Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса специальности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО

ОБЩЕНИЯ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов III курса

специальности

0602 «Экономика труда»

(первое высшее образование).

Кафедра философии

Методические указания разработал

кандидат философских наук, проф. В.Ю. Дорошенко

МОСКВА 2007

Подготовка письменной контрольной работы является важнейшим видом самостоятельного изучения студентами курса «СОЦИАЛЬНАЯ ПСХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» . Согласно учебному плану все студенты третьего курса специальности «Экономика труда» выполняют контрольную работу по какой-либо теме социальной психологии и этики делового общения. Тематика контрольных работ включает в себя методические рекомендации по раскрытию содержания тем. Выбор темы осуществляется по начальной букве фамилии студента:

А-1; Б-2; В-3; Г-4; Д-5; Е-6; Ж-7; З-8; И-9; К-10; Л-11; М-12; Н-13; О-14; П-15; Р-16; С-17; Т-18; У-19; Ф, Х-20; Ц, Щ-21; Ч-22; Ш-23; Щ-24; Э, Ю-25; Я-26.

Контрольная работа по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» предполагает самостоятельное изложение вопросов темы. Общий объем работы не должен превышать 10-12 страниц машинописного текста. Порядок выполнения контрольной работы целесообразно принять следующий. Определив номер темы, необходимо внимательно ознакомиться с кругом входящих в нее вопросов, а также с приведенными методическим советами, которые помогут сориентироваться в теме, обратят внимание на наиболее важные проблемы. Затем следует:

· прочитать соответствующую главу кафедрального учебника Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Лавриненко В.Н.-2,3,4,5 изд.,М.:Юнити,2006;

· ознакомиться с Компьютерной Учебной Программой по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» на сайте ВЗФЭИ в Интернете);

· изучить конспекты учебных лекций ;

· посмотреть рекомендованную литературу и дополнительный учебный материал по выбранной теме в Интернете.

Далее, на основе переработанного материала необходимо дать самостоятельное изложение основных вопросов темы. В случае затруднений следует обратиться к словарю важнейших терминов и понятий учебника кафедры, дополнительной справочной литературе. Работы, просто переписанные из учебников и методических пособий, «скачанные» в готовом виде из Интернета, не зачитываются.

Тема должна быть изложена в соответствии с планом, который выписывается на первую страницу контрольной работы, изменять его, без согласования с преподавателем, не рекомендуется. Раскрывая тему, важно излагать материал четко и логически последовательно, не пропуская определений ключевых для данной темы понятий. Рассматривая теоретические вопросы, привлекайте доступные материалы других общественных и специальных дисциплин. Желательно использовать свой личный опыт делового общения по месту работы, в Вашей организации, фирме или банке.

Следите за правильным оформлением работы. Какие-либо малопонятные сокращения не допускаются. Обязательно оставляйте поля для замечаний и вопросов рецензента, а также чистый лист в конце тетради для итоговой рецензии. Текст должен быть разбит на вопросы, а в конце обязательно приводится список используемой литературы, указываются соответствующие сайты Интернета.

В случае отрицательного отзыва рецензента необходимо доработать текст по его замечаниям и вновь представить работу на рецензирование вместе с ее первым вариантом.

Тема 1. СПДО как наука и учебная дисциплина .

1. Предмет и объект науки, ее структура и методы.

2. Уровни изучения делового общения,

3.Основные блоки проблем.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Андреева Г.М., Социальная психология. М., Аспект пресс, 2000.

2. Кузьмин Е.С., Семенов В., (ред.). Социальная психология. Л., ЛГУ, 1979.

3. Майерс Дж. Социальная психология. Изд.2-е, Спб,2000.

4. Морита А. Сделано в Японии. История фирмы Sony. М., Прогресс, 1993 .

5. Островский Э.В. Психология управления. Форум: ИНФРА-М.,2006.

6. Якокка Ли, Карьера менеджера, М., Прогресс, 1990 .

7. Э.Морита А. Сделано в Японии. История фирмы Sony. М., Прогресс, 1993.

8. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории, М., Мысль, 1971

9. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор - сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. Унив - та, 1996.

10. Психодиагностика. 2-е изд. Романова Е. и др. СПб.: Питер,2007.

11. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/Под общей ред. В.Н. Дружинина.-СПб.: Питер,2006.

12. Социальная психология: Учебное пособие. Авторы: Немов Р., Алтунина И. СПб.: Питер, 2007.

