Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Демография» для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра «Региональная экономика и управление»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольной работы

по дисциплине «Демография»

для студентов специальности 080504

Государственное и муниципальное управление

Уфа – 2007

Составитель кандидат социологических наук,

доцент кафедры «Региональная экономика и управление»

Шевалдина Елена Ивановна

УФК 007.73

М 74

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Демография» для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление / Сост.: к. с. н. доцент Е. И. Шевалдина. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2008. – С. 20

Приведены методические указания по выполнению контрольной работы, изложены требования к их оформлению, приведены темы контрольных работ, а также основная литература и тесты по курсу «Демография»

Методические указания предназначены для студентов вуза.

Рецензент: канд. экон. наук, доц. Исланов Э. И.

© Шевалдина Е. И., 2008

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2008

Общие положения……………………………………………………………..

4

1. Порядок получения темы и сдачи контрольной работы………………….

4

2. Структура контрольной работы……………………………………………

6

3. Требования по оформлению контрольной работы………………………..

6

4. Примерная тематика контрольных работ………………………………….

11

5. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену…………………………….

12

6. Список литературы………………………………………………………….

14

Приложения…………………………………………………………………….

18

Содержание

Общие положения

Выполнение контрольной работы по «Демографии» предусмотрено учебными планами специальности 080504 Государственное и муниципальное управление для студентов, обучающихся по заочной форме.

Основная задача контрольной работы : закрепить теоретические знания по дисциплине, научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку, изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, освоить основные приемы разработки демографических прогнозов, познакомиться с приемами и мерами демографической политики, уяснить особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, в том числе России и в частности Республике Башкортостан.

В результате студенты должны знать базовые основы демографии, усвоить главные демографические закономерности, будут иметь представления об основных демографических концепциях, овладеют основными приемами разработки демографических прогнозов, приобретут практические навыки по анализу и оценке демографической ситуации в мире, в том числе России и ее регионах.

I . Порядок получения задания и сдачи контрольной работы

1. Согласно номеру зачетной книжки выбрать тему контрольной работы

2. Контрольная работа – это отчет студента о том, насколько он владеет учебными материалами по данной теме. В вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий) и домашние контрольные работы. При написании контрольной работы, нужно помнить, что преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение правильно оформлять научный текст.

3. Студент должен правильно сформулировать сложившуюся демографическую ситуацию в стране и регионе, используя ключевые понятия:

- демографическая ситуация;

- перепись населения;

- демографическая политика;

- миграция;

- поколение;

- когорта;

- возрастно-половая пирамида;

- брачное состояние;

- расселение населения;

- уровень урбанизации и т. д.

· описать процесс принятия решения по сложившейся проблеме и дать свои рекомендации и пути улучшения сложившейся ситуации.

· в контрольной работе по данной теме студент должен сделать расчеты:

- общих демографических коэффициентов;

- коэффициентов рождаемости и смертности;

- коэффициент естественного прироста;

- темпы прироста численности населения;

- возрастные коэффициенты рождаемости;

- возрастные коэффициенты смертности;

- коэффициент естественного прироста населения;

- общий коэффициент брачности;

- специальный коэффициент разводимости;

- показатель миграционного прироста.

4. Выполненная контрольная работа сдается на кафедру, регистрируется лаборантом и отдается на проверку преподавателю. Проверка контрольных работ занимает 5 дней. Как правило, задания сдаются за 15 дней до начала сессии, но в связи с возникающими почтовыми неудобствами студентам–заочникам разрешается сдавать контрольные работы во время сессии.

5. Для защиты контрольной работы необходимо ответить на несколько теоретических вопросов, заданных преподавателем и подготовить краткий доклад по теме контрольной работы (1-2-стр.).

II . Структура контрольной работы

Содержание контрольной работы определяется заданием.

Контрольная работа должна включать следующие разделы:

- титульный лист;

- план работы;

- основная часть;

- список использованных источников (литературы);

Титульный лист . Титульный лист требует грамотного и аккуратного оформления. Пример оформления Титульного листа дан в Приложении 1.

План работы . Оформляется второй страницей после титульного листа.

Список использованной литературы. В конце работы приводится список литературы, использованной студентом в процессе написания контрольной работы. К числу источников можно отнести: нормативно-правовые акты, монографии, учебные и методические пособия, периодические издания, статистические сборники, информация сети Интернет и т.н.

