Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и задания на контрольную работу учебной дисциплины «Вычислительная техника»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, методические указания и задания на контрольную работу учебной дисциплины «Вычислительная техника » предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по техническим специальностям среднего профессионального образования.
В результате усвоения программы студент должен:
иметь представление :

- о роли и месте знаний по дисциплине при освоении основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности и в сфере профессиональной деятельности техника;

знать:

- основные сведения об электронно-вычислительной технике: классификацию, характеристики, принцип действия;

- виды информации и способы представления ее в ЭВМ;

- системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, правила недесятичной арифметики, способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ;

- логические основы ЭВМ, элементарные логические функции: таблицы истинности, формулы, основной базис алгебры логики, законы алгебры логики, нормальные и совершенные нормальные формы, минимизация логических функций;

- основы микропроцессорных систем: архитектура микропроцессора и ее элементы, система команд микропроцессора, процедуры выполнения команд, рабочий цикл микропроцессора;

- типовые узлы и устройства вычислительной техники: регистры, дешифраторы, счетчики, сумматоры; принцип построения и классификация устройств памяти;

- организация интерфейсов в вычислительной технике;

- периферийные устройства вычислительной техники,; взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ;

уметь:

- делать перевод чисел из одной системы счисления в другую;

- читать принципиальные электрические схемы устройств вычислительной техники;

- составлять временные диаграммы работы типовых узлов устройств вычислительной техники;

- подключать периферийное оборудование для ЭВМ;

- составлять программы для средств вычислительной техники на языке Бейсик;

- работать с вычислительной техникой при решении профессиональных задач.

Учебная дисциплина “Вычислительная техника” является общепрофессиональной и предусматривает изучение основ электронно-вычислительной техники, видов информации и способах ее обработки, арифметических и логических основ ЭВМ, типовых узлов и устройств, основ микропроцессорных систем. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими обще профессиональными и специальными дисциплинами. Использование межпредметных связей обеспечивает преемственность изучения материала, исключает дублирование и позволяет рационально распределять время. При изложении материала соблюдается единство терминологии, условного графического изображения типовых узлов и устройств вычислительной техники в соответствии с действующими стандартами.

Форма проведения учебных занятий выбирается преподавателем, исходя из дидактических целей, содержания материала и степени подготовленности студентов.

Для закрепления теоретических знания и приобретения необходимых практических навыков и умений проводятся лабораторные работы.

Для лучшего усвоения учебного материала его изложение проводится с применением технических средств обучения и использованием средств вычислительной техники и ЭВМ.

При изучении дисциплины « Вычислительная техника » студенты-заочники выполняют одну домашнюю контрольную работу. Вариант для каждого студента индивидуальный. Номер варианта соответствует номеру шифра.


Выполнение контрольных работ является важной и ответственной стадией изучения дисциплины. Каждая контрольная работа выполняется в отдельной тетради, желательно в клеточку. Условия задач переписываются полностью, оставляют поля для замечаний рецензента, а в конце тетради – 2-3 страницы для рецензии. Записи ведутся рукописным текстом синей или фиолетовой пастой .

Текстовая часть, формулы и расчеты пишут чернилами, а чертежи и схемы делают карандашом; электрические схемы выполняются в соответствии с ГОСТ с использованием чертежного инструмента, на графиках и векторных диаграммах указывают масштаб. Таблицы, рисунки, диаграммы, вольтамперные характеристики выполняются в соответствии с правилами оформления конструкторской документации. Решение задач ведут в Международной системе единиц (СИ). Запись формул ведется с использованием латинских букв, общепринятых для обозначения физических величин и констант в последовательности: формула-подстановка- ответ, расчеты вести с точностью до третьего знака после запятой. Расчеты и построение диаграмм сопровождаются пояснениями и ссылками на законы и теоремы. В конце контрольной работы приводится список используемой литературы.

Страницы тетради нумеруют для возможности ссылки на них преподавателя.

Вычисления следует производить с помощью электронного микрокалькулятора. После получения работы с оценкой и рецензией преподавателя необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все его указания и повторить недостаточно усвоенный материал. Выполненная контрольная работа оценивается итоговой оценкой «Зачет» или « Незачет». При получении оценки «Незачет» студент производит работу над ошибками в той же тетради после рецензии преподавателя и вновь сдает ее на проверку в учебную часть заочного отделения.