Приступая к изложению первого вопроса темы, охарактеризуйте цели и задачи изучения дисциплины, ее практическое значение для студентов-экономистов. Обязательно дайте определение предмета и объекта науки, покажите их принципиальное различие. Подчеркните различие в подходах к изучению делового общения в России и на Западе и охарактеризуйте его причины. Раскройте содержание основных методологических принципов, законов и категорий СПДО. Во втором вопросе важно показать особенности исследования общения на межличностном, внутригрупповом и межгрупповом уровне, раскрыть их значение. В третьем вопросе опишите основные области исследования в СПДО, понятийный аппарат науки.

Тема 2. Роль СПДО в современном обществе .

1. Соотношение с другими науками.

2. Функции СПДО, ее место и роль в современной предпринимательской деятельности.

3. Особенности требований к руководителю в условиях рынка.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Андреева Г.М., Социальная психология. М., Аспект пресс, 2000.

2.Кузьмин Е.С., Семенов В., (ред.). Социальная психология. Л., ЛГУ, 1979.

3.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории, М., Мысль, 1971

4. Майерс Дж. Социальная психология. Изд.2-е, Спб,2000.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992

6. Швальбе Б., Швальбе Х., Личность. Карьера. Успех. М., Прогресс, 1993.

7. Шибутани Т., Социальная психология, М., Прогресс, 1969.

8. Шихирев П.Н., Этические принципы ведения дел в России, М., Финансы и статистика, 1999.

При рассмотрении первого вопроса следует показать место СПДО в системе общественных наук, ее методологический фундамент, соотношение с философией, социологией, общей психологией и менеджментом. Если есть методы исследования, используемые несколькими науками, их надо обязательно назвать. Рассматривая второй вопрос, следует раскрыть содержание теоретико-познавательной, прогностической, регулятивной и аксиологической функций. Уточните, как меняется роль функций сегодня. Приступая к третьему вопросу, следует показать качественное отличие предпринимательской деятельности от руководства условиях административно-командной системы. При этом следует особо рассмотреть новую роль государства в экономике, используемые им механизмы регулирования, подчеркнуть роль этических норм как нравственного фундамента делового общения, необходимость учета национальных интересов и экологической безопасности в бизнесе. Покажите, как меняется роль руководителя в новых условиях.

Тема 3. Предпосылки возникновения СПДО.

1. Социокультурные предпосылки возникновения СПДО.

2. Теоретические предпосылки становления СПДО, особенности ее развития на Западе и в СССР.

3. Вклад российских ученых в разработку проблемы психологии личности и межличностного общения.

ЛИТЕРАТУРА.

1. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат,1975.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992.

3. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии. М., Педагогика,1976.

4. Ярошевский М.Г. История психологии, М., Мысль,1985

5. Шибутани Т., Социальная психология, М., Прогресс, 1969

6. Психология личности в трудах отечественных психологов Хрестоматия/Сост. Л.В. Куликов – СПб, Питер,2000.

При ответе на первый вопрос дайте краткую историю теории человеческих отношений, охарактеризуйте современную оценку роли психологического

аспекта в трехмерной модели управления.

Раскрывая второй вопрос, опишите основные этапы развития теории психологии личности и межличностного общения на Западе. Сравните историческую судьбу СПДО в СССР и на Западе. Ответ на третий вопрос предполагает краткую характеристику достижений российских и советских ученых в области исследования психологии личности и межличностного общения.

Тема 4. Психология толпы.

1. Понятие толпы и ее особенности

2. Законы поведения толпы.

3. Приемы манипулирования толпой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гибш Т. и Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.,Прогресс,1972.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб,1896.

3. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории, М.,Мысль,1971.

4. Тард Г. Законы подражания. СПб,1892.

5. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М.,1902.

6. Хоган Кевин. Психология влияния: техника манипуляции в бизнесе и личном общении: Пер. с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс»,2007.

7. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., Питер.,2004.

8. Шейнов В.П.Скрытое управление человеком. Минск., Харвест,2004.

При ответе на первый вопрос следует дать определение толпы, показать ее отличие от других социальных групп, дать классификацию толпы. Далее, при ответе на второй вопрос следует показать принципиальное отличие поведения человека в толпе от индивидуального поведения и раскрыть причины этого отличия. И, наконец, отвечая на третий вопрос , следует показать, каким образом можно управлять толпой вообще и как это делается в наши дни путем манипулирования общественным сознанием.

Тема 5. Психоанализ З.Фрейда.

1.Структура психики и ее движущие силы.

2.Сущность механизмов психологической защиты.

3.Основные механизмы психологической защиты.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л. , Эго, 1991.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., ЛГУ, 1984.

3. Дадун Р. Фрейд. АО «ХГС»,1994.

