Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания Москва 2006 Рекомендовано методическим советом колледжа

Для Вас, первокурсники!

Москва 2006

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Для Вас, первокурсники!

Методические указания

Москва

2006

Рекомендовано методическим советом колледжа

Методические указания знакомят первокурсников с правилами обучения, правами и обязанностями студентов, организацией учебно-воспитательного процесса и его структурой. Рассматриваются методические аспекты работы на лекциях, семинарских занятиях, а также специфика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов, даются практические советы по организации самостоятельной работы.

Методические указания адресованы студентам - первокурсникам, а также преподавателям.

Методические указания подготовили:

Директор И.А.Павлюк

Зам.директора по УМР Бозрова И.Г.

Зам.директора по УР Вдовина М.И.

Редактор :

© 2006

Содержание

Дорогие первокурсники

1. Структурные подразделения колледжа

2. Организация учебного процесса

2.1 Учебный план: состав и структура

2.2 Направления и специальности подготовки специалистов

2.3 Контроль за посещаемостью занятий и усвоением

Знаний

Методические аспекты основных видов работы

студентов

3.1. Лекции

3.2 Практические занятия

3.2.1Семинарские занятия

3.2.2Лабораторные работы

3.3. Консультации

3.4. Подготовка к лекциям, семинарам и сессии

3.5. Самостоятельная работа студентов

3.5.1. Работа с книгой

3.5.2. Контроль за самостоятельной работой студента

3.5.3. Права студентов

3.5.4. Обязанности студентов

3.5.5. Общие требования безопасности

3.5.6. Выписка из правил пользования библиотекой

3.5.7. Положение о дежурстве

3. Порядок перевода, восстановления и отчисления

студентов

Внимание !

ОСТОРОЖНО !!!

Приложения:

  1. Образец внутренней документации

Лист сотрудничества (см. «Вкладыш»)

Дорогие первокурсники!

На ближайшие годы колледж становится Вашим домом, где не только приобретаются профессиональные навыки, но и формируется, развивается, совершенствуется Ваша личность.

На заметку

Каждый студент – ЛИЧНОСТЬ. Авторы этого скромного труда имеют свою, скорее всего, не совсем оригинальную позицию: Мы к Вам обращаемся на «Вы».Во многих странах принято даже к случайным знакомым обращаться на «Ты».У нас – Российская позиция: каждый из вас – Вы.

Знания откроют перед вами перспективы персонального творческого роста. Пройдет совсем немного времени, и колледж будет гордиться уже вашими успехами.

Надеемся, это пособие будет не только полезным и интересным, но и подскажет возможные пути нашего с вами сотрудничества.

Мы обращаемся к вам с призывом – станьте нашими соавторами!

Ваш вопрос: «Как это сделать?»

Наш ответ: «Мы, авторы, ставим вас на распутье – получив это пособие, вы можете:

- отнестись к нему с пренебрежением и …;

- перелистав его, положить в укромное место до ознакомления в лучшие времена;

- прочитав, забыть о нем;

- знакомясь с ним – заинтересоваться и стать нашими постоянными соавторами во всех начинаниях;

- вникнув в его смысл, воспользоваться опытом тех, кто уже прошел ваш путь и приобрел профессиональный и жизненный опыт.

Наше искреннее желание видеть вас успешными, радующимися жизни, процветающими профессионалами и творческими личностями.

Ваши успехи и достижения – это лучшая реклама нашей с вами совместной деятельности во всех аспектах студенческой жизни!

Мы поведаем вам :

· об организации учебного процесса;

· об основных видах работы студентов;

· о правилах обучения в коледже .

Поэтому будем благодарны каждому из вас, кто сочтет нужным высказать свое мнение о данном пособии. Мы предусмотрели «Лист сотрудничества», на котором вы можете поделиться с нами своими впечатлениями о нем. Все желающие это сделать могут передать заполненный «Лист» в отдел по методической работе (кааб.21 а)

1. Структурные подразделения колледжа

Обучение на I курсе – важный, основополагающий этап в студенческом образовании. Поступая в колледж и приступая к занятиям, Вы, первокурсники, переживаете очень серьезный этап адаптации к совершенно новым формам и методам обучения. Сталкиваетесь с эмоциональными, организационными и методическими трудностями.

Помочь первокурсникам приспособиться к системе среднего профессионального образования, найти те формы и способы, которые довольно быстро помогли бы раскрыть свои способности и проявить себя в изучении тех дисциплин, где они будут наиболее успешными, является основной задачей для всех преподавателей и сотрудников Удачно войти в режим студенческой жизни Вам поможет знание структуры Вашего нового дома.

В первую очередь, Вашими друзьями и помощниками выступают кураторы и сотрудники отделений, отдела по воспитательной ,психологи.

Помочь правильно выбрать специальность в соответствии с Вашими наклонностями и стремлениями, где Вы добьетесь наибольших результатов, Вам помогут в приемной комиссии.

Организация учебного процесса обеспечивается заведующим учебной частью и руководителем структурного подразделения.

Эмоциональную поддержку, понимание и индивидуальную помощь во всех аспектах студенческой жизни Вам окажут заведующие отделением по воспитательной работе , а также кураторы.

Успех в продвижении по пути создания квалифицированного специалиста во многом определяется знанием специфики содержания и организации учебного процесса в колледже.

Первокурсники в колледже попадают в совершенно иную образовательную среду, которая отличается от школьной по сути, по форме, по критериям оценки результатов работы.

В течение первого семестра студенты часто используют школьную терминологию, называя лекции уроками, преподавателей учителями и т.д. Поэтому, для тех, кому не лениво, предлагаем составить терминологический словарь, который будет опубликован в последующих выпусках «Методических указаний» в рубрике «Дружеские советы» за Вашим авторством.

2. Организация учебного процесса

Колледж путем целенаправленной организации учебно- воспитательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия студентам для освоения профессиональных образовательных программ определенного уровня и направленности, формирования гармонично развитой личности.

