Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для участников

ЯРОСЛАВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ МОДЕЛЬ ООН 2010

YAROSLAVL INTERNATIONAL MODEL UN 2010

8-12 ноября

________________________________________________________________________________________________________________________

Адрес Секретариата: 150000, Ярославль, ул. Советская, 14 www . un . uniyar . ac . ru 8(4852)79-77-86 yarmun @ mail . ru

«Что? Как? И почему?»

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ)

Содержание

1. Модель ООН: суть, структура, этапы подготовки.

2. Памятка делегата по правилам процедуры.

3. Как написать Резолюцию.

1. Модель ООН: суть, структура, этапы подготовки

Модель ООН - это ролевая игра, в ходе которой имитируются заседания органов ООН. На несколько дней студенты становятся дипломатическими представителями различных государств, которые собрались в ООН, чтобы решить вопросы, волнующие все человечество. Модель требует от участника полного перевоплощения - делегат должен знать историю и внешнюю политику представляемой страны. В этом заключается гуманитарная цель подобных конференций - прочувствовать, чем живут другие нации. Звучит несколько высокопарно, но действует, если играть по правилам .

Каковы плюсы участия в модели? Участие в Модели поможет вам:

· приобрести ценные знания о том, как работает глобальная международная организация (познакомиться со структурой ООН, ее протоколом, форматом и деятельностью)

· попробовать себя в обсуждении ключевых политических и экономических вопросов современности, которые волнуют все человечество

· научиться отстаивать свою позицию, выделяя ее сильные стороны и маскируя слабые; и, одновременно, умение доказать, что позиция противника не верна

· получить навыки публичного выступления

· приобрести навыки ведения переговоров и дискуссий, подготовки документов

· приобрести ценную языковую практику делового английского и русского

· стать настоящим лидером и развить харизматические качества

· получить опыт работы в команде, создания блоков и коалиций, поиска компромиссов и т.д.

· завязать новые полезные как в профессиональном, так и в личностном плане знакомства и приобрести новых друзей

Итогом нашей работы становится резолюция, которая является компромиссом между позициями стран-участниц. И как пример неординарного, порой нового взгляда на мировую проблему, эта резолюция отсылается в Секретариат Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Основные этапы подготовки к Модели ООН

I . Выбор одной проблемы из предложенной повестки дня будущей конференции и написание тезисов

Тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы позволяют раскрыть содержание вопроса, дать его суть в кратких формулировках; глубоко разобраться в нём; проанализировать и создать возможность противопоставить свои мысли мыслям других.

Тезисы представляют собой личный взгляд участника на проблему, стоящую на повестке дня в выбранном органе, а не отражают позицию какой-либо одной страны. Тезисы формулируются в виде отдельных предложений-мыслей. Объем - 1-2 страницы печатного текста.

На основе тезисов Секретариат распределяет страны среди будущих участников Модели ООН.

Вот несколько рекомендаций для написания тезисов:

· Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.

· Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.

· Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной теме.

· Меньше эмоций – выше результативность.

· Помните, что главное действующее лицо Модели ООН – ВЫ!, поэтому пишите свою и только свою точку зрения.

Кроме того, тезисы должны включать: (1) в верхнем правом углу - инициалы и фамилии авторов (для каждого автора – сначала инициалы, а затем фамилия); (2) на следующей строке – полное название университета или института и страны – для иногородних участников; (3) повестку дня выбранного органа (на новой строке, симметрично по центру); (4) список стран, которые вы хотели бы представлять.

II . Изучение органа, в котором Вы планируете работать

Постарайтесь ответить для себя на следующий ряд вопросов:

· Какова цель создания данного Органа или комитета?

· Каковы его полномочия?

· Каков круг обсуждаемых тем?

· Что комитет не может санкционировать?

Источник информации : сайт ООН - http://www.un.org.

Сайт содержит информацию о различных конференциях в рамках ООН. На некоторых подстраницах, а также в пресс-релизах содержатся выступления представителей различных государств.

III . Подготовка позиции своей страны

Позиция страны – это точка зрения представляемого Вами государства по обсуждаемому вопросу. Нужно отличать её от тезисов (см. выше Тезисы ). Позиция страны не должна отражать ваш личный взгляд на проблему.

Выступлениями с позициями стран по рассматриваемому органом аспекту международной проблематики открывается заседание моделируемого органа. Продолжительность речи должна быть не более времени, установленного председателем (в среднем, две минуты). Основной задачей вступительной речи является донесение представителям делегации той проблематики, которую она предполагает важной и необходимой к рассмотрению мировым сообществом.

Помните, что Ваше выступление может сыграть важную роль в возможном образовании коалиций, т.е. объединении стран-союзников для создания рабочего проекта резолюции (см. ниже Резолюция ).