3. Фрейд З.Введение в психоанализ:Лекции. М..Наука,1989.

4. Фрейд З.Психология бессознательного. М.,Просвещение,1990.

5. Ярошевский М.Г. История психологии, М., Мысль,1985.

Раскрывая содержание первого вопроса, следует показать логику открытия З.Фрейда и причины, по которым оно было отвергнуто научным миром Вены.

При ответе на второй вопрос следует показать, как З.Фрейд представлял себе структуру психики и в чем он видел движущую силу человеческого поведения. Ответ на третий вопрос предполагает анализ сущности механизмов психологической защиты и их классификацию, рассказать о значении открытия З.Фрейда и его последователях.

Тема 6. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

1. Коллективное бессознательное и архетипы.

2. Модель психической структуры личности.

3. К.Г.Юнг о типологии личности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности, С-Пб., Питер, 2000.

2. Юнг К.Г.Проблемы души нашего времени. М., Прогресс./Универс,1994.

3. Юнг К.Г.Аналитическая психология. Пошлое и настоящее. М.,Мартис,1995.

4. Юнг К.Г., фон Франц М.Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А.Человек и его символы. М., Серебряные нити,2002.

5.Ярошевский М.Г. История психологии, М., Мысль,1985.

При ответе на первый вопрос сравните теоретические концепции З.Фрейда и Г.Юнга, раскройте сущность «коллективного бессознательного».Отвечая на второй вопрос раскройте содержание личностного бессознательного, его основные элементы, особенности его взаимодействия с коллективным бессознательным.

Приступая к третьему вопросу, покажите вклад Г.Юнга в типологию личности.

Тема 7. Модель человеческого поведения.

1. Основные элементы модели человеческого поведения и их взаимосвязь.

2. Структура «Я».

3. Виды установок «Я».

ЛИТЕРАТУРА.

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., ЛГУ, 1984

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности, С-Пб., Питер, 2000.

3. Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.. Центр «Русская тройка»,«Комета»,1990

4. Козлов Н.И.Как относится к себе и другим людям или Практическая психология на каждый день. М., Новая школа,1994.

5. Кон И.С. Открытие «Я». М.,Политиздат,1978.

6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., Питер,2000.

7. Хоган, Кевин. Психология влияния: техника манипуляции в бизнесе и личном общении: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс»,2007.

8. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.,Юнити,1996.

9. Шибутани Т., Социальная психология, М., Прогресс, 1969.

При ответе на первый вопрос следует дать определение «Я», показать историю его формирования.

Отвечая на второй вопрос, следует подробно раскрыть структуру «Я», показать роль различных видов «Я» в деловом общении. Ответ на третий вопрос предполагает развернутую характеристику видов установок «Я», их значения для делового общения.

Тема 8. Социальная среда и личность.

1. Микро- и макросреда личности, их роль в деловом общении.

2. Национальный характер, его основные черты и роль в деловом общении.

3. Русский национальный характер и рыночная экономика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А.Судьба России.М.,Мысль,1990.

2. Гибш Т. и Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.,Прогресс,1972.

3. Кочетков В.В.Психология межкультурных различий. М.,«ПЕР СЭ», 2002.

4. Лосский Н.О. О характере русского народа: В 2 кн., Политиздат,1990.

5. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории, М., Мысль,1971.

При ответе на первый вопрос следует раскрыть содержание тех социальных факторов, которые детерминируют поведение личности как в обществе в целом (макросреда личности), так и в социальной группе (микросреда личности),сравнить их воздействие на поведение личности. Ответ на второй вопрос предполагает развернутую характеристику причин формирования русского национального характера, его движущих сил и особенностей. Отвечая на третий вопрос, покажите перспективы русского менталитета в условиях рынка, его сильные и слабые стороны.

Тема 9. Динамика человеческого поведения

1. Особенности социальных стереотипов.

2. Социальные стереотипы и их роль в манипулировании личностью.

3. Трудности межличностного общения.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Козлов Н.И.Как относится к себе и другим людям или Практическая психология на каждый день. М., Новая школа,1994.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001.

3. Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии.СПб.,Питер,2000

4. Подвойская Л.Т. Психологическое манипулирование сознанием личности в деловом общении. М.,МАКС-Пресс,2006.

5. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., Питер.,2004. 4.Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Минск., Харвест,2004.

6. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. Минск, Харвест,2005.

