Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по оформлению рабочих (учебных) программ в уфимской государственной академии экономики и сервиса уфа-2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧИХ (УЧЕБНЫХ) ПРОГРАММ В УФИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Уфа-2010

УДК 378.141.4 (072)

М 54

Методические указания по оформлению рабочих (учебных) программ в Уфимской государственной академии экономики и сервиса /Сост.: И.О. Туктарова, С.Д. Галиуллина, О.Н. Будеева, З.Ф. Ахметова – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 30 с.

Приведены требования к структуре, содержанию, оформлению, порядку рассмотрения и утверждения рабочих (учебных) программ дисциплин. Методические указания адресованы преподавателям Уфимской государственной академии экономики и сервиса.

© Туктарова И.О., Галиуллина С.Д., Будеева О.Н., Ахметова З.Ф.

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2010


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Настоящее Положение было разработано на основании следующих документов:

1. О порядке реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 20 июля 1999 г. № 14-55-349ин/15.

2. Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения. Письмо Минобразования РФ от 27 апреля 2000 г. № 1246.

3. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе Государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования РФ от 19 мая 2000 г. № 14-52-357ин/13.

4. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15.

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 марта 2006 г. № 03-0344.

6. Общие требования к текстовым документам. (Единая система конструкторской документации, межгосударственный стандарт) ГОСТ 2.105-95, Минск, 1995.

7. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 июля 1996 г. № 125-Ф3.

8. Положение об учебно-методическом комплекте УГАЭС, утвержденное ученым советом 28 ноября 2003 г. Протокол №3.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 сентября 2009 г. № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии на право ведения образовательной деятельности».

10. Приказ Минобразования РФ от 11 апреля 2001 г. № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 133 «О внесении изменений в минимальные нормативы обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .. 5

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РУП .. 5

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ РУП .. 8

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РУП .. 16

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РУП .. 17

ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РУП .. 18


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-Ф3 каждый вуз обязан на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и примерных учебных планов и программ учебных дисциплин разработать собственные профессиональные образовательные программы (ПРОП/ООП). Они должны включать в себя, в том числе:

· рабочий учебный план;

· рабочие программы учебных дисциплин;

· контрольные материалы по дисциплинам для текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов и выпускников;

· другие учебно-методические материалы.

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ обозначено, что в современных условиях учебно-методическая работа и создаваемые в вузах учебно-методические материалы должны более оперативно отражать возрастающие требования к уровню подготовки выпускников. Для этого необходимо усилить контроль качества рабочих (учебных) программ (РУП), их своевременный пересмотр и обновление в соответствии с достижениями науки и передового практического опыта.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РУП

Одним из основных документов, определяющих содержание учебно-методических комплексов по дисциплинам направлений подготовки (специальностей), является РУП. Она разрабатывается преподавателями кафедр по всем преподаваемым дисциплинам на основе типовых учебных программ, рекомендованных учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). РУП определяет цели изучения дисциплины и содержание всех видов аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по дисциплине, а также формы контроля. РУП разрабатывается на основе ГОС ВПО и учебного плана по направлению подготовки (специальности) сроком не более, чем на пять лет, по истечении которого пересматривается и вновь утверждается. Полный пересмотр и утверждение новой программы происходит при изменении ГОС ВПО, учебного плана и др.

Разработка и реализация РУП должны быть направлены на решение следующих основных задач:

1. Четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении студентами знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста, бакалавра, магистра; формировании у них компетенций, компетентности.

2. Своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной, за период, прошедший с утверждения типовой учебной программы.

3. Последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранения дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами направлений подготовки (специальностей).

4. Рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием технических средств, учебно-лабораторного оборудования, инновационных средств обучения: информационных технологий, компьютерной графики, мультимедийных средств, электронных учебников.

5. Улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов (СРС) с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной, методической, научной и справочной литературой и другими информационными средствами.

6. Активизация познавательной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.

7. Усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей предприятий, организаций и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров.

Рабочая (учебная) программа дисциплины, содержит следующие разделы:

Титульный лист.

