»);

- определить функциональные модули решения и разработать схему их взаимодействия;

- разработать информационную модель комплекса задач (схему данных);

- разработать информационное обеспечение комплекса задач;

- разработать схему технологического процесса решения задачи с использованием новой технологии;

- разработать блок-схему алгоритма программного модуля и разработать собственно программу (если выявлена необходимость разработки нового программного продукта);

- провести технико-экономическое обоснование эффективности разработанного решения.

2.2 Структура отчета по ВКР

Вне зависимости от решаемой задачи и подхода при проектировании структура дипломной работы такова:

Оглавление

Введение

1. Аналитическая часть

2. Проектная часть

3. Обоснование экономической эффективности проекта

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение (общим объемом не более 5 стр.) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику, резюме. В нем необходимо отразить актуальность выбранной темы, цель и задачи, решаемые в проекте, используемые методики, практическую значимость полученных результатов. Целью проекта может быть: построение (разработка) ЭИС или реализация автономной задачи (в т. ч., например, на основе реинжиниринга бизнес-технологий). Дополнительно может достигаться совершенствование информационной базы, применение новых технических средств сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Во введении необходимо также перечислить вопросы, которые будут рассмотрены в проекте, выделив вопросы, которые предполагается решить практически. Рекомендуется писать введение по завершении основных глав проекта, перед заключением. В этом случае исключена возможность несоответствия “желаемого” и “действительного”.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Целью аналитической части является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристики объекта и системы управления и обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т. д.

Ниже, в зависимости от поставленной задачи предлагается содержание первой главы дипломного проекта.

Разработка автономной задачи

1. Аналитическая часть

1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области

1.1.1. Характеристика предприятия

1.1.2. Краткая характеристика подразделения или видов его деятельности

1.2. Экономическая сущность задачи

1.3. Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи

1.4. Постановка задачи

1.4.1. Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи

1.4.2. Общая характеристика организации автоматизированного решения задачи

1.4.3. Формализация расчетов

1.5. Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования

1.6. Обоснование проектных решений по видам обеспечения:

1.6.1. по техническому обеспечению (ТО);

1.6.2. по информационному обеспечению (ИО);

1.6.3. по программному обеспечению (ПО);

1.6.4. по технологическому обеспечению

Содержание разделов

1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области

1.1.1. Характеристика предприятия

В качестве предметной области может выступать подразделение предприятия , фирмы, объединения и т.д., или отдельный вид деятельности , протекающий в нем, поэтому в начале данного раздела необходимо отразить цель функционирования предприятия, его организационную структуру и основные параметры его функционирования.

1.1.2. Краткая характеристика подразделения и видов его деятельности

Поскольку объектом рассмотрения при разработке автономной задачи может служить какая-либо деятельность отдельного подразделения предприятия (например, отдела или цеха), его участка или отдельного сотрудника, то далее нужно привести краткую характеристику этого подразделения, в которой осуществляется рассматриваемая деятельность, и описать его структуру, перечень выполняемых в этом подразделении функций (основной или управленческой деятельности) и его взаимодействие с другими подразделениями данного предприятия или подразделениями внешней среды.

Затем необходимо дать общее описание рассматриваемой деятельности, а также характеристику технико-экономических свойств ее как объекта управления.

Главными технико-экономическими свойствами объекта управления являются: цель и результаты деятельности, основные этапы и процессы рассматриваемой деятельности, используемые ресурсы и материалы. В ходе рассмотрения перечисленных свойств, для них, по возможности, следует указать количественно-стоимостные оценки и ограничения.

Характеризуя подразделение предприятия, следует отразить особенности его функционирования, то есть принятые нормы и правила осуществления анализируемой деятельности, в условиях конкретной организации или предприятия.

1.2. Экономическая сущность задачи.

Среди множества функций, осуществляемых в изучаемом подразделении при выполнении рассматриваемого вида деятельности, следует выбрать ту функцию или совокупность функций, для которых разрабатывается дипломный проект.

Описание экономической сущности задачи автоматизированной реализации выбранной функции или комплекса функций сводится к описанию перечня результатных экономических показателей, рассчитываемых на базе использования совокупности исходных показателей в процессе выполнения этих функций. При этом необходимо указать, какое место занимают эти показатели в системе управления данным видом деятельности или подразделением, или всем предприятием в целом, т.е. насколько и каким образом зависят от них процессы, выполняемые в изучаемом подразделении, к какому классу задач с т. зрения функций управления будет относиться выбранная задача, в чем выражается автономность задачи.

Пример : Пусть объектом рассмотрения является управленческий анализ на предприятии. Выберем входящую в данный объект задачу “Расчет группы показателей эффективности, платежеспособности, рентабельности деятельности предприятия и сравнения их с аналогичными показателями прошлых периодов”. Результаты решения данной задачи являются основой для принятия стратегических управленческих решений. Поэтому задача “Расчета показателей” является важной и неотъемлемой частью управленческого анализа хозяйственной деятельности предприятия. Информацию для решения задачи получают из системы бухгалтерского учета предприятия в виде бухгалтерских проводок заданной структуры. Результаты решения задачи могут служить исходными данными для систем финансового планирования, внутреннего аудита.

Помимо этого, надо рассмотреть особенности, связанные с реализацией данного класса задач в рассматриваемом подразделении.

1.3. Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи.

