Главная              Рефераты - Разное

Тема Предмет культурологии, причины возникновения, структура и задачи - реферат

П Р О Г Р А М М А У Ч Е Б Н О Г О К У Р С А

1 Научные традиции в изучении культуры

Тема 1. Предмет культурологии , причины возникновения, структура и задачи

( Лекция - 2 часа , семинар-2 часа, самостоятельная работа - 2 часа )

Программное содержание

Культурология как гуманитарно – социальная научная дисциплина. Исходное понятие культуры. Возникновение культурологии. Возрастание роли культуры в современном мире. Ее интегрирующее, объединяющее начало. Место культурологии среди гуманитарно – социальных наук.

Предмет культурологии. Структура культурологического знания. Задачи культурологии. Зачем нужно студенту бакалавриата знать культурологию ?

Ключевые понятия

Культура История культуры

Культурология Практика культуры

Предмет культурологии Формула Л.Уайта

Структура культурологии Задачи культурологии

Теория культуры Культурный человек

Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник ( словарь )

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Раскройте содержание понятия «культурология», предложенное американским антропологом Лесли Уайтом.
  2. В чем суть фундаментального (исходного) понятия культуры, данное английским антропологом Эдуардом Тайлором ?
  3. Какова структура культурологического знания ?
  4. Задачи культурологии в современном мире.
  5. Как стать культурным человеком ?

Рекомендуемая литература

Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное. пособие. М., 1993.

Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.

Иконникова С.Н. История культурологии. СПб., 1996.

Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.

Кармин А.С.,Новикова Е.С. Культурология: Учебник. СПб.: Питер, 2006.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010.

Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.,2004.

Кравченко А.И. Культурология: Учебник. М., 2002.

Культура и культуралогия: Словарь. Редактор–составитель А. И. Кравченко. М., Екатеринбург, 2003

Культурология: Учебник. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 2001.

Культурология : Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина. М., 2001.

Культурология . ХХ век: Антология. М., 1995.

Леви – Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Лосев А.Ф. Философия, Мифология. Культура. М.,1991.

Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры: Учебное. пособие. М., 2002.

Розин В.М. Введение в культурологию: Учебное. пособие. М., 2000.

Романов Ю.И. Культурология: Учебное. пособие. СПб: Питер, 2006.

Столяренко Л.Д.,Самыгин С.И.,Сущенко Л.Г. Культурология: Учебное пособие. М., Ростов-на- Дону, 2006.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Хрестоматия по культурологии. Составитель А.И.Кравченко. М., 2006.

Тема 2. Культура как социально – историческое явление

( Лекция – 2 часа, семинарское занятие – 2 часа,

самостоятельная работа – 4 часа )

Программное содержание

Культура как продукт общественно – исторического развития. Предпосылки возникновения культуры. Генезис культуры. Различные научные подходы к определению и сущности культуры. Культура как специфический способ жизнедеятельности человека. Культура как «вторая природа».

Культура как социальная форма наследования. Духовность как источник культуры. Материальная, социальная и духовная составляющие культуры.

Смысл и символ – основные понятия культурологии. Культура – смысловой мир человека.

Культура как система норм человеческой жизни. Функции культуры. Философское понятие ценности. Системы ценностей культуры.

Ключевые понятия

Культура - вторая природа Функции культуры Артефакты

Гуманизм Понятие смысла Эстетическая культура

Материальная культура Символ Моральная культура

Социальная культура Мифология Народная культура

Духовная культура Религия Элитарная культура

Генезис культуры Искусство Массовая культура

Системы ценностей культуры Наука Правовая культура

Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник (словарь)

План семинарского занятия:

  1. Первое упоминание слова «культура».
  2. Что такое культурогенез ?
  3. Раскрыть содержание понятия «смысл».
  4. Символ как понятие культурологии.
  5. Что такое культурный код ?
  6. Охарактеризовать ценностные системы культуры.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Как трактовали понятие «культура» отечественные и зарубежные теоретики?
  2. Каковы предпосылки и источники культуры?
  3. В чем заключается проблема современного диалога культур?
  4. Что такое миф?
  5. Раскрыть понятие «религия».
  6. Искусство как ценностная система культуры.
  7. Какова роль науки в современном мире?

Рекомендуемая литература

Антология исследований культуры. В 2 т. СПб, 1997. Т. 1.

Волков Г. Три лика культуры. М.,1986.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1968.

Каган М.С. Культура – философия - искусство. М., 1988.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 т. СПб., 2003.

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2009.

Категории философии и категории культуры. Киев, 1984.

Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М., 2002.

Межуев В.М. Культура и история. М., 1989.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Садохин А.П. Культурология. Теория и история культуры. М., 2005.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М.,1990.