2.1. Учебный план: состав и структура

Обучение в колледже проводится в виде лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, консультаций, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно – исследовательской деятельности, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломных проекта или работы),

Колледж может использовать другие виды и формы организации и проведения учебно–воспитательного процесса, основанных на инновационных образовательных технологиях.

Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным на семестр.

Продолжительность одного занятия (лекции, семинара, лабораторной работы) – 2 академических часа (по 45 минут каждый).

На каждом из отделений существуют свои учебные планы.

На общеобразовательном отделении(зачисленных в колледж на базе основного (общего) образования) в течение года обучение всех студентов осуществляется по единому учебному плану.

Перечень предметов, изучаемых студентами

№ п\п

Наименование дисциплины

Семестры, в которых сдаются

экзамены

зачеты

1

Русский язык

1

2

Литература

2

1

3

Иностранный язык

1,2

4

Информатика

2

5

Математика

2

6

История

2

7

Обществознание

2

8

География

2

9

Физика

2

10

Химия

2

11

Биология

2

12

Экология

13

Физическая культура

1,2

14

Основы безопасности жизнедеятельности

2

15

Введение в спецмальность

2

Перечень предметов, изучаемых студентами

На отделении по специальности «Менеджмент» 080501

п\п

Наименование дисциплины

Семестры, в которых сдаются

экзамены

зачеты

1

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

4

2

Основы философии

4

3

Оновы права

3

4

Руский язык и культура речи

4,6

5

Инотранный язык

4-6

6

Физическая культура

3

7

Осн.социологиии и политологии

2

8

Дисциплины по выбору студента,устанавливаемые образовательным учреждением

3

9

Логика Религиоведение

10

4

11

Культурология/Риторика

12

2

13

Математические и общие естественнонаучные дисциплины

14

Математика

3

15

Информатика

3

16

Экологические основы природопользования

5

6

17

Общепрофесиональные дисциплины

3

18

Эономическая теория

4

19

Экономика оргнизации (предприятия)

3

20

Менджмент

4

Статистика

Маркетинг

4

Документациононное обеспечение управления

5

Бухгалтерский учет

4

Финансы, денежное обращение и кредит

5

Внешне экономическая деятельность

6

Бизнес-планирование

6

Правовое обеспеч.проф.деятельности

5

Безопасность жизнедеятельности

4

Специальные дисциплины

6

3

Управленческая психология

6

Управление персоналом

5

Стратегический менеджмент

5

Финановый менеджмент

6

Налоги и налогооблажение

6

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

5

Информационные технологии в профессиональной деятельности

6

Дисциплины по выбору студента,устанавливаемые образовательным учреждением

2

Организация почтовой связи

Компьютерный практикум по менеджменту

Деловая информация

5

Эксплуатация почтовой связи

Основы бизнеса

Автоматизация обьектов почтовой связи

Региональная экономика

6

Механизация обьектов почтовой связи

Дисциплины факультативные

Деловой иностранный язык

Физическая культура

Антикризисное управление

Инновационный менеджмент

Перечень предметов, изучаемых студентами

по специальности 080110 «Экономика, бухгалтерский учет»

№ п\п

Наименование дисциплины

Семестры, в которых сдаются

экзамены

зачеты

1

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1

11

2

Основы философии

5

3

Основы права

3

4

Русский язык и культыра речи

4

5

Иностранный язык

4,6

6

Физическая культура

6

3,4,5

7

Основы социологии и политологии

4

8

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

2

9

Основы этики/Основы эстетики

4

10

Культурология/Общая психология

4

11

Математические и общие естественнонаучные дисциплины

1

12

Математика

Информатика

Экологические основы природопользования

3

Общепрофессиональные дисциплины

5

6

Экономическая теория

3

Экономика организаций (предприятия)

4

Менеджмент

4

Статистика

Маркетинг

3

Документационное обеспечение управления

3

Теория бухгалтерского учета

3

Финансы, денежное обращение и кредит

5

Основы банковского дела

5

Бизнес - планирование

5

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

4

Безопасность жизнедеятельности

4

Специальные дисциплины

7

3

Бухгалтерский учет

4,6

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

5

Налоги и налогообложение

6

Аудит

6

Информационные технологии в профессиональной деятельности

5

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

2

2

Организация производства(связь)/Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятий связи

5

Автоматическая система обработки экономической информации/Страховое дело

6

Контроль и ревизия/Финансовый менеджмент

5

Бухгалтерско-финансовая отчётность на предприятиях и в органихациях связи/Планирование на предприятии связи

6

Теоретическое обучение - дисциплины регионального (национально-регионального) компонента

1

Региональная экономика

6

Дисциплины факультативные

Физическая культура

Деловой английский язык

Психология семейных отношений

Экономические риски

Основы предпринимательской деятельности

Маркетинг услуг в области связи

Москвоведение

Перечень предметов, изучаемых студентами

по специальности «Эксплуатация средств связи »210407

№ п\п

Наименование дисциплины

Семестры, в которых сдаются

экзамены

зачеты

1

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1

15

2

Основы философии

3

3

Основы права

5

4

Русский язык и культура речи

3

Иностранный язык

3-7

Физическая культура

3-7

Социальная психология

3

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

2

Культурология / Религиоведение

Логика /Риторика

3

5

Математические и общие естественно – научные дисциплины

1

Математика

Информатика

Экологические основы природопользования

4

Общепрофессиональные дисциплины

6

9

Инженерная графика

Электротехника

3

Электронная техника

3

4

Цепи и сигналы электросвязи

4

3

Вычислительная техника

4

Электрорадиоизмерения

4

Сети связи

4

Электропитание устройств связи

6

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

5

Экономика отрасли

5

Менеджмент

7

Безопасность жизнедеятельности

5

Охрана труда

4

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

1

Информационные технологии в профессиональной деятельности

6

Метрология, стандартизация и сертификация

6

Специальные дисциплины

8

2

Приемо-передающие устройства систем мобильной связи

5

6

Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства

6

Системы и сети мобильной связи

5

Средства коммутации систем мобильной связи

6

Программные и аппаратные средства передачи

информации

7

Абонентское оборудование мобильных средств связи

7

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

2

1

Аудиотехника/ Видеотехника

5

Радиотелевизионная аппаратура/

Радиопередающие устройства

6

Импульсная техника/

Источника питания радиоаппаратуры

7

Теоретическое обучение – дисциплины национально – регионального(регионального) компонента

2

Региональная экономика

6

Москвоведение

7

Дисциплины факультативные

Деловой иностранный язык

Перечень предметов, изучаемых студентами

по специальности «Почтовая связь» 210501.

