Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к проведению семинарских занятий для студентов направления / специальности «Социальная работа» дневной формы обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный технический университет

Балаковский институт техники, технологии и управления

ПЕДАГОГИКА

Методические указания к проведению семинарских занятий

для студентов направления / специальности

«Социальная работа» дневной формы обучения

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

Балаково 2008

Введение

Курс педагогики является одной из составных частей теоретической и практико-ориентированной подготовки социальных работников. Данный курс построен на основе отражения функций социальных работников.

Основной целью курса “Педагогика” является ознакомление студентов с сущностью и основными проблемами педагогики как науки, содействие формированию у обучающихся нового социально-педагогического мышления и системы соответствующих практических умений.

Задачи курса:

1) формирование представлений о предмете и задачах педагогики, её связи с другими науками;

2) ознакомление с принципами и методами педагогического исследования;

3) рассмотрение особенностей воспитания и обучения детей различных возрастных групп;

4) формирование глубоких представлений о сущности воспитания как целенаправленном факторе самоорганизации жизни личности, о содержании педагогической деятельности;

5) рассмотрение вопросов организации педагогической процесса, требований к личности педагога;

6) формирование представлений о предмете и задачах педагогики, её связи с другими науками;

7) формирование у студентов готовности к социально-педагогическому самообразованию и самосовершенствованию.

Аудиторные занятия включают лекции и семинары в соответствии с учебным планом специальности. Важным условием и результатом самостоятельного изучения курса является выполнение студентами рефератов, подготовка сообщений. В рамках курса "Педагогика" студенты во время сессии сдают экзамен.

Общие требования к выполнению рефератов

При выполнении рефератов студенты углубляют, обобщают свои знания по дисциплине, приобретают навыки оформления научной работы.

Выбор темы осуществляется в соответствии со списком тем рефератов. Реферат должен быть написан по плану, который представляется в начале работы. Общая структура плана: введение, два-три раздела, заключение, библиографический список используемой литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы, указывается цель работы и представляется общая стратегия ее разработки в виде задач. Основное содержание может представлять собой обзор ряда литературных источников по теме. По форме это должен быть не конспект отдельных работ, а анализ направлений и подходов к проблеме. В заключении подводятся итоги выполненной работы и делаются основные выводы. Студент должен продемонстрировать собственное отношение к раскрываемой теме.

В конце работы следует представить список используемой литературы, содержащий для реферата не менее 5-10, для сообщения -3-5 источников (монографий, статей, интернет-ресурсов), соответствующих выбранной теме. При подборе литературы студент может ориентироваться на источники, рекомендуемые преподавателем, и самостоятельно подбирать необходимую литературу.

Оформление работы:

1. Работа выполняется в печатном варианте на одной стороне стандартного листа формата А4 (11) через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman с размером кегля -14.

2. Объем реферата составляет 12-20 страниц. Объем сообщения – 1-3 страницы. Реферат должен быть написан четко, без помарок и исправлений с соблюдением полей и нумерации страниц. В тексте выделяется структура работы в соответствии с планом.

3. Формы ссылок на материалы и авторов в реферате: обзоры должны содержать ссылки на авторов. Приняты две формы ссылок: первая – когда указывается автор и его статья или монография; вторая – цитирование, когда в кавычках дословно приводится утверждение автора по определенному предмету. В последнем случае требуется указать страницы и точно воспроизвести текст. Ссылки могут оформляться построчно или с указанием номера источника из списка литературы в самом тексте обзора.

4. Оформление таблиц и рисунков: не следует перегружать текст таблицами, большие таблицы лучше помещать в приложении с указанием в тексте номера приложения - (Прил.1). Все таблицы работы должны быть оформлены однотипно. В тексте таблицы и рисунки нумеруются отдельно. Таблицы имеют название вверху (Таблица 1. Стили воспитания…), а рисунки (в т.ч. графики) внизу (Рисунок 1. Соотношение…).

5. Оформление приложения: в приложении располагается наглядный иллюстративный материал, не вошедший в основной текст работы. Каждое приложение нумеруется (Приложение 1, Приложение 2). Страницы могут нумероваться в порядке продолжения основной части текста.

