Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине этика делового общения

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Кафедра Социальных коммуникаций и социологии управления

Методические указания

для выполнения контрольных работ

по учебной дисциплине

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

дисциплина формы обучения профессионального цикла (ГСЭ)

Утверждено на заседании кафедры.

Протокол № от «15 » марта 2005 г.

Для студентов, обучающихся

по специальности 060400 – ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Разработчик: к. филос. н., профессор Булыгина А.А.

2005

Раздел 1. Общие положения учебной дисциплины................................................ 3

Раздел II. Инструкция по выполнению контрольной работы........................ 3

Подраздел 2.1. Методика выполнения контрольной работы....................................................... 3

Подраздел 2.2. Правила выбора варианта контрольной работы.................................................. 5

Раздел III. «Структура контрольной работы».............................................................. 7

Раздел IV. Задания для выполнения контрольной работы............................... 7

Раздел V. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы.................................................................................................................. 12

Раздел V1. Процедура оценки контрольной работы............................................. 13

Раздел V11. Список литературных источников, рекомендованных для написания контрольной работы...................................................................................... 14

Раздел 1. Общие положения учебной дисциплины

Основное назначение дисциплины – раскрыть будущим молодым специалистам специфику профессиональной деятельности и поведения в нравственном измерении. Изучающие курс, усвоив общечеловеческие принципы и нормы морали, будут руководствоваться ими в своей жизни и деятельности, при принятии необходимых решений. Усвоение психологических и этических основ делового общения будет способствовать повышению деловой и нравственной культуры будущих молодых специалистов.

Основной целью данной контрольной работы является формирование у студентов знаний в области этики делового общения. Закрепление механизмов и форм практической реализации профессиональных знаний и умений в процессе делового общения должно происходить с учетом моральных принципов и норм во взаимоотношениях, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности.

Задачами написания контрольной работы по курсу «Этика делового общения» являются:

1. Углубление и закрепление теоретических знаний по выбранной теме изучаемой дисциплины.

2. Выработка умений анализировать собственное моральное сознание и дать толчок к моральной рефлексии, выработке навыков самодисциплины и самоконтроля.

3. Овладение умением извлекать необходимую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт делового общения.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Этика делового общения»

Раздел II. Инструкция по выполнению контрольной работы

Подраздел 2.1. Методика выполнения контрольной работы

2.1.1. Этапы выполнения работы

Выполнение контрольной работы по дисциплине «Этика делового общения» складывается из следующих этапов:

1 этап. Подбор необходимой литературы.

2 этап. Раскрытие теоретического вопроса.

3 этап. Выполнение практического задания

2.1.2. Последовательность и содержание каждого этапа

1 этап. При подготовке к написанию контрольной работы можно использовать различные виды изданий: научные, информационные, библиографические реферативные, обзорные и др. Рекомендуется общее ознакомление с литературным источником, беглый просмотр всего содержания, выборочное чтение параграфов и глав, представляющих интерес для студента. На данном этапе важно отобрать не менее пяти первоисточников, которые Вы укажите в библиографии в конце контрольной работы.

2 этап. Раскрытие теоретического вопроса. Здесь важно выразить знание темы, логически выстроить материал, продемонстрировать оригинальность мышления, выявить уровень методологической культуры.

3 этап. Выполнение практических или ситуационных заданий представляет собой выражение собственной точки зрения, моральную рефлексию на предлагаемую информацию или ситуацию.

2.1.3. Элементы, которые будут определять структуру выполнения заданий

Элементами, которые будут определять структуру выполнения заданий, являются следующие:

а) по теоретическим вопросам: умение работать с учебной литературой, правильно подобрать дополнительную литературу, способность последовательно и логично излагать материал, самостоятельность мышления, оригинальность выводов при решении проблемы.

б) по практическим (ситуационным) заданиям: моральная обоснованность итогового ответа, логичность выводов, самостоятельность изложения своей позиции.

