Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические

Министерство образования и молодежи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

КАФЕДРА «FINANŢE ŞI BĂNCI»

МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по подготовке и защите курсовых, дипломных работ

и дипломных работ по мастерату

студентами специальности «Банки и биржи»

кафедра «Finanţe şi bănci»

КИШИНЭУ –200 8

Методические указания по написанию и защите курсовых, дипломных работ и дипломных работ по мастерату предназначены для студентов Факультета Экономических знаний по дисциплинам кафедры «Finanţe şi bănci» дневной и заочной форм обучения. Разработаны в соответствии с учебным планом специализации «Finanţe şi bănci» и одобрены на заседании кафедры «Finanţe şi bănci» № _ от _ 2006 года и заседании Совета Факультета Экономических знаний № _ от __ 2006 года.

АВТОРЫ:

Патраш Михай, доктор экономики, профессор

Фадеева Ирина, доктор экономики, конференциар

Штефанюк Ольга, доктор экономики, конференциар

Григорица Корнелия, доктор экономики

Чуботару Виталий, магистр экономики

Рецензенты:

Додон И., доктор экономики,

Борш И., доктор экономики, заведующий отделом НБМ

Оглавление

Введение.……………………………………………………………….

I. Цель и задачи при написании работы………………………….

II. Общие требования по разработке и написанию работ………..

III. Выбор темы………………………………………………………

IV. Составление плана работы………………………………………

V. Работа с источниками информации.…………………………….

VI. Требования к содержанию………………………………………

VII. Задачи научного руководителя…………………………………..

VIII. Требования к оформлению работы и порядок ее регистрации на кафедре…

IX. Подготовка к защите и защита дипломной работы ............…...

Приложения……………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка дипломной работы является заключительным этапом обучения студентов, подводящим итог всего учебного процесса в университете.

Дипломная работа – это квалификационная работа, содержащая исследования актуальных проблем в банковской и биржевой деятельности, имеет своей целью систематизацию и углубление теорических знаний и совершенствование практических навыков в выполнении аналитической работы, обобщении и логическом изложении изученного материала, обосновании выводов и предложений.

Дипломная работа и ее защита должны продемонстрировать, что выпускник овладел основными методами исследования различных проблем в банковской и биржевой деятельности, в полном объеме усвоил материалы дисциплин учебного плана по специальности „Bănci şi burse de valori”.

Написание и защита дипломной работы является сложным процессом обучения. Выбор темы, проведение теоретического анализа литературных источников, анализ полученных практических навыков в ходе производственной практики и другие аспекты выполнения дипломной работы осуществляются по определенным правилам и должны отвечать установленным требованиям.

По характеру деятельности и кругу выполняемых обязанностей экономист со специализацией „BBV” это специалист широкого профиля с разносторонней экономической подготовкой, широким кругозором, эрудицией и культурой. Он должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать знаниями особенностей переходной и рыночной экономики, уметь правильно оценивать предлагаемые отечественными и зарубежными специалистами концепции, направления и предпосылки дальнейшего развития биржевого и банковского секторов Молдовы, отбирая те из них, которые в наибольшей степени отвечают ее интересам и особенностям развития.

Настоящие методические рекомендации по выполнению дипломной работы:

  1. Устанавливают основные положения, определяющие порядок выполнения дипломной работы в высшем учебном заведении;
  2. Определяет порядок формирования тем, организационные требования по выполнению дипломной работы, а также структуру, содержание, объем и порядок оформления работы;
  3. Оказывает помощь студенту в проведении подготовительной работы, выполнении основной и заключительной части дипломной работы перед Государственной комиссией в соответствии с действующими правилами и установленными требованиями.

Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студента. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе её изучения выводы и обобщения. Выполнение курсовой работы способствует более глубокому знакомству с материалами курсов, по которым она пишется. Курсовая работа представляет собой учебный вариант научного сочинения, в котором важна как самостоятельность изложения, так и соответствие определенной структуре и соблюдение необходимых формальных требований.

Настоящие методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ предназначены для студентов Государственного университета экономического факультета специальности „BBV”.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ.

При написании курсовой и дипломной работы студент/мастеранд повторяет, систематизирует и углубляет свои знания в области банковской или биржевой деятельности.

Дипломная работа имеет практическую ценность при соблюдении следующих условий:

1. Показан уровень общеобразовательной и специальной подготовки студента, его умение применять знания, полученные при изучении комплекса дисциплин, к решению конкретных проблем банковской или биржевой деятельности.

  1. Содержит самостоятельное исследование, выполненное студентом путем анализа фактического материала и обобщение литературных источников.
  2. Содержит конкретные предложения по повышению эффективности банковской или биржевой деятельности, качества предлагаемых услуг, совершенствованию их организации в соответствии с требованиями рыночной экономики.
  3. Грамотно написана и оформлена в соответствии с установленными требованиями.