Тема 3. К у л ь т у р а и ц и в и л и з а ц и я

( Лекция – 2 часа, семинарское занятие – 2 часа,

самостоятельная работа – 4 часа)

Программное содержание

Понятие «цивилизация». Становление и развитие теории цивилизации. Проблема соотношения культуры и цивилизации. Жан – Жак Руссо и немецкие просветители о культуре. Теория Л.Моргана – Ф.Энгельса об истории человечества. Теория общественно – экономических формаций К.Маркса. Западники и славянофилы о цивилизации.

Взгляды О. Шпенглера, К. Ясперса, А.Тойнби, Н.Я. Данилевского, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, П.А.Сорокина, Л.Н.Гумилева на цивилизационное развитие общества.

Типология цивилизаций. Природные сообщества. Восточный тип цивилизации.

Западная цивилизация. Техногенная цивилизация.

Ключевые понятия

Дикость Природные сообщества

Варварство Восточная цивилизация

Цивилизация Западная цивилизация

Признаки цивилизованности общества Индустриальное общество

Общественно – экономическая формация Постиндустриальное общество

Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник (словарь)

План семинарского занятия:

  1. Раскрыть понятие «цивилизация».
  2. Назвать признаки, свидельствующие о цивилизованности общества.
  3. Какие природные сообщества существуют в настоящее время?
  4. Чем характеризуется восточная цивилизация?
  5. Каковы характерные признаки западной цивилизации?

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Вспомнить типы цивилизаций.

2. Что характерно для природного сообщества?

3. На какие части делят историю человечества Л.Морган и Ф.Энгельс?

4. Через какие общественно – экономические формации прошло человечество в

представлении К.Маркса?

5. Чем характеризуется техногенная цивилизация?

Рекомендуемая литература

Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб.,1994.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. СПб.- М., 2003.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1992.

Завадский С.А. Искусство и цивилизация. М., 1986.

Каган М.С., Хилтунина Е.Г. Проблема «Запад – Восток» в культурологии. М., 1994.

Кармин А.С. Культурология. СПб., 2009.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

Цивилизация в современном мире. М., 1983.

Черняк Е.Б. Цивилиография: Наука о цивилизации. М.,1986.

Шпенглер О. Закат Европы. Минск – Москва, 2000.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М., 1991.

II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Тема 4. Вклад Западной Европы в мировую культуру

( Лекции – 2 часа, семинарские занятия – 4 часа ,

самостоятельная работа – 4 часа)

Программное содержание

Очаги великих культур. Роль и место античности в истории мировой и европейской культуры.

Культура Древней Греции. Основные этапы древнегреческой культуры. «Греческое чудо»: стремление к гармонии и совершенству. Крито – микенская культура. Гомеровский период. Период архаики. Классический период. Афины времен Перикла.

Древнегреческая мифология. Олимпийские игры. Расцвет философии и искусства. Сократ. Платон. Аристотель.Эпикур. Эллинизм. Александр Македонский.

Культура Древнего Рима – основа европейской цивилизации. Культура эпохи аристократической республики. Художественная культура. Строительный бум. Римское право. Культура империи. Эпоха правления императора Августа – «золотой век» древнеримской культуры. Синтез греческой и римской культур. Культура поздней империи. Император Константин. Принятие христианства.

Средневековая культура Западной Европы. Христианское сознание. Наука и культура в средние века. «Эпоха Возрождения». Отношение к античной и средневековой культуре. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Титаны Ренессанса.

Реформация. Духовные основы новой морали.

Культура эпохи Просвещения. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. Расцвет литературы и музыкальной культуры. Сентиментализм и романтизм. Стилевые и жанровые особенности искусства. Научные достижения. Противоречия между человеком и машиной. Капитал и культура. Критический реализм. Диалог культур как средство преодоления кризиса.

Европейская художественная культура ХХ века. Культурный декаданс. Модернизм и постмодернизм. Развитие науки и крупные научные открытия. Две мировые войны и культура.

Ключевые понятия

Абстракционизм Кич Реализм

Авангардизм Катарсис Рококо

Ампир Классицизм Ренессанс

Амфитеатр Колизей Римское право

Амфора Конструктивизм Сентиментализм

Античность Модернизм Сюрреализм

Барокко Постмодернизм Урбанизм

Гармония Олимпийские игры Утилитаризм

Готика Пантеон Шоу

Декаданс Поп - арт Экспрессионизм

Импрессионизм Поп – музыка Эллада

Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник ( словарь )

План семинарского занятия по теме «Античная культура»:

1.Что такое античный мир?