В этом разделе требуется обосновать экономическую целесообразность и сформулировать цели использования вычислительной техники для рассматриваемой задачи. Здесь необходимо:

- описать существующую (предметную) технологию выполнения выбранной для рассмотрения функции (или комплекса функций), т.е. разработать процессную модель «как есть», указать на особенности расчета показателей, указать перечни и источники используемых входных документов, перечни и адресаты результатных документов, места их обработки, методы и технические средства, применяемые для их обработки;

- провести декомпозицию решения задачи;

- привести схемы документооборота для каждого документа и таблицы, содержащие прагматические оценки потоков информации (объемы в документах, показателях и символах за год, трудовые затраты на их обработку за год, частоту возникновения и др.);

- выявить основные недостатки , присущие существующей практике деятельности и обработки экономической информации.

При этом следует сделать акцент на те недостатки, устранение которых предполагается осуществить в проекте, например:

- наличие опозданий в поставках сырья и материалов;

- наличие выплат штрафных санкций и неустоек;

- простои оборудования;

- низкая производительность труда в производственной сфере;

- невозможность расчета показателей, необходимых для управления объектом из-за сложности вычислений или большого объема информации;

- высокая трудоемкость обработки информации (привести объемно-временные параметры);

- низкая оперативность, снижающая качество управления объектом;

- невысокая достоверность результатов решения задачи из-за дублирования потоков информации;

- несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации;

- несовершенство процессов сбора, передачи, обработки, хранения, защиты целостности и секретности информации и процессов выдачи результатов расчетов конечному пользователю и т.д.

Говоря о декомпозиции решения задачи, необходимо дать характеристику существующей (предметной) технологии решения задачи, а также провести анализ решаемой задачи, в ходе которого, в зависимости от сложности задачи, из неё следует попытаться выделить следующие компоненты: этапы решения задачи и функционально простые операции из которых состоят этапы. Следует перечислить выделенные компоненты (этапы, операции) и для каждого из них привести краткую характеристику главных технико-экономических свойств (см. п.1.1), а также описать связь данного компонента с другими компонентами, входящими в задачу (осуществить декомпозицию диаграмм деятельности в модели «как есть»).

Для выполнения структурно-функционального анализа объекта управления и решаемой задачи рекомендуется разработать структурно-функциональные диаграммы по методологии SADT(IDEF0), диаграммы потоков данных, диаграммы объектно-ориентированного анализа и пр. При наличии в дипломном проекте таких диаграмм на их графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТ.

1.4. Постановка задачи

В этом пункте необходимо сформулировать цель и задачи разработки проекта и выделить основные требования к проектируемой системе обработки данных. Стоит определить тип проектируемой системы: это может быть диалоговая система решения задачи или обработки транзакций, система поддержки принятия решений или комбинированная система.

Ниже приводится содержание основных компонент документа “Постановка задачи ”.

1.4.1. Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи

Цель решения задачи должна сводиться к устранению тех недостатков, которые были отмечены автором в предыдущем разделе, поэтому ее можно разделить на две группы подцелей:

- достижения улучшения ряда экономических показателей выполнения выбранной функции управления или работы рассматриваемого подразделения, или всего предприятия в целом (например, увеличение выпуска продукции, или увеличение числа обслуживаемых клиентов, сокращение простоев на …число часов и т. д.);

- улучшения значений показателей качества обработки информации ( например, сокращение времени обработки и получения оперативных данных для принятия управленческих решений; повышение степени достоверности обработки информации, степени ее защищенности, повышение степени автоматизации получения первичной информации; увеличение количества аналитических показателей, получаемых на базе исходных и т. д.).

При описании назначения решения задачи дипломнику следует сделать акцент на перечень тех функций, которые будут автоматизированы при внедрении предлагаемого проекта.

Пример . Назначением “……” может служить:

1. автоматизация получения по электронной почте входных документов;

2. автоматизация ввода, контроля и загрузки данных первичных документов в базу данных с использованием экранных форм (дать перечень);

3. ведение файлов с условно-постоянной информацией в базе данных;

выполнение расчетов и выдача результатных документов;

4. выдача справочной информации:

а) по регламентированным запросам;

б) по нерегламентированным запросам.

1.4.2. Общая характеристика автоматизированной технологии решения задачи (модель «как должно быть»)

В данном пункте автору следует раскрыть влияние автоматизированной технологии на деятельность объекта:

- изменения в функциях подразделения, связанных со сбором, обработкой и выдачей информации;

- источники поступления оперативной и условно-постоянной информацией и периодичность ее поступления;

- этапы решения задачи, последовательность и временной регламент их выполнения, выявленные на основе рассмотренной в п.1.3. декомпозиции задачи (при этом следует рассмотреть целесообразность автоматизации этапов и операций решения задачи, оценивая возможность формализации связей между ними);

- порядок ввода первичной информации (названия документов) и перечень используемых экранных форм;

- краткая характеристика результатов (названия результатных документов, экранных форм выдачи результатов, перечень результатных файлов, способов их выдачи: на экран, печать или в канал связи) и мест их использования;

- краткая характеристика системы ведения файлов в базе данных (перечень файлов с условно-постоянной и оперативной информацией, периодичность обновления, требования защиты целостности и секретности);

- режим решения задачи (пакетный, диалоговый, с использованием методов телеобработки или смешанный);

- периодичность решения задачи.

1.4.3. Формализация расчетов

В данном пункте осуществляется формализация решения задачи , которая сводится к рассмотрению последовательности проведения расчетов, а также выделению алгоритмов расчета экономических показателей на каждом этапе. Позже на этот пункт необходимо будет сделать ссылку из пункта проектной части (характеристика результатной информации, алгоритмы программных модулей). Для достижения большей степени формализованности описания задачи проектант может использовать группировку всех показателей в две таблицы: формализованного описания входных и результатных показателей.

