Главная              Рефераты - Разное

Спецкурс «Как работает фабрика общественного мнения» занятие 1 - реферат

БАЗОВАЯ КАФЕДРА

Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Спецкурс

«Как работает фабрика общественного мнения»

ЗАНЯТИЕ 1

Введение. Анализ рынка социологических данных. Принципы работы «фабрики опросов общественного мнения». Выбор темы для учебного исследования.

Автор: к.п.н. Федоров Валерий Валерьевич, Генеральный директор ВЦИОМ

Содержание лекции: Понятие рынка социологических данных. Его объем и сегментация. Основные заказчики: государство, медиа, бизнес, третий сектор. Понятие индустрии опросов общественного мнения и маркетинговых исследований. Организационные и юридические формы центров исследования общественного мнения («поллстеров»). Базовые функции и структура центра исследования общественного мнения. Функциональная и тематическая структура. Клиенториентированность в прикладных социологических исследованиях: плюсы и минусы. Социология академическая, университетская и индустриальная: единство и противоположность. Принципы выбора темы для учебного количественного социологического исследования. Возможности и ограничения, накладываемые выбранным методом исследования.

Основная литература:

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

2. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

3. Копченков В. Маркетинговое исследование как средство b2b-коммуникации // «Индустриальный и b2b маркетинг». - №5. – 2008.

Дополнительная литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

2. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. – М.: ИТК Дашков и К, 2010.

Вопросы к занятию:

1. В чем отличия индустриальной социологии от академической и университетской?

2. Каковы примерные базовые функции и структура центра исследования общественного мнения?

3. Какие ограничения накладывает на выбор темы для социологического исследования выбранный метод исследования – всероссийский опрос общественного мнения?

ЗАНЯТИЕ 2:

Лекция 1: Цель составления программы исследования и основные этапы ее разработки

Авторы: Липатова Ольга Михайловна, зам. руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ; Щербаль Мария Сергеевна, аналитик отдела «Омнибус» ВЦИОМ

Содержание лекции: Цель составления программы исследования. Виды исследовательских программ, используемых на практике. Основа составления программы исследования – определение целей проведения исследования. Этапы разработки программы исследования: определение проблемного поля, цель и задачи исследования, определение методов сбора и анализа информации, выделение целевых групп, разработка дизайна выборки, составление гипотез, анализ вторичной информации.

Основная литература:

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

3. Шереги Ф.Э., Горшков М.К. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов. М.: ЦСП, 2003.

Вопросы к занятию:

1. Какова основная цель составления программы исследования?

2. Ситуации применения «классической» и «сокращенной» версий программы исследования.

3. В чем заключаются основные этапы программы исследования и для чего они нужны?

Лекция 2: Формирование инструментария исследования

Авторы: Липатова Ольга Михайловна, зам. руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ; Щербаль Мария Сергеевна, аналитик отдела «Омнибус» ВЦИОМ

Содержание лекции: Роль инструментария в процессе сбора данных. Различные типы опросных листов: для количественных и качественных исследований, для интервью и самозаполняемых анкет. Переведение программного вопроса в анкетный. Основные требования к опросному листу. Структура опросного листа. Основные требования к анкетному вопросу. Типы вопросов (открытые, закрытые, дихотомические, табличные и пр.). Поведенческие вопросы. Вопросы о знаниях. Вопросы об установках. Вопросы о социально-демографических характеристиках. Типы смещений в ответах респондентов. Влияние формулировок вопросов на ответы респондентов. Техническое оформление опросного листа. Технические пояснения в анкете. Пилотирование анкеты.

Основная литература:

1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998

2. Ноэль-Нойманн Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Пер. с нем. Л.Н. Рыбаковой и Е.В. Невмержицкой. Научный редактор и автор вступительной статьи Н.С. Мансуров. – М.:МГУКИ, 2007. – 616 с.

3. Садмен С., Брэдбери С. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. А. А. Виницкой; Научный редактор перевода Д. М. Рогозин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002, 382 с.