2. Какие условия привели к появлению «греческого чуда»?

3.Через какие периоды прошла древнегреческая цивилизация?

4. Рассказать о Греции времен Перикла.

5. Охарактеризовать культуру Древнего Рима.

6. Как возникло Римское право?

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. В чем суть мифологического взгляда на происхождение человека и мира ?

2. Что представляет собой религия Древней Греции и есть ли у нее связь с богами Древнего Рима?

3. Перечислить философов Древней Греции.

3. Что внесли в мировую философию Платон и Аристотель?

4. Как проходили в Древней Греции Олимпийские игры?

5. Что переняли римляне от этрусков?

6. Почему Древний Рим считается основой европейской цивилизации?

7. Как Римская империя перешла от язычества к христианству?

Рекомендуемая литература

Античная цивилизация. М., 1978.

Античная литература. М.,1986.

Боннар А. Греческая цивилизация. М.,1991.

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.

Искусство Древней Греции. М., 1986.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. СПб., 2010.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1991.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

План семинарского занятия по теме «Западноевропейская культура»:

  1. Что явилось стержнем культуры средневековой Европы?
  2. «Реформация». Как она проходила в Европе?
  3. Что внесла нового в культуру эпоха Возрождения?
  4. Почему период европейской истории после Ренессанса получил название «эпоха Просвещения»?
  5. Рассказать о жанрах европейского искусства ХУ111 века: рококо, классицизме, сентиментализме.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Каково было отношение к человеческой личности в эпоху Возрождения?
  2. Где и когда появились в Европе первые университеты?

3. Что такое «рыцарская культура»?

4. Дать характеристику европейским художественным стилям – готике, импрессионизму, модернизму, сюрреализму, постмодернизму.

5. Назвать выдающихся деятелей Ренессанса.

6. Что характерно для европейской культуры Х1Х века?

7. Что такое элитарная культура?

8. Как расшифровать понятие «массовая культура»?

Рекомендуемая литература

Актуальные проблемы 20 – го столетия. М., 1993.

Брагина А.Х. Культура эпохи Возрождения. М., 1986.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1986.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.,1990.

Западноевропейское искусство второй половины Х1Х века. М., 1975.

Западноевропейская художественная культура ХУ111 века. М., 1980.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 т. СПб.,2003.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца ХУ111 – ХХ веков.Л.,1990.

Кармин А.С. Культурология. СПб.. 2009.

Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1993..

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.,1987.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Самопознание европейской культуры ХХ века. М.,1988

Тема 5. Место культуры России в мировом культурном процессе

( Лекции –2 часа, семинарские занятия – 4 часа,

самостоятельная работа – 4 часа)

Программное содержание

Славянские народы. Восточные славяне. Язычество. Обряды. Узелковая письменность. Влияние пограничного расположения Руси между Западом и Востоком.

Принятие христианства и его значение для Руси. Центры древнерусской культуры: Киев, Новгород. Владимир. Летописи. Былины. «Слово о полку Игореве». Татаро – монгольское нашествие и упадок культуры. Роль монастырей в сохранении культуры. Русская иконопись.

Создание Московского государства. Куликовская битва. Иван Грозный и его время. «Домострой» и его роль в развитии нравственных традиций.

Эпоха Петра Первого и ее значение для развития русской культуры. Раскол: Никон и Аввакум. Роль М.В. Ломоносова в развитии науки и искусства. Екатерина Великая и расцвет дворянской культуры.

Х1Х век – «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка. «Гоголевский период русской литературы» и его вершины: Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. «Могучая кучка». Художники - передвижники. «Загадочная русская душа» и ее отражение в искусстве. Западники и славянофилы.

Конец Х1Х – начало ХХ века – «Серебряный век» русской культуры. Достижения в области литературы, искусства, науки. П.И Чайковский, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, К.Э.Циолковский.

Кризис российской культуры после 1917 года. Проблема преемственности и разрыва

с культурными традициями: утраты и достижения. Культ личности Сталина. Победа в Великой Отечественной войне и ее отражение в искусстве. Россияне – лауреаты Нобелевской премии.

Распад Советского Союза: плюсы и минусы. Место и роль России в развитии мирового культурного процесса.

Ключевые понятия и имена

Языческие боги на Руси «Домострой» Гоголь

Святой Владимир Минин и Пожарский Толстой Л.Н.

Православная культура Реформы Петра 1 Достоевский.