В процессе разработки темы перед студентом/мастерандом стоят следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и убедительно аргументировать актуальность выбранной темы для исследования.

2. Раскрыть сущность соответствующей финансовой деятельности.

3. Самостоятельно подобрать и изучить теоретический материал, нормативные акты, решения, регламенты и инструкции в исследуемой области.

4. Обработать практический материал, собранный за время прохождения производственной практики, выполнить необходимые расчеты, составить таблицы, схемы, диаграммы и.т.д.

5. Увязать теоретический материал с практическим, на основе чего сформулировать соответствующие выводы.

6. Сформулировать конкретные, аргументированные и научно-обоснованые предложения и рекомендации по совершенствованию рассматриваемых в работе проблем.

Достижение данных задач возможно при условии, что студент /мастеранд выработал навыки научного исследования и анализа. Элементы научного исследования обязательны при написании дипломных работ по мастерату. Студент обязан уметь самостоятельно подобрать необходимую литературу, критически оценить и сравнить различные научные взгляды и подходы разных авторов.

Он должен быть способен выявить связь между теорией, экономическими категориями и их практическим применением в развитии экономики в целом. Необходимо использование новых методов экономического анализа, математического моделирования и других методов исследования. Студент/мастеранд должен изложить полученные результаты, прокомментировать и аргументировать их.

Дипломная работа/дипломная работа по мастерату отражает способность студента/мастеранда самостоятельно исследовать выбранную тему, сформулировать выводы и представить аргументированные предложения и рекомендации по совершенствованию проблем.

В процессе разработки курсовой или дипломной работы студент должен достичь:

- способности систематизировать изучаемый материал;

- способности пользоваться статистическими данными;

- познания методологии расчетов, необходимых в организации банковских операций;

- способности выявлять недостатки в различных видах банковской или биржевой деятельности;

- способности оценивать уровень реальности и объективности утверждений относительно потенциальных клиентов;

- способности правильно, последовательно и аргументировано изложить собранные и проанализированные материалы;

- способности концентрации внимания на основных проблемах темы;

- выделить основные элементы при изложении исследуемых проблем;

- способности выделить необходимые направления совершенствования в банковской или биржевой деятельности в рамках исследуемой проблемы;

- способности разработать тему в установленные сроки.

Курсовые, дипломные работы и дипломные работы по мастерату разрабатываются студентом самостоятельно, т.е. копирование недопустимо.

II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ РАБОТ.

Курсовая и дипломная работа, а на завершающем этапе обучения в мастерате -дипломная работа по мастерату является одним из важных элементов процесса обучения и эффективным методом по подготовке специалистов с высшей квалификацией.

Курсовые работы по дисциплинам «Основы банковской деятельности»; «Основы функционирования рынка капитала»; «Международные валютно-финансовые отношения» выполняются студентами специальности «Банки и биржи» в IV и VI семестрах соответственно, что позволяет студентам использовать полученные знания и по другим дисциплинам.

Выполнение дипломной работы завершает процесс обучения. Курсовые и дипломные работы характеризуют уровень знаний студентов по дисциплинам по специальности.

Дипломная работа по мастерату представляет собой научное исследование, выполненное мастерандом самостоятельно, на основе полученных знаний и практических навыков в процессе постуниверитетского обучения.

Дипломная работа по мастерату позволяет выявить уровень знаний мастеранда и его способность применения их при разрешении конкретных проблем в реальной экономике.

Процесс разработки дипломной работы включает несколько этапов:

1) изучение предложенных тем и выбор темы исследования;

2) подбор и изучение материала по выбранной теме;

3) составление плана работы;

4) систематизация информации для изложения (литературные источники, статистические данные, информация из Интернета и.др.);

5) подбор практического материала;

6) обработка и анализ практического материала, в частности, составление таблиц, сравнительный анализ, построение графиков, схем, проведение необходимых расчетов и.т.д.;

7) консультация у преподавателя – научного руководителя;

8) написание работы в соответствии с предъявленными требованиями;

9) представление работы научному руководителю в установленные сроки, проверка осуществляется по частям, по мере написания каждого параграфа или главы;

10) доработка и окончательное оформление работы, согласно предъявляемым требованиям;

11) представление дипломной работы на кафедру и ее регистрация;

12) передача работы на рецензию официальному рецензенту и представление ее на кафедру;

13) подготовка к защите;

14) защита дипломной работы перед Государственной Экзаменационной Комиссией.

III. ВЫБОР ТЕМЫ

Выполнение курсовой/дипломной работы зависит от правильного выбора темы, соответствующего научным интересам студента или мастеранда. Особенно это важно при выборе темы курсовой работы, так как в дальнейшем она может составить основу дипломной работы, а затем и дипломной работы по мастерату.

