Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Мурманский государственный технический университет

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по оформлению дипломных и курсовых работ (проектов)

для студентов всех форм обучения по специальности

060400 «Финансы и кредит»

Мурманск 2003



Составитель – Гавриков Дмитрий Геннадьевич, ст. преподаватель кафедры финансов Мурманского государственного технического университета.

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой «___»________2003г., протокол №___.

Рецензент – Савельева С.Б., профессор, к. э. н., зав. кафедрой национальной экономики.


Содержание

Введение...................................................................................................................... 4

1 Общие положения.................................................................................................... 5

2 Общие рекомендации по содержанию и структуре отчета о НИР........................ 7

2.1 Структурные элементы дипломной работы.................................................... 7

2.2 Содержание и оформление структурных элементов отчета........................... 7

2.2.1 Титульный лист....................................................................................... 7

2.2.2 Реферат.................................................................................................... 8

2.2.3 Содержание............................................................................................. 8

2.2.4 Определения............................................................................................ 9

2.2.5 Обозначения и сокращения.................................................................... 9

2.2.6 Введение................................................................................................... 9

2.2.7 Основная часть...................................................................................... 10

2.2.8 Заключение............................................................................................ 10

2.2.9 Список использованных источников.................................................... 10

2.2.10 Состав приложений............................................................................... 11

2.3 Требования к оформлению отчета................................................................ 12

2.3.1 Общие требования................................................................................. 12

2.3.2 Построение отчета, нумерация............................................................. 14

2.3.3 Оформление иллюстраций.................................................................... 16

2.3.4 Оформление таблиц.............................................................................. 17

2.3.5 Примечания........................................................................................... 19

2.3.6 Формулы и уравнения.......................................................................... 19

2.3.7 Оформление приложений..................................................................... 20

Приложение A. Бланк задания на дипломную работу........................................... 22

Приложение B. Бланк титульного листа дипломной работы................................. 23

Приложение С. Пример составления реферата на отчет о НИР............................ 24

Приложение D. Образец оформления содержания дипломной работы................ 25

Приложение E. Примеры оформления ссылок на использованные источники.... 26

Приложение F. Образец оформления последнего листа дипломной работы........ 29

Введение

Настоящие методические указания устанавливают обязательные требования к оформлению дипломных работ (проектов) для студентов всех форм обучения по специальностям 060400 «Финансы и кредит».

Указания рекомендуется также использовать также при оформлении других форм отчетов о научно-исследовательской работе (НИР): курсовых работ, отчетов о лабораторных работах, производственной и преддипломной практике, рефератов студенческих исследовательских работ.

Указания разработаны в соответствии с основными действующими положениями Государственной системы стандартизации, в частности:

а) ГОСТ 2.105-93 «Общие требования к текстовым документам»;

б) ГОСТ 2.111-68 «Нормоконтроль»;

в) ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»;

г) ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

д) ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

Настоящими методическими указаниями отменяется действовавший ранее порядок оформления дипломных работ, определенный разделом 2.4.6 «Методических указаний по прохождению преддипломной практики, подготовке и защите дипломных работ …»[1] .

1 Общие положения

При выполнении дипломной работы студент должен придерживаться требований, предъявляемых к ее содержанию и оформлению.

Объем дипломной работы должен быть 70-100 листов машинописного текста вместе с Приложениями.

Ст удент начинает выполнение работы после назначения руководителя от университета и получения от руководителя задания на дипломную работу (бланк задания - Приложение A);

По мере выполнения работы, в утвержд енные деканом сроки, студе нт отчитывается пе ред руководителем и кафедрой, которые определяю т степень гото вности работы к защите.

По предложе нию руководителя дипломной работы кафедре предоставляется право пригла шать консультантов по отдельным разделам дипломной работы. Консультантами могут назнач аться профессора и преподаватели высших учебных з аведений, а также научные работники и высококвалифицированные специалисты других учрежд ений и предприятий.

З а принятые в дипломной работе решения и за достоверность полученных результатов отвечает студент - автор дипломной работы.

По окончании дипломной работы отчет, надлежащим образом оформленный и сброшюрованный, вместе с отзывом руководителя представляется на кафедру для нормоконтроля. Нормоконтролер проверяет соответствие оформления дипломной работы требованиям стандартов. При наличии замечаний работа возвращается дипломнику для их устранения. При отсутствии замечаний работа с подписью нормоконтролера передается заведующему кафедрой.

Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске ст удента к защите. Если з аведующий кафедрой не считает возможным доп устить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на з аседании кафедры и представляется декан у факультета.

Дипломная работа, допущенная к защите выпускаю щей кафе дрой, передается секретарю ГАК для дальнейшего оформления и подготовки к защите.

Копия дипломной работы передается рецензенту. Рецензент оценивает дипломную работу по форме и содержанию, анализируя как положительные, так отрицательные стороны работы. Оригинал рецензии должен быть представлен секретарю ГАК заблаговременно (минимум за 2 рабочих дня до защиты работы).

Дипломная работа с рецензие й, отзыв ом руководите ля, заверенная подписям и, обозначенными на титульном листе, представляется секретарем в ГАК для з ащиты.

2 Общие требования к содержанию и структуре отчета о НИР

2.1 Структурные элементы дипломной работы

Структурными элементами дипломной работы (отчета о НИР) являются: титульный лист; реферат; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения.

При необходимости в отчет включаются структурные элементы «Определения», «Обозначения и сокращения» (располагаются после элемента «Содержание»). Каждый структурный элемент отчета должен начинаться с новой страницы и иметь соответствующий заголовок. С новой страницы начинаются также разделы основной части. Подразделы и пункты не являются отдельными структурными элементами отчета, поэтому указанным способом в тексте не выделяются.

Заголовками структурных элементов отчета служат наименования: “Реферат”, “Содержание”, “Определения”, “Обозначения и сокращения”, “Введение”, “3аключение”, “Список использованных источников” (указные без кавычек) а также названия разделов основной части (без указания слов «Глава», «Часть», «Раздел» и т.п.).

2.2 Содержание и оформление структурных элементов отчета

2.2.1 Титульный лист

Титульный лист (см. Приложение B) является первой страницей отчета о научно-исследовательской работе и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист включается в нумерацию страниц отчета, однако номер страницы на нем не проставляется. При отсутствии консультантов соответствующую графу на титульном листе допускается не указывать.

Подписи и даты подписания на титульном листе должны быть выполнены только черными чернилами или тушью. Даты подписания ставятся в формате dd.mm.yyyy (например, дату 10 июня 2003 г. следует оформлять 10.06.2003).

Наименование (тема) дипломной работы на титульном листе указывается прописными буквами.

2.2.2 Реферат

Реферат (см. Приложение C) должен содержать:

- сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;

- перечень ключевых слов;

- текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать: объект исследования или разработки, цель работы, метод или методологию проведения работы, результаты работы, степень внедрения, рекомендации по внедрению результатов НИР, область применения, экономическую эффективность или значимость работы, прогнозные предположения о развитии исследования.

Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

2.2.3 Содержание

Содержание (см. Приложение D) включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета о НИР. Следует избегать излишней детализации элементов работы в содержании: рекомендуемый объем содержания не более двух страниц. Рекомендуется ограничить «Содержание» заголовками трех «верхних» уровней и не включать заголовки подпунктов.

2.2.4 Определения

Необязательный структурный элемент “Определения” содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в НИР. Перечень определений начинают со слов: “В настоящем отчете о НИР применяют следующие термины с соответствующими определениями”.

2.2.5 Обозначения и сокращения

Необязательный структурный элемент “Обозначения и сокращения” содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в данном отчете о НИР. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте отчета с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Допускается определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе “Определения, обозначения и сокращения”.

Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа — их детальную расшифровку.

2.2.6 Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения НИР. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.

Во введении определяется также предмет и объект исследования, цели и задачи работы, границы исследования. Рекомендуемый объем введения 4-5 страниц.

2.2.7 Основная часть

В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной НИР. Основная часть должна отражать:

а) выбор направления исследования, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной методики проведения НИР;

б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ;

в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных разработок, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, проверка практической значимости полученных в работе результатов.

2.2.8 Заключение

Заключение должно содержать:

- краткие выводы по результатам выполненной НИР или отдельных ее этапов;

- оценку полноты решений поставленных задач;

- разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов НИР;

- оценку технико-экономической эффективности внедрения;

- оценку уровня выполненной НИР в сравнении с другими достижениями в области исследования.

2.2.9 Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета, нумеровать арабскими цифрами без точки после номера и печатать с абзацного отступа (См. примеры оформления ссылок на различные источники – Приложение E).