III . Требования по оформлению контрольной работы

Контрольная работа должна сдаваться в печатном виде. В работу входят таблицы, графики, диаграммы, расчеты, список использованной литературы, приложения.

Текст работы выполняется на одной стороне листа односортной белой бумаги формата А4 (210x297) через полтора интервала шрифтом "Times New Roman", размер 14, выравнивание по ширине.

Одна сторона работы должна включать 28-30 строк, в каждой строке 57-60 знаков, включая промежутки между словами.

Поля страницы курсовой работы следующие:

­- левое - 30 мм;

- правое - 10 мм;

- верхнее - 20 мм;

- нижнее - 20 мм.

В работе все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, начиная с третьей и до последней страницы, включая приложения, без пропусков и повторений. Титульный лист, содержание не нумеруются, но входят в общую нумерацию соответственно как страницы 1 и 2.

Номер страницы проставляется наверху за пределами "рамки" (посредине или справа).

Заголовки разделов (глав) печатаются симметрично тексту прописными буквами и отделяются от текста пропуском одной строки. Заголовки подразделов (параграфов) печатаются строчными (кроме первой прописной) и после них строка не пропускается. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.

Каждый раздел начинать с новой страницы (листа).

Иллюстрации обозначаются словом "Рис." И нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении.

Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Рис. 1.2 (второй рисунок первого раздела (главы)).

Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." Не пишут.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении, которые нумеруются с буквой "П") в пределах раздела. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: Таблица 1.2. (вторая таблица первого раздела).

Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.

При переносе части таблицы на другую страницу слово "Таблица" и номер ее указывают один раз над первой частью таблицы; над другими частями пишут слово "Продолжение". Если в работе несколько таблиц, то после слова "Продолжение" указывают номер таблицы, например: Продолжение табл. 1.2.

Формулы в контрольной работе оформляются с помощью редактора формул Microsoft Equation 3.0. Формулы в работе (если их более одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер указывается в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы, например: (3.2) (вторая формула третьего раздела).

Иллюстрации

Иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагаются после первой ссылки на них.

Иллюстрации должны иметь наименование. При необходимости иллюстрации снабжаются поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные под ней.

Таблицы

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц.

Каждая таблица должна иметь заголовок и слово "Таблица". Заголовок и слово "Таблица" начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают.

Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, Подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Делить головки таблицы по диагонали не допускается. Графу "N п.п." в таблицу включать не следует.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами "то же", а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Формулы

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова "где" без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной сво­бодной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:).

Ссылки

Для подтверждения соответствующих доводов или критического разбора того или иного теоретического положения используют ссылки на различные источники. В курсовой работе для этой цели рекомендуется использовать порядковый номер источника в библиографическом списке (списке используемой литературы) и страницу данного источника, которые заключаются в квадратные скобки. Например, [24, C.44J, что означает: 24 - источник в списке литературы, 44 страница. Допускается также приводить их в подстрочном примечании. В этом случае сноски оформляются через полуторный интервал, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине, отступ 0,6.

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например, рис. 1.2.

Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках, например, "...в формуле (2.1)".

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при ЭТОМ слово "Таблица"" в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно - если имеет номер, например: "... в табл. 1.2".

В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово "смотри", например: "см. табл.1.3.

Список литературы

Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы.

Список оформляется на отдельной странице.

Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованием ГОСТа. Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц в книге. Фамилию автора следует указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; при наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова "и др.".

Заглавие следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе (а не на обложке).

Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже; допускается сокращение только двух городов: Москва (М), Ленинград (Л) и Санкт-Петербург (СПб).

Сведения о статье из периодического (продолжающегося) издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, Наименование издания (журнала), наименование серии (если таковая имеется), год выпуска, том (при необходимости), год издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Пример оформления списка приведен в данных методических рекомендациях.

IV . Темы контрольных работ

1. Демография – как наука о народонаселении.

2. Исторический аспект развития демографии.

3. Джон Граунт – как основоположник демографии науки. Его основные заслуги.

4. Система демографических наук.

5. Общая теория народонаселения.

6. Статистика народонаселения.

7. Основные направления демографии.

8. Теоретическая демография.

9. Математическая демография.

10. Историческая демография

11. Описательная демография.

12. Региональная демография.

13. Этническая демография.

14. Демографическая ситуация в РБ.

15. Воспроизводство населения и его типы.

16. Национальный состав населения.

17. Занятость и уровень образования населения.

