Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи»
Методические указания
и контрольные задания
по курсу «Русский язык и культура речи»
для студентов заочного и ускоренного отделений ВИСТеха ВолгГАСУ
Контрольные задания носят обучающий характер и включают основные разделы курса «Русский язык и культура речи» (соблюдение орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Контрольные задания по дисциплине «Русский язык и культура речи» ориентируют студентов на освоение орфоэпических, грамматических, лексических и стилистических норм русского языка. Для выполнения контрольных работ необходимо обратиться к рекомендованной литературе, словарям и справочным материалам. В случае затруднений студент может воспользоваться консультацией преподавателя.
2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1989.
3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
4. Власенков А.И., Рыбчинкова М.Н. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10–11 классов. – М., 1996.
5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2008.
6. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов. Под ред. Черняк В.Д. – М., 2004.
7. Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб., 1998
8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
Словари:
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.
2. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. – М., 1984.
3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.
4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.
5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1996.
6. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2003.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995.
8. Орфоэпический словарь русского языка (под ред. Аванесова Р.И. – М., 1983 и последнее изд.).
9. Словарь по культуре устной и письменной речи (сост. М.Б. Елисеева и др. – СПб., 1996).
10. Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1957–1962 и послед. изд.
11. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти т., – М.–Л., 1950–1965.
12. www.gramota.ru/slovari
13. http://www.slovari.ru/
общие методические указания
1. Контрольная работа выполняется в тетради (если в клетку, то писать через строчку
) или в печатном виде. Работа, написанная неразборчивым почерком, проверяться не будет.
2. В соответствующем задании обязательно выделять ударение.
3. Работа выполняется по вариантам: I вариант – фамилии на А, Б, В; II вариант – Г, Д, Е; III вариант – Ж, З, И, К, Л; IV вариант – М, Н, О; V вариант – П, Р; VI вариант – С, Т, У, Ф; VII вариант – Х, Ц, Ч, Ш, Щ; VIII вариант – Э, Ю, Я.
4. Не зачитываются
: контрольные работы с дословным повторением заданий, а также контрольные работы, в которых выполнен не свой вариант.
Значительную помощь в выполнении контрольной работы вам окажут СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, расположенные в этом издании.
При пользовании интернетом будьте внимательны, в сети много ошибок и ложных данных.
Вариант 1 (фамилии на буквы А, Б, В).
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой оказать вам материальную помощь.
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):
благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере.
Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставьте числительное и слово 2982 год
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
Вариант 2 (Фамилии на буквы Г. Д. Е.).
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные.
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой перевести вас на другой факультет.
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?): благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере
. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставте числительное и слово 17 статей
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
Вариант 3 (фамилии на буквы Ж, З, И, К, Л.).
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой принять вас на должность механика.
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):
благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере.
Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставьте числительное и слово 5/8 метра
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
Вариант 4 (фамилии на буквы М, Н, О.)
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой принять вас на должность механика.
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):
благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере.
Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставьте числительное и слово 43499 штук
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
Вариант 5 (фамилии на буквы П,Р.)
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой перевести вас в другой цех.
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):
благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере.
Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставьте числительное и слово трое детей
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
Вариант 6 (фамилии на буквы С, Т, У, Ф.)
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой предоставить вам очередной отпуск.
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):
благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере.
Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставьте числительное и слово сороковой размер
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
Вариант 7 (фамилии на буквы Х, Ц, Ч, Ш,Щ.)
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой предоставить вам отпуск без сохранения содержания
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):
благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере.
Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставьте числительное и слово полтора килограмма
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
Вариант 8 (фамилии на буквы Э, Ю, Я.)
Задание 1.
Напишите резюме, используя личные биографические данные.
Задание 2.
Напишите заявление с просьбой зачислить вашего сына в детский сад.
Задание 3.
В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.
Искать: www.gramota.ru/slovari, ключевые слова для поиска в интернете УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ (далее искомое слово)
Задание 4.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?):
благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере.
Придумайте 5 предложений с данными предлогами.
Задание 5.
Поставьте числительное и слово 957 студентов
в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.
Образец:
459 рублей
Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей
Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями
Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СТИЛИ РЕЧИ
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка – функциональные стили.
Функциональный стиль – исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которая регулярно функционирует в определённой сфере общественной деятельности. Термин “функциональный стиль” подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1) научный (научно-технический), 2) официально-деловой, 3) публицистический, 4) разговорно-обиходный.
Научный стиль
сформировался в сфере научного познания. Основная функция научного общения – вывод нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах. Главные свойства – точность и логичность изложения, отсутствие выражения эмоций.