Летописи Никон Чехов

«Слово о полку Игореве» Аввакум «Могучая кучка»

Былины Полтавская битва Передвижники

Культурные центры Руси Ломоносов «Серебряный век»

Чингис – хан, Батый Растрелли русской культуры Куликовская битва Екатерина II Ахматова

Сергей Радонежский Суворов Циолковский

Новгородское вече Дворянская культура Менделеев

Иконопись Бородино Чайковский

Андрей Рублев Александр II Советская культура

Первая русская «Золотой век» русской культуры Россияне - лауреаты

печатная книга Пушкин Нобелевской премии

Расшифровать ключевые понятия и имена, записать их в словник ( словарь )

План семинарского занятия:

  1. Культура Руси до принятия христианства.
  2. Как проходило принятие христианства на Руси?
  3. Что изменилось в культуре России после принятия христианства?
  4. Назвать основные сражения России за свою независимость.
  5. Как вы оцениваете реформы Петра 1 ?
  6. Дворянская культура, Что это такое?
  7. Александр II и его реформы.
  8. «Золотой век» русской культуры и ее творцы.
  9. «Могучая кучка» и художники–передвижники.
  10. «Серебряный век» русской культуры.
  11. Советская культура: плюсы и минусы.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Дать характеристику божествам Древней Руси.
  2. Что мешало объединению русских княжеств ?
  3. О чем рассказывает «Слово о полку Игореве»?
  4. Вече Новгородское. Что это такое?
  5. Александр Невский и Дмитрий Донской.Что их сближает?
  6. О чем повествует «Домострой»?
  7. Какова роль народного ополчения, сформированного в Нижнем Новгороде в 1611 – 1612 гг.?
  8. Что сделала Екатерина II для русского общества?
  9. Какова роль А.С Пушкина в развитии русской культуры?
  10. Западники и славянофилы в России (сопоставить точки зрения).
  11. Назвать выдающихся деятелей русской культуры Х1Х века.
  12. Перечислить деятелей культуры «Серебряного века».
  13. Супрематизм и абстрактное искусство. Назвать отечественных художников – основоположников этих направлений в искусстве ?
  14. Вспомнить выдающихся деятелей советской культуры.
  15. В каком направлении развивается культура новой России?

Рекомендуемая литература

1. Александров А.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

2. Гимбутас М. Славяне. М., 2005.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.,1992.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

5. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ столетия. М.,1985.

6. Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. СПб., 2010.

7. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХУ111 века. М., 1987.

8. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.,1980.

9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХУ111 – Х1Х веков. СПб., 1994.

10. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1974.

11. Мир русской культуры. М., 2004.

12. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры 1Х –ХУ11 веков. М.,1984.

13. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

14. От конструктивизма до сюрреализма. М.,1996.

15. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины Х1Х века. М., 1970.

Ш. Р Е Л И Г И Я И К У Л Ь Т У Р А

Тема 6. Христианство – духовный стержень европейской культуры

( Лекции – 2 часа, семинарское занятие – 4часа,

самостоятельная работа – 4 часа )

Программное содержание

Понятие религии. Первобытные религии. Мировые религии.

Источники христианства. Личность Иисуса Христа. Структура Библии. Ветхий Завет. Заповеди Моисея. Новый Завет. Четыре Евангелия. Духовно – нравственные ценности христианства. Как было принято христианство в Римской империи? Первые Вселенские Соборы. «Символ веры». Первое разделение христианских церквей.

Католицизм и его влияние на историко – культурный процесс. Гонения на античную культуру. Особенности католической веры. Культ Папы Римского. Миссионерская деятельнось орденов католической церкви. Кризис католицизма. Борьба с ересями. Создание инквизиции. Индульгенции.

Тезисы Мартина Лютера.

Реформация. Протестантизм как новая ветвь христианства. Особенности протестантского культа. Отношение к ересям. Протестантская этика. Зарождение капитализма и поддержка его протестантской церковью.

Как появилась православная вера. Православие - духовная основа русской культуры. Особенности культа православия. Раскол в русской православной церкви. Нравственные и культурные ценности православия и современность. Роль православной церкви в новой России.

Христианские мотивы в мировой художественной культуре.

Ключевые понятия и имена

Религия Десять Заповедей Моисея Старообрядчество

Три мировые религии Иерусалим Христианские праздники

Христианство Благовещение Рождество

Мессия Взгляды Иисуса Христа Крещение

Понтий Пилат Таинства христианской веры Пасха

Император Константин «Золотое Правило нравственности» Троица

«Символ веры» Католицизм Христианские ценности

Библия Православие Три ветви христианства

Ветхий Завет Протестантизм Мартин Лютер

Новый Завет Инквизиция Протестантская этика

Евангелия Индульгенция Храм Христа - спасителя

Расшифровать ключевые понятия и имена, записать их в словник (словарь)

План семинарского занятия:

  1. Как возникло христианство?
  2. Назовите основные положения «Символа христианской веры»?
  3. Перечислите основные нравственные ценности христианства.
  4. Где изложено нравственное кредо христианства?
  5. Охарактеризовать основные особенности католицизма и протестантизма.
  6. Дайте характеристику основным ценностям православия.
  7. Назовите имена выдающихся русских иконописцев.
  8. У каких русских философов и писателей творчество связано с традициями православия?