18. Размещение населения, плотность.

19. Городское и сельское население, населённые пункты.

20. Демографическая ситуация в Российской Федерации.

21. Рождаемость. Причины снижения рождаемости.

22. Смертность: её основные причины.

23. Миграция.

24. Воспроизводство и рост населения.

25. Брачность и разводимость.

V . Вопросы для подготовки к экзамену и зачёту

1. Демография – наука о народонаселении: основные тенденции развития.

2. Роль и значение численности населения в жизни общества.

3. Особенности формирования населения РБ.

4. Актуальные демографические проблемы современности.

5. Джон Граунт (1620-1674), его вклад в развитие демографии как науки.

6. Иоган Зюссмильх (1707-1767), его вклад в развитие демографии.

7. Демографическая наука в XIX веке. (П. Лаплас, К. Бернулли, А. Гийяр, П.Ларусс.)

8. Источники демографической информации.

9. Современный этап развития демографии.

10. Характеристика состава населения. Информационная база.

11. Социальная структура населения, её основные элементы.

12. Теоретические вопросы управления населением.

13. Семья, типология семей, брачный и семейный состав населения.

14. Национальный состав населения РБ.

15. Возрастно-половой состав населения РБ.

16. «Уровень жизни» как одна из важнейших социальных категорий.

17. Уровень жизни, его динамика и дифференциация.

18. Количественные и качественные показатели уровня жизни.

19. Мероприятия по повышению уровня жизни, оказания помощи многодетным и малоимущим, пенсионерам, детям оставшимся без родителей и т. д.

20. Социально-демографическая политика и её основные направления.

21. Основные показатели рождаемости, ее причины и следствия.

22. Динамика рождаемости в последние пять лет.

23. Рождаемость и воспроизводство населения.

24. Здоровье новорожденных и младенческая смертность.

25. Размер и состав семьи.

26. Репродуктивное здоровье и материнская смертность.

27. Смертность и продолжительность жизни. Изменение продолжительности жизни.

28. Возрастные особенности смертности.

29. Детская смертность, как индикатор уровня жизни и благополучия страны.

30. Семья и домохозяйство.

31. Сущность, структура, типология страны.

32. Браки и разводы.

33. Показатели разводимости в России.

34. Рост числа незарегистрированных браков.

35. Характерные особенности процесса формирования семьи в России.

36. Основные этапы и особенности миграции населения.

37. Миграционные процессы в России.

38. Демографические показатели трудовых ресурсов.

39. Анализ баланса трудовых ресурсов региона.

40. Плотность населения, как показатель освоенности территории.

41. Средняя плотность населения РФ и РБ.

42. Городское и сельское население: основные категории населения

43. Современная демографическая ситуация в РБ.

44. Основные направления демографической политики РБ.

VI . Список литературы

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 де­каб­ря 1993 года. Текст документов с изменениями, внесенными Указом Президента Россий­ской Федерации от 9 января 1996 года № 20. – М.: Издательский Дом Инфра – М, 2002. – 128с.;

2. Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом РБ 24 декабря 1993 года №ВС 22/15. С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 года № 93-з. – Уфа, 2000. – 68с;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: введена в действие Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 ноября 1994 года. Часть вторая: введена в действие Федеральным законом № 15-ФЗ от 26 января 1996 года. Часть третья: введена в действие Федеральным законом № 147-ФЗ от 26 ноября 2001 года. – М.: Омега – Л, 2004.-392с.;

4. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года № 223-ФЗ. – М.: Омега – Л, 2003.-108с.;

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят государственной Думой 21 декабря 2001 года № 3543-1. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. – Уфа: РИИЦ Деловая литература, 2002. – 128.;

6. «О республиканской программе «Здоровье пожилых» на 2003-2007 гг.». – Постановление Кабинета Министров РБ, №9 от 13.01.03г.;

7. «О республиканской комплексной программе по формированию здорового образа жизни у населения республики Башкортостан на 2002-2008гг.». – Постановление Кабинета Министров РБ, № 284 от 26.09.02 г.;

8. «Развитие и совершенствования системы диагностики и лечения детей в Республике Башкортостан на 2001-2008 гг.». – Постановление Кабинета Министров РБ, № 40 от 8.02.02 г.;

9. «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан». – Закон Республики Башкортостан, № 121-з от 3.12.04 г.;

10. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». – Закон Республики Башкортостан, № 324 от 6.05.02 г.;

11. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов.- М.: NotaBene, 2000.- 272 с;

12. Демография: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Г. Глушковой.– М.: КНОРУС, 2004.– 304 с.