2.1.4. Требования к объему каждого задания

Объем текста контрольной работы не должен превышать: при рукописном варианте 8-10 страниц формата А4 (210х297). Ориентировочный объем ситуационного задания (практической задачи) – не более 2-х страниц. Работа должна быть представлена в напечатанном виде, без сокращения слов и названий, без зачеркиваний и поправок. Для исправления ошибок рекомендуется использовать специальную мастику ("Штрих"). Должны быть озаглавлены все части работы и пронумерованы все страницы. В связи с тем, что объем работы сравнительно небольшой, то рекомендуется применять сквозную нумерацию. Титульный лист контрольной работы приведен в приложении.

2.1.5. Конечная цель, которую должен достигнуть обучающийся при выполнении соответствующего задания:

Выполнение контрольной работы способствует, с одной стороны, закреплению теоретического материала, а с другой, - приобретению практических навыков и умений в соответствии с курсом.

Подраздел 2.2. Правила выбора варианта контрольной работы.

2.2.1. Количество вариантов контрольной работы.

Настоящими методическими указаниями устанавливается 10 (десять) вариантов контрольной работы по учебной дисциплине, включающих один теоретический вопрос и одно практическое задание.

2.2.2. Таблица выбора вариантов контрольной работы учебных дисциплин различных циклов

Выбор темы осуществляется студентом по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если номер заканчивается цифрой 1, то выполняется вариант 1, если цифрой 2 - вариант 2, если 0 - вариант 10 .

Таблица выбора вариантов контрольной работы

Последняя цифра в номере зачетной книжки студента

Номера вариантов контрольных работ

1

Вариант 1

2

Вариант 2

3

Вариант 3

4

Вариант 4

5

Вариант 5

6

Вариант 6

7

Вариант 7

8

Вариант 8

9

Вариант 9

0

Вариант 10

2.2.3. Требования к содержанию вариантов контрольной работы.

Каждый из десяти вариантов контрольной работы данной дисциплины содержит:

1. Теоретический вопрос.

2. Одно ситуационное (практическое) задание.

При выполнении контрольной работы студент должен ясно и понятно ответить на поставленные вопросы. При этом при выполнении теоретической темы необходимо указать список используемой литературы.

Раздел III. Структура контрольной работы

Внутренним стандартом университета установлена следующая структура контрольной работы по дисциплине «Этика делового общения», которая должна быть соблюдена студентом при написании контрольной работы:

1. Титульный лист.

2. Теоретический вопрос и его раскрытие, список используемой литературы.

2.1. Текст ситуационного задания (практической задачи)

2.2. Ответ на ситуационное (практическое) задание

Раздел IV. Задания для выполнения контрольной работы

Вариант 1

1. Общечеловеческие принципы и нормы морали как регулятор делового общения.

2. Ситуационное задание (практическая задача)

Из предложенных вариантов реплик руководителей подчиненному выберите такие, которые соответствуют этическим нормам делового общения, и те, которые противоречат им. Аргументируйте ответ.

1. Я вам в сотый раз повторяю…

2. Постарайтесь вникнуть в суть моего предложения…

3. Попробую объяснить это иначе…

4. Вы без извилин что ли?

5. Опыт моей работы подсказывает, что целесообразней сделать так…..

6. Если Вы думаете навязать свое мнение, не получится……

7. С таким, как Вы, и обсуждать не стоит…

8. Подумайте, пожалуйста, над моим предложением и выскажите свои соображения.

9. Вы что заводитесь-то? Давайте свои предложения…

10. Давайте с Вами взвесим еще раз…

Вариант 2

1. Характер связи морали с экономикой и политикой.

2. Ситуационное задание (практическая задача)

Попробуйте поместить себя в ситуацию морального конфликта и, воспользовавшись наличием свободной воли, сделать выбор:

У вас есть два самых близких друга, которых Вы очень любите и цените. Вдруг Вы узнаете, что один из них, стремясь помочь Вам устроиться на очень желанное для Вас место работы, предал другого, (который тоже претендовал на это место), сообщив о нем дискредитирующую ложную информацию. Работу предложили Вам. Друг, кандидатуру которого отвергли, не знает о подоплеке этого дела. О Вашей осведомленности не знает и тот Ваш друг, который способствовал Вашему назначению на должность. Как Вы будете себя вести?

Задание: Постарайтесь проанализировать свою мотивацию и те нравственные трудности, которые Вы могли бы испытывать в процессе принятия решения.

Вариант 3

1. Психологическая и нравственная совместимость и их роль в деловом общении.

