Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания Санкт-Петербург 2006 удк планы семинарских занятий по психологии и педагогике. Методические указания. /Под общей ред. С. П. Ежова спб.: спбгти (ТУ). спб., 2006. с

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Кафедра социологии

В.В. Агафонова, Т.И. Дравнина, С.П. Ежов,

Е.А. Ливач, В.А. Ткачук

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ И

ПЕДАГОГИКЕ

Методические указания

Санкт–Петербург

2006

УДК

Планы семинарских занятий по психологии и педагогике. Методические указания. /Под общей ред. С.П. Ежова – СПб.: СПбГТИ (ТУ).- СПб., 2006.- с.

Методические указания содержат темы семинарских занятий с рекомендациями по каждому из вопросов, тематику докладов и контрольных вопросов, списки основной и дополнительной литературы по каждой теме семинара.

Предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента всех специальностей дневного и вечернего отделений.

Соответствуют рабочей программе учебной дисциплины «Психология и педагогика».

Утверждено на заседании учебно–методической комиссии гуманитарного отделения.

Рекомендовано к изданию

РИСо СПбГТИ (ТУ)

© Кафедра социологии СПбГТИ (ТУ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………..

Тема 1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 4

Тема 2. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ.. 7

Тема 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. 9

Тема 4. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ. 11

Тема. 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. 13

Тема 6. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ. 15

Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 17

Тема 8. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.. 19

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. 21

Тема 10. ТЕМПЕРАМЕНТ, ЕГО ТИПЫ И СВОЙСТВА. 23

Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА. 25

Тема 12. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИЯ.. 27

Тема 13. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. 29

Тема 14. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ. 31

Тема 15. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ………………………………………………….

Тема 16. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. 33

Тема 17.РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.. 35

Тема 18. ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА.. 39


ВВЕДЕНИЕ.

Семинарские занятия является обязательной формой обучения, и имеют целью закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на лекциях, а также при самостоятельной работе.

Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение докладов. С их помощью студент должен получить навыки публичных выступлений. Особое внимание следует обращать на развитие умений и навыков, необходимых студентам для практической деятельности, эффективной работе в современной организации.

Данные методические указания предназначены для оказания помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям. Они носят комплексный характер и включают в себя темы и планы занятий, вопросы, выносимые на обсуждение с рекомендациями по их освещению, тематику докладов, а также список основной и дополнительной литературы.

Тематический план семинарских занятий.

№ п/п

Наименование темы

Кол–во часов

I

II

1

Психология как наука

2

2

Психика и сознание

2

3

Сенсорно–перцептивные процессы: ощущение и восприятие

2

4

Интегративные психические процессы: внимание и память

2

5

Представление и воображение

2

6

Мышление и интеллект

2

7

Психология эмоций и чувств

2

8

Психические состояния

2

9

Психология личности

2

10

Темперамент, его типы и свойства

2

11

Психология характера

2

12

Теория деятельности и мотивация

2

13

Психология общения

2

14

Педагогика как наука об образовании

2

15

Методы обучения

2

16

Развитие и воспитание личности

2

17

Психология обучения

2

18

Психология поведения субъектов рынка

2

Итого

36

Примечание: I – количество часов для студентов дневного отделения по специальностям:

06.08.00 – «Экономика и управление на предприятиях» и 08.05.05 – «Управление персоналом».

II – количество часов для студентов дневного отделения по специальностям:

06.11.00 – «Менеджмент организации», 06.15.00 – «Маркетинг», 35.07.00 – «Реклама» и для студентов всех специальностей вечернего отделения.

Тема 1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

2. Психология как научная дисциплина в структуре современных наук

3. Основные методы психологических исследований.

4. Сферы практического применения психологического знания.

Методические советы

При рассмотрении первого вопроса следует определить психологию как науку о закономерностях развития и функционирования психики. Психология как многоотраслевая дисциплина включает в себя фундаментальную психологию, цель которой – в установлении фактов и законов психической деятельности, прикладную психологию, изучающую психические явления в конкретных ситуациях и условиях, практическую психологию, использующую психологические знания для решения конкретных задач. Нужно прояснить отличие научной психологии от популярной, обыденной и парапсихологии, обозначить основные этапы развития психологических знаний, связь психологии с другими науками о человеке.

По второму вопросу нужно дать общую характеристику методов исследования и диагностического инструментария психологии, остановившись более подробно на методах наблюдения, беседы, тестирования и эксперимента.

Третий вопрос должен быть посвящен рассмотрению прикладных областей современной психологии (организационная, экономическая, инженерная, педагогическая, медицинская, юридическая и пр.), а также формам практического применения психологического знания: психологическое консультирование, психотерапия, групповые формы.

Контрольные вопросы:

1. Что определяет специфичность предмета психологии?

2. Каковы основные различия между научными и ненаучными психологическими знаниями?

3. Какое место занимает психология в системе современных наук?

4. Какие задачи решает психолог в организации?

Темы докладов:

1. Этапы развития психологии как науки

2. Методы исследования в психологии.

3. Организационное консультирование и его цели.

