Главная              Рефераты - Разное

Вопросы экзаменационных билетов, темы ов даются выпускнику заблаговременно (желательно в начале второго полугодия) - реферат

К итоговой аттестации по литературе.

И.Ф. Горбачева, методист ИМЦ .

Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится в форме устного экзамена по выбору выпускников.

Форма проведения устного экзамена по литературе может быть различной: экзамен с использованием билетов, защита реферата, собеседование .

Вопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику заблаговременно (желательно в начале второго полугодия).

В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в экзаменационных билетах.

Предлагаемые экзаменационные билеты составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Таким образом, в ситуации переходного периода экзаменационный материал, частично сохраняя требования старой нормативной базы, в значительной мере отражает новые подходы, зафиксированные в стандарте литературного образования. Экзаменационные билеты включают те термины и понятия, которые вошли в раздел стандарта «Основные теоретико-литературные понятия». Некоторые изменения коснулись отбора литературных произведений, на материале которых проводится устный экзамен.

Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, указанном в стандарте среднего (полного) общего образования, однако в комплекты включен ряд произведений, указанных в обязательном минимуме содержания основного общего образования (с учетом традиций литературного образования в итоговый контроль в XI классе включаются «Слово о полку Игореве»; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика и баллады В.А. Жуковского; лирика А.С. Пушкина, его поэма «Медный всадник», а также романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»; лирика, поэмы и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; сатира М.Е. Салтыкова_Щедрина; поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского).

Комплекты разработаны с учетом двухуровневого образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, позволяющего реализовать задачи профильного обучения.

В основу всех комплектов заложены некоторые общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы на базовом или профильном уровнях, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты учитывают Требования к уровню подготовки выпускников и опираются на основные произведения, названные в обязательных минимумах содержания образования, представляя их в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы экзаменационных билетов для школ с русским (родным) языком обучения подобраны таким образом, чтобы были представлены три литературные эпохи. Вопрос может быть отнесен к литературе первой половины XIX в. (в ряде случаев это произведения древнерусской литературы или классики XVIII в.) либо к литературе второй половины XIX в., или связан с художественными произведениями XX в. (право выбора последовательности ответа на вопросы предоставляется экзаменуемому). При составлении каждого экзаменационного билета реализована установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам. Билеты сбалансированы по уровню сложности проверяемого учебного материала.

Помимо общих подходов, в каждом комплекте билетов имеется своя специфика. Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на базовом уровне, включают вопросы, которые выявляют прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественное произведение. Вопросы, связанные с лирическими произведениями, предполагают чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов. Формулировки вопросов достаточно просты, не содержат избыточного количества терминов и понятий. Третье задание в каждом билете нацелено на проверку именно базового уровня освоения предмета. Выпускникам предлагается ответить на проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать свою интерпретацию тому или иному литературному факту или явлению.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника

Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета, и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.

Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.

Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.

Следует отметить, что предложенные рекомендации по оцениванию ответа выпускника не должны рассматриваться как жесткий шаблон, позволяющий автоматически оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на

выявление способностей к практическому применению полученных знанийи умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Собеседование

В том случае если выпускник выбирает собеседование, то по предложению аттестационной комиссии он без предварительной подготовки дает развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Экзамен, проводимый в форме собеседования, является квалификационной проверкой знаний учащегося, показывающей уровень овладения им программного материала и умение применять его в беседе.

1.2. Право на экзамен в форме собеседования имеют обучающиеся, допущенные педагогическим советом образовательного учреждения и имеющие отличные знания по предмету.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ 2.1. Собеседование проводится в день экзамена по одной из ключевых тем курса литературы или по вопросам обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Темы для проведения собеседования по своему характеру не должны требовать времени на подготовку. 2.2. Темы утверждаются методическим советом образовательного учреждения. 2.3. Собеседование проводится экзаменационной комиссией 2.4. Тема собеседования или вопросы, по которым отвечал выпускник, фиксируется в протоколе экзамена.

2.5 В качестве критерия выставления отметки выступает согласованное коллегиальное мнение членов экзаменационной комиссии по соотнесению овладения выпускником навыками ведения беседы по заявленной теме в соответствии требованиями учебной программы.

Отметка «5» ставится, если выпускник в процессе собеседования продемонстрировал знания по одной из ключевых тем курса или ответил на вопросы обобщающего характера по заявленным темам, и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.

Отметка «4» ставится если выпускник в процессе собеседования продемонстрировал знания по одной из ключевых тем курса или ответил на вопросы обобщающего характера по заявленным темам, но допустил несколько неточностей ( 2-3 )

Отметка «3» ставится, если выпускник если выпускник в процессе собеседования продемонстрировал знания по одной из ключевых тем курса или ответил на вопросы обобщающего характера по заявленным темам, но его ответ в целом не раскрыл всех содержательных линий темы или вопросов.

Следует отметить, что предложенные рекомендации по оцениванию ответа выпускника не должны рассматриваться как жесткий шаблон, позволяющий автоматически оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на

выявление способностей к практическому применению полученных знаний, умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
о подготовке к проведению итоговой аттестации по литературе
в устной форме - форме защиты реферата

1. Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) –
1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги;
2) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных или других источников (например. других докладов или сообщений по теме реферата).
Ученический реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценке различных источников проводится самостоятельное исследование определённой темы (проблемы).
Реферат позволяет проверить не только знания учащихся, но и их умения самостоятельно находить учебный материал, работать с источниками информации, что предусмотрено Образовательным стандартом, предлагать собственные аргументированные оценки этих источников, собственную интерпретацию художественных текстов и прочитанных литературоведческих, историко- литературных, критических материалов и др.
Форму устной аттестации по литературе выбирает образовательное учреждение , а реферирование – это сложная для школьников работа, требующая высокого уровня подготовки и хорошо сформированных интеллектуальных умений работы с текстами разных стилей и жанров, поэтому экзамен в форме защиты реферата может быть предложен только учащимся, которые освоили учебный материал на «4» и «5», обладающим аналитическими способностями .

