Главная              Рефераты - Разное

Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - реферат

МОУ: средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск

Реферат

Женские образы в романе

Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

Выполнила:

Чорба Екатерина

Валерьевна

Ученица 9 «А» класса

МОУ: СОШ

п. Горноправдинск

Проверила

учитель русского языка

и литературы

Сизова Вера Владимировна

п. Горноправдинск

2008 год

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор: Чорба Екатерина

Валерьевна

п. Горноправдинск,

МОУ: СОШ

Проверила: Сизова Вера

Владимировна

учитель русского языка и

литературы

Содержание:

1). Введение.

2). Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

3). Выводы

4). Литература

Введение

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из гениальных, высокоодаренных писателей России ХIХ века. Его лирика отразила важнейшие перемены в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы.

Уже при жизни Лермонтов был признан преемником Пушкина. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник и поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром.

В своих произведениях он описывал женщин, величественными, робкими, женственными, изящными, мудрыми.

Эта тема творчества М. Ю. Лермонтова очень меня заинтересовала, и я решила узнать, какую роль они играли в жизни героя?

Цель работы: изучить и описать женский образ в эпоху Лермонтова с помощью произведения «Герой нашего времени», узнать, какую роль они играли в жизни героя; выяснить, какую цель преследовал М. Ю. Лермонтов, создавая женские образы в романе, как раскрывается характер героя в любви.

Метод работы: литературоведческая.

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

"Герой нашего времени" - это поистине художественный айсберг, одна восьмая которого находится на поверхности, а семь восьмых уходит в "подтекстовую" толщу многообразных социально-исторических, литературно- эстетических, нравственно-духовных процессов. Явившись закономерным итогом русского и мирового литературного движения на определенном этапе "Герой нашего времени", как новое слово в поступательном художественном развитии человечества, оказал воздействие на развитие всей отечественной словесности. А.А.Блок отмечал: "Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы".

Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, то есть героя своего времени, образ которого составлен из пороков всего современного поколения. Прогрессивной идеей Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа - Печорина - изнутри. Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в предисловии, что «история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Основная черта характера героя – стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла в одном человеке.

Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы. Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.

Все женские персонажи - представительницы разных миров: Бэла - одна из «детей природы», в мир которых попадает Печорин в повести «Бэла»; он представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

Роман начинается повестью "Бэла". При всей своей кажущейся простоте эта повесть сложна и композиционно, и по стилю. Традиционная романтическая тема здесь приобретает правдивый, реалистический характер. Здесь мы узнаем об одном из женских персонажей этого романа, о Бэле. Она - юная черкешенка, пленившая страстное сердце Печорина своей внешностью и какой-то необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности, непосредственности, иными словами, всего, что ранее Печорин не находил в знакомых ему светских дамах. Борьба за Бэлу очень увлекла его, но, преодолев все преграды и получив запретный плод в свои руки, Печорин осознал, что обманывал сам себя: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой». Необходимо помнить, что это не мнение автора, а мнение героя, который, как мы постепенно узнаем из романа, быстро во всем разочаровывался.

Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти. Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорила: «Я не раба - я княжеская дочь!..». Лермонтов не дает подробного описания внешности черкешенки, но обращает внимание на ее глаза, которые, «как у горной серны, так и заглядывали... в душу». Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства.

Лермонтов создает контраст между образом Бэлы и княжной Мери. О ней рассказывается в дневнике Печорина, где подробно описано "водяное общество "Пятигорска" (там какое-то время пребывал герой). Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Она умна, начитана, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный; Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Она была еще совсем молода, неопытна, но в то же время хороша собой, слегка кокетлива. Она, что очевидно, не особенно проницательна в людях. Она хочет жить по законам светского общества, с некоторым тщеславием, блеском. Старание заполучить Мери делает Грушницкого и Печорина соперниками. Эта недостойная игра для одного оборачивается гибелью, для другого становится развлечением. У Печорина, впрочем, есть и иная цель: бывая у Лиговских, он может видеться там с Верой. Думаю, в такой обстановке княжне Мери было очень трудно проявить свои лучшие качества. Романтическая основа судьбы Мери в значительной мере реалистически уравновешивается психологически мотивированным изображением постепенного зарождения и развития в душе чувства любви. И все-таки Печорину скучно и одиноко. Он принадлежит к числу людей, которые любят себя в других, он искал свои качества в женщинах, он ждал ту, чей внутренний мир мог бы целиком захватить его душу. Говоря о "Княжне Мери" нельзя не сказать о Печорине. Здесь Лермонтова интересует в первую очередь преломление различного отношения Печорина к любви, как сильнейшему человеческому чувству, его отношения с Мери - доведенная до своего крайнего по-печорински последовательного выражения "светская наука страсти нежной, утонченная и жестокая игра в любовь, поединок, в котором побеждает наименее поддающейся искренним порывам человеческого сердца. Здесь сказывается вся мера светской испорченности Печорина, хотя тут же проявляется и другая, более глубокая сторона его личности - способность искренне увлекаться малейшими проблесками в человеке, красоты внутренней, душевной. Вспомним его не раз обращенные к себе вопросы: "Уж не влюбился ли я, в самом деле? Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что это можно от меня ожидать?".