4. Отрасли прикладной психологии, связанные с экономической деятельностью человека

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Болотова А.К. Прикладная психология. Учеб. для вузов.- М.: Аспект-Пресс, 2002

2. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности.- М., 2002

3. Марцинковская Т.Д. История психологии.- Учеб. пособие.- М.: Академия.- 2001

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

5. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

Дополнительная:

1. Занковский А. Организационная психология.- М.: Флинта, 2002

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2000.- (Учебник нового века).

3. Психология: Учебник для технических вузов/ Под ред. В.Н.Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

4. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004 год, № 2. – С.104-118.

Тема 2. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

1. Происхождение и эволюция психики человека.

2. Физиологические основы психики человека. Строение нервной системы и мозг.

3. Сознание как высший уровень отражения и саморегуляции.

Методические советы:

При подготовке по первому вопросу прежде всего необходимо дать определение психики как свойства высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий объективный мир. Далее надо рассмотреть особенности психического отражения, этапы эволюции психики.

По второму вопросу нужно кратко рассмотреть основные нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности, дать понятия нейрона, синапса, электрической активности мозга, перечислить основные отделы центральной и периферической нервной системы.

При подготовке к третьему вопросу вначале надо остановиться на рассмотрении функций (познавательная, регулятивная и коммуникативная) и структуры психики (процессы, состояния и свойства), а затем перейти к рассмотрению природы сознания и бессознательного.

Контрольные вопросы:

1. Что такое психическое отражение?

2. В чем отличие рефлекса от инстинкта?

3. Назовите этапы развития психики в филогенезе.

4. Перечислите основные отделы нервной системы.

Темы докладов:

1. Функции соматической и вегетативной нервной системы.

2. Специализация полушарий головного мозга.

3. Структура и классификация состояний сознания.

Рекомендуемая литература

Основная :

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов. - М.: Академ.проект, 2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология.- М.: Академия, 2002

4. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

5. Шабельников В.К. Психология души. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2003

Дополнительная:

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.- Т.1, ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр.- М.: Мир, 1996

2. Данилова Н.Н. Психофизиология.- М., 1999

3. Основы психофизиологии: Учеб. пособие. / Отв. Ред. Ю.И. Александров.- М.: Изд.дом «Инфра-М», 1997

4. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. Дружинина.- М.: Инфра-М, 1999

5. Спивак Л.И., Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность.- 1996.- Т.2, №4.- С.48

6. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В.- Минск: Харвест, 1998

7. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы.- М.: Российское психологическое общество, 1998

Тема 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ.

1. Ощущение как процесс первичной сенсорной обработки информации.

2. Восприятие и его виды.

3. Межличностное восприятие и его законы.

Методические советы.

При подготовке к первому вопросу следует дать понятие ощущения как отражения психикой отдельных свойств предметов и явлений; определение анализатора и его частей, видов ощущений по расположению рецепторов (экстерорецептивные, интерорецептивные, проприорецептивные) и по модальности раздражителя (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, органические – голода, жажды, насыщения, боли). При характеристике анализаторов надо рассмотреть понятия абсолютного и дифференциального порога ощущений. Дать понятие основного психофизического закона (закон Вебера-Фехнера).

При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть понятие восприятия как отражения целостных предметов и явлений действительности в совокупности их свойств, законы восприятия (целостности, предметности, константности, обобщенности, активности, апперцепции, избирательности) и виды восприятия (восприятие предметов, времени, движения, пространства, восприятие отношений, восприятие человека).

При подготовке к третьему вопросу нужно дать определение социальной перцепции (восприятия социальных объектов в социальном контексте, прежде всего восприятия людьми друг друга в процессе общения), а затем перейти к рассмотрению развития восприятия в онтогенезе и к основным проблемам в области межличностного восприятия: условий и факторов, влияющих на оценку людьми друг друга, личностных особенностей восприятия (возрастных, половых, профессиональных), закономерностей формирования первого впечатления.

Контрольные вопросы:

1. Что такое подпороговое восприятие?

2. Какие существуют виды кожных ощущений?

3. Чем отличается восприятие от ощущения?

4. Каковы свойства восприятия?

5. Где и как проявляется «эффект ореола»?

Темы докладов:

1. Сенсорная депривация и ее последствия для психики.

2. Психические нарушения восприятия.

3. Восприятие времени, пространства и движения.

4. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

5. Самопрезентация как направленное формирование первого впечатления.

Рекомендуемая литература .

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология.- М.: Академия, 2002

4. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

5. Шабельников В.К. Психология души. Учеб. пособие для вузов.- М.:Академия, 2003

Дополнительная :

1. Годфруа Ж. Что такое психология.- М., 2002

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов.- М.:Высшая школа, 2001

3. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001

4. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебн. пособие.- М., Воронеж, 2002

5. Леонтьев А.А. Психология общения. Учеб. пособие для вузов.- М.: Смысл, 1999

6. Психология ощущений и восприятия./Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М., 2002

7. Рогов Е.И. Психология общения.- М.: Владос, 2001

Тема 4. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.