Ответ на первый вопрос предполагает наличие определения понятия «социальный стереотип», их классификацию. При ответе на второй вопрос следует подробно описать особенности социальных стереотипов, показать их роль в общении, раскрыть предпосылки и приемы манипулирования ими. Отвечая на третий вопрос, следует перечислить трудности и барьеры межличностного общения, назвать возможные способы их преодоления и привести конкретные примеры из своей деловой практики.

Тема 10. Психология общения.

1. Сущность общения, его виды и формы.

2. Функции общения.

3. Ошибки восприятия.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком.М.,МГУ,1982.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001.

3. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор - сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996.

4. Мартин Джудит Язык делового общения. М., Эксмо-пресс,2001.

5. Михненко П.А.Как я учился деловому общению. -М.: НТ Пресс,2005.

6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории, М., Мысль, 1971.

7. Общение и оптимизация совместной деятельности. Ред. Г.М. Андреевой, М., МГУ, 1987.

Отвечая на первый вопрос, следует сопоставить понятия «Общение» и «деятельность», рассмотреть роль общения в психическом развитии человека, его виды и формы. При ответе на второй вопрос следует сосредоточить свое внимание на структуре общения и его средствах, единстве трех сторон общения. Переходя к третьему вопросу, следует проанализировать роль восприятия и понимания партнера по общению, охарактеризовать причины ошибок восприятия и их виды. Приведите примеры ошибок восприятия из своего личного опыта.

Тема 11. Вербальное общение.

1. Основные правила деловой беседы.

2.Умение слушать в процессе делового общения.

3.Приемы повышения эффективности вербального общения.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Атватер И. Я вас слушаю. М., Экономика, 1984

2. Бредемайер К.Искусство словесной атаки. Практическое руководство. Пер.с нем.-3-е изд.-М.: Альпина -Бизнес Букс,2006.

3. Гласс Лилиан. Вербальная самозащита .М.,АСТ,2004.

4. Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.М..Центр «Русская тройка»,»Комета»,1990.

5. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001.

6. Курбатов В.И.Женская логика. Чего хочет женщина, того хочет бог. Ростов н/Д: Феникс,2004.

7. Леви В.Л.Искусство быть другим. СПб., Питер.,1993.

8. Михненко П.А. Как я учился деловому общению. НТ Пресс.,2005.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с характеристики общих правил вербального общения, анализа типичных ошибок, связанных, например, с манерой речи, выбором темы и т.д. Далее, во втором вопросе следует подробно остановиться на проблеме прямой и обратной связи в вербальном общении, охарактеризовать виды рефлексивного слушания. Особого внимания заслуживает взаимосвязь между вербальным и невербальным общением. И, наконец, в третьем вопросе, следует перечислить признаки поведения, как располагающего к личностному контакту, так и отталкивающего поведения, разрушающего этот контакт, назвать приемы повышения эффективности вербального общения.

Тема 12. Невербальное общение.

1. Особенности невербального общения.

2. Средства невербального общения.

3. Территории и зоны.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на Дону,РГУ,1986.

2. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, Ай - Кью, 1994.

3. Рюкле. Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. М.,Интерэксперт,1996.

4. Хоган, Кевин. Психология влияния: техника манипуляции в бизнесе и личном общении: Пер.с англ.-М. : ООО «И.Д.Вильямс»,2007.

5. Фаст Дж. Язык тела.М.,Вече,Персей,АСТ,1995.

6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор -сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996.

При ответе на первый вопрос следует раскрыть особенности «языка тела»,показать его особую роль роль в деловом общении, охарактеризовать его достоинства и недостатки. Ответ на второй вопрос предполагает развернутое описание всего арсенала средств невербального общения, таких как кинесика, просодика, такесика и проксемика. И, наконец, при ответе на третий вопрос следует рассказать о роли оптимальной дистанции в межличностном общении, показать как это понятие конкретизируется в различных видах зон общения.

Тема 13.Общение как взаимодействие.

1. Основные типы межличностного взаимодействия.

2. Трансакционный анализ Э.Берна: основные положения.

3. Приведите примеры Вашего общения в разных видах «Я».

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., Лениздат, 1992

2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.СПб,Братство,1992.

3. Доценко Е.Л.Межличностное общение: семантика и механизмы.Тюмень,1998.

4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001. Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии.СПб.,Питер,2000

5. Шмидт Р.Искусство общения,М.,Интерэксперт,1992.

6. Социальная психология: Учебное пособие. Авторы: Немов Р., Алтунина И. СПб.: Питер,2007.

Начать изложение первого вопроса можно с классификации основных типов взаимодействия между личностями в деловом общении, особо выделяя социально - ролевой, деловой и интимно - личностный уровни общения. Приступая к ответу на второй вопрос охарактеризуйте основные особенности трансакционного анализа Э.Берна, его значение для межличностного общения. Отвечая на третий вопрос вспомните и проанализируйте различные случаи своего общения в разных видах «Я».