№ п\п

Наименование дисциплины

Семестры, в которых сдаются

экзамены

зачеты

1

Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины

2

8

2

Основы философии

3

3

Основы права

4

4

Русский язык и культура речи

3

5

Иностранный язык

4,6

6

Физическая культура

4-6

7

Основы социологии и политологии

3

8

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

0

1

9

Культурология /Религиоведение

4

10

Математические и общие естественно – научные дисциплины

1

0

11

Математика

12

Информатика

4

13

Экологические основы природопользования

Общепрофессиональные дисциплины

3

9

Сети связи

3

Информационные технологии в профессиональной деятельности

проф.деятельн.

5

6

Метрология, стандартизация и сертификация

Основы бухгалтерского учета

5

6

Статистика

Маркетинг

3

Правовое обеспечение профессиональной .деятельности

5

Экономика отрасли

4

Менеджмент

4

Этика и психология профессиональной .деятельности

4

Безопасность жизнедеятельности

4

Охрана труда

4

Специальные дисциплины

4

3

Организация почтовой связи

6

5

Эксплуатация почтовой связи

Механизация объектов почтовой связи

5

Автоматизация почтово-кассовых аппаратов

6

5

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

1

1

Управленческая психология

Управление персоналом

Анализ хозяйственной деятельности

4

Современная оргтехника

Документационное обеспечение управления

6

Теоретическое обучение – дисциплины национально – регионального (регионального) компонента

1

0

Региональная экономика

4

Дисциплины факультативные

Деловой иностранный язык

Физическая культура

Москвоведение

Инновационный менеджмент

2.2.Контроль за посещаемостью занятий и усвоением знаний

В колледже контроль над посещаемостью занятий и оценка качества усвоения студентами образовательных программ осуществляются в соответствии с «Положением о контроле текущей успеваемости и работы студентов колледжа» (см. приложение №1). Это «Положение» обязывает студента посещать все занятия, включенные в расписание. Занятия по выбору обязательно посещаются студентами в соответствии с документально оформленным им выбором. Факультативные занятия посещаются по желанию. Учет и контроль текущей успеваемости студентов проводится в виде ежемесячной аттестации.

Количество экзаменов и зачетов, порядок их проведения и оформления результатов определяются «Положением о курсовых экзаменах и зачетах в колледже» (см. приложение №2).

3. Методические аспекты основных видов работы студентов

Студенты – первокурсники имеют аудиторную нагрузку 36 часов в неделю. Кроме этого студенты имеют дополнительно 4 часа физвоспитания и возможность посещения факультативных занятий.

Набор учебных дисциплин условно можно сгруппировать в соответствии со следующими критериями:

- курсы, основы которых были получены в школе:

1) математика;

2) русский язык и культура речи;

3) иностранный язык;

- дисциплины, которые не изучались в школе или изучались лишь в специализированных классах:

1) информатика;

2) философия;

3) психология;

4) общая экономическая теория.

Обучение на I курсе должно способствовать обеспечению студента целым набором теоретических и методических знаний, навыков, а также способствовать выбору профессии. Прежде всего, необходимо преодолеть, а иногда и сломать школьный стереотип мышления:

- работа по образцу;

- письмо или пересказ наизусть;

- ответ «от сих до сих».

Методика преподавания в колледже позволяет студентам наряду с теоретическими знаниями освоить различные типы работ:

1) ведение конспектов (дословное конспектирование, проблемное конспектирование, работа по рабочим тетрадям, обучение по опорным конспектам);

2) изучение первоисточников

3) решение экономических задач как аналитическим, так и графическим способами;

4) участие в разборах экономических ситуаций и игр;

5) составление своих собственных творческих заданий (кроссворды, эссе, тесты и др.)

Помимо занятий для студентов важно научиться рабо­тать самостоятельно. Специфика обучения в средней школе дает учащимся мало навыков самостоятельной работы. Когда они становятся студентами, то отсутствие этих навыков начинает сразу сказываться. Под само­стоятельной работой понимается выполнение студентами заданий, кото­рые даются им для творческого осмысления материала при изучении того или иного предмета. Сюда включа­ются: проработка лекционного материала, подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям, подготовка к зачетам и экза­менам, а также научно-исследовательская работа, включающая курсо­вые и дипломные проекты, подготовку рефератов, статей, докладов, ра­бот на студенческие конкурсы, конференции и т.д.

3.1. Лекции

Лекция (lectio – лат."чтение")- это логически стройное, сис­тематически последовательное и ясное изложение преподавателем того или иного на­учно-информационного вопроса, предназначенное закладывать основы знаний. Лекция - не замена книги. Она вместе с кни­гой и другими видами учебных занятий обеспечивает студенту возмож­ность получения и усвоения знаний. Что же касается процесса записи лекции, то он имеет, поми­мо создания конспектов для последующего пользования, и другую цен­ность: хорошая запись на лекции повышает интеллектуальную актив­ность студента, уменьшает рассеянность внимания, способствует понима­нию и запоминанию материала.