Изучение дисциплины « Вычислительная техника» складываются из следующих работ:

1.Самостоятельное изучение теоретического материала по рекомендуемым учебникам в последовательности, предусмотренной программой и решение задач.

2.Изучение материала на установочных и обзорных занятиях по расписанию заочного отделения.

3.Выполнение лабораторных работ, проводимых в соответствии с графиком, утвержденным в заочном отделении.

4.Выполнение контрольной работы в сроки, установленные заочным отделением.

К сдаче экзаменов допускаются студенты, проделавшие все лабораторные работы, сдавшие отчеты по ним, имеющие зачет по лабораторным работам и выполнившие домашнюю контрольную работу с оценкой "зачтено".

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Макс

учебная

нгрузка

Кол-во аудит-ых часов при очной форме обучения

Самос

работа

Всего

Аудит

Лабор

Введение: классификация, основные характеристики электронно-вычислительной техники

Раздел1. Арифметические и логические основы электронно-вычислительной техники

11

8

6

3

Тема 1.1

Система счисления

5

4

4

1

Тема 1.2

Арифметические основы вычислительной техники

3

2

2

1

Тема 1.3 Логические основы вычислительной техники

3

2

2

1

Раздел 2

Типовые логические элементы и узлы ЭВМ

60

46

28

18

14

Тема 2.1

Логические элементы и узлы памяти

6

4

2

2

2

Тема 2.2

Регистры

6

4

2

2

2

Тема 2.3

Шифраторы и дешифраторы, преобразователи кодов

10

8

4

4

2

Тема 2.4

Счетчики

10

8

4

4

2

Тема 2.5

Мультиплексоры и демультиплексоры

10

8

6

2

2

Тема 2.6

Сумматоры

6

4

2

2

2

Тема 2.7

Запоминающие устройства

12

10

8

2

2

Раздел 3

Микропроцессорная техника

43

28

18

10

15

Тема 3.1

Элементы архитектуры

4

2

2

2

Тема 3.2

Рабочий цикл процессора

4

2

2

2

Тема 3.3

Система команд микропроцессора

4

4

2

2

Тема 3.4

Узлы микропроцессорной системы

7

6

6

1

Тема 3..5

Однокристальный микроконтроллер

6

4

4

2

Тема 3.6

Однокристальные микроЭВМ

6

4

4

2

Тема 3.7

Персональные компьютеры

6

2

4

6

Раздел 4

Алгоритмизация и языки программирования

16

16

4

12

Тема 4.1

Программирование на языках высокого уровня

12

12

4

8

Тема 4.2

Программы. Разработка и отладка программ по

специальности

4

4

4

Всего по дисциплине

130

98

58

40

32

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Характеристика дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана, ее роль в области развития науки, техники, технологии. Краткий обзор и тенденция развития вычислительной техники.

Области применения микропроцессорной техники:

производство, управление, искусственный интеллект, понятие об интегрированных системах. Перспективы ЭВМ со связью специальности.

РАЗДЕЛ 1. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ

ТЕХНИКИ

Студент должен:

иметь представление:

- об арифметических и логических основах микропроцессоров и микро ЭВМ;

знать:

- взаимосвязь систем счисления, основные логические элементы;

уметь:

- преобразовывать логические формулы.

Тема 1.1 Системы счисления

Понятие системы счисления. Двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другие.

Литература : Л1-Стр (72-80 ) ; Л2-Стр ( 9-17); Л4-Стр(50-56)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение систем счисления?

2 Дайте определение перевода чисел из одной системы счисления в другую?

3 Дайте классификацию систем счисления?

4 Назовите особенности каждой системы счисления?

Тема 1.2 Арифметические основы вычислительной техники

Правила выполнения арифметических операций над двоичными числами.

Кодирование чисел (прямой, обратный, дополнительный коды).

Литература : Л1-Стр (80-98 ) ; Л2-Стр ( 24-34);

Л4-Стр( 67-68)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение правил арифметических действий над двоичными числами?

2 Назовите особенности использования прямого, обратного и дополнительного кода?

Тема 1.3 Логические основы вычислительной техники.

Основные понятия Булевой алгебры. Основные логические операции. Правила преобразования формул. Условные графические обозначения логических элементов.

Литература: Л1-Стр (4-34 ) ; Л2-Стр (39-62); Л4 -Стр(60-64)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение логической переменной и логической функции?