Тема 14. Типология личности.

1. Виды критериев классификации личностей.

2. Типология личности и особенности поведения.

3. Типы людей и бизнес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашапов Р.Р.Типология личности или какие мы разные. М.,АСТ-ПРЕСС КНИГА,2000.

2. Елисеев О.П.Практикум по психологии личности.СПб,Питер,2000.

3. Робер М-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы.М.,Прогресс,1988

4. Крегер Дж.. Тьюсон М.Типы людей и бизнес.М.,Персей-Вече-АСТ..1995.

5. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности, СПб., Питер, 2000.

Рассмотрение первого вопроса следует начать с краткой истории проблемы типологии личности, классификации наиболее часто применяемых личностных критериев. Далее, во втором вопросе покажите, как можно определить характер и тип личности по внешним проявлениям – жестам, мимике, осанке, позе и походке. В третьем вопросе попробуйте установить взаимосвязь между конкретным психотипом личности и степенью ее деловой активности, успехом в бизнесе.

Тема 15. Деловое общение в рабочей группе.

1. Понятие рабочей группы (коллектива), ее разновидности.

2. Социально-психологические характеристики рабочей группы.

3. Морально-психологический климат рабочей группы и особенности его формирования.

ЛИТЕРАТУРА.

1. ДонцовА.И.Психология коллектива.М..МГУ,1984.

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990.

3. Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы.М.,Прогресс,1988

4. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., Автор, 1993.

5. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор -сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996.

Рассмотрение первого вопроса начните с определения понятия «рабочая группа», укажите на ее виды, покажите принципиальное отличие от других социальных групп. Излагая второй вопрос, выделите социально-психологические характеристики рабочей группы, покажите их зависимость от структуры коллектива, стиля управления. При ответе на третий вопрос выделите стадии формирования морально – психологического климата коллектива, роль руководителя на каждом этапе этого процесса, включая изменение форм воздействия на группу.

Тема16. Социальная структура рабочей группы

1. Формальная и неформальная структура группы.

2. Социометрия как способ измерения неформальной структуры группы.

3. Предложите методику проведения социометрического исследования в своей рабочей группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001

3. Морено Дж.Социометрия.М.,Инлит,1958.

4. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории, М., Мысль, 1971.

5. Робер М-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы.М.,Прогресс,1988.

6. Ядов В.А.Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.,Наука,1987.

Начните изложения первого вопроса с анализа структуры группы, этапов ее формирования, соотношения между формальной и неформальной структурой. Далее, во втором вопросе изложите суть социометрического метода ,расскажите его историю. Расскажите о его возможностях в деле повышения эффективности трудовой деятельности. И, наконец, в третьем вопросе попробуйте разработать методику выявления неформальной структуры в своей учебной или своей рабочей группе.

Тема 17. Лидерство в рабочей группе .

1. Проблема лидерства и ее роль в деловом общении.

2. Виды лидерства.

3. Проблема лидерства в вашем трудовом коллективе.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001

3. Макки Э.,Бояцис Р.Резонансное лидерство: Самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии. М.: Альпина Бизнес Букс,2007.

4. Шепель В.М.Управленческая психология.М.,Экономика,1984.

5. Швальбе Б., Швальбе Х., Личность. Карьера. Успех. М., Прогресс, 1993

6. Секреты умелого руководителя. Сост. Липсиц И.В.М.,Экономика,1991.

Рассмотрение первого вопроса следует начать с общей характеристики проблемы лидерства вообще и в трудовом коллективе, в частности. Обязательно рассмотрите необходимые условия лидерства ,приемы выявления лидеров. Излагая второй вопрос дайте классификацию видов лидерства, постарайтесь сравнить их слабые и сильные стороны. И, наконец, в третьем вопросе предложите свой перечень необходимых для лидера качеств и опишите возможные методики формирования деловых качеств лидера, призванных обеспечить успех.

Тема 18. Управление и руководство в рабочей группе.

1. Управление и руководство, их соотношение.

2. Современные требования к менеджеру, их отличие от требований к номенклатурному руководителю.

3. Распределите основные требования к менеджеру в соответствии с рангом руководителя: низшее, среднее и высшее звено.

Отвечая на первый вопрос следует дать определение рассматриваемых понятий, показать их соотношение, рассмотреть краткую историю теорий управления в деловой группе, показать зависимость места руководящей деятельности в современном бизнесе от социокультурных условий.

