Главная              Рефераты - Разное

Рефера т - реферат

Муниципальное образовательное учреждение

средняя (полная) общеобразовательная школа №10

г. Волжска Республики Марий Эл

Р Е Ф Е Р А Т

«Использование кабинета как информационно-образовательной среды для внеклассной работы по английскому языку в средней школе»

Выполнила: Проскурякова Л.А., учитель английского языка

I категории МОУ СОШ №10

Волжск

2005
Содержание.

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе.

Государственный стандарт общего образования ………………… 4

Глава 2. Использование кабинета в обучении иностранному языку

§1. Роль учебного кабинета в обучении иностранному языку ……………… 5

§2. Оформление кабинета ……………………………………………………… 7

§3. Использование средств обучения в кабинете иностранного языка ..…… 9

Глава 3. Внеклассная работа по иностранному языку

§1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по

иностранному языку ………………………………………….…………… 13

§2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку ... 15

§3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку ... 16

Глава 4. Организация работы учащихся во внеурочное время в кабинете

английского языка на основе личного опыта …………..……….. 20

Заключение ……………………………………………………………………. 24

Список литературы …………………………………………………………… 27

Приложения.

Введение

ЮНЕСКО провозгласило XXI век веком полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков и компьютерных технологий – важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.

Расширение круга пользователей сетью Интернет также ставит проблему практического владения иностранными языками достаточно остро.

Этим объясняется необходимость переосмысления не только концепции языкового образования, но и самой организации учебного процесса в новых условиях, в том числе учебно – материальной базы языкового школьного образования. Специфика предмета требует организации активной речевой практики каждого ученика на уроке, организации достаточно эффективной и мотивированной речевой практики во внеурочное время. Что для этого необходимо? Можно ли ограничиться лишь прогрессивной концепцией обучения, адекватными ей содержанием и методами обучения? Разумеется, нет. Необходимы современные, средства обучения, соответствующее учебное оборудование, которые отвечают и принятой концепции, и методам обучения.

Организация учебного процесса по иностранному языку, как и по любому другому учебному предмету, требует создания информационно – образовательной среды. И кабинет иностранного языка является первичной базовой основой этой информационно – образовательной среды. В настоящее время в распоряжении учителя имеется большое количество разнообразных электронных средств обучения, таких, например, как CD – ROM диски с многочисленными курсами иностранного языка, аудиокассеты. Компакт – диски несут большое количество информации, не говоря уже об информационных ресурсах Интернет. Кабинет иностранного языка даже в перспективе вряд ли будет оснащаться компьютерами, тем более с выходом в Интернет и не сможет, поэтому обеспечить достаточное информационное пространство для эффективного учебного процесса. Следовательно, необходимо как бы продлить информационно – образовательное пространство кабинета иностранного языка за счёт создания информационного центра школы – медиатеки. Цели современного образования ориентированы на интеллектуальное и нравственное развитие личности . Школьное образование лишь создаёт условия для дальнейшего образования. Работа с информацией, приоритет самостоятельных видов деятельности над фронтальными предполагает свободный доступ к различным источникам информации. Именно поэтому учебные кабинеты школы вместе с медиатекой, располагающей всей необходимой информацией на любых носителях, создают единое школьное информационное пространство.

Глава 1. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе. Государственный стандарт образования

Государственный образовательный стандарт по иностранному языку /1 / определяет четыре функции образовательной области «Иностранный язык»:

1) обучающая функция , которая состоит в формировании коммуникативной компетенции;

2) общеобразовательная функция, которая подразумевает, во-первых, расширение общеобразовательного кругозора учащихся в ходе знакомства со страной изучаемого языка; во-вторых, начальное лингвистическое образование;

3) воспитательная функция связана с формированием в процессе обучения уважения к другим народам, приобщение к общечеловеческим ценностям, включение в диалог культур;

4) развивающая функция состоит в содействии общему речевому и культурному развитию учащихся: повышении общей культуры общения, культуры интеллектуального труда, расширении общего кругозора в области гуманитарного знания.

Функции предмета в образовательной системе определяют и цели его изучения. Ведущей целью определена коммуникативная цель – формирование коммуникативной компетенции.

В стандарте образования определены конкретные коммуникативные умения и навыки, а также лингвострановедческие и страноведческие знания, которыми должны овладеть учащиеся в процессе школьного обучения иностранным языкам.

В апреле 1996 года Советом Европы был принят документ, получивший название «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция» («Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference») /3 /. В данном документе раскрыта концепция новой Европы, в которой делается акцент на расширение международного сотрудничества.

Обозначенные в образовательном стандарте цели обучения соотносятся с общепринятыми нормами языкового образования, представленными в документе комитета по образованию Европейского совета по межкультурному взаимодействию.

Достижение основной цели на разных уровнях обучения предусматривает формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает:

· лингвистический компонент (linguistic component);

· социо – лингвистический компонент (sociolinguistic component);

· прагматический компонент (pragmatic component).

Лингвистический компонент относится к знанию системы языка. Социо – лингвистический компонент относится к социо – культурным условиям использования языка в акте общения. Прагматический компонент включает практическое владение изучаемым языком с учётом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретённых ранее умений и навыков, в том числе обще учебного свойства.

Социо – культурная компетенция служит стержневым элементом практически для любой из перечисленных видов компетенции.