Установка на лекцию . В курсе преподаваемых дисциплин нет важных и неважных, они все необходимы. Любой предмет составляет необходимое звено в цепочке профессиональных знаний и расширении кругозора. Постарайтесь определить место изучаемого предмета в системе горизонтальных и вертикальных связей изучаемых дисциплин. Отметьте наиболее сложные для Вас предметы, старайтесь уделять им больше внимания.

На заметку

Предметы, как правило, вызывающие наибольшие трудности при освоении материала, сдаче зачетов, экзаменов: математика, информатика, общая экономическая теория инженерная графика.

Нередко студенты на первом курсе сталкиваются с так называемым эффектом специализированных школ. Что же это такое?

Эффект специализированных школ.

Получение первичных знаний по программам углубленного изучения математики, информатики, экономики в школе порождает иллюзию простоты изучения этих предметов в колледжее. Будьте внимательны : расслабление и несерьезное отношение к вышеуказанным предметам, может обернуться неудовлетворительной оценкой в сессию. Поскольку критерии оценки знаний в колледже существенно отличаются от школьных и по форме, и по содержанию.

Общение лектора со слушателями является одним из важнейших факторов, от которых зависит качество лекции. Как бы ни готовился лектор, с каким бы желанием ни пришли на нее студенты, им еще предстоит создать лекцию совместными усилиями. Студенты являются как бы молчаливыми, но очень активными собеседниками лектора. От того, много ли студентов пришло на лекцию, т.е. заинтересованы ли они в ней, готовы ли они слушать или заняты своими делами, во многом зависит, с каким настроением преподаватель начнёт эту лекцию, а, следователь­но, и ее эффективность.

Процесс осмысления материала – это обязательная часть работы на лекции. Глубоко заблуждается тот, кто считает, что главное - запи­сать, а разобраться можно будет потом. Без достаточного осмыс­ления материала хорошей записи не будет, а разбираться легче по полной за­писи лекции, нежели по коротким отрывкам. Лекция - не запись под диктовку, а совместное с лектором обдумывание нового материа­ла, построение собственного алгоритма восприятия информации.

Основные приемы работы – наиболее трудные места, разобраться в которых не хватает времени, нужно отмечать соответствующими знач­ками на полях. Не стесняйтесь задавать вопросы. Вопросы свидетель­ствуют о желании человека лучше понять материал, а не о его неве­жестве. Будьте внимательны к вопросам других студентов: это могут быть вопросы, которые не пришли Вам в голову, но ответить на кото­рые Вы тоже не в состоянии.

Как вести записи. Студенту во время учебы постоянно нужно вести множество запи­сей и работать с ними. Качество записей имеет большое значение. Следует иметь отдельную тетрадь для конспекта по каждой отдель­ной дисциплине. Лучше, если она будет большого формата, в клетку. Писать лучше только на одной правой стороне, оставляя другую сто­рону листа чистой и большие - до 1/4 - поля слева. Это нужно для внесения дополнительных записей, пометок и т.д. после доработки материала. Безусловно, необходимо вести запись каждой лекции. Другое дело - форма этой записи. Если материал лекции Вам хорошо знаком, то можно ограничиться планом. Если он есть в Вашем учебнике пол­ностью, то можно использовать форму тезисов. Если лектор дает мно­го нового, лучше конспектировать. Записывать лучше своими словами и с частыми, но хорошо про­думанными сокращениями.

На заметку

Конспект лекций необходимо иметь собственный, ибо каждый делает записи для себя. Многие моменты известны лишь автору, а не пользователю текста лекций.

3.2. Практические занятия

В широком смысле термин "практические занятия" означает любые занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенны­ми методами работы. На практических занятиях вырабатываются навыки расчетов, составления таблиц, анализа статистических данных, решения задач графическим и аналитическим способами и т.д.

3.2.1. Семинарские занятия

Семинар (лат. Seminarium рассадник) – один из основных видов практических групповых занятий, где студенты учатся устно излагать материал, защищать научные положения и выводы. Очень важной чертой этих занятий является выступление студента перед товарищами. Умение находить аргументированные ответы, быстро переключаться в процессе выступления с одной проблемы на другую формирует у студента черты, необходимые руководителю при проведении деловых совещаний.

На заметку

Одной из важных проблем семинарского занятия является отработка культуры диалога, развития способностей аналитического и практического отношения не только к иным позициям, но и к собственным утверждениям.

3.2.2. Лабораторные работы

В университете их часто называют "лабораторный практикум". Спо­собствуют лучшему усвоению программного материала, т.к. в процессе их выполнения многие расчетные формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными.

3.3. Консультации

Название "консультация" происходит от латинского «consulatio» совещание, обсуждение. На консультациях студенты в доброжелательной обстановке выясняют непонятные вопросы, индивидуально или в небольшой группе разрешают возникшие проблемы по содержанию или методике преподавания, а также «отрабатывают» пропущенные занятия.

Обычно на них рассматриваются вопросы, касающиеся организации и методики самостоятельной работы, даются сведения о дополнитель­ной литературе. Специфика консультаций заключается в том, что их посещение обычно необязательно, поэтому многие студенты их игнорируют. Ино­гда студенты не идут на консультации, будучи не в силах преодолеть "комплекс незнания", боязнь проявить свое незнание перед препода­вателем. Нельзя допускать такого отношения к консультациям. Именно на них происходит общение студента с преподавателем на самом бла­гожелательном уровне при снятых официальных барьерах, что способ­ствует наилучшему разбору и усвоению материала.

3.4. Подготовка к лекциям, семинарам и сессиям

Лекции

Методика обучения в колледже не включает опрос студентов на лекции для проверки усвоения изложенного материала. Однако это не означает, что к лекции не надо готовиться.

Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя и новые понятия связывает со старыми. Повторенный материал лучше запоминается, что облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену (зачету).

На заметку

1. Перед лекцией необходимо прочитать свои записи и попытаться восстановить по ним всю предыдущую лекцию.

2. Исправить описки, расшифровать вынужденные сокращения, запол­нить пропущенные места.