Раскрывая второй вопрос темы сравните требования к руководителю в условиях плановой ,социалистической экономики и в условиях рынка, покажите, какие требования сохранили свою актуальность, а что появилось нового. В третьем вопросе попробуйте сформулировать главное требование к руководителю и покажите, как оно видоизменяется, как основные функции руководящей деятельности конкретно воплощаются на примере мастера на заводе, начальника смены в Сбербанке; начальника цеха, отдела, руководителя филиала Сбербанка; директора фирмы, главы крупной компании, ректора вуза, и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990

2. Островский Э.В. Психология управления.Форум:ИНФРА-М.,2006.

3. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., Автор, 1993.

4. Швальбе Б., Швальбе Х., Личность. Карьера. Успех. М., Прогресс, 1993.

5. Урбан М.Успех чужими руками: Эффективное делегирование полномочий. М.: Альпина Бизнес Букс,2007.

6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор - сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996

7. Секреты умелого руководителя. Сост. Липсиц И.В. М.,Экономика,1991.

Тема19. Стили руководства.

1.Основные стили руководства, их достоинства и недостатки.

2.Условия выбора оптимального стиля руководства.

3.Типичные ошибки руководителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блейк Р.,Моутон Дж.Научные методы управления. Киев, Наукова думка,1990.

2. Власова Н.М….И проснешься боссом.Ч.1-2,М..ИНФРА-М.,1994.

3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1992

5. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., Автор, 1993.

Ответ на первый вопрос заключается в анализе понятия «стили руководства»,характеристике моделей стиля руководства К.Левина. Отвечая на второй вопрос , следует сравнить достоинства и недостатки авторитарного, демократического и нейтрального стилей, подробно охарактеризовать факторы, обусловливающие выбор определенного стиля руководства. Излагая третий вопрос, назовите типичные ошибки руководителя и попробуйте объяснить вызвавшие их причины.

Тема 20. Конфликты и пути их преодоления.

1. Сущность конфликта и его особенности.

2. Стадии конфликта.

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Н.М….И проснешься боссом.Ч.1-2,М..ИНФРА-М.,1994.

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990

3. Власова Н.М….И проснешься боссом.Ч.1-2,М..ИНФРА-М.,1994.

4. Коузер Л.Основы конфликтологии.СПб..Светлячок,1999.

5. Скотт Д.Г.Конфликты. Пути их преодолении. Киев,Внешторгиздат,1991.

6. Шейнов В.П., Управление конфликтными ситуациями. Рекомендации для руководителей, Минск, 1990.

7. Шейнов В.П.Искусство управлять людьми. Минск,Харвест,2005.

8. Конфликтология: учебник для вузов, ред. Ратников В.П.М.,Юнити-Дана,2001.

Ответ на первый вопрос предполагает развернутую характеристику понятия «конфликт»,классификацию видов конфликта, анализ его структуры .Покажите роль индивидуальных особенностей личности в предрасположенности к конфликтам. Рассмотрение второго вопроса начните а характеристики стадий протекания конфликта, роли руководителя в управлении конфликтом на той или иной стадии. Приступая к третьему вопросу охарактеризуйте способы управления конфликтной ситуацией, стратегию поведения руководителя и членов коллектива, возможные стили поведения при конфликте, их достоинства и недостатки.

Тема 21. Этика делового общения.

1. Мораль и рынок, их соотношение.

2. Культурно-историческая эволюция деловой этики.

3. Повышение роли морально-нравственной составляющей в современном российском бизнесе.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., ЛГУ, 1990

2. Кричевский Р.Л., Если вы - руководитель. М., 1993. и статистика, 1999.

3. Митчелл М., Корр Дж.Этикет.АСТ.,2004.

4. Ягер Джен, Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса, М., Джон Уайли энд Санз, 1994

5. Шихирев П.Н., Этические принципы ведения дел в России, М., Финансы и статистика, 1999.

6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор - сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996

7. Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. М., Советский писатель,1991.

Раскрывая первый вопрос темы, следует раскрыть содержание таких категорий, как «мораль», «нравственность», «право», показать особенности их функционирования в обществе. Охарактеризуйте общественные отношения в треугольнике «государство» -«рынок»-«мораль» и предложить вариант соотношения сторон, оптимальный для нынешнего этапа в развитии российского общества. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение эволюции культурно-исторических норм деловой этики в эпоху средневековью, Реформации, классического капитализма, выявление их особенностей в современном, постиндустриальном обществе. Излагая третий вопрос , проанализируйте морально-нравственные основы деловой жизни в современной России, их связь с социальной, патриотической и экологической проблематикой. Покажите, что означает единство правовой, гражданской и нравственной ответственности руководителя и делового человека.