При выборе темы дипломной работы следует руководствоваться проблематикой, ее актуальностью и практической ценностью, возможностью получения конкретных данных, наличием специальной научной литературы. Студент руководствуется примерным перечнем тем дипломных работ, имеющихся на кафедре, или предлагает свою собственную тему, согласованную с научным руководителем. По желанию студент/мастеранд может сформулировать тему самостоятельно при условии, что он хочет продолжить ранее начатые исследования в рамках научно-исследовательской работы, или предложенная студентом тема находится в тесной связи с общим направлением тематики выполненных им курсовой и/или дипломной работы. Предлагаемая студентом тема должна быть согласована и одобрена заведующим кафедры.

Выбрав тему, студент/мастеранд должен написать заявление установленного образца (Приложение 1), на имя заведующего кафедрой. Темы курсовых и дипломных работ, закрепленные за студентом, утверждаются приказом ректора. Изменение темы возможно только в исключительных случаях. Для этого студент должен в письменном виде на имя ректора аргументировать необходимость изменения темы. Срок подачи заявления для изменения темы – не менее 2-х недель до начала преддипломной практики.

Если несколько студентов/мастерандов выбрали похожие темы, их исследования должны проводиться в разных направлениях, содержать различные подходы исследования.

За каждым студентом решением кафедры закрепляется научный руководитель, который определяет направления исследования, план и структуру работы, график выполнения параграфов и глав. Научный руководитель консультирует студента/мастеранда, помогая достичь поставленной цели.

Тематика курсовых/ дипломных работ пересматривается и обновляется ежегодно, после чего утверждается решением заведующего кафедрой.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ.

Особое внимание при написании курсовой или дипломной работы должно быть уделено составлению плана. Перед его составлением студент должен подобрать и ознакомиться с необходимой литературой, изучить логику и последовательность изложения основных вопросов. План согласовывается с руководителем курсовой или дипломной работы.

План курсовой работы должен содержать: введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения. План курсовой работы может быть простым, т.е. содержать основную проблему, которая должна быть рассмотрена в 3-4 параграфах, или сложным, при котором выделяются 2 главы.

Пример 1: Вариант простого плана.

Введение

1. Валютный риск; определение и его влияние на проведение обменных операций в к.б.

2. Управление валютным риском: основные методы.

3. Управление риском открытой валютной позиции.

4. Проблемы коммерческого банка при управлении валютным риском.

Выводы и предложения.

Список литературы (Библиография).

Приложения.

Пример 2: Вариант сложного плана.

Введение

Глава 1. Валютные риски и их классификация.

1.1. Понятие валютного риска.

1.2. Виды валютных рисков.

Глава 2. Основные методы минимизации валютных рисков.

2.1. Страхование валютных рисков.

2.2. Хеджирование.

2.3. Диверсификация валютного риска.

2.4. Управление риском открытой валютной позиции.

Выводы и предложения.

Библиография.

Приложения.

План дипломной работы должен содержать: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении студент обосновывает актуальность избранной для исследования темы, обозначает цель исследования, перечисляет методы, приемы и инструменты, которые будут использованы.

Первая глава дипломной работы, как правило, содержит теоретическое обоснование рассматриваемого вопроса: определения категорий, их сущности, принципов, функций и т.п. В первой главе также следует обосновать роль и значение рассматриваемой проблемы в экономике.

Вторая глава содержит материал, характеризующий порядок организации рассматриваемой банковской /биржевой деятельности. В этой главе должны содержаться примеры практической деятельности, расчеты, аналитические таблицы и т.п.

Третья глава должна содержать материал, который показывает направления совершенствования, улучшения организации каких-либо отдельных моментов организации банковских (биржевых) операций. Заключение содержит выводы по проведенному исследованию и предложения по результатам исследования.

Главы должны содержать по меньшей мере два или три параграфа, которые раскрывают специфику, детали, подробности.

Рекомендуется составление нескольких вариантов плана, наилучший из которых выбирается совместно с научным руководителем. В процессе разработки темы план может корректироваться. На основе плана научный руководитель устанавливает календарный график работы и сроки предоставления написанных глав на проверку.

Роль научного руководителя состоит в том, чтобы направлять исследовательскую деятельность студента, рекомендовать наилучшие методы разрешения проблем, возникающих при написании работы.

V. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ.

После составления плана (он изначально может быть достаточно подробным, а при завершении работы над материалом излагается в свернутом варианте) студент подбирает необходимую специальную литературу, которая может быть разделена на основную и дополнительную. Начинать подбор литературы следует с учебников, учебных пособий, курса лекций, для того, чтобы четко уяснить суть вопроса, выбранного объектом исследования.