Пример 1. Таблица формализованного описания входных показателей

№ п/п

Наименование входного показателя

Идентификатор входного показателя

1

Количество поступившего i– го материала от j- го поставщика на дату -d

Кd ij

….

Пример 2. Таблица формализованного описания результатных показателей

№ п/п

Наименование результатного показателя

Идентификатор результатного показателя

Алгоритм расчета

1

Количество поступления i- го материала от j -го поставщика на с начала месяца- r

Kr ij

D

Kr ij = å Кd ij

d=1

….

В конце данного раздела стоит оценить возможность внедрения проектируемой системы на аналогичных объектах управления других предприятий. Следует отметить также, насколько гибким, т.е. настраиваемым на различные модификации предметной технологии, должно быть проектируемое программное средство и каким будет механизм настройки.

1.5. Анализ существующих разработок и обоснование выбора технологии проектирования

В этом разделе следует отметить, используются ли при существующей технологии решения задачи какие-либо программные средства и, если используются, то каким образом. Если на рынке программных средств существуют готовые программные решения, желательно дать краткое описание и провести анализ хотя бы одной такой разработки, указав основные характеристики и функциональные возможности.

Обзор рынка программных средств удобно проводить с помощью Internet. Адреса используемых при обзоре ресурсов следует добавить в список литературы дипломного проекта.

Затем следует отметить, чем должна и будет отличаться проектируемая технология решения задачи от существующей (почему необходимо разрабатывать новое программное средство, и чем оно должно отличаться от существующих).

Далее следует дать краткую характеристику современных технологий проектирования , их положительные черты и недостатки, перечислить основные факторы выбора, обосновать выбор применяемой технологии и указать особенности ее использования в данном проекте.

1.6. Обоснование проектных решений.

Этот пункт включает обоснование проектных решений по техническому, информационному, программному и технологическому обеспечению задачи.

1.6.1. по техническому обеспечению (ТО)

Обоснование выбора технического обеспечения требуемого для решения задачи предполагает выбор типа ЭВМ и устройств периферии. При этом следует обосновать экономическую целесообразность эксплуатации выбранных аппаратных средств, возможность их использования для решения других задач объекта управления.

На выбор типа ЭВМ оказывает влияние большое количество факторов, но в случае с дипломным проектом необходимо, прежде всего, пояснить условия в которых он разрабатывался и внедрялся. Если разработка не предусматривает капитальной реорганизации существующей технологии, необходимо лишь определить какие требования должны применяться к аппаратному обеспечению при эксплуатации на нем разработанного решения.

В случае, если внедрение проекта предусматривает капитальную реорганизацию существующей технологии (например, ЭВМ внедряются впервые, требуется применение сервера, внедряется телекоммуникационное оборудование нового поколения), необходимо охарактеризовать преимущества выбираемых моделей над аналогами по методикам расчета совокупной стоимости владения. Удобнее всего воспользоваться табличной формой, в которой колонки означают основные характеристики модели, в том числе цену. Кроме того, при обосновании следует указать потребительские факторы, т. е. распространенность продукта, гарантийные условия, наличие документации и технической поддержки, совместимость с наиболее распространенными ОС и ППП. Обоснование можно завершить описанием перспектив использования выбранной модели: привести предполагаемый срок эксплуатации, описать возможность модернизации, использования в последствии с другой целью и т.д.

На основе совокупности данных факторов формируются требования к значениям основных характеристик вычислительных машин, которые сопоставляются с конкретными значениями основных технических характеристик современных моделей ЭВМ, после чего осуществляется выбор оптимальной модели.

1.6.2. по информационному обеспечению (ИО)

Проектные решения по информационному обеспечению обосновываются с точки зрения внемашинного (классификаторы, справочники, документы) и внутримашинного (входные, промежуточные, выходные массивы информационных баз) обеспечения и включают следующие вопросы:

· обоснование состава и содержания входных и выходных документов, метода их построения (т.е. возможности использования унифицированных форм документов УСД или выполнение оригинального проектирования);

· обоснование состава и методов построения экранных форм для ввода переменной и условно-постоянной первичной информации, а также форм для вывода на экран результатной информации или ответов на запросы;

· обоснование состава классификаторов, возможности использования международных, общесистемных, отраслевых или необходимости построения локальных классификаторов; определение требований к системам классификации и кодирования информации;

· обоснование способа организации информационной базы: как совокупности локальных файлов или как интегрированной базы данных с локальной или распределенной организацией; определение состава файлов, обоснование методов логической организации файлов и баз данных;

· обоснование состава и способов организации файлов с результатной и промежуточной информацией.

В этом разделе необходимо уделить внимание указанию всех возможных способов организации различных компонент информационного обеспечения и методов проектирования этих компонент, а затем привести обоснование выбора какого-либо варианта.

1.6.3. по программному обеспечению (ПО)

Обоснование проектных решений по программному обеспечению задачи заключается в формировании требований к системному (общему) и специальному прикладному программному обеспечению и в выборе на основе этих требований соответствующих компонентов программного обеспечения.

При обосновании выбора общего ПО целесообразно:

· дать классификацию ОС, указать факторы, влияющие на выбор конкретного класса и его версии, и обосновать выбор операционной системы;

· дать классификацию и обосновать выбор используемой СУБД.

При обосновании проектного решения по специальному ПО необходимо сформулировать требования, которым должны удовлетворять проектируемые программные средства (например, к большинству прикладного программного обеспечения можно выдвинуть требования по функциональности, надежности, эффективности, понятности пользователю, защиты информации, модифицируемости, мобильности, масштабируемости, минимизации затрат на сопровождение и поддержку и т.д.), выбрать методы и средства (используя методику выбора типовых проектных решений). Кроме того, стоит выработать требования к оформлению экранных и печатных форм, эргономике программного обеспечения.

