Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине: «Введение в специальность» На тему : «Развитие банковской системы в Украине» - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: « Финансы и банковское дело»

Реферат

по дисциплине: «Введение в специальность»

На тему : « Развитие банковской системы в Украине»

Работу выполнила: студентка группы БД- 06

Азман И. А.

Работу проверила: Савченко А. А.

Мариуполь 2006

ПЛАН

Введение

1. Банковская система Украины.

1.1 Становление банковской системы.

1.2 Развитие банковской системы.

1.3 Проблемы банковской системы Украины.

1.4 Задачи банковской системы на сегодня.

1.5 Предпосылки жизненного функционирования банковской системы.

2. Возникновение, развитие и деятельность НБУ и коммерческих банков.

2.1 Коммерческие банки ¾ начало развития на Украине.

2.2 Меры НБУ по перестройке платежной системы.

2.3 Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине - вексель.

Вывод.

Список использованной литературы.


Введение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

1. Банковской система Украины.

1.1 Становление банковской системы.

Банки являются одним из главных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности – необходимое условие создания рыночного механизма.

Процесс экономических превращений начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамически развивается и сегодня.

Первые упоминания о создании банковских учреждений на Восточной и Западной Украине появились во второй половине 18 века.

Первыми учреждениями, которые получили право на привлечение денег частных лиц на Восточной Украине, были Государственный заёмный банк и Приказы общественной опеки, а на Западной Украине – сеть сберегательных касс.

До конца 19 века на Восточной Украине было основано двадцать коммерческих банков: Киевский частный коммерческий банк (1868), Харьковский торговый (1870), Киевский промышленный (1871), Николаевский коммерческий банк (1872), Одесский дисконтный банк (1879). Большинство из них просуществовало недолго.

Банковская система Западной Украины была представлена Западно-Венгерским банком, который был кредитным учреждением всего края. В 1862 г. был основан Австрийский кредитный банк, а через три года – Англо – Австрийский банк, который функционировал почти на всей территории западноукраиских земель. С 1914 до 1918 почти всю банковскую систему Западной Украины контролировали австро-венгерские банки.

1.2 Развитие банковской системы

Частные банки были национализированы, в период нэпа в тогдашней столице в городе Харькове, создано Всеукраинскую контору Государственного банка СССР, которая переместилась в Киев. На 1 октября 1923 г. на Восточной Украине нащитывалось 70 филиалов Госбанка СССР.

С 1987 г. начинается перестройка банковской системы СССР. Из сети Госбанка СССР выделились Промбудбанк, Агропромбанк, Житлсоцбанк, Ощадбанк.

1988- 1990 г.- начало возникновения новых банковских учреждений, которые положили начало зарождения современной банковской системы Украины.

В марте 1991 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «Про банки і банківську діяльність», согласно которому в Украине начала действовать двухъярусная банковская система. Согласно законодательству Национальный банк Украины (НБУ) является государственным учреждением, юридическим лицом, а также центральным банком, который проводит единую государственную политику в сфере денежного обращения, кредита и обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

До провозглашения независимости в Украине насчитывалось только пять государственных банков. К концу 1991г. в стране было создано 76 банковских учреждений, а уплаченный ими уставный фонд составлял 500 тысяч гривен.

К следуюсчей группе банков принадлежат коммерческие банки разных видов и форм собственности.

Коммерческие банки осуществляют на договорных условиях кредитно – расчетное, кассовое и другое банковское обслуживание предприятий, учреждений, организаций и населения путём выполнения операций и предоставления банковских услуг.

Сегодня в Украине действуют два государственных банка (Эксимбанк, Ощадбанк), три акционерных – Проминвестбанк, банк « Украина», Укрсоцбанк.

Период с 1994-1996 характеризуется приостановлением инфляционных процессов, установлением НБУ регулирующих правил к деятельности коммерческих банков. Один из признаков этого этапа – низкий уровень банковского менеджмента. Всё это привело к банковскому кризису и банкротству отдельных банков: 1994 г. – 12 банков;1995 г. – 20 банков (в том числе коммерческие банки «Инко», «Возрождение», Экономбанк); 1996 г. – 45 банков.