2. Ситуационное задание (практическая задача)

Вам предстоит беседовать с человеком, который очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера. Он уступчив, легко теряется, не перебивает, терпеливо сносит, когда перебивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте. Затем, осознав это, часто впадает в отчаяние, а зачастую становится жалобщиком на своего партнера.

Задание: Определите тип субъекта по общению. Разработайте тактику общения с людьми, подобного типа.

Вариант 4

1. Основные принципы общения с «трудными людьми».

2.Ситуационное задание (практическая задача)

Спонсор Михайлов В.А. предоставил крупную денежную сумму одной из организаций на проведение юбилейного, праздничного мероприятия. Работники фирмы, которую он возглавлял, отнеслись к такой благотворительности не однозначно. Были высказаны различные точки зрения:

Ряд работников поддержали руководителя, так как считают, что спонсорство явление нравственное, приносящее пользу, как обществу, так и предпринимательским фирмам (хорошая информированность о продукции и услугах фирмы, ассоциирование имиджа мероприятия с продукцией предприятия, снятие части налогов и т.д.).

Другие посчитали, что руководитель поступил аморально по двум причинам:

1) крупный взнос ухудшил финансовое положение фирмы, чем нанес ущерб ее работникам;

2) и в принципе такие «жесты» формирует иждивенчество тех, кто надеется на спонсорство, и не стремится сам заработать на подобные цели.
Задание: Выразите свое отношение к данному явлению с точки зрения морали. Аргументируйте свой ответ.

Вариант 5

1.Национальный деловой этикет Японии.

2. Ситуационное задание (практическая задача)

Как Вы представляете идеальный образ руководителя?

Каким он должен быть:

· Одним из Вас,

· Лучшим среди Вас,

· Он способен дать коллективу больше, чем каждый из Вас.

Предприниматель хочет выборочно опросить потребителей об их реакциях на товар конкурента. Предлагается провести эти интервью якобы от имени некоего несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга».

Задание: Согласуется ли принятое решение с профессиональной этикой предпринимателя? Могут ли быть найдены аргументы для разъяснения этой позиции коллективу? Если да, то какие?

Вариант 6

1. Нравственная свобода и ответственность личности.

2. Ситуационное задание (практическая задача)

Вам предстоят переговоры с человеком, который включается в общение не сразу. Он долго будет к Вам приглядываться. Слушает он внимательно, говорит не спешно. Фразы строит обстоятельно, стремится точно передавать свои мысли. Он не терпит, чтобы его перебивали или слушали не внимательно.

Задание: К какому типу субъектов по общению Вы отнесете данного партнера? Какую тактику Вам следует избрать в деловом общении с подобным человеком?

Вариант 7

1. Соотношение целей и средств в моральном выборе. Мера компромиссов..

2. Ситуационное задание (практическая задача)

В беседе с руководителем фирмы работница сетовала на сложную моральную атмосферу в коллективе. В конце беседы она сказала: «Многие, кого я считала друзьями, оказались людьми «с двойным дном». Беседуя с глазу на глаз, показывают себя милыми, отзывчивыми людьми. Но, группируясь по собственным интересам, готовы перешагнуть через любого человека, не считаясь с никакими этическими нормами.

Задание: Назовите скрытые потоки внутри организации, которые способны влиять как "центробежные" или "центростремительные" силы. Какова роль в этом процессе нравственной культуры членов организации? Дайте моральную оценку "групповщине" и ее влиянию на моральную атмосферу в коллективе.

Вариант 8

1. Роль этикета в деловом общении.

2. Ситуационное задание (практическая задача)

Если перед Вами:

«Вздорный человек»,

Положительный человек,

«Всезнайка»,

«Болтун»,

«Трус».

Какие способы влияния на них в процессе общения Вы изберете? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 9

1.Особенности национального делового этикета в арабских странах.

2.Ситуационное задание (практическая задача)

Если перед Вами:

Неприступный человек,

«Важная птица»,

«Почемучка»,

Незаинтересованный человек

Какие способы влияния в процессе общения на каждого из них Вы изберете? Аргументируйте свой ответ

Вариант 10.

1. Деловая беседа: логические и нравственные принципы ее проведения.