Вопросы для самостоятельной подготовки :

  1. Где конкретно возникло христианство?
  2. Кто Иисус Христос – миф или личность?
  3. Охарактеризовать структуру Библии.
  4. О чем говорится в четырех Евангелиях?
  5. В чем отличие христианства от иудаизма?
  6. В чем выразился кризис католицизма?
  7. В чем суть тезисов Мартина Лютера?
  8. Почему протестантскую этику называют родоначальницей капитализма?
  9. Когда и почему возникло православие?
  10. Культ православия. Из чего он состоит?
  11. Почему привлекают молодежь нетрадиционные религии?
  12. Были ли правы Маркс и Ленин, называвшие религию «опиумом для народа»?

Рекомендуемая литература

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: МГУ, 1984.

Библейская энциклопедия. М., 1990.

Библия ( любое издание ).

Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. М.,1983.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные. произведения. М., 1990.

Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М., 1985.

Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990.

Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1987.

Куркина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М., 1993.

Лозинский С. История папства. М., 1986.

Моравский З. Ватикан издали и вблизи. М., 1981.

Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

Православная энциклопедия. М., 2000.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. М., 1987.

Тема 7. Мир исламской культуры

( Лекция – 2 часа, семинар – 4 часа, самостоятельное занятие –4 часа)

Программное содержание

Место и основные причины возникновения ислама. Арабский халифат. Ареал распространения мусульманской религии. Личность Мухаммеда. Коран и система духовно – нравственных ценностей ислама. Пять столпов ислама. Мусульманское учение о предопределении. Художественные традиции исламской культуры ( архитектура, литература, музыка, прикладное искусство ).Выдающиеся деятели мусульманской культуры. Основные направления современного ислама. Ислам в России.

Ключевые понятия и имена

Мекка Хиджра Суфизм Ходжа Насреддин

Медина Шариат Мечеть Аль - Фараби

Аллах «Пять столпов Ислама» Медресе Авиценна

Мухаммед Шиизм Минарет Ибн - Араби

Коран Суннизм Муэдзин Фирдоуси

Сунна Вахабизм «Тысяча и одна ночь» Омар Хайям

Расшифровать ключевые понятия и имена, записать их в словник ( словарь )

План семинарского занятия:

  1. Ислам как религия.
  2. Основные религиозно – мировоззренческие положения Корана.
  3. Пять обязанностей правоверного мусульманина.
  4. Что такое шариат?
  5. Каковы взгляды вахабитов?
  6. Вклад мусульманской цивилизации в мировую культуру.
  7. Перечислить выдающихся деятелей исламской культуры.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Где и как возник Арабский халифат?
  2. Семиты. Кто они такие?
  3. Структура Корана.
  4. Муллы и улемы. Какова их деятельность?
  5. Что представляет собой образ жизни мусульманина?
  6. Кого из персонажей Библии мусульмане считают предшественниками Мухаммеда?
  7. Каковы проблемы современного исламского мира ?
  8. Почему болевыми точками Востока считаются Афганистан, Ирак, Палестина, Ливан, Ливия ?

Рекомендуемая литература

Бартольд П. Ислам и арабская культура. М.,1992.

Грюненбаум Г.А. Основные черты арабо – мусульманской культуры. М., 1981.

Еремеев Д.Е. Ислам: образ мысли и стиль мышления. М., 1970.

Ислам. Энциклопедический словарь. М.,1991.

Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1986.

Коран ( любое издание ). Суры 1, 9, 22, 23, 47, 67, 76, 107, 110.

Маттлютов Р.Р. Ислам. М., 1974.

Массэ А. Ислам: Очерки истории. М.,1983.

Михайлов Ю.А. Пора понимать Коран. Исследование. М.,2007

Панова В.Ф. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.

Родионов М.А. Ислам классический. СПб. 2001.

Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.,1984.

Тема 8 . Индо – буддийская и китайская классическая культура

(Самостоятельная работа – 4 часа )

Программное содержание

Середина III тысячелетия до нашей эры. Приход в долины рек Инда и Ганга

арийских племен. Появление религиозных текстов и на их основе первых религий – ведизма и брахманизма. Теория реинакарнации и понятие кармы. Разделение населения

Индии на касты. Возникновение индуизма. Божества индусов.