На 1 августа 1997 г. банковская система Украины насчитывала около 200 банков и полторы тысячи филиалов.

На 1 января 2003г. в Государственном списке было зарегистрировано 182 банка. В начале 2004г. в Украине насчитывалось 179 банков, а уставный капитал превышал 8,1 млрд. грн, в начале 2005г.- 182 банка, с капиталом- 11,6 млрд. грн.

На 1 июня 2004г. территориальное расположение банков в областях по месту регистрации было таким:

г. Киев и Киевская область- 85;

Харьковская, Днепропетровская, Донецкая, Луганская области- 37;

Крымская, Запорожская, Одесская, Херсонская области – 19;

Черниговская, Полтавская области- 6;

Закарпатская, Ивано-Франковска, Львовская, Сумская, Волынская области- 10;

Вместе-157.

Таким образом, 54% материнских банковских учреждений находились в Киеве и Киевской области. Пятая часть банков сосредоточена в развитых промышленных регионах. А в северных и западных областях часть самостоятельных банков не превышает 5%.

Количество банковских учреждений фактически является результатом влияния на банковскую систему таких факторов:

- специфика банковского законодательства;

- демографические факторы;

- стоимость рабочей силы.

В Украине влияние этих факторов проявляется в том, что банки предоставляют преимущество не открытию филиалов, а увеличению безбалансовых отделений - дешевых пунктов по предоставлению банковских услуг. Они освобождены от функций учета, контроля, а концентрируется на обслуживании клиентов. Такие отделения могут специализироваться на отдельных услугах, или универсально обслуживать юридических и физических лиц.

Таблица 1.

Основные показатели развития банковской системы Украины в 2001-2004г.

Показатели

Темпы прироста,%

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

Валовой внутренний продукт

9,2

5,2

9,4

12,7

Объём промышленной продукции

14,2

7,0

11,5

Объём сельскохозяйственной продукции

10,2

1,2

0,89

Реальные доходы населения

22,7

17,1

13,7

Индекс потребительских цен

12,0

0,8

5,2

Реальная заработная плата

19,3

18,2

15,2

Экспорт товаров и услуг

9,5

10,7

24,0

1.3 Проблемы банковской системы Украины.

Анализ состояния банковской системы Украины даёт возможность определить несколько проблем, решение которых будет способствовать созданию в Украине системы коммерческих банков рыночного типа. Первая проблема это нерациональная территориальная структура банковской системы. Вторая проблема это несоответствие между структурой системы коммерческих банков относительно собственности и структурой субъектов хозяйствования относительно этого критерия. Третья проблема – однородность структуры коммерческих банков рыночного типа. Четвёртая проблема это медленный процесс развития банков с участием иностранного капитала и иностранных банков. Шестая проблема – в Украине существуют убыточные банки, которые имеют «плохой» кредитный портфель,

банков, которые не отвечают международным стандартам.

Решение этих проблем зависит от профессионального уровня подготовки банковских специалистов, экономистов и граждан страны.

1.4 Задачи банковской системы на сегодня.

В переходный период (от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству) банковская система должна решать не только свои "внутренние" проблемы, но и способствовать реформированию экономики в целом.

Во-первых, она должна обеспечивать экономически оправданное (в кратко- и долгосрочном планах) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку, ценообразования и ценовых пропорций.

Во-вторых, банковский сектор должен поддерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в том числе создавая препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита бюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых (но иногда и недостаточных) условий для этого - независимость Национального банка во взаимоотношениях с Правительством.

В-третьих, банки должны создавать условия для открытия экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и "портфельных" инвестиций, рабочей силы, способствовать переходу к конвертированности национальной валюты.

В-четвертых, банкирство, согласно назначению, должно не только обеспечивать финансовую дисциплину, но и учить клиентуру (население, предприятия, государство) считать деньги, что в результате приводит к умению экономически мыслить, развивая предприимчивость у субъектов национальной экономики.