Ф.И.О. автора программы, рецензия кафедры и УМС по направлению подготовки.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню усвоения содержания дисциплины

2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы и формам обучения (для очной формы обучения, для очно-заочной формы, для заочной формы, для дополнительного профессионального образования).

3. Содержание дисциплины:

- Тематика лекций, их краткое содержание.

- Практические занятия, тематика практических занятий, их краткое содержание.

- Лабораторные занятия, их наименование.

- Курсовая работа (проект), ее краткая характеристика. Темы курсовых работ (проектов).

- Контрольная работа, ее характеристика. Темы контрольных работ.

- Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины.

- Перечень вопросов для подготовки к зачету.

- Перечень вопросов для подготовки к экзамену

4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

5. Методические указания для студентов

6. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники

7. Учебно-методическое и техническое оснащение дисциплины

8. Аттестационно-педагогические измерительные материалы для рубежного (текущего) и итогового контроля.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ РУП

Титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями. Образец титульного листа приведен в Приложении 1. Титульный лист является листом согласования и утверждения.

На титульном листе в обязательном порядке должно быть отражено:

- наименование учредителя (органа исполнительной власти, исполняющего функции учредителя);

- полное официальное наименование вуза;

- наименование кафедры-разработчика;

- гриф утверждения и согласования документа;

- шифр и наименование дисциплины согласно учебному плану направления подготовки (специальности);

- код и наименование направления подготовки (специальности), для которой разработана данная программа;

- специализация (профиль);

- год разработки.

На второй странице отражаются данные разработчика РУП, рецензии кафедры и УМС направления (Приложение 2.).

В разделе 1 «Цели освоения дисциплины» конкретизируются применительно к специальности (направлению подготовки) и условиям работы вуза цели и задачи дисциплины, установленные в ГОС ВПО, типовой учебной программой, соотнесение их с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания.

В дополнение к основным задачам дисциплины, раскрываемым в соответствии со структурой (п.п.1-8 раздела: «Содержание дисциплины»), в данном разделе необходимо выделить дидактические единицы учебного материала. В качестве дидактических единиц выступают законы и закономерности, изучаемые в рамках данной дисциплины, также здесь могут быть приведены разделы дисциплины, содержание которых отражено в ГОС ВПО. Для каждой дидактической единицы в ГОС ВПО, как правило, установлены требования к уровню освоения учебного материала, состоящие из характерного термина и некоторого содержательного контекста. Анализ ряда ГОС ВПО показал, что в таких целях используются термины, которые описывают разнородные результаты процесса познания (иметь представление, быть знакомым, уметь, знать, иметь навыки, быть способным обладать компетенциями, компетентностью, иметь опыт, и т.д.)

Соответствие степеней освоения учебного материала при обучении уровням деятельности при контроле освоения дидактических единиц и программы дисциплины в целом приведено в таблице:

Степени освоения

(при обучении)

Уровни деятельности

(при контроле)

Знать

Воспроизведение (устно, письменно)

Уметь

Применение в типовой ситуации (без ограничения времени)

Иметь навык

Применение в типовой ситуации (с ограничением времени)

Для обеспечения преемственности, целостности общенаучной и общепрофессиональной подготовки в этом разделе также рекомендуется перечислить дисциплины с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Примерное оформление:

Дисциплина ______________ является частью _________ цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки (специальности)__________________. Дисциплина реализуется на кафедре _________________________________________________________________.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с

___________________________________________________________________(охарактеризовать предметную область).

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знания__________________________ (перечислить основные),

умения_________________________ (перечислить основные),

навыки_________________________ (перечислить основные).

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин (перечислить) и служит основой для освоения дисциплин _________________ (перечислить или охарактеризовать группу дисциплин).