Причины, предшествовавшие буддизму. Личность Гаутамы (Будды). Основные положения буддизма как духовного учения и религии. Нравственные идеалы буддизма.

Культура Индии: художественная, философская и эротическая литература, храмовая архитектура, ритуальная живопись, скульптура , музыка и танцы.

Дзэн – буддизм – самобытное религиозное направление в странах Дальнего Востока. Ламаизм как религиозное течение. Буддизм в России.

Религиозная и светская культура Китая. Вклад китайцев в мировую культуру. Личности Конфуция и Лао - Цзы. Конфуцианство и даосизм как основа искусства Китая, Кореи, Вьетнама, Японии.

Ключевые понятия и имена:

Арии Реинкарнация Нирвана

Веды Карма Йога

Касты Брахманы Дзэн- буддизм

Индуизм Кшатрии Восьмеричный путь

Пагода Вайшии Ламаизм

Сансара Шудры Конфуций

Вишну Будда Конфуцианство

Шива Буддизм Даосизм

Дхарма Хинаяна Иероглифы

Упанишады Махаяна Икебана

Расшифровать ключевые понятия и имена, записать их в словник (словарь )

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Каковы религиозные основы индо - буддийской культуры?
  2. Что такое реинкарнация ?
  3. Обосновать понятие «карма».
  4. «Нирвана». Что это такое?
  5. Какое значение на Востоке отводится понятию «медитация»?
  6. Что главное в философии йоги?
  7. Раскрыть основные положения конфуцианства и даосизма.
  8. Что изобрели китайцы?

Рекомендуемая литература

Боги, брахманы, люди. М., 1969.

Бонгард – Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.,1993.

Будда: история о перерождениях. М.,1991.

Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. М., 1997.

Корнев В.И. Буддизм - религия Востока. М.,1990.

История и культура древней Индии. М., 1990.

Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1962.

Кочетов А.И. Ламаизм. М., 1973.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды ( обычаи ). М., 1990.

Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992.

Померанцева Л.Е. Познание даосов о природе, обществе и искусстве. М.,1979.

Юань К.Э. Мифы Древнего Китая. М., 1965.

IV. Э С Т Е Т И Ч Е С К А Я К У Л Ь Т У Р А

Тема 9. Искусство как форма культуры

( Семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа )

Программное содержание

Искусство как форма культуры. Истоки искусства. Искусство как сфера художественной деятельности. Искусство реалистическое и условное. Функции искусства. Преобразование мира по законам красоты. Волшебная сила искусства: художественный образ. Чувственное восприятие художественного произведения. Искусство – зеркало культуры. Искусство как «школа нравственности».

Искусство – составная часть философской науки эстетики. Категории эстетики: прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое. Логическая связь категории прекрасного с категорией возвышенного. Героическое как возвышенное в человеке. Эстетическая культура. Элитарная культура.

Эстетический смысл трагического. Принципиальное отличие комического от смешного. Эстетические нормы, пропагандируемые искусством.

Массовая культура как порождение современных средств массовой информации.

Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги – и – Гассета. Искусство и массовая культура. Массовая культура и культура поведения молодежи.

Ключевые понятия

Эстетика Трагическое Художественное мышление Ню

Искусство Комическое Нравственная культура Пошлость

Категории эстетики Художественный образ Эстетическая культура Шлягер

Прекрасное Эстетический вкус Художественная культура Трагикомедия

Возвышенное Эстетический идеал Элитарная культура Мода

Героическое Фольклор Массовая культура Шедевр

Безобразное Сатира Народная культура Сублимация

Низменное Юмор Правовая культура Поп- культура

Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник ( словарь )

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Что такое искусство?

2. Какие дисциплины изучают искусство?

3. Как соотносятся понятия «художественная культура» и «искусство»?

4. Что является критерием художественности?

5. Как понималась красота в различных культурах и эпохах?

6. Сопоставьте художественное и научное познание.

8. Нужна ли массовая культура?

Рекомендуемая литература

Алпатов М.,Ростовцев Н. Искусство. М., 1989.

Афанасьев Ю.Л. Эстетика и формирование личности специалиста. Волгоград, 1979.

Басин Е.Я. Творческая личность художника. М., 1988.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.М., 1965.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы, языка. М., 1994.

Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1988.

Брожик В. Эстетика на каждый день. М., 1990.

Буткевич О. Красота .Природа. Сущность. Формы. Л., 1979.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гегель Г.Ф. Эстетика: в 4-х т. Т.1. М.,1968.

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.,1991

Гулыга А.Б. Принципы эстетики..

Зеленов Л.А. Методология человековедения. Н. Новгород, 1991.