13. Шевалдина Е.И. Демография: современные проблемы миграции. Учебное пособие / Е.И.Шевалдина. – Уфа: УГАЭС, 2007.– 101с.

Дополнительная литература

1. Андрющенко Я.В. Некоторые особенности репродуктивной мотивации отсрочки (отказа) то рождения детей / Я.В. Андрющенко // Благополучие молодой семьи: опыт, проблемы, перспективы: материалы к Межрегиональной научно-практической конференции, – Уфа, 2003.- С. 43-44;

2. Антонов А.И. Сбережём семью — сохраним Россию / А.И. Антонов // Дружба народов. - 2001. №1. С. 35 – 40;

3. Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России / В.Н. Архангельский - М.: ЮНИТИ, 1998.-245с;

4. Баранов А.В. О некоторых факторах популяционного кризиса / А.В. Баранов // Социс. - 2000.- №7.- С. 116-119;

5. Баранов А.В. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения / А.В. Баранов // Вопросы экономики. – 2000. - №7.- С. 4-13;

6. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России / В.В. Бодрова // Социс. - 2002.- № 6.- С. 96-102;

7. Галин Р. Население РБ: проблемы и пути решения / Р.Галин //Ватандаш. – 1999. -№6. – С. 127-134;

8. Галин Р. Особенности демографического развития населения укрупненных городов (на примере г. Уфы)/ Р. Галин //Экономика и управление.- 2000.- №5. – С. 77-80;

9. Дынин И. Простые смертные (демографический спад с 1994 года) / И. Дынин // Ветеран. – 2005. - №4. – С. 12;

10. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики / В.В. Елизаров //Социс. - 1998.- №2.- С. 55-61;

11. Закирова В. Проблемы семьи в Республике Башкортостан / В. Закирова // Ватандаш. – 2001. - №3.- С. 187-189;

12. Захаров С.В. Рождаемость и брачность в России / С.В.Захаров, Е.И. Иванова // Социс. -1997.- №7.-С. 70-80;

13. Кадыров С. Социальная и экономическая дифференциация населения Республики Башкортостан / С.Кадыров, М.Ахметова, А. Аллаярова, Т. Томилина // Экономика и управление. – 2004.-№ 6.-С. 82-88;

14. Кваша Е.А. Международное обследование семьи и рож­даемости в Европе / Е.А. Кваша, Т.Л. Харькова // Вопросы статистики. - 2002. - №11.- С. 21-29;

15. Костина Е. Только семья спасет Россию от вымирания / Е. Костина // Семья. – 2001. - №49.- С.4-5;

16. Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002года: Республика Башкортостан // Республика Башкортостан. – 2004.- 11 мая – С.4;

17. Кульмухаметова А. Иметь детей большая роскошь? /А Кульмухаметова //Республика Башкортостан. – 2001. 8 февр. - С.3;

18. Магазов Р.Ш. О средней продолжительности жизни / Р.Ш. Магазов // Экономика и управление.- 2004.- №6 - С. 77-81;

19. Мурзабулатов М. Демографическая ситуация в Республике Башкортостан на рубеже XX – XXI веков / М. Мурзабулатов // Ватандаш.- 2003.- №3.- С. 155-158;

20. Мухаметдинова Л. Чтоб не портил людей квартирный вопрос / Л. Мухаметдинова // Республика Башкортостан. –2003. 1 окт.- С.2;

21. Набиева Г. Субсидия за … новорожденного / Г. Набиева // Республика Башкортостан. – 2004. 28 апр. С.2;

22. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: Учебник для ВУЗов / М.Г. Назарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771с.;

23. Полунин А. Русский крест: пока один рождается – трое умирают / А. Полунин // Труд-7.- 2002. 23 мая;

24. Прохоров Б.Б. Зависимость продолжительности жизни населения России от внешних факторов / Б.Б. Прохоров // Проблемы прогнозирования. – 2004. - №4. – С. 114;

25. Сухачевский В.А. А дальше тишина? (Демографическая политика и развитие социальной защиты населения) / В.А. Сухачевский // Семья. – 1998. - №4. – С. 6-7;

26. Тольц М.С. Взаимосвязь брачного и репродуктивного поведения. / М.С. Тольц //Детность семьи: вчера, сегодня, завтра.- М.: Мысль, 1986.- С. 39-54;