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:

знания:

на уровне представлений (перечислить)

на уровне воспроизведения (перечислить)

на уровне понимания (перечислить)

умения:

теоретические (перечислить)

практические (перечислить)

навыки:

(перечислить)

В разделе 2 «Объем часов дисциплины по видам учебной работы и формам обучения» необходимо указать все виды учебной работы строго по учебному плану специальности (направлению подготовки), для которой предназначена данная РУП (лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, форма контроля), часовую нагрузку с указанием семестра, а также общее количество часов по всем формам обучения. При указании формы обучения пишутся только следующие формулировки: очная (на базе среднего (полного) общего образования), очная (на базе среднего профессионального образования), очно-заочная (вечерняя) (на базе среднего (полного) общего образования), заочная (на базе среднего (полного) общего образования), заочная (на базе среднего профессионального образования), заочная (на базе высшего профессионального образования). Срок обучения. Год утверждения учебного плана. В случае реализации ООП по нескольким профилям (специализациям) требуется указать распределение часов по всем видам реализуемых профилей (специализаций). В случае реализации ООП по нескольким формам обучения (очная, заочная и т.д.) требуется представить таблицы распределения часов по всем видам обучения:

Примерное оформление:

Профиль (специализация )

Очно-заочная (вечерняя) (на базе среднего (полного) общего образования) 4 г.10 м.

Форма обучения, срок обучения

2009 г.

Год утверждения учебного плана

Виды учебной работы

Всего часов

(семестр)

Семестры*

1

2

Общая трудоемкость курса, час

Аудиторные занятия (всего), час

В том числе:

Лекции (ЛК), час

Семинарские и практические занятия (СПЗ), час

Лабораторные работы (ЛР), час

Другие виды аудиторных занятий, час

Самостоятельная работа студентов (СРС), час

Курсовой проект (работа), ед.

Расчетно-графическая работа, ед.

Контрольная работа, ед.

Реферат, ед.

Другие виды СРС, ед.

Вид итогового контроля: зачет / экзамен

В разделе 3 «Содержание дисциплины» раскрывается содержание РУП с учетом результатов развития науки, техники, культуры и производства. Данную информацию следует представить в табличной форме. Отдельно представляется тематика лекционных занятий, отдельно практических, отдельно лабораторных. Если дисциплина реализуется по различным формам обучения: очная, заочная, очно-заочная и т.д., то следует представить распределение часов для всех форм обучения (см. Примерное оформление).

В содержании дисциплины должны быть выделены разделы, охватывающие логически завершенный материал, внутри разделов должны быть указаны темы лекций, практических занятий, лабораторных работ. Все темы должны быть пронумерованы.

Примерное оформление:

3. Содержание дисциплины

3.1. Тематика лекций

Очная, 5 л.

Заочная, 5л.10м.

Очно-заочная 5л.6м.

……

Тема 1

2

0,5

1

Тема 2

2

0,5

1

…….

Всего часов

Тема 1. «Тема лекции»

Краткое содержание (не менее 10 строк печатного текста).

3.2. Тематика практических занятий (___ч.)

Очная, 5 л.

Заочная, 5л.10м.

Очно-заочная 5л.6м.

……

Тема 1

2

0,5

1

Тема 2

2

0,5

1

…….

Всего часов

Тема 1. «Тема занятия»

Краткое содержание.

Тема 2. «Тема занятия»

Краткое содержание.

3.3.Тематика лабораторных занятий

Очная, 5 л.

Заочная, 5л.10м.

Очно-заочная 5л.6м.

……

Тема 1

2

0,5

1

Тема 2

2

0,5

1

…….

Всего часов

Тема 1. «Тема занятия»

Краткое содержание.

Тема 2. «Тема занятия»

Краткое содержание.

3.4. Курсовая работа (проект), ее краткая характеристика. Темы курсовых работ (проектов).

Краткая характеристика курсовой работы (проекта).

Характеризуя курсовую работу (проект), необходимо раскрыть ее (его) конкретную цель, указать примерный объем предусматриваемых заданий и ориентировочное время выполнения (в часах).

Темы курсовых работ (проектов):

1.

2.

3.

3.5. Контрольная работа, ее характеристика. Темы контрольных работ.

Краткая характеристика контрольных работ.

Темы контрольных работ:

1.

2.

3.

