Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей среднего профессионального образования 2008

ФГОУ СПО Салаватский индустриальный колледж

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

для всех специальностей среднего профессионального образования

2008

Одобрена - предметной-(цикловой) комиссией экономико – юридических дисциплин

Председатель ПЦК Шавырова К.В.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине

«Менеджмент»,

в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

Зам. директора по УР

___________БикташеваГ. А.

________________________

Составитель преподаватель Салаватского индустриального колледжа

Лунева И.В.

Рецензент преподаватель Салаватского индустриального колледжа

Шакирова Л.В.

Содержание:

1. Введение

2. Программа учебной дисциплины

3. Перечень практических работ

4. Задания для контрольных работ

5. Литература

Введение

Программа учебной дисциплины “Менеджмент” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина “Менеджмент” является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

- о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии;

знать:

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- формы делового общения в коллективе;

- виды и правила контроля;

- методику принятия эффективного решения;

- виды конфликтов, методы управления конфликтами;

- виды власти и влияния;

- основные функции менеджмента;

- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

- сущность стратегического менеджмента;

- критерии мотивации;

уметь:

- принимать эффективное решение;

- разрешать конфликтные ситуации;

- составлять план беседы, совещания, переговоров.

Дисциплина “ Менеджмент “ базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях и рассматривается, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.

Для процесса обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам менеджмента, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятиях и в организации. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств. Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам менеджмента. Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях. Изучение дисциплины ”Менеджмент“ должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Обязательный минимум содержания.

Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управленческих решений; стратегический менеджмент; система мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психология менеджмента; этика делового общения; информационные технологии в сфере управления производством;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины

Тематический план для специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

5

5

5

3

3

5

5

3

2

46

2

2

4

4

4

4

2

2

4

4

2

2

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тематический план для специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

5

8

5

3

3

5

5

3

3

50

2

2

4

4

7

4

2

2

4

4

2

2

39

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Тематический план для специальности 151001 «Технология машиностроения»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

4

3

5

5

7

5

2

3

5

5

5

2

51

4

2

4

4

6

4

2

2

4

4

4

2

42

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Тематический план для специальности 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

5

5

2

2

5

3

3

2

40

2

2

4

2

4

4

2

2

4

2

2

2

32

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Тематический план для специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

5

5

3

3

5

3

3

2

42

2

2

4

2

4

4

2

2

4

2

2

2

32

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тематический план для специальности 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

6

5

3

3

5

3

3

3

44

2

2

4

2

5

4

2

2

4

2

2

2

33

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Тематический план для специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных занятий при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

Практиче

ские работы

Тема1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема2. Функции менеджмента

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Тема6. Система мотивации труда

Тема7. Управление рисками

Тема8. Управление конфликтами

Тема9. Психология менеджмента

Тема10. Этика делового общения

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Всего

2

3

5

3

5

5

2

2

5

3

3

2

40

2

2

4

2

4

4

2

2

4

2

2

2

32

2

2

2

2

8

1

1

1

1

1

1

1

1

8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 140102 “Теплоснабжение и теплотехническое оборудование“

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

4

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

2

2

Тема 6. Система мотивации труда

4

2

2

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

6

4

2

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

40

32

8


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 240404 «Переработка нефти и газа» 32 часа

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

4

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

2

2

Тема 6. Система мотивации труда

4

2

2

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

6

4

2

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

40

32

8


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 230105 “Программное обеспечение вычислительной техники“

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

7

4

3

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

4

4

Тема 6. Система мотивации труда

7

4

3

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

8

4

4

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

3

3

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

51

39

12


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 270112 «Водоснабжение и водоотведение»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Тема 2. Функции менеджмента

4

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

4

4

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

4

4

Тема 5. Стратегический менеджмент

4

4

Тема 6. Система мотивации труда

6

2

4

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

6

4

2

Тема 9. Психология менеджмента

2

2

Тема 10. Этика делового общения

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

2

2

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

44

34

10


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 240404 «Переработка нефти и газа»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

4

4

Тема 2. Функции менеджмента

6

4

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

8

6

2

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

6

6

Тема 5. Стратегический менеджмент

4

4

Тема 6. Система мотивации труда

8

4

4

Тема 7. Управление рисками

4

2

2

Тема 8. Управление конфликтами

8

4

4

Тема 9. Психология менеджмента

4

4

Тема 10. Этика делового общения

4

4

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

4

4

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

62

48

14


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 206502 «Технология продукции общественного питания»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