Каждое выступление должно начинаться с устоявшихся формул приветствия, таких как: “Уважаемый председатель, представители делегаций, дорогие коллеги…”, а завершаться, к примеру, “…Благодарю за внимание” или “Передаю слово господину председателю”. Речь должна быть информативной и выразительной.

Рекомендации к написанию Позиции страны:

1. Разложить вопрос повестки на простые составляющие, то есть на проблемы, которые вытекают из вопроса, стоящего на повестке дня того или иного органа.

2. Получить максимальное количество информации о представляемой вами стране по следующим пунктам:

· Краткая история и география страны.

· Сведения о политической системе страны.

· Экономическое положение представляемого государства.

· Войны и трагические события, которые определяют особенности политики.

· Культурные особенности.

· Религиозный фактор (если есть).

3. Изучить позицию страны по вопросам повестки дня. Советуем рассмотреть следующие позиции:

· Основные приоритеты внешней политики (доктрины и реальные шаги).

· Договоры (многосторонние и двусторонние), в которых состоит страна.

· Сведения, кто союзники, а кто противники представляемой страны.

· Выступления главы государства или правительства по этому вопросу.

· Выступления постоянного представителя страны в ООН.

4. Следует найти резолюции по проблеме повестки дня:

· Резолюции, принятые ООН.

· Решения на региональных саммитах (ЕС, АСЕАН, ОАГ и др.).

· Решения НАТО, ОБСЕ и др.

5. Нужно сформулировать для себя ожидаемый результат:

· Какие решения будут выгодны для страны.

· Какое решение страна готова предложить для данной проблемы.

· Какие решения категорически неприемлемы для данной страны.

Помните, что в зависимости от того, как серьёзно вы подойдёте к пункту «Подготовка позиции страны», будет зависеть успех вашего участия.

Задайте себе контрольные вопросы:

· Понимаю ли я суть проблемы, стоящей на повестке дня?

· Знаю ли я позицию «своей» страны по данному вопросу?

· Могу ли объяснить, почему у «моей» страны именно такая позиция?

· Знаю ли я, какие государства мои союзники, а какие – противники?

2. Памятка делегата по правилам процедуры.

Правила процедуры (Rules of Procedure) – свод правил, необходимых для ведения организованной дискуссии, принятия взвешенных решений, отражающих волю большинства при учете мнения и соблюдении прав меньшинства. Правила процедуры Модели основаны на правилах процедуры органов ООН, но включают некоторые элементы, свойственные правилам процедуры государственных законодательных органов.

Делегат (Delegate) – лицо, наделенное полномочиями выступать на международном форуме от лица государства или международной организации. Так как делегаты Модели ООН выражают не свое личное мнение, а мнение своего правительства, они должны избегать местоимения «я», заменяя его на «мы», «наша делегация», «наше правительство» и т. п. Обращаясь друг к другу или к председателю делегаты должны избегать использовать второе лицо, то есть вместо «не могли бы Вы пояснить …» следует говорить «не мог бы уважаемый представитель <название страны> пояснить …». На заседаниях делегаты должны придерживаться официального стиля в одежде. В случае неуважительного отношения делегата к председателю, другим делегатам или Модели ООН в целом председатель может вынести предложение лишить делегата права выступать на определенный срок, но не более чем до конца заседания. В случае повторных нарушений полномочия делегата могут быть отозваны руководством Модели. Делегаты обязаны посещать все заседания своего органа. Делегатам, пропустившим более четверти заседаний, сертификаты участников выдаваться не будут.

Председатель (President – в ГА, СБ и ЭкоСоС; Chair, Chairmen или Chairperson – в комитетах ГА и СПЧ) – один из делегатов форума, которому, по общему согласию участников, даются исключительные полномочия по управлению ходом дискуссии. Председатель предоставляет слово, то есть ни один из делегатов не должен говорить, не получив на то согласия председателя. Делегаты могут запросить слова, подняв табличку. Поднимать табличку во время выступления другого делегата, кроме как с вопросом личной привилегии, считается невежливым. Председатель следит за соблюдением ораторами регламента, а также за тем, чтобы они не отклонялись от обсуждаемого вопроса, и при необходимости может прервать их выступление. В связи с исключительностью своей роли, председатель отказывается от права представлять интересы своей страны, и может вносить предложения и высказывать свое мнение только по процедурным вопросам. В своих действиях председатель должен опираться на правила процедуры и согласие большинства делегатов.

Эксперт (Expert) – представитель Секретариата, участвующий в заседаниях в личном качестве. Он обладает меньшими правами, чем делегаты, так, он не может сам запрашивать слова, вносить предложения и голосовать. В своих выступлениях эксперт может напоминать делегатам факты и доводить до них официальную позицию ООН, но он не должен высказывать свое личное мнение по какому-либо вопросу.