Основная литература должна служить студенту базой для формирования целей и задач в изложении темы. По основной литературе, к которой относятся монографии, научные статьи, научные издания, студент знакомится с проблемами, дискуссионными и спорными вопросами, касающимися темы курсовой или дипломной работы. Изучив суть научных споров, особых взглядов отдельных экономистов, экспертов, банкиров (биржевиков) и т.п., студент должен сформулировать свое мнение, свой взгляд и обосновать его. Собственное мнение может быть отличным от содержащегося в специальной литературе, или же студент может принять ту или иную точку зрения на рассматриваемые вопросы. При этом должны быть сделаны ссылки на первоисточники. Как правило, в периодической экономической литературе публикуются аналитические статьи критического характера.

Дополнительная литература – это справочники, информационные бюллетени, банковские отчеты, газеты и журналы.

Качественную работу не возможно подготовить без серьезного изучения и использования соответствующих законов, регламентов, инструкций, правил и т.п., относящихся к исследуемой проблеме.

Теоретические аспекты исследуемого вопроса дополняются изложением методов и форм организации практической работы финансового учреждения. Опыт работы банка/ биржи в рамках конкретной операции студент излагает на основе практических примеров, расчетов, специальных документов. Описание банковской (биржевой) операции должно быть подкреплено примерами, ситуациями по конкретному коммерческому банку или группе молдавских банков или бирже.

Важным разделом как курсовой, так и дипломной работы является раздел, в котором помещаются приложения. Это документы, необходимые для оформления той или иной банковской операции. На эти документы в обязательном порядке должна быть сделана ссылка в тексте работы. Практические материалы, содержание документов, порядок их составления и оформления должны обязательно анализироваться. При этом студент делает попытки выявить и обозначить позитивные и негативные характеристики рассматриваемых вопросов, ссылаясь, например, на зарубежный опыт или высказывания специалистов в этой области.

В заключительной части работы формулируются логические выводы, делаются конкретные предложения по совершенствованию организации банковской (биржевой) деятельности, способствующие повышению эффективности работы банка с клиентами, по достижению большей доходности и общего благотворного влияния на всю экономику страны.

Категорически не допускается «слепое», механическое переписывание текстов учебников, статей, копирование готовых работ из Интернета. Студент должен обдумать механизм действия той или иной банковской (биржевой) операции, цель и назначение ее проведения, обдумать прочитанное и сформулировать свое видение рассматриваемого вопроса.

Если имеет место прямое списывание, т.е. плагиатство, то цель курсовой или дипломной работы считается не достигнутой, ее задачи – не выполненными, а сама работа не допускается к защите и возвращается студенту на доработку.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ

Rezumatul într-o limbă de circulaţie europeană (numai pentru specialitatea „Finanţe şi Bănci”).

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируется проблема, определяется цель работы и решаемые задачи, степень разработанности темы в научной литературе и характеристика используемых источников. Указывается объект исследования, используемые методы анализа и обработки материала. Объем введения 3-5 стр. Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Задачи указываются во введении в виде перечисления. Фактически основная часть дипломной работы — последовательное и логическое решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки задач могут совпадать с названиями глав или параграфов основной части. Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными). В конце введения обычно характеризуется общая структура работы, то есть просто основная часть.

Дипломная работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на параграфы (не менее 2-х). Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается история исследуемой проблемы, показывается степень ее изученности, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента, большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты. По объему первая глава не должна превышать 30% всей работы.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается технико-экономическая характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития объекта, вскрывает недостатки и причины их обуславливающие, намечает пути их возможного устранения. Содержание второй главы дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или даются в приложении.

Третья глава является проектной. В ней предлагаются способы решения проблемы, определяются пути укрепления финансового положения объекта, снижения затрат, повышения уровня основных экономических показателей. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный и обоснованный характер. Базой для их разработки служит проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Каждое решение (предложение) должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования новшества. Сущность экономической эффективности мероприятия заключается в определении соотношения полезного эффекта (результата) и затрат на их достижение. В процессе обоснования ожидаемых затрат выявляются потенциальные составляющие эффекта и рассчитывается экономия затрат получаемая при реализации каждой из этих составляющих.

Обязательными для дипломной работы являются логическая связь между главами и последовательное раскрытие содержания дипломной работы на протяжении всего исследования. В конце каждой главы основной части работы рекомендуется сделать краткие выводы из предшествующего изложения. При любой подаче материала в дипломной работе должно быть обоснование принимаемых решений.

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практически выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Заключение должно подвести итог решения тех задач, которые были во введении и рассмотрены в дипломной работе. Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно изложено в тексте основной части, в заключении студент снова обращается к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести логическую схему исследования. Необходимо четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования. Заключение составляет от 5 до 10% текста в целом.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении его в основную часть работы загромождает текст или увеличивает его объем. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполнение формы отчетности и других документов, регистров учета. Приложения помещаются после списка литературы.