Формулировка требований к специальному ПО должна происходить с учетом выдвинутых предложений по информационному и техническому обеспечению. При обосновании проектных решений по специальному программному обеспечению задачи необходимо:

· дать классификацию и обосновать выбор методов (например, структурное, модульное проектирование, методом “сверху вниз” или объектно-ориентированное проектирование и т.д.) и средств проектирования специального (функционального) ПО (например, использование библиотеки прикладных программ, или генератора программ, или какого-либо языка программирования);

· определить возможности выбранных программных средств, при использовании которых достигаются требования к прикладному программному обеспечению (например, возможность организации удобного интерфейса, оптимизации запросов к данным и т.п.)

Выбор средств проектирования и разработки по возможности необходимо аргументировать, сравнивая их с аналогичными средствами, существующими на рынке.

1.6.4. по технологическому обеспечению

При обосновании проектных решений по технологическому обеспечению задачи необходимо уделить внимание недостаткам существующей технологии решения задачи, которые были отмечены в разделе 1.3. Надо отметить, используется ли при существующей технологии решения задачи вычислительная техника. Если не используется, то обосновываются решения, позволяющие устранить выявленные недостатки. Если для решения данной задачи вычислительная техника уже используется, необходимо выяснить, в какой степени и насколько эффективно она используется, и предложить проектные решения для повышения эффективности использования вычислительной техники. Необходимо сформулировать и обосновать предложения по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов и технологий. Особое внимание следует уделить следующим вопросам:

- классификации методов и средств съема, сбора и передачи информации по каналам связи и обоснованию выбора конкретных методов и средств с учетом характеристик, полученных в разделе 1.3;

- классификации методов контроля вводимой информации в ЭВМ и обоснованию выбора определенного метода;

- обзору методов и языков общения в процессе решения задачи на ЭВМ и обоснованию выбора метода и конкретного языка (язык запросов, шаблонов, меню, подсказок, директив и т.д.);

- обзору методов и средств организации системы ведения файлов баз данных и обоснованию выбора методов актуализации данных, защиты целостности, секретности и достоверности хранимых данных;

- обзору типов и причин ошибок, с которыми сталкивается пользователь при получении результатной информации, и обоснованию выбора методов решения этих проблем.

При написании разделов первой главы дипломнику необходимо проводить соответствующие исследования по всем задачам, входящим в состав комплекса. В частности, особое внимание следует обратить внимание на разработку следующих разделов.

В разделе 1.3. Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники: в процессе декомпозиции комплекса задач из него можно на первом этапе выделить ряд отдельных задач. Например, если результатом решения является набор выходных документов, тогда технологический процесс формирования каждого выходного документа или группы однотипных выходных документов можно считать отдельной задачей. Далее следует перечислить выделенные задачи и для каждой отдельной задачи привести характеристику предметной технологии её решения, а также описать связи данной задачи с другими задачами, входящими в комплекс.

Характеризуя предметную технологию решения каждой задачи, следует отразить ее особенности, то есть принятые нормы и правила осуществления анализируемой деятельности, в условиях конкретной организации или предприятия. Например, в ходе декомпозиции комплекса задач по учету основных средств и анализа составляющих его задач следует указать порядок постановки на учет, выбытия, переоценки основных средств, используемые методы и нормы расчета амортизации, практикуемые бухгалтерские проводки.

При этом следует выделять последовательность решения задач комплекса и затем осуществлять разбиение каждой задачи на отдельные этапы и операции.

В разделе 1.5. Анализ существующих разработок с ледует отметить, используются ли при существующей технологии решения комплекса задач какие-либо программные средства и, если используются, то каким образом.

Затем следует отметить, чем должна и будет отличаться технология решения комплекса задач в проектируемой ЭИС от существующей, а также почему необходимо разрабатывать новое программное средство, и чем оно должно отличаться от существующих.

Если на рынке программных средств существуют готовые программные (программно - аппаратные) решения желательно дать краткое описание и провести анализ хотя бы одной такой разработки, указав основные характеристики (например, понятность пользователю, степень защиты информации, модифицируемость, мобильность, масштабируемость, затраты на сопровождение и поддержку и т.д.) и функциональные возможности.

Обзор рынка программных средств удобно проводить с помощью Internet. Адреса используемых при обзоре ресурсов следует добавить в список литературы дипломного проекта.

В разделе 1.6. Обоснование проектных решений по видам обеспечения необходимо провести обоснование выбора задач, входящих в комплекс и обоснование проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению комплекса задач.

На основе рассмотренной в п.1.3. декомпозиции комплекса задач, следует произвести выбор задач для автоматизации, которые будут рассматриваться в данном проекте. При этом необходимо указать факторы, влияющие на выбор задач (например, общие исходные данные или результаты, общая нормативно-справочная информация и т.п.), а также объяснить, почему не выбраны оставшиеся в комплексе задачи, и рассмотреть целесообразность их автоматизации.

Во второй главе при проектировании автономной задачи следует особое внимание обратить:

на проектирование интегрированной базы данных, призванной удовлетворять информационные потребности всех задач, входящих в комплекс, с минимальной информационной избыточностью,

на структуру диалога, в котором следует отразить возможность перехода ко всем функциональным технологиям данного комплекса

на возможность использования стандартных программных модулей для выполнения типовых операций обработки данных, встречающиеся в нескольких задачах рассматриваемого комплекса.