На самом деле очень важно соотнесение образовательного стандарта нашей страны с общеевропейскими требованиями, если мы хотим войти в единое языковое образовательное пространство.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

· соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

· личностная ориентация содержания образования;

· деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

· формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

· усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшения профессиональной ориентации и трудового обучения;

· обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Следует особо подчеркнуть, что введение государственного стандарта не означает подчинения учебного процесса жёсткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания вариативных программ, учебных пособий, использования разнообразных технологий обучения.

Глава 2. Использование кабинета в обучении иностранному языку

§1. Роль учебного кабинета в обучении иностранному языку

Под процессом обучения И.Ф. Харламов /15 / понимает … «обогащение личности научными знаниями, развитием интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры». Понятие предполагает результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Кабинет в этом случае создает одно из необходимых условий для обучения языку как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Познавательный интерес, прежде всего, требует включение в овладение знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский писал, что знание будет тем прочнее и понятнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Так, при восприятии на слух, в кабинете может быть установлена специальная лингафонная аппаратура, которая позволяет осуществлять:

· парные переговоры одновременно 20 учащихся;

· прослушивание ответов учащихся, контролируемое преподавателем, всем классом или группой учащихся;

· одновременную подачу команды всем учащимся, отключением их от любого вида работы.

Языковая лаборатория играет важную роль в создании условий для активизации психологической деятельности учащихся, преодоления личностно-психологического барьера в общении учеников с учителем, учеников друг с другом. Этому способствует вся система обучения в языковой лаборатории: работа учащихся в парах, где они должны не только заботиться о собственных успехах, но и чувствовать ответственность за успехи товарища. Также языковая лаборатория дает возможность каждому ученику постоянно ощущать результаты своего труда, а это, в свою очередь, вызывает положительную мотивацию деятельности. У учащихся появляется интерес ко всему, что происходит на уроке, к самому процессу овладения языком. Этому способствует и созданная языковая атмосфера при использовании наглядного материала, размещенного на стендах в классе так, чтобы удобно было им пользоваться в процессе работы и легко найти в нужный момент таблицы, иллюстрирующие грамматические правила, информацию о странах изучаемого языка, о выдающихся личностях этих стран.

К. Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. При использовании на уроках дополнительного материала, который входит в оформление или содержание кабинета, можно достичь поставленных целей при обучении языку. Об этом свидетельствуют статья В. Г. Бибикова /6 /, рассказывающая о дополнительных материалах, а именно о журналах и газетах, которые содержат актуальную информацию о событиях в англо-говорящих странах и оказывающих гораздо большую пользу в развитии умений и навыков устной речи учащихся, чем некоторые тексты из книг для чтения, которыми большинство учителей ограничиваются.

Перерабатывая такого рода информацию, учащиеся получают уверенность в своих знаниях английского языка, осознают возможность использования их на практике, что является стимулом для преодоления нередко наблюдающегося в старших классах, снижения интереса к изучения иностранных языков.

Статья подтверждает продуктивность использования дополнительного материала и оборудования, находящегося в кабинете, поэтому в общеобразовательной школе при ограниченном количестве часов и большой наполняемости групп важно, чтобы все уроки иностранного языка проводились в условиях кабинета, оснащенного соответствующим оборудованием и средствами обучения.

§2. Оформление кабинета.

Почти во всех школах нашей страны существуют кабинеты иностранного языка. Они должны быть оснащены всеми необходимыми для преподавания средствами обучения в соответствии с требованиями: книгами, мебелью, лингафонным устройством, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой: телевизором, кинопроектором, видеомагнитофоном и так далее.

Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нем проводятся уроки, организуются работы кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы. При оформлении кабинета иностранного языка или языковой лаборатории учитываются эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителя и учащихся.

Создать современный кабинет иностранного языка не просто. Учитель должен подробно ознакомиться с литературой по кабинетной системе, с передовым опытом работы учителей по созданию учебных кабинетов, затрачивая при этом много энергии в проявлении инициативы. Опыт и советы других учителей помогут при организации своего учебного кабинета.

Работу в кабинете следует начинать с оформления его внешнего вида: с покраски стен и побелки потолка. В кабинете можно использовать оттенки любых светлых тонов (желтого, голубого, серого), при условии, что самым светлым оттенком (белым) покрасить потолок, а самым темным – пол. Стены должны быть светлее пола, но темнее потолка. Шторы лучше сделать на подкладке, как советует методист А. А. Белов /5 /, из черного или темно-синего сатина или другого материала, чтобы сохранить акустику или же сделать изоляцию света для просмотра видеофильма. Материал целесообразно подбирать без рисунка или с простым рисунком в расцветке, соответствующей интерьеру. А где размещать наглядные материалы и как оптимально использовать стены?

Классная доска, как неотъемлемая часть, должна располагаться на передней стене кабинета. На свободной части стены можно размещать справочные таблицы, а над доской – алфавит. Боковая стена служит для размещения тематических стендов. Площадь экспозиции должна быть сокращена до минимума, необходимого для нескольких уроков. Здесь размещаются пособия, касающиеся изучения отдельных программных тем, материалы по странам и карты стран изучаемого языка, а также рекомендации для выполнения самостоятельной работы учащихся. У задней стены лучше размещать секционные шкафы для хранения книжного фонда, дидактического раздаточного материала по классам и темам, различные аудио- и видео-пособия. Кстати, размещение информационных таблиц здесь, то есть у задней стены, не целесообразно. Они просто не воспринимаются учащимися. Информацию лучше размещать у доски, но она не должна быть постоянной, иначе она тоже не будет восприниматься.