VII. СОТРУДНИЧЕСТВО С НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

В целях оказания студенту/мастеранду теоретической и практической помощи при написании как курсовой, так и дипломной работы кафедра выделяет ему научного руководителя. Студенту/мастеранду следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в две недели) информировать научного руководителя о ходе подготовки курсовой или дипломной работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения теоретическим или практическим вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от календарного плана. На первом этапе подготовки курсовой или дипломной работы научный руководитель рекомендует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает консультации по списку литературы, оказывает студенту помощь в разработке календарного плана выполнения работы. В ходе выполнения работы научный руководитель указывает студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и дает рекомендации по их устранению. После получения окончательного варианта курсовой или дипломной работы научный руководитель составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, отмечает недостатки, мотивирует возможность представления дипломной работы к защите. Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на рецензию. В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, ее актуальность, показано, насколько успешно дипломник справился с рассмотрением теоретических и практических вопросов. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела дипломной работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы.

VIII. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ И ЕЕ РЕГИСТРАЦИЯ НА КАФЕДРЕ

Содержание работы должно иметь оптимальный объем. Для курсовой работы – это 25-30 страниц, набранных на компьютере. Для дипломной работы 55-65 страниц. Для дипломной работы по мастерату – 90-100 страниц, набранных на компьютере. В эти объемы не входят приложения. Отредактированный, полностью исправленный и укомплектованный расчетами, схемами, таблицами и т.п. текст курсовой или дипломной работы набирается на компьютере. При наборе используется шрифт Times New Roman , размер 12, через 1,5 интервала. При этом на странице должно быть не более 28-30 строк. В строке - 68-70 символов, считая пробелы. При оформлении текста работы используется белая бумага формата А-4 (210 х 297). Текст размещается на одной стороне листа с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое –10 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм.

Объем курсовой работы может распределяться следующим образом: введение должно содержать 2-3 страниц текста, теоретическая часть 8-9 страниц, практическая часть с описанием сути рассматриваемого вопроса, практических приемов и методов и т.п. должна содержать не менее 12-15 страниц. Заключение с выводами по проведенному исследованию излагается на 5-6 страницах. Список литературы излагается на 2-3 листах.

Структура дипломной работы может быть следующей: введение – 4-5 страниц, первая глава (теоретическая) - 20-25 страниц, вторая глава (практическая) – 30-35 страниц, третья глава (итоговая) – 20-25 страниц. Заключение с выводами излагается на 7-10 страницах. Список литературы должен быть составлен не менее, чем 3-5 страницах.

Курсовая или дипломная работа должны содержать титульный лист, лист с оглавлением работы, сам текст работы, библиографию, приложения. Титульный лист имеет единую форму в соответствии с образцом, представленным в Приложении 2 настоящих методических указаний. Оглавление приводится на втором листе, следующем за титульным. Здесь приводится структура работы с обязательным указанием страницы, с которой начинается каждый раздел работы (см. Приложение 3).

Главы обозначаются римскими цифрами, а параграфы – арабскими.

Нумерация страниц сплошная, выполняется арабскими цифрами в правом верхнем углу листа. На титульном листе и на листе оглавления страницы не проставляются. Нумерация начинается с 3-ей страницы – с введения.

Работа должна быть написана научно-литературным языком от третьего лица, но в тоже время просто, четко, логически последовательно, экономически грамотно. В работе полностью исключаются грамматические ошибки и погрешности в оформлении. Не соблюдение этих требований может повлечь не допуск работы к защите, а по курсовой работе – снижение оценки.

При написании курсовой или дипломной работы необходимо делать ссылки на литературные источники, статистические и другие данные. Ссылка на источник делается следующим образом: в конце цитаты или выдержки, или в другом соответствующем месте текста открываются круглые или квадратные скобки, в которых указывается порядковый номер источника информации по списку использованной литературы. После запятой указывается страница, на которой находится цитата, цифровые или другие данные. Например: (7, с. 132). Также в круглых скобках дается ссылка на приложения, например: (см. приложение 2). Ссылка на источник, на основе которого выполнена таблица, диаграмма и т.п. делается сразу под таблицей. Напр., Источник: Годовой отчет НБМ за 2005 г., стр. 25. Нумерация таблиц, графиков, диаграмм сквозная, независимо от глав или разделов, в которых таблица размещена. Схемы нумеруются отдельно от таблиц.

