рекомендуемый перечень тем реферативных работ
по ПРЕДМЕТУ «историЯ и культурА таймыра»
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
В ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ СЕССИЮ 2008-2009 УЧ. ГОДА
для студентов дневной формы обучения
Таймырского филиала Ленинградского государственного университета
им. А.С.Пушкина
Подготовила к. иск., доцент О.Э. Добжанская
1. Археологические данные о древностях Таймыра: экспедиции и исследования академика Л. Хлобыстина.
2. Нганасаны – древнейшие жители Таймыра.
3. Материальная и духовная культура нганасан.
4. Шаманизм нганасан – классический тип сибирского шаманства.
5. Нганасанский художник Мотюмяку Турдагин.
6. Энцы – самый малочисленный из народов Таймыра.
7. Бытовой уклад и традиционные занятия энцев.
8. Обряды и обычаи энцев. Праздник «Чистого чума».
9. Ненцы: материальная и духовная культура.
10. Оленеводство, жилище и традиционные занятия ненцев.
11. Устное народное творчество ненцев.
12. Эвенки – жители тайги. Мировоззрение и способ жизни народа.
13. Традиционный тип хозяйства и занятия эвенков.
14. Семейный уклад и общественные отношения у эвенков.
15. Долганы: история происхождения народа.
16. Язык и письменность долган.
17. Декоративно-прикладное искусство и фольклор долган.
18. Долганский художник Борис Молчанов.
19. Огдо Аксенова – первая долганская поэтесса.
20. Традиционная экономика коренного населения Таймыра: охота, оленеводство, рыболовство.
21. Таймыр в составе Российской империи: взаимоотношения царской администрации с «инородцами», роль торговли в развитии экономики Таймыра.
22. Описание коренных народов Таймыра в трудах великих путешественников и ученых 18-19 вв.: А. Миддендорфа, М. Кастрена, П.С. Палласа и других.
23. Революция 1917 года и ее последствия для коренных жителей округа. Восстание Степана Бархатова.
24. «Красные чумы» и их роль в новом «культурном строительстве» на Таймыре. Амалия Хазанович.
25. Актуальные проблемы изучения культуры коренных народов Таймыра.
26. История освоения полуострова Таймыр в 17-19 веках.
27. Великие морские экспедиции и их роль в освоении Таймыра.
28. Таймыр в составе Российской империи: взаимоотношения царской администрации с «инородцами», роль торговли в развитии экономики Таймыра.
29. Описание Таймыра в трудах великих путешественников и ученых 18-19 вв.: А. Миддендорфа, М. Кастрена, П.С. Палласа и других.
30. Первопроходцы Таймыра.
31. История Таймырского автономного округа в 20 веке.
32. Революция 1917 года и ее последствия для коренных жителей округа. Восстание Степана Бархатова.
33. «Красные чумы» и их роль в новом «культурном строительстве» на Таймыре. Амалия Хазанович.
34. Таймырцы в Великой отечественной войне.
35. Сталинские репрессии 1930-1940-х годов. История депортации на Таймыр немцев Поволжья, финнов и других народов.
36. Норильский промышленный комбинат: от Норильлага до «Норильского никеля».
37. Компания «Норильскгазпром» и ее роль в экономике Таймырского автономного округа.
38. Крупнейший город региона – Норильск.
39. Дудинка – столица Таймырского автономного округа.
5 мая 2009 г., Дудинка
Реферат по истории и культуре Таймыра должен соответствовать следующим требованиям:
- объем не менее 15 с. (шрифт Times 14, расстояние между строками 1,5);
- наличие титульного листа с указанием вуза, факультета, группы, ФИО студента, названия предмета и темы работы, ФИО преподавателя, места и года выполнения работы;
- наличие содержательного плана на 2 странице работы;
- наличие библиографически оформленного списка литературы, рекомендованной преподавателем для изучения (указать не менее 5 источников);
- нумерация страниц – начиная с 3;
- ссылки на источники оформляются в виде сносок внизу страницы;
- тема реферата должна быть содержательно раскрыта согласно плану работы; в основной части реферируются источники по данной проблеме, отбираются, излагаются, комментируются и подвергаются критике бытующие точки зрения на проблему; в заключении подводится итог: излагается суждение студента по данной проблеме;
- вступление должно излагать задачу реферата.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
ПО
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ТАЙМЫРА
- В чем заключается актуальность изучения культуры коренных народов мира?
- Назовите известные вам способы классификации этносов. Какие языковые семьи вы знаете?
- Сформулируйте понятие коренного этноса, чем отличается данное понятие от этноса?
- Охарактеризуйте этнический состав и численность коренных народов Таймыра.
- Назовите основные периоды древней истории Таймыра, исходя из данных археологии.
- Назовите причины критического состояния языка и культуры коренных народов Таймыра.
- Почему энецкая и нганасанская традиционная культура нуждаются в скорейшем изучении и фиксации?
- Охарактеризуйте состояние традиционной культуры долган и ненцев. Какие факторы обусловливают ее относительную устойчивость?
- Расскажите о численности и расселении эвенков. Какие культурно-хозяйственные типы эвенков вы знаете?
- Охарактеризуйте материальную культуру эвенков.
- Каковы особенности родоплеменных отношений эвенков?
- Почему эвенкийский шаманизм назван классическим? Каковы характерные черты шаманской обрядности (рассмотрите на примере текстов раздела).
- Дайте общую характеристику долганского народа (численность, хозяйственный тир, места локального проживания).
- Раскройте проблему происхождения долган, опираясь на данные этнографии и этнолингвистики.
- Охарактеризуйте долганский язык и процесс формирования долганской письменности.
- Каких деятелей культуры долганского народа вы знаете?
- Охарактеризуйте общественные и семейные отношения ненцев.
- Мировоззрение и верования ненцев.
- Расскажите о шаманстве ненцев. Какие категории ненецких шаманов вы знаете?
- В чем своеобразие ненецкого похоронного обряда? С какими верованиями связана похоронная обрядность?
- Дайте общую характеристику нганасан как коренного народа (общая численность, места локального проживания, язык, тип культуры).
- Раскройте проблему происхождения нганасанского народа.
- Охарактеризуйте основные черты материальной культуры нганасан.
- Опишите характерные черты мировоззрения нганасан.
- Охарактеризуйте основные положения Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении традиционной культуры и фольклора.
- Назовите основные законы регионального уровня, нацеленные на сохранение культуры коренных народов Таймыра и Красноярского края.
|