Учебное пособие: Методические указания по разработке бизнес-плана. Шаг 1
Инвестиционный проект
Методические указания по разработке бизнес-плана.
Шаг 1.
Выбор направления деятельности. А так же нужно определиться какую сумму Вы готовы инвестировать.
Шаг 2.
Составления списка оборудования необходимого для данного проекта. Рекомендуется данный список продумывать до мелочей (например, стулья, занавески, настольные лампы, канцелярские товары и т.д.)
Немало важным аспектом является поиск помещения для Вашей деятельности. Выбрав помещение, Вы определяетесь с выбором его покупки или взятия в аренду.
Шаг 3.
Сопоставления суммы полученной Вами, при расчете необходимого оборудования для открытия бизнеса с имеющейся у Вас суммой. Если у Вас возникает нехватка финансирования, то рекомендуется прибегать к привлечению заемных средств (кредитов).
Шаг 4.
Проведение краткого анализа рынка и конкурентов. На данном этапе определяется целесообразность открытия бизнеса.
· Определить сколько аналогичных фирм работает в населенном пункте. Желательно сопоставить данные показатели с количеством проживающего населения, чтоб определить насыщенность рынка;
· Анализ цен конкурентов. Желательно сравнительный анализ;
· Анализ услуг предлагаемых конкурентами. Внедрение новых услуг;
В качестве дальнейшего расширения бизнеса предлагается оказания дополнительных услуг, либо открытие второго дома быта в другом районе, либо выкуп у конкурентов.
К дополнительным услугам работы дома быта можно отнести:
· продажу различной фурнитуры:
- тканей;
- ниток;
- кружек с логотипами;
- брелком;
- фоторамок.
· Оказание бытовых услуг;
· посредничество в предоставлении услуг.
Содержание
1. Резюме………………………………………….………..5
2. Краткое описание проекта ………………………………..7
3. Маркетинговый анализ сегмента рынка ……….……..….11
7. Расчеты при выборе формы собственности в виде ООО……………………………………….……………28
1. Резюме
Целью
настоящего инвестиционного проекта является получение прибыли
из открытия дома быта для оказания услуг населению с привлечением инвестиционного капитала.
Инвестиции привлекаются на 19 мес.
единовременно в объёме 380 000 рублей,
предпусковой период составляет 1 мес.
В период реализации проекта приобретается оборудование в собственность, также предоставляются услуги на сумму 6 600 000
рублей
.
Ключевым моментом в реализации настоящего проекта довольно низкой величиной инвестиций.
Несмотря на бурное развитие разных отраслей по оказанию услуг, в настоящее время практически не встречаются универсальные предприятия, которые могут оказывать разнопрофильные услуги. Следовательно, мы можем предположить, что насыщение данного рынка еще не наступило, что вместе с быстротой оказания услуг и грамотной рекламной компанией способно обеспечить высокую рентабельность всего проекта.
Основные характеристики проекта:
Уровень безубыточности проекта, % 94
Чистый дисконтный доход (NPV), руб. 5 756
Если данный показатель больше 0, то проект стоит принимать к реализации.
Рентабельность инвестиций, % 122
Данный показатель означает, что за каждый вложенный рубль можно получить 1 руб. 22 коп. прибыли.
Рентабельность продаж, % 16
Данный показатель означает, что в общей выручки 16% составляет чистая прибыль.
Во время кризиса человек должен идти не в торговый центр, а в дом быта. Потому что чинить старое дешевле, чем покупать новое. Основываясь на данный тезис, идея открытия дома быта в последние годы становится все актуальней. Связано это в первую очередь с тем, что в городе встречается множество предприятий, которые оказывают узкопрофильные услуги, и очень мало мест где можно воспользоваться различными видами услуг, во вторую очередь, что данное предприятие требует вложения небольших финансовых средств, а прибыль данного бизнеса хоть и небольшая, однако стабильная, т.к. у населения всегда будет что-то, что требует ремонта.