3. Проработать материал по учебнику, сравнить с лекционной записью, испра­вить и дописать необходимое.

4. Выделить в конспекте опорные пункты, отметить их на полях, если нужно, пронумеровать, нужное подчеркнуть и т.п.

Практические занятия

Не старайтесь найти какое-либо готовое решение и по нему, как по шаблону, решить свою задачу. Лучше внимательнее изучите теорети­ческий материал по данной теме и попробуйте решить любую задачу, не заглядывая предварительно в конец задачника или сборника упраж­нений, где могут быть ответы или пояснения.

На заметку

Оригинальное решение активизирует мыслительную деятельность.

Семинарские занятия

Самое главное на семинарском занятии - уметь изложить свои мысли окружающим. Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что большинство студентов плохо владеют устной речью. В связи с этим с особой серьезностью отнеситесь к занятиям по курсу «Русский язык и культура речи».

На заметку

1. Если вы чувствуете, что не владеете навыком устного изложения, составляйте подробный план материала, который будете излагать. Но только план, а не подробный ответ, т.к. в этом случае Вы будете его читать и только.

2. Старайтесь отвечать, придерживаясь пунктов плана.

3. Старайтесь не волноваться. Вас окружают друзья, а они очень благожелательны к Вам.

4. Не мямлите при ответе, не употребляйте слова - паразиты.

5. Постарайтесь изложить свои мысли по тому или иному вопро­су дома, в общежитии.

6. Преодолевайте боязнь выступлений. Смелее вступайте в по­лемику и не страдайте, если Вам не удастся в ней победить.

Зачеты и экзамены

Зачеты сдаются в зачетную неделю. Форма проведения зачета (письменно или устно), как правило, определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия или лектором потока.

Помните!

1. Дополнительных дней на подготовку к зачетам, как правило, не планируется.

2. Без сдачи зачетов Вы не будете допущены к сессии.

На основе результатов экзаменов производятся: назначение на стипендию, пере­вод на очередной курс, присвоение квалификации. Сложность подготовки к сдаче зачетов и экзаменов заключается в том, что в пре­дельно сжатые сроки нужно овладеть большим объемом информации, если Вы не занимаетесь в течение семестра.

На заметку

Зачеты и экзамены нужно научиться сдавать, сессия не должна превращаться в стрессовый период.

Чтобы сессия была в радость:

1) Не пропускайте занятия (лекции, а особенно, семинары и практические занятия).

2) Активно участвуйте в работе семинаров (выступайте с сообщениями, проявляя себя в роли докладчика и в роли оппонента, выполняйте все требования преподавателя приходите подготовленными к занятию).

3) Своевременно выполняйте контрольные работы, не оставляйте переписывание невыполненных заданий на зачеты и экзамены.

4) Не допускайте написания курсовых работ, рефератов в последние недели перед сессией, помните, что срок проверки работы – не менее 10 дней. В случае необходимости доработки и последующей сдачи работы у Вас не будет времени защитить ее во время.

Имейте в виду!!! Без защиты курсовой работы к сессии Вы допущены не будете.

Подготовка к экзамену во время сессии

Самое главное - правильно спланировать время на повторение ма­териала. Как правило, на подготовку к экзамену дано 3 дня.

Если Вы правильно работали в течение семестра, этого времени вполне достаточно, поскольку материал Вы уже в основ­ном осмыслили.

Как готовиться к экзаменам:

1. Просмотрите весь курс, четко представьте структуру изучаемого предмета.

2. Определите предмет, метод, инструментарий прорабатываемой дисциплины.

3. Четко знайте понятийный аппарат, содержание и факторы, его определяющие.

4. Установите связи и зависимости между объектами и субъектами, а также спецификой их взаимодействий.

5. Представьте полную картину сдаваемой на экзамене дисциплины.

Помните!

Знание конспекта и умение его цитировать из любых мест не обеспечит Вам положительной оценки на экзамене. Вы должны не только воспроизводить информацию, но и показать умение ею пользоваться, устанавливать связи с другими изучаемыми предметами, определить роль и место данной дисциплины в образовательной концепции.

При ответе на экзамене надо точно знать определения понятий, их содержание, структуру, формулировку основных закономерностей и факторы, их определяющие, обозначения отдельных величин, основные формулы. Но знать точно и знать наизусть - далеко не одно и тоже. Не следует заучивать наизусть те закономерности, которые имеют матема­тическое выражение. Следствия, формулы, варианты проявления основных закономерностей Вы воспроизводите не по памяти, а логически рассуждая, понимая принципы их получения.

На консультацию следует приходить, но важно эффективно ее ис­пользовать. Недопустимо превращать ее в дополнительное занятие, заниматься разбором больших вопросов. Она должна помочь лучше понять требования преподавателя на экзамене по схеме раскрытия того или иного вопроса, по интерпретации отдельных положений.

Многие утверждают, что приготовление шпаргалок само по себе приносит пользу, поскольку это то же самое конспектирование, поль­за которого общепризнанна, если, конечно, использовать их только при подготовке, а не на экзамене. С таким утверждением никак нель­зя согласиться. Во-первых, лучше без шпаргалки ответить на "три", чем со шпаргалкой оказаться за дверью аудитории, а может быть и вуза. Во-вторых, шпаргалку нельзя сравнить с конспектом: стремле­ние сделать ее пригодной для незаметного использования заставляет значительно сокращать материал. И, в-третьих, при записи на шпаргал­ку память в значительной степени выключается, поскольку человек под­сознательно надеется на запись.

Экзамен

На заметку

1. Накануне хорошо выспаться.

2. Прийти на экзамен пораньше, чтобы прошло первое волнение.

3. Билет брать, не раздумывая долго, но и не хватать его с отча­янным видом.

4. Не читайте билет у стола преподавателя, назовите только его номер.