Особенности разработки проекта корпоративной ИС (подсистемы, АРМ в многопользовательской ЭИС)

В дипломном проекте данного типа разработчику следует иметь в виду, что ЭИС в этом случае проектируется как распределенная корпоративная информационная система, которая должна отличаться открытостью, масштабируемостью, модульностью структуры, использованием локальных сетей и архитектуры клиент-сервер, распределенностью обработки транзакций и другими свойствами, которые должны быть обеспечены в процессе проектирования, и, в частности, при разработке для нее автоматизированного рабочего места (АРМ). Рассмотрим особенности написания некоторых разделов дипломного проекта данного типа.

1.1.Технико-экономическая характеристика предметной области

Предметной областью для разработки служит деятельность конкретной организации, подразделения организации, группы сотрудников организации.

Вначале можно привести краткую характеристику среды – предприятия, в которой осуществляется рассматриваемая деятельность. Затем необходимо дать общее описание рассматриваемой деятельности, а также характеристику технико-экономических свойств объекта управления.

Далее требуется провести декомпозицию деятельности (системы управления) предприятия в соответствие с его структурой. Для этого необходимо представить схему структуры деятельности (системы управления) вплоть до уровня должностей сотрудников. Для каждой перечисленной должности следует дать характеристику целей и обязанностей, привести описание функций и места их выполнения. Надо отметить существование и тесноту связей между функциями отдельных сотрудников, а также порядок взаимодействия сотрудников.

1.4.2.Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ

В данном разделе следует обратить внимание на организацию загрузки переменной информации и ведения корпоративных баз данных, хранимых на серверной части системы или на файл - сервере, организацию порядка обработки транзакций по обновлению этих баз, необходимости ведения локальных баз на рабочем месте, порядок обработки и выдачи результатной информации пользователю по локальной сети или через сеть Internet.

1.6. Обоснование проектных решений по видам обеспечения

Этот пункт включает обоснование выбора обеспечивающих технологий, определение функциональных информационных технологий (ФИТ), обоснование разбиения ФИТ между подсистемами (АРМами) в зависимости от целей и обязанностей сотрудника, обоснование выбора подсистемы (АРМ) для рассмотрения в проектной части, обоснование проектных решений по информационному обеспечению выбранной подсистемы (АРМ).

Обоснование выбора обеспечивающих технологий включает в себя определение программных и аппаратных средств, необходимых для создания комплексной системы (подсистемы, комплекса АРМ).

При выполнении работы по обоснованию выбора аппаратной части проекта следует обратить внимание на ряд следующих специфических моментов:

- обоснованию выбора типа архитектуры : файл-сервер или клиент –сервер;

- обоснованию выбора типа ЭВМ для клиентской и серверной части архитектуры;

- обоснованию выбора типа локальных сетей и сетевых операционных систем;

- определению способов технического обеспечения обработки распределенных транзакций и защиты хранимых данных и т.п.

В ходе обоснования проектных решений по функциональности и составу подсистем необходимо отразить следующие вопросы:

* методы сбора исходной информации (централизованно, распределено), и анализ целесообразности использования специальных технических средств (датчиков, счетчиков и т.п.);

* формы передачи данных между подсистемами и для внешней среды (на бумажных или машинных носителях), средства передачи (по локальной сети, модемной связи, по электронной почте и т.п.), порядок передачи данных (автоматически, после получения, по запросу, при определенных условиях);

* технологии обработки информации (централизованная, децентрализованная, распределенная), режим обработки данных (пакетный, диалоговый);

* формы и способы выдачи информации пользователю подсистемы (на принтер, на экран монитора, в файл, централизованно, децентрализованно, распределено);

* способы обеспечения защиты целостности и секретности хранимых данных в корпоративных базах данных;

* способы и методы обеспечения процедуры отката и восстановления данных в корпоративных базах данных и др.

После обоснования состава всех проектируемых подсистем необходимо выбрать подсистему для дальнейшего подробного рассмотрения в проектной части дипломной работы.

Для выбранной подсистемы требуется привести обоснование проектных решений по информационному обеспечению . Проектные решения по информационному обеспечению обосновываются с точки зрения внемашинного (классификаторы, справочники, документы) и внутримашинного (входные, промежуточные, выходные массивы информационных баз) обеспечения и включают следующие вопросы:

· обоснование состава и содержания результатных массивов и выходных документов;

· обоснование состава, формы представления исходной информации в первичных документах и на машинных носителях;

· обоснование требований к системам классификации и кодирования информации и нормативно-справочным данным.

Необходимо уделить внимание обоснованию методов организации информационной базы в следующих аспектах:

* обоснование выбора формы хранения данных локальная база или распределенная;

* обоснование способа обновления данных (разработки транзакций, типовых процедур обновления);

* способы обеспечения разграничения доступа к хранимым данным.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Проектная часть дипломного проекта является описанием решений, принятых по всей вертикали проектирования. Глава должна быть основана на информации, представленной в аналитической части, обобщать ее. По сути, проектная часть является решением проблематики, изложенной в аналитической части, на языке информационных технологий. Поэтому недопустимо, если при проектировании используется информация об объекте управления, не описанная в первой главе.

2. Проектная часть

2.1. Информационное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ, подсистемы)

2.1.1. Информационная модель и ее описание

2.1.2. Используемые классификаторы и системы кодирования

2.1.3. Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации

2.1.4. Характеристика результатной информации

2.2. Программное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ, подсистемы)

2.2.1 Общие положения (сценарий диалога)

2.2.2. Структурная схема пакета

2.2.3. Описание программных модулей

2.2.4. Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов

2.3. Технологическое обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ, подсистемы)

2.3.1.Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации

2.3.2. Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации

Рассмотрим содержание некоторых пунктов этой главы и особенности их написания для различных типов проекта.