В т.ч. практические

Введение

2

2

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

4

4

Тема 2. Функции менеджмента

10

8

2

2

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

12

10

4

2

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

10

8

2

2

Тема 5. Стратегический менеджмент

6

6

2

Тема 6. Система мотивации труда

12

6

2

4

Тема 7. Управление рисками

5

3

2

Тема 8. Управление конфликтами

12

8

4

4

Тема 9. Психология менеджмента

8

6

2

2

Тема 10. Этика делового общения

8

6

2

2

Тема 11 Информационные технологии в сфере управления производством

принятия решений

4

4

Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2

Всего по дисциплине

91

71

20

20

Содержание учебной дисциплины

Введение

Студент должен иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

- Содержание дисциплины, ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины дли подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Содержание учебного материала

Данная тема является вводной и должна дать понятие о значимости данной дисциплины, о самоорганизации учебной деятельности студента в освоении дисциплины финансовый менеджмент.

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Студент должен иметь представление:

-- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности

Студент должен знать:

-- цели и задачи управления организациями;

-- организационно-правовые формы предприятий

Студент должен уметь:

-- выявлять достоинства и недостатки организационно-правовых форм предприятий с точки зрения руководителя

Содержание учебного материала

Понятие менеджмента. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию менеджмент

2. Назовите характерные черты современного менеджмента

3. Перечислите цели и задачи управления организацией

4. Назовите особенности управления организациями различных организационно-правовых форм собственности

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Составление таблицы «Организационно-правовые формы предприятий»

Тема 2. Функции менеджмента

Студент должен иметь представление:

-- о цикле менеджмента

Студент должен знать:

-- основные функции менеджмента и их характеристику

Студент должен уметь:

-- анализировать цикл менеджмента конкретной организации

Содержание учебного материала

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается функция планирование

2. В чем заключается функция организации

3. В чем заключается функция мотивации

4. В чем заключается функция контроля

5. Что представляет собой цикл менеджмента

6. Дайте характеристику функций цикла

7. Объясните взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

Тема3. Внешняя и внутренняя среда организации

Студент должен иметь представление:

-- о роли и значении внешней и внутренней среды организации

Студент должен знать:

-- структуру организации;

-- факторы внешней и внутренней среды

Студент должен уметь:

--характеризовать внешнюю и внутреннюю среду конкретной организации

Содержание учебного материала

Структура организации. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Практическая работа№1 «Характеристика внешней и внутренней среды организации»

Контрольные вопросы

1. Перечислите факторы внутренней среды предприятия

2. Объясните сущность факторов среды прямого воздействия

3. Объясните сущность факторов среды косвенного воздействия

4. Что такое структура организации

5. Как взаимосвязаны факторы внутренней и внешней среды

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение тестовых заданий.

Тема4. Основы теории принятия управленческих решений

Студент должен иметь представление:

-- о процессе принятия управленческих решений

Студент должен знать:

-- типы решений;

-- требования, предъявляемые к решениям;

-- методы принятия эффективного решения

Студент должен уметь:

-- принять эффективное решение в конкретной ситуации

Содержание учебного материала

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и" приятие решения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение процессу принятия решений

2. Перечислите методы принятия решений

3. Охарактеризуйте уровни принятия решений

4. Опишите этапы процесса принятия решений

5. Какие факторы влияют на процесс принятия решений

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение упражнений по принятию управленческих решений

Тема5. Стратегический менеджмент

Студент должен иметь представление:

-- о процессе планирования

Студент должен знать:

-- сущность стратегического менеджмента;

-- виды планов;

-- стадии планирования

Студент должен уметь:

-- составить план

Содержание учебного материала

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Практическая работа№2 «Составление плана»

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете формы планирования

2. Назовите виды планов

3. Перечислите основные стадии планирования

4. Что такое стратегическое планирование

5. Что включает в себя процесс стратегического планирования

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Подготовка сообщений о видах планирования

Тема6. Система мотивации труда

Студент должен иметь представление:

-- о способах мотивации

Студент должен знать:

-- критерии мотивации;

-- первичные и вторичные потребности;

-- правила делегирования;

-- теории мотивации

Студент должен уметь:

-- определять оптимальные способы мотивации

Содержание учебного материала

Мотивация и потребности. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Практическая работа№3 «Анализ основных теорий мотивации»

Контрольные вопросы

1. Что такое мотивация

2. Что представляет собой индивидуальная и групповая мотивация

3. Как взаимосвязаны мотивация и иерархия потребностей

4. Что такое первичные и вторичные потребности

5. Назовите процессуальные теории мотивации

6. Перечислите правили и принципы делегирования

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Подготовка сообщений о теориях мотивации