1. Понятие и свойства внимания.

2. Основные мнемические процессы. Классификация и специфика видов памяти.

3. Закономерности запоминания и способы улучшения памяти

4. Факторы забывания и расстройства памяти.

Методические советы :

При подготовке к первому вопросу следует дать определение внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности на каком-либо объекте восприятия, а затем рассмотреть функции внимания (отбор значимых и игнорирование конкурирующих воздействий, удержание, регуляция и контроль деятельности), свойства внимания (объем, концентрация, распределяемость, переключаемость, устойчивость, предметность, активность).

При ответе на второй вопрос нужно раскрыть понятие памяти как формы психического отражения результатов прошлого взаимодействия человека со средой. Затем нужно сказать об особенностях процессов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания. При классификации видов памяти нужно остановиться на сенсорной, образной, вербальной, понятийной, эмоциональной, а также дать возможные классификации памяти по другим критериям.

При ответе на третий вопрос следует обратить внимание на общий уровень развития памяти, уровень развития отдельных видов памяти, соотношение запоминания и сохранения информации, профессиональную направленность памяти и рассказать о способах управления памятью.

При ответе на четвертый вопрос необходимо обратить внимание на факторы, которыми может быть обусловлено забывание, условия улучшения сохранения информации в памяти и ее воспроизведения.

Контрольные вопросы :

1. Какие виды и качества внимания проявляются у человека?

2. Что такое послепроизвольное внимание?

3. Как и почему проявляются колебания внимания?

4. Чем может быть вызвана рассеянность внимания?

5. Что такое оперативная память и каков ее объем?

6. Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?

Темы докладов:

1. Способы развития произвольного внимания.

2. Расстройства памяти

3. Мнемические свойства личности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ.проект, 2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Психология. Учебник для экономических вузов /Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

4. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология. М.: Академия, 2002

Дополнительная:

1. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х томах. Т.3.- Л., 1991

2. Домрышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.- М.: Тривола, 1995

3. Кроль В.М. Психология и педагогика. Для студентов технических вузов.- М.: Высшая школа, 2001

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2003

5. Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания // Вопросы психологии. 2005 год, № 6. – С.91-97.

Тема. 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.

1. Представление. Основные свойства и виды представлений.

2. Воображение как психический процесс. Репродуктивное и творческое воображение.

3. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

Методические советы.

При ответе на первый вопрос необходимо рассказать о представлении как о вторичном обобщенном образе, звене перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению; также рассмотреть классификации представлений: по происхождению (возникшие на основе ощущений, воображения и мышления), по степени обобщенности (единичные и общие), по анализаторам (зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные).

Второй вопрос предполагает рассмотрение воображения как психического процесса создания в сознании новых образов. Необходимо также остановиться на особенностях репродуктивного и творческого воображения.

При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на различиях в отношении характера доминирующего типа воображения, а также на возрастных особенностях динамики развития воображения.

Контрольные вопросы:

1. Что такое представление?

2. Назовите основные свойства и виды представлений.

3. Дайте определение понятия воображение.

4. Какие основные особенности репродуктивного воображения?

5. Какова роль творческого воображения в жизни человека?

Темы докладов:

1. Индивидуальные особенности представления и его развитие.

2. Воображение и индивидуальное творчество.

3. Влияние воображения на состояние организма.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ.проект,2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Психология. Учебник для экономических вузов /Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

4. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология. М.: Академия, 2002

Дополнительная:

1. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х томах. Т.3.- Л., 1991

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. Для студентов технических вузов.- М.: Высшая школа, 2001

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2003

Тема 6. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ.

1. Природа, основные виды и формы мышления.

2. Понятие и структура интеллекта. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.

3. Характеристики творческого мышления.

Методические советы.

Первый вопрос семинара предусматривает уяснение понятия мышления как обобщенной и опосредованной формы психического отражения, специфики видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), рассмотрение операций мышления (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация) и форм мышления (понятие, суждение, умозаключение).

При подготовке ко второму вопросу нужно обратиться к основным подходам к понятию интеллекта, его структуры, оценкам интеллекта. Далее можно рассмотреть генетические и социальные факторы развития интеллекта, возрастные и гендерные особенности интеллекта, а также индивидуальные качества мышления (широта, гибкость, быстрота, критичность и т.д.)

Третий вопрос должен быть посвящен сравнению особенностей репродуктивного и продуктивного мышления, понятиям дивергентного и конвергентного мышления, характеристикам творческого мышления.

Контрольные вопросы :

1. В чем отличие допонятийного и понятийного мышления?

2. Какие виды умозаключений вы знаете?

3. В чем отличие мышления от интеллекта?

4. Что такое IQ (коэффициент интеллекта)?

5. Из каких стадий состоит процесс решения задачи?

6. Что такое «социальный интеллект»?

Темы докладов :

1. Этапы развития мышления ребенка.

2. Индивидуально-личностные особенности интеллекта.

3. Стили мышления и их особенности.

4. Расстройства мышления.