Цель предприятия
: открытия дома быта для оказания услуг населению любого уровня доходов.
Перечень услуг, которые может оказывать дом быта, данный перечень соответствует основным требованиям бытового обслуживания населения и способствует развитию данной отрасли в городе Пскове, а тем более в регионах, а именно:
· Изготовление ключей
:Автомобильные ключи
:Стержневые ключи
:Английские, крестообразные
:Перфорированные ключи
:Ригельные ключи
:Ключи повышенной секретности
· Замена элементов питания
:В часах: настенных, настольных
наручных, с хронографом
:В записных книжках
:В автобрелках
:В швейцарских часах
:В часах элитных марок и др.
· Ремонт часов
:Наручных / хронографов
:Будильников
:Антиквариата
:Российских / Японских
:Швейцарских/Элитных марок
· Ремонт одежды
:Штуковка (Худ. Штопка)
:Подгонка изделия по фигуре
:Изменить длину/крой изделия
:Кожа/Дубленки/Шубы
:Работа с гардинами, шторами
:Замена подкладки и др.
· Ремонт сотовых телефонов
:Диагностика FREE
:Восстановление телефона
:Снятия блоков телефона
:Смена программного
обеспечения
:Полировкастекол и др.
· Ремонт ювелирных изделий/гравировка
:Ремонт серег, колец
:Ремонт браслетов, замков
:Умен./Увелич. Обручальных колец
:Пайка цепочек/Закрепка камней
:Полировка/Шлифовка и др.
Как видно дом быта готов предоставлять широкий спектр услуг!
Предприятие будет создаваться в форме ИП – индивидуального предпринимателя. Полное наименование предприятия – ИП «Дом Быта». Именно такой вид правовой формы будет самым оптимальным для организации, так как он имеет следующий ряд преимуществ:
1. может быть основан при малом капитале
2. риск ограничен основным вкладом
3. участник имеет широкие права по управлению. Гарантирует непрерывность управлением предприятия
4. затраты на учреждение и управление ниже, чем в других обществах
Прибыль принадлежит в полном объеме организатору бизнеса.
Руководство деятельностью предприятия ведёт директор, который несёт материальную и административную ответственность за достоверность данных статистического и бухгалтерского учётов.
Бухгалтерия осуществляет все расчёты с поставщиками продукции, ведёт учёт по товарообороту, прибыли, издержкам, рассчитывает заработную плату и составляет отчёты. Для данного предприятие не целесообразно нанимать бухгалтера, как отдельную штатную единицу. Поэтому предприятие будет пользоваться услугами бухгалтера по совместительству.
Кадры или трудовые ресурсы – представляют собой совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Это очень важный ресурс каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.
Заработная плата – это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного им труда и результатов деятельности всего коллектива предприятия. Она является важным стимулом для работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции. На предприятии для производственного и управляющего персонала используется простая повременная оплата труда с учетом тарифных ставок.
Планируется, что организационная структура ИП «Дом быта» будет следующей:
Не секрет, что успех деятельности организации во многом определяется уровнем квалификации ее сотрудников, Поэтому подбор персонала – дело первостепенной важности для фирмы.
В таблице представлено штатное расписание фирмы, где указаны оклады сотрудников и отчисления в бюджет.
Планируется режим работы дома быта 10 часов в день 6 дней в неделю.
№ п.п.
Должность
Кол-во человек
Заработная плата
Фонд оплаты (с отчислениями)
Страховые взносы
1
Бухгалтер
1
5000
5000
6700
1700
2
Швея
1
10000 + 3000
13000
17420
4420
3
Мастер по гравюру, изготовлению ключей
1
10000 + 3000
13000
17420
4420
4
Мастер по ремонту телефонов, очков, часов
1
10000 + 3000
13000
17420
4420
5
Мастер по фотопечати и цифровому оборудованию
1
10000 +3000
13000
17420
4420
6
Уборщица
1
5000
5000
6700
1700
ИТОГО:
62000
83080
21080
Планируется, что оклад основных служащих составит 10000 руб., но так же предусматривается премия за выполнения запланированного объема работ в размере 30% от оклада.