4. Анализ конкретных ситуаций

Тема7. Управление рисками

Студент должен иметь представление:

-- о методике оценки капиталовложений

Студент должен знать:

-- виды рисков;

Студент должен уметь:

-- применять мeтодику оценки капиталовложений

Содержание учебного материала

Понятие и виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Meтодика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие риска

2. Перечислите и охарактеризуйте виды риска

3. Объясните методику оценки капиталовложений

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение упражнений по определению рисков

Тема8. Управление конфликтами

Студент должен иметь представление:

-- о сущности конфликтных ситуаций

Студент должен знать:

-- виды конфликтов;

-- методы управления конфликтами;

-- последствия конфликтов

Студент должен уметь:

-- решать конфликтные ситуации

Содержание учебного материала

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причина возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение конфликта

2. Как классифицируются конфликты

3. В чем причина возникновения конфликта

4. Перечислите стадии развития конфликта

5. Приведите примеры типичных конфликтных ситуаций

6. Какие вы можете назвать методы управления конфликтами

7. Какими могут быть последствия конфликтов

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Анализ конкретных ситуаций

Тема9. Психология менеджмента

Студент должен иметь представление:

-- о личности и ее структуре

Студент должен знать:

-- индивидуально-типологические особенности личности;

-- психологические аспекты малых групп и коллективов

Студент должен уметь:

-- использовать психологические особенности личности, малых групп и коллективов в практике управления

Содержание учебного материала

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Практическая работа№4"Определение психологических качеств менеджера»

Контрольные вопросы

1. Назовите индивидуально-типологические особенности личности

2. Назовите психологические аспекты малых групп и коллективов

3. Перечислите стадии развития групп

4. Опишите формальные и неформальные группы в организации

5. Дайте характеристику социально-психологического климата в коллективе

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение тестовых заданий.

4. Подготовка сообщений о типах лидерства.

Тема10. Этика делового общения

Студент должен иметь представление:

-- о сущности делового общения

Студент должен знать:

-- виды коммуникаций, процесс коммуникаций;

-- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

-- условия эффективного общения

Студент должен уметь:

-- составить план беседы, совещания, переговоров

Содержание учебного материала

Коммуникативность и управленческое общение. Сущность и виды коммуникаций, правила передачи информации в организации. Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение коммуникации

2. Перечислите виды коммуникаций

3. Дайте характеристику деловому общению

4. Опишите фазы делового общения

5. Назовите правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Составление планов беседы, совещания, переговоров

Тема11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Студент должен иметь представление:

-- о сущности профессиональной деятельности менеджера

Студент должен знать:

-- формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

-- технику личной работы руководителя;

-- сущность и классификацию стилей управления

Студент должен уметь:

-- рационально планировать рабочий день руководителя

Содержание учебного материала

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, ею эргономические характеристики. Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента". Связь стиля управления и ситуации.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие руководства и власти

2. На ч ем должно быть основано планирование работы менеджера

3. Каковы основные причины потерь рабочего времени

4. Какие факторы формируют стиль руководства руководителя

5. Что такое «решетка менеджмента»

6. Как взаимосвязаны стиль управления и ситуации

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Выполнение упражнений по определению стилей управления.

4. Составление планов рабочего дня, рабочей недели

Тема12. Информационные технологии в сфере управления производством

Студент должен иметь представление:

-- о способах применения информационных технологий в управлении производством

Студент должен знать:

-- виды информационных технологий, используемых в управлении производством;

-- источники информации;

-- автоматизированные информационно-поисковые системы

Студент должен уметь:

-- пользоваться источниками информации;

-- применять информационные технологии, используемые в управлении производством

Содержание учебного материала

Использование программного обеспечения в работе с кадрами, при ведении учета движения персонала и разработки резервов должностей, планов карьеры. Использование информационных технологий в планировании – при разработке бизнес-планов предприятия.

Контрольные вопросы

1. Какие информационные технологии используются в управлении производством

2. Каким образом можно использовать информационные технологии в планировании

3. Какие вы можете назвать способы применения информационных технологий в управлении производством

4. Какие источники информации вы можете назвать

5. Что представляют собой автоматизированные информационно-поисковые системы

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление и работа с конспектом , учебной литературой. «

2. Изучение новых терминов и ключевых понятий.

3. Работа с базами данных, информационно-поисковыми системами сети Интернет и программным обеспечением.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общие указания

Каждый студент выполняет контрольную работу в соответствии со своим вариантом.

Работа, выполненная не по своему варианту, не рецензируется.