6. Оформление списка литературы: библиографический список литературы включает все использованные источники и озаглавливается "Литература". Источники располагаются в строго алфавитном порядке, независимо от объема работы. Нормативные акты располагают в начале списка в строгом порядке в соответствии с ГОСТом. Название города, в котором вышло издание, пишется полностью, за исключением г.Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), которые имеют стандартные сокращения: М., Л. (СПб).

Библиографическое описание книг

Книга одного-трех авторов

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.- М.: ИПП, 1996.

Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т.-Т.1.- М.: Мир, 1998.

Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблема его адаптации в учебном заведении.- М.-Воронеж: ИПП, 1995.

Книга четырех и более авторов

Донцов А.И. [и др.]. Введение в практическую социальную психологию- М.: Смысл, 1996.

Сборник трудов, хрестоматия, энциклопедия

Психология личности: сб. статей / авт.-сост. А.Б.Орлов. - М.: Вопросы психологии, 2001.

Конфликтология: хрестоматия / авт.-сост. Н.И.Леонов.- М.- Воронеж: Модэк, 2003.

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д.Карвасарского.- М.: Наука, 2001.

Описание статьи

Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии.- 1996. - №5.- С.30-38.

Колпачева О.Ю., Сикорская Н.Г. Гуманизация и личностно-развивающие технологии образования // Педагогика. – 2006. - №9. – С.121-129.

Описание автореферата, диссертации

Сонин В.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя: автореф. дис. д-ра психол. наук. – М., 1998.

Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: дис.д-ра психол. наук. – М.,1999.

Интернет-источники

Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // http / web.psychology.ru

Нормативные документы

Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации. - М.: Маркетинг, 2001.

Тематический план семинарских занятий

№п/п

Тема

Кол-во часов

бакалавриат

специальность

1

2

3

Педагогика как наука. Теория и практика воспитания

1

Входной контроль

2

2

2

Исторический путь развития педагогики

4

2

3

Педагогическая деятельность и воспитание

2

2

4

Особенности построения педагогического процесса

2

2

5

Организация педагогического исследования

2

6

Педагогическое проектирование

4

2

7

Принципы и методы воспитательного воздействия

2

2

8

Субъект и объект педагогического воздействия

2

2

9

Формирование детского воспитательного коллектива

2

2

10

Семья как фактор педагогического процесса

4

2

11

Направления воспитания

4

2

12

Промежуточный контроль

2

Теоретические основы обучения

13

История развития дидактики

2

2

14

Типы образовательных учреждений

2

15

Структура процесса познания и обучения

2

2

16

Дифференциация и индивидуализация обучения

2

2

17

Современные педагогические технологии

4

2

18

Развивающее обучение

6

2

19

Дидактический и психологический анализ урока

4

2

20

Промежуточный контроль

2

Педагогика социальной работы

21

Взаимосвязи социальной педагогики и социальной работы

2

22

Инновационные социально-педагогические технологии в социальной работе

2

23

Педагогика досуга

2

24

Этические проблемы профессиональной деятельности социального педагога

2

25

Основные направления развития педагогической науки и практики

2

26

Выходной контроль

2

2

Итого:

68

34

Содержание семинарских занятий

Семинарское занятие №1

Входной контроль.

Семинарское занятие №2

Тема: Исторический путь развития педагогики в России

План

1. Воспитание и школа в Киевской Руси и русском государстве 10- к.17 вв.

2. Школа и педагогика в России 18-19 вв.

3. Отечественная школа и педагогика советского периода.

4. Школа и педагогика России к. 20- нач.21 вв.

Рефераты:

1. Древнерусская педагогика и литературные памятники Киевской Руси.

2. Педагогическая деятельность и творчество К.Д.Ушинского.

3. Педагогические идеи А.С.Макаренко.

Задание: заполнить таблицу «Идеалы педагога в истории образования»

№п/п

Педагог

(ф.и.о.,

годы жизни)

Основные труды

Основные идеи педагогической концепции

Цели воспитания, обучения

Основы пед. мастерства

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: лекции по педагогической антропологии и истории образования. – М.: Наука, 1998.

2. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика. – 2005. - №10.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / сост. С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. – М., 2001.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. – М., 1999.

5. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. – СПб: Каро,2003.

Семинарское занятие №3

Тема: Педагогическая деятельность и воспитание

План

1. Компоненты структуры педагогической деятельности.

2.Типы воспитательных отношений в целостном воспитательном процессе.

3. Методы оценки результатов процесса воспитания.

Рефераты:

1. Деятели мировой педагогики в развитии теории воспитания.

2. Воспитание как общественное явление.

3. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: Питер, 2000.

2. Ильин Г.Л. Основные этапы развития педагогической деятельности // Педагогика. – 2005. - №5.

3. Каменская Е.Н. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. – 1992-1997. - №1-8.

5. Сиволапов А.В. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия // Педагогика. – 2005. - №9.

6. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. – М.: МПСИ; Флинта, 1998.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: Университетское, 2002.

Семинарское занятие №4

Тема: Особенности построения педагогического процесса

План

1. Структура и технология учебно-воспитательного процесса.

2. Компоненты составных частей педагогического процесса – субъектной и процессуальной.

3. Принципы организации и руководства педагогическим процессом.

Рефераты:

1. Особенности руководства познавательной деятельностью детей в процессе обучения.

2. Явления технологического порядка в педагогике.

Литература

1. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: Логос, 1996.

2. Краснов С.И. Подходы к проектированию образовательных систем // Инновации в образовании: от идеи до воплощения: сб. науч. трудов.- М., 1995.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.

4. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика. – 1998. - №8.

5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Наука, 2002.

Семинарское занятие №5

Тема: Организация педагогического исследования

План

1. Принципы организации педагогических исследований.

2. Особенности применения метода изучения документации и продуктов деятельности учащихся.

3. Виды экспериментов в зависимости от целевых установок исследователя.

4. Область применения метода теоретического анализа педагогических идей.

Рефераты:

1. Особенности организации научно-педагогических исследований.

2. Особенности метода исследовательской беседы в работе педагога.

3. Методы изучения процесса личностного развития учащихся.

Литература

1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

2. Коржуев А.В. Сущностный подход в педагогическом исследовании // Педагогика. – 1998. - №2.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Логос, 2003.

4. Солнцева Л.С., Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося. – М.: Наука, 1993.

5. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. – М.: ИПП, 1998.

Семинарское занятие №6

Тема: Педагогическое проектирование

Задание: составить план-сценарий классного часа.

Структура плана-сценария: тема классного часа, форма проведения, возрастная группа, цель, воспитательные задачи, план проведения, содержание классного часа.

Критерии оценки работы: содержание, наглядность, творческий подход, возможность вызвать познавательный интерес, оформление работы, выступление с защитой проекта.

Литература

1. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства. – М.: Персэ, 2003.

2. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. – М.: Флинта, 1998.

3. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В.Петрусинского. – М.: Педагогика, 1996.

Периодические издания: «Педагогика», «Классный руководитель», «Начальная школа», «Читаем, учимся, играем», «Воспитание школьников», «Педсовет», «Последний звонок».

Семинарское занятие №7

Тема: Принципы и методы воспитательного воздействия

План

1. Особенности проблемной ситуации в воспитании.

2. Сравнение и анализ классификаций методов воспитания.

3. Требования к применению методов стимулирования.

4. Сущность и основные пути формирования авторитета педагога.

Рефераты:

1. Педагогическое мастерство учителя.

2. Гуманно-личностный подход к воспитанию учащихся.

3. Особенности применения метода убеждения в воспитании учащихся.

4. Особенности комплексного использования методов воспитания.

Литература

1. Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред.О.С.Газмана, И.А. Костенчука.- М.: Наука, 1995.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М.: Педагогика, 1993.

3. Сиволапов А.В. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия // Педагогика. – 2005. - №9.

4. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. – М.: МПСИ; Флинта, 1998.

5. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А.Зимней. – М.: Наука, 2004.

Семинарское занятие №8

Тема: Субъект и объект педагогического воздействия

План

1. Особенности современной периодизации детства.