Тематическое оформление играет немаловажную роль. Оно включает в себя стенд о стране изучаемого языка (символы, карта). Например, стенд: «Great Britain». Рекомендуется также установить передвижные легкие стенды для съемных наглядных материалов, необходимых для проведения урока. На отдельном столе должна лежать справочная литература (словари, грамматические справочники) для использования учащимися в учебно-речевой деятельности во время урока.

Можно также составить каталог, в который будут включены наглядные и дидактические материалы, что позволяет в короткий срок подготовить все нужное к уроку, к серии уроков по теме.

Также следует уделить особое внимание рабочему месту учащегося. Оно должно быть таким, чтобы учащемуся было удобно выполнять задания, данные учителем, чтобы он мог, используя соответствующее оборудование: подготовить себя к речевым высказываниям на иностранном языке, оформлять монологическую и диалогическую речь; учиться чтению и письму. Вместе с тем правильное оформление рабочего места поможет учащемуся интенсифицировать его учебную деятельность, увеличить время активной работы над языком.

Оформление рабочего места подразумевает следующие элементы:

· наличие грамматических справочников;

· наличие разговорных формул;

· наличие списка фразеологизмов и пословиц.

Элементы постоянного оформления рабочего места выполняются на ватмане или картоне. Они помещаются в прозрачную полиэтиленовую пленку. Но такое оформление рабочих мест используется не во всех школах. Обычно дети сами делают себе схемы, таблицы с правилами и используют их по назначению учителя.

Что касается размещения парт в кабинете, их принято размещать в три ряда. Но методист З. Б. Решетникова /10 / предлагает новую расстановку, в виде буквы «П», что помогает создать на уроках атмосферу общения, а пространство в середине использовать для подвижных игр, физических пауз, ролевых игр.

На основе вышеизложенного можно сформулировать основные научно-педагогические требования к организации кабинета иностранного языка.

Кабинет оснащается:

· учебно-методическими комплектами и другими средствами обучения;

· комплектом аппаратуры;

· комплектом учебно-методических пособий для учителя и учащихся;

· картотекой;

· библиотекой;

· видеотекой;

· аудиотекой.

В кабинете необходимо иметь инструкцию по технике безопасности при работе с аппаратурой.

Большое значение в создании кабинета должен играть актив, в состав которого входят директор школы, учителя-предметники, родительский актив, учащиеся. Каждый учащийся имеет постоянное поручение (оформители, экскурсоводы, лаборанты). Например, лаборанты до начала урока готовят аппаратуру к показу фильма, обучают других учащихся правилам работы с ней. Они также помогают готовить к уроку наглядные пособия, проводят систематизацию всех пособий, имеющихся в кабинете. Чтобы сохранить кабинет в рабочем виде учитель должен обязательно задействовать учащихся в его создании и использовании. При этом они будут чувствовать ответственность за его состояние, будут бережно и с любовью относиться ко всему, что в нем есть. Это является воспитательным фактором и играет положительную роль в процессе обучения.

§3. Использование средств обучения в кабинете

иностранного языка

Важную роль в процессе обучения играют средства обучения. Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется организация обучения, воспитание и всестороннее развитие личности. Тиражируемые средства обучения, предназначенные для обучения иностранному языку, включают:

· экранные пособия;

· печатные пособия;

· звуковые пособия;

· экранно-звуковые пособия.

Средства обучения используются на всех этапах обучения (начальном, среднем, старшем). При выборе средств обучения следует принимать во внимание цели и задачи обучения иностранному языку, уровень усвоения материала, условия, в которых протекает учебный процесс. За последнее время в общеобразовательных школах все больше стали внедряться современные технические средства (ТСО) (магнитофон, видеомагнитофон, компьютеры). На задний план из учебного процесса стали уходить диафильмы, слайдфильмы, графопроекторы.

Несмотря на развитие технических средств, немало школ в недостаточном количестве используют их в своей работе. Значительные недостатки заключаются в эксплуатации лингафонного оборудования, что приводит к снижению качества обучения иностранному языку. Чтобы избежать этого, необходимо рационально использовать и другие дополнительные пособия. Важно знать, когда лучше использовать магнитофон, а когда наглядные пособия. Так, для организации беседы по темам, знакомым учащимся из повседневной жизни, часто достаточно лишь определить круг вопросов, подлежащих обсуждению, наметить план беседы. Использование специальных средств обучения в данном случае может и не понадобиться. Для организации беседы по темам, требующим каких-либо дополнительных сведений (эпизоды, факты, события), целесообразно привлекать различные учебно-наглядные пособия, сообщающие учащимся информацию для обмена мнениями, поддержания беседы. В ряде случаев важно не только сообщать дополнительные сведения, но и давать звучащий образец ответа, который помогает оформить высказывание в виде логически построенного рассказа. Незаменимы в этом случае звуковые пособия с материалом для аудирования: магнитофоны, кинофильмы. По мнению Г. Ф. Давиденко /7 /, главная задача кинофрагментов – совершенствование навыков и умений учащихся в аудировании и говорении. Он предлагает разные задания к просмотренным кинофильмам, в зависимости от языковой и речевой подготовки учащихся. В одних группах он предлагает учащимся ответить на поставленные учителем вопросы по содержанию фильма, в других – поставить вопросы и ответить на них, в третьих – пересказать содержание фильма, а в четвертых – инсценировать его.