5. На листе бумаги с большими интервалами на правой половине страницы набросайте примерную схему раскрытия первого вопроса. Ког­да общая схема готова, в промежутках запишите более подробный план раскрытия отдельных ее частей с включением цифрового материа­ла, терминов и формул.

6. Если чувствуете, что по первому вопросу ничего больше пока добавить не можете, переходите ко второму вопросу и готовьте его в той же последовательности, что и первый.

7. Если Вы взяли билет, по которому плохо подготовлены, не спешите брать другой - сначала постарайтесь вспомнить все, что знае­те по нему.

8. Полезно вначале показать всю схему раскрытия вопроса, а затем ее детализировать.

9. Отвечайте строго на вопрос. Не старайтесь, показывая кругозор, залезать в другие сферы, не включенные в данный вопрос. Поскольку этим Вы, во-первых, сможете создать впечатление, что Вы не знаете ответ на свой вопрос, во-вторых, Вы расширяете круг дополнительных вопросов преподавателя, что не всегда может быть в Вашу пользу.

10.Не пытайтесь рассказать больше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

11.Будьте внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям - сознательно или нет, но он может натол­кнуть Вас на припоминание нового, дополнительного материала или на понимание новой его стороны, чем надо тут же воспользоваться.

12.Не бойтесь дополнительных вопросов - чаще всего преподава­тель использует их как один из способов помочь Вам.

Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала – не возмущайтесь. Покажите план своего ответа, где эта часть идет несколько позже того, на чем Вы были прерваны.

3.5. Самостоятельная работа студентов

Образование в колледже отличается от школьного еще и тем, что значительная часть получения знаний и совершенствования профессионального мастерства осуществляется за счет самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа помогает студентам закрепить полученные знания, привести их в систему, расширить свой кругозор, развить в себе качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Преподаватели разрабатывают и успешно внедряют в программы активные методы обучения, направленные на формирование и усвоение профессиональных навыков и умений, на включение студентов в проблемные ситуации и самостоятельный поиск решения проблемы, на постоянное взаимодействие преподавателей и студентов.

Эти методы значительно повышают роль самостоятельной работы студентов. Среди различных видов самостоятельной работы можно выделить:

· написание рефератов по различным проблемным вопросам изучаемого курса;

· составление эссе по предлагаемым темам;

· перевод отдельных отрывков из книг, статей;

· сравнительный анализ различных подходов к изучаемым проблемам;

· выявление проблемы на основании собранного материала и разработка алгоритма ее решения;

· представление процедуры анализа проблемы.

Выбор формы самостоятельной работы зависит от изучаемого курса. Типовыми формами самостоятельной работы являются научно- исследовательская работа, курсовые и дипломные работы.

Научно - исследовательская работа студентов (НИРС)

НИРС условно подразделяется на 2 категории:

– НИРС, вы­полняемая в учебном процессе;

– НИРС, выполняемая во внеаудиторное время.

Основными видами НИРС в рамках учебного процесса являются:

– НИРС в курсовых и дипломных работах;

– выполнение НИР на практиках;

– подготовка научного реферата на заданную тему;

– учебно-научные семинары, конференции.

.

Помните!

Чтобы научиться грамотно писать научные работы, нужно постоянно писать!!! Конечно ИНТЕРНЕТ – дело хорошее, но информацию из этой системы необходимо использовать с умом. Простое копирование никогда не выработает у вас навыка самостоятельного письма.

Научиться можно только самому!!!

Курсовые и дипломные работы

Курсовые работы представляют собой отчет по самостоятельной работе студентов и содержат систематизированные при помощи различных методов научных исследований сведения по определенной теме.

Дипломные работы студентов представляют собой самостоятельные научные разработки, в которых отра­жаются навыки практического приме­нения полученных в колледже теоретических знаний. Дипломы выполняются на заключительном этапе обучения .

Наибольшую значимость имеют те курсовые и дипломные работы, которые выполнены на "реальном" фактическом материале и содержат рекомендации по внедрению отдельных положений работы в хозяйствен­ную практику.

3.5.1 Работа с книгой

Каждый студент должен уметь пользоваться библиотекой. Умение найти источник информации весьма важно, но еще важнее хорошо использовать его. Способ чтения может быть различным.

Конспектирование - сжатое изложение, простейшая форма изучения литературы, знакомая каждому студенту. Главной задачей конспекта является сокращение материала при сохранении в нем наиболее сущест­венного.

Схематизация - процесс открытия внутреннего плана изложения, аналогичный составлению оглавления книги.

Анатомирование - рассмотрение плана не только по признаку порядка изложения, но и по признаку взаимосвязи частей.

Конденсирование - составление конспекта с "накоплением", позволяющее, пользуясь рядом источников, наиболее полно отразить главные сведения по какому-либо вопросу. Например, взяв некоторый вопрос, выбирают из имеющейся литературы тот источник, в котором предлагают наиболее полное и систематическое изложение вопроса, и конспектируют его. Переходя далее к следующему источнику, вносят из него в свой текст добавления, исправления, а если нужно, то и изменяют структуру своего первоначального конспекта. Так разовьет­ся умение оценивать различие подхода разных авторов. Конденсирование - один из лучших приемов работы с книгой и усвоения материала.

3.5.2. Контроль за самостоятельной работой студента

В ходе выполнения самостоятельной работы, студент общается с преподавателем лично. Эффективность самостоятельной работы во многом определяется взаимопониманием между студентом и преподавателем- консультантом.

Преподаватель осуществляет:

- постоянный контроль над ходом самостоятельной работы по индивидуальному плану студента;

- корректирующий контроль в виде индивидуальной консультации- собеседования.

4. Порядок перевода, восстановления и отчисления студентов.

а) Перевод студентов:

- перевод студентов с курса на курс производится приказом директора;

- перевод студентов из другого колледжа в колледж связи осуществляется в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Студенту гарантируется свобода перевода в другое учебное заведение при согласии этого учебного заведения и успешном выполнении учебного плана. При этом за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени среднегопрофессионального образования.