Первичный цифровой материал сначала обрабатывается, а затем включается в таблицы, используется в построении схем, графиков, диаграмм. Таблицы должны органично сочетаться с содержанием работы и наглядно отражать и иллюстрировать рассматриваемые проблемы. Большие таблицы, содержащие первичный цифровой материал, а также данные ознакомительного характера, приводятся в приложении к работе и нумеруются отдельно. Приложения должны размещаться логически последовательно в соответствии с текстовой частью работы. Каждое приложение имеет нумерацию текущей страницы, а также собственный номер приложения и свое название, раскрывающее содержание приложения.

Каждая таблица должна иметь наименование, соответствующее содержанию материала, размещенного в ней. Перед названием таблицы указывается ее порядковый номер а затем в кавычках название. Например:

Таблица 2. «Рейтинг кредитоспособности заемщика». Под таблицей пояснение: Таблица составлена по данным MOBIASBANK. Название банков пишется в латинском или английском варианте.

Графы в таблице должны иметь свое название, кратко и четко отражающее элементы таблицы. Они должны быть пронумерованы. В случае, если какие-то данные отсутствуют, указывается «Данные отсутствуют», а нулевое значение отмечается знаком «прочерк» «-- «. Для большей наглядности и сопоставимости материал может быть представлен в виде диаграмм, схем, графиков. Они должны быть обозначены словом «Рис.». За ним следует порядковый номер, а затем тип рисунка и его название.

Например: Рис.3 Диаграмма «Рост кредитных ресурсов».

Вся эта информация помещается под рисунком.

При написании текста курсовой или дипломной работы должны соблюдаться все общепринятые сокращения: млн., млрд., см., табл., стр., г., гг., тыс. леев и т.п. Произвольные сокращения не допускаются.

В тексте работы каждая глава начинается с новой страницы. Название главы выполняется тем же типом шрифта, но выделенным и заглавными буквами. Перенос слов в названии главы с одной строки на другую не допускается. Название первого параграфа каждой главы помещается сразу же под названием главы. Текст после названия раздела работы начинается через двустрочный интервал. Название разделов не подчеркивается. Содержание работы не должно походить на простое перечисление принципов, функций, форм, видов и т.п. Текст выполняется в одном цвете. Цветные графики и диаграммы помещаются только в приложения.

Библиография приводится в конце работы и включает список литературы, состоящий из источников, использованных автором курсовой или дипломной работы. Каждый источник должен содержать в точности все элементы титульного листа книги. Если источник из сборника статей, журнала или газеты, указывается сначала фамилия автора, название статьи (работы), затем полное название сборника, журнала или газеты, откуда взят источник с указанием страниц. Например:

Банковское дело: Учебник. –4-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. В.И.Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 464 с.

Законодательные акты излагаются следующим образом: Наименование законодательного документа, номер, дата утверждения, номер „Monitorul Oficial” и дата. Напр. Закон РМ „О Финансовых институтах” N 550- VIII от 21.07.95//. „Monitorul Oficial” al RM N 1-2 от 01.01.1996

Литература, использованная при написании курсовой или дипломной работы, приводится в следующей последовательности:

  • Законодательные акты, Постановления Парламента, решения Правительства (в хронологическом порядке).
  • Нормативные акты, статистические материалы, Регламенты НБМ, инструкции (в хронологическом порядке).
  • Литературные источники (в алфавитном порядке по фамилии автора или по названию книги, учебника, монографии).
  • Адреса в Интернете (с указанием названия или основных характеристик сайта).

В конце работы, после заключения автор указывает дату передачи работы на кафедру и ставит свою подпись.

Полностью готовая дипломная работа должна быть переплетена в твердую обложку. Отзыв и рецензия в работу не подшивается. Для отзыва и рецензии на тыльной стороне обложки подклеиваются два конверта. Большое значение в успешной подготовке и защите дипломной работы имеет требование со стороны кафедры и научного руководителя по соблюдению сроков выполнения работы. Нарушение сроков выполнения разделов дипломной работы и ее предоставления на кафедру для получения отзыва и допуска к защите может привести к тому, что студент не будет допущен к защите.

IX. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА РАБОТЫ.

Написанная курсовая или дипломная работа представляется научному руководителю после ее регистрации на кафедре, в заранее установленные сроки.

Отзыв на курсовую работу – это оценка выполненной студентом работы и достигнутых результатов. В отзыве дается общая оценка позитивных сторон работы, более детально рассматриваются ее недостатки, допущенные ошибки, которые должны быть устранены или исправлены при подготовке к защите или в процессе ее. Преподаватель может сделать конкретные замечания и на полях курсовой работы.

Если в курсовой работе имеются серьезные недостатки по содержанию и/или оформлению, то такая работа к защите не допускается и возвращается студенту на доработку. Студент переделывает или исправляет работу в соответствии с замечаниями, после чего вместе с первым отзывом работа повторно представляется преподавателю. Курсовая работа находится на проверке у руководителя максимум 7 дней.