Необходимо отметить роль телевизора и правила его эксплуатации в кабинете.

Об эксплуатации телевизора.

· Не рекомендуется смотреть телевизор в полной темноте, ибо это утомляет зрение.

· Нельзя устанавливать телевизор вблизи элементов отопительной системы, водопроводных кранов, других электроприборов.

Телевизор так же, как и магнитофон, видеомагнитофон позволяет управлять процессом обучения: просматривать необходимые фрагменты, делать паузы, прокручивать пленку с изображением. Видеозапись, прежде всего, используется для создания в учебном процессе динамической наглядности в обучении иностранному языку и оперативной аудиовизуальной опоры активизации иноязычного речевого общения на учебных занятиях. Для реализации задачи в овладении учащимися устной речью необходимо формировать речевые умения, посредством активной тренировки каждого. В организации такой деятельности большую помощь учителю оказывает целенаправленное систематическое использование лингафонного оборудования. Лингафонное оборудование может находиться в одном помещении с кабинетом иностранного языка (при недостатке полезной пощади в школе), или занимать отдельную классную комнату. Лингафонное рабочее место каждого учащегося можно подключить к пульту управления за которым работает учитель, звуковоспроизводящему устройству или к рабочему месту другого ученика. С помощью направленной подачи звука через наушники и усилитель обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся.

В настоящее время ситуация значительно изменилась. Лингафонное оборудование во многих школах устарело или вышло из строя, что имеет отрицательное значение для процесса обучения.

Все это позволяет говорить о том, что в настоящее время понятие «языковая лаборатория» вновь входит в наш обиход, приобретая при этом новое содержание. В наше время самым современным средством, по мнению многих учителей, является компьютер с выходом в Интернет, который делает процесс обучения более привлекательным. Учащиеся получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. Если традиционный материал статичен, то в компьютере он подается с помощью аудио и видео. Упражнения подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им предлагаются таблицы. Компьютер помогает исправлять ошибки, так что учащиеся не боятся их совершать. Он их не подгоняет, а терпеливо ждет.

Учитель Е.А. Куликова /9 /, например, делает такой вывод: «Благодаря электронной почте учащиеся могут общаться со своими сверстниками в любых странах. Они расширяют свой словарный запас, улучшается орфография. Наиболее положительным в использовании Интернета является его информативность, а также самостоятельность в выборе материала…».

Да, компьютер - современное средство обучения. Только вот не в каждой школе есть возможность иметь компьютер в кабинете иностранного языка. Но в будущем, будем надеяться, что компьютер не будет считаться роскошью и войдет в использование в кабинет иностранного языка, как и лингафонное оборудование.

При обучении иностранному языку большую роль играет использование различных наглядных пособий: рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий, которые вносят разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным. Известно, что хорошо продуманная схема позволяет легче и быстрее увидеть суть изучаемого предмета, одновременно получить синтетическое представление о нем, охватить все элементы в их целостности. Схема – это целенаправленное обобщение материала, скелет работы, без которого она превращается во что-то аморфное. Она призвана облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, снять различного рода сложности. Принцип построения таких опорных схем прост, по мнению Р.М. Карповой /8 /. Каждая геометрическая фигура у нее обозначает определенную часть речи и имеет свой постоянный цвет. Например, красный треугольник с начальной буквой в центре обозначает глагол, слегка вытянутый треугольник – инфинитив. Модальный глагол обозначается при помощи заштрихованного треугольника и так далее. Остальное изображается рисунками или картинками из старых журналов. Все эти опоры после предъявления объясняются учащимся. С ними проводится определенная работа.

А учитель М.И. Шамыгина /13 / использует специальные карманы, которые крепятся к доске с помощью шурупов. Карманы предназначены для хранения и использования в нужный момент визуальных средств обучения (в том числе комплектов учебно-наглядных пособий), грамматических таблиц в картинках и так далее. Один из карманов используется для работы с календарем знаменательных дат, второй – для демонстрации на уроке визуальных средств обучения с целью ознакомления учащихся с новыми лексическими единицами для организации их диалогической и монологической речи, и для создания учебных ситуаций. Такое размещение карманов на доске целесообразно потому, что позволяет во время урока быстро менять картины для создания различных ситуаций. Справа от доски находится стенд – календарь в картинках, на котором изображены времена года, месяцы и дни недели. Такой календарь вызывает живой интерес у школьников и способствует запоминанию названий месяцев, дней недели и так далее. На этом стенде размещены конкретные формы вопросов и основы ответов. Таким образом, дежурный использует эти клише для ответов на вопросы учителя. Но это не механическое использование форм во время ответов, а только помощь, так как правее от вопросов нарисованы цветные шарики с днями недели, но расположены они не по порядку.

Также целесообразно размещать страноведческий материал на стендах, так как он способствует расширению кругозора (карты, с отмеченными столицами, крупные промышленные центры, так далее). Рядом с картой можно поместить герб и флаг страны и дать краткую информацию об этой стране. Также можно поместить открытки и фотографии с изображением типичных для этой страны праздников и обычаев. Желательно отвести специальное место для рассказов о выдающихся деятелях страны, о художниках, поэтах, писателях. Стенды периодически нужно обновлять. Такой стенд помогает учителю и учащимся при изучении многих тем на разных этапах обучения.