При ссылках на источники на бумажном носителе необходимо указывать: для книг – общее количество страниц (например - 355с.); для статей из журналов, сборников и т.п. – страницы, на которых была размещена цитируемая в тексте статья (например - С. 55-58).

В тексте работы ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. Цитата в тексте дипломной работы приводится в кавычках, после нее указывается источник с указанием страницы – например, [15, с.3]; соответственно, сам этот источник с полным наименованием, указанием авторов, издательства и прочих данных указывается в списке использованной литературы под номером 15.

Если дается свободный пересказ положений тех или иных авторов, то в квадратных скобках достаточно указать только номер источника по списку использованных источников.

2.2.10 Состав приложений

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной НИР, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения НИР;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- программы работ, договора или другие исходные документы для выполнения НИР;

- акты внедрения результатов НИР и пр.

2.3 Требования к оформлению отчета

2.3.1 Общие требования

а) Отчет о НИР должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Между заголовками разделов и подразделов, а также между заголовками и текстом применяется увеличенный межстрочный интервал (3-4 интервала).

б) Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм. Шрифт - Times New Roman, 14.

в) Выравнивание основного текста – по ширине. При выравнивании по центру строки некоторых элементов (например, подписей под иллюстрациями) средствами MS Word кроме применения автоматического выравнивания «по центру» необходимо убрать красную строку (отступ) абзаца.

г) Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм; верхнее, левое и нижнее — 20 мм.

д) Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры[2] - с соблюдением требований, указанных в предыдущих пунктах. Вне зависимости от способа выполнения отчета качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При выполнении отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

е) Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки отчета, допускается аккуратно исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью — рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

ж) Для предварительной проверки допускается представлять дипломную работу нормоконтролеру в несброшюрованном виде. Готовая (предъявляемая для нормоконтроля) дипломная работа должна быть сброшюрована в твердый переплет: в специальную папку-скоросшиватель или типографским способом. Независимо от способа брошюрования листы должны быть закреплены плотно, без перекосов, смятия листов и т.п.

и) Порядок следования листов при брошюровании:

- первый лист – форзац[3] . Не включается в нумерацию страниц.

- второй лист – титульный. Включается в нумерацию страниц как первая страница, номер не указывается.

- третий лист – задание на дипломную работу. Включается в нумерацию как вторая страница, номер не указывается.

- четвертый лист – реферат, включается в нумерацию как третья страница, номер не указывается.

- пятый лист – первая страница элемента «Содержание». Указывается номер страницы (четвертый). В содержание включаются заголовки всех последующих структурных элементов дипломной работы, начиная с «Введения».

- предпоследний лист в книжном блоке дипломной работы – так называемый «Последний лист дипломной работы» (см. Приложение F). В содержании не указывается, но включается в нумерацию страниц отчета.

- последний лист – форзац. В нумерацию страниц не включается.

к) При брошюровании дипломной работы в папку-скоросшиватель к последнему листу (форзацу) приклеиваются концы шнуров, скрепляющих листы дипломной работы. На листке, наклеиваемом поверх концов указанных шнуров, должна быть сделана запись: «Пронумеровано и сброшюровано _____ листов дипломной работы» (включается общее количество, за исключением двух листов форзацев). Здесь же проставляется дата и подпись дипломника. Опечатанная таким образом дипломная работа должна исключать возможность изъятия (замены) листов дипломной работы без нарушения пломбы.

л) При переплете дипломной работы типографским способом (вклеивании блока в твердый переплет) опечатывания работы указанным способом не требуется.

2.3.2 Построение отчета, нумерация

а) Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

б) Названия разделов и подразделов должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего отчета. Заголовки нумеруются только арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа, без точки в конце предложения, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. После номера раздела точка не ставится. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

в) Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. После номера пункта и подпункта точку также не ставят.

г) Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует. Пример нумерации разделов, подразделов и пунктов:

1 Методы финансового анализа

1.1 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса

1.1.1 _______

1.1.2 _______

1.2 Коэффициентный анализ

1.2.1 __________

1.2.2 __________

1.2.3 _________

д) Заголовки и нумерация разделов и подразделов, а также номера страниц, указанные в структурном элементе «Содержание» должны полностью соответствовать тексту работы.

е) Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета (включая приложения). Независимо от ориентации текста (книжной или альбомной) номер страницы проставляется в центре нижней части листа без скобок, тире и прочих знаков препинания.