1.5 Предпосылки жизненного функционирования банковской системы.

Общеизвестно, что, в отличие от товаропроизводительного сектора экономики, денежно-кредитная сфера является более мобильной по своей природе. Расходы и время на создание нового продукта в ней значительно меньше, чем, например, в промышленности, где решающую роль играют качество и структура основного капитала, сложности в изменении технологий, сформированные корпоративные связи. В этом видится один из аргументов в пользу опережающего темпов реформирования кредитно-финансовой системы, банковского сектора и, как следствие, использование его в качестве "локомотива" трансформирования экономики. Расширение предложения услуг клиентуре (как предприятиям, так и населению) со стороны финансовых институтов должно способствовать формированию денежного рынка и рынка капиталов, облегчению приватизации, оптимизации системы распределения и использования ресурсов, изменению ценовых пропорций в экономике.

Очевидно, что более динамичный и направленный ход реформ в денежно-кредитной сфере позволял бы всей экономике преодолевать переходный период менее болезненно. Инфляционные следствия дефицита бюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы заранее, до либерализации цен, осуществился переход взаимоотношений между Национальным банком и Правительством на качественно новые начала - оформление кредитов Правительству ценными бумагами, проведение более определенной структурной политики.

Устойчивость денежной системы зависит от общих условий макроэкономического равновесия между накоплением и инвестиционным спросом и от механизма перелива капиталов, обеспечивающих целостность хозяйственной системы. Кроме того, падение покупательной способности денег связано с возникновений в экономике устойчивых монополистических связей. Таким образом, инфляция имеет, прежде всего, не денежный, а финансово-воспроизводственный и производственный характер. Поэтому борьба с ней должна осуществляться путем общего оздоровления экономики, практического создания новой экономической среды.

2. Возникновение, развитие и деятельность НБУ и коммерческих банков .

2.1 Коммерческие банки ¾ начало развития на Украине.

Коммерческие банки ¾ основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать в Украине в 1989 году, было оперативное получение их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг, включая получение кредитов, решение учредителями с помощью сосбственного банка своих групповых или индивидуальных проблем, получение максимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также для собственного развития.

Первоначально коммерческие банки создавались преимущественно как отраслевые. Некоторые банки возникли как дочерние банки государственных специализированных банков. Так, например, был образован Укринбанк.

Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк ¾ предшественник Градобанка, возникли как кооперативные коммерческие банки. Это объясняется тем, что в то время кооперативы по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг были первыми рыночными структурами, действовавшими в окружении государтсвенных предприятий, организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы легче и оперативнее решать вопросы получения ссуд на свое развитие, кооперативы стали создавать свои банки.

В дальнейшем акционерами или пайщиками коммерческих банков все больше становились рзличные коммерческие структуры и частные лица. Этот процесс особенно усилился после того, как в конце 1992 года государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур, в том числе и банков, а в 1993 году было принято решение о перечислении причитающихся указанным предприятиям дивидендов в доход соответсвенно подчинености государственного или местного бюджета. Кооперативные банки были уранвены в правах с коммерческими.

Постепенно статус коммерческих получили прежние государственные специализированные банки. Так, на базе республиканских Жилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка ¾ АПБ "Украина" АК, Промстройбанка ¾ Проминвестбанк. Такое разгосударствление указанных трех банков привело к созданию в банковской системе Украины неравных условий для деятельности банков, поставив в затруднительное положение вновь организованные банки.

Более правильным было бы за бывшими государственными банками оставить статус государственных специализированных банков, через которые направлялась бы государственная кредитная и финансовая поддержка приорететным направлениям развития экономики. Так, в большинстве стран такая поддержка оказывается сельскому хозяйству, науке, государственным предприятиям, жилищному строительству и так далее. В условиях рыночной экономики существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятнльностью субъектов хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило осуществляется на партнерских отношениях между банками и их клиентами.