2. Роль формирующихся потребностей, интересов, мотивов деятельности детей в становлении их личности.

3. Развитие форм общения на протяжении детства.

4. Основные закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе.

5. Особенности возрастного развития в психоанализе. Значение учения З.Фрейда о характерах для педагогики.

Задание: заполнить таблицу «Особенности развития и воспитания детей от раннего детства до юношеского возраста»

Структура: период, возрастная группа, общая характеристика, социальная ситуация развития, психические новообразования, ведущая деятельность, особенности воспитания.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и личность. – М.: ИПП, 1996.

2. Белякова Л.Ю. Управление воспитательными возможностями среды // Высшее образование сегодня. – 2007. - №7.

3. Грин Дж. Психоанализ в школе. – М.: Просвещение, 1983.

4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.- Воронеж: Модэк, 1998.

5. Мудрик А. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. - №4.

6. Развитие, социализация и воспитание личности / под ред. Е.Н.Шиянова. – Ставрополь, 1993.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М.: Наука, 1995.

Семинарское занятие №9

Тема: Формирование детского воспитательного коллектива

План

1. Типичные трудности и недостатки в жизни детского воспитательного коллектива.

2. Теории коллектива в отечественной педагогике.

3. Основные условия развития детского коллектива.

4. Смысл педагогического руководства ученическим коллективом в зависимости от этапа его развития.

Рефераты:

1. Стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива.

2. Психолого-педагогическая характеристика класса как коллектива.

3. Традиции коллективного воспитания в отечественной педагогике.

Литература

1. Грищенко Л.И. Концепция воспитания А.С.Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика. – 2006. - №2.

2. Каменская Е.Н. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2004.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.– М.: Владос,1995.

Семинарское занятие №10

Тема: Семья как фактор педагогического процесса

План

1. Основные проблемы совместной работы семьи и школы по воспитанию

детей.

2. Особенности педагогического просвещения родителей.

3. Особенности воспитания детей с особыми потребностями.

Задание: составление педагогических задач (2-3): по педагогическому стимулированию, на оказание помощи в разрешении конфликта, на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия.

Рефераты:

1. Стили семейного воспитания и личность ребенка.

2. Неблагополучная семья и воспитание детей.

3. Семейная культура и процесс формирования личности ребенка.

4. Поощрения и наказания в воспитании детей.

Сообщения:

1. Особенности воспитания застенчивых детей.

2. Особенности воспитания агрессивных детей.

3. Особенности воспитания гипертимных детей.

4. Особенности воспитания тревожных детей.

5. Проблема возникновения и подходы к преодолению детских фобий.

Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1994.

2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. – 2006. - №3.

3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб, 1995.

4. Зикратов В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики // Социальная педагогика. – 2006. - №1.

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999.

6. Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия // Педагогика. – 2007. - №3.

7. Славина Л.С. Трудные дети. – М.-Воронеж: Модэк, 1998.

8. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997.

9. Щекина О. Взаимодействие семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации // Социальная педагогика. – 2006. - №2.

Семинарское занятие №11

Тема: Направления воспитания

План

1. Исследовательская работа по одному из направлений воспитания:

трудовое, физическое, нравственное, экологическое, гражданское, эстетическое, половое.

Структура работы:

Введение (актуальность, цель, задачи, теоретическая основа работы).

1.Система полового воспитания в современной российской школе (в виде развернутой блок-схемы).

2. Педагогическая технология полового воспитания (программа: цель, задачи, методы, содержание деятельности, фрагмент одного занятия).

Заключение (выводы, итоги работы).

2. Учебный кроссворд.

Литература

1. Бабаян А.В. И.А.Сикорский о нравственном воспитании // Педагогика. – 2004. - №10.

2. Бирюкова Н.А. Проблемы формирования экологического сознания // Педагогика. – 2004. - №10.

3. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. – 2006. - №5.

5. Резер Т.М. Медико-социальные подходы и организация полового воспитания и сексуального образования // Социологические исследования. – 2003. - №1.

6. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. – 2003. - №5.

Семинарское занятие №12

Промежуточный контроль

Семинарское занятие №13

Тема: История развития дидактики

План

1. Сущность теорий формального и материального образования.

