Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность: 080105 Финансы и кредит

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра финансов и банковского дела

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ

Методические указания к изучению дисциплины и

выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность: 080105 - Финансы и кредит

Санкт-Петербург

2006

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

к-т экон. наук, ст. преподаватель М.В. Манина

к-т экон. наук, ст. преподаватель М.М. Савельева

Рецензент

д-р. экон. наук, проф. В.П. Попков

Подготовлено на кафедре

финансов и банковского дела

Одобрено научно-методическим советом факультета

предпринимательства и финансов

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

© СПбГИЭУ, 2006


1. Общие положения

Целью изучения дисциплины «Профессиональная этика и этикет» явля­ется подготовка студентов, обеспечивающая системное представ­ление и знания в части содержания и структуры делового этикета и протокола, практические навыки и умение в части формирова­ния организации и поддержания эффективных корпоративных и личных, деловых и профессиональных отношений с партнерами по совместной деятельности.

Изучение настоящей дисциплины предусматривает решение следующих задач:

- приобретение профессиональных знаний в области дело­вого и профессионального общения: этических основ, принципов, процедур, средств, предметов и организации;

- формирование этических представлений о современном корпоративном и личностном общении;

- овладение навыками культуры и этикета делового общения и профессионального поведения;

- овладение практикой организации деловых отношений и протокола общения.

2. Методические указания к изучению дисциплины.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы студенту следует ознакомиться с рабочей программой дисципли­ны «Профессиональная этика и этикет» для специальности 060400 (080105) Финансы и кредит.

В составе программы по изучению дисциплины выделены следующие темы:

Тема 1. Понятие этики как науки. Профессиональная этика: нормы, стандарты и принципы.

Тема 2. Профессиональный этикет: сущность и принципы.

Тема 3. Речевой этикет в профессиональном общении. Этикет приветствий, представлений и приглашений.

Тема 4. Невербальные средства общения и профессиональный этикет.

Тема 5. Корпоративная этика и философия фирмы. Этикет руководителя и подчиненного.

Тема 6. Этикет организации и ведения деловых встреч и переговоров.

Тема 7. Этикет письменного делового общения и делового общения по телефону.

Тема 8. Имидж и внешний облик делового человека.

3. Методические указания к выполнению

контрольной работы.

Задания контрольной работы составлены так, что студент имеет возможность при самостоятельном изучении дисциплины продвигаться от общепринятых правил поведения человека в об­ществе к специфическим, корпоративным, конкретным проявле­ниям делового этикета, которые наиболее целесообразны в штат­ных ситуациях процесса общения.

Выполнение контрольной работы предусматривает пись­менный ответ на теоретические вопросы и разработку подробной программы пребывания в Вашем городе делегации фирмы-партнера.

Номер варианта контрольной работы соответствует послед­ней цифре номера зачетной книжки студента. Так, например де­сятый вариант контрольной работы соответствует цифре ноль в окончании номера Вашей зачетной книжки.

Каждый вариант контрольной работы состоит из четырех вариантных заданий и одного задания , сформулированного оди­наково для всех вариантов. Каждое вариантное задание состоит из десяти вопросов. Нумерация вопроса содержит две цифры: первая - отражает номер задания, вторая - номер варианта и соот­ветствует номеру вопроса внутри задания (табл.).


Выбор варианта контрольной работы

№ варианта контрольной работы

Здание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Здание 5 общее для всех вариантов

1.

1.1

2.1

3.1

4.1

5

2.

1.2

2.2

3.2

4.2

5

3.

1.3

2.3

3.3

4.3

5

4.

1.4

2.4

3.4

4.4

5

5.

1.5

2.5

3.5

4.5

5

6.

1.6

2.6

3.6

4.6

5

7.

1.7

2.7

3.7

4.7

5

8.

1.8

2.8

3.8

4.8

5

9.

1.9

2.9

3.9

4.9

5

10.

1.10

2.10

3.10

4.10

5

4. Контрольные задания

ЗАДАНИЕ 1

Введение.

Тема 1. Понятие этики как науки. Профессиональная этика: нормы, стандарты и принципы.

Тема 2. Профессиональный этикет: сущность и принципы.

1.1. Этика как научная дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Предмет этики, её структура и связь с другими науками.

1.2. Понятие профессиональной этики, ее происхождение и сущность. Виды профессиональной этики, их особенности.

1.3. Когда и где зародилось понятие «этикет». В каких стра­нах происходило наиболее интенсивное развитие правил этикета, и с чем это исторически связано.