2.2 Меры НБУ по перестройке платежной системы.

Главной проблемой банковской системы Украины в ближайшее время остается преодоление галопирующей инфляции и стабилизация национальной денежной единицы - гривны. Очевидно, что в таких условиях исключительно монетарными факторами преодолеть инфляцию невозможно, то есть стабилизация денежной системы невозможна без стабилизации экономики, а последнее зависит от стабильной национальной валюты. В этом состоит сложность проведения будущей денежной (гривневой) реформы.

Макроэкономическая ситуация в народном хозяйстве Украины, сложившаяся в конце 1993 г., может быть охарактеризована, как гипер-стагфляция, когда значительное падение производства сочетается с инфляцией, среднемесячные темпы которой в 1993 г. составляли 42%. В то же время Национальный банк проводит политику на сдерживание денежной массы, рост которой в среднем за месяц на тот же период составлял 27%. Некоторое улучшение ситуации наблюдалось в ноябре 1993 г., когда факт отсутствия кредитной эмиссии был наиболее весомым, что стало реальным шагом в плане оздоровления ситуации в экономике Украины.

Национальный банк Украины принимает неотложные меры по перестройке платежной системы, которые можно разделить на технологические (внедрение электронных платежей), институционные (создание региональных клиринговых расчетных центров), организационно-экономические (сертификация коммерческих банков, что повысит их ответственность за организацию расчетов, включая дисциплину платежей, а также будет способствовать созданию конкурентной среды). При этом Правительство со своей стороны должно обеспечить меры по максимальному ускорению разграничения финансов предприятий и государства, внедрить реальный механизм банкротства, ускорить процесс акционирования хозяйственных единиц, находящихся в собственности государства. Чем медленнее будут внедряться эти процессы, тем дольше нам придется обращаться к экстраординарным мерам - взаимозачетам с их кредитно-эмиссионным подкреплением.

2.3 Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине - вексель.

Одним из значительных проектов, призванных преодолеть часть проблем в области внутренних расчетов, является внедрение Национальным банком Украины новой системы межбанковских расчетов в Украине с использованием электронных платежей. Основным инструментом новой системы межбанковских расчетов является создание сети расчетных палат, которые будут осуществлять региональные и межрегиональные расчеты. На сегодня эта система апробирована в Волынской, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Полтавской, Одесской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Черниговской областях и в Севастополе. Она продемонстрировала ускорение расчета в несколько раз, то есть день в день. Этой системой пользуются до 80% банков. Центральная расчетная палата работает в двух режимах - с документальным подтверждением (внутригородские расчеты) и без документального подтверждения (междугородные расчеты) с использованием электронной почты.

С 1 января 1994 г. осуществился переход к такому механизму учета, согласно которому сальдо на корреспондентских счетах должно совпадать, как по учету на корреспондентских счетах должно совпадать как по учету Национального банка Украины, так и самих банков с точностью до карбованца. Это стало возможным при переходе на систему межбанковских электронных расчетов, при которой момент платежа и его квитовка осуществляется почти одновременно. То есть исчезает условия, согласно которым банки могли пользоваться расхождением в учетах себе на пользу, что квалифицировалось одним из существенных источников инфляции. Мы приближаемся к условиям работы цивилизованных банков, для которых состояние корсчета, общая сумма на нем - эта та и только та сумма, в пределах какой они могут работать.

С целью совершенствования функционирования новой системы межбанковских расчетов внедряются современные международные технологии и стандарты, которые должны привести к постепенному вхождению банковской системы Украины в мировую банковскую систему. Коммерческие банки Украины, например, получили возможность пользоваться одной из самых распространенных в мире системой электронных платежей SWIFT.