5. Творческое мышление. Барьеры творческого мышления.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.Проект, 2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология.- М.: Академия,2002

4. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

Дополнительная:

1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. Для студентов технических вузов.- М.: Высшая школа, 2001

3. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001.- (Учебник нового века)

4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003 год, № 4. – С.13-18.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003

6. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода)-Учеб-метод. пособие.- М., Воронеж, 2003

7. Формирование системного мышления в обучении. Учеб. пособие./Под ред. З.А.Решетовой.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002

Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ.

1. Понятие и классификация эмоций. Психологические теории происхождения эмоций.

2. Закономерности формирования высших чувств.

3. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

Методические советы

При подготовке к первому вопросу нужно дать определение эмоций как психического отражения мира в форме переживаний, перечислить и охарактеризовать основные формы эмоциональных переживаний (собственно эмоции, чувства, аффекты, настроение). Затем перейти к рассмотрению основных теорий эмоций.

При ответе на второй вопрос нужно провести сравнительный анализ эмоций и чувств по физиологическим основам, содержанию, затем разобрать несколько примеров чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные, практические и т.п.).

При рассмотрении индивидуальных различий эмоциональных особенностей личности следует уделить внимание таким личностным свойствам, как эмотивность, эмпатия, эмоциональная устойчивость, экспрессивность.

Контрольные вопросы :

1. Как проявляются эмоции?

2. Что такое аффект?

3. Как эмоции влияют на деятельность?

4. Каковы функции эмоций в психике?

Темы докладов :

1. Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

2. Теория эмоций Джемса-Ланге.

3. Дезорганизующая роль эмоций.

4. Любовь и дружба как высшие человеческие чувства.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб.пособие для вузов.- М.: Академ.Проект, 2001

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

4. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология.- М.: Академия,2002

5.

Дополнительная:

1. Грановская Р.М. Психология в примерах.- СПб.: Речь, 2002

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978

3. Изард К.И. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 1999.- (Мастера психологии)

4. Кордуэлл М. Психология . А-Я: Словарь-справочник.- М.,2002

5. Психические состояния. Хрестоматия.- СПб.: Питер, 2000

6. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина.- М.: Инфра-М, 1999

7. Шабельников В.К. Психология души. Учеб пособие для вузов.- М.: Академия, 2003

Тема 8. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

1. Классификация психических состояний человека. Стресс и депрессия как виды отрицательных психических состояний.

2. Психические состояния в профессиональной деятельности.

3. Измененные состояния сознания.

Методические советы

При подготовке к первому вопросу необходимо определить психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, дать классификацию психических состояний по различным основаниям: по содержанию, происхождению, глубине, степени осознанности, влиянию на деятельность и пр.

При ответе на второй вопрос нужно дать определение психофункционального состояния как системы психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени. Далее нужно рассмотреть отдельные ПФС (адекватной мобилизации, напряженности, утомления, монотонии) и их влияние на работоспособность человека.

При ответе на третий вопрос нужно обратить внимание на характеристики двух главных состояний человека: сна и бодрствования (активации организма), а затем перейти к краткой характеристике измененных состояний.

Контрольные вопросы :

1. Какие состояния сознания выделяет современная психология?

2. Каковы основные детерминанты психического состояния человека?

3. Что такое фрустрация?

4. Какие фазы стресса вы знаете?

5. Каковы фазы состояния утомления на «кривой напряженности»?

6. Что говорит закон Йеркса-Додсона-Хеба об оптимальном состоянии?

Темы докладов :

1. Стресс и его влияние на деятельность.

2. Сон как психическое состояние.

3. Депрессия, ее причины и проявления.

4. Психотропные вещества и измененные состояния сознания.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

2. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология.- М.: Академия, 2002

3. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учеб пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ,2001

Дополнительная:

1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Институт психологии.- М.: ИП РАН, 1995

2. Грановская Р.М. Психология в примерах.- СПб.:Речь, 2002

3. Психические состояния. Хрестоматия.- СПб.: Питер, 2000

4. Психические состояния в профессиональной деятельности человека // Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина.- СПб.: Питер, 2000.- Гл. 26.- С.465

5. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ.- М., 2001

6. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Полкунова Е.В. Семейные факторы депрессии // Вопросы психологии. 2005 год, № 6. – С.63-71.

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

1. Понятие и структура личности.

2. Основные теории личности.

3. Способности и их развитие.

Методические советы

При подготовке к первому вопросу следует четко разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», подчеркнуть взаимодействие биологического и социального в личности при ведущей роли социального фактора. Далее рассмотреть уровни и соотношение элементов структуры личности: направленности, опыта, способностей, темперамента, характера, воли, ценностных ориентаций.

При подготовке ко второму вопросу нужно обратиться к структуре личности по З.Фрейду и ее составляющим: «Оно», «Я», «Сверх-Я», рассмотрению фаз развития личности, понятиям либидо и защитных механизмов личности. Дать определение личности в рамках бихевиоризма (личность – это организованная и относительно устойчивая система навыков) и основных понятий поведенческой теории: научение, подкрепление, оперантное обусловливание, самоэффективность, субъективная значимость, доступность, поведенческий потенциал. Рассмотреть понятие и характеристику «самореализующейся личности» по А.Маслоу, изложить основные идеи феноменологического подхода к личности К.Роджерса.