Мери – светская девушка, не лишенная духовных запросов, настроенная несколько романтически. В ее романтизме много наивно-незрелого и внешнего. Однако есть в этом романтизме и положительное звено – стремление к иной, более содержательной жизни. Особую многозначительность приобретает фраза Вернера, о московских барышнях, которые, призрев пустое кокетничанье «пустились в ученье». Мери «знает алгебру, читает по-английски Байрона».

Печорин играет на самолюбии Грушницкого, он строит свою игру, дает ему советы, как обращаться с Мери... Он говорит о ней, что «такая девушка, как Мери, года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна, что она одного только человека и любила, то есть тебя, но небо не хотело соединить ее с ним, потому что на нем была солдатская шинель, и хотя под ней и билось сердце, страстное и благородное...»

Издеваясь, таким образом, над Грушницким, Печорин тешит свое самолюбие – только и всего. Но одного он сам не замечает: в речи, произнесенной им перед Грушницким, возникает воспоминание о другой женщине – не о Мери. Таинственная история отношений Печорина с Верой так до конца и не раскроется перед нами – но, может быть, это ей он не может простить, забыть... Может, это она вышла «замуж за урода, из покорности к маменьке» и стала «себя уверять, что она несчастна, что она одного только человека и любила...»

Конечно, роман «Княгиня Лиговская» никак нельзя рассматривать как предварительные главы «Героя нашего времени» - Печорин там другой, и замысел там иной. Но как набросок его рассматривать можно, а в этом наброске именно так и выглядит история Веры.

Но - едва только воспоминание о Вере возникает в памяти Печорина – он с новой силой принимается мучить Грушницкого – зачем? Чтобы уйти, скрыться от тог что произойдет в тот же день и о чем будет написано в дневнике совсем иным тоном, каким он никогда не пишет о Грушницком и Мери, - только о природе и о той женщине, о ней, - о Вере.

Княжну Мери он описывает подробно: платье, косынка, ботинки, ножка, походка, глаза, ресницы – он все замечает. Веру он не описывает – мы имеем представление о ней только из короткого рассказа Вернера. Печорину не важно, какое на ней платье, какие ботинки; из ее внешности он вспоминает только одну деталь: родинка на шее. Все остальное: милый голос, глубокие и спокойные глаза – не детали портрета, а восприятие любящего человека. У женщины, которую любят, всегда милый голос и глубокие глаза.

Белинский в статье о «Герое нашего времени» пишет, что в романе «всех слабее обрисованы лица женщин, потому что на них особенно отразилась субъективность взгляда автора. Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно». Это очень точное наблюдение: читатель вынужден разделять отношение Печорина – он ничего не знает о Вере, кроме того, что это «единственная женщина в мире», которую Печорин « не в силах был бы обмануть».

Романтическая основа судьбы Мери в значительной мере реалистически уравновешивается психологически мотивированным изображением постепенного зарождения и развития в душе чувства любви. Это нельзя сказать о Вере. Изнутри она остается нераскрытой. Ее всепоглощающая любовь к Печорину дана в готовом виде, возникновение и развитие этой любви можно только гадательно предполагать (что, и было в данном сделано). Это наиболее объективный, лирического плана образ, представляющий собой как бы синтез образов Бэлы с ее естественностью и страстностью и Мери с ее утонченностью и сложной умственно-душевной организацией. В образе Веры, по словам Белинского «особенно отразилась субъективность взгляда автора. Но и он лишен какой-либо романтической ходульности и выспренности, и поэтому не выпадает из общего жизнедостоверного повествования о судьбе «странного человека», как Печорин.