2 Назовите основные законы Булевой алгебры?

РАЗДЕЛ 2 ТИПОВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И УЗЛЫ ЭВМ

Студент должен:

иметь представление :

- о принципах работы типовых узлов ЭВМ;

знать:

- правила оформления схем цифровых устройств;

- взаимодействие логических элементов.

уметь :

- читать и оформлять чертежи функциональных схем в соответствии с ЕСКД.

Тема 2.1 Логические элементы и элементы памяти

Логические элементы на микросхемах, временные диаграммы работы.

Триггеры на интегральных микросхемах. Функции алгебры логики. Назначение.

Условные обозначения триггеров: RS – триггера, Т – триггера, Д – триггера, JK – триггера.

Полупроводниковые статические и динамические элементы памяти.

Литература: Л1-Стр (19-34; 98-110 ) ; Л2-Стр (63-68; 91-97); Л4-Стр(68-82)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение триггера?

2 Приведите классификацию триггеров?

3 На каком принципе реализуются элементы памяти?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

Тема 2.2 Регистры

Назначение, условное обозначение. Работа регистров приема, хранения, выдачи кодов, регистров выполнения поразрядных микроопераций.

Литература: Л1-Стр (126-131 ) ; Л2-Стр ( 109-122);

Л4-Стр(92-97)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение регистра?

2 Приведите классификацию регистров?

3 Как производится операция записи информации в регистр?

4 Как производится операция считывания информации из регистра?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2

Тема 2.3 Шифраторы, дешифраторы и преобразователи кодов

Назначение, условное обозначение. Устройство и работа шифратора.

Назначение, условное обозначение. Устройство и работа матричного дешифратора.

Назначение, условное обозначение. Устройство и работа преобразователей кодов.

Литература : Л1-Стр (110-123 ) ; Л2-Стр ( 70-74);

Л4 -Стр(102-105)

Вопросы для самоконтроля :

1 На какой базе строятся шифраторы и дешифраторы?

2 Приведите классификацию шифраторов?

3 Зарисуйте условное графическое изображение дешифраторов?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

Тема 2.4 Счетчики

Назначение, условное обозначение. Устройство и работа одноразрядного, многоразрядного двоичного счетчика; счетчика с последовательным, со сквозным переносом; счетчика с произвольным коэффициентом пересчета, реверсивного счетчика.

Литература: Л1-Стр (131-143 ) ; Л2-Стр ( 122-140);

Л4-Стр(97-102)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение счетчика?

2 На какой базе строятся счетчики?

3 Приведите классификацию счетчиков?

4 Зарисуйте условное графическое изображение счетчика?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6

Тема 2.5 Мультиплексоры и демультиплексоры

Назначение, условное обозначение. Устройство и работа мультиплексора.

Назначение, условное обозначение. Устройство и работа демультиплексора.

Литература: Л1-Стр (123-126 ) ; Л2-Стр (74-76);

Л- Стр( )

Вопросы для самоконтроля:

1 Дайте определение мультиплексора и демультиплексора?

2 На какой базе строятся мультиплексоры?

3 Назовите область применения мультиплексоров?

4 Зарисуйте условное графическое изображение счетчика?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7

Тема 2.6 Сумматоры

Назначение, условное обозначение. Устройство и работа одноразрядного комбинационного сумматора. Сумматор с последовательным и параллельным переносом.

Литература: Л1-Стр (143-151 ) ; Л2-Стр ( 76-78);

Л 4 -Стр(105-109)

Вопросы для самоконтроля:

1 Дайте определение сумматоров?

2 На какой базе строятся сумматоры?

3 Приведите классификацию сумматоров?

4 Зарисуйте условное графическое изображение сумматора?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8

Тема 2.7 Запоминающие устройства

Иерархическая структура памяти. Адресная, ассоциативная и стековая организация памяти. Оперативные запоминающие устройства на полупроводниковых запоминающих элементах. Постоянные запоминающие устройства ПЗУ; ПЗУ, программируемые пользователем.

Литература: Л1-Стр (173-182 ) ; Л2-Стр ( 203-213);

Л4 -Стр(141-156)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение элементу памяти?

2 На какой базе строятся запоминающие устройства?

3 Приведите классификацию запоминающих устройств?