Официально-деловой
стиль используется для передачи информации в сфере управления обществом на всех его уровнях. Это стиль официальных документов (юридических, дипломатических, административных и др.). Главные черты – лаконичность, стандартность (использование характерных клише), отсутствие выразительных средств.
Резюме –
документ, содержащий в себе основные сведения об образовании и профессиональной деятельности соискателя. При устройстве на работу оно рассылается по обычной или электронной почте, размещается в Интернете, передается по факсу или предъявляется лично перед собеседованием. Резюме должно быть убедительным и подчеркивать достоинства соискателя.
Основные требования к составлению резюме:
- краткость
- конкретность
- представление информации в соответствии с условиями вакансии
Образец резюме
100000, Казань, ул. Волкова, д.39, кв. 2
Телефон 8-902-555-55-55
Электронная почта login@domain.ru
Иванов Андрей Петрович
Сведения о себе
24.10.1973:
Образование
1990-1996 гг. МГУ, социологический факультет. Специальность – «Менеджмент организации»
Апрель 1999 г. Центр практической психологии «Психолог», Москва, Бизнес-тренинг «Эффект»
Учебный центр АВС, Москва. Семинары «Мастерство продаж», «Управление отделом продаж»
Опыт работы
[ даты ]
14.
1998-наст.вр. ABC International, Московское отделение, менеджер по продажам
Обязанности
Поиск клиентов в Москве и в регионах, ведение переговоров, выявление потребностей клиентов, заключение договоров, участие в организации семинаров
Опыт работы
1997-1998 гг. консалтинговая группа «Советы всем», Москва. Офис-менеджер
Обязанности
Обеспечение стабильной работы офиса, поддержание отношений с партнерами, первичная работа с клиентами, создание и ведение базы данных клиентов и конкурентов, деловая переписка
Опыт работы
Обязанности
Дополнительная информация
1999-2009 гг. «Краса и гордость», производство зимней обуви, PR-менеджер
Разработка PR-кампании, анализ деятельности конкурентов, составление промежуточных и финальных описательных отчетов
Персональный компьютер – опытный пользователь (MS Word, Exel, Access, 1C-бухгалтерия)
Иностранные языки – английский (устный, письменный – свободный), основы немецкого
Водительские права – категория В
Личные данные
Самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, пунктуальность, гибкость, стрессоустойчивость, умение работать в команде.
Интересы и увлечения
Психология, литература, восточные единоборства
Заявление
– документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.
Структура заявления
Наименование адресата – должность, фамилия, инициалы (в дательном падеже), пишется справа, наверху листа.
Фамилия, инициалы подавшего заявление (в родительном падеже). Если заявление пишется на имя работника той же организации, к которой относится автор заявления, то последний должен указать свою должность после фамилии и инициалов, а если заявление адресовано в какую-либо иную организацию, то подающий заявление указывает свой адрес, пишется справа.
Заголовочная часть (наименование документа пишется в середине листа с заглавной буквы).
Текст заявления.
Опись прилагаемых документов.
Подпись заявителя (внизу справа).
Дата подачи заявления (ниже подписи и слева листа, число и год пишутся цифрами, а месяц словами).
Образец заявления
Ректору СПбГУ
Л.А.Вербицкой
от Иванова Н.И.,
проживающего по адресу:
195311, С.-Петербург,
ул. Ленина, д.3, кв. 56
Заявление
Прошу принять меня на работу с 08.02.2009 на должность инспектора отдела кадров.
06 февраля 2009 г. Иванов Н.И.
Публицистический стиль
– стиль средств массовой информации используется не только для передачи информации, но и для воздействия на мысли и чувства людей с целью убеждения в чём-либо. Для публицистического стиля характерна особая выразительность и эмоциональность.
Разговорно-обиходный стиль
используется при неофициальном, бытовом, повседневном общении между людьми. Характерные черты – неполнота выражения и эмоциональность.
БОГАТСТВО РЕЧИ
Синонимы
– это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. (Миг – момент; огромный – громадный
). Синонимы отличаются оттенками значений (хохотать – смеяться
) или по стилистической окраске (нехватка – дефицит
). В словаре синонимов обычно указывается синонимический ряд. Например: идти – шагать – ступать – топать (прост.), вышагивать, выступать, шествовать, переть (прост.) (Словарь синонимов. Под ред. А.П. Евгеньевой). В устной и письменной речи возникают ошибки в результате неправильно выбранного синонима. Например: Всё отобрал фашист, господствующий
в их деревне (из сочинений абитуриентов). Правильно: хозяйничающий.
Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть выполнены
. Правильно: осуществлены
.
Паронимами
называются слова, сходные по звучанию, но разные по значению. Сравните слова: ритмический
и ритмичный.
Они имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмический
– основанный на ритме; ритмичный –
чувствующий ритм или обладающий ритмом.
Пример неправильного выбранного паронима: Он дал мне дружественный
совет.