2.1. Информационное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)

2.1.1.Информационная модель и ее описание

Методика разработки информационной модели предполагает моделирование :

* взаимосвязей входных, промежуточных и результатных информационных потоков и функций предметной области (структурно-функциональной диаграмма или диаграмма потоков данных). В описании информационной модели необходимо объяснить, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов;

* данных информационной базы (диаграмму “сущность-связь” - инфологической модели и диаграмму взаимосвязей файлов- даталогической модели), необходимых для функционирования информационной системы, возможно выполненную на основе уже разработанной структурно-функциональной диаграммы или диаграммы потоков данных.

При наличии в дипломном проекте диаграммы “сущность-связь” на её графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТ. Для диаграммы следует дать краткое описание с объяснением того, какие реальные объекты предметной области отражают выделенные сущности и как отношения между сущностями на диаграмме соответствуют взаимосвязям объектов на практике.

В случае проектирования корпоративных баз данных следует выделять этапы разработки общей модели данных и подмоделей, предназначенных для конкретных задач, решаемых помощью в подсистеме.

В пункте 2.1.2. Используемые классификаторы и системы кодирования необходимо дать краткую характеристику используемым для решения данного комплекса задач классификаторам и системам кодирования. Структура кодовых обозначений объектов может быть оформлена в виде таблицы с таким содержанием граф: наименование кодируемого множества объектов (например, кодов подразделений, табельных номеров и т.д.), значность кода, система кодирования (серийная, порядковая, комбинированная), система классификации (иерархическая, многоаспектная или отсутствует), вид классификатора (международный, отраслевой, общесистемный и т.д.). Далее производится описание каждого классификатора, приводится структурная формула и рассматриваются вопросы централизованного ведения классификаторов на предприятии по данной предметной области, в приложении должны быть приведены фрагменты заполненных классификаторов.

Пункт 2.1.3. Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации представляет собой описание состава входных документов и справочников, соответствующих им экранных форм размещения данных и структуры файлов. При этом следует уделять внимание следующим вопросам:

- при описании входных документов необходимо привести в приложении формы документов; перечень содержащихся в них первичных показателей; источник получения документа; в каком файле используется информация этого документа, описывается структура документа, число строк, объемные данные, частоту возникновения документа;

- описание экранной формы входного документа должно содержать макет экранной формы в приложении, особенностей организации рабочей и служебной зон макета, состав и содержание подсказок, необходимых пользователю для заполнения макета, перечень справочников, автоматически подключаемых при заполнении этого макета;

- описание структур входных файлов с оперативной информацией должно включать таблицу с описанием наименований полей , идентификатором каждого поля и его шаблона; по каждому файлу должна быть информация о ключевом поле, длине одной записи, числе записей в файле, частоте создания файла, длительности хранения, способе обращения (последовательный, выборочный или смешанный), способе логической и физической организации, объеме файла в байтах;

- описание структур файлов с условно-постоянной информацией содержит те же сведения, что и для файлов с оперативной информацией, но добавляются сведения о частоте актуализации файла и объеме актуализации (в процентах).

Необходимо отметить соответствие проектируемых файлов входным документам или справочникам. Описывается структура записи каждого информационного файла.

Если информационная база организована в форме базы данных, то приводится описание и других её элементов (ключей, бизнес-правил, триггеров).

2.1.4. Характеристика результатной информации

Характеристика результатной информации, один из важнейших пунктов всей проектной части, представляет собой обзор результатов решения поставленных в аналитической части задач с точки зрения предметной технологии. Если решение представляет собой формирование ведомостей (в виде экранных или печатных форм), каждую ведомость необходимо описать отдельно (в приложении следует привести заполненные экземпляры ведомостей и экранных форм документов).

В частности, какое место занимает ведомость в информационных потоках предприятия (служит для оперативного управления или для отчетности), является уточняющей или обобщающей и т. д. Каждая ведомость должна иметь итоги, не включать избыточной информации, быть универсальной. Далее приводится описание печатных форм, экранных макетов с перечислением и краткой характеристикой содержащихся показателей (см. описание входных документов и их экранных форм), для каждого документа указывается , на основе каких файлов получается этот документ. Алгоритмы расчета показателей должны быть подробно описаны в аналитической части в пункте Формализация расчетов.

Если результатная информация предоставляется не в виде ведомостей (например, при проектировании подсистемы распределенной обработки данных), необходимо подробно описать ее дальнейший путь, основываясь на имеющейся организации многопользовательской ЭИС.

Файлы с результатной и промежуточной информацией описываются по той же схеме, что и файлы с первичной информацией.

2.2. Программное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ, подсистемы)

Пункты 2.2.1. - 2.2.4. программного обеспечения включают общие положения, отражающие стандарты, а также требования к аппаратным и программным ресурсам для успешной эксплуатации программного средства. Здесь же приводится описание использованных средств разработки. Затем производится характеристика архитектуры проектируемого программного средства и представляется структурной схемой пакета (деревом вызова процедур и программ). После чего производится описание программных модулей и файлов.

2.2.1.Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

В данном пункте следует привести иерархию функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать разрабатываемый (адаптируемый) программный продукт. При этом можно выделить и детализировать два подмножества функций: реализующих служебные функции (например, проверки пароля, ведения календаря, архивации баз данных, тьютора и др.) и реализующих основные функции ввода первичной информации, обработки, ведения справочников, ответов на запросы и др.