ж) Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

и) Внутри подразделов, пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

к) Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с дополнительного абзацного отступа (красной строки). Для основного текста абзаца перечисления (вторая и последующие строки абзаца) отступ не делается.

Пример

а) _________________________________

________________________________________

б) _________________________________

1) ___________________________

___________________________________

2) ___________________________

___________________________________

___________________________________

2.3.3 Оформление иллюстраций

а) Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

б) Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

в) Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Перед номером иллюстрации пишется слово «Рисунок» и порядковый номер иллюстрации. Если рисунок один, то он обозначается “Рисунок 1”. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

г) Слово “Рисунок”, номер и наименование рисунка помещают помещают посередине строки. К самим рисункам также применяется выравнивание посередине строки. Пример оформления рисунка приведен на Рис. 1.

Рисунок 1 — Структура управления ОАО «Незабудка»

д) Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Рисунок А.3.

е) На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с Рисунком 2» или «… в соответствии с Рис. 2» - при сквозной нумерации. И «... в соответствии с рисунком 1.2» или «... в соответствии с Рис. 1.2» при нумерации в пределах раздела.

2.3.4 Оформление таблиц

а) Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, с абзацного отступа, без точки в конце. Заголовок таблицы должен состоять из слова «Таблица» (с абзацного отступа), номера таблицы и через тире – названия таблицы. Пример оформления таблицы приведен на Рис. 2.

Таблица 1 – Анализ основных статей баланса ОАО «Незабудка»

Наименование показателя

2002 год

2003 год

Сумма

%

Сумма

%

Рисунок 2 – Пример оформления таблиц

б) Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отчете.

в) Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена “Таблица 1” или “Таблица В.1”, если она приведена в приложении В.

г) Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист слово “Таблица”, номер и заголовок указывают один раз над первой частью таблицы. Над следующими частями слева указывается слово “Продолжение” и номер таблицы, например: “Продолжение таблицы 1”. При этом нижняя горизонтальная черта, ограничивающая первую (промежуточную) часть таблицы, не проводится. При переносе таблицы на другую страницу необходимо повторить шапку таблицы либо дополнительную строку с нумерацией столбцов (Рисунок 3).

Таблица 2 – Анализ основных статей баланса ОАО «Незабудка»

Наименование показателя

2002 год

2003 год

Сумма

%

Сумма

%

1

2

3

4

5

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Рисунок 3 – Пример оформления заголовка таблицы

д) Если все графы таблицы содержит показатели, выраженные в одних и тех же физических величинах, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - под словами «Продолжение таблицы».

е) Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами “То же”, а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

ж) Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

2.3.5 Примечания

а) Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Слово “Примечание” следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать.

б) Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова “Примечание” ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

2.3.6 Формулы и уравнения

а) Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

б) Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

в) Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в работе приводится только одна формула, то она обозначается — (1).

Пример

А=B+C

( 1)

г) Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

д) Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - ... в формуле (1).

е) Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

ж) В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

2.3.7 Оформление приложений

а) Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.

б) Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

в) Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова “Приложение” и его обозначения.

г) Приложение должно иметь заголовок, который записывают с выравниванием посередине строки с прописной буквы отдельной строкой.

д) Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова “Приложение” следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается “Приложение А”.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

е) Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Приложение A

Бланк задания на дипломную работу

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ____________________________

Специальность ______________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. Кафедрой ____________

«_____» ___________ 200__ г.

З А Д А Н И Е

на подготовку дипломной работы

1. Студент _________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

2. Руководитель ___________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

3. Тема дипломной работы___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

утверждена приказом ректора № __________ от «_____» _____________ 200__г.

4. Перечень подлежащих разработке в дипломной работе вопросов ______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дата предоставления студентом законченной дипломной работы ______________________

Дата выдачи задания _________________

Научный руководитель дипломной работы ______________

(подпись)

Задание принял к выполнению ______________

(подпись студента)

Приложение B

Бланк титульного листа дипломной работы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК ____________

№ госрегистрации ______________

Инв. № _____________

Кафедра _________________

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой ____________

ученая степень

_________________________

звание, подпись

_________________________

фамилия, инициалы

«____» ___________ 200__г.

_____________________________________________________________

наименование темы дипломной работы

Дипломная работа по специальности ________________________________

номер, полное название специальности

Дипломник ____________________________________________________________

ф.и.о., подпись

Научный руководитель __________________________________________________

ученая степень, звание, ф.и.о., подпись

Консультанты _______________________________________________________

ученая степень, звание, ф.и.о., подпись

Нормоконтролер ________________________________________________________

ф.и.о., подпись

Мурманск 200__

Приложение C

Пример составления реферата на отчет о НИР

Реферат

Отчет 85 с., 24 рис., 12 табл., 50 источников, 2 прил.