4 Как определяется емкость памяти запоминающих устройств?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 9

РАЗДЕЛ 3. МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ТЕХНИКА

Студент должен:

иметь представление :

- об элементах архитектуры, алгоритме работы, классификации системы команд микропроцессора;

знать:

- типовую структуру микропроцессора,

- основные типы команд.

уметь:

- составлять простейшие программы с использованием команд микропроцессора.

Тема 3.1 Элементы архитектуры

Классификация. Типовая структура микропроцессора. Микропроцессоры с "жестким" принципом управления и с программируемым принципом управления.

Литература: Л1-Стр (192-206 ;233-257 ) ; Л2-Стр ( 6-14);

Л4-Стр(160-167)

Вопросы для самоконтроля :

1 Назовите основные блоки микропроцессора?

2 Назовите основные функции АЛУ?

3 В чем проявляются отличии и сходство шин данных и адреса?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема 3.2 Рабочий цикл процессора

Схема рабочего цикла процессора.

Варианты рабочего цикла для четырех типов команд: основных, передачи управления, ввода-вывода, системных.

Литература : Л1-Стр (249-252 ) ; Л2-Стр (247-2654);

Л4 -Стр(233-236)

Вопросы для самоконтроля :

1 Дайте определение тактам и циклам работы микропроцессора?

2 Сколько циклов содержит команда ввода-вывода?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема 3.3 Система команд процессора

Адресация. Форматы команд. Команды пересылки, арифметические, логические, перехода, ввода-вывода.

(Изучение команд пересылки данных, арифметических операций, условного и безусловного переходов, организация циклов).

Литература : Л1-Стр (72-80 ) ; Л2-Стр ( 265-282);

Л4-Стр(139-141)

Вопросы для самоконтроля :

1 Назовите основные способы адресации?

2 В чем заключается особенность команд по пересылке данных?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Тема 3.4 Узлы микропроцессорных схем

Генераторы тактовых импульсов. Шинные формирователи. Системные контроллеры. Интерфейсы ввода-вывода.

Литература: Л1-Стр (253-257 ) ; Л2-Стр (303-333);

Л4-Стр(186-244)

Вопросы для самоконтроля:

1 Какие функции выполняет тактовый генератор?

2 Какую роль играют шинные формирователи?

3 Какую роль играет системный контроллер?

4 Дайте определение интерфейса?

Тема 3.5 Однокристальные микроконтролеры

Структурные схемы микроконтроллеров. Системы команд. Примеры использования.

Литература: Л1-Стр (290-301 ) ; Л- Стр( )

Вопросы для самоконтроля :

1 Какие функции выполняет микроконтроллер?

2 Назовите основные структурные элементы микроконтроллера?

3 Приведите примеры использования микроконтроллера?

Тема 3.6 Однокристальные микро ЭВМ

Особенности микросхем. Структурная схема. Система команд. Примеры использования.

Литература: Л1-Стр (313-322 ) ; Л2-Стр ( 303-369);

Л4-Стр(160-183)

Вопросы для самоконтроля:

1 Какие функции выполняет микроЭВМ?

2 Назовите основные структурные элементы микроЭВМ?

3 Приведите примеры использования микроЭВМ?

Тема 3.7 Персональные компьютеры

Структурная схема. Назначение блоков. Начальные сведения об операционных системах. Настройка операционных систем. Интерфейсы вода- вывода.

Состав операционной системы. Назначение и функции компонентов ОС. Файловая система.

Принцип организации файлов .

Графическая операционная среда "Windows".

Многоканальный интерфейс: окно, иконы, ярлыки, папки. Многозадачный режим. Текстовый процессор « Word ». Редакторы электронных таблиц «Excel».

Литература : Л4 -Стр (184 -186 ) ;

Л 11- Стр( 5 -175 ); Стр (177-289 ); Стр (291-365)

Вопросы для самоконтроля:

1Назовите основные структурные элементы персональной ЭВМ?

2 Какие функции выполняет операционная система?

3 В чем состоит особенность графической операционной среды «Windows»?

4 Как организуется файловая система?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 10

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11

РАЗДЕЛ 4. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Студент должен:

иметь представление :

- об этапах решения задач на ПЭВМ;

- о составлении алгоритмов и программ на языках высокого уровня.

знать:

- порядок постановки задачи, элементов блок-схем, основных конструкций языка;

уметь:

- составлять алгоритм и программу задачи.

