М
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИД
ИЧЕ
СКАЯ АКАДЕМИЯ УКРАИНЫ
имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО
РЕФЕРАТ
По безопасности жизнедеятельности
в чрезвычайных ситуациях
на тему:
«Организационные основы обеспечения
жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях»
Выполнил
студент І курса 55 группы
Проверил
Харьков
2006 г.
Содержание
Вступление ............................................................................................. 3
1.Планирование подготовки объектов к действиям в
чрезвычайных ситуациях ........................................................... 4
2.Методика определения времени начала работ
в условиях заражения местности радиоактивными веществами. ……7
Заключение ……………………………………………………………. 10
Список литературы .................................................................................. 11
Вступление
Чрезвычайные ситуации являются следствием совокупности исключительных обстоятельств, которые сложились в соответствующей зоне в результате чрезвычайных событий техногенного, природного, антропогенного или военного характера, а также под влиянием возможных чрезвычайных условий.
Планирование гражданской защиты объекта – это разработка совокупности документов, в которых обозначены средства и способы, порядок и последовательность действий с целью обеспечения защиты населения.
Актуальность проблемы в том, что планирование подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях, имеет большое значение сохранности объектов и работающего на нем персоонала. Благодаря планированию, объект будет иметь четкий план действий в случае чрезвычайной ситуации и потери объекта будут намного меньше, чем, если бы этого плана не было.
Важно правильно определить время начала работ в условиях заражения местности радиоактивными веществами. Нужно выполнить ряд мероприятий по организации противорадиационных работ, проведения санитарной обработки людей.
Таким образом, чрезвычайная ситуация является следствием чрезвычай-
ных событий и возможных чрезвычайных условий.
1. Планирование подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайная ситуация объектового уровня - это чрезвычайная ситуация, которая развертывается на територии объекта или на самом объекте и последствия которой не выходят за границы объекта или его санитарно-защитной зоны.
Планирование гражданской защиты объекта – это разработка совокупности документов, в которых обозначены средства и способы, порядок и последовательность действий с целью обеспечения защиты населения, производства, а так же исполнения заданий высших органов, связанных с оказанием помощи населению других объектов и городов.
Эти документы, разработатываются с учетом реальных возможностей и условий объекта, являются основанием для организованных действий с целью подготовки объекта к защите в чрезвычайных условиях, с целью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, производственных аварий и очагов военных конфликтов).
На объекте должны быть разработаны два плана: на военное время и мирное время.
План гражданской защиты на военное время- это документы, которые определяют организацию и порядок переведения объектов с мирного на военное время и ведение гражданской обороны в начальный период войны.
План гражданской обороны на мирное время - это документы, которые определяют организацию и порядок исполнения мероприятий гражданской защиты с целью предупреждения или уменьшения возможных потерь от тяжелых производственных аварий, катастроф, и стихийных бедствий, а так же проведение спасательных и других неотложных работ при их возникновении.
Исходные документы, которые будут использованы при разработке документов плана гражданской защиты объекта, необходимы: директивные документы Президента, Верховного Совета, Правительства Украины и МЧС; выписка из решения руководителя районного штаба гражданской обороны об организации и ведении гражданской защиты на территории района, данные о колличестве формирований, их личностный состав, которые нужно создать на данном объекте; выписка из плана приема и размещения эвакуированного населения; выписка из наряда райвоенкомата на поставку техники и вооружейных сил всвязи с мобилизацией; отдельные распоряжения руководителя гражданской обороны района; документы, которые характеризуют объект и населенный пункт.
Реальность разработанных планов ГО будет зависить от полноты исходных данных о наличии средств и способов, правильного учета всех возможностей объекта. Планы ГО объекта разрабатывают его руководители, специалисты и органы управления ГО. Разрабатывая мероприятия служб ГО объекта, ряд вопросов нужно согласовывать с соответсвующими райоными службами ГО, районным отделом по вопросам ЧС и гражданской защитой населения.
Объект, который находиться на территории одного или нескольких населенных пунктов, является основным объектом, который составляет единый план вместе с администрацией населенного пункта.
На объектах хозяйствовования организация и проведения многих мероприятий осуществляется с участием городских органов государственной власти. Это относится в первую очередь к мероприятиям всесторонней подготовки загородной зоны, организации эвакуционных мероприятий, к обучению населения использовать средства и способы защиты, а так же действиям в условиях чрезвычайных ситуациях.
Первый этап – подготовительный, на протяжении которого определяется состав исполнителей и их утверждение, подготовка исполнителей к работе, доведение до их ведома директив, рекомендаций и других документов, обобщение и анализ исходных данных, необходимых для разработки плана ГО, изучение объема работ и распределение обязанностей между исполнителями и закрепление отвественных по разделам плана.