3.6. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины

Самостоятельное изучение дисциплины студентом должно осуществляться строго в соответствии с календарным графиком, который должен быть представлен в виде следующей таблицы:

Календарный график самостоятельного изучения дисциплины студентами

Тема занятий самостоятельной работы студента

Кол-во часов

Срок выпол-нения, неделя

Вид контроля

Источники литературы

1

2

3

4

5

Тема 1. «Наименование темы»

Тема 2. «Наименование темы»

Тема 3. «Наименование темы»

Всего часов:

В случае реализации ООП по нескольким формам обучения (очная, заочная и т.д.) требуется представить следующую таблицу распределения часов СРС по всем видам обучения:

Очная, 5 л.

Заочная, 5л.10м.

……

Кол-во часов

Срок выполнения, неделя

Кол-во часов

Срок выполнения, неделя

Тема 1

8

15

Тема 2

8

15

…….

Всего часов

При составлении тем необходимо учитывать обеспеченность дисциплины учебной литературой и программными продуктами.

Общее количество часов СРС по дисциплине должно соответствовать часам, указанным в рабочем учебном плане специальности (направления подготовки).

В соответствии с графиком учебного процесса в графе «Срок выполнения» указываются недели, на которых должны быть самостоятельно изучены соответствующие темы дисциплины.

Контроль СРС может проводиться в следующих формах: тестирование, опрос, написание рефератов, подготовка докладов и т.п.

В графе «Источники литературы»указываются номера основной и дополнительной литературы из списка, приводимого в разделе 6 РУП.

3.7. Вопросы для подготовки к зачету

1.

2.

3.

3.8. Вопросы для подготовки к экзамену

1.

2.

3.

Раздел 4 «Методические рекомендации (материалы) для преподавателя» может оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должен указывать на средства, методики и методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых обеспечит наиболее эффективное освоение тех или иных тем и разделов (Приложение 3).

Раздел 5 «Методические указания для студентов» может оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должен раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе, курсовых работ (проектов) (Приложение 4).

Раздел 6 «Основная и дополнительная литература, другие информационные источники». Данный раздел следует начинать с нового листа. Оформление списков основной и дополнительной литературы производится в соответствии с библиографическими требованиями (в соответствии с ГОСТ 7.1—2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание (общие требования и правила составления)). Список литературы должен включать в себя издания, изданные за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет). При составлении списка основной литературы следует руководствоваться рекомендациями Министерства образования и науки РФ (если имеется примерная учебная программа дисциплины), Учебно-методических объединений вузов. Необходимо включать новые издания основных учебников и учебных пособий, имеющих грифы Министерства образования и науки РФ, других органов федеральной исполнительной власти, Учебно-методических объединений вузов, Научно-методических объединений. Поскольку список основной литературы обязателен к изучению, должно быть указано не более 3-4 (можно 1-2) базовых учебников, на которых строится изучение основной части данной дисциплины. Учебники из этого списка обязательно должны иметься в фонде библиотеки УГАЭС в достаточном количестве (не менее 0,5 экземпляра на одного студента, изучающего дисциплину).

Дополнительная литература должна включать в себя, помимо учебной, научную литературу, официальные, справочно-библиографические издания. В отдельной таблице приводится список периодических изданий: отраслевые издания, соответствующие профилю подготовки кадров; массовые центральные и местные общественно-политические издания; периодические научные издания по профилю данной образовательной программы.

Также приводятся ссылки на иные информационные источники, доступные студентам Академии. Помимо указания ссылок, требуется дать краткую характеристику электронно-библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных). В данном разделе должны указываться ссылки только на информационные ресурсы, не нарушающие авторского права создателей (издателей) интеллектуальной собственности .

Данный раздел необходимо предоставить на экспертизу и согласование заведующему библиотекой.

Примерное оформление:

Основная литература

Краткое библиографическое описание

Наличие грифа

1

Иванов И.И. Оптическая и квантовая электроника: Учебное пособие/ И.И. Иванов. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 516 с.

Учебное пособие, Министерство образования РФ

2

Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебник/ Л.Д. Столяренко. – М.: Академкнига, 2008. – 512 с.

Учебник, Академия гуманитарных наук РФ

3

……

Дополнительная литература

Краткое библиографическое описание

Наличие грифа

1

Петров И.И. Квантовая химия: Учебное пособие/ И.И. Петров. – М.: , 2009. – 516 с.