Хорошим помощником в использовании наглядных пособий является также магнитная доска. Она удобна для создания учебной ситуации с использованием различных картинок. При изучении ситуации картинки можно быстро поменять на другие, заранее приготовленные учителем.

Таким образом, планируя урок, учитель может выбирать то или иное средство обучения, имеющее сходные дидактические функции, учитывая возрастные особенности учащихся, оснащенность кабинета, наличие ТСО и многие другие факторы.

Например, на начальном этапе обучения для семантизации учебного материала желательно использовать картинки. Печатные пособия следует предпочесть экранным средствам обучения и в том случае, если на данном уроке или на других уроках в тот день учащиеся уже работали с фильмами и другими экранно-звуковыми средствами обучения.

В приобретении учебно-наглядных пособий и книжного фонда большую помощь школам оказывают специальные организации.

Но учителя иностранного языка должны хорошо знать, какие пособия планируют выписать в ближайшее время, проявлять оперативность и заинтересованность в приобретении учебно-наглядных пособий по своему предмету.

Глава 3. Внеклассная работа по иностранному языку

§1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной

работы по иностранному языку.

Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно определить как систему проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

Внеклассная работа по ИЯ решает следующие задачи:

· совершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;

· расширение мировоззрения учеников;

· развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

· воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Важным фактором успешного выполнения этих задач является учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится управляемой и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.

На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них – неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива. Это – уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные отличия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего, в соответствии со своими интересами, желаниями
узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий , который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности,
творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, а также в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, и их склонностям.

§2. Принципы организации внеклассной работы

по иностранному языку.

Принципы внеклассной работы по ИЯ – это исходные положения, которые определяют требования к ее содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по ИЯ в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя – организатора внеклассной работы.

Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ по В.И. Шепелевой /14 / являются:

· принцип добровольности;

· принцип массовости;

· принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников;

· принцип связи внеклассной работы с уроками.

Принцип добровольности состоит в том, что учащиеся включаются во внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий.

Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком.

Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеклассной работы с уроками , прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих учебно-методических комплектов по ИЯ.

Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важно, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время проведения внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.

Вышеупомянутые организационные принципы внеклассной работы можно дополнить принципами комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности.

Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по ИЯ должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает. Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которыми общается, уважать и понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо прививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и понимать музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разный реквизит к спектаклям.

Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.

Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее. Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику и формы внеклассного общения.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

§3. Формы внеклассной воспитательной работы

по иностранному языку

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы:

· индивидуальные,

· групповые;

· массовые.

В основу такого распределения положен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева /14 / предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным, а индивидуальные и массовые – к неструктурным.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о знаменательных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов – литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр видеофильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:

· соревновательные,

· средства массовой информации,

· культурно-массовые,

· политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера: конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие.

Средства массовой информации: стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.

Мероприятия культурно-массового характера :

· вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается;

· вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.;

· вечер-встреча с интересными людьми;

· вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.

Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

В педагогической литературе есть понятие объединяющие формы внеклассной работы . К ним относят:

· детские и юношеские клубы по интересам;

· школьные музеи;

· библиотеки;

· киностудии;

· кинотеатры;

· клубы веселых и находчивых.

Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму. Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых «Неделя» становится своеобразным творческим отчетом, а также формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведения «Недели». Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Процесс подготовки и проведения Недели иностранного языка проходит в три этапа.

I этап – подготовительный . Он начинается с составления программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители учеников и родителей. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовление костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фонограмм, видеофильмов, слайдов. Непосредственную подготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики совершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.

II этап - проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели является создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Неделя иностранного языка в школе проводится в соответствии с планом.

Табл. 1

Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе

День недели

Содержание работы

Ответственные за подготовку и проведение

Понедельник

Объявление по школьному радио об открытии Недели. Открытие выставки стенгазет.

VIII – IX классы

Вторник

Викторина, посвященная обычаям и традициям страны, язык которой изучается.

VIII классы

Среда

Ролевая игра "Телемост" (между столицами родной страны и страны, язык которой изучается).

IX классы

Четверг

Литературно-музыкальный вечер.

X – XI классы

Пятница

Итоги Недели.

Оргкомитет

III этап – подведение итогов Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отличился.

Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников . Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой говорится в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является «Школьный почтамт», который помогает учащимся в переписке, предоставляет информацию о том, как правильно оформить письмо (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь следующие характеристики:

· информативность и содержательность , которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;

· коммуникативная направленность. Все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;

· ситуативность. Подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;

· ориентация задач на повышение языковой активности учеников,
эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

Глава 4. Организация работы учащихся в кабинете английского

языка во внеурочное время на основе личного опыта

В своей практической работе я использую следующие формы внеклассной работы. Для наглядности можно представить их в виде схемы (схема № 1).

Приобщать учащихся к работе в кабинете начинаю с начальных классов. Как и все учителя английского языка понимаю, что если нет по программе школы обучения языку до пятого класса, надо готовить детей самой.