При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования:

1. Работа должна выполняться в тетради, в которой надо оставлять поля для замечаний рецензента, а в конце работы – одну-две чистые страницы для рецензии. Страницы пронумеровать.

2. Каждый вопрос или задачу начинать с новой страницы, обязательно вписывая контрольный вопрос, условия задачи и исходные данные в полном объеме непосредственно перед ответом на вопрос или решением задачи.

3. Ответы на контрольные вопросы необходимо давать сжато, конкретно, по существу заданного вопроса.

Решение задач необходимо сопровождать пояснениями, в которых доказывается выбранное решение и обосновывается основываясь на теории и практике.

4. В конце контрольной работы следует указать список использованной литературы с полным названием, автором и годом издания.

5. Работу подписать и поставить дату ее выполнения.

6. Получив отрецензированную работу, студент должен:

- при наличии неудовлетворительной оценки исправить все ошибки, сделать необходимые дополнения и прислать исправленную работу на повторное рецензирование вместе с не зачтенной;

- при положительной оценки работы внести уточнения, если требуется рецензией, и представить работу экзаменатору.

7. При затруднениях в выполнении контрольной работы можно обратиться к преподавателю учебного заведения с просьбой дать консультацию (письменную или устную) по неясным вопросам.

Таблица выбора вариантов для контрольной работы

Буквы

ФИО

Теоретические вопросы

Задачи

1

2

3

4

Номер задания

А,Б

1

11

21

31

1

В,Г,Д

2

12

22

32

2

Е,,Ж,З

3

13

23

33

3

И,Й,К

4

14

24

34

4

Л,М

5

15

25

35

5

Н,О,П

6

16

26

36

6

Р,С,Т

7

17

27

37

7

У,Ф,Х

8

18

28

38

8

Ц,Ч,Щ,Ш,

9

19

29

39

9

Ы,Ь,ЪЭ,Ю,Я

10

20

30

40

10

Теоретические вопросы к контрольной работе

1. Стадии развития конфликта и методы управления конфликтом.

8. Основные функции менеджмента

9. Понятие организации. Концепция жизненного цикла организации.

10. Классическая школа управления.

11. Школа человеческих отношений.

12. Управленческая школа

13. Механистические типы организационных структур.

14. Органические типы организационных структур.

15. Факторы внутренней и внешней среды организации.

16. Содержательные теории мотивации.

17. Процессуальные теории мотивации.

18. Виды управленческих решений, этапы процесса принятия решений.

19. Способы влияния руководителя на подчиненных.

20. Понятие и формы власти руководителя, способы влияния руководителя на подчиненных.

21. Влияние путем убеждения и участия в принятии решений.

22. Классификация стилей руководства на основе поведенческого подхода.

23. Двухмерная классификация стилей руководства.

24. Особенности внешней среды для предприятий действующих на международном уровне.

25. Виды и этапы процесса контроля.

26. Методы управления.

27. Виды и этапы коммуникационного процесса.

28. Этапы развития менеджмента.

29. Классификация и подготовка деловых совещаний.

30. Понятие и виды коммуникаций, факторы влияющие на эффективность коммуникаций.

31. Сущность и классификация методов управления.

32. Виды стилей руководства и их характеристика.

33. Методы и модели принятия управленческих решений.

34. Ситуативные модели руководства.

35. Руководство, власть и личное влияние.

36. Правила подготовки и проведение деловой беседы.

37. Рабочее время и его организация.

38. Материальное поощрение и неэкономические способы мотивации.

39. Виды и необходимость сочетания методов управления.

40. Психологический климат в коллективе. Способы организации нормального психологического климата.

Задача 1

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение - подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой - это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.

Каково будет ваше решение? Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?

Задача 2

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно - пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара.

Какое решение вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

Задача 3

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - менеджер на фирме, производящей программные продукты для ПЭВМ. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым человеком), которая(ый) недавно была (был) управляющей(им) на фирме-конкуренте. По какой-то причине она (он) была (был) уволена(ен) и, теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или можете взять ее (его) на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее (его) на работу. Обида так сильна, что она (он) с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента.

Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?

Задача 4

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - менеджер из крупной компании по продаже автомобилей. Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего на важной сбытовой территории, начались неурядицы в семье. Дело идет к разводу, но дилер пытается приостановить и изменить решение, принятое его женой. В недалеком прошлом это был один из самых опытных и результативных продавцов вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его.

Как вы поступите? Почему?

Задача 5

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - менеджер по производству на фирме, выпускающей холодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но которое окажет большое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперь можно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы-конкурента будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.

Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?