Выявление состава функций, их иерархии и выбор языка общения (например, языка типа “меню”) позволяет разработать структуру сценария диалога, дающего возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с входными документами, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с файлами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.

В этом пункте следует выбрать способ описания диалога. Как правило, применяется два способа описания диалога. Первый предполагает использование табличной формы описания. Второй использует представление структуры диалога в виде орграфа, вершины которого перенумерованы, а описание его содержания в соответствии с нумерацией вершин, либо в виде экранов, если сообщения относительно просты, либо в виде таблицы.

Диалог в ЭИС не всегда можно формализовать в структурной форме. Как правило, диалог в явном виде реализован в тех ЭИС, которые жестко привязаны к исполнению предметной технологии. В некоторых сложных ЭИС (например, в экспертных системах) диалог не формализуется в структурной форме и тогда данный пункт может не содержать описанных схем. Описание диалога, реализованного с использованием контекстно-зависимого меню не требует нестандартного подхода. Необходимо лишь однозначно определить все уровни, на которых пользователь принимает решение относительно следующего действия, а также обосновать решение об использовании именно этой технологии (описать дополнительные функции, контекстные подсказки и т.д.)

2.2.2. Функциональная архитектура системы (структурная схема приложения) (дерево вызова процедур и программ)

На основе результатов, полученных в предыдущем пункте, строится дерево программных модулей, отражающее структурную схему системы (пакета). Выделяются модули различных классов:

- выполняющие служебные функции;

- управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;

- модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.

В данном пункте необходимо для каждого модуля указать идентификатор и выполняемые функции.

В случае проектирования программного обеспечения АРМ для корпоративной ЭИС следует дополнительно рассмотреть состав транзакций и типовых процедур ведения корпоративных баз данных.

Описание разрабатываемых программных модулей должно включать блок- схемы и описание блок-схем алгоритмов основных расчетных модулей.

2.2.4. Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов

Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов отражает взаимосвязь программного и информационного обеспечения комплекса задач, и может быть представлен несколькими схемами, каждая из которых соответствует определенному режиму. Головная же часть, представляется одним блоком с указателями схем режимов.

2.3.Технологическое обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ, подсистемы)

Пункты 2.3.1 - 2.3.2 технологического обеспечения включают описание организации технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации и отражает последовательность операций, начиная от способа сбора первичной информации, включающей два типа документов (документы, данные из которых используются для корректировки НСИ и документы, представляющие оперативную информацию, используемую для расчетов), и заканчивая формированием результатной информации и способами ее передачи. Затем приводится схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации.

Рекомендованная структура второй главы при использовании CASE – средств разработки информационной системы.

Проектная часть дипломного проекта является описанием решений, принятых по всей вертикали проектирования. Глава должна быть основана на информации, представленной в аналитической части, обобщать ее. По сути, проектная часть является решением проблематики, изложенной в аналитической части, на языке информационных технологий. Поэтому недопустимо, если при проектировании используется информация об объекте управления, не описанная в первой главе.

При использовании CASE – средств, поддерживающих разработку информационной системы на всех стадиях и этапах необходимо придерживаться следующего плана второй главы:

2.Проектная часть

2.1Функциональное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)

2.1.1. Функциональная модель и ее описание (Диаграммы функций – IDEF0 и др.).

2.2.Информационное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)

2.2.1.Информационная модель и ее описание (Диаграммы потоков данных, “сущность-связь” и взаимосвязей файлов – DFD,ERD)

2.2.2.Используемые классификаторы и системы кодирования

2.2.3.Характеристика нормативно-справочной информации

2.2.4. Входной оперативной информации

2.2.5. Характеристика результатной информации

2.3. Программное обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)

2.3.1.Общие положения. Структурная схема использования комплекса программ (дерево диалога)

2.3.2.Структурная системная диаграмма (дерево вызова процедур и программ - SSD) и описание программных модулей

2.3.3. Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов (SSD с элементами ERD)

2.4. Технологическое обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)

2.3.1.Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации

2.3.2.Модель переходов состояний информационной системы при выполнении операций сбора, передачи, обработки и выдачи информации (STD) и ее описание

При наличии в дипломном проекте указанных диаграмм на их графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТ.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

3. Обоснование экономической эффективности проекта

3.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности

3.2 Расчет показателей экономической эффективности проекта

В основе описания экономической эффективности лежит сопоставление существующего и внедряемого технологических процессов (базового и проектного вариантов), анализ затрат, необходимых для выполнения всех операций технологического процесса. В случае, если дипломный проект изменяет не всю технологию обработки, а только некоторые ее этапы, необходимо сопоставить операции этих этапов. Необходимо рассчитать затраты на создание решения. Рекомендуется также предоставить обоснование эффективности выбранных в аналитической части ключевых проектных решений.

Выводы об экономической эффективности делаются на основе вычисленных экономических показателей.

По выбору возможны следующие направления расчета экономической эффективности:

- сравнение показателей работы предприятия с установленной информационной системой и без нее;
- анализ выгодности других проектов по улучшению работы предприятия (например, с использованием более простых и привычных отечественных приложений) и сравнение полученных результатов с результатами внедрения ERP.
- сопоставление выгод от внедрения системы в денежном эквиваленте с доходом от инвестиций, к примеру, в ценные бумаги или другие активы.

В разделе выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта в зависимости от выбранного направления расчета должна быть изложена методика и специфика расчета экономической эффективности проекта, указаны все необходимые для выводов показатели и формулы их расчетов. Как правило, наиболее востребованными оказываются трудовые, стоимостные показатели, срок окупаемости проекта.