б) Восстановление в число студентов:

- определяющим условием восстановления студента является возможность успешного продолжения обучения;

- студент имеет право при наличии вакантных мест на восстановление в колледже в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бюджетной или коммерческой), в соответствии с которой он обучался до отчисления;

- студенты, отчисленные по неуважительной причине могут быть восстановлены в колледже в течение пяти лет после отчисления по результатам собеседования и при наличии вакантных мест на соответствующем курсе с сохранением той основы обучения, в соответствии с которой они обучались до отчисления.

Перевод, восстановление и отчисление студентов производится в соответствии с «Положением о порядке перевода, восстановления и отчисления», принимаемым советом колледжа и утверждаемым директором.

Прием лиц, отчисленных из учебного заведения, для продолжения обучения в колледже связи осуществляется в соответствии с порядком приема в средние учебные заведения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.Права студентов

Студенты колледжа имеют право:

Получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры;

Получать дополнительное образование;

Выбирать специализацию обучения в пределах учебного плана;

Посещать все виды учебных занятий в колледже, а по согласованию с руководителями – и в других учебных заведениях;

Участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности колледжа, в том числе через общественные организации и органы управления колледжа, создавать и участвовать в деятельности органов студенческого самоуправления;

Бесплатно пользоваться библиотекой, услугами учебных, методических, спортивно -оздоровительных и других подразделений колледжа;

Обжаловать приказы и распоряжения администрации колледжа в порядке, установленном законодательством РФ.

6.Студенты колледжа обязаны:

Соблюдать Устав колледжа;

Посещать все виды учебных занятий и участвовать в проводимых внеклассных мероприятиях;

Являться в колледж не позднее чем за 15 минут до начала занятий в деловой одежде, иметь при себе сменную обувь;

Быть тактичными, вежливыми;

Выполнять требования администрации и преподавателей, соблюдать дисциплину на занятиях;

Участвовать в общественно-полезном труде, летней отработке, уборке аудиторий и территории, прилегающей к колледжу;

Поддерживать чистоту и порядок в здании колледжа и закрепленной за ним территории;

Бережно относиться к материальным ценностям, экономить электроэнергию и воду;

Соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

Студентам колледжа запрещается:

Курить, употреблять спиртные напитки и наркотики в здании колледжа;

Входить в кабинеты, аудитории, лаборатории и столовую в верхней одежде;

Приглашать посторонних лиц во время учебных занятий;

Опаздывать на занятия; производить действия, причиняющие ущерб здоровью, чести и достоинству студентов.

7. Общие требования безопасности в учебно–производственном процессе

(для студентов)

В области охраны труда студенты обязаны:

Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, с которыми они должны быть ознакомлены в соответствии с нормативно–правовыми документами;

Не выполнять каких–либо работ, не относящихся к сфере их деятельности, а также хозяйственных работ без соответствующего допуска;

Немедленно сообщать классному руководителю о всех замеченных недостатках в области охраны труда, которые могут привести к получению травм, ушибов и т.п.;

Перед началом практических, лабораторных работ, производственных практик получить инструктаж на рабочем месте у руководителя, уяснить безопасные методы выполнения работ (о чем расписаться в соответствующем журнале);

В процессе выполнения работ (лабораторные, учебные практики) проводить их в том порядке и объеме, которые предусмотрены описаниями;

Использовать средства защиты, которые предусмотрены при выполнении тех или иных работ, соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;

При работе с радиоэлектронными приборами и оборудованием строго выполнять правила техники безопасности, изложенные в эксплуатационной документации к ним.

Строго соблюдать требования пожарной безопасности

Запрещается:

Разводить костры, сжигать мусор на территории колледжа;

Курить в помещениях колледжа;

Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы;

Производить уборку помещения с применением бензина, керосина, других легковоспламеняющихся жидкостей.

Если вы стали свидетелем возгорания, необходимо:

Немедленно поставить в известность руководителя учреждения;

Имеющимися средствами пожаротушения попытаться ликвидировать очаг возгорания.

Общие требования безопасности в учебно–производственном процессе

(для студентов)

Вновь принятые студенты на 1-й или 2-й курсы отрабатывают перед началом учебного года 10 дней, а остальные обучающиеся студенты - 3 дня.

Практика ведется в помещениях колледжа: в аудиториях, кабинетах, столовой, спортзале, библиотеке, в учебно-производственных мастерских и на прилегающей территории колледжа.

В перечень работ трудовой практики входит: мытье полов, стен, потолков, окон учебного заведения и уборка прилегающей территории колледжа от мусора, подготовка к новому учебному году.

Студенты принимают активное участие при выполнении текущего ремонта учебного заведения.

Студенты должны бережно относиться к имуществу колледжа, а именно: к мебели, инструменту, оборудованию, компьютерной, аудио- и видеотехнике. В случае вывода ее из строя возмещают (покупают) оборудование; в противном случае данный студент отчисляется из колледжа за умышленную порчу имущества.

В соответствии с приказом Министерства Образования РФ №2974 от 16.08.2001г. «Об ограничении курения табака» курение в помещении и на территории колледжа запрещено.

Курить разрешается в отведенных местах. Впервые нарушившие приказ «Об ограничении курения» подвергаются административному наказанию в виде отработки на общественных работах - 5 дней. При повторном нарушении студенты отчисляются из колледжа.

8. Выписка из правил пользования библиотекой

Право пользования библиотекой имеют все студенты колледжа;

Запись студентов в библиотеку производится на основании приказа директора о зачислении в колледж;

Книги и периодические издания выдаются только по предъявлению документа, удостоверяющего личность студента;

В конце каждого учебного года студент обязан сдать всю имеющуюся у него библиотечную литературу;

При выбытии из колледжа студент обязан вернуть в библиотеку числящиеся за ним издания и подписать обходной лист;

Студенты, ответственные за утрату или неумышленную порчу изданий, обязаны заменить их таким же изданием или возместить реальную рыночную стоимость изданий;

Студенты, нарушившие правила пользования библиотекой, причинившие ей ущерб, несут ответственность в формах, предусмотренных действующим законодательством, Уставом и Правилами пользования библиотекой

наверх>>

9.Положение о дежурстве

Цель дежурства: привлечь студентов к активному участию в создании условий, необходимых для нормального обеспечения учебного процесса и соблюдения всеми студентами установленного режима чистоты и порядка.