3. Маркетинговый анализ сегмента рынка
На сегодняшний день в г.Пскове существуют дома быта. Большинство этих домов устанавливают цены на уровне городских. В данном проекте вычисляется истинная себестоимость оказываемых домом быта услуг, и как покажут расчеты далее, цены в городе Пскове являются намного выше себестоимости.
Ниже представлены основные конкуренты нашего дома быта в городе Пскове:
· Дом быта. ИП Кульмева И.Е. ул. Волкова, 5, +7 (8112) 72-30-16
· Центр бытовых услуг Псковоблбытсоюз ЗАО, 180000, Псков, ул. Советская, 21а, +7 (8112) 72-83-49
Учитывая данный список и количество горожан в городе Пскове, можно сделать вывод, что данная сфера еще не насыщена, что в свою очередь создает хорошие предпосылки для нашего бизнеса.
4. Маркетинговый план
Определение спроса и возможности рынка
Оценив возможности, был сделан вывод, что реализация данного проекта начинается в достаточно удобный период. В настоящее время доходы граждан начинаются стабилизироваться после некоторой нестабильности в 2008-2010гг., а так же кризис показал, что россияне начали бережней относиться к собственным вещам.
Можно утверждать, что в дальнейшем популярность данных услуг только увеличится. Целевой группой данного проекта является все население населенного пункта.
Спрос на услуги обладает некоторой сезонностью. Кроме того, эти колебания связаны с резкими изменениями погодных условий, праздничными дня, в которые спрос увеличивается.
Параметры товара
Особое внимание мы намерены уделить качеству оказываемых услуг, одним из элементов которого должен стать удобный режим работы. Высокое техническое оснащение.
Ниже представлены конкурентные преимущества дома быта:
· Удобное местоположение;
· Средний уровень цен и новейшее оборудование по сравнению с другими;
· Квалифицированный и доброжелательный персонал;
· Современное оборудование, обеспечивающее высокое качество оказываемых услуг;
· реализация программ по стимулированию спроса;
· Большой перечень услуг;
· Удобный режим работы по сравнению с рядом конкурентов.
Стратегия маркетинга
Компания намерена строить свою маркетинговую политику с учетом следующих целей:
1. Реализация мероприятий по расширению и поддержанию ассортимента услуг. Налаживание и восстановление контактов с поставщиками.
2. В течение не более чем трех месяцев с момента открытия дома быта выход на номинальный объем продаж.
3. Стабилизация уровня продаж.
Планируется, что к моменту открытия будет располагать достаточными ресурсами, чтобы открывшийся дом быта смог предложить потребителям максимально широкий ассортимент услуг.
Вторая цель представляет собой отдельную программу, выполнение которой планируется в рамках следующих этапов.
Этап 1.
Подготовка общественного мнения, Задача - формирование интереса со стороны населения населенного пункта к новому дому быта до дня его открытия. Будут проведены следующие мероприятия:
- раздача рекламных листовок на улице;
- размещение наружной рекламы;
- размещение объявлений на Интернет-сайте;
- реклама на радио,
Целью которых будет рассказ о новом проекте, о его главной особенности – возможности предоставления услуг самого высокого качества данной услуги.
Этап 2.
Распространение рекламной информации об открытии дома быта.
Задачи этапа – привлечение в первую неделю работы максимального количества потребителей.
Особое внимание компания уделяет факту создания интереса к дому быта. Важно, чтобы оно приобрело общегородской масштаб. Распространение информации об открытии дома быта с использованием электронных СМИ (радио. Псковский сайт). Уличной (наружной) рекламы позволит охватить все население города.