Кроме расчета традиционных финансовых показателей эффективности проектов, возможно использование и описываемых ниже подходов.

Экономическая эффективность проекта (Э) складывается из двух составляющих: - Косвенного эффекта , который, например, характеризуется увеличением прибыли, привлечением большего числа клиентов, снижением уровня брака в производстве, уменьшение количества рекламаций клиентов, снижение затрат на сырье и материалы, уменьшение сумм штрафов, неустоек и т.д.

- Прямого эффекта , который характеризуется снижением трудовых, стоимостных показателей.

К трудовым показателям относятся следующие:

1) абсолютное снижение трудовых затрат (D Т ):

D Т = Т0 - Т1,

где Т0 - трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

Т1 - трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту;

2) коэффициент относительного снижения трудовых затрат (КТ ):

КТ = D Т / T0 * 100% ;

3) индекс снижения трудовых затрат или повышение производительности труда (YT ):

YT = T0 / T1.

К стоимостным показателям относятся: абсолютное снижение стоимостных затрат (D C ), коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (КC ) индекс снижения стоимостных затрат (YC ), рассчитываемые аналогично.

Результаты расчета показателей экономической эффективности проекта необходимо представить в форме таблиц, графиков, повышающих наглядность восприятия. Здесь же следует определить улучшение качественных характеристик процесса управления соответствующим объектом и оценить влияние автоматизированного комплекса задач на эффективность деятельности органов управления и конечные результаты.

Заключение

В заключении следует сделать общие выводы, демонстрирующие достижение цели ВКР и кратко изложить предложения по дальнейшему развитию проектируемой или внедряемой системы.

После заключения студент должен поставить дату окончания работы и свою подпись,

Литература

Список использованной литературы и других источников Список литературы должен быть представлен не менен

. Оформление выпускной квалификационной работы[2]

Технические требования

Выпускная квалификационная работа печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 35 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, примерное количество знаков на странице – 2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы выпускной квалификационной работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Титульный лист и оглавление оформляются по установленному образцу (Приложения 1 и 2 ).

Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.

Правила написания буквенных аббревиатур

В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Правила написания формул, символов

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой.

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, табл. 1, рис. 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста выпускной квалификационной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник.

Правила оформления библиографического списка

Библиографический список включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы которых использовались при написании бакалаврской работы, дипломной работы или магистерской диссертации. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая и учебная литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники и другие отчетные и учетные материалы, Интернет-сайты. Порядок построения списка определяется автором выпускной квалификационной работы и научным руководителем.

Способы расположения материала в списке литературы могут быть следующие: алфавитный, хронологический, по видам изданий, по характеру содержания, по мере появления в тексте. При алфавитном способе фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строго по алфавиту. В одном списке разные алфавиты не смешиваются, иностранные источники обычно размещают в конце перечня всех материалов. Принцип расположения в алфавитном списке – "слово за словом", т.е. при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий, при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим), при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.

Хронологический список (составленный по году издания) целесообразен в том случае, когда основная задача списка - отразить развитие научной идеи. Принцип расположения заключается в следующем: описания под одним годом издания - по алфавиту фамилий авторов и основных заглавий (при описании под заглавием); описания на других языках, чем язык ВКР в алфавите названий языков; описание книг и статей - под своим годом издания, но в пределах одного года обычно сначала книги, потом статьи; описание книг, созданных самостоятельно и в соавторстве - в списке книг одного автора под одним годом сначала самостоятельно созданные, затем в соавторстве.

Список по видам изданий используется для систематизации тематически однородной литературы. При составлении таких списков обычно выделяются такие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, монографические, справочные и др. Их порядок и состав определяется назначением списка и содержанием его записей. Список по видам изданий целесообразен в работах по юриспруденции.

Библиографический список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников, применяется в работах с небольшим объемом использованной литературы. Порядок расположения основных групп записей здесь таков: сначала общие или основополагающие работы, затем источники более частные, конкретного характера.

В библиографическом списке, составленном по порядку упоминания в тексте, сведения об источниках следует нумеровать цифрами с точкой. Связь ссылок и библиографического списка устанавливается по номеру источника или произведения в списке, заключенного в квадратные скобки.

При оформлении библиографического списка указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы [3] .

Правила оформления ссылок на использованные литературные источники

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно в круглых скобках указать фамилию автора и год в соответствии со списком использованной литературы без приведения номеров страниц. Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.

Например: [15, c. 237-239]

(Гребнев, 1999)

(Fogel, 1992a, 1993a)

Правила оформления приложений

Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Рекомендуемый объем магистерской диссертации – не более 75 страниц печатного текста без приложений.

Рекомендуемый объем дипломной работы – от 50 до 75 страниц печатного текста без приложений.

Рекомендуемый объем бакалаврской работы – от 30 до 50 страниц печатного текста без приложений.


Приложение 1

Министерство образования Министерство экономического

и науки РФ развития и торговли РФ

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет ________________________

Кафедра _________________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Студент группы № _____

______________________

(Ф.И.О.)

Научный руководитель

______________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Консультант

______________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Москва 2005

Приложение 2

Пример оформления оглавления

№ страницы

Введение

Глава 1. Название главы

Глава 2. Название главы

…….

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


[1] Магистерская диссертация отличается от бакалаврской работы глубокой теоретической проработкой проблемы, от дипломной работы специалиста – научной направленностью.

[2] Выписка из документа Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ ГУ-ВШЭ, 2005

[3]