Дежурная группа назначается приказом директора на неделю и дежурит ежедневно с 8.30 до 17.00 ч.

В группе назначается ответственный за дежурство, который является помощником дежурного преподавателя и распределяет студентов дежурной группы по местам.

Дежурная группа обязана:

Обеспечивать порядок в вестибюле, в гардеробах в течение всех перемен.

На 1 уроке каждой пары подметать лестницу и коридоры (двое дежурных);

Обеспечивать дисциплинированное поведение студентов в коридорах, столовой;

Следить за чистотой и порядком в столовой, выполнять указания ее работников;

Дежурить у входа с повязками, проверять вторую обувь и внешний вид студентов (двое дежурных);

После занятий создать условия для организованного ухода студентов;

В течение недели оказывать необходимую помощь в проведении мероприятий по плану колледжа, в хозяйственных делах;

Ежедневно в конце дня проверять уборку аудиторий;

Сообщать дежурному преподавателю об имеющих место нарушениях дисциплины и о принятых мерах.

Дежурная группа имеет право:

Предъявить необходимые требования любому студенту и группе, добиваясь выполнения своих указаний;

Вносить предложения по улучшению распорядка в колледже;

Дежурный преподаватель координирует работу дежурной группы:

Следит за своевременным выходом дежурных на пост в течение дня и за выполнением ими своих обязанностей;

Делает соответствующие перестановки в случае отсутствия того или иного дежурного;

Обеспечивает помощь дежурной группе в проведении общеколледжских мероприятий;

В конце дня докладывает дежурному администратору о ходе дежурства.

Дежурный администратор:

Проверяет готовность аудиторий к проведению нулевых пар, гардероба;

Координирует работу дежурного преподавателя и дежурной группы;

Обеспечивает порядок у гардероба;

Результаты дежурства отражает в специальном журнале.

ВНИМАНИЕ!

«Там, где Вас ждут» подробно расписано в «Справочнике первокурсника». Тем не менее, повторимся. Представленный перечень предложений далеко не исчерпывает всех возможностей Вашей студенческой жизни. Любые разумные предложения могут быть активно поддержаны различными структурными подразделениями колледжа, информацию о которых можно получить у Вашего куратора или в отделе по воспитательной работе со студенческой молодежью. Там Вам помогут реализовать Ваши личные интересы с расширением круга заинтересованных студентов (хор, игра на гитаре, футбол, и др).

ОСТОРОЖНО!!!

СПИД или ВИЧ-инфекция – это заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, при котором поражается иммунная система, что приводит к гибели больного.

Источник инфекции – больной человек в любой стадии инфекционного процесса. Передача вируса осуществляется половым путем, при переливании крови, при пользовании медицинскими инструментами, загрязненным инфицированной кровью.

Наибольший риск заражения – от внутривенных инъекций, так инфицируются наркоманы.

Лечение ВИЧ-инфекции на некоторое время улучшает самочувствие больных. Однако, вылечить СПИД невозможно! Смерть наступает от инфекций или опухолевых заболеваний.

Берегите свое здоровье!

Заболеваемость СПИДом среди потребителей наркотиков носит характер эпидемии. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди молодежи и детей - в 42 раза. Кроме роста числа лиц, употребляющих наркотики, увеличивается объем негативных медицинских и социальных последствий наркомании. Это возросшая смертность от суицидов и сопутствующих наркомании болезней, таких как: инфекционный гепатит, венерические заболевания, туберкулез и т.д. Высока криминогенность лиц, употребляющих наркотики. Помните, что наркодельцы выбирают наиболее слабых, незрелых, подверженных влиянию людей, не умеющих дать психологический отпор и отстоять свои убеждения. Каждый шестой студент считает, что на употребление наркотиков влияет ближайшее окружение, каждый двенадцатый винит общество.

Не позволяй манипулировать своим сознанием!

Широко распространено мнение, что алкоголизм - это лишь дурная привычка, от которой можно избавиться, проявив силу воли. На самом деле это страшная, прогрессирующая болезнь, поражающая больного как физически, так и психологически.

Помни, что пивной алкоголизм вообще неизлечим!

Табакокурение – заболевание, возникающее вследствие систематического употребления табака. У начавших курить в молодые годы риск онкологических заболеваний увеличивается в 16 раз по сравнению с некурящими. Пассивное курение – не менее опасно, чем активное. Социологи установили тенденцию – чем выше уровень образования и развития личности, тем ниже потребность в табакокурении.

Береги свое здоровье – поддерживай свой социальный статус!

Ответственнее относитесь к новым знакомствам. Опасайтесь случайных связей, которые могут повлечь за собой негативные последствия для Вашего здоровья, психические травмы, крах надежд.

Голова на плечах – залог успех

Приложение №

Образец внутренней документации.

_____________________________

(Кому : директору,

заведующему отделением, куратору)

_____________________________

(Ф.И.О. )

_____________________________

(от кого : студента (-ки)

группы № ____,)

_____________________________

Ф.И.О.( полностью)

Название документа

(заявление, объяснительная записка)

(Текст документа)

Дата Личная подпись


Пример:

Заведующему отделением

Олькиницкой Н.С.

от студента группы № 1-2М(11)

Павлова Николая Сергеевича

заявление.

(Текст заявления)

________________ _____________

(Дата) (Личная подпись)


Лист сотрудничества.[1]

( ваши мнения, советы, предложения )

Фамилия, имя, № группы (по желанию)

__________________________________

__________________________________


[1]