Я организовала факультативные занятия с учащимися, начиная со второго класса. Специально для проведения таких занятий приобрела два компакт – диска «Sing and learn English». Это сборники английских и американских народных песен. Я занималась с детьми по этим дискам, используя компьютер. На этих дисках предложена интересная обучающая программа: заучивание лексики, воспроизведение, повторение материала. Дети проявляли большой интерес, ходили на занятия с удовольствием, а я в полной мере использовала ресурсы кабинета для их обучения.

Схема № 1


Для учащихся среднего и старшего звена я также стараюсь полно использовать оборудование кабинета и много времени уделяю внеклассной работе.

Мною были организованы факультативные занятия с учащимися 7 – 9-х классов. Для этого был приобретен учебно-методический комплект «New Hotline» Tom Hutchinson, Oxford University Press. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки по английскому языку. Я занимаюсь с ними не только по учебникам, но и использую также ТСО – магнитофон, видеомагнитофон, компьютер. Мы прослушиваем и разучиваем песни, путешествуем по Великобритании с помощью видеофильма. Кроме того, учащиеся занимаются проектной деятельностью. Так, ребята 8б класса начали оформлять большую карту – схему города Волжска. А учащиеся 10а класса работали над проектом «Йошкар – Ола – столица Республики Марий Эл» с видами и описанием достопримечательностей города (прилож. № 5). В перспективе – работа над картой – схемой города Йошкар – Ола.

Пользуясь оснащением кабинета, учащиеся пишут рефераты, оформляют стенные газеты и журналы на английском языке по разным темам, изучаемым на уроках. Так, в подборе материала и оформлении стенных газет участвовали учащиеся 8 – 10-х классов. Очень интересными получились стенные газеты учащихся 9а класса Степановой Нади, Максимовой Ольги, Выборновой Юли, Ефимовой Лены и Ульяновой Маши (2003 – 2004 учебный год), посвященные музеям Великобритании. Замечательные газеты, посвященные американским праздникам, получились у учащихся 8-х классов: Рябченюк Лизы, Садриевой Ильмиры в 2004 – 2005 учебном году (8г класс), Чумаковой Ольги, Чубаровой Ольги в 2003 – 2004 учебном году (8б класс). А учащиеся 9-х классов выполнили замечательные проектные работы по теме «Еда – Typical American and British Food» (Родионова Ольга, Бурнашевская Таня, Ефимов Стас, Егоров Сергей – 9а класс, Котенков Костя, Рябченюк Аня – 9г класс) – приложение № 6.

Я веду работу в кабинете не только с группами учащихся, но и индивидуально. Учащиеся обращаются с просьбами помочь подобрать необходимую литературу и информацию для написания рефератов и выполнения индивидуальных проектных работ, в том числе и по другим предметам обучения, таким как история, география.

В кабинете готовится и самое популярное внеклассное мероприятие по иностранному языку– неделя иностранного языка в школе (приложение № 1).

В рамках Недели языка с учащимися 5а класса проводился открытый урок по теме «Праздник алфавита – The ABC Fun» (приложение № 2). Для того, чтобы урок получился интересным и показательным, привлекла учащихся данного класса к изготовлению наглядного материала по теме урока, а также разучила с ними песню об алфавите на английском языке. Кроме того готовила детей к работе с буквами английского алфавита, используя различные нестандартные формы, такие как «Шифровка», «Вспомни слово с этой буквой». Для закрепления содержания уроков использую разрезной материал из раздела «Cut Out» рабочей тетради для составления слов и предложений, устраиваю игры в лото, а также дидактические игры «Моя комната», «Мой дом», «Моя квартира» и другие. Для проведения этой работы использую время перемен, а также время после уроков.

Учащиеся 6-х и 7-х классов под руководством учителей английского языка (в школе два учителя) готовились к вечеру английской и американской народной песни и стихотворения. Был выбран девиз вечера: «Speak English if you speak at all», а также общешкольная песня на английском языке «I have a dream» из репертуара группы АББА. Дети разучивали стихи и песни, тренировались говорить и петь через микрофон, рисовали картины и писали девиз для оформления сцены. Для выполнения этой работы привлекались не только учащиеся 6-х и 7-х классов, для которых готовилось это мероприятие, но также и те ребята, которые посещают факультативные занятия. Так, восьмиклассники Шитихина Ксюша и Проскуряков Артем готовились к роли ведущих на вечере, а Чумакова Оля и Чубарова Оля из 9б класса изготавливали оформление сцены. Большую помощь в подготовке и проведении Вечера оказали учитель музыки Чурилова Елена Анатольевна, организаторы Караганова Раиса Геннадьевна, Алексеева Ольга Александровна, Шакиров Рамис Рафизович. В проведении вечера активно участвовали также учащиеся начальной школы. Вечер прошел интересно, увлекательно, весело (приложение № 3).

Учащиеся 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов участвовали в конкурсе стенных газет. Образцы конкурсных стенгазет приведены в приложении № 4.

Учащиеся 10-х и 11-х классов были участниками школьной олимпиады по английскому языку.

Широко использую также следующие формы внеклассной работы:

1. Видео-экскурсия по Лондону для учащихся 6-х классов. С этой целью использую видеофильм о достопримечательностях Лондона. После знакомства с достопримечательностями я предложила учащимся «познакомиться с королевой Великобритании Елизаветой II и побывать на ее коронации в Вестминстерском Аббатстве». После просмотра видео-сюжетов, которые вызвали живой интерес у детей, я предложила им поучаствовать в викторине «What do you know about the capital of Great Britain?» Данная форма помогает учащимся хорошо закрепить лексический и страноведческий материал по теме «Sightseeing in London».