27. Хисматов М. Население Башкортостана / М. Хисматов //Ватандаш. – 2000. - №1. – С. 33 – 43;

28. Хисматуллин Б.Ф.Миграционная служба в Республике / Б.Ф. Хисматуллин // Ватандаш. – 2001. - №3. – С.97 – 99;

29. Шишков Ю. Рост человечества – виден ли цвет в конце туннеля (Демографический рост населения) / Ю. Шишков // Наука и жизнь. – 2004.- №8. – С. 2-8;

30. Шмелев А.Р. Проблемы демографии / А. Р. Шмелев // Республика Башкортостан. – 2003. 19 сент.- С.5;

31. Шнейдерман Н.А.Откровенный разговор: рождаемость и меры ее регулирования / Н.А. Шнейдерман – М.: Мысль, 1991. – 170с.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра «Региональная экономика и

управление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Демография»

Выполнил(а) студент(ка):___________

Группа___________________________

Проверил (а): к.с.н., доцент каф. РЭиУ

Шевалдина Е.И.

УФА – 2008


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТЫ

I вариант

1. Наука о составе населения и его изменениях называется:

а) статистика;

б) демография;

в) социология;

г) философия.

2. Объектом изучения демографии как науки является:

а) совокупность людей живущих на одной территории;

б) общество;

в) различные административные единицы;

г) контингент.

3. От каких факторов зависит естественная численность населения на Земле:

а) от размера жизнеобеспечивающего пространства;

б) от количества растительной и животной пищи;

в) от энергетических возможностей природы;

г) от всех перечисленных факторов.

4. К функциям демографии относятся:

а) гносеологическая, регулятивная, коммуникативная;

б) репродуктивная, идеологическая, научная;

в)познавательная, практическая, идеологическая, прогностическая;

г) практическая, регулятивная.

5. Массовый учет населения, источники данных о составе населения – это:

а) перепись;

б) микроперепись;

в) опрос;

г) анкетирование.

6. В Российской Империи первая перепись была проведена в:

а) 1896 году;

б) 1897 году;

в) 1898 году;

г) 1899 году.

7. В каких единицах исчисляются демографические показатели:

а) проценты;

б) промилле;

в) продецимилле;

г) все перечисленные.

8. Демология, в отличии от демографии, изучает:

а) динамику народонаселения;

б) демографическую политику;

в) теоретическую сущность;

г) все перечисленные.

9. Перепись населения – это:

а) ежегодное социально-демографическое обследование населения какого-то региона;

б) государственная регулярная статистическая программа по изучению состава населения;

в) научно - организационная статистическая операция, изучающая национальный состав населения;

г) все перечисленные.

10. Малая группа, основанная на кровно-родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями, детьми, а также другими родственниками – это:

а) домохозяйство;

б) социальная группа;

в) семья;

г) нет правильного ответа.

11. На численность населения влияют:

а) рождаемость;

б) урбанизация;

в) миграция;

г) все перечисленные.

12. Признаки наличной категории населения:

а) проживание на данной территории более 6 месяцев в году;

б) проживание на данной территории более 12 месяцев;

в) проживание на данной территории менее 6 месяцев в году;

г)все перечисленные.

13. Внутренняя миграция – это:

а) внутригосударственные перемещения;

б) урбанизация;

в)механическое движение;

г) все перечисленные.

14. Коэффициент общей плодовитости рассчитывается:

а) на 1000 населения;

б) на 1000 женщин фертильного возраста;

в) на 1000 женщин;

г) все перечисленные.

15. Организация быта, первичная социализация и воспитание детей, психологическая, материальная и бытовая поддержка – это функции:

а) семьи;

б) государства;

в) образовательных учреждений;

г) общества.

16. Обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения различных потребностей – это:

а) качество жизни;

б) уровень жизни;

в) условия жизни;

г)все перечисленные.

17. Условия быта – это:

а) обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания;

б) санитарно-гигиенические, психо – физиологические, эстетические и социально-психологические условия.

в) возможность рационального использования свободного времени.

г) все перечисленные.

18. Степень демографической старости населения определяется по доле лиц старше:

а) 65 лет;

б) 50 лет;

в) 80 лет;

г) 75 лет.

19. Заболеваемость населения – это:

а) совокупность имеющихся у населения заболеваний;

б) частота проявления конкретного заболевания;

в) количество хронических заболеваний у населения;

г) нет правильного ответа.