Вопросы к занятию:

1. Как связаны программа исследования и инструментарий? Как сделать из программного вопроса исследовательский?

2. Что такое правильно построенная анкета? Как выбрать подходящий тип вопроса? Как правильно задать вопросы о социально-демографических характеристиках?

3. Как сделать ответы людей более правдивыми?

4. Как создать понятную и интересную анкету? Как грамотно составить инструкции интервьюерам и пояснения в анкете?

5. Что такое пилотаж инструментария и зачем его проводить?

ЗАНЯТИЕ 3:

Лекция 1: Качество социологических данных: улучшение качества на этапе разработки инструментария и контроль после сбора

Автор: Сапонов Дмитрий Игоревич, методолог ВЦИОМ

Содержание лекции: Основные параметры качества социологических данных: достоверность, устойчивость, репрезентативность. Независимость параметров качества. Эффект интервьюера. Проблема неответов. Случайные и систематические ошибки. Практические приемы улучшения качества данных с помощью SPSS. Проверка с помощью набора правил. Поиск дублирующихся наблюдений. Поиск необычных наблюдений. Подготовка данных для построения моделей.

Основная литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Урал.ун-та, 1998, с. 158-171.

2. Шляпентох В. Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. – М.: ЦСП, 2006

Дополнительная литература:

1. Paul P. Biemer, Lars E. Lyberg Introduction to Survey Quality. John Wiley & Sons, Inc. 2003.

2. Мягков А.Ю. Социально-Демографические переменные в социологическом исследовании: оценка достоверности самоотчетов респондентов // Социологический журнал. 2001. № 3.

3. Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Эффект ожиданий интервьюера в персональном интервью // Социологический журнал. 2004. № 3-4.

4. Рогозин Д.М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе // Социологический журнал. 2004. № 1-2.

5. Стандартные определения: систематическое описание диспозиционных кодов и коэффициентов результативности для массовых опросов. 3-е изд. 2004 год / Американская ассоциация исследователей общественного мнения; Пер. с англ. Д.М. Рогозина, Е.М. Киселева // Социологический журнал. 2005. № 2.

Вопросы к занятию:

1. Назовите основные параметры качества социологических данных.

2. Как можно уменьшить влияние факторов, приводящих к недостоверности собранных данных?

3. Каковы основные требования к массиву данных?

Лекция 2: Качество социологических данных

Мастерская : Организация работы поля

Автор: Евсеева Снежана Дмитриевна, руководитель отдела организации исследований ВЦИОМ

Содержание лекции:

Общее описание проведения полевого этапа исследования: Рекрутирование и обучение интервьюеров. Инструктаж интервьюеров. Запуск поля. Контроль за ходом проведения исследования. Решение возникающих проблем. Сбор первичных данных. Проверка корректности предоставленной информации.

Особенности проведения различных типов исследований: Количественные исследования. Качественные исследования. Сравнительная характеристика методик организации полевого этапа: примеры исследований.

Организация полевого этапа исследования: особенности основных методов проведения опросов. Поквартирные опросы. Телефонные и CATI опросы. Фокус-группы. Методика мистери-шоппинг. Уличные опросы. Интернет-опросы.

Основная литература:

Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. ‑ М: Дрофа, 2008

Вопросы к занятию:

1. Каковы особенности проведения полевого этапа исследования?

2. Критерии отбора и обучения интервьюеров?

3. Количественное исследование: особенности проведения полевого этапа.

4. Качественное исследование: особенности проведения полевого этапа.

5. Особенности организации полевого этапа в различных типах исследований

ЗАНЯТИЕ 4:

Лекция. Методы анализа данных

Мастерская: обработка данных учебного исследования в пакете SPSS

Автор: Липатова Ольга Михайловна, зам. руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ

ЗАНЯТИЕ 5:

Лекция 1. Аналитический отчет: понятие и виды. Требования к структуре и содержанию.