Тема 4.1 Программирование на языках высокого уровня

Алфавит, идентификаторы, операторы ввода-вывода. Условный и безусловный оператор. Операторы цикла. Строки и символьные массивы. Обработка одно- и двумерных массивов. Стандартные функции.

Литература : Л2-Стр (376-393); Л3-Стр(33-50; 149-188) ;

Л4 – Стр (246-252; 435-443) приведены примеры решения задач.

Вопросы для самоконтроля:

1 Дайте определение алфавита?

2 Назовите правила записи операторов?

3 В чем проявляется особенность языка Бейсик?

4 Какие стандартные функции содержит Бейсик?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 12

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 13

Тема 4.2 Программы. Разработка и отладка программ по специальности

Разработка программ на языках высокого уровня по специальности.

Литература : Л3-Стр(202-238)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 14

ЛИТЕРАТУРА

1. Калабеков Б.А. Цифровые устройства и микропроцессорные системы. – М.: Телеком, 2000

2. Евреинов Э.В. Цифровая и вычислительная техника. – М.: Радио и связь, 1991 г

3. Алтухов Е.В. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Высшая школа, 1992 г

4. Стрыгин В.В. Основы вычислительной, микропроцессорной техники и программирования. – М.: Высшая школа, 1989г.

5. Напрасник М.В. Микропроцессоры и микро ЭВМ. - М.: Высшая школа, 1989г.

6. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. . – М.: ИНФРА, 2000

7. Бурев Л.Н. Простейшая микро-ЭВМ. – М.: Высшая школа, 1992 г

8. Лебедев О.Н. Микросхемы памяти. М.: Радио и связь, 1992 г

9. Новичков В.С. Алгоритмические языки в техникуме. М.: Высшая школа, 1992 г

10. Кириличев А.М. -М.: Недра, 1992 г

11. Глушаков С.В. Персональный компьютер. – М.: АСТ, 2000

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторная работа 1

Исследование работы триггеров.

Лабораторная работа 2

Исследование работы регистра.

Лабораторная работа 3.

Исследование работы дешифратора

Лабораторная работа 4

Исследование работы преобразователя двоично-десятичного в семисегментный код.

Лабораторная работа 5

Исследование работы счетчика.

Лабораторная работа 6

Исследование работы счетчика.

Лабораторная работа 7

Исследование работы мультиплексора

Лабораторная работа 8

Исследование работы сумматора.

Лабораторная работа 9

Исследование работы запоминающих элементов памяти.

Лабораторная работа 10

Изучение текстового процессора “ Word”

Лабораторная работа 11

Изучение редактора электронных таблиц “ Excel”

Лабораторная работа 12

Настройка основных элементов операционной системы.

Лабораторная работа 13 ( 6 часов )

Программирование и решение задач линейной, разветвляющей и циклической структуры.

Лабораторная работа 14 ( 4 часа )

Программирование и решение задач по специальности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие 1

Изучение структурной схемы однокристального микропроцессора.

Практическое занятие 2.

Изучение рабочего цикла процессора.

Практическое занятие 3.

Изучение команд микропроцессора.

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Методические указания к решению задачи 1

Задачи основаны на знании материала темы 1.1 «Системы счисления». Решение задачи требует от студентов иметь понятие об системах счисления, иметь знания о правилах перевода чисел из одной системы счисления в другую. В задаче необходимо использовать понятие о двоичных тетрадах и триадах. Основным способом перевода чисел является способ деления на основание новой системы счисления с вынесением остатков. Для проверки правильности решения пользоваться полной формой записи чисел. Содержание задачи приведены в условии.

Литература: Л1-Стр (72-80 ) ; Л2-Стр ( 9-17); Л4-Стр(50-56) Л10 - Стр (10-21 ) - приведены примеры решения задач.

Методические указания к решению задачи 2

Задачи основаны на знании материала темы 1.2 «Арифметические основы вычислительной техники». Решение задачи требует от студентов иметь понятие об двоичной системе счисления, правилах перевода чисел из одной системы счисления в другую, иметь знания о правилах действия над двоичными числами. Для проверки правильности решения пользоваться полной формой записи чисел. Содержание задачи приведены в условии.

Литература: Л1-Стр (80-98 ) ; Л2-Стр ( 24-34); Л4-Стр( 67-68); Л10 – Стр (28- 30 ) приведены примеры решения задач.