При ответе на третий вопрос следует дать определение способностей и их классификацию, уровни проявления способностей, структуру сложных и профессиональных способностей, обозначить проблему измерения и развития способностей.

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие взглядов и убеждений личности?

2. В каких формах проявляется направленность личности?

3. Что входит в содержание структур «Сверх-Я» и «Оно»?

4. Что такое сублимация?

5. Приведите пример психологической проекции?

6. Что К.Роджерс включает в понятие «конгруэнтность»?

7. Что такое способности?

Темы докладов:

1. Иерархическая структура личности по К.К.Платонову

2. Конституционные типологии личности Э.Кречмера и У.Шелдона.

3. Талант: его происхождение и структура.

4. Карл Густав Юнг и аналитическая психология.

5. Социокультурная теория личности Карен Хорни.

6. Основные понятия когнитивной теории личности Дж.Келли

7. Трансперсональная психология.

8. Структура профессиональных способностей менеджера.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ.Проект, 2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология М.: Академия, 2002

4. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

Дополнительная:

1. Разорина Л.М. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии. 2005 год, № 1. – С.79-87.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 1997.- (Мастера психологии)

3. Фрейд З. Введение в психоанализ.- СПб.- В 2-х Т.- 2000

4. Юнг К.Г. Аналитическая психология.- СПб., 1994

5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии.- М., 1995

Тема 10. ТЕМПЕРАМЕНТ , ЕГО ТИПЫ И СВОЙСТВА.

1. Понятие темперамента.

2. Теории темперамента.

3. Психодиагностика.

Методические советы :

При раскрытии первого вопроса необходимо дать понятие темперамента как динамической характеристики психики, обуславливающей интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Далее описать психологические характеристики различных типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и особенностях их проявления в общении и деятельности.

При рассмотрении второго вопроса следует исходить из учения И.П. Павлова о типах нервной деятельности. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов возбуждения и торможения как основа темперамента. Также необходимо рассмотреть гуморальные и конституциональные теории темперамента.

При работе с третьим вопросом необходимо начать с понятия психодиагностики, затем обратиться к основным направлениям, методам и задачам психодиагностики.

Контрольные вопросы :

1. Дайте определение темперамента.

2. Как проявляется в поведении экстраверсия?

3. К какому темпераменту относится сильный, уравновешенный, инертный тип?

4. Связаны ли моральные качества человека с его темпераментом?

Темы докладов :

1. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

2. Темперамент в зарубежной психологии.

3. Личность и темперамент.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ.Проект, 2002

2. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности.- М., 2002

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб

4. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология М.: Академия, 2002

5. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

Дополнительная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д., 2003

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 1997.- (Мастера психологии)

3. Фрейд З. Введение в психоанализ.- СПб.- В 2-х Т.- 2000

4. Юнг К.Г. Аналитическая психология.- СПб., 1994

5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии.- М., 1995

Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА.

1. Понятие и типологии характера.

2. Акцентуации характера.

3. Воля в структуре характера

Методические советы.

При ответе на первый вопрос желательно предложить несколько возможных определений характера у разных авторов, чтобы продемонстрировать разнообразие подходов к пониманию этого феномена в плане различного соотношения врожденных и социальных факторов. Далее можно рассмотреть пример типологии характеров.

При ответе на второй вопрос нужно вначале дать определение черты личности как сформировавшейся устойчивой предрасположенности к определенному поведению, затем понятие акцентуации как чрезмерной выраженности отдельных черт характера, а после этого перейти к описанию типов акцентуаций.

В третьем вопросе при определении воли как способности к сознательной произвольной саморегуляции нужно рассмотреть функции воли в психике, волевого усилия как состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека, структуру волевого действия и волевых качеств личности.

Контрольные вопросы:

1. Какие свойства характера вы знаете?

2. Какова структура характера?

3. В чем отличие характера от темперамента?

4. Являются ли акцентуации врожденными или приобретенными особенностями характера?

5. В чем состоит волевой механизм «дополнительного смыслообразования»?

6. Перечислите уровни самооценки.

Темы докладов:

1. Типология социальных характеров Э.Фромма.

2. Волевые свойства личности.

3. Формирование и развитие «Я-концепции» личности.

4. Типологическая модель акцентуаций характера К.Леонгарда.

5. Манипулятивные характеры Э.Шострома.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ.Проект, 2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб

3. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология М.: Академия, 2002

4. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

Дополнительная:

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание.- М.:2001

2. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых.- М.: Проект-Ф, 2001

3. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров.- Самара: Изд.дом «Бахрах», 1997

4. Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Изд.Дом «БАХРАХ-М», 2003

Тема 12. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИЯ

1. Понятие деятельности. Специфика и виды человеческой деятельности.

2. Потребность как побудительная основа деятельности. Структура потребностей человека.