20. Место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, место учебы, индивидуальной трудовой деятельности – это:

а) рабочее место;

б) жилище;

в) различные общественные учреждения;

г) все перечисленные.

21. Поло - возрастная пирамида – это:

а) графическое изображение возрастной и половой структуры населения;

б) двусторонняя секторная диаграмма;

в) график;

г) все перечисленное.

22. Анализ санитарно-демографических показателей включает в себя:

а) исчисление и оценка общих демографических показателей;

б) исчисление специальных показателей;

в) исчисление стандартизированных показателей;

г) все перечисленные.

23. Коэффициент естественного прироста рассчитывается на:

а) 100 человек;

б) 1000 человек;

в) 10000 человек;

г) 100000 человек.

24. Коэффициент патологической пораженности населения рассчитывается на:

а) 100 человек;

б) 1000 человек;

в) 10000 человек;

г) 100000 человек.

25. К основным задачам теоретической демографии относятся:

а) исчисление стандартизированных показателей;

б) изучение влияния внешних факторов на уровень жизни;

в) создание синтезирующих демографических концепций;

г) все перечисленные.

II вариант

1. Математическая демография изучает:

а) реальные демографические процессы;

б) модели демографических процессов;

в) демографические показатели;

г) все перечисленные.

2. Историческая демография:

а) изучает историю воспроизводства населения;

б) возникла на стыке истории и демографии;

в) использует методы математической демографии;

г) все перечисленные.

3. Описательная демография – это:

а) формализованное описание статики населения;

б) развернутая система сведений о динамике воспроизводства населения;

в) основа демографической политики;

г) все перечисленные.

4. Региональная демография возникла в результате:

а) появление новых концепций и методов анализа;

б) роста потребности в точных демографических региональных прогнозах;

в) накопления значительного объема статистической информации;

г) все перечисленные.

5. Этническая демография изучает:

а) воспроизводство населения определенного региона;

б) воспроизводство населения определенного возраста;

в) воспроизводство населения определенной национальности;

г) все перечисленные.

6. Показатель освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, территориальной структуры хозяйства – это:

а) социальная инфраструктура;

б) социально-демографическая структура;

в) плотность населения;

г) все перечисленные.

7. Самая высокая плотность населения России:

а) Москва и Московская область;

б) Уральский экономический район;

в) Сибирь;

г) Дальний Восток.

8. Населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленности, транспорте, связи, торговой и социальной сфере – это:

а) село;

б) город;

в) поселок городского типа;

г) деревня.

9. Любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречившая законодательству – это:

а) труд;

б) работа;

в) занятость;

г) безработица.

10. К трудовым ресурсам относятся:

а) население в трудоспособном возрасте;

б) все население страны;

в) занятое население;

г) все перечисленные категории населения.

11. Переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера это:

а) миграция населения;

б) миграция рабочей силы;

в) добровольная иммиграция;

г) иммиграция.

12. Человек, пребывающий в стране более года:

а) резидент;

б) постоянный житель;

в) мигрант;

г) переселенец.

13. Численность населения Республики Башкортостан составляет:

а) 3 млн. 98,5 тыс. человек;

б) 4 млн. 98,5 тыс. человек;

в) 5 млн. человек;

г) 2 млн. человек.

14. Количество административных районов г. Уфы:

а) 5 районов;

б) 6 районов;

в) 7 районов;

г) 8 районов.

15. Население России в 2000 году:

а) 145 млн. человек;

б) 133 млн. человек;

в) 160 млн. человек;

г) 120 млн. человек.

16. Постоянное возобновление населения на основе естественного движения называется:

а) демография;

б) миграция;

в) воспроизводство;

г) ресурсы.

17. Первые таблицы смертности по населению Пруссии создал:

а) Граунт;

б) Зюссмильх;

в) Бертийон;

г) Гийяр.

18. Что не является актуальной проблемой демографии:

а) изменение численности населения;

б) количество браков и разводов;

в) уменьшение поголовья скота;

н) увеличение трудоспособного возраста Японии.

19. Как часто проводятся в последнее время переписи в России:

а) каждые 10 лет;

б) раз в пол века;

в) ежегодно;

г) через каждые 2 года.

20. Последняя Всероссийская перепись проводилась в:

а) 2002 году;

б) 2003 г.;

в) 2000 г.;

г) 1998 г.