2. Требования к содержанию образования в современной педагогике.

3. Типы знаний: практическое, духовно-практическое, теоретизированное.

Контрольное задание «Дидактика»

Сообщения:

1. Прагматическая педагогика и Дж.Дьюи.

2. И.Ф.Гербарт и традиционная дидактическая система.

3. Педагогическое творчество П.Ф.Лесгафта.

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.

2. Логвинов И.И. Основы дидактики. – М.: МПСИ, 2005.

3. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: информация Минобрнауки России // Официальные документы в образовании. – 2005. - №1.

4. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. – 1998. - №5.

5. Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж.Дьюи в контексте разных культур // Педагогика. – 2003. - №8.

6. Тулупова О.В. Проблема соотношения обучения и воспитания в педагогическом наследии И.Ф.Гербарта // Педагогика. – 2003. - №5.

Семинарское занятие №14

Тема: Типы образовательных учреждений

План

Работа по группам – подготовка сообщений (подготовиться к ответам на дополнительные вопросы по темам сообщений):

1) кадетские корпуса; 2) гимназии; 3) лицеи; 4) земские школы;

5) специальные школы.

Общие вопросы для групп:

1. Какие типы образовательных учреждений выделяются в зависимости от целей и субъектов образовательного процесса?

2. Зависит ли качество получаемого образования от типа учебного заведения?

3. Должно ли государство регламентировать типологию и деятельность современных образовательных учреждений?

Литература

1. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / сост. М.В.Богуславский. – М., 2000.

2. Ислаев Ф.Г. Новокрещенские школы Поволжья // Педагогика. – 2005. -№3.

3. Павлова С.В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. – СПб, 2002.

4. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. – СПб, 1998.

5. Стрельцов А.А. Гимназическое образование: прошлое и настоящее // Педагогика. – 2007. - №7.

5. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. – СПб: Каро, 2003.

Семинарское занятие №15

Тема: Структура процесса познания и обучения

План

1. Взаимосвязи, сходство и различие процессов познания и обучения.

2. Особенности структуры деятельности учителя и деятельности учащегося.

3. Логика учебного процесса и механизм процесса усвоения знаний.

4. Отличие ассоциативных и деятельностных теорий обучения.

Рефераты:

1. Мотивация учения школьников и ее развитие.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий.

3. Особенности проблемного обучения.

4. Сущность и особенности применения программированного обучения.

Литература

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2002.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2006.

3. Кириллова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации // Педагогика. – 2005. - №5.

4. Степанова М.А. П.Я.Гальперин: теория, опередившая время // Вопросы психологии. – 2006. - №1.

5. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М.: Наука. 1995.

Семинарское занятие №16

Тема: Дифференциация и индивидуализация обучения

План

1. Различие понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения.

2. Виды и формы дифференциации обучения. Фуркация.

3. Понятие «вариативность образования».

4. Способы индивидуализации учебного процесса.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

2. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования // Народное образование. – 2002. - №9.

3. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. – М.-Воронеж: Модэк, 2004.

4. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1991.

Семинарское занятие №17

Тема: Современные педагогические технологии

План

1. Понятия «технология», «модель» обучения.

2. Развитие взглядов на соотношение обучения и развития.

3. Виды технологий по особенностям управления учебным процессом.

4. Особенности технологий целостных авторских школ.

Сообщения:

1. Педагогические технологии гуманизации и демократизации обучения.

2. Активизации и интенсификации деятельности учащихся.

3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения.

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и реконструирования учебного материала.

5. Альтернативные педагогические технологии

6. Авторские школы.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.-Воронеж: ИПП, 1998.

2. Виноградов С.Н. Уроки Шаталова // Педагогика. – 2006. - №8.

3. Ионова Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика. – 1998. - №4.

4. Степанова М.А. П.Я.Гальперин: теория, опередившая время // Вопросы психологии. – 2006. - №1.

5. Телешов С.В. Ланкастерская школа в России // Педагогика. – 2005. - №10.

6. Штеннер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. – М.: Изд-во Моск. Центра вальдорфской педагогики, 1994.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.