3. Понятие мотива и мотивации.

Методические советы :

При подготовке к первому вопросу необходимо определить отличия человеческой деятельности от активности животных, дать ее основные характеристики (целенаправленность, предметность, культурно-историческая обусловленность, социальный и продуктивный характер), рассмотреть структуру деятельности и ее основные виды.

При рассмотрении побудительной стороны психики надо дать определение потребности как переживаемой человеком нужды в чем-либо, рассмотреть структуру потребностей человека, остановившись подробнее на некоторых из них.

При подготовке к третьему вопросу нужно рассмотреть мотивацию как процесс, стимулирующий активность поведения, и как совокупность внешних и внутренних факторов, детерминирующих поведение. Далее следует уделить внимание решению проблемы мотивации в рамках бихевиоризма, психоаналитической, гуманистической и когнитивной теориях мотивации.

Контрольные вопросы :

1. Сравните понятия поведения и деятельности.

2. Как в поведении проявляется потребность во власти?

3. В чем отличие мотива от мотивировки?

4. Что такое мотив аффилиации?

Темы докладов :

1. Теория потребностей Д.МакКлелланда.

2. Мотивация просоциального поведения человека.

3. Теория когнитивного диссонанса.

4. Гуманистическая теория мотивации.

Рекомендуемая литература

Основная :

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ.Проект, 2002

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

3. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология М.: Академия, 2002

4. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

Дополнительная:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975

2. Маслоу А.Х. Мотивация и личность.- СПб., 2001

3. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М., 1990

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер с нем.- М.: Педагогика, 1986

5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов.- М.: Логос, 1996

Тема 13. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.

1. Общение как социально-психологический феномен.

2. Речь как психический процесс и средство общения.

3. Коммуникативные свойства личности.

Методические советы

При подготовке к первому вопросу необходимо рассмотреть понятие общения (специфическая форма взаимодействия между людьми как членами общества), три стороны процесса общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная), этапы процедуры общения, а также дать классификацию видов общения. Затем можно перейти к характеристике вербальных и невербальных средств общения.

При подготовке ко второму вопросу нужно остановиться на понятии языка как системы знаков, включающей слова с их значениями и синтаксис, его функций (средство передачи опыта, общения, орудие интеллектуальной деятельности), а затем перейти к рассмотрению речи как психического процесса, ее функций (обозначения и коммуникации), особенностей организации речевой коммуникации.

При ответе на третий вопрос нужно обратить внимание на критерии успешности общения, общительность, контактность, коммуникативную совместимость как условия эффективности общения. Далее можно рассмотреть структуру личностной коммуникативной компетентности, понятие стиля общения.

Контрольные вопросы :

1. Назовите три стороны процесса общения.

2. Какие невербальные средства общения вам известны?

3. Проанализируйте влияние личностных особенностей на общение.

Темы докладов :

1. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении.

2. Особенности делового общения.

3. Социальный интеллект и успешность общения.

4. Трудности и барьеры межличностного общения.

5. Половозрастные особенности общения.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ.Проект, 2002

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х Т.- СПб, 2002

4. Петровский А.В., Ярошевский М.К. Психология М.: Академия, 2002

5. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

6. Рогов Е.И. Психология общения.- М.: Владос, 2001

Дополнительная:

1. Бодалев А.А. Психология общения.- М.; Воронеж, 1996

2. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПб.: Питер. 2001

3. Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 1999

4. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ.- Спб.:Питер,2001

5. Практическая психология. Учеб.пособие для вузов./Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Дидактика плюс, 2001

6. Речь и общение // Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.А. Дружинина.- СПб.: Питер, 2000.- Гл.14.- С.237

Тема 14. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ.

1. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет и функции педагогики.

2. Основные категории педагогики.

3. Образование как общечеловеческая ценность.

Методические советы.

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение педагогики, рассказать о ее значении в системе наук о человеке, о связи с другими науками, а также подробно рассмотреть функции педагогики.

В рамках второго вопроса следует определения основных категорий педагогики: образования, обучения, воспитания, педагогического процесса, педагогического взаимодействия, и подробно рассмотреть эти явления.

При раскрытии третьего вопроса необходимо остановиться на гуманизации образования как общепедагогическом принципе. Рассмотреть гуманистические функции, цели и содержание современного образования.

Контрольные вопросы:

1. Назовите функции педагогики.

2. Дайте определение основных категорий педагогики.

3. В чем состоит принцип гуманизации образования?

Темы докладов:

1. Основные проблемы современной педагогики.

2. Требования предъявляемые к психолого-педагогическому эксперименту.

3. Проблемы работы с одаренными и педагогически запущенными детьми.

4. Проблема психолого-педагогической подготовки учителя.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2003

2. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Сост. А.А.Радугин.- М.: Центр, 2002

3. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов.- СПб.: Питер, 2000

4. Такман, Брюс У. Педагогическая психология: от теории к практике.- М.: Прогресс,2002

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов.- М., 2001

Дополнительная :

1. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005 г. - № 6, стр. 59-65.

2. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. 2005 г. - № 10, стр. 12-18.

3. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. Содержание образования: культурологический подход // Педагогика. 2005 г. - № 1, стр. 13-19.

4. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода // Педагогика. 2004 г. - № 2, стр. 3-10.

5. Кроль В.М. Психология и педагогика: для студентов технических вузов. Учеб.пособие.- М.: Высшая школа, 2001

6. Левитес Д.Г. Российская школа: цели и ценности // Педагогика. 2004 г. - № 7, стр. 12-17.

7. Рукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика. 2005 г. - № 10, стр. 3-10.

8. Сластенин В.А., Каширин В.П.. Психология и педагогика: Учеб.пособие.- Academia, 2001

Тема 15. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

1. Дидактика как отрасль общей педагогики.

2. Методы обучения

3. Формы обучения.

Методические советы

При подготовке к первому вопросу первоначально надо уяснить само понятие «дидактика» (от греч. – поучающий, изучающий), понимание дидактики, как искусство обучения и как теорию, и практику обучения.

Далее, следует выяснить основные категории дидактики – обучение, преподавание, учение. Дидактическое отношение: преподавание – учение является основой любого вида обучения.

Заключительный этап – раскрытие закономерностей процесса обучения (внешних и внутренних) и основных дидактических принципов.

Во втором вопросе важно подчеркнуть, что методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся ради достижения целей обучения. Выбор методов зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и учеников, от особенностей учебного предмета, целей и задач обучения, материально–технической оснащенности учебного заведения и от выделяемого времени на решение дидактических задач. В заключение второго вопроса нужно проанализировать одну из типологий методов обучения.

В третьем вопросе надо в начале выявить признаки и особенности лекционно–практической системы обучения. Далее, следует обратить внимание на активные формы обучения–тренинга, ролевые и деловые игры, «мозговой штурм».

Контрольные вопросы:

1. Определите предмет дидактики.

2. Что понимается под методами обучения?

3. Какие образовательные технологии вам известны?

4. Расскажите об учебно–плановых, внеплановых и вспомогательных формах обучения.

5. Назовите основные функции, виды и методы проверки знаний, умений и навыков.

Темы докладов:

1. Реферирование работы Яна Амоса Коменского «Великая дидактика».

2. Диалог как основная форма сотрудничества преподавателя и студента.

3. Современная лекция и основные требования к ней.

4. Идеальная лекция с точки зрения студента факультета экономики и менеджмента.

5. Активные формы обучения.

6. Роль Интернета в процессе обучения.

7. Как провести проверку знаний, умений и навыков.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Уч. пособие. СПб., 2006г.

2. Педагогика. Уч. пособие под ред. Пидкасистого П.И. М., 2006г.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2004г.

Дополнительная:

1. Даринская Л.А. Идеальная лекция в представлении студентов–медиков Санкт–Петербургского государственного университета // Вестник образование и развитие науки РАЕН, 2004г., № 8

2. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990

Тема 16. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Структура и содержание педагогического процесса.

2. Дидактические принципы современного образования.

3. Психологические особенности обучения. Структура педагогической деятельности.

Методические советы

При подготовке к первому вопросу следует раскрыть основополагающие категории педагогики: образование, обучение, воспитание, самообразование, после чего рассмотреть структурные компоненты педагогического процесса (цель, принципы, содержание, методы, средства, формы). Большое внимание уделить цели образования.

При ответе на второй вопрос нужно рассмотреть основные принципы современной дидактики: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности, связи с практикой.

При работе над третьим вопросом нужно раскрыть понятие обучения как деятельности и ее основные характеристики; средства учебной деятельности (интеллектуальные действия, языковые средства); способы (репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия); продукт учебной деятельности (новообразования психики); элементы структуры учебной деятельности (мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка).

Контрольные вопросы :

1. Каковы цели современного образования?

2. Какие вы знаете методы традиционного обучения?

3. Какие существуют формы организации учебной деятельности?

4. В чем отличие целей и методов воспитания и обучения?

5. Как вы понимаете принцип активности обучения?

Темы докладов:

1. Основные принципы гуманистической педагогики.

2. Технологии развивающего обучения.

3. Сущность проблемного обучения.

4. Стили педагогического общения.

5. Информационные технологии в обучении.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кроль В.М. Психология и педагогика: для студентов технических вузов. Учеб.пособие.- М.: Высшая школа, 2001

2. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Питер, 2000

3. Сластенин В.А., Каширин В.П.. Психология и педагогика: Учеб.пособие.- Academia, 2001

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов.- М., 2001

Дополнительная:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: для студентов технических вузов: Учеб. пособие.- М.: Высшая школа, 2001

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для вузов.- М.: Academia, 2003

4. Педагогическая психология и педагогика./ Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003, Гл.7.

5. Тестов В.А. Стратегия обучения в современных условиях // Педагогика. 2005 г. - № 7, стр. 12-18.

Тема 17. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

1. Этапы и закономерности развития личности.

2. Воспитание личности и его закономерности.

3. Профессиональное развитие личности.