Карпушин И. Искусство и религия. М.,1991.

Липицкий В.Н. Эстетическая культура и личность. М., 1987.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Ортега – и – Гассет Х. Дегуманизация искусства.- «Восстание масс». М., 2005.

Тема 10. Виды и жанры и с к у с с т в а

.

(Самостоятельная работа – 4 часа )

Программное содержание

Главный инструмент искусства – художественный образ. Формы искусства: статическое (произведение – предмет ), динамическое ( произведение –деятельность) и синтетическое (совмещение статического и динамического). Структура искусства.

Искусство слова. Род художественной литературы: эпос, лирика, драма. Виды эпоса:

эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот. Виды лирики: эпиграмма, эпитафия, песня, романс, элегия, гимн, дифирамб, ода. Виды драмы: трагедия, комедия, драма, трагикомедия. Жанровые формы литературы: сатирический роман, лирическая комедия, героическая поэма, бытовой роман.

Изобразительное искусство как группа видов художественного творчества. Живопись и ее основные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, полотно историческое, батальное и производственное. Графика и ее разновидности: рисунок, гравюра, офорт, литография. Художественная фотография.

Искусство ваяния: скульптура, рельеф, горельеф, барельеф. Скульптура монументальная, бытовая, историческая, орнаментная.

Искусство зодчества. Архитектура как «застывшая музыка». Архитектурные стили.

Народное изобразительно – декоративное искусство.

Музыка и ее происхождение. Музыкальный язык и его выразительные средства: мелодия, ритм, гармония, полифония. Жанры музыки: по способу исполнения – вокальные (сольные, ансамблевые, хоровые); вокально – инструментальные, инструментальные (сольные, ансамблевые, оркестровые). Жанры музыки по назначению – прикладные (марш, оратория, танец, колыбельная песня и другие). Жанры музыки по содержанию – эпические, лирические, драматические. Жанры музыки по условиям исполнения – театральные, концертные, камерные, киномузыка и другие. Музыкальные инструменты. Современная музыка. Эстрада.

Театральное искусство, его виды и жанры.

Искусство кино: художественное, документальное, мультипликационное. Суть киноискусства. Жанры кино.

Телевизионное искусство. Жанры современного ТВ: репортаж, игровые и документальные телефильмы, художественно – публицистические телепередачи. Видеофильм. Телевизионный многосерийный фильм. Телевизионный моноспектакль.

Д.С.Лихачев о том, как понимать искусство.

Ключевые понятия

Эпос Музыка Художественный кинофильм

Лирика Опера Документальный кинофильм

Драма Балет Кинокомедия

Роман Оперетта Телевидение

Поэма Симфония Телепередача

Повесть Песня Телефильм

Рассказ Романс Вестерн

Очерк Рок – музыка Триллер

Живопись Танец Спектакль

Графика Эстрада Концерт

Декоративное искусство Кино Балалайка

Архитектура Мелодрама Гармонь

Ваяние «Мыльная опера» Кларнет

Зодчество Мультипликация Саксофон

Расшифровать ключевые понятия и записать их в словник ( словарь )

Практические занятия по культурологии :

1. Заслушивание реферативных сообщений на семинарских занятиях и научно – практической конференции.

2. Просмотр и обсуждение телефильмов, имеющихся в видеотеке Нижегородской правовой академии.

3. Экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.

4. Посещение нижегородских музеев.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

  1. Охарактеризуйте художественное творчество как процесс.
  2. Как соотносятся искусство и мифология?
  3. Проанализируйте соотношение искусства и философии.
  4. Что такое религиозное искусство?
  5. Каково соотношение искусства и морали?
  6. Почему испанский культуролог Х. Ортега- и – Гассет называет современную эпоху периодом дегуманизации искусства?
  7. Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре, живописи.
  8. Как соотносятся язык искусства и язык культуры?
  9. Что такое взаимодействие и синтез искусств?
  10. Понятие жанра в искусстве.
  11. Что обозначается словом «поэзия»?
  12. Какие новые виды искусства появились в ХХ веке в результате взаимодействия искусства и техники?
  13. Какие советы дал Д.С.Лихачев молодежи, чтобы научиться понимать искусство?
  14. Десять заповедей человечности академика Лихачева.

Тематический перечень реферативных сообщений по искусству

1. Художественная культура и искусство.

2. Эстетическая культура как система отношений и ценностей, связанных с эстетической деятельностью.

3. Художественно – эстетические ценности.

4. Эстетические явления в природе и повседневности.

5. Проблема генезиса культуры.

6. Синкретизм первобытного искусства.

7. Искусство в системе культуры.