Задача 6

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - главный менеджер известной фирмы, и изо всех сил стараетесь добиться заключения выгодного контракта на большую сумму продаж с одной компанией. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его к себе на работу, но если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всего передаст заказ именно вам.

Как поступите вы? Почему?

Задача 7

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - менеджер по маркетингу и хотите сделать выборочный опрос потребителей об их реакциях на товар конкурента. Для этого вы должны провести опрос якобы от лица несуществующего «Института маркетинга и конъюнктуры рынка».

Сделаете ли вы такой опрос? Почему?

Задача 8

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы.

Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?

Задача 9

Существуют задачи, в которых приводятся ситуации, когда менеджер может почувствовать себя в затруднительном положении из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятия «справедливость» и «этика» в моральных традициях общества, но будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Примите решения по каждой ситуации и обоснуйте его.

Вы - менеджер фирмы, выпускающей средства по уходу за волосами. Фирма приступила к выпуску нового шампуня, препятствующего образованию перхоти и эффективного даже при разовом применении. Однако специалист по маркетингу вашей фирмы рекомендует в инструкции на этикетке указать, что шампунь следует применять дважды при каждом мытье головы. Дополнительного эффекта потребитель не получит, но шампунь будет расходоваться в два раза быстрее, и, следовательно, увеличится объем продаж.

Что вы предпримите? Почему?

Задача 10

В российской экономической литературе излагается мнение о том, что имеется пять базовых направлений в работе менеджера какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и развития организации.

Во-первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет конкретные задачи и пути их решения для достижения целей.

Во-вторых, менеджер организует фирму как систему на их выполнение. Он анализирует виды деятельности, решения, необходимые для достижения целей. Затем выявляет проблемы, ставит задачи, группирует проблемы и задачи и поручает конкретным сотрудникам их выполнение.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию труда и коммуникации внутри фирмы. Он составляет команду из людей, ответственных за определенные работы, делая это с помощью различных приемов, путем кадровых решений (об оплате труда, назначениях, повышениях и др.), а также множества решений, повышающих качество труда и жизни сотрудников. При этом осуществляются постоянные связи менеджера с подчиненными, начальниками, коллегами.

В-четвертых, менеджер создает систему контроля. Он определяет единицы измерения, фиксируя показатели, сориентированные на работу всей организации и в то же время на работу конкретного сотрудника. Он анализирует и оценивает достигнутые результаты, сообщая о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

В-пятых, менеджер способствует росту деловой карьеры людей, обеспечивая условия, способствующие продвижению по «служебной лестнице» членов организации.

Вопросы

1. Все ли главные аспекты многообразной деятельности современного менеджера здесь учтены?

2. Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характеристика .действий менеджера стала более полной?

3. Какие направления в работе менеджера являются приоритетными?

4. Какие особенности в деятельности менеджера в российских условиях вы хотели бы отметить? Чем эти особенности обусловлены?


Литература

Основная литература:

1. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. – М.: Банки и биржи, 2002.

2. Куренков А.В. Управление персоналом. Теория и практика.- М., 1996.

3. Ладанов И.Д .Практический менеджмент.- М., 1998, Ч. 1,2.

4. Лифшиц А.С. Основы управления персоналом.- М, 2002.

5. Менеджмент организаций./Под ред. З.П. Румянцева и И.А. Соломатина.- М., 2003.

6. Мескон М., Альберт М; Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М., 2002.

7. Михайлов Ф.Б. Методы управления персоналом.- М., 2002.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социология организаций и управления.- Воронеж, 2000.

9. Драчева Е.Л. Менеджмент:Учеб.пособие для сред.проф.обр - М.:Академия,2002.

10. Салимжанов И.Х. Менеджмент - Ростов-на-Дону:Феникс,2003.

11. Сетков В.И. Основы общего менеджмента - М.:Инфра-М,2003.

12. Сухов В.Д. Основы менеджмента - М.:Академия,2003.

Дополнительная литература:

1. Бизнес и менеджер. – М.: Азимут-центр, 2002

2. Вудкокк М., Френсис Д. Раскрепощение менеджера. – М.: Дело, 2001.

3. Грейсон Д. К.,О. Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI в. – М.: Экономика, 2001.

4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. – М.: Инфра-М, 2001

5. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 2003

6. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. – М.: Дело 2001

7. Ксенчук Е.В. Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело 2000.

8. Менеджмент/Под ред.В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой - М.:Юнити-Дана,2005

9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента - М.:Новое знание,2004

10. Ларин В.М. Кадровые проблемы современного менеджмента.- Саратов,2000.

11. Пузыревский Л.С. Основы организационного проектирования.- Л., 2001.