2. Просмотр художественных фильмов, таких как «The sounds of music» и «My fair lady». При просмотре обращаю внимание учащихся на интонацию в английской речи, на проявление эмоций, а также на исполнение песен, которыми богаты эти фильмы. Всегда советую учащимся при просмотре по телевизору английских и американских фильмов, а также популярных фильмов компании ВВС обращать внимание на английскую речь, повторять и запоминать полезные фразы.

3. Тематические вечера, в ходе которых учащиеся знакомятся с традициями народов англо-говорящих стран. Например, в канун празднования католического Рождества я рассказала учащимся об истории этого праздника, предложила им послушать песню «Silent Night» в исполнении Элвиса Пресли, прочитать стихи о Рождестве на английском языке, познакомила ребят со знаменитой шотландской песней «Auld Lang Syne», которую написал Роберт Бернс. Далее я предложила учащимся выполнить дидактические игры: «Christmas around the world», «Christmas vowel puzzle», «Tag trouble» и решить кроссворд «Very merry Crossword». Затем познакомила учащихся, что пишут английские дети Санта Клаусу «A letter to Santa». Примерно по такому же сценарию готовлю и провожу тематические вечера, посвящённые таким праздникам, как «Halloween», «St. Valentine’s Day».

4. Подготовка к ставшим уже традиционным городским конкурсам английской песни. Для подбора репертуара и исполнителей пользуюсь помощью учителя музыки. Мы вместе ищем подходящие песни, используя для этого аудио-, видеоаппаратуру и компьютер, записываем фонограммы и готовим исполнителей.

В своей практике использую также нетрадиционные формы проведения уроков, таких как «Урок – чаепитие – Meeting of a Foreign Friend» (приложение № 7), «В универсальном магазине - AT a Department Store» (приложение № 8). Для того чтобы такие уроки проходили интересно, во внеурочное время готовлю их проведение вместе с учащимися. Ребята рисуют необходимые картинки, изготавливают макеты товаров и другие материалы по теме урока, дома готовят печенье по английскому рецепту. А в кабинете расставляем мебель для чаепития или создаем интерьер универсального магазина.

Планы – сценарии подобных нестандартных уроков у меня имеются для всех параллелей классов.

Считаю, что успех в обучении учащихся английскому языку во многом зависит от разнообразия форм и методов внеклассной работы. А привлечение учащихся к внеурочной работе обеспечивает у них интерес к изучению языка, вырабатывает навыки в письме и говорении, формирует обще учебные умения (само- и взаимоконтроль, планирование своей учебной деятельности и так далее). А кабинет, как информационно – образовательная среда иностранного языка в школе своим оформлением и оснащением ТСО должен помогать учащимся в достижении таких задач.

Заключение.

Исследовав большое количество литературы, я пришла к выводу, что для успешного процесса обучения иностранному языку важным условием является правильно оформленный кабинет, который сейчас называют информационно – образовательной средой. Учитель же в свою очередь должен правильно организовать учебный процесс в кабинете с использованием технических средств, наглядных пособий и дополнительного материала. Опыт работы других учителей и мой собственный опыт убедил меня в том, что в условиях технически оснащенного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений.

Отвечая на поставленный вопрос, каким должен быть кабинет иностранного языка, я также обращалась к опыту других учителей и специальной литературе по организации работы в кабинете. В результате анализа информации, я определила для себя следующие требования к кабинету иностранного языка:

1. Главным условием для нормального функционирования кабинета является простор и уют. Неправильно отводить для кабинета иностранного языка маленькое помещение. Стоит учитывать не только количество учащихся одной группы, но и состав целого класса. Не стоит забывать и о самостоятельной работе учащихся, которая может проходить после уроков, и в составе не только одного класса. Это и есть внеклассная работа.

2. Что касается оборудования кабинета, то важным является следующее:

· обязательно должно присутствовать ТСО – оформление должно быть хорошо спланировано (стенды и экспозиции необходимо периодически менять);

· информация по новым темам должна располагаться у доски для того, чтобы учащиеся могли свободно ею пользоваться;

· желательно, чтобы в кабинете присутствовала библиотека, аудиотека и видеотека;

· необходимо наличие географических карт, флага, символов той страны, которая является носителем изучаемого языка.

3. Столы учащихся можно размещать в три ряда или, пользуясь опытом других учителей – в виде буквы «П», а также вообще отказаться от них при решении задач отдельных уроков. Такое расположение обеспечивает полный обзор учащихся, в результате чего создается обстановка свободного общения. Такое расположение имеет также положительную сторону при просмотре кинофильма, диафильма или инсценировки диалогов учащимися.

4. Немаловажным для организации работы кабинета является создание актива, в состав которого будут входить сами учащиеся. Они будут чувствовать свою ответственность за его состояние. Также необходимо их научить пользоваться техническими средствами, чтобы они смогли, в свою очередь, научить каждого кто пожелает работать с данными средствами.

На мой взгляд, в кабинете нужно создавать благоприятные условия, чтобы учитель чувствовал себя как дома, а ученики – гостями, окруженные заботой и доброжелательностью. Чтобы добиться этого, учителю не стоит останавливаться только на учебном процессе: учащихся следует вовлекать и во внеклассные мероприятия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной деятельности являются:

· добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе, в отличие от обязательности учебных занятий;

· отсутствие строго урочной регламентации, касающейся времени, места и формы поведения мероприятий;

· большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.