1.4. Сформулируйте понятия «этика» и «этикет». В чем за­ключаются различия и взаимосвязь этих понятий.

1.5. Каковы современные тенденции развития этикета. При­ведите конкретные примеры таких тенденций.

1.6. Какие виды (типы) этикета можно выделить. Дайте ха­рактеристику каждого из них.

1.7. Профессиональный этикет - причины возникновения, особенности содержания и проявления в современной России.

1.8. Каково ваше представление о культурном человеке. Как проявляется роль морали в профессиональной деятельности.

1.9. Каковы основные функции этикета в профессиональном общении.

1.10. Каковы основные принципы профессионального этикета. Сформу­лируйте, как вы понимаете каждый из них.

ЗАДАНИЕ 2

Тема 3. Речевой этикет в профессиональном общении. Этикет приветствий, представлений и приглашений.

Тема 4. Невербальные средства общения и профессиональный этикет.

2.1. Роль речи и ее культуры в деловом общении. Языковые нормы делового общения.

2.2. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении.

2.3. Общие правила приветствий и представлений - порядок и процедура.

2.4. Какие факторы влияют на процедуру приветствия, представления и титулирования в практике деловой жизни?

2.5.Как исторически развивалась система норм и требований к форме и содержанию визитной карточки?

2.6. Виды визитных карточек, используемых в деловых отношениях.

2.7. Правила оформления и использования визитных карто­чек делового человека.

2.8. Этикетные знаки: цветы, подарки, сувениры - их выбор и преподнесение. Умение принимать подарки. Национальные особенности при осуществлении выбора подарков.

2.9. Невербальные средства общения, их роль, функции и особенности.

2.10. Как можно использовать невербальные средства обще­ния в профессиональных ситуациях разного рода. Приведите примеры.

ЗАДАНИЕ 3

Тема 5. Корпоративная этика и философия фирмы. Этикет руководителя и подчиненного.

Тема 6. Этикет организации и ведения деловых встреч и переговоров.

3.1. Что входит в понятия «философия фирмы» и «имидж фирмы». Раскройте в ответе каждую составляющую часть этих понятий.

3.2. Корпоративная этика: понятие и направления развития. Какие преимущества предполагает (дает) соблюдение корпора­тивной этики.

3.3. Основные требования, предъявляемые фирмой к со­трудникам и их взаимоотношениям в коллективе (культура орга­низации, история, традиции, кодекс).

3.4. Этикет руководителя: субординация, лояльность, демо­кратичность, ответственность.

3.5. В каких служебных ситуациях взаимоотношения руко­водителя и подчиненного регулируются правилами этикета.

3.6. Специфика проявления служебного этикета в соотно­шении: руководитель - подчиненный, мужчина - женщина.

3.7. Правила, критерии и этикет эффективной подготовки и проведения делового совещания.

3.8. Этапы процесса переговоров и их характеристики.

3.9. Протокольные аспекты подготовки и ведения деловых переговоров с партнерами.

3.10. Выделение рабочих зон в кабинете руководителя. Ва­рианты расположения участников деловых бесед в условиях ра­бочего кабинета.

ЗАДАНИЕ 4

Тема 7. Этикет письменного делового общения и делового общения по телефону.

Тема 8. Имидж и внешний облик делового человека.

4.1. Деловая корреспонденция - лицо вашей фирмы и кон­кретного сотрудника.

4.2. Виды и содержание деловых писем.

4.3. Основные правила ведения делового телефонного раз­говора (Вы - инициатор звонка; Вы - ответчик).

4.4. Основные критерии выбора времени для делового теле­фонного разговора.

4.5. По каким признакам можно определить насколько со­трудник владеет и следует правилам этикета ведения делового телефонного разговора.

4.6. В чем сходство и различие между очной деловой беседой и телефонным разговором?

4.7. Имидж делового человека - понятие, основные состав­ляющие и их характеристики.

4.8. Костюм делового человека - основные правила подбора, составления и поведения в нем. Аксессуары, как обязательное дополнение к деловому костюму, главные критерии их выбора.

4.9. Вечерний костюм для торжественного, званого приема. Особенности и критерии выбора.

4.10. Определите понятие «манеры поведения». Каковы осо­бенности требований к манере поведения делового человека. Привести примеры поведения в конкретных ситуациях.

ЗАДАНИЕ 5 (общее для всех вариантов)

Это задание выполняется каждым, вне зависимости от зна­чения последней цифры номера зачетной книжки.