Тема 22. Профессиональная этика современного предпринимателя .

1. Общие этические принципы и нормы делового общения.

2. Этика общения с начальством.

3. Этика общения с подчиненными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Н.М….И проснешься боссом.Ч.1-2,М..ИНФРА-М.,1994.

2. Грасиан Б.Карманный оракул или наука благоразумия.М.,Наука,1984.

3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990

4. Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.. Центр «Русская тройка»,«Комета»,1990.

5. Митчелл М., Корр Дж.Этикет.АСТ.,2004.

6. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., Автор, 1993.

7. Шейнов В.П.Искусство управлять людьми.Минск,Харвест,2005.

8. Швальбе Б., Швальбе Х., Личность. Карьера. Успех. М., Прогресс, 1993.

9. Юдина Е.А., Хромова С.А.Как выжить на работе. Практическое пособие для новичков и опытных сотрудников.М.:Эксмо,2007.

11. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор -сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996

Рассмотрение первого вопроса следует начать с характеристики общечеловеческих правил поведения и общежития, обеспечивающих успех в деловом общении. Перечислите основные требования, выполнение которых позволит поддерживать нормальные человеческие отношения с другими людьми, в том числе, с деловыми партнерами, сотрудниками и коллегами, назовите типичные промахи в межличностном общении. Особо рассмотрите умение слушать, вежливость, предупредительность, общительность и другие составляющие успеха в деловом общении. Во втором вопросе покажите, как выделенные вами требования к межличностному общению реализуются в правилах общения с руководством, назовите зачастую допускаемые подчиненными ошибки, поделитесь собственным опытом общения в системе «руководитель-подчиненный». Третий вопрос предполагает изложение основных правил общения руководителя с подчиненными, включая типичные ошибки со стороны руководства. Проанализируйте возможные последствия таких ошибок с точки зрения выполнения поставленных задач

Тема 23.Этикет и культура делового общения.

1. Сущность делового этикета, его структура.

2. Приветствие, рукопожатие и представление. Хороший тон.

3. Внешний вид и одежда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Митчелл М.,Корр Дж. Этикет.АСТ.,2004.

2. Михненко П.А.Как стать успешным. М,НТ Пресс,2006.

3. Подвойская Л.Т. Социальная психология и этика делового общения: Сборник тестовых заданий. М., МАКС Пресс.,2005.

4. Соловьев Э.Я., Современный этикет. Деловой протокол. М., Ось-89, 2001

5. Швальбе Б., Швальбе Х., Личность. Карьера. Успех. М., Прогресс, 1993.

6. Ягер Джен, Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса, М., Джон Уайли энд Санз, 1994

7. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор -сост. Р.Р.Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996

8. Секреты умелого руководителя. Сост. Липсиц И.В.М.,Экономика,1991

9. Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной.М., Советский писатель,1991.

10. Шейнов В.П.Искусство управлять людьми.Минск,Харвест,2005.

В первом вопросе следует раскрыть содержание понятий «мораль» и «этикет», показать общие черты и отличие между ними. Далее следует изложить современные требования к культуре поведения и воспитанности делового человека, показать их национальную специфику. Отвечая на второй вопрос , следует охарактеризовать общие нормы обращения, приветствия и знакомства, правила субординации в деловых отношениях. Раскрывая третий вопрос , назовите требования к внешнему виду и одежде, покажите их связь с особенностями деловой ситуации.

Тема 24. Вербальный этикет.

1. Культура речи и слушание.

2. Правила общения по телефону: типичные ошибки. Сотовая связь между деловыми партнерами.

3. Особенности публичных выступлений, совещания и деловые встречи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аватер И. Я Вас слушаю.- М.:Экономика,1984.

2. Гласс Лилиан. Вербальная самозащитаМ.,АСТ,2004.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.М.,Прогресс,1989.

4. Мартин Джудит Язык делового общения. М., Эксмо-пресс,2001.

5 Бредемайер К.Искусство словесной атаки. Практическое руководство. Пер.с нем.-3-е изд.-М.: Альпина -Бизнес Букс,2006.

6. Михненко П.А. Как я учился деловому общению. НТ Пресс.,2005.

7. Михненко П.А.Как стать успешным. М,НТ Пресс,2006.

8. Шейнов В.П.Искусство управлять людьми.Минск,Харвест,2005.

9. Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. М., Советский писатель,1991.

10. Ягер Джен, Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса, М., Джон Уайли энд Санз, 1994.