В рамках реализации этапа планируется:
· раздача рекламных листовок на улице;
· размещение наружной рекламы;
· размещение объявлений на Псковских Интернет-сайтах;
В качестве носителей информации будут использованы радиостанции и Интернет сайты.
В дальнейшем, после открытия и нескольких месяцев работы дом быта информационное воздействие будет снижено, и в дальнейшем будет связано с продвижением Программы Создания Спроса – третьего этапа работы.
Инструментом реализации третьей цели маркетинговой политики является специально разработанная Программа Стимулирования Спроса. Именно реализация этой программы позволит сформировать круг постоянных покупателей услуг – представителей различных групп активности.
Программа включает в себя работу в двух направлениях –
1. Поддержание высокого уровня посещаемости.
2. Стимулирование увеличение суммы покупки услуг.
В таблице представлен маркетинговый бюджет на год.
Маркетинговый бюджет
Показатели
мес 1
мес 2
мес 3
мес 4
мес 5
мес 6
итого:
Реклама в средствах массовой информации
Интернет
3000
3000
3000
3000
12000
Прямая реклама
Раздача буклетов на улице
2160
2160
2160
2160
8640
Плакаты (билборды)
5000
5000
5000
5000
5000
5000
30000
вывеска
10000
10000
Профессиональные агенты и консультанты
Итого:
20160
10160
10160
5000
5000
5000
60640
5. Финансовый план
Предприятие намерено работать в упрощенном налоговом режиме.
№ п.п.
Основные средства производства
кол-во
цена
сумма
месяц приобретения
срок использова-ния, лет
Амортиза-ция за год
1
Здание, помещение, м2 (аренда)
50
400
20000
1
2
0
2
Стол
7
1500
10500
1
5
10500
3
Стул
7
1000
7000
1
5
7000
4
Лампа настольная
7
500
3500
1
5
3500
5
Оборудование для ремонта часов (Элементы питания, Ручной инструмент, Часовые запчасти)
5000
5000
1
5
5000
6
Подшивочная швейная машина Yamata FY 500
1
7900
7900
1
5
7900
7
Скорняжная швейная машина Aurora GP-302-НМ
1
15200
15200
1
5
15200
8
Вешалка
1
700
700
1
5
700
9
Универсальный копировально-фрезерный станок Modern 300BS
1
21000
21000
1
5
21000
13
Паяльная станция с феном
1
3000
3000
1
5
3000
17
Блок питания
1
1000
1000
1
5
1000
18
Ультразвуковая ванна
1
1000
1000
1
5
1000
19
UFS для замены программного обеспечения с набором кабелей
1
4000
4000
1
5
4000
20
Набор инструментов для вскрытия сотовых телефонов (отвертки, пинцеты и т.д.)
2000
2000
1
5
2000
21
Настольный лазерный гравер Rabbit HX - 40 A (для всех поверхностей)
1
65000
65000
5
65000
Минилаб Mitsubishi Electric
1
89000
89000
5
89000
Фотоаппарат
1
20000
20000
5
20000
Компьютер
1
15000
15000
5
15000
Принтер
1
5000
5000
5
5000
Ксерокс
1
10000
10000
5
10000
Сканер
1
3000
3000
5
3000
Мобильный телефон
1
2000
2000
2000
Непредвиденные расходы
10000
10000
10000
Итого
320800
300800
При составлении таблицы были использованы данные Интернет-магазинов, магазинов городов Санкт-Петербурга и Москвы, а так же данные официальных дилеров. Для реализации проекта берется в аренду помещение.
Для предоставления предлагаемых услуг не нужно специальных разрешений. Однако некоторые лицензии, разрешающие предоставлять отдельные виды услуг, все-таки необходимы.
стоимость нематериальных активов
№ п.п.