Учебное пособие, Министерство образования РФ

2

Сидоров Л.Д. Отечественная история: Учебник/ Л.Д. Сидоров. – М.: Книга, 2008. – 412 с.

Учебник, Академия гуманитарных наук РФ

3

……….

Периодические издания

Наименование издания

Краткая характеристика

1

Экономика и жизнь

Журнал выходит периодичностью 1 раз в месяц. В статьях рассматриваются вопросы экономического характера.

2

…….

Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных)

Наименование ресурса

Краткая характеристика

1

http://www.iqlib.ru

Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания

2

http://eup.ru

Электронная библиотека-каталог (монографии, диссертации, конспекты лекций, учебники). Тематика: финансы и кредит, налогообложение, экономика и т.д.

3

Консультант +

Справочно-правовая система. Содержит законодательную базу, нормативно-правовое обеспечение, статьи.

……………

Заведующий библиотекой И. Фамилия

В раздел 7 «Учебно-методическое и техническое оснащение дисциплины» необходимо включать названия методических указаний и список информационно-коммуникационных средств (видео-, аудио, мультимедиа-материалы, использование которых предусмотрено концепцией преподавания, реализуемой на кафедре. По дисциплинам, изучение которых предусматривает использование вычислительной техники, наряду с методическими указаниями по проведению конкретных видов учебных занятий следует отвести особое место методическим материалам, раскрывающим методику использования вычислительной техники и информационных технологий в учебном процессе (Приложение 5).

В раздел 8 «Аттестационно-педагогические измерительные материалы для текущего, рубежного и итогового контроля» рекомендуется включить тестовые и другие контрольно-измерительные материалы для рубежного и итогового контроля, как разработанные преподавателями кафедры, так и материалы, предлагаемые Центром тестирования при Министерстве образования и науки РФ (г. Москва), Национальным аккредитационным агентством (г. Йошкар-Ола). При этом в данном разделе может быть указан способ использования контрольных материалов: на бумажных или электронных носителях.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РУП

РУП должна быть выполнена с применением персонального компьютера и распечатана на одной стороне листа белой бумаги формата A4 по ГОСТ 9327 (210 х 297), через полуторный межстрочный интервал. Текст набирается с использованием черного шрифта, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Для работ, выполненных на печатающих и графических устройствах, высота букв и цифр должна быть не менее 14 пт. При выполнении РУП необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Нумерация страниц должна быть сквозной. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Положение номера должно быть внизу страницы справа.

Титульный лист и оборотная сторона титульного листа РУП дисциплины заполняется единообразно, в соответствии с Приложениями 1 и 2. В правом верхнем углу отражается факт утверждения РУП проректором по учебной, методической работе и качеству образования.

При решении вопросов оформления РУП, не регламентированных настоящими методическими указаниями, следует руководствоваться действующими нормативными инструкциями по вопросам делопроизводства в высших учебных заведениях по согласованию с проректором по учебной, методической работе и качеству образования и начальником методического отдела.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РУП

Кафедры Академии, учебно-методические советы (УМС) направлений подготовки (специальностей), учебно-методический совет по общегуманитарным, социально-экономическим, общим математическим и есественно-научным дисциплинам (УМС (ГСЭ и ЕН)) изучают актуальность и потребность в составлении новой РУП, решают вопросы о необходимости обновления ранее изданных программ, осуществляют экспертизу их качества, назначают по мере необходимости рецензентов, производят обмен опытом учебно-методической работы.

Методический отдел Академии производит анализ рабочих программ на соответствие: ГОС ВПО, учебным планам по направлениям подготовки (специальностям), типовым учебным программам по дисциплинам направлений подготовки (специальностей), требованиям и рекомендациям соответствующих Учебно-методических объединений.

Порядок представления РУП

1. Оформленная составителем РУП рассматривается на заседании кафедры.

2. РУП рассматривается на заседании УМС соответствующего направления подготовки (специальности).

Данные протокола заседания кафедры, УМС направления отмечаются на второй странице (Приложение 2).

3. РУП визируется у заведующего библиотекой.