Методические указания к решению задачи 3

Задачи основаны на знании материала тема 1.3 « Логические основы вычислительной техники». Решение задачи требует от студентов иметь представление об основных простых и сложных логических элементах. Студентам необходимо знать основные понятия Булевой алгебры, основные логические операции, правила преобразования формул, условные графические обозначения логических элементов. Необходимо изучить основные законы Булевой алгебры, которые позволяют упростить и уменьшить число используемых логических элементов. Базовыми элементами являются такие, с помощью которых можно получить все другие функции. Содержание задачи приведены в условии, пример решения задачи приводится.

Литература : Л1-Стр (4-34 ) ; Л2-Стр (39-62); Л4 -Стр(60-64); Л10 – Стр (60-66 )

Методические указания к решению задачи 4

Задачи основаны на знании материала темы 4.1 « Программирование на языках высокого уровня».

Решение задачи требует от студентов иметь представление об основах программирования на языках высокого уровня, к которым относится и язык Бейсик , знать алфавит, идентификаторы, операторы ввода-вывода, условный и безусловный оператор, операторы цикла, стандартные функции.

Содержание задачи приведены в условии, а данные к ним в соответствующих таблицах, пример решения задачи приводится.

Литература : Л2-Стр (376-393); Л3-Стр(33-50; 149-188) ; Л4 – Стр (246-252; 435-443); Л 9 - Стр (20-78 )

Методические указания заданию 5

Ответ на вопрос задания должен быть по существу, объемом не менее двух страниц. При ответе на вопрос необходимо рисовать структурные и логические схемы, приводить таблицы и временные диаграммы работы, формулы, законы и теоремы на основании которых делаются выводы. Ответ должен сопровождаться рисунками и графиками, поясняющими принцип действия или устройство.

Задание 1

Перевод чисел из одной системы в другую.

а) Перевести десятичное число в двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную систему счисления. Десятичное число для каждого варианта определяется из выражения:

Дес. Число=50+номер шифра

Пример: Шифр=15 Дес. Число=50+15=65

б) Перевести двоичное число в десятичную, восьмеричную, шестнадцатиричную систему счисления.

Указание : предварительно десятичное число перевести в двоичное.

Дес. Число=60+номер шифра

в) Перевести восьмеричное число в десятичную, шестнадцатиричную, двоичную систему счисления.

Указание : предварительно десятичное число перевести в восьмеричное.

Дес. Число= 70+номер шифра

г) Перевести шестнадцатиричное число в двоичную, восьмеричную, десятичную систему счисления.

Указание : предварительно десятичное число перевести в шестнадцатиричное.

Дес. Число= 80+номер шифра

Задание 2

Произвести арифметические операции сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной системе счисления над числами «А» и «В» с проверкой результата:

А+В; А-В; А*В; А:В

Указание: предварительно десятичные числа А и В перевести в двоичные;

Число А = 30+номер шифра

Число В = 25+номер шифра

Пример: номер шифра =15

Число А = 30+15=45

Число В =25+15=40

Задание 3

Составить схему для реализации логической функции с помощью базового элемента «И-НЕ» серии К511.

Базовый элемент К511ЛА3 имеет два входа, базовый элемент К511ЛА1 имеет четыре входа. Функция должна иметь минимальное число базовых элементов. Данные для решения взять из таблицы 2

Пример реализации функции :

Y = A+BCD+E

Таблица 2

Таблица исходных данных к заданию 3

Вариант

Функция

01

У =(А+В)*(С+Д)*Е

02

У = А*В+С*Д+Е

03

У = А*В*С+Д*Е

04

У = А*В+С*Д*Е

05

У =А+ В*С*Д*Е*

06

У = (А*В+С*Д) * Е


07

У =

08

У = АВС+ДЕ

09

У =

10

У =

11

У = (Е+В)*(С+Д)*А

12

У = ЕВ+СД+А

13

У = ЕВС+ДА

14

У = ЕВ+СДА

15

У = Е+ВСДА

16

У = (ЕВ+СД)А

17

У = +ДА

18

У = ЕВСДА

19

У =

20

У = АД

21

У = (А+С)*(Е+Д)*В

22

У = ЕА+СД+В

23

У = ДВ+АСЕ

24

У = АВС+ДЕ

25

Д+АВСЕ

26

У = (АД+СЕ)*В

27

У =

28

У = ДСА+ВЕ

29

У =

30

У =

Задание 4

Составить программу на языке Бейсик для вычисления значения функции: Z = f (x,y)