Второй этап – практическая разработка, оформление документов. Мероприятия, которые планируются в документах плана, должны быть направлены на исполнение заданий ГО в чрезвычайных ситуациях.
Третий этап- согласование разработанных планов с отделом ГО района, с районным агропромышленным управлением, администрацией населенного пункта, службами ГО района, после этого осуществляется утверждение документов плана ГО. Документы плана ГО подписывает руководитель – ГО объекта, некоторые (план эвакуации, прием и размещение эвакуированных) подписывает и начальник ГО глава администрации населенного пункта. Содержание плана ГО объекта согласуется с требованиями плана ГО района, который утверждает начальник отдела по вопросам гражданской обороны района, после чего план ГО утверждает руководитель ГО объекта.
План подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях состоит из текстовой части и приложения. Текстовая часть плана состоит из двух разделов.
Раздел1. Выводы из оценки возможностей обстановки на объекте при возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Содержание: перечень возможных больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на данном объекте; выводы из оценки обстановки, которая может сложиться на объекте при возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Раздел 2. Проведение мероприятий при угрозе и возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на объекте.
1.Мероприятия при угрозе больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий: оповещение руководящего состава формирования ГО, работников и населения; доведение информации высших органов; порядок проведения в готовность средств для спасательных работ; организация ускоренного проведения инженерно- технических мероприятий, связанных с укреплением существующих или строительством новых инженерных сооружений, защитой населения, производственных фондов, материальных ценностей.
2.Мероприятия при возникновении больших производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий: порядок оповещения управленческого состава, формирований, работающих при аварии, которая произошла, и доведение информации до высших органов ГО; организация разведки и наблюдения на объекте, где возникла авария; организация дозометрического и химического контроля; порядок приведения в готовность средств, предназначенных для ведения спасательных и других неотложных работ; организация медицинского обеспечения; использование мероприятий для безаварийной остановки производства; привести в готовность ПРУ, организация укрытия населения; организация выдачи ЗИС; организация эвакуационных мероприятий; организация обеспечения действий спасательных сил (вид обеспечения); организация взаимодействия с чрезвычайной комиссией, местным территориальным штабом ГО, формированиями и военными частями.
3.Организация управления: порядок перехода управления ГО в пункты управления (ПУ), сроки подготовки ПУ к работе; организация связи с подразделениями, высшими органами управления; порядок донесений в высшие территориальные и отраслевые органы.
На случай аварии на АЭС важными мероприятиями являются организация управления силами и средствами. Кроме того, в районе размещения АЭС необходимо выполнить такие мероприятия: обеспечить высокий уровень готовности защитных сооружений (ЗС), в 30- километровой зоне, обеспечить фонд ЗС для полного укрытия на объекте работающих и членов их семей: обеспечить исполнение комплекса медицинских мероприятий; создать запас средств разведки, дозометрического контроля, защиту органов дыхания, кожи, обесзараживания. Управление ГО вместе с управлением АЭС составляет план мероприятий защиты населения: оповещение населения о возможных последствиях аварии; защита населения; мероприятия по ликвидации последствий аварии; ведение спасательных и других неотложных работ.
2. Методика определения времени начала работ
в условиях заражения местности радиоактивными веществами.
Оценивая влияние радиоактивного загрезнения на ведение спасательных и неотложных работ, необходимо исходить из проведения таких работ одновременно использывать все средства для обеспечения безопасности личностного состава формирований.
Такие мероприятия должны предвидить: посменную организацию работ, суровый контроль полученных доз, примение индивидуальных средств защиты и защитных свойств строений, сооружений, транспортных средств, своевременное проведение санитарной обработки людей и специальной обработки техники.
Исходными данными для определения времени введения формирований на объекты для проведения спасательных работ являються: уровни радиации на объектах и установленная доза облучения на первые сутки работы или на весь период ведения спасательных и неотложных работ в очаге поражения.
Время введения формирований можно рассчитать по формуле:
Д=5 Р0 (t º∙² вх - t º∙² вых ),
Где Д – установленная доза на период проведения работ, Р;
Р0 – уровни радиации через 1 час после взрыва, Р/ час;
tвх - время входа в зону загрязнения, час;
t вых – время выхода из зоны загрязнения, час.
Кроме этого, на основании формулы разработана таблица, которая дает возможность определить время введения первой и последующих смен на объект для проведения спасательных работ с учетом конкретных уровней радиации и установленных доз облучения.