Семинарское занятие №18

Тема: Развивающее обучение

План

1. Методологическая основа разработки теории развивающего обучения.

2. Особенности технологии развивающего обучения.

3. Особенности технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

4. Строение учебной деятельности в соответствии с теорией Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

5. Дедуктивно-синтетическая логика построения учебного процесса.

Сообщения (интернет-ресурсы):

1. Международная ассоциация «Развивающее обучение».

2. Московская лаборатория НИИ психологии РАО, экспериментальная школа №91.

3. Томская экспериментальная площадка.

4. Саратовский центр развивающего обучения.

5. Харьковская лаборатория развивающего обучения.

Тест-закрепление «Технологии развивающего обучения»

Контрольное задание: сравнить концептуальные позиции технологий обучения, альтернативных педагогических технологий, авторских школ и составить таблицу по вопросам:

методологическая и философская основа; ориентация на сферы и структуру личности; подход к ребенку; ведущие принципы в обучении; методы; содержание деятельности учащихся; достоинства и недостатки.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

2. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. – 1997. - №1.

3. Конференция, посвященная 75-летию В.В.Давыдова // Вопросы психологии. – 2006. - №1.

4. Цукерман Г.А. Система Эльконина-Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии. – 2005. - №5.

5. Чуприкова Н.И. Система Л.В.Занкова: взгляд психолога // Педагогика. – 2007. - №7.

Семинарское занятие №19

Тема: Дидактический и психологический анализ урока

Цель занятия: изучение дидактических и психологических возможностей урока, закрепление навыков анализа урока.

Для выполнения задания необходимо посетить урок и оформить в соответствии с планом.

План

1. Дидактический анализ урока.

1.1. Общий дидактический анализ урока.

1.2. Структура урока.

2. Психологический анализ урока.

2.1. Общий психологический анализ урока.

2.2. Анализ интенсивности и характер внимания учителя на уроке.

2.3. Стилевые особенности поведения учителя в общении с учащимися.

Заключение.

Урок протоколируется по схеме:

Урок________________________________Дата__________Класс_________

Учитель________________________Тема_____________________________

Цель урока_______________________________________________________

1.Дидактический анализ урока

1.1.Общий дидактический анализ урока

1. Какая цель была поставлена и насколько она была достигнута?

2. Тип урока.

3. Какие принципы обучения реализованы, а какие нет?

4. Какие методы обучения использовались, и насколько они были эффективны?

5. Как учитель стимулирует познавательную активность учащихся?

6. Как оцениваются достижения школьников на уроке?

7. Виды контроля.

8. Использовал ли учитель элементы проблемного обучения?

9. Позиция учащегося в процессе обучения.

10. Тип управления учебно-воспитательным процессом.

1.2.Структура урока

Хронометраж

Основные этапы урока

Действия учителя по организации деятельности учеников

Примечание

Отмечается начало каждого этапа урока или нового вида работы

Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими и организационными задачами. Подробное описание уроков можно найти в разделах «Дидактика», «Теория обучения» в учебниках «Педагогика»

Записываются предлагаемые задания (напишите…, скажите…, сделайте выводы…, наблюдайте за…), организующие фразы (тише, внимание, заканчивайте и т.п.), обращения к ученикам

Фиксируются

поведенческие

реакции детей на действия учителя

2. Психологический анализ урока

2.1. Общий психологический анализ урока

1. Насколько внимательны были ученики на уроке, в чем это проявлялось?

2. Какие способы организации распределения и переключения внимания использовал учитель?

3. Какие приемы использовал учитель для лучшей организации восприятия на уроке?

4. Какие виды памяти были задействованы? Какие приемы для организации запоминания использовал учитель?

5. Какие мыслительные операции были задействованы на уроке?

2.2. Анализ интенсивности и характер внимания учителя на уроке

Порядок выполнения задания:

1) составить план-схему класса (расположения парт и стола учителя), на которой в процессе наблюдения за ходом урока знаками отмечаются виды внимания учителя по отношению к разным ученикам:

+ - вербальное положительное внимание (Вв+);

(+) – невербальное положительное внимание (Вв(+));

- вербальное отрицательное внимание (Внв -);

(-) – невербальное отрицательное внимание (Внв (-)).