Автор: к.с.н., Аймалетдинов Тимур Алиевич, руководитель управления финансовых исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)

Содержание лекции: Понятие аналитического отчета. Функции аналитического отчета. Виды аналитических отчетов. Структура аналитических отчетов: требования к структуре. Логика структуры. Основные (обязательные) и дополнительные разделы в отчете. Примеры структуры отчетов. Особенности структуры печатных отчетов и презентаций. Соотношение структуры отчета и оглавления. Методологический раздел отчета: основные параметры и блоки раздела, их описание. Типичные ошибки в описании методологии исследования. Описание полученных результатов (предпочтительная логика описания данных и их представления в отчете, стиль языка описания данных, округление данных, конструкции описания и сравнения данных, практическая значимость результатов). Подготовка аналитических выводов и рекомендаций.

Основная литература:

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

2. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

3. Копченков В. Маркетинговое исследование как средство b2b-коммуникации // «Индустриальный и b2b маркетинг». - №5. – 2008.

Дополнительная литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

2. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. – М.: ИТК Дашков и К, 2010.

Вопросы к занятию:

1. Каковы особенности подготовки современных аналитических отчетов по результатам маркетинговых исследований? Их отличие от классических академических отчетных документов.

2. Какова логика формирования структуры аналитического отчета и чем она предопределена?

3. Каковы основные целевые группы отчетов и в чем отличаются потребности этих целевых групп?

Лекция 2. Основы оформления аналитических отчетов по результатам маркетинговых исследований

Мастерская : подготовка аналитического отчета по учебному исследованию

Автор: к.с.н., Аймалетдинов Тимур Алиевич, руководитель управления финансовых исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)

Содержание лекции: Оформление аналитических отчетов. Понятие фирменного стиля и шаблона отчета. Единое форматирование, цветовые гаммы. Выравнивание объектов и симметрия. Правила размещения и оформления диаграмм (форматирование, выбора типа). Правила размещения и оформления таблиц. Правила оформления списков в текстовых отчетах и презентациях. Правила оформления текста (типографика). Подготовка отчета к сдаче заказчику. Заключительная проверка и редакция отчета. Правила сохранения отчета перед отправкой Заказчику. Удаление конфиденциальной информации, комментариев и рабочих правок. Форма предоставления отчета Заказчику. Современные тенденции в подготовке аналитических отчетов. Презентация результатов исследования: правила подготовки и рекомендации по выступлению.

Основная литература:

1. Желязны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004. - 220 с.

2. Самара Т. Типографика цвета. Практикум. – М., 2003.

3. Рейнольдс Г. Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры. – М.: Издательство Вильямс, 2009.

Дополнительная литература:

1. Желязны Д. Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004. - 144 с.

2. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. – М.: «Питер», 2004.

Вопросы к занятию:

1. Назовите основные критерии оценки дизайна аналитического отчета.

2. В чем состоят особенности оформления аналитического отчета для различных типов Заказчиков?

3. Каковы наиболее значимые тренды в подготовке аналитических отчетов ведущими исследовательскими организациями мира?

ЗАНЯТИЕ 6:

Лекция. Трансляция результатов социологического исследования широким, в том числе непрофессиональным аудиториям

Мастерская: Написание пресс-релиза по результатам учебного исследования, подготовка газетной заметки, работа с журналистами

Автор: Каменчук Ольга Николаевна, доктор психологии, директор по коммуникациям ВЦИОМ

ЗАНЯТИЕ 7:

Лекция. Особенности качественных методов в социологическом исследовании

Автор: Ромашкина Румия Фаисовна, член Научного Совета ВЦИОМ

Данное занятие должно позволить студентам усовершенствовать навыки по применению качественных методов к анализу социальных явлений, познакомить их с результатами современных социологический исследований, выполненных в рамках качественной методологии, дать возможность студентам выполнить все этапы социологического исследования: от разработки программы исследования до анализа данных. Одной из практических задач курса является помощь студентам в подготовке методической и эмпирической части курсовой работы и дипломной работы на соискание степени бакалавра.