Защита курсовой работы выявляет уровень знаний студента по избранной теме. Во время защиты студент должен раскрыть суть, основное содержание работы, ответить на вопросы теоретического и практического характера, а также на замечания преподавателя. Окончательная оценка курсовой работы зависит от качества работы по содержанию, оформлению и защите.

После защиты курсовая работа хранится на кафедре до окончания студентом Университета.

Дипломная работа после завершения написания представляется научному руководителю для проверки. Затем студент вносит исправления в работу в соответствии с замечаниями руководителя. Завершенная работа переплетается типографским способом в жесткий переплет. Окончательно подготовленная работа перед регистрацией на кафедре подписывается студентом и научным руководителем. Такая работа вновь предоставляется научному руководителю, который пишет свой отзыв на работу. В отзыве руководитель, помимо оценки содержания работы, ее оформления, может отметить организацию работы студента, его дисциплинированность, аккуратность в исполнении требований, целеустремленность и т.п. В заключение отзыва руководитель отмечает возможность допуска автора дипломной работы к защите.

Окончательное решение о допуске работы к защите принимает заведующий профилирующей кафедры, о чем делается отметка на титульном листе дипломной работы.

Прежде чем заведующий кафедрой сделает запись о допуске, студент должен получить внешнюю рецензию на работу. Каждая рецензия является строго индивидуальной, объемом 2-3 стр. машинописного текста. В рецензии отражается:

· теоретический и практический уровень дипломной работы;

· степень использования в работе источников, новейшей литературы;

· умение студента самостоятельно использовать и обобщать теоретический и информационный материал;

· полнота и глубина разработки вопросов темы;

· наличие элементов нового в теоретических и практических положениях, степень их обоснования;

· грамотность и качество оформления дипломной работы; возможность использования дипломной работы для практических целей;

· основные недостатки работы с указанием конкретных страниц таблиц, графиков, цифр и т.д.;

· общие выводы и его оценка.

Рецензент дает общее заключение о работе и ее допуске к защите. Рецензию может дать ведущий специалист с места практики студента или преподаватель другого вуза.

В рецензии может быть дана конкретная оценка выполненной дипломной работы.

Завершающим этапом дипломной работы является ее защита перед Государственной Экзаменационной комиссией на открытом заседании.

При подготовке к защите студент готовит доклад, согласованный с научным руководителем. В докладе следует сказать о том, что лично сделано дипломником, чем он руководствовался при исследовании темы, что является предметом изучения, какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы, какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы вытекающие из исследования основные выводы и предложения. Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Начать выступление можно, например, так: "Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается работа на тему…". Далее следует перейти к докладу самостоятельно полученных результатов, сказав при этом: "В работе получены следующие результаты".

При этом надо иллюстрировать свои слова демонстрационными материалами: плакаты, слайды, компьютерная презентация,. Желательно снабдить членов комиссии раздаточным материалом, в который включаются оглавление, схемы, таблицы, графики и другие данные, на которые докладчик может ссылаться в ходе своего выступления, а также сжато сформулированные выводы и предложения. Можно предоставить и текст самого выступления-реферата. Все эти материалы подшиваются в папку-скоросшиватель.

Поскольку чтение доклада недопустимо , демонстрационные материалы являются своеобразной подсказкой для студента. На них нужно поместить основные тезисы, формулы, расчёты, таблицы, графики. Таких материалов может быть 5–7.

В заключение надо сказать: "Я закончил(а). Спасибо за внимание". Продолжительность доклада должна составлять 10-12 минут. По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель и члены комиссии. Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, специального курса или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Дипломник, в случае необходимости, записывает вопросы и готовит ответы, при этом ему разрешается пользоваться своей дипломной работой. По докладу и ответам на вопросы члены Государственной Экзаменационной комиссии судят о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Задачей Государственной Экзаменационной комиссии является оценка подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли дипломнику выдать диплом специалиста. После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается рецензия. Затем предоставляется заключительное слово дипломнику.

Оценка результата защиты дипломной работы производится на закрытом заседании Государственной Экзаменационной комиссии. При оценке принимаются во внимание оригинальность и научно-практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, подготовка наглядного (раздаточного) материала, а также ход защиты дипломной работы. Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании Государственной Экзаменационной комиссии.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

( Образец заявления )

Заведующему кафедрой « Finanţe şi Bănci »

_______________________

(Ф.И.О., ученая степень и звание)

От студента ____ курса дневного/заочного отделения

_______________________

(фамилия, имя, отчество)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу закрепить за мной тему курсовой/дипломной работы «_____________________________________________________________________________».