Ключевые слова: ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ, ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ, ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ.

Объектом исследования являются методы управления денежными потоками предприятия и практика их применения на конкретном предприятии.

Цель работы — разработка методики управления денежными потоками предприятия, учитывающей региональную специфику.

В процессе работы были проанализированы финансовые показатели действующего предприятия (ОАО «Незабудка»), произведен расчет существующего и прогнозируемого денежного потока, разработана оригинальная методика управления денежными потоками, позволяющая повысить эффективность финансового менеджмента предприятия.

Впервые была рассмотрена взаимосвязь денежных потоков ОАО «Незабудка» с отраслевыми и региональными внешними факторами, найдены некоторые статистические зависимости.

Степень внедрения — методика была рассмотрена руководством предприятия и доведена до соответствующих подразделений для использования в дальнейшей работе.

Приложение D

Образец оформления содержания дипломной работы

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3

1. Управление денежным потоком на предприятии.................................................. 6

1.1 Понятие, сущность, классификация денежного потока.................................. 6

1.2 Цель и принципы управления денежным потоком...................................... 12

1.3 Характеристика объекта исследования......................................................... 14

2. Методика анализа и оптимизации денежного потока......................................... 17

2.1 Основные концепции методики..................................................................... 17

2.2 Постановка бюджетирования на предприятии............................................. 30

2.2.1 Бюджет поступления и расходования денежных средств.................... 30

2.2.2 Технология разработки платежного календаря................................... 42

3. Постановка системы регулярного менеджмента денежных средств в ОАО «Незабудка»............................................................................................... 46

3.1 Расчет денежного потока предприятия......................................................... 46

3.1.1 Прямой метод......................................................................................... 50

3.1.2 Косвенный метод.................................................................................... 56

3.2 Разработка алгоритма оптимизации движения денежных средств на предприятии................................................................................................................... 60

3.3 Формирование бюджета доходов и расходов ОАО «Незабудка».............. 63

3.4 Формирование бюджета движения денежных средств................................ 68

Заключение............................................................................................................... 74

Список использованной литературы....................................................................... 77

Приложение А. Данные балансовых отчетов ОАО «Незабудка» за 2002-2003гг. 79

Приложение Б. Сводная таблица финансовых коэффициентов ОАО «Незабудка» 84

Приложение E

Примеры оформления ссылок на использованные источники

Пример описания нормативно-правовых актов:

1. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000 г – №21. – Ст. 2168.

2. Приказ Министерства Российской Федерации по антимо­нопольной политике и поддержке предпринимательства от 17 но­ября 1999 г. № 441 «Об утверждении Положения о территориаль­ном управлении МАП России» // Бюллетень нормативных ак­тов федеральных органов исполнительной власти. – 2000 г. – №9. – С. 117-123.

3. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]. – КонсультантПлюс: Версия Проф. - Электрон. дан. и прогр. - ЗАО «Консультант Плюс». – Москва. – 1992-2002. – Режим доступа: Локальная сеть МГТУ. – Загл. с экрана.

Пример описания источника статистических данных:

4. Бюллетень банковской статистики. – М.: ЦБ РФ. – 1994. – №1. – С. 33-37.

5. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере: статистико-аналитические оперативные материалы. – М.: ЦБ РФ. – 1997. – № 3. – С. 23.

6. Документы по открытию расчетных, текущих бюджетных счетов и по оформлению полномочий на распоряжение счетами ОАО КБ «МНК Банк» / ОАО КБ «МНК Банк». – 2003. – № 38. Т. 1. – С. 35.

7. Расшифровка счетов аналитического учета основных средств ОАО «Незабудка» / ОАО «Незабудка». – 2003. – Номенкл. номер 16-02-38/01. – IVкв. – 48c.

Пример описания произведения из многотомного издания:

8. Гражданское право: В 3-х частях. Часть III / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1998. – 592с.

9. Финансово-кредитный словарь: В 3-х т. Т. III. – Р-Я / Гл. редактор Н.В. Гаретовский. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 512с.

Пример описания книг одного-трех авторов

10. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские
проблемы в свете мирового опыта. – М.: Дело, 1997. – 144 с.

