Главная              Рефераты - Разное

Социальная коммуникация и социальная инновация в создании основ общества знания - реферат

Реферат по проекту РО 2.1.3 2234

«Социальная коммуникация и социальная инновация

в создании основ общества знания»

2008 г.

Актуальность

Термин «общество знания» (knowledge society) появился относительно недавно и отражает, в значительной степени, проективное, ориентированное на перспективу видение современного общества, эффективно использующего преимущества высоких технологий. При этом идея конституирования общества знания проделала определенную эволюцию от прагматической трактовки роли знания как нематериального ресурса в условиях экономической и геополитической конкуренции до понимания ценности знания как фактора, по-новому структурирующего все сферы социальной жизни. В связи с этим актуализируется необходимость изучения основных принципов и характеристик новой онтологии общества знания, стратегий и технологий перехода к нему.

В плане практической актуальности проекта необходимо обозначить важность разработки стратегии построения общества знания в России, что обеспечит не только оптимизацию проводимых в нашей стране реформ, но и определит ее конкурентные преимущества в долгосрочной исторической перспективе. Поэтому в качестве практических результатов проекта будут предложены не только описания технологических образцов инновационного развития в различных сферах общества, но и характеристика основных стратегических направлений формирования общества знания в России.

Научная новизна

Научная новизна исследования связана со специфическим ракурсом рассмотрения проблемы становления общества знания в контексте комплексных структурных изменений в обществе, акцентуализирующих трансформацию практик социальной коммуникации и динамику социальной инновации. Необходимость разработки концепции общества знания проблематизирует целый ряд теоретических и технологических вопросов, превентивное решение которых позволит снизить уровень неопределенности будущего, адаптировать общество к социальным изменениям высокой интенсивности.

К теоретическим проблемам такого рода можно отнести такие как соотношение знания и информации в современном обществе, выявление методологических и когнитивных оснований концепции общества знания, анализ новых коммуникативных практик в обществе, построенном на знании, соотношение экономических и социальных инноваций, осмысление новых ориентиров в инновационном образовании и др.

К технологическим проблемам относятся такие как организация инновативной экономики, создание информационно-коммуникативной знаниепорождающей среды, разработка социальных инновационных технологий, а также инновационных технологий в образовании и др. Разрешение данных проблем позволит внести существенные изменения как в понимание самого феномена общества знания, так и в процесс выработки стратегий формирования такого типа общества.

Ключевые слова

Общество, основанное на знании; феномен инновации; социальная самоорганизация; процессуальная модель развития инновации; теоретико-методологические основания концепции интеллектуального капитала; инновации в генерации знаний; жизненная стратегия; непрерывное образование; управление знаниями; менеджмент знания; управленческая ментальность; межкультурная коммуникация; формирование общества знания в России.

Объект исследования

Социальные условия формирования основ общества знания.

Цель работы

Анализ современных форм социальной коммуникации и социальной инновации как факторов формирования общества знания.

Метод или методология проведения работы

Систематизация научного материала

Когнитивный анализ

Метод типологии

Сравнительный анализ

Методология системного анализа

Использование принципов междисциплинарного подхода

Синергетический подход

Эпистемологический анализ

Методология социального конструирования

Результаты исследования за 2008

Проанализирован феномен инновации как фактор социальной самоорганизации: инновация рассмотрена в контексте теории социальной самоорганизации, разработана процессуальная модель развития инновации в социальной системе, а также проанализирован процесс распространения инновации в социальных сетях.

Выявлены теоретико-методологические основания концепции интеллектуального капитала как фактора развития общества, основанного на знании: рассмотрены различные подходы к анализу проблемы производства и воспроизводства знаний в организации, проанализированы понятия «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал», роль инноваций в генерации знаний в организации, а также проанализировано функционирование национальной инновационной системы с позиций влияния интеллектуального капитала на развитие общества.

Проанализированы основные тенденции и направления непрерывного образования как жизненной стратегии в обществе знания: рассмотрены истоки и эволюция концепции непрерывного образования, различные формы и способы непрерывного образования в современном обществе, охарактеризованы проблемы становления системы непрерывного образования в контексте проблемы информационного разрыва.

Дана характеристика управления знаниями как одного из стратегических направлений развития современного менеджмента: проанализирована проблематика знания в современной теории управления; обоснован новый методологический подход к исследованию управления знаниями, связанный с концепцией управленческой ментальности; выявлены основные цели и формы управления знаниями; охарактеризованы основные трансформации современного менеджмента в контексте формирования экономики знаний, а также основные принципы менеджмента знания.

Описана специфика межкультурной коммуникации в обществе знания и охарактеризованы связанные с ней следующие проблемы: появление новых форм межкультурной коммуникации, связанных с ИКТ; осмысление различных культурных контекстов при трансплантации культурных значений; необходимость разработки новых методик формирования межкультурной компетентности в обществе знания.

Проанализированы основные проблемы и препятствия формирования основ общества знания в России, а именно: проблемы региональных, образовательных, гендерных, поколенческих разрывов в инфраструктуре развития рынка ИКТ; проблемы, сдерживающие развитие человеческого капитала как потенциала формирования общества знания в России (различия в уровне доходов, неравномерность экономического и социального развития субъектов РФ, отсутствие развитой системы подготовки кадров в области ИКТ, недостаточное использование инвестиционного потенциала, территориальный дисбаланс инновационного потенциала и развития системы НИОКР, слабое развитие системы электронной торговли и др.); проблемы, препятствующие использованию ИКТ в социальной сфере.

Основные конструктивные характеристики

Инновации как фактор социальной самоорганизации; процессуальная модель развития инновации в социальной системе; основания концепции интеллектуального капитала; типы развития интеллектуального капитала; тенденции и направления непрерывного образования; формы и способы непрерывного образования; методология исследования управления знаниями; факторы, влияющие на становление экономики знания; формы управления знаниями; принципы менеджмента знания; новые формы межкультурной коммуникации; методики межкультурной компетентности; проблемы и препятствия формирования основ общества знания в России.

Степень внедрения

Результаты проводимых теоретических исследований могут быть использованы при разработке основных и дополнительных программ учебных курсов по философии, социологии, политологии для студентов, магистров высших учебных заведений, а также слушателей курсов повышения квалификации, в подготовке стратегий развития в деятельности органов планирования и прогнозирования социального развития, структур законодательной и исполнительной власти всех уровней, организаций, относящихся к сфере венчурного бизнеса, специалистов в сфере информационных технологий

Область применения

Областью применения результатов данного исследования являются современное социальное и гуманитарное научное знание и образование, стратегии формирования в России основ общества знания, модернизация современных социальных практик.