Реформа расчетно-платежной системы невозможна без внедрения в Украине цивилизованных платежных средств. В мировой практике основным представителем таких средств является вексель. Применение векселей в хозяйственном обороте Украины необходимо для усовершенствования денежно-кредитного механизма и повышения его эффективности, так как они являются рычагами, способными воздействовать на укрепление и стабилизацию денежно-кредитной системы, платежной дисциплины, ускорение обращения оборотных средств и улучшение ликвидности коммерческих банков. Роль векселя в торгово-экономическом обороте имеет большое значение, поскольку он - наиболее гарантированное средство требования оплаты и перевода денег из одной местности в другую.

Вексель применяется в предусмотренных хозяйственными договорами случаях, а также как средство воздействия поставщика на нарушителя платежной дисциплины. Вексель позволяет в обусловленный с продавцом срок получать платежи и оформлять взаимные обязательства между предприятиями. Важным его преимуществом является возможность получения до наступления срока платежа акцепта плательщика по месту его нахождения или, если это надежный клиент, и акцепта банка. Гарантия платежа по векселю может быть обеспечена полностью или частично в часть вексельной суммы через аваль, который также может предоставляться банком. Поскольку авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль, это является еще одной гарантией платежа.

Все перечисленные преимущества векселя указывают на необходимость быстрейшего внедрения в хозяйственный оборот и развертывания в банках операций с векселями, поскольку они имеют значительно лучшие инвестиционные качества в сравнении, например, с депозитными сертификатами (а тем более с депозитами) благодаря более высокой ликвидности и возможности использования в качестве средства платежа. В данных условиях наиболее привлекательными будут краткосрочные операции с векселями. Необходимость векселей возникает при временном избытке свободных финансовых средств.

Важным противоинфляционным средством может стать дисконтная политика государства, а именно совокупность мероприятий, при помощи которых Национальный банк регулирует учетный процент, а через него - вексельный курс, размер процентных ставок по выдаваемых коммерческими банками ссудах, а, следовательно, размер ставок по депозитам. Дисконтная политика распространяется на наиболее важные факторы жизни государства: денежное обращение, внешнюю торговлю, предпринимательскую прибыль, уровень цен. Между тем, главным средством воздействия на эти факторы является изменение размера учетного процента по краткосрочным обязательствам.

Поскольку вексель можно одновременно использовать как средство платежа и накопления, применение векселей в условиях возрастания взаимных неплатежей (в том числе и межгосударственных) и инфляции становится особенно актуальным. Вексель может значительно ускорить систему межгосударственных расчетов. Это обусловлено значительным развитием векселей в странах СНГ, где они уже продемонстрировали хорошую приспособленность к отрицательным явлениям экономического положения.

Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования использованию векселей, ускорения оборота вложенных в них средств, Национальным банком Украины был разработан ряд нормативных документов, регулирующих порядок проведения коммерческими банками операций с векселями, в том числе и их использования для оплаты экспортной пошлины по давальческому сырью, правила изготовления и использования вексельных бланков.

Вывод

Банковская система – составная часть кредитной системы. Она представляет собой совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи. Как правило, банковская система имеет двухъярусную структуру. Первый ярус представляет национальный банк, второй – коммерческие банки.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Иностранные банки также имеют серьёзные намерения выйти на украинский банковский рынок. Не удивительно, что первыми интерес проявляют российские банки и группа Райффайзэн, которая давно работает на банковском рынке Украины. Также понятно, что после покупки одного из крупнейших банков Украины австрийской группой другие иностранные финансовые группы воспримут это как сигнал к изучению возможности выхода на рынок Украины и своих дочерних банков. При этом основным путём входа будет покупка отечественного банка, так как именно этот путь даёт возможность сразу начать масштабную работу на рынке, получив клиентуру. В ближайшее время проблема капитализации банковской системы будет решена за счет средств иностранных финансовых учреждений, но контроль над ней постепенно перейдёт к иностранным инвесторам.

Использованная литература:

1.Закон Украины «О банках и банковской деятельности»,2001г.

2. Инструкция НБУ «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков»

3. Сало И.В. «Финансово-кредитная система Украины и перспективы её развития» 1997г.

4.Колесникова В.И. «Банковское дело»,200г.