2) Заполнить итоговую таблицу:

Вид внимания

Количество обращений

Вв +

Внв (+)

Итого:

Вв -

Внв (-)

Итого:

3) Сделать выводы об интенсивности и характере внимания учителя на уроке

2.3. Стилевые особенности поведения учителя в общении с учащимися

1. Общая характеристика стиля общения учителя.

2. Речевое поведение учителя.

3. Невербальное поведение учителя.

4. Педагогический этикет и такт учителя.

5. Способы воздействия на учащихся.

Заключение (подведение итогов проделанной работы, выводы по теме).

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000.

2. Каменская Е.Н. Педагогика. – Ростов н/Д, 2003.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Наука, 2003.

4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М., 1999.

5. Саранцев Г.И. Дидактические аспекты исследования урока в школе // Педагогика. – 2006. - №1.

Семинарское занятие №20

Промежуточный контроль.

Семинарское занятие №21

Тема: Взаимосвязи социальной педагогики и социальной работы

Вопросы.

1. Особенности формирования института социальной педагогики в России.

2. Место и роль социальной педагогики в системе социальной работы.

3. Основные задачи социальной педагогики и их характеристика.

4. Социальная защита детства как социально-педагогическая проблема.

5. Основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходимо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности.

Сообщения:

1. Социально-педагогические характеристики педагогического мастерства социального работника.

2. Пути и средства формирования педагогического мастерства социального работника.

3. Педагогическое творчество социального работника.

Литература

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Педагогика. – 2003. - №9.

3. Витвар О.И. Профессиональная подготовка социального педагога к воспитанию детей // Педагогика. – 2006. - №8.

4. Основы социальной работы / под ред. П.Д.Павленок. – М.: Персе, 2004.

5. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики.- СПб, 1997.

6. Социальная работа / под ред. И.А. Зимней. – М.: Педагогика, 1996.

7. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики. – М.: Академия, 2002.

Семинарское занятие №22

Тема: Инновационные социально-педагогические технологии в социальной работе

План

1. Технологии в социальной педагогике и социальной работе.

2. Новации в педагогической практике, их социальная и воспитательная значимость.

Литература

1. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика.- М., 1996.

2. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии.– Рязань, 1999.

3. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М., 2003.

4. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска // Педагогика. – 2006. - №6.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

Семинарское занятие №23

Тема: Педагогика досуга

План

1. Взаимосвязь педагогики досуга и других отраслей социального и педагогического знания.

2. Формы досуговой деятельности.

3. Факторы, обусловливающие ценностные ориентации человека в свободное время.

4. Воспитательный потенциал и особенности инфраструктуры досуга г.Балаково.

Рефераты:

1. Проблема личностной организации времени в педагогике.

2. Детские и молодежные общественные организации России в системе досуговой деятельности.

3. Воспитание культуры семейного досуга.

4. Особенности просветительской работы социального педагога.

Литература

1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Флинта, МПСИ,1998.

2. Колпачева О.Ю., Сикорская Н.Г. Гуманизация и личностно-развивающие технологии образования // Педагогика. – 2006. - №9.

3. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. - №3.

4. Федина Е.Н. Ценностные ориентации и досуговые практики современной молодежи // Вопросы научной теории и социальной практики: сб.статей. – Саратов: Научная книга, 2004.

5. Хрестоматия по педагогической аксиологии / сост. В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2005.

Семинарское занятие №24

Тема: Этические проблемы профессиональной деятельности социального

педагога

План.

1. Поведение и облик социального педагога.

2. Нравственные проблемы профессиональной деятельности.

3. Этический кодекс социального педагога и социального работника.

Литература

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.,1994.

2. Липский И.И. Кодекс этики социального педагога и социального работ- ника – основа профессиональной позиции // Социальная педагогика. – 2006. - №2.

3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М.,1999.

4. Мердахаев Л.В. Психология и этика профессиональной деятельности социального работника // Работник социальной службы. – 2003. - №4.