21. Какое количество малышей в мире рождается в час:

а) 100-250;

б) 3000;

в) 15000;

г) 200000.

22. Численность мирового населения:

а) 6,5 млрд.;

б) 145 млн.;

в) 2 трлн.;

г) 4 млрд.;

23. Средняя продолжительность жизни российского мужчины:

а) 71 год;

б) 58 лет;

в) 65 лет;

г) 49 лет.

24. Самый распространенный язык:

а) английский;

б) русский;

в) испанский;

г) китайский

25. Самая распространенная религия в мире по количеству государств:

а) христианство;

б) буддизм;

в) ислам;

г) христианство и ислам.

III вариант

1. Как назывались переписи, которые проводились на протяжении полутора веков вплоть до отмены крепостного права:

а) ревизии;

б) сказки;

в) цензы

г) подворные переписи.

2. Автор работы «Статистика движения населения во Франции»:

а) Жак Бертийон;

б) Джон Граунт;

в) Иоганн Зюссмильх;

г) Аший Гийяр.

3. Какой ученый стал инициатором первой и единственной переписи населения Российской Империи в 1897 г.

а) Семенов-Тян-Шанский;

б) Михайловский;

в) Квиткин;

г) Янсон.

4. Писатель, который считал, что перепись населения является зеркалом, «в которое хочешь, не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас»:

а) Толстой;

б) Янсон;

в) Вильмон;

г) Григорьев.

5. Во время какой войны была проведена первая советская перепись:

а) Гражданской;

б) Русско-турецкой;

в) Великой Отечественной;

г) нет верного ответа.

6. Цензы, проводившиеся в виде поземельных описаний также, назывались:

а) кадастры;

б) численцы;

в) кадатры;

г) цензоры.

7. Первая Всероссийская перепись населения при Александре III была проведена в …

а) 1897 году;

б) 1903 году;

в) 1805 году;

г) 1678 году.

8. В каком древнем государстве подсчет монет определял численность населения:

а) в Древнем Риме;

б) в Древней Индии;

в) в Древней Греции;

г) в Древнем Египте.

9. На каком конгрессе в 1853 году были приняты основные принципы проведения переписей населения:

а) на Московском;

б) на Лондонском;

в) на Петербургском;

г) на Брюссельском.

10. Название специальной комиссии в Швеции в 1749 году для учета населения:

а) Табельная;

б) Шведская;

в) Населенческая;

г) Численная.

11. Движение населения, которое является следствием биологической природы человека:

а) механическое;

б) естественное;

в) природное;

г) отраслевое.

12. К какому движению населения относится распад брачных союзов:

а) к естественному;

б) к социальному;

в) к отраслевому;

г) к брачному.

13. Как называли людей, которые проводили переписи в 510-530гг.:

а) подворщики;

б) цензаторы;

в) цензоры;

г) переписчики.

14. Название списков, учитывающих численность населения при Петре I:

а) ревизские сказки;

б) списки;

в) численники;

г) цензы.

15. Кто построил таблицу смертности по населению Пруссии:

а) Иоганн Зюссмильх;

б) Джон Граунт;

в) Бертийон;

г) Аши й Гийяр.

16. Переход из одного региона в другой на постоянное местожительства – это…

а) региональное движение населения;

б) социальное движение населения;

в) территориальное движение населения;

г) отраслевое движение населения.

17. Какая перепись существовала в 17 веке:

а) подворная;

б) подушная;

в) дворовая;

г) придворная.

18. Кто сформулировал пять условий успешного проведения переписей, которые не устарели и до сего времени:

а) Янсон;

б) Гийяр;

в) Вильмонт;

г) Граунт.

19. Всякое территориальное перемещение – это…

а) механическое;

б) миграционное;

в) территориальное;

г) отраслевое.

20. Он опубликовал свою книгу «Элементы человеческой статистики или сравнительная демография» в Париже в 1855 году:

а) Джон Граунт;

б) Иоганн Зюссмильх;

в) Жак Бертийон;

г) Аший Гийяр.

21. Как называли книги по хозяйственной переписи, которые в середине 15 века получили повсеместное распространение:

а) писцовые;

б) повсеместные;

в) переписные;

г) книги по хозяйственной переписи.

22. Под чьим руководством проходила научная перепись в Бельгии в 1846г.:

а) Джона Граунта;

б) группы ученых статистов;

в) Адольф Кетле;

г) Аший Гийяр.