Разработать и представить подробную программу пребыва­ния зарубежной делегации фирмы-партнера. Период пребывания не менее трех дней.

В преамбуле указать краткую характеристику фирм (как прибывающей, так и принимающей стороны). Корректно сфор­мулировать цель визита. В соответствии с ней предложить пла­нируемые мероприятия.

В подробной программе должны быть приведены даты ви­зита, планируемые мероприятия, время их проведения, ответст­венные за их подготовку и проведение, численный и персональ­ный состав делегаций, с указанием занимаемых должностей.

5. Требования к оформлению контрольной работы.

При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие правила.

Работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-51, установленными для отчета о научно-исследовательской работе.

Состав контрольной работы и очередность размещения отдельных частей:

- титульный лист;

- основная часть;

- список использованных источников.

Общие требования:

Контрольная работа пишется от руки, машинописно или на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Объем контрольной работы 15 - 20 страниц, включая титульный лист и список использованных источников.

Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.

При написании допускаются только общепринятые сокращения.

Текст основной части делят на разделы (при необходимости - на подразделы и пункты).

Раздел пишут прописными буквами. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Названия разделов размещают в верхней части листа симметрично тексту. Точка в конце названия раздела не ставится, переносы не допускаются. Расстояние между заголовком раздела и текстом - 1 строка. Название раздела не подчеркивается. Разделы имеют порядковую нумерацию, нумеруются арабскими цифрами; подразделы, пункты нумеруются в пределах разделов.

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу. Графический материал, выполненный на отдельных страницах, включается в порядковую нумерацию.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом Рис. и нумеруют в пределах раздела (например, Рис. 1.2. - второй рисунок первого раздела). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие записи - под ней, номер иллюстрации - ниже поясняющей надписи.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Таблица имеет заголовок, над которым в правом верхнем углу пишут, например, Таблица 1.2. (вторая таблица первого раздела). Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово Таблица не пишут. Заголовок таблицы и слово Таблица пишут с прописной буквы, не подчеркивают.

Иллюстрации и таблицы размещают в контрольной работе после первого упоминания о них в тексте.

Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер источника по списку источников и номер страницы, выделенные косыми чертами, например, /3, с.5/.

При подстрочном варианте цитата заключается в кавычки и обозначается знаком сноски. В подстрочном примечании дается полное библиографическое описание источника цитирования и указывается страница.

Список литературы

Список должен содержать перечень литературы и включать не менее 5-ти источников. Сведения об источниках необходимо давать в соответствии с предъявляемыми требованиями (автор, название, место, издательство, год издания).

Литература объединяется в группы:

1) Учебники, монографии, учебные пособия.

2) Журнальные и газетные статьи.

В каждой группе литература размещается в алфавитном порядке.

Законченная работа, содержащая все требуемые элементы оформления, вставленная в обложку и скрепленная по левому краю, сдается для проверки научному руководителю.

Если в работе имеются ошибки, руководитель на полях или в рецензии делает соответствующие замечания. После проверки вносить поправки в ранее написанный текст студенту не разрешается.

Если работа получает неудовлетворительную оценку со стороны руководителя, студент должен выполнить работу на другую тему.

На титульном листе указать номер варианта контрольной работы и номер зачетной книжки. Необходимо представить контрольную работу в срок, соответствую­щий календарному графику учебного процесса, до начала экза­менационной сессии.

Контрольные работы, выполненные без соблюдения ука­занных правил, а также выполненные не по своему варианту, на проверку не принимаются.

Итоговой формой контроля является зачет. К зачету допус­каются студенты с зачтенными преподавателем контрольными работами.

6. Список литературы

1. Агапова Е. Г. Конфликтология. – Самара, 2003.

2. Алехина И. В. Имидж и этикет в бизнесе. – М.: Дело, 2005.

3. Алехина И. В. Имидж и этикет делового человека. - М.: Изд. "ДЕЛО", 2001.

4. Андреева И. В., Бетина О. Б., Жлудова О. А. Бизнес-этикет. – СПб.: «Вектор», 2005.

5. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. М.: Изд-во Эксмо, 2002.

6. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2004.

7. Зарецкая Е. Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т. - М.: Дело, 2002.

8. Кибанов А. Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002.

9. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. посо­бие. - 5-е изд., переработанное и дополненное. - М.: "Ось-89", 2000.

10. Кукушкин В. С. Деловой этикет.- М., 2003.

11. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург: Питер, 2001.

12. Литвин А. Н. Деловой этикет / Серия «Самоучитель». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

13. Морозов А. В. Деловая психология. – М.: Акад. проект, 2005.