Предложение (Proposal, Motion) – инициатива, выдвигаемая одним из делегатов или председателей. Предложение может касаться хода заседания (процедурное предложение, procedural motion) или резолюции, которая является итогом работы органа (предложение по существу вопроса, substantial motion, proposal). К предложениям по существу относятся проекты резолюции, поправки к рабочему проекту резолюции и поправки к поправкам. Список процедурных предложений приложен ниже. Там даны краткие описания видов предложений, максимальное число выступлений за и против, а также количество голосов, необходимое для принятия предложения.

Рассмотрение предложения (Consideration of a motion) проходит в три этапа: ознакомление с предложением (introduction), обсуждение предложения (debate) и голосование по предложению (voting). На первом этапе автор предложения оглашает его сущность (процедурные предложения) или зачитывает текст (предложения по существу). Затем, если еще хотя бы одна делегация это предложение поддерживает, автор получает право выступить в поддержку своего предложения и ответить на вопросы. Если после этого этапа ни у одной делегации нет возражений против предложения, то оно считается принятым консенсусом. При наличии возражений форум переходит к обсуждению предложения, то есть к выступлениям за и против. Регламент прений по процедурным предложениям устанавливает председатель, а по предложениям по существу – форум в целом путем соответствующих процедурных предложений. Если обсуждается поправка, то на втором этапе рассмотрения можно вносить поправки к поправке. После обсуждения предложения проводится голосование.

Резолюция (Resolution) – документ, отражающий коллективную волю участников форума. Работа над резолюцией проходит в четыре этапа. Сначала, на общих прениях (General Debate), все делегаты высказывают свою позицию по вопросу в целом, а также свои пожелания по содержанию и структуре резолюции. Затем, после неформальных консультаций, форум рассматривает поданные проекты резолюции (draft resolutions) и утверждает один из них в качестве рабочего (working draft). После этого в рабочий проект резолюции вносятся поправки (amendments). На последнем этапе измененный текст резолюции еще раз проверяют на логичность, последовательность, соответствие нормам права и языка, после чего он утверждается в качестве окончательного.

Выступление (speech) – речь делегата, в которой выражается позиция его страны по вопросу, стоящему на повестке дня, в целом (на этапе общих прений) либо по обсуждаемому предложению. Во втором случае в выступлении обычно содержится призыв голосовать за или против этого предложения, причем делегат должен заявить о цели своего выступления в его начале. После выступления делегат может согласиться ответить на вопросы других делегатов.

Вопрос к оратору (point of information) – вопрос, касающийся позиции страны или сути обсуждаемого предложения, который может быть задан после выступления делегата.

Вопрос личной привилегии (point of personal privilege) – вопрос, который ставится, если делегат испытывает какое-либо личное неудобство: ему плохо слышно выступающего, ему не выдали текст проекта резолюции или его смущает декольте впереди сидящей делегатки. Вопрос личной привилегии – это единственный случай, когда делегат может прервать выступление другого делегата.

Вопрос к председателю (point of parliamentary inquiry) – вопрос, касающийся правил процедуры, хода заседания и организационных моментов.

Вопрос к эксперту (point of factual inquiry) – вопрос, касающийся фактической стороны обсуждаемой проблемы и официальной позиции ООН. Он может быть задан с разрешения председателя.

Вопрос по ведению заседания (point of order) – вопрос, который ставится, если делегату кажется, что председатель или другой делегат нарушают правила процедуры. Этот вопрос должен быть немедленно разрешен председателем. При этом решение председателя может быть опротестовано.

3. Как написать Резолюцию

Умение составить резолюцию — необходимое условие, если Вы хотите принять активное участие в заседании. Резолюции и поправки к ним — всегда в центре внимания при ведении дебатов и переговоров.

Составить резолюцию гораздо проще, чем может показаться с первого взгляда.

Любая резолюция проходит три стадии:

1. Проект резолюции – представляется на неформальное рассмотрение членов данного органа или комитета самими авторами документа. Он может быть написан в вольной форме или в соответствии с требованиями оформления резолюций ООН.

2. Рабочий проект – документ, официально представленный Секретариатом на рассмотрение данного органа или комитета. Ему присваивается номер, и только после этого на данный документ можно ссылаться в официальных выступлениях.

3. Резолюция - документ, прошедший по итогам голосования в данном органе или комитете, либо принятый консенсусом.

Резолюция может быть подготовлена представителем государства единолично, либо совместно с представителями других государств.

Резолюция может содержать либо общие положения, либо побуждения к действиям по отношению к органам ООН, специализированным учреждениям ООН или государствам. И хотя, в основном, в резолюциях излагается план действий, некоторые резолюции могут содержать тексты договоров, деклараций или конвенций.