В интервале значения : а ≤ х ≤ в

с ≤ у ≤ д

с шагом : ∆х и ∆у. Полученный результат вычисления вывести в виде таблицы в форме:

х у f (х,у)


Таблица 3

Таблица исходных данных к заданию 3

вар

Функция

∆х

а

в

∆у

с

д

01

Z=X2 /4+Y2 /5+1

0.1

5

6

0.2

10

12

02

Z=4X3 +3Y3 -3XY

0.5

7

10

0.3

8

10

03

Z=5Sin(XY)+3Cos(XY)

0.02

0,3

0,5

0.02

0,3

0,4

04

Z=5Y2 +3Cos(XY)

0.02

0,3

0,4

0.02

0,6

0,8

05

Z=3XY*Ln(X+Y)

1

5

15

0.5

2

5

06

Z= 8X3 +3Y2

0.5

10

15

0.6

5

8

07

Z= (5X2 +Y2 )*eX

0.3

10

14

04.

6

10

08

Z=6Ln(5X3 +2Y2 )

0.4

5

8

0.8

10

15

09

Z=10Arctg((3X+Y)/(1+XY)

1

5

15

0.8

10

18

10

Z=6Lntg((X+Y)/2XY)

1.2

10

16

1

3

8

11

Z= 5Sin2 X+10Cos2 Y

0,05

0,3

0,8

0,05

0,6

0,1

12

Z=(SinX*SinY)/Sin(X+Y)

0,05

0,2

0,9

0,05

0,4

0,8

13

Z=

2

10

18

1.8

12

20

14

Z= 3XY2 +7X2 Y

2.5

10

15

2

15

24

15

Z= 1/ 2(X2 +Y2 )

3

4

25

2.5

10

15

16

Z=3X4 +6Y4 +X2 Y2

0.1

5

6

0.2

5

7

17

Z= 2X*SinY+3CosXY

0.05

0,1

0,4

0.05

0,3

0,5

18

Z= (3X2 +1)/(5Y2 -1)

0.5

10

15

0.3

10

12

19

Z= Sin(X/Y)*Cos(X/Y)

0.05

0,3

0,6

0,0.5

0,4

0,8

20

Z= (X*CosY)+(Y*SinX))/

(1+SinXY)

0,05

0,2

0,6

0.05

0,3

0,5

21

Z= ArcSin(X+Y)/2XY

0,05

0,3

0,5

0,05

0,2

0,5

22

Z= 5Sin(X/Y)*Ln(X+Y)

0,05

0,3

0,8

0,05

0,3

0,6

23

Z= 10(ex+y )*Ln(XY)

0.2

5

7

0.1

4

5

24

Z= 3e(X+Y) /Sin(X)*Y

0.04

0,2

0,6

0.02

0,6

0,8

25

Z= 2Sin2 X+5Cos(X+Y)

0.05

0.1

0.2

0.05

0.2

0.3

26

Z= 10Ln(ArcSin(X2 +Y2 ))

0.05

0.1

0.2

0.05

0.2

0.3

27

Z= eX+Y )*Arctg((X+Y)/(X-Y)

1.2

2

8

0.8

2

6

28

Z= (X2 +Y2 )*(eX+Y )

0.5

2

6

1

1

6

29

Z= Cos2 (X+Y)*LnXY

0.02

0,2

0,3

0.02

0,5

0,8

30

Z= 3Cos2(X+Y)/(x2 +Y2 )

0.01

0,2

0,4

0.01

0,3

0,4


Пример: Составить программу на языке Бейсик для вычисления значения функции:

У = ; если х –изменяется в интервале от 0 до 3 с шагом ∆x =1, в интервале от 6 до 12 с шагом

∆x =2

Алгоритм решения:

10 FOR X=0 TO 3 STEP 1

20 LET Y= SQR (2*X)

30 PRINT X.Y

40 NEXT X

50 FOR X=6 TO 12 STEP 2

60 LET Y= SQR (2*X)

70 PRINT X.Y

80 NEXT X

90 END

Задание 5

Письменно ответить на вопрос своего варианта:

Вариант 01 Микропроцессор, структурная схема, основные характеристики, поколения микропроцессоров.