14. Пиз А. Язык жестов. – СПб., 2004.

15. Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

Приложение 1

Содержание дисциплины

(И з в л е ч е н и е из рабочей программы дисциплины)

Тема 1. Понятие этики как науки. Профессиональная этика: нормы, стандарты и принципы

Этика как научная дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Предмет этики, её структура и связь с другими науками. Место этики в культуре общества, группы, личности. Проблемы усвоения индивидом этических норм и правил.

Понятие профессиональной этики. Происхождение и сущность профессиональной этики. Виды профессиональной этики, их особенности. Профессионально-этические нормы и стандарты в профессиональном общении, факторы влияния на овладение ими. Принципы профессиональной этики. Правовой и нравственный аспект профессиональной этики. Правовые и моральные нормы общества. Влияние привычек, обычаев и традиций на взаимоотношение людей в процессе деловых отношений.

Тема 2. Профессиональный этикет: сущность и принципы

Происхождение и сущность этикета. Основные функции этикета. Принципы профессионального этикета. Нормы, стандарты и правила делового этикета. Требования профессионального этикета к деловому общению.

Тема 3. Речевой этикет в профессиональном общении. Этикет приветствий, представлений и приглашений

Роль речи и ее культуры в деловом общении. Языковые нормы делового общения. Стиль речи. Культура речи в деловом общении. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении.

Порядок и процедура приветствий. Порядок и процедура знакомств и представлений. Титулирование. Визитная карточка, ее оформление и правила использования. Торжественные даты. Официальные подарки. Правила самопрезентации.

Тема 4. Невербальные средства общения и профессиональный этикет

Невербальные средства общения, их роль, функции и особенности. Национально-исторический характер невербальных средств общения. Системы невербальной коммуникации. Звуковая организация речи. Интонация и ее компоненты: мелодика, интенсивность, длительность, темп речи, пауза и тембр голоса. Возможности использования интонации в деловом общении. Мимика, жесты, позы. Дистанции между субъектами делового общения. Значение визуального контакта в деловом общении

Тема 5. Корпоративная этика и философия фирмы. Этикет руководителя и подчиненного

Понятие и основные характеристики «корпоративной этики». Социальные основы ее формирования. Направления развития «корпоративной этики». Управленческая этика. Философия фирмы, ее основные цели, задачи и аспекты.

Типология руководителей и подчиненных. Этикет руководителя: субординация, лояльность, демо­кратичность, ответственность. Культура личности руководителя и ее влияние на культуру организации. Регулирование правилами этикета взаимоотношений руко­водителя и подчиненного. Специфика проявления служебного этикета в соотно­шении: руководитель - подчиненный, мужчина - женщина. Совместимые и несовместимые коллеги. Основные принципы и правила взаимоотношений и взаимодействия. Приемы успешного взаимодействия. Понятие конструктивной критики и основные правила. Основные позиции при критике. Принципы восприятия критики.

Тема 6. Этикет организации и ведения деловых встреч и переговоров

Технология подготовки деловой беседы. Принципы и правила проведения деловой беседы. Способы обеспечения условий для деловой беседы. Деловая встреча. Виды деловых встреч: неофициальная деловая встреча, собеседование с кандидатом на вакантную должность, официальная деловая встреча. Правила, критерии и этикет эффективной подготовки и проведения делового совещания. Этапы проведения совещаний. Переговоры. Принципы ведения переговоров. Искусство вести спор. Разновидности и методы спора. Культура делового спора. Рекомендации ведения спора и разрешения конфликтов в профессиональной сфере.

Тема 7. Этикет письменного делового общения и делового общения по телефону

Служебная документация. Официальная переписка. Особенности языка служебных документов. Специальная терминология. Элементы речевого этикета в деловой переписке. Виды и содержание деловых писем. Тон и речевой этикет письма строго официального характера. Тон и речевой этикет писем полуофициального характера. Эмоционально-этикетные слова. Реакция на полученную корреспонденцию.

Этика делового телефонного разговора. Правила ответа на телефонный звонок. Обращение к абоненту. Правила ведения разговора, уточнений, вопросов. Этические рекомендации и запреты. Правила корректного завершения разговора.

Тема 8. Имидж и внешний облик делового человека

Внешний облик делового человека. Манеры поведения. Составляющие имиджа делового человека: одежда, аксессуары, окружение. Требования профессионального этикета к одежде делового человека. Особенности внешнего вида женщин. Особенности внешнего вида мужчин.