11. Банковские операции. Часть II. Учетно-ссудные операции и агентские услуги: Учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 208с.

Пример описания книг четырех и более авторов

12. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов / Л .А. Дробозина, Л .П. Окунева, Л .Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 1997. – 479с.

13. Контроль в системе внутрипроизводственного хозрасчета / Б.И. Валуев, Л.П. Горлова, В.В. Муровская и др. – М.: Финансы и статистика, 1987. – 239 с.

Пример описания учебников и учебных пособий

14. Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов/ А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О. А. Груздева и др.: Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994. – 447 с.

15. Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебное и практическое пособие. – М.: Издательство БЕК, 1994. – 360 с.

16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для неэкон. спец. вузов/Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П.В. Савченко. – М.: Экономика, 1995. – 367 с.

Пример описания диссертаций

17. Бирюкова З.А, Внутрихозяйственный финансовый контроль в производственном объединении: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10.-Защищена 13.12.85.-Л., 1985.-190с.

Пример описания статьи из книги

18. Микулов Д.Г. Реформа в России и реорганизация ФПГ: политический и экономический аспекты // Финансово-экономические аспекты реформирования финансово-промышленных групп: Сборник материалов научно-практической конференции / МГТУ. – Мурманск. – 2003. – С. 16-29.

Пример описания статьи из периодического издания

19. Буренков Д.С. Банкиры на службе ратной // Армейский сборник. – 2002. – № 8. – С. 4-6.

20. Кораблев Г.Н., Лытнев А.А. Полевые учреждения Госбанка // Деньги и кредит. – 2003. – № 5. – С. 23-27.

Примеры описания электронного ресурса локального доступа

21. Britannica CD-99 [Электронный ресурс]. – Электрон. интерактив. мультимедиа. – [Б. м.], 1998. – 3 CD-ROM. – Систем. требования: Pentium 100 МГц ; 16 Мб RAM ; Windows 95 ; дисковод CD-ROM 2х ; SVGA видеокарта , 256 цв. ; зв. карта ; мышь. – Загл. с контейнера.

22. История экономических учений [Электронный ресурс] : информ. система на компакт-диске / Д. Г. Вигарков, А. А. Палин, А. Н. Удачев. – Электрон. дан. – СПб. : СПКРК, 2002. – 1 CD‑ROM. – Систем. требования: IBM-совместимый PC ; CPU с сопроцессором; 6 Мб на винчестере ; MS DOS 6.0 и Windows 95 ; дисковод CD-ROM 2x ; SVGA монитор ; видеоадаптер (800х600, 256 цв.) ; мышь. – Загл. с контейнера. – ISBN 5-8085-0019-2.

Примеры описания электронного ресурса удаленного доступа

23. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997 – . – Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

24. Керимов В.Э., Батурин В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия [Электронный ресурс] / Web-cайт «Корпоративные финансы» ; Web-мастер Дмитрий Рябых. – 1998-2002. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/, свободный. – Загл. с экрана.

Приложение F

Образец оформления последнего листа дипломной работы

Качковская Т.Г. Учет и анализ оплаты труда на ОАО «Незабудка»: Дипломная работа.

- Мурманск, 2003г. - 85 с.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Канаш И.С.

Рецензент: гл. бухгалтер ОАО «Незабудка» Лукина Я.С.

Дипломная работа выполнена мною совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы из опубликованной литературы и других источников имеют ссылки на них.

«_____»_____________2003 г.

Качковская Татьяна Геннадьевна ___________________

(ФИО дипломника) (подпись)

Дипломная работа сдана на кафедру «____»___________2003 г.

_______________________

(подпись зав. кафедрой)

Защищена «_____»_______________2003 г.,

Протокол № ____ от «_____»_____________2003 г.

Оценка: «___________________»


[1] Кибиткин А.И., Меркулова О.Н. Методические указания по прохождению преддипломной практики, подготовке и защите дипломных работ для студентов всех форм обучения по специальности 060400 «Финансы и кредит», по специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», - Мурманск, - МГТУ, 2000г.

[2] Гарнитура характеризует рисунок шрифта: размер, начертанием (прямой, курсив и др.), насыщенностью (обычный, полужирный и др.).

[3] ФОРЗАЦ (нем. Vorsatz), листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплетной крышкой. Соединяет блок с крышкой и защищает крайние страницы книги от загрязнений; одновременно является элементом оформления книги.