Содержание лекции: Качественные методы социологии, их преимущества и ограничения по сравнению с количественными методами. Различные способы определения выборки респондентов качественного исследования. Наиболее часто используемые методики качественного сбора информации в социальном исследовании: глубокое и экспертное интервью, фокус-группы. Влияние личности модератора на результаты исследования. Проведение анализа данных, полученных в результате применения качественных методов.

Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен: ориентироваться в категориальном аппарате качественных методов, применяемых в социологии; понимать преимущества и ограничения качественных социологических методов; владеть основными методиками качественных исследований; иметь представление о проведении анализа результатов эмпирических исследований.

Литература основная:

1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996.

2. Белановский С. А. Индивидуальное глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 1999.

3. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997.

4. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

5. Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии// Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киев, 1991.

Литература дополнительная:

1. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М.: УРРС, 2001.

2. Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

3. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

4. «Биографический метод» (сборник статей).

Вопросы к семинару:

1. Каковы различия качественной и количественной стратегии исследования?

2. Каковы возможности и ограничения качественных методов исследования?

3. Какие вы знаете типы интервью?

4. Как строится выборка в качественном исследовании?

5. Что такое путеводитель интервью? Специфика формулирования тем (вопросов) интервью.

6. Как организуется и проводится интервью?

7. Нюансы проведения фокус-группы

8. Как влияет личность интервьюера на результаты исследования?

9. Какими качествами, умениями и навыками должен обладать модератор фокус-группы?

10. Особенности анализа и интерпретация данных, полученных в результате применения качественных методов исследования.

ЗАНЯТИЕ 8:

Лекция 1. Особенности изучения общественного мнения о политике

Автор: к.с.н., Львов Степан Васильевич, руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ

Содержание лекции: Особенности изучения общественного мнения в сфере политики: на какие вопросы может дать ответы социология, а на какие – нет? Отличительные черты политологии и политической социологии (объект, предмет, метод). Классификация политических исследований в прикладной социологии. Оценка эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления. Имидж и репутация региона. Построение политических рейтингов и индексов, в том числе синтетических индексов (на примере проекта «Индекс свободы слова»). Рейтинги информированности, доверия и одобрения деятельности органов власти и политиков. Решение проблемы сензитивности в массовых опросах: на примере исследований коррупции (проблема искренности респондентов).

Основная литература:

1. Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред. чл.- корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

3. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с. англ.А.К. Соколова. М.: Весь мир, 2007

Дополнительная литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

2. Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

Вопросы к занятию:

1. Каковы основные проблемы современной политической социологии и эмпирических исследований сферы политики?

2. Определите основные принципы построения политических рейтингов.

3. Каковы, на ваш взгляд, групповые особенности политического сознания?

Лекция 2. Методология и техника проведения политических исследований

Содержание лекции: Организация и проведение комплексных политических исследований (на примере проектов «Причины этнического экстремизма и ксенофобии в молодежной среде», «Формирование общегражданских установок и этнических стереотипов в школьной среде», «Способность политической системы реагировать на общественные ожидания и опасения»). Влияние предмета исследования на процесс определения его объекта (-ов). Особенности отбора респондентов при сложном (составном) объекте исследования. Проблемы формирования инструментария комплексных исследований. Критерии удовлетворенности заказчика политического исследования. Учет задач и потребностей заказчика при формировании стратегии и технологии политического исследования. Как писать рекомендации для заказчика.

Основная литература:

1. Ноэль-Нойманн Э. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. М., 2007.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

3. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: пер. с. англ.А.К. Соколова. М.: Весь мир, 2007

Дополнительная литература:

1. Путеводитель по выборам. Политическая Россия 2007, ред. В.Федоров. М.: ВЦИОМ, ЦСП, 2007

2. Как управлять Россией. Социология одного города. М. ВЦИОМ, Алгоритм, 2009

Вопросы к занятию:

1. Какие факторы влияют на выбор дизайна и методов политического исследования

2. В чем состоят особенности отбора объектов при исследовании политического сознания и политического поведения?

3. Назовите традиционные и современные методы, применяемые при исследовании политического сознания и поведения?