5. Шмелева Н. Этический кодекс социального педагога и социального работника // Социальная работа. – 2002. - №2.

6. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004.

Семинарское занятие №25

Тема: Основные направления развития педагогической науки и практики

План.

1. Глобализация проблем воспитания в современных условиях.

2. Концепции обновления воспитания и обучения молодежи в современных условиях.

3. Проблемы современной отечественной школы.

Рефераты:

1. Средства массовой информации как фактор воспитания подрастающего поколения.

2. Международные проекты и программы в решении проблем образования в мире.

3. Номотворческая деятельность ЮНЕСКО в образовании.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

2. Монахов В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика. – 2004. - №6.

3. Непомнящий А.В., Писаренко В.И. Инновационное образование: достижения и перспективы // Высшее образование сегодня. – 2007. - №7.

4. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995.

5. Сиволапов А.В. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия // Педагогика. – 2005. - №9.

6. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. – СПб: Каро,2003.

Семинарское занятие №26

Выходной контроль.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Педагогика как наука и основные этапы ее формирования.

2. Современная педагогика и ее место в системе наук.

3. Предмет, задачи и методы педагогики.

4. Основные методологические принципы педагогики.

5. Образование как социокультурный феномен. Понятие «содержание

образования».

6. Характеристика взаимосвязи социальной педагогики и социальной работы.

7. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.

8. Понятие воспитания. Цели и закономерности воспитания

9. Сущность и пути формирования человеческой личности.

10. Особенности развития и воспитания детей различных возрастных групп.

11. Система методов воспитания личности в учебно-воспитательном процессе.

12. Содержательная характеристика, стадии и механизмы становления

детского воспитательного коллектива.

13. Сущность, структура и функции педагогической деятельности

14. Педагогическое мышление и профессиональные способности педагога.

15. Характеристика средств стимулирования обучения и воспитания детей.

16. Понятие и сущность педагогического проектирования и диагностики.

17. Структура и технология учебно-воспитательного процесса.

18. Педагогический статус и функции организаторов воспитательного

процесса.

19. Семья как субъект педагогического воздействия и взаимодействия.

Воспитательные функции семьи.

20. Классификация стилей семейного воспитания детей.

21. Общее представление о дидактике. Основные задачи и функции обучения.

22. Основные принципы дидактики.

23. Характеристика основных дидактических концепций и направлений

образовательного процесса в современной зарубежной педагогике.

24. Характеристика дидактических систем и теорий обучения.

25. Характеристика основных видов обучения.

26. Система методов обучения и их функции в организации учебно-воспитательного процесса.

27. Учебно-познавательная деятельность школьников и ее структура.

28. Пути развития познавательной деятельности школьников.

29. Развивающее и воспитывающее обучение в современной школе.

30. Общая характеристика организационных форм обучения в школе.

31. Место урока в общей системе организационных форм обучения.

32. Содержание основных форм контроля усвоения знаний.

33. Сущность и функции системы гражданского воспитания.

34. Сущность и механизмы нравственного воспитания школьников.

35. Сущность и задачи системы эстетического воспитания.

36. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения

школьника.

37. Физические и нравственно-эстетические аспекты полового воспитания

школьников.

38. Система трудового воспитания школьников и ее особенности.

39. Сущность и особенности физического воспитания школьников.

40. Основные направления развития системы образования в России.

41. Основные направления развития педагогической науки и практики.

Содержание

1. Введение 2

2. Общие требования к оформлению рефератов 3

3. Тематический план семинарских занятий 6

4. Содержание семинарских занятий 7

5. Примерный перечень вопросов к экзамену 29

ПЕДАГОГИКА

Методические указания к проведению семинарских занятий

для студентов направления / специальности

«Социальная работа» дневной формы обучения

Составили: Бутенко Юрий Борисович

Верхова Юлия Леонидовна

Рецензент В.А.Крошина

Редактор Л.В.Максимова

Корректор А.М.Рогачева

Подписано в печать 14.12.07. Формат 60х80 1/16

Бум. тип. Усл. печ. л. 2,0 Уч.-изд. л. 2,0

Тираж 100 экз. Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77