Дата Подпись студента/мастеранда

Решение кафедры « FB »

__________________________

„______”_______________200_

Приложение 2а

Образец титульного листа курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

КАФЕДРА FINANŢE ŞI BANCI

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

tema :

_________________________________________

_________________________________________

По дисциплине « _____________________________ »

Студента ___ курса

специальности „Bănci şi burse de valori”, группа_____

Научный руководитель:

___________________________

( Ф,И,О. руководителя , ученая степень, должность )

Кишинэу 200 _


Приложение 2b

Образец титульного листа дипломной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

КАФЕДРА FINANŢE ŞI BANCI

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

tema :

_________________________________________

_________________________________________

Студента ___ курса

специальности „Bănci şi burse de valori”, группа_____

Научный руководитель:

___________________________

( Ф,И,О. руководителя , ученая степень, должность )

Кишинэу 200 _


Приложение 2c

Образец титульного листа дипломной работы по мастерату

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

КАФЕДРА FINANŢE ŞI BANCI

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО МАСТЕРАНДА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО МАСТЕРАТУ

tema :

_________________________________________

_________________________________________

Мастеранд

_____________________________

( Ф.И.О. мастеранда )

специальности „Bănci şi burse de valori”

Научный руководитель:

___________________________

( Ф,И,О. руководителя , ученая степень, должность )

Кишинэу 200 _


Приложение 3a

Образец оглавления курсовой работы

Оглавление

стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Сущность кредита и его формы …….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. …………………………………………………………………………………

3. …………………………………………………………………………………

Выводы и предложения……………………………………………………..

Список литературы. . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………

Приложения . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….

Приложение 3b

Образец оглавления дипломной работы

Оглавление

стр.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава I. Особенности функционирования банковской системы Республики Молдова. …………………………………………………………….

1.1. Сущность банковской системы, ее структура и роль в экономике страны

1.2. Становление банковской системы Молдовы и ее характеристика на различных этапах развития……………………………………………….

Глава II…………………………………………………………………….

2.1…………………………………………………………………………..

2.2……………………………………………………………………………

2.3…………………………………………………………………………….

Глава III………………………………………………………………………

3.1. ……………………………………………………………………………

3.2. ……………………………………………………………………………

Выводы и предложения.……..……………………………………………..

Список литературы. . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………

Приложения . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….

Anexa 4

Modelul listei bibliografice

I. Acte normative, hotărâri şi legi ale Parlamentului:

1. Legea RM nr.548-XIII din 21 iulie “Cu privire la Banca Naţională a Moldovei”, 1995 // Monitorul Oficial al Republicii Moldova nr.56-57 din 12 octombrie 1995

2. Legea RM nr.550-XIII din 21 iulie 1995 “Instituţiilor financiare” // Monitorul Oficial al Republicii Moldova nr.1/2 din 1 ianuarie 1996

3. Legea RM nr.1134-XIII din 2.04.1997 „Cu privire la societăţile pe acţiuni” // Monitorul Oficial al Republicii Moldova nr.38-39/332 din 12.06.1997

II. Regulamente, instrucţiuni. norme bancare

4. Regulamentul BNM nr.42/09-01 din 29 noiembrie 1996 „Cu privire la deţinerea cotei substanţiale în capitalul băncii” // Monitorul Oficial al al Republicii Moldova nr.80 din 12 decembrie 1996

5. Instrucţiunea BNM din 08.08.1997 "Cu privire la modul de întocmire şi prezentare de către bănci a rapoartelor financiare” // Monitorul Oficial al Republicii Moldova nr.64-65/103 din 02.10.1997

III. Cărţi, monografii, manuale, articole

6. Gust Marius, Management bancar, Editura Independenţa Economică, Bucureşti, - 1999, 326 p.

7. Grigoriţă Cornelia, Activitate bancară, Editura Cartier, Chişinău, - 2005, 420 p.

8. Patraş Mihai, Reforma monetară şi politica bancară // Republica Moldova: dimensiunile reformelor. Academia de Ştiinţe şi Centrul de Studiere a Problemelor Peţii, - Chişinău, Editura Pontos, 2002, - pp. 234-252

IV. Date statistice şi practice

10. Raportul anual al Băncii Naţionale a Moldovei pentru anul 2005, BNM, Chişinău, 100 p.

11. Caslaru Anatol, Sistemul bancar în faţa unor modificări structurale // ournet.md (1.03.2006)

Anexa 5

R E C E N Z I E

a tezei de an

a studentului anului ____, grupa ___

a Facultăţii Ştiinţe Economice

specialitatea Bănci şi burse de valori

___________________________________________

(numele, prenumele studentului)

pe tema:”_________________________________________________________”

Lucrarea dezvăluie:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Părţile pozitive a lucrării:

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Observaţii/Părţi negative:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Lucrarea recenzată este admisă la susţinere

Sau

Lucrarea este îndreptată spre prelucrare şi perfecţionare în conformitate cu observaţiile menţionate.

Conducătorul ştiinţific:_______________________/___________________/