В таблице 2.1 отражено определение времени введения формирований ГО и допустимой длительности их работы на территории, загрезненной радиоактивными веществами.
Таблица 2.1
Уровень радиации, Р h, на разное время после взрыва
|
Установленная доза облучения, Р
|
часы
|
10
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
15
|
24
|
48
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
10
|
4,3
|
2,7
|
2
|
1,5
|
1,2
|
1
|
0,8
|
0,7
|
0,6
|
0,4
|
0,2
|
0,1
|
2/6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15
|
6,6
|
4
|
3
|
2,2
|
1,7
|
1,5
|
1,3
|
1,1
|
1
|
0,6
|
0,3
|
0,15
|
2/3
|
5/9
|
+
|
+
|
+
|
20
|
9
|
5,5
|
4
|
3
|
2,2
|
2
|
1,7
|
1,5
|
1,3
|
0,8
|
0,4
|
0,2
|
2/2
|
4/4
|
8/12
|
+
|
+
|
25
|
11
|
7
|
5
|
3,7
|
3
|
2,5
|
2
|
1,8
|
1,6
|
1
|
0,6
|
0,25
|
2,5/ 2
|
4,5/
3,5
|
8/8
|
+
|
+
|
35
|
16
|
10
|
7
|
5
|
4
|
3.5
|
3
|
2,5
|
2.2
|
1.4
|
0,7
|
0,35
|
3/2
|
5/3
|
6/8
|
+
|
+
|
50
|
23
|
14
|
10
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3,7
|
3,2
|
2
|
1
|
0,5
|
6/2
|
8/4
|
12/5
|
17/7
|
+
|
65
|
30
|
18
|
13
|
10
|
7,5
|
6,5
|
5,5
|
5
|
4
|
2,5
|
1,4
|
0,6
|
7/2
|
9/3
|
12/4
|
16/7
|
+
|
80
|
35
|
23
|
16
|
12
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
3
|
1,7
|
0,8
|
8/2
|
10/
2,5
|
12,5/
2,5
|
15/3
|
18/6
|
100
|
43
|
27
|
19
|
15
|
12
|
10
|
8
|
7
|
6
|
4
|
2
|
1
|
10/2
|
12/2
|
14/3
|
17/4
|
21/6
|
150
|
66
|
40
|
30
|
22
|
17
|
15
|
13
|
11
|
9,5
|
6
|
3
|
1,5
|
16/2
|
18/
2,5
|
20,5/
2,5
|
23/3
|
26/4
|
200
|
90
|
55
|
40
|
30
|
23
|
20
|
17
|
15
|
13
|
8
|
4
|
2
|
20/2
|
5 смен по 2 часа
3 смены по 3 часа
|
250
|
110
|
70
|
50
|
37
|
30
|
25
|
20
|
18
|
16
|
10
|
5
|
2,5
|
24/2
|
6 смен по 2 часа
4 смены по 3 часа
|
500
|
230
|
140
|
100
|
70
|
60
|
50
|
40
|
37
|
32
|
20
|
10
|
5
|
48/2
|
12 смен по 2 часа
4 смены по 3 часа
|
3000
|
1350
|
800
|
600
|
440
|
340
|
300
|
250
|
220
|
200
|
120
|
65
|
30
|
204/2
|
54 смены по 2 часа
16 смен по 3 часа
|
Определение времени введения формирований ГО и допустимой длительности их работы на территории, загрезненной радиоактивными веществами.
Заключение
При планировании подготовки объектов к действиям в черезвычайных ситуациях нужно, на основе изученых факторов, которые влияют на стойкость работы объектов, и оценки стойкости элементов и отраслей производства против поражающих факторов радиактивного воздействия, стихийных бедствий и др. заблаговременно организовать и проводить организационные мероприятия для повышения стойкости объекта.
Организационные мероприятия предполагают заблаговременную подготовку всех структур гражданской обороны, служб и формирований к чрезвычайным ситуациям.
Успех подготовки объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях зависит от правильного и своевременного составления плана действий при чрезвычайных ситуациях.
Успех спасательных работ в условиях заражения местности радиактивными веществами, зависит от скорости реагирования подразделений и правильного расчета допустимого времени пребывания на зараженной територии.
Все эти знания нужны для спасения и защиты себя и близких людей в чрезвычайних ситуациях.
Список литературы
1. Стеблюк М.І. Цівільна оборона: Підруч.-К.: Знання- Прес.2003.-455с.
2. Цапка В.Г. Безпека життєдіяльності: Навч. посіб.-К.: Знання-
Прес.2003.-397с.
|