2. Тема реферата определяется в начале учебного года (не позднее первой декады октября), до 1 ноября текущего года тема должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения. Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его темы с учётом рекомендаций учителя. Необходимое условие при утверждении темы - наличие литературы по теме (не менее 3-4 источников). Тема реферата не должна повторять программный материал, то есть рассматривать те источники, которые использовались в учебниках литературы. Поэтому очевидно, что темой реферата не могут быть темы типа «Творчество А.П. Чехова» (И. Тургенева, Л. Толстого и др.) или «Поэзия Н.С. Гумилёва» (А. Фета, Ф. Тютчева и др.).
Тема должна содержать проблему , которую исследует учащийся и излагает выводы о её состоянии. Например, «Ремарка в пьесах А. Чехова»; «Время и пространство в произведениях А.П. Чехова»; «Жанр идеологической повести в творчестве А. Чехова» (повесть «Дуэль»); «Музыка в произведениях А. Чехова»; «Модель мира в произведениях Н.С. Гумилёва».
Поскольку устная итоговая аттестация проводится по курсу русской литературы, реферат по зарубежной литературе возможен в том случае, если для решения исследуемой проблемы необходимо сопоставление отечественных и зарубежных произведений.
Некоторые учащиеся, проявившие особенно глубокий интерес к литературе, обладающие критическим мышлением, склонные к исследовательской работе и обоснованным оценкам, могут выполнить самостоятельное филологическое исследование с элементами анализа . Такой вид работы выходит за рамки требований, предъявляемых к реферату. В этом случае «По решению педагогического совета образовательного учреждения возможна защита тематического проекта». («Вестник образования», № 3-4, 2005г., стр. 4). Например, темы «Ланнеровский вальс в произведениях И.С. Тургенева («Дым», «Как хороши, как свежи были розы» ); «Типология образов крестьян в творчестве В. Шукшина» могут быть исследованы в этом жанре.
При определении источников реферата следует учитывать наличие в этих источниках развёрнутой интерпретации или анализа историко-литературных фактов, особенностей творчества писателей, эстетических закономерностей развития литературы или эстетических и мировоззренческих особенностей отдельных художественных произведений. Например, энциклопедическая или словарная статья не может быть источником для реферата. Точно так же не может служить источником для реферата журнальная заметка, содержащая общеизвестные факты биографии писателя.
Реферат предполагает диалог пишущего с авторами приводимых материалов, поэтому автор реферата должен чётко сформулировать свою личную точку зрения на выдвинутую проблему . При этом необходимо учесть, что содержание реферируемого произведения излагается от имени его автора, (например, как считает Ю.М. Лотман; по мнению Ю. Айхенвальда; как предполагает Ю. Зобнин; по словам Ю. Верховского и др.). Обязательны ссылки на используемые источники .

3. Учитель является руководителем, консультантом и помощником ученика в создании реферата. В его задачи входит помощь ученику в определении темы реферата, в организации поиска и отбора значимых источников, а также в оформлении библиографии; обсуждение содержания реферата и содержания источников для реферирования; обсуждение композиции реферата, речевого оформления.

Ученический реферат может быть разделён на части, главы, параграфы и пр. Это зависит от количества используемых источников и от замысла пишущего. Но при любом композиционном делении в начале реферата учащемуся необходимо:
- сформулировать исследуемую проблему;
- определить своё отношение к ней;
- дать общий обзор литературы по теме, которая будет проанализирована в реферате.

Следует помнить, что в реферате важно объективно и аргументированно (т. е. подкрепляя выводы и обобщения цитатами) изложить содержание источников, проанализировав научные и мировоззренческие позиции их авторов, а также высказать собственную точку зрения на источник.

Заключительная часть ученического реферата должна содержать обобщение о наблюдениях и анализе источников и наиболее существенные выводы из этого анализа, т. е. в заключительной части реферата подводятся итоги исследования.

Объём реферата строго не регламентируется, но он не должен превышать 12-15 страниц печатного текста (размер шрифта №14, расстояние между строчками – полтора интервала) или 20 страниц рукописного текста формата А4.

4. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат сдаётся на рецензию (от лат. recensio – оценка) учителю, руководившему подготовкой реферата. Учитель пишет рецензию на реферат и составляет не более 3-4 ключевых вопросов по теме реферата.
Защита реферата проводится в период итоговой аттестации.
Для защиты реферата на устном экзамене ученик должен подготовить доклад (5 – 7 мин.), опираясь на рецензию учителя и те вопросы, которые будут поставлены учителем по теме реферата. Доклад готовится отдельным текстом. Доклад по реферату – это не пересказ реферата. В докладе чётко формулируется поставленная проблема, причины обращения к ней, цели реферативного исследования и выводы. Речь школьника во время доклада должна соответствовать стилевым особенностям языка реферата и включать в себя ту терминологию, которая используется в реферате.
После доклада ученика аттестационная комиссия может задать докладчику дополнительные вопросы по теме реферата. Завершает процедуру защиты выступление учителя-предметника.
Решение об оценке реферата комиссия выносит в отсутствие учащегося . При этом учитывается:
- необходимость, достаточность и значимость использованных в реферате источников;
- содержание реферата, ясность изложения и глубина проработки источников;
- самостоятельность в работе над рефератом;
- оригинальность подходов в решении проблемы;
- речевая культура реферата и устного доклада;
- грамотность;
- оформление работы (в том числе наличие правильно оформленной библиографии).