ЗАНЯТИЕ 9:

Лекция. Особенности изучения электорального поведения россиян

Автор: к.п.н. Федоров Валерий Валерьевич, Генеральный директор ВЦИОМ

Содержание лекции: понятие электорального поведения. Основные методики изучения выборного поведения: опросы, фокус-группы, экзитпол. Выборы в однопартийной системе («выборы без выбора»). Выборы в плюралистической политической системе. Выборное поведение и социальная структура. Выборное поведение и структура ценностей. Выборное поведение и политическая культура. Поведенческие установки и политический выбор. Демократия либеральная и плебисцитарная. Фальсификации и нарушения выборов.

Основная литература:

1. Федоров В. Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян. - М.: Праксис, 2010. - 370 с.

2. Глебова И. Как Россия справилась с демократией. – М., Росспэн, 2006.

3. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М. 2004.

Дополнительная литература:

1. Андрющенко Е.П., Дмитриев А.В., Тощенко Ж.Т. Опросы и выборы 1995 года (опыт социологического анализа). // Социс. 1996. №6.

2. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества. // Полис. 2000. №6.

Вопросы к занятию:

1. Что такое электоральное поведение? Как возможно электоральное поведение в ситуации, когда результат выборов предопределен заранее?

2. Каковые основные методики изучения электорального поведения? В каких случаях и для решения каких задач они применяются?

3. Как соотносятся политическая культура и электоральное поведение?

ЗАНЯТИЕ 10:

Лекция. Особенности проведения социальных исследований

Автор: к.пол.н., Баскакова Юлия Михайловна, руководитель проектов управления социально-политических исследований ВЦИОМ

Содержание лекции: Отличия социальных исследований от маркетинговых. Социология на службе государства и НКО. Виды социальных исследований (по масштабам, по темам, по заказчику). Круг проблем, которые охватывают социальные исследования. Доверие институтам власти (МВД), ЗОЖ, соотечественники и мигранты. Применение результатов социальных исследований. Особенности комплексных социальных исследований (на примере проектов «Социальная стратификация российского общества», «Соотечественники за рубежом»). Влияние предмета исследования на процесс определения его объекта (-ов). Основные сложности, возникающие при проведении социальных исследований. Проблемы формирования инструментария по «социально-чувствительным» темам. Основные принципы и методики составления индексов, комплексных показателей. Интерпретация результатов социального исследования. Прогнозы и рекомендации.

Семинар. Можно ли рассматривать перепись населения как социальное исследование? Преимущества и недостатки по сравнению с социологическим опросом. Деловая игра «построение интегральных показателей».

Литература:

1. Ноэль-Нойманн Э. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. М., 2007.

2. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

3. Прогнозное социальное проектирование. Теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994

4. Доган М. Социология среди социальных наук // Социологические исследования, 2010, № 10

5. Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы // Социологические исследования, 2010, № 10

Вопросы к занятию:

1. Чем социальные исследования отличаются от маркетинговых?

2. Кому и для чего нужны социальные исследования?

3. Каковы основные сложности, возникающие при проведении социальных исследований?

4. Что необходимо знать для интерпретации результатов социальных исследований?

5. Почему нельзя буквально воспринимать цифры социологов?

ЗАНЯТИЕ 11:

Лекция1: Социальные исследования в сфере предпринимательства

Автор: Седова Наталья Николаевна, заместитель гендиректора ВЦИОМ по науке

Содержание лекции: Особенности социальных исследований в сфере бизнеса, в предпринимательской среде. Социальные исследования в бизнесе vs маркетинг. Определение грани между социологией и статистикой в исследованиях бизнеса. Респондент – личность или компания? Проблемы построения и реализации выборки в исследованиях среди предпринимателей: малый и большой бизнес – «две большие разницы», отраслевые критерии крупности, возможности фокусирования выборки. Трудности полевого этапа исследования: опасность замещения респондентов, возможность «умножения» респондентов, проблема достижимости, сокрытие информации. Трудности разработки программы и инструментария. Опрос, формализованные или глубинные интервью? Проблемы экспертных исследований в бизнесе. Сопровождение исследования в сфере предпринимательства исследованиями среди населения по общенациональной выборке.