4. РУП передается в методический отдел учебно-методического управления, регистрируется в журнале поступления РУП, где указывается дата поступления и подпись лица, сдавшего РУП.

5. При наличии замечаний РУП возвращается методическим отделом автору с соответствующими рекомендациями по доработке.

6. При отсутствии замечаний РУП визируется начальником методического отдела, утверждается проректором по учебной, методической работе и качеству образования, на титульном листе ставится гербовая печать и РУП возвращается ответственному или уполномоченному лицу кафедры.

7. После прохождения всех указанных выше этапов рассмотрения, ответственное за учебно-методическое обеспечение лицо кафедры копирует РУП в 2 экземплярах. После чего оригинал РУП передается в методический отдел, одна копия – возвращается автору, другая копия подшивается в соответствующую папку.

8. После утверждения РУП в методический отдел предоставляется электронный вариант на оформленном CD-диске (Приложение 6).

Начальник методического отдела имеет право потребовать выписки из протоколов о рассмотрении РУП на заседании кафедры, УМС направления подготовки (специальности), а также направить ее на повторное рассмотрение.

ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РУП

Оригинал РУП хранится в методическом отделе Академии в течение 5 лет, после чего передается в архив. Копия РУП, хранящаяся на кафедре, должна быть подшита в соответствующую папку согласно номенклатуры дел (Приложение 7).

РУП ежегодно должна пересматриваться преподавателями кафедры и в случае необходимости в нее должны вноситься изменения. Допускается утверждение РУП в новой редакции либо внесение в нее изменений.

В случае внесения изменений в РУП:

1. РУП рассматривается на заседании кафедры. Принятые изменения оформляются согласно Приложению 8.

2. Данное приложение к РУП предается для согласования:

· на УМС соответствующего направления подготовки (специальности).

· в методический отдел.

3. Приложение к РУП прикладывается к соответствующей рабочей (учебной) программе.


Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

Утверждаю

Проректор по учебной,

методической работе и качеству образования

_____________И.О. Фамилия

_______________201_г.

Кафедра разработчик

Например:

кафедра «Физвоспитание»

РАБОЧАЯ (УЧЕБНАЯ) ПРОГРАММА по дисциплине

________________________________________

Например:

ГСЭ. Ф.1 «Иностранный язык»

или

ЕН.В2 «Основы математического моделирования»

по направлению:

Например:

по направлению: 100200.62 Туризм

или

по специальности: 030602.65 Связи с общественностью

201__г.


Приложение 2

Рабочая (учебная) программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения по направлению подготовки (специальности) ____________________________ с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.

Рабочую (учебную) программу составил (должность, степень, звание)

Если группа авторов, то необходимо всех перечислить.

Рабочая (учебная) программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «____________________________»

“____” _________ 201__ г. Протокол № ______

Зав. кафедрой,

степень, звание________________________________И. Фамилия

Рабочая (учебная) программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методического совета направления подготовки (специальности) __________________________________________________________________

(шифр, наименование направления подготовки (специальности))

от “____” __________ 201_г. Протокол № ______

Председатель УМС направления подготовки (специальности)

Степень, звание, __________________________________И. Фамилия

Начальник методического отдела _____________И. Фамилия


Приложение 3

4. Методические рекомендации для преподавателя

Основные виды образовательных технологий и форм организации учебного процесса:

Наиболее распространенные виды (формы) организации учебного процесса для достижения определенных результатов обучения и компетенций:

1. Лекция, мастер-класс (Лк.МК) - передача учебной информации от преподавателя к студентам, как правило, с использованием компьютерных и технических средств, направленная в основном на приобретение студентами новых теоретических и фактических знаний .

2. Лабораторная работа (Лб. раб.)- практическая работа студента под руководством преподавателя, связанная с использованием учебного, научного или производственного оборудования (приборов, устройств и др.) с физическим моделированием и проведением экспериментов, направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и практических умений.

3. Практическое занятие (Пр. зан.) - решение конкретных задач (математическое моделирование, расчеты и др.) на основании теоретических и фактических знаний, направленное в основном на приобретение новых фактических знаний и теоретических умений.