2. Ситуационное задание (практическая задача) № 1

Все виды предпринимательской деятельности включают в себя обмен. Производитель производит товар и продает его торговцу, обмениваясь с ним по определенной цене. В свою очередь, торговец продает товар покупателю по такой-то цене, рабочий меняет свою рабочую силу на зарплату, акционер инвестирует капитал в обмен на дивиденды, банкир ссужает деньги в обмен на проценты.

Задание: Что означает на языке морали «взаимовыгодный обмен»? Какие требования он предъявляет деловому общению?

Раздел V. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Выполненная студентом контрольная работа оценивается преподавателем по сто балльной шкале оценки, которая на заключительном этапе переводится в шкалу «зачтено» или «не зачтено» следующим образом:

Оценочная шкала для итоговой проверки контрольной работы

Оценочная шкала «Зачтено» или «Не зачтено»

Не зачтено

Зачтено

Необходимое количество балов по 100 бальной шкале

0- 70

Свыше 70

Бальная шкала оценки заданий контрольной работы

Задание

Баллы

Теоретический вопрос

60

Ситуационная (практическая) задача

40

Распределение баллов для правил оформления текста контрольной работы, использования литературных источников, критерия самостоятельного изложения темы, выводов по работе определяется преподавателем индивидуально, исходя из особенностей учебного курса.

Раздел V 1. Процедура оценки контрольной работ

Внутри вузовским стандартом устанавливается срок для проверки контрольных работ – 10 (десять) календарных дней. Начало течения срока:

- для студентов ИЗО - дата поступления контрольной работы на соответствующую кафедру;

- для студентов ИДО - дата сообщения на кафедру сведений о готовности к передаче текстов контрольных работ на кафедру.

Раздел V11. Список литературных источников, рекомендованных для написания контрольной работы

Булыгина А.А. Этика и техника делового общения (Курс лекций) – Новосибирск, 2003.

Булыгина А.А. Деловое общение: этика и тактика. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и форм обучения. – Новосибирск, 2003.

Золотухина – Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для вузов. - Ростов на / Д., 2003.

Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. – М., 2000.

Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Учебное пособие для управленческих и экономических спец. вузов. – М., 2000.

Дополнительная

Алексеев М.Ю. Наука об основах нового мировоззрения.- М., 2000

Амелин Б.М. , Амелин М.Ю. Этикет в вопросах и ответах. – 2001.

Брамм И.Н. Этика делового общения. – Минск, 2002.

Зеленова И.Л., Беляева Е.В. Этика: учебное пособие и практикум - Минск, 1997.

Кукушин В.С. Деловой этикет. Учебное пособие для студентов специальностей

«Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик» - М., 2003 .

Мишаткина Г.В. и др. Этика. Учебное пособие. – М., 2002.

Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М., 1990.

Сабат Э.М. Бизнес – этикет (Пер. с англ.), – М., 2000.

Современный этикет. – М., 2001.

Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993.

Шепель В.М. Управленческая этика // Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: 1992.

Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 1994.

Этика деловых отношений. Учебник. ( А.Я. Кибанов, Д.К. Зазаров, В.Г. Коновалов.) – М., 2003.

Этика: Энциклопедический словарь. (Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова). – М., 2001.

Энциклопедия этикета (Сост. О.У. Максименюк). М., 2001.

Приложение

Титульный лист контрольной работы

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Номер группы: ___________________________________________

Наименование специальности: _____________________________

Студент: _________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Номер зачетной книжки (студенческого билета): _______________

Учебная дисциплина: _____________________________________

Кафедра _________________________________________________

Номер варианта контрольной работы: ______________________

Дата регистрации институтом: «_____» _______________ 200__ г.

Дата регистрации кафедрой: «_____» __________________ 200__ г.

Проверил: ________________________________________________

(фамилия, имя, отчество преподавателя )

Год написания

2005

«Этика делового общения»

Методические рекомендации к

написанию контрольных работ

Для студентов специальности

060200– Экономика труда

Составитель: Булыгина Антонина Алексеевна


Подписано к печати _____________________2004 г. Формат 60 х 84/16

Объем ____п.л. Тираж _____ экз.


НГУЭиУ, Новосибирск- 99, ул., Каменская, 56.

Отпечатано на копиров. - множит. участке МО Заказ №