4. Стили воспитания.

Методические советы

При ответе на первый вопрос нужно рассмотреть жизненный цикл развития человека, его возрастную периодизацию (пренатальный период, детство, отрочество, зрелость, преклонный возраст), дать характеристику каждого периода, а затем кратко рассмотреть особенности физического, когнитивного, нравственного развития человека.

При подготовке по второму вопросу необходимо дать понятие воспитания как процесса целенаправленного формирования личности, его целей, задач, современных воспитательных принципов и методов.

При подготовке к третьему вопросу следует рассмотреть этапы (поиска и выбора профессии, освоения профессии, профессиональной адаптации и выполнения деятельности) и стадии профессионального развития личности (формирования мотивов профессиональной деятельности, профессиональных знаний и представлений, профессионально важных свойств личности).

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо проанализировать влияние на развитие личности демократического стиля воспитания, а также описать авторитарный и попустительский стили воспитания и их негативные последствия.

Контрольные вопросы :

1. В чем состоят психологические особенности юношеского возраста?

2. Какие стили воспитания негативно влияют на личность?

3. Что такое возрастной кризис?

4. В чем причины профессиональной деформации личности?

Темы докладов :

1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности.

2. Теория развития личности Э. Эриксона.

3. Сущность, основные закономерности и методы самовоспитания.

4. Профессиональный профиль личности менеджера.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кроль В.М. Психология и педагогика: для студентов технических вузов. Учеб.пособие.- М.: Высшая школа, 2001

2. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Питер,2000

3. Сластенин В.А., Каширин В.П.. Психология и педагогика: Учеб.пособие.- Academia, 2001

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов.- М., 2001

Дополнительная:

1. Иоголевич Н.И. Особенности индивидуальности студентов-менеджеров // Вопросы психологии. 2005 год, № 3. – С.97-106.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. Учеб. пособие- М.Воронеж: Институт практической психологии, 1996

3. Профессиональное развитие личности // Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина.- СПб.: Питер, 2000.- Гл.27.- С.506

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.- Воронеж, 1996

5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.- Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. Г.С.Никифорова.- СПб.: СПбГУ, 1991

6. Психология развития. Учебник / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2000.- (Мастера психологии)

7. Ребенок и семья: Хрестоматия.- Самара: БАХРАХ, 2002

8. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ.- М.: Когито-центр, 1996

Тема 18. ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНКА

1. Экономическая психология как наука.

2. Психология денег, доходов и сбережений.

3. Психология предпринимательства.

Методические советы.

При подготовке к первому вопросу необходимо определить объект экономической психологии (хозяйствующий субъект), ее предмет (особенности психического отражения экономических отношений в сознании человека), рассмотреть методы исследования и проследить связь экономической психологии с другими науками. Затем рассмотреть структуру экономического сознания, факторы и характеристики экономического поведения человека.

При подготовке к ответу на второй вопрос нужно обратить внимание на социальные и психологические факторы, влияющие на денежное поведение (пол, возраст, социальная среда, экономический статус, личностные особенности и пр.); далее остановиться на основных психологических феноменах налогового поведения (чувство налогового бремени, налоговое противодействие, налоговая мораль и т.д.), а также целях и мотивах сбережения и накопления в экономическом менталитете.

При ответе на третий вопрос необходимо рассмотреть психологические особенности предпринимательского труда, его мотивы и содержание, личностные свойства и профессиональные способности предпринимателя.

Контрольные вопросы:

1. Что является объектом и предметом экономической психологии?

2. Какова структура экономического сознания?

3. Какими факторами определяется денежное поведение?

Темы докладов:

1. Психология накопления и заимствования.

2. Мотивация потребительского поведения.

3. Психологические аспекты предпринимательских и производственных рисков.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Дейнека О.С. Экономическая психология. СПБ, 2000 г.

2. Организационно-экономическая психология. Хрестоматия. Минск, «Харвест», 2003г.

3. Психология.: Учебник для экономических вузов./ Под ред. В.Н.Дружинина.- СПб.: Питер, 2000

4. Экономическая психология: социокультурный подход. СПб, «Питер», 2001 г.

Дополнительная:

1. Архипов А.Ю. Экономическое мышление: содержание и пути формирования.- М, 1994

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология: на перекрестке наук. Учеб. пособие.- М.: Дело и сервис, 1998

3. Горелов Н.А., Белявский А.Д. Предпринимательский труд: Учеб.пособие., 1996

4. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб.пособие.- М.: Инфра-М, 2004

5. Макеев В.Г. Культура предпринимательства.- М.: Инфра-М, 2002

6. Экономическая психология в системе рыночных отношений.- СПб, 1999

Кафедра социологии

Планы семинарских

Занятий по психологии и педагогике

Методические указания

Вера Владимировна Агафонова

Тамара Ивановна Дравнина

Сергей Петрович Ежов

Елена Антоновна Ливач

Виктор Александрович Ткачук

Отпечатано с оригинал–макета.

Фрмат 60 х 90 1/16

Печ.л. Тираж Зак.

РТП ИК «Синтез»