Вариант 02 Структурная схема ЭВМ, назначение основных блоков.

Вариант 03 Периферийное оборудование ЭВМ, назначение и основные характеристики.

Вариант 04 Основные понятия Булевой алгебры, основные логические операции, условное графическое изображение, таблицы истинности.

Вариант 05 Триггеры на ИМС, назначение , принцип работы, условное графическое изображение триггеров типа « RS», «Т», «Д» , « IK».

Вариант 06 Регистры на ИМС, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 07 Дешифратор на ИМС, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 08 Счетчики на ИМС, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 09 Устройства памяти на полупроводниковых ИМС, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 10 Постоянные запоминающие устройства - ПЗУ ,

назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 11 Сумматоры, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 12 Мультиплексоры, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 13 Демультиплексоры, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 14 Преобразователи кодов, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 15 Типовая структура микропроцессора, назначение, принцип работы, условное графическое изображение.

Вариант 16 Типы адресации и форматы команд микропроцессора.

Вариант 17 Интерфейс, принципы организации, классификация.

Вариант 18 Типовая структура микро ЭВМ, способы организации и построения микроЭВМ.

Вариант 19 Периферийные устройства ЭВМ: дисплей, принтер, принцип работы, характеристики и параметры.

Вариант 20 Периферийные устройства ЭВМ: накопители на магнитных дисках и дискетах, принцип работы, характеристики и параметры.

Вариант 21 Языки высокого уровня для микроЭВМ.

Вариант 22 Язык программирования Бейсик: алфавит, константы, переменные, стандартные функции.

Вариант 23 Операционная система, назначение и функции , компоненты операционной системы.

Вариант 24 Графическая операционная среда «Windows», окна, ярлыки, папки, многозадачный режим работы.

Вариант 25 Файлы и каталоги, основные понятия, размещение файлов.

Вариант 26 Локальные сети, оборудование для локальных сетей. Сеть « Inter Nеt »

Вариант 27 Текстовый процессор “Word”, возможности, настройка параметров.

Вариант 28 Редактор электронных таблиц «Excel», возможности, настройка.

Вариант 29 Текстовый процессор “Word”, возможности, сервис и дополнительные возможности.

Вариант 30 Текстовый процессор “Word”, возможности, операции с таблицами.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ------------------------------------------------------1

Тематический план------------------------------------------------------------5

Содержание дисциплины----------------------------------------------------7

Введение------------------------------------------------------------------------ 7

Раздел 1. Арифметические и логические основы электронно- вычислительной техники------------------------------------------------- 7

Тема 1.1 Системы счисления----------------------------------------------- 7

Тема 1.2 Арифметические основы вычислительной техники------- 8

Тема 1.3 Логические основы вычислительной техники-------------- 8

Раздел 2. Типовые логические элементы и узлы ЭВМ------------ 8

Тема 2.1 Логические элементы и узлы памяти--------------------------9

Тема 2.2 Регистры-------------------------------------------------------------9

Тема 2.3 Шифраторы и дешифраторы, преобразователи кодов----10

Тема 2.4 Счетчики-----------------------------------------------------------10

Тема 2.5 Мультиплексоры и демультиплексоры-----------------------11

Тема 2.6 Сумматоры---------------------------------------------------------11

Тема 2.7 Запоминающие устройства-------------------------------------12

Раздел 3. Микропроцессорная техника------------------------------ 12

Тема 3.1 Элементы архитектуры------------------------------------------13

Тема 3.2 Рабочий цикл процессора---------------------------------------13

Тема 3.3 Система команд микропроцессора----------------------------13

Тема 3.4 Узлы микропроцессорной системы---------------------------14

Тема 3.5 Однокристальный микроконтроллер-------------------------14

Тема 3.6 Однокристальные микро-ЭВМ--------------------------------15

Тема 3.7 Персональные компьютеры------------------------------------15

Раздел 4 Алгоритмизация и языки программирования--------- 16

Тема 4.1 Программирование на языках высокого уровня-----------16

Тема 4.2 Программы. Разработка и отладка программ по специальности----------------------------------------------------------------------------17

Литература------------------------------------------------------------------- 17

Перечень лабораторных работ--------------------------------------------17

Перечень практических занятий -----------------------------------------19

Домашняя контрольная работа---------------------------------------- 19