23. Страны, в которых переписи населения не проводились ни разу:

а) Синигал, Куба, Ирак, Польша;

б) Испания, Италия;

в) Франция, Германия;

г) не существует таких стран.

24. Кем проводились переписи населения с целью сбора дани:

а) численцами;

б) переписчиками;

в) цензорами;

г) ревизистами.

25. К функциям демографии относятся:

а) гносеологическая, регулятивная, коммуникативная;

б) репродуктивная, идеологическая, научная;

в) познавательная, практическая, идеологическая;

г) практическая, регулятивная.

IV вариант

1. К однонациональным государствам относятся:

а) Дания;

б) США;

в) Индия;

г) Нигерия.

2. Пребывание части народа вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной:

а) депортация;

б) диаспора;

в) табор;

г) народность.

3. Ситуация, когда рождаемость превышает смертность:

а) естественная убыль;

б) механический прирост;

в) механическая убыль;

г) естественный прирост.

4. Процесс массового обнищания населения:

а) пауперизация;

б) пролетаризация;

в) предтрансфертная бедность;

г) депривация.

5. К какому виду относят население, численность которого изменяется не только вследствие рождений и смертей, но и в результате миграции:

а) закрытое население;

б) нация;

в) открытое население;

г) наличное население.

6. Для каких стран типичны высокая рождаемость, закономерное уменьшение численности населения с увеличением возраста?

а) развитые страны;

б) постиндустриальные;

в) европейские;

г) развивающиеся страны.

7. Наибольшая по численности языковая семья:

а) индоевропейская;

б) китайско-тибетская;

в) алтайская;

г) уральская.

8. Совокупность людей, у которых в один и тот же период времени произошло определенное демографическое событие:

а) армия;

б) диаспора;

в) лаг;

г) когорта.

9. Число рождений или смертей на 1000 жителей в год называется:

а) процент;

б) промилле;

в) частное;

г) все выше перечисленное.

10. Летальное событие – это…

а) событие, учитывающее естественное движение населения;

б) событие, фиксируемое при рождении;

в) смерть, гибель, похороны;

г) синоним демографического события.

11. Как называется смешанный брак:

а) полигамный;

б) многонациональный (гетерозис);

в) экзогамный;

г) моногамный.

12. Численность Республики Башкортостан:

а) 4 млн. чел.;

б) 4 тыс. чел.;

в) 6,5 тыс. чел.;

г) 6,5 млн. чел.

13. Причинами чего могут служить: алкоголизм, финансовые трудности, быт, измена?

а) упадок «здоровья» семьи;

б) повторный брак;

в) развод;

г) все выше перечисленное.

14. Кто чаще всего по статистике совершает суицид:

а) женщины;

б) мужчины;

в) дети;

г) пожилое население.

15. Актуальными демографическими проблемами не являются:

а) мировое увеличение населения;

б) старение российского населения;

в) наркомания, алкоголизм и табакокурение;

г) обнищание культурного наследия.

16. Процесс сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп, называется:

а) девальвация;

б) депривация;

в) пауперизм;

г) товарный дефицит.

17. Научное предвидение - …

а) гадания по звездам;

б) хиромантия;

в) прогноз;

г) расследования.

18. Показатель общей бедности:

а) зона бедности;

б) лаг бедности;

в) черта бедности;

г) международная черта бедности.

19. Тематическая карта, отображающая социальный и экономический характер населения:

а) карта географическая;

б) карта благосостояния населения;

в) карта народонаселения;

г) карта бедности.

20. Выселение групп (отдельных индивидов) за пределы государства:

а) миграция;

б) эмиграция;

в) иммиграция;

г) депортация.

21. Основы статистической демографии были заложены в работе «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности», автор которой…

а) Джон Граунт;

б) Зюссмильх;

в) Бертийон;

г) Аший Гийяр.

22. Предметом демографии является:

а) тенденции и закономерности движения и перемещения населения;

б) движение и перемещение людей;

в) население;

г) все перечисленное.

23. Все перемещения людей из одних социальных групп в другие – это…

а) социальное движение;

б) механическое;

в) естественно-механическое;

г) естественное.

24. Точная дата рождения демографии:

а) 1662 г.;

б) 1992 г.;

в) 1266 г.;

г) 1661 г.

25. Кто автор работы «Божественный порядок»:

а) Бертийон;

б) Джон Граунт;

в) Иоганн Зюссмильх;