4. Семинар, коллоквиум (Сем., колл.) - систематизация теоретических и фактических знаний в определенном контексте (подготовка и презентация материала по определенной теме, обсуждение ее, формулирование выводов и заключения), направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и теоретических умений.

5. Самостоятельная работа - (CP) - изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, оформление конспектов лекций, написание рефератов, отчетов, курсовых работ (проектов), работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и практических знаний, теоретических и практических умений.

6. Консультация, тьюторство (Конс, тьют.) - индивидуальное общение преподавателя со студентом, руководство его деятельностью с целью передачи опыта, углубления теоретических и фактических знаний, приобретенных студентом на лекциях, в результате самостоятельной работы, в процессе выполнения курсового проектирования и др.

7. Курсовое проектирование (КП) - познавательная деятельность студента, связанная с выполнением проекта технического объекта, системы, прибора, технологии и др. (удовлетворяющего заданным требованиям при определенных ограничениях), направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и практических умений.

8. Производственная практика (ПР) - изучение реального производства, бизнеса, знакомство с должностными обязанностями специалистов, выполнение определенных функций на реальных рабочих местах для приобретения в основном новых фактических знаний и практических умений.

9. НИР – научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на приобретение новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.

10. Выпускная квалификационная работа (ВКР) – специалиста (дипломная работа (проект)), бакалавра, магистерская диссертация - комплексная познавательная деятельность студента, направленная в основном на интеграцию и систематизацию полученных теоретических и фактических знаний, объединение теоретических и практических умений. Приобретение опыта их использования и формирование компетенций в профессиональной деятельности.

Основные виды образовательных технологий:

1. Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов.

2. Работа в команде - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение обшей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.

3. Case - study - анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

4. Игра - ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.

5. Проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

6. Контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.

7. Обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

8. Индивидуальное обучение - выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

9. Междисциплинарное обучение - использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

10. Опережающая самостоятельная работа - изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

Формы контроля освоения дисциплины:

Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим лабораторные работы и практические занятия по дисциплине в следующих формах:

- тестирование;

- письменные домашние задания;

- выполнение лабораторных работ;

- защита лабораторных работ;

- защита курсовых работ (проектов);

- защита рефератов;

- устный опрос;

- проверка прохождения всех видов практик;

- оцениваются также работа у доски, своевременная сдача заданий.

Рубежная аттестация студентов производится по результатам семестра в следующих формах:

- тестирование;

- контрольные работы;

- устный опрос;

- сочетание различных форм.

Примерное оформление:

Формами организации учебного процесса по данной дисциплине являются:

- лекции;

- практические занятия, семинары;

- лабораторные занятия;

- консультации;

- самостоятельная работа студентов.

В зависимости от форм строятся и рекомендации:

Лекции.

1. В начале курса внимание уделяется методологическим вопросам: предмету и задачам дисциплины, ее взаимосвязи с другими дисциплинами, истории развития.

2. В дальнейшем – последовательная, систематическая подача теоретического материала: каждое новое понятие опирается на уже изученные.

3. Акцент – на важнейшие категории; они особо выделяются в виде определений.

4. Практическая направленность теории: подавляющее большинство студентов – будущие практики .

После изучения каждого раздела необходимо дать список контрольных вопросов.

Практические занятия, семинары.

1. Закрепление теоретического материала через проведение устного опроса и выполнение контрольных работ.

2. Связь теории с актуальными проблемами изучаемой дисциплины (перечислить) . Постановка острых проблем стимулирует дискуссии в студенческих группах.

3. Дополнительная полезная информация (перечислить ):

- о российских ученых и изобретателях;

- об опыте стран – инновационных лидерах.

(с подготовкой материалов и сообщений на семинарах).

Лабораторные занятия.

Задача преподавателя – на основе изложенных методик научить выполнять практические действия (расчеты) (указать какие) .

Самостоятельная работа студентов.

Предполагает анализ дополнительной литературы с целью:

- более глубокого освоения изучаемой темы;

- подготовки докладов и сообщений на семинарах.

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Информационные технологии: использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям, практическим и лабораторным занятиям.