Таким образом, в преподавании иностранных языков, внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубления знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Внеурочная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.


Литература.

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). Пояснительная записка. // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 4.

2. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка. – Минск, изд. «Вышэйшая школа», 2004.

3. Школьный кабинет иностранного языка./ Под ред Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Merry Christmas. Сценарий внеклассного мериприятия/ Сост. Аникина Л.В., Гасникова Н.А. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2002.

5. Белов Л.А. Подготовка классного помещения под кабинет иностранного языка.//Иностранные языки в школе. – 1981. – № 1.

6. Бибиков В.Г. Об использовании дополнительных материалов при обучении английскому языку в старших классах. //Иностранные языки в школе. – 1981. – № 1.

7. Давиденко Г.Ф. Роль учебного кабинета в повышении качества учебно-воспитательного процесса. /Иностранные языки в школе. – 1987. - №2.

8. Карпова А.М. Об использовании кабинета и другого учебного оборудования на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе. – 1986. – № 3.

9. Куликова Р.А. Использование Интернета на уроке немецкого языка. /Иностранные языки в школе. – 2001. – № 5.

10. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.

11. Соловова Е.Н. Современные требования к научно – методическому и учебно – методическому обеспечению учебного процесса.//Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7.

12. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5.

13. Шамыгина М.И. Возможности кабинета иностранного языка для оптимизации процесса обучения. //Иностранные языки в школе. – 1984. - №6.

14. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. //Иностранные языки в школе. – 1975. - №5.

15. Харламов И.Ф. «Педагогика», изд-во «Юрист», - М., 1997.

Рецензия на реферат

«Использование кабинета как информационно – образовательной среды для внеклассной работы по английскому языку в средней школе» учителя английского языка средней школы № 10

Проскуряковой Людмилы Алексеевны

Как известно, организация учебного процесса по иностранному языку, как и по любому другому учебному предмету, требует создания информационно – образовательной среды. И кабинет иностранного языка является первичной базовой основой этой информационно – образовательной среды.

Почти во всех школах нашей страны существуют кабинеты иностранного языка. Они должны быть оснащены всеми необходимыми для преподавателя средствами обучения в соответствии с требованиями: мебелью, учебно – методическими пособиями, техническими средствами обучения.

Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нём проводятся уроки, организуются работы кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы. Но создать современный кабинет иностранного языка не просто. В связи с этим очевидна актуальность темы данного реферата.

В своём реферате Людмила Алексеевна чётко и последовательно рассматривает принципы организации внеклассной работы по иностранному языку. В реферате затронуты и психолого – педагогические аспекты этой работы. Учительница грамотно и умело оперирует специальными терминами, творчески использует новые публикации. Реферат соответствует плану, написан ясным чётким языком. Людмила Алексеевна приводит чёткую классификацию форм внеклассной работы, рассказывает о мероприятиях:

- соревновательного характера (конкурс, игра, викторина);

- культурно – масснового характера (вечер – праздник, вечер – портрет, вечер – встреча, вечера – хроники);

- политико – массового характера (форум, фестиваль, ярмарка солидарности, телемост).

Большое внимание в реферате уделено объединяющим формам внеклассной работы (детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, киностудии, клуб весёлых и находчивых) и такой форме внеклассной работы как неделя иностранного языка в школе.

Огромную помощь в организации различных внеклассных мероприятий Людмиле Алексеевне оказывает кабинет. Она грамотно и творчески подошла к его оформлению, о чём говорят фотографии элементов его оформления. Он соответствует всем эстетическим и гигиеническим требованиям. Она начинает приобщать учащихся к работе в кабинете ещё в начальных классах, старается полностью использовать его ресурсы в среднем и старшем звене.

Реферат основан на личном опыте учителя. Большой интерес вызывает практическая часть реферата. Людмила Алексеевна детально описывает, как кабинет помогает ей в проведении различных внеклассных мероприятий. Используя оснащение кабинета, учащиеся пишут рефераты, оформляют стенгазеты и журналы. Широко используются такие ТСО, как магнитофон, видеомагнитофон, компьютер. Дети прослушивают и разучивают песни, с помощью видеомагнитофона путешествуют по Великобритании, просматривают художественные фильмы.

В начальной школе используются компьютерная обучающая программа «Sing and Learn English», заучивание, воспроизведение, повторение материала через песни и стихотворения.

Следует отметить, что Людмила Алексеевна накопила определённый методический и педагогический потенциал, хорошо владеет языком, работает творчески и даёт уроки на современном уровне, широко используя различные нестандартные формы. Большой интерес представляют планы – сценарии нестандартных уроков: «Урок – чаепитие», «В универсальном магазине», «Экскурсия по достопримечательностям Лондона», «Праздник алфавита», «Телемост Москва – Лондон», «Урок – игра «Счастливый случай» и другие. При проведении уроков также широко используется разнообразный наглядный материал кабинета: рисунки, картины, карты, схемы, таблицы, фотографии.

Считаю, что данный реферат интересен, соответствует требованиям и заявленной категории и может быть использован другими учителями для совершенствования своей педагогической деятельности.

Рецензия составлена Салминой Мариной Юрьевной, учителем

английского языка I категории средней школы № 4 г. Волжска.


[1]