Каждый участник конференции готовит рабочий документ резолюции. Необходимо сказать о процессе лоббинга (важнейшая часть работы модели, в ходе которой делегаты объединяются в политические коалиции, представляют подготовленные ими проекты резолюций, обсуждают с коллегами по органу свои предложения, согласовывают свои позиции по обсуждаемому вопросу и составляют общий проект резолюции, который впоследствии будет рассматриваться на заседании Комиссии/Комитета). Одна страна не может представить на рассмотрение органу рабочий проект резолюции. В ходе работы путём голосования из общего числа проектов резолюции выбирается один, над которым идёт дальнейшая работа: обсуждение, внесение поправок. Проекты резолюций рассматриваются органом по порядку из регистрации Секретариатом. Если первый проект резолюции принимается делегатами, то другие – не рассматриваются.

Форма резолюции

Каждая резолюция представляет собой одно предложение с частями, разделенными запятой и точкой с запятой.

Подлежащее в таком предложении — наимено­ва­ние органа или комитета, который принимает резолюцию.

Текст резолюции делится на три части:

  1. шапку резолюции , которая содержит номер резолюции, присвоенный Секретариатом, и название резолюции;
  2. преамбулу , содержащую историю вопроса и нынешнее состояние проблемы; ее части начинаются с деепричастия

и содержат ссылки на действия, ранее предпринятые ООН в связи с данным вопросом, а также на документы ООН и ранее принятые резолюции;

3. фактическую часть, содержащую рекомендуемый план действий; каждая ее часть начинается с глагола

и описывает одно действие, последовательность действий должна быть логичной.

Советы по написанию резолюций

1. Включайте в фактическую часть пути решения проблемы, а не пустые утверждения.

2. Не предлагайте учредить новые комитеты, комиссии и рабочие группы, если не можете предложить источники для их финансирования.

3. Если все же предложено учредить какой-либо новый комитет, проверьте, не будет ли он дублировать уже существующие.

4. Всегда учитывайте резолюции, ранее принятые ООН по обсуждаемому вопросу. Не копируйте резолюции ООН, так как Секретариат Московской международной модели ООН отсылает резолюции, принятые на Модели в Секретариат ООН.

5. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей, имеют диспозитивный – рекомендательный ­– характер. Резолюции Совета Безопасности имеют императивное – то есть обязательное – действие.

6. Фактическая часть резолюций может заканчиваться пунктом: «Постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом».

Пример Резолюции

Ярославская Международная Модель ООН 2008

S/RES/7 (2008)

Совет Безопасности

Distr.: General
13 November 2008

Резолюция 7 (2008),

принятая Советом Безопасности на его 28-м заседании

13 ноября 2008 года

Совет Безопасности ,

основываясь на целях и принципах Устава Организации Объединённых Наций,

c сылаясь на все свои резолюции предшествующие данной, в частности резолюции 242 (1967), 338 (1973), 1397 (2002), 1515 (2003),

с удовлетворением отмечая Арабскую мирную инициативу, одобренную Лигой Арабских государств в 2008 г.,

выражая свою признательность заявлениям Израиля обсуждать Арабскую мирную инициативу,

поощряя стремление арабских стран установить контакты с Израилем для ускорения процесса урегулирования конфликта,

будучи глубоко взволнованным продолжающейся эскалацией насилия на Ближнем Востоке,

вновь требуя немедленно прекратить все акты терроризма и экстремизма,

поощряя усилия, направленные на скорейшее урегулирование вопроса о статусе израильских поселений на спорных территориях,

вновь поощряя реализацию принципа «земля в обмен на мир», как одного из основных принципов урегулирования данного конфликта,

приветствуя активные дипломатические усилия «четверки» посредников и других сторон, участвующих в процессе урегулирования конфликта,

  1. призывает стороны исключить применение силы в зоне конфликта;
  1. резко осуждает неисполнение обязательств по плану «дорожной карты продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе оценки выполнения сторонами своих обязательств»;
  1. выражает надежду на конструктивный диалог по соблюдению принципов «дорожной карты» в сотрудничестве с «четверкой» посредников;
  1. высоко оценивает позитивную роль процесса, начатого в Аннаполисе и продолженного на Парижской конференции по Ближнему Востоку, и настоятельно рекомендует действовать в рамках этого процесса с согласия всех заинтересованных сторон;
  1. приветствует инициативу Российской Федерации о проведении Московской конференции по Ближнему Востоку весной 2009 г.;
  1. призывает мировое сообщество оказывать всестороннюю помощь администрации Палестинской автономии в социально-экономической сфере и одобряет уже предпринятые шаги США по данному вопросу;
  1. требует от сторон, вовлечённых в конфликт, принять необходимые шаги и меры, которые бы обеспечивали выполнение резолюций Совета Безопасности;
  1. постановляет в дальнейшем заниматься этим вопросом.