Правильно: дружеский.
Представить
– 1. Предъявить, сообщить, 2. познакомиться с кем-либо
Предоставить
– 1. отдать в чье-то распоряжение, пользование, 2. дать право, возможность сделать, осуществить что-либо, 3. разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Орфоэпия
– совокупность правил нормативного литературного произношения. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например пуло
вер
, потому что слово пришло из английского языка (pullover) нувори
ш
– из французского (nouveauriche).
Склонение числительных
В составе количественных числительных склоняется каждое слово. При смешанном числе существительным управляет дробь и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 2/3 кг (семь и две третьих килограмма
, но семь килограммов
). Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: И.+В. полтора
, полтораста
; Р., Д., Т., П. полутора
, полутораста
. В сложных числительных от пятидесяти
до восьмидесяти
и от двухсот
до девятисот
склоняются обе части слова. Слово тысяча
склоняется как существительное женского рода на -а.
Таблица №1
Подлежащее — слово или сочетание слов со значением количества
Подлежащее — сочетание с собирательными существительными большинство, множество, часть, ряд
Сказуемое в форме ед.ч.
Колебания в форме числа сказуемого (возможно употребление как ед.ч., так и мн.ч.)
Подлежащее — собирательное существительное, не имеющее зависимых слов: Большинство явилОсь вовремя
Подлежащее — собирательное существительное + зависимое слово в Р.п. ед.ч.: Большинство электоратА проголосовало за этого кандидата
Подлежащее — собирательное существительное + зависимое слово в Р.п. мн.ч.: Большинство сту-дентОВ знаЕТ/ знаЮТ это правило
Рекомендуемая форма сказуемого для предложений, в которых подлежащее — собирательное существительное + зависимое слово в Р.п. мн.ч.
Сказуемое в форме ед.ч.
Сказуемое в форме мн.ч.
Подлежащее называет неодушевленный предмет: Часть расчетов еще не законченА. Ряд заданий не выполнен.
Подлежащее называет одушевленный предмет, а сказуемое — его активное действие; причем подлежащее стоит перед сказуемым: Большинство участников конференции зарегистрировалИсь.
Подлежащее — собирательное существительное + несколько зависимых от него слов в Р.п. мн.ч.: Большинство делегатов, членов оргкомитета и приглашенных уже зарегистрированЫ (зарегистрировалИсь).
1. Подлежащее стоит после сказуемого: Прибыло большинство делегатов.
2. При собирательном существительном в составе подлежащего есть согласующееся с ним определение в форме ед.ч.: Остальная часть делегатов прибылА позже. Этот ряд заданий должен быть выполнен самостоятельно.
Подлежащее стоит перед сказуемым и имеет при себе причастный оборот или определительное придаточное предложение со словом «который», причем причастие или слово «который» стоит во мн.ч.: Большинство делегатов, прибывшИХ в наш город, уже зарегистрированы (зарегистрировались). Большинство делегатов, которЫЕ прибыли в наш город вчера вечером, уже зарегистрированЫ (зарегистрировалИсь).
Подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга: Большинство делегатов, несмотря на неожиданно возникшие трудности организационного характера, уже зарегистрированЫ.
При подлежащем имеются однородные сказуемые: Большинство делегатов уже размещенЫ в гостиницах и зарегистрированЫ.
Именная часть составного сказуемого имеет форму мн.ч.: Большинство делегатов являЮтся иногороднИМИ.
Таблица №2
Использование предлогов
для выражения значения причины
по
чему? (по вине, по небрежности)
благодаря
чему? (благодаря решительным действиям)
вследствие
чего? (вследствие болезни)
ввиду
чего? (ввиду отсутствия)
в силу
чего? (в силу решения комиссии)
по причине
чего? (по причине халатности)
в связи
с чем? (в связи с переходом на другую работу)
для указания на мотивы создания документа
сообразно
чему? (сообразно имеющимся знаниям)
в соответствии с
чем? (в соответствии с занимаемой должностью)
согласно
чему? (согласно постановлению)
вопреки
чему? (вопреки заявлению)
для указания цели написания документа
во избежание
чего? (во избежание разночтений)
во исполнение
чего? (во исполнение решения)
в целях чего
? (в целях улучшения) с целью
чего? (с целью налаживания)
для выражения значения времени
в течение
чего? (в течение всего срока действия)
в продолжение
чего? (в продолжение месяца)
впредь до
чего? (впредь до особого распоряжения)
по мере
чего? (по мере поступления запросов)
для обозначения тематики документа
по
чему? (меры по улучшению)
о (об)
чем? (справка о проживании)
в отношении
кого? чего? (в отношении мер, предпринимаемых...)
касательно
чего? (касательно договора)
в отношении к
кому? чему? (меры, предпринимаемые в отношении к Иванову И. И.)