Лермонтову удались и женские образы: жертвенно любящей, жаждущей счастья, но глубоко страдающей Веры и умной, благородной, нравственной и чистой Мери.

Вера - единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Ее образ начертан неясно: Лермонтов не описывает ее жизнь подробно, не раскрывает подробно и ее характер. Но при этом указывает на то, что Вера - единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту верность чувств не мог не оценить и сам Печорин: “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть”, - и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы еще более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу - главное, по его мнению, в жизни. Всепоглощающая любовь Веры к Печорину дана в готовом виде, возникновение и развитие этой любви можно только гадательно предполагать (что, и было в данном сделано). Это наиболее объективный, лирического плана образ, представляющий собой как бы синтез образов Бэлы с ее естественностью и страстностью и Мери с ее утонченностью и сложной умственно-душевной организацией. Образ Веры в какой-то мере проливает свет на возможные варианты судьбы Мери. Вера, очевидно, прошла тот же душевный «искус» приобщения ее Печориным миру дотоле неведомых духовно-нравственных ценностей и примеров, несовместимых с условной и во многом искусственной светской жизнью и моралью. Печорин не замечает какое у нее платье, не описывает ее ботинок и щиколоток; но все, что происходит в ее душе, он видит и чувствует мгновенно.

Упоминание о женщине, которую он любил в старину, возвращает Печорина к тому простому, искреннему тону, которым был начат его дневник. Вера - всего лишь грустный момент из прошлого Печорина. С ней он не был счастлив, потому что она была чужой женой, что, разумеется, острым кинжалом резало самолюбие Григория, и к тому же это был лишь временный порыв души героя. Печорин еще ни разу не назвал Веру по имени; она иногда значит больше, чем любые ласковые или страстные слова.

Трудно представить себе, чтобы после встречи с Мери Печорин испытал такую настоятельную необходимость

Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.

В "Герое нашего времени" Лермонтов сделал важное открытие - он использовал принцип: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману оригинальность, цельность восприятия, заставило читателя еще раз по-новому оценить вечную тему взаимоотношения мужчины и женщины.

Личные отношения людей – особенно любовь – потому так сложны, что они поднимают со дна человеческой души и самые лучшие, и самые дурные чувства; бывает невозможно предсказать, как поведет себя самый, казалось бы, благородный человек, если его оскорбят или ему покажется, что его оскорбили.

Все основные вопросы романа: социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», где герой снова пытается раскрыть важную загадку: в чём истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера. Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Таким образом, читая роман, мы понимаем. Что Григорий Александрович Печорин как бы поднёс зеркало ко всему своему поколению. Я думаю, что неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живём в то время, когда, разрушив старые принципы, ещё не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли «нравственными калеками»? На эти вопросы поможет найти ответ роман «Герой нашего времени» и особенно повесть «Княжна Мери», ведь, как мы видим, она действительно занимает центральное место в романе.

Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче - на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою жизненную философию. Ведь, с моей точки зрения, роль женщины в обществе велика и незаменима. К образам женщин литературы девятнадцатого века применяют эпитет "пленительные", и это правда. Женщина - источник вдохновения, мужества и счастья. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". На мой взгляд, эти строки как нельзя лучше раскрывают характер Печорина и показывают его отношение к женщинам.

Роман Лермонтова – опыт единения различных изобразительных эстетик. Изложение от третьего лица сменяется исповедальной монологической формой, что позволяет не только разнообразить ракурсы видения конфликта, но и подробно изучить идейные и эмоциональные коллизии, недоступные для раскрытия в одной повествовательной манере. Объективное видение рассказчика и субъективизм признаний героя намечают новые перспективы в развитии русского художественного сознания. Пожалуй, впервые в отечественной литературе трагедия героя была представлена во всей противоречивости побуждений, в контрастности свойств, составляющих характер, в глубине самопостижения, в отчаянии от самооткрытия.

ВЫВОДЫ:

Изучив литературу по теме, я сделала выводы:

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» женские образы играют важную роль для главного героя:

1). Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.

2). С их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь

3). Женские образы произведения проясняют противоречивый душевный мир главного персонажа.

Литература.

1. Большой учебный справочник «Русская литература».

2. Литература 9 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

3. Н. Долинина. Печорин и наше время. Издательство «Детская литература».

4. И. Е. Каплан, П. Г. Пустовойт. Русская литература 9 класс. Хрестоматия историко-литературных материалов. Издательство Москва

«Просвещение».