Основная литература:

1. Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2002.

2. Алимова Т.А., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Модернизация экономики России: социальный контекст. В 4 кн. / Ясин Е.Г. и др. Кн. 2. – М.: изд-во ГУ – ВШЭ, 2004, с.399-416.

Дополнительная литература:

1. Волков В.В. Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринимателей // Социологические исследования. 2002. № 4.

2. Голубицкий Ю. Бизнес по-русски. Социологические этюды. – М.: Вече, 2008, 288 с.

3. Барсукова С.Ю. Предпринимательские "призывы": от "старой гвардии" до "новобранцев" // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 51-58.

4. Орлова Л.В. Региональные общественные организации предпринимателей: отношение и оценки // Социологические исследования. 2010. № 5. С. 140-142.

5. Староверов В.В. Рейдерство как фактор деформации российского предпринимательства // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 54-65.

Вопросы к занятию:

1. В чем состоят особенности социологического исследования в предпринимательской среде?

2. Какова роль критерия величины (крупности) компаний при разработке выборки для исследований разного целевого назначения: изучение делового климата в стране в целом и изучение условий для бизнеса по заказу определенного госоргана (например, ФАС)?

3. Как бороться с опасностью недополучения или искажения информации в ходе исследования среди предпринимателей? Как предотвратить опасность «умножения респондентов»?

4. Как выбрать правильный метод исследования проблем, связанных с предпринимательством и предпринимательской деятельностью?

Лекция2 : Особенности исследований «третьего сектора», НКО

Автор: к.э.н., Пахомова Елена Ивановна, старший научный сотрудник Института социологии РАН, член Научного Совета ВЦИОМ

Содержание лекции: Понятие «третьего сектора». Институционализация третьего в России. Понятие «негосударственная некоммерческая организация». Типы и формы негосударственных некоммерческих организаций. Цели и задачи исследований третьего сектора, НКО. Исходные данные для построения выборочной совокупности НКО. Принципы построения выборочной совокупности. Общая характеристика выборочной совокупности мониторинговых наблюдений состояния гражданского общества, реализуемого Центром исследования гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ ВШЭ. Применение качественных методов исследования третьего сектора, НКО. Некоторые результаты мониторинга состояния гражданского общества и некоммерческого сектора.

Основная литература:

1. Мерсиянова, И.В. Негосударственные некоммерческие организации: институ­циональная среда и эффективность деятельности / И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 000 с. (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. II)

2. Якобсон Л.И. Российский третий сектор: от импорта к импортозамещению// Некоммерческий сектор: экономика, право, управление. Материалы международной научной конференции. М.: ГУ ВШЭ, 2007, с. 43-58.

3. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры//Отв. ред. Петренко Е.С., М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008, 392 стр.

4. Якимец В.Н. Оценка эффективности межсекторных взаимодействий: инструменты, результаты и пути решения В кн.: Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления. Под ред.Л.В.Сморгунова. Самара: Изд-во СПбГУ, 2010

Дополнительная литература:

1. Поговорим о гражданском обществе. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001

2. Исраелян Е.В. Некоммерческий сектор в зеркале статистики: международный и канадский опыт// США*Канада: экономика, политика, культура. – 2008. - № 6.

3. Ковалева Н.В., Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Мониторинг состояния гражданского общества в России// Личность. Культура. Общество. – 2008. – Том Х. – Вып. 5-6 (44-45

Вопросы к занятию:

1. Каковы основные цели и задачи исследования третьего сектора, НКО?

2. Каковы особенности организации и проведения социологического исследования НКО?

3. Основные преимущества и недостатки различных методов исследования третьего сектора, НКО?