Работа в команде: совместная работа студентов в группе при выполнении лабораторных работ, выполнении групповых домашних заданий.

И т.п. - перечисляются основные виды образовательных технологий, реализуемых при преподавании данной дисциплины с указанием разделов дисциплины и форм организации учебного процесса.


Приложение 4

5. Методические указания для студентов

Студентам рекомендуется при подготовке:

- к лекционным занятиям: ознакомиться с содержанием предыдущих лекций данного тематического раздела, уяснить связь новой темы с предыдущими;

- к практическим занятиям, семинарам: проанализировать основную и дополнительную литературу с целью более глубокого освоения изучаемой темы;

- к лабораторным занятиям: повторить изученные методики для успешного выполнения практических расчетов, активно осваивать методы работы на ПК.


Приложение 5

КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОСНАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «___________________________________________»

ФИО ведущего преподавателя, должность _______________________________

Кол-во часов

Наличие учебно-методической литературы по видам занятий, разработанных преподавателями УГАЭС

Использование коммуникативных, технических средств

Автор

Год

издания

Тираж

Наименование работы и издательство

Лекции

36

В.Д. Иванов

1997

150

Курс лекций. РИО УГАЭС

Лекция №3 - видеофильм 25 минут «название»

Лабораторные работы

22

В.Д. Иванов

2003

150

Методические указания по выполнению лабораторных работ. РИО УГАЭС

Лабораторные работы №1,2,3 с использованием CD-R

Практические занятия

18

В.Д. Иванов

2002

400

Методические рекомендации к практическим занятиям.

РИО УГАЭС

Практическое занятие №5 – CD-R c использованием мультимедийного проектора «название»

Контрольная работа

В.Д. Иванов, А.Н. Сидоров

2003

150

Методические указания по выполнению контрольной работы. РИО УГАЭС

Курсовая работа

Планируется к изданию в 2010 г.


Приложение 6

Оформление CD -диска

Рабочая программа по дисциплине « »

Для студентов направления подготовки (специальности)

Шифр, наименование направления подготовки (специальности)

Разработана преподавателем кафедры « »

ФИО


Приложение 7.

Рабочие программы по специальности ………

«……………………………………………….»

Перечень рабочих программ

Год утверждения

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

1.

Региональный компонент (вузовский)

5.

Дисциплины по выбору студента

8.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Федеральный компонент

14.

Региональный компонент (вузовский)

19.

Дисциплины по выбору студента

22.

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

28.

Региональный компонент (вузовский)

35.

Дисциплины по выбору студента

39.

Специальные дисциплины

Федеральный компонент

43.

Региональный компонент (вузовский)

49.

Дисциплины по выбору студента

53.

Дисциплины специализации

«……………………………………..»

56.

Дополнительные виды подготовки

60.


Приложение 8

Внесение изменений в РУП

В связи с указать причину в РУП дисциплины________________________________________________________ вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________.

Рабочая (учебная) программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «____________________________»

“____” _________ 201__ г. Протокол № ______

Зав. кафедрой,

степень, звание________________________________И. Фамилия

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методического совета направления подготовки (специальности) __________________________________________________________________

(шифр, наименование направления подготовки (специальности))

от “____” __________ 201_г. Протокол № ______

Председатель УМС направления подготовки (специальности)

Степень, звание, __________________________________И. Фамилия

Начальник методического отдела _____________И. Фамилия


Составители: Туктарова Ирэн Олвертовна

Галиуллина Светлана Дмитриевна

Будеева Ольга Николаевна

Ахметова Зульфия Фанусовна

Методические указания

по оформлению рабочих (учебных) программ

в Уфимской государственной академии

экономики и сервиса

Технический редактор:

Подписано к печати __.__.10. Формат 60х84 1/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Таймс».

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 300 экз.

Цена свободная. Заказ №

Отпечатано с готовых авторских оригиналов

на ризографе издательского отдела

Уфимской государственной академии экономики и сервиса

450078, г. Уфа, ул. Чернышевского,145; тел. (347) 278-69-85.


* Данный столбец указывается в том случае, если дисциплина реализуется несколько семестров.