8. Искусство и философия.

9. Искусство и нравственность.

10. Искусство во взаимодействии с экономикой и политикой.

11. Художественная и научная картина мира.

12. Элитарное и массовое искусство.

13. Взаимодействие искусства и техники в современной культуре.

14. Искусство и христианство.

15. Специфика мусульманского искусства.

16. Красота как сущность искусства.

17. Типология искусств: реалистическое и условное.

18. Классика и модернизм.

19. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги - и - Гассета.

20. Система и виды искусств.

21. Взаимодействие и синтез искусств в современной культуре.

Рекомендуемая литература

Атлас чудес света: выдающиеся архитектурные сооружения всех времен и народов

в памятниках. М.,1996.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

Беда Г.В. Живопись. М.,1986.

Белютин Э. Основы изобразительной грамоты. М.,1987.

Власов М. Виды и жанры кино. М., 1976.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

Гинзбург С. Что нужно знать о симфоническом оркестре? М.,1989.

Зайцева Л. Выразительные средства кино. М., 1991.

Ермонская В. Что ты знаешь о скульптуре? М., 1989.

Ильин М. Русское народное искусство. М., 1989.

Кабо Л. Кино в эстетическом и нравственном воспитании. М., 1988.

Кирцер О.М. Рисунок и живопись. М., 1992.

Лихачев Д.С. Раздумья. М.,1991.

Мировое значение русской классической оперы. М., 1982.

Недошивин Г. Беседы о живописи. М., 1989.

Памятники мировой архитектуры. М.,1968.

Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М., 1984.

Пятьдесят опер: История создания. Сюжеты. Музыка. М.,1989.

Росихина В.П. Беседы о классической музыке. М., 1980.

Савицкий Г. Этот простой и сложный язык кино. М.,1981.

Сокольников М. Чем нам дорого русское искусство? М.,1989.

Сто великих картин. М., 2000.

Струве Г.А. Музыка для тебя. М..1983.

Фрид Р. Выразительные средства музыки. М..1980.

Эрмитаж: Путешествие в прошлое. М.,1970.

Юренев Р. Краткая история кино. М..1979.

Юровский А. Телевидение – поиски и решения. М., 1985.

Вспомогательные материалы

При подготовке к занятиям по культурологии студентам рекомендуются для просмотра следующие видеофильмы, имеющиеся в распоряжении Нижегородской правовой академии:

Рассказ о Пушкине. - 40 мин.

А.Н.Островский. «Горячее сердце». – 45 мин.

«Дом на Волхонке» - 120 мин.

Поет Дмитрий Хворостовский.- 20 мин.

Пора нам в оперу. - 35 мин.

Поэзия Анны.Ахматовой. – 30 мин.

Россия в песне, музыке, танце. – 30 мин.

Татьяна Шмыга ( автопортрет). – 60 мин.

Андрей Рублев. – 30 мин.

Рерих и Сибирь. – 15 мин.

П.И.Чайковский: «Сладкие грезы». – 60 мин.

О культуре североамериканских индейцев. – 30 мин.

Допрос ( из телефильма «Место встречи изменить нельзя»). – 30 мин.

Российский герб – 15 мин.

На родине Ислама. – 35 мин.

Музыка крупным планом – 60 мин.

Из истории мировой культуры. «Малая Азия». – 30 мин.

Золотые россыпи татарской свадьбы. – 30 мин.

Драматургия М.Горького: «Мещане». – 50 мин.

«Его все любили» (Е. Евстигнеев ). – 60 мин.

От Моне до Пикассо – 50 мин.

Микеланджело Буонарроти. – 15 мин.

Культура и бизнес – 12 мин.

Куликовская битва. – 30 мин.

Импрессионизм. – 65 мин.

Поговорим об этикете. – 25 мин.

Из истории мировой культуры: «Ветхозаветная культура». – 38 мин.

А. Галич. Запрещенные песенки. – 30 мин.

Встреча с Ираклием Андрониковым. – 70 мин.

Подвиг Карамзина. – 20 мин.

Приглашение к романсу. – 45 мин.

Рождение музыки. – 30 мин.

«Россия мне снится редко» (Ф. Шаляпин). – 35 мин.

Из истории мировой культуры: «Средневековье» - 70 мин.

«Ты помнишь наши встречи» ( концерт). – 25 мин.

Царское село. – 30 мин.

«Шедевры из провинции». – 35 мин.

БДТ: вчера, сегодня, завтра. – 60 мин.

Владимир. Высоцкий. Песни. – 15 мин.

«Прощание» ( В.Серов). - 40 мин.

Василий. Шукшин: 20 лет в кадре и за кадром. – 60 мин