ЗАНЯТИЕ 12:

Лекция 1 : B 2 B исследования на отраслевых рынках: основные методы и особенности

Автор: Войлокова Татьяна Николаевна, руководитель отдела B 2 B исследований ВЦИОМ

Содержание лекции: Определение понятия B2B. Специфика задач B2B взаимодействия. Сегментация рынков B2B. Особенности B2B рынков и маркетинга на них. Исследовательские задачи на рынках B2B. Дизайн и логика исследовательских проектов. Целевые аудитории. Основные методы сбора данных. Сложности исследований B2B рынков. Формат предоставления результатов исследований.

Основная литература:

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

2. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

3. Копченков В. Маркетинговое исследование как средство b2b-коммуникации // «Индустриальный и b2b маркетинг». - №5. – 2008.

Дополнительная литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Издательство КДУ, 2009.

2. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга. – М.: ИТК Дашков и К, 2010.

Вопросы и задания к занятию:

1. Опишите основные задачи B2B взаимодействия.

2. Каковы основные отличия компаний B2B рынка от компаний рынка B2C?

3. Назовите примеры исследовательских задач на рынках B2B

4. Case-study: опишите возможный дизайн исследования для типовой задачи B2B компании

5. Опишите возможные сложности при изучении B2B рынков, предложите варианты их преодоления

Лекция 2 : Программа семинара «особенности медиа-исследований»

Автор: Кожевникова Ольга Вадимовна, руководитель управления MULTIMEDIA RESEARCH ВЦИОМ

Содержание лекции: Понятие аудитории, реальная, кумулятивная (накопленная) и потенциальная аудитория. Параметры общей аудитории, параметры аудитории конкретного СМИ в целом, параметры аудитории составных элементов СМИ, темпоральная природа параметров аудитории СМИ, связи между параметрами, специфика параметров аудитории различных типов СМИ. Фоновое и сосредоточенное, спонтанное и планируемое, свободное и вынужденное, непрерывное и «клиповое» характер потребления СМИ, понятие «сёрфинг», «флиппинг», «грейзинг».

Методы измерения аудиторий, история измерений: от опросных к автоматизированным технологиям. Опрос, о фактах обращения к СМИ, дневниковые панели, CATI, аудиметр, система «Radiocontrol» и « Arbitron PPM». Достоинства и недостатки, проблема точности измерений. Контроль за измерениями аудитории СМИ. Качественные методы исследования аудитории СМИ. Измерение реакции телезрителей и радиослушателей по отношению к контенту. Дайал-тест. Требования к современным системам измерений в условиях перехода на цифровое вещание.

Литература:

1. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию исследования. – М.: УРСС, 2004

2. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. - М., 1997.

3. Методологические проблемы и практика изучения Интернета: сб.научн.статей. – М., 1999.

4. На пути к общемировому стандарту измерения телевизионной аудитории. – М.: Медиа Комитет, 2005.

5. Рекомендации по единым требованиям и стандартам на системы измерения радиоаудитории. – М.: Медиа Комитет, 2006.

ЗАНЯТИЕ 13:

Лекция 1: Особенности брендинговых исследований. Методология исследования корпоративной репутации

Автор: Шейман Софья Владимировна, генеральный директор компании IFORS (совместно с ВЦИОМ)

Содержание лекции: Понятие корпоративной репутации. Составляющие деловой репутации. Целевые аудитории, в которых «живет» корпоративная репутация. Бенч-маркинг или отражение своей репутации в конкурентах. Динамика изменения репутации. Использование результатов исследований корпоративной репутации в управлении компанией.

Основная литература:

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009.

2. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: «ГУ ВШЭ», 2006.

3. Муссель М.К. цикл статей «Исследования корпоративной репутации и товарных брендов» в журнале «МаркетингПро», 2007-2008 г.

Вопросы к занятию:

1. Зачем нужно изучать корпоративную репутацию?

2. Зачем нужен бенч-маркинг?

3. На что может влиять позитивное или негативное отношение к компании?

ЗАНЯТИЕ 14:

Зачетное мероприятие. Презентация и анализ результатов учебного исследования группы.

Ведет Федоров Валерий Валерьевич, Генеральный директор ВЦИОМ