Приступая к первому вопросу , приведите основные требования к вербальному общению, обеспечивающие успех коммуникации, раскройте содержание понятия «культура речи».Назовите темы, неуместные при разговорах с малознакомыми и случайными людьми. Во втором вопросе надо перечислить основные требования к содержанию и форме общения по телефону, назвать последовательность действий сторон общения, охарактеризовать типичные ошибки, показать сильные и слабые стороны общения по сотовому телефону. В третьем вопросе следует рассказать об основных правилах ораторского искусства, особенностях публичных выступлений, требования к проведению деловых совещаний.

Тема 25. Правила деловой коммуникации .

1. Деловая переписка и ее виды.

2. Схема делового письма.

3. Визитные карточки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Н.М….И проснешься боссом.Ч.1-2,М..ИНФРА-М.,1994.

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990

3. Мартин Джудит. Язык делового общения. М., Эксмо-пресс,2001.

4. Шейнов В.П.Искусство управлять людьми.Минск,Харвест,2005.

5. Как овладеть искусством делового письма. М. «Юнити», 1994.

6. Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. М., Советский писатель,1991.

7. Секреты умелого руководителя. Сост. Липсиц И.В.М.,Экономика,1991.

Отвечая на первый вопрос , обоснуйте значение деловой переписки, назвать ее основные виды. Важно назвать случаи, когда только письменное общение соответствует требованиям делового этикета. При рассмотрении второго вопроса следует дать примерную схему делового письма, привести соответствующие примеры. При ответе на третий вопрос следует рассказать об истории использования визитных карточек, их роли в деловом общении, современных требованиях к их применению в деловом общении.

Тема 26. Деловые переговоры.

1. Деловые переговоры как разновидность общения.

2. Подготовка и процесс ведения переговоров.

3. Тактические приемы ведения переговоров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бройнинг Г.Руководство по ведению переговоров.М.,ИНФРА-М.,1996.

2. Власова Н.М….И проснешься боссом.Ч.1-2,М..ИНФРА-М.,1994.

3. Митрошенков О.А.Эффективные переговоры.М.,ИНФРА-М,2000.

4. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., Экономика, 1987.

5. Фишер Р., Эртель Д.Как проводить деловые беседы.М.,Филин,1996.

6. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию ,или переговоры без поражения.М.,Наука,1992.

7. Шейнов В.П.Искусство управлять людьми.Минск,Харвест,2005.

8. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор-сост. Р.Р. Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996 .

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с общей характеристики переговоров. После этого следует рассмотреть стратегию ведения переговоров и ее виды: позиционный торг и партнерский подход на основе взаимного учета интересов. Излагая второй вопрос темы ,раскройте цели и задачи, основные особенности подготовительного этапа переговоров. После этого переходите к характеристике самого переговорного процесса. В третьем вопросе следует сосредоточить внимание на тактических приемах ведения переговоров, способах скрытого управления партнерами и защиты от манипулирования.

Литература

Основная

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред.проф.

Лавриненко В.Н.-2,3,4,5 изд., М.: Юнити,2006.

Дополнительная

1. Андреева Г.М., Социальная психология. М., Аспект пресс, 2000.

2. Аватер И. Я Вас слушаю.- М.:Экономика,1984.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., Лениздат, 1992

4. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.СПб,Братство,1992 г.

5. Де Джорж Р.Т.Деловая этика: В 2 т.М.,Прогресс,2001.

6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990.

7. Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.М.,Прогресс,1989.

8. Кови С.Р.Семь навыков высокоэффективных людей.2-е изд.. М.:Альпина Бизнес Букс,2007.

9. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб., Питер, 2001.

10. Майерс Дж. Социальная психология. Изд.2-е, Спб,2000.

11. Митчелл М.Этикет.М.,Аст,2004.

12. Михненко П.А.Как я учился деловому общению. -М.:НТ Пресс,2005.

13. Михненко П.А.Как стать успешным. -М.:НТ Пресс,2006.

14. Островский Э.В. Психология управления.Форум:ИНФРА-М.,2007.

15. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, Ай-Кью, 1994.

16. Соловьев Э.Я., Современный этикет. Деловой протокол. М., Ось-89, 2001.

17. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., Автор, 1993

18. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения, М., 1990.

19. Чалдини Р.Психология влияния.4-е изд.СПб,Питер.,2004.

20. Шейнов В.П.Искусство управлять людьми.Минск,Харвест,2005.

21. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Автор-сост. Р.Р.Кашапов, Ижевск, Изд-во Удм. унив-та, 1996.