Нематериальные активы
кол-во
цена
сумма
месяц приобретения
срок использования
амортизация за год
1
Регистрация индивидуального предпринимателя
1
800
800
1
800
ИТОГО:
800
800
постоянные затраты*
1
Стоимость основных средств
300800
2
Стоимость нематериальных активов
800
4
Оклады в штатном расписании
65000
5
Страховые взносы
22100
6
Реклама
60640
7
Непредвиденные расходы
10000
8
Аренда
20000
9
Инвентарь
13300
10
Телефон
500
ИТОГО:
489520
*в первый год. В последующие годы постоянные затраты сократятся за счет списания к тому времени значительной части материальных активов и организационных расходов
Инвентарь
1
Заготовки для ключей для дверей
200
4
800
2
Заготовки для ключей для машин
100
20
2000
3
Заготовки для ключей спец. профиль
100
20
2000
4
Бумага
10
150
1500
5
Расходные материалы для фотопечати
4000
4000
6
Швейные принадлежности
3000
3000
Итого
13300
переменные затраты
Электроэнергия, руб. Квт/час
Расходные материалы
Сумма, руб.
2
Замена молнии в брюках, джинсах, штанах и т.д. (работ)
1,92
1327,10
3
Ремонт сумок
1,92
884,74
4
Изготовление ключей (шт.)
1,92
15,00
5308,42
5
Гравировка (шт.)
1,92
3538,94
6
Ремонт часов (шт.)
1,92
884,74
7
Ремонт сотовых телефонов (шт.)
1,92
663,55
8
Фотопечать (фотографий)
1,92
5
17694,72
9
Фото на документы (работ)
1,92
5
884,74
10
Ксерокопирование (листов)
1,92
0,3
53084,16
11
Распечатка материалов (листов)
1,92
0,3
53084,16
12
Сканирование материалов (листов)
1,92
26542,08
13
Ремонт очков (шт.)
1,92
1327,10
14
Оказание посреднических услуг
576,00
Итого
168454,66
Основную долю в общих затратах представляют постоянные затраты.
Таблица расчета себестоимости
№ п.п.
Ассортимент
Планируемый объём продаж за год
Цена конкурента
Планируемая выручка за год
Доля услуги в сумме выручки
объем постоянных затрат на услугу за год
Переменные затраты на услугу за год
общие затраты
себестоимость
1
Укорачивание брюк, джинс, штанов и т.д. (работ)
1382
170
235008
8,34%
40827
2654
43481
31,45319
2
Замена молнии в брюках, джинсах, штанах и т.д. (работ)
691
250
172800
6,13%
30020
1327
31347
45,35117
3
Ремонт сумок
461
400,00
184320
6,54%
32021
885
32906
71,40987
4
Изготовление ключей (шт.)
2765
150,00
414720
14,72%
72047
5308
77356
27,9787
5
Гравировка (шт.)
1843
300
552960
19,62%
96063
3539
99602
54,0374
6
Ремонт часов (шт.)
461
300
138240
4,91%
24016
885
24900
54,0374
7
Ремонт сотовых телефонов (шт.)
346
1000
345600
12,26%
60039
664
60703
175,6447
8
Фотопечать (фотографий)
9216
15,00
138240
4,91%
24016
17695
41710
4,52587
9
Фото на документы (работ)
461
150
69120
2,45%
12008
885
12893
27,9787
10
Ксерокопирование (листов)
27648
3
82944
2,94%
14409
53084
67494
2,441174
11
Распечатка материалов (листов)
27648
5
138240
4,91%
24016
53084
77100
2,788623
12
Сканирование материалов (листов)
13824
5
69120
2,45%
12008
26542
38550
2,788623
13
Ремонт очков (шт.)
691
400
276480
9,81%
48031
1327
49359
71,40987
Итого
2817792
100,00%
Таким образом, себестоимость всего спектра предоставляемых услуг почти в 3 раза ниже цены конкурента, что позволяет рассчитывать на значительный экономический успех в данном сегменте рынка.
Цены предлагаемых услуг
№ п.п.
Ассортимент
Цена, руб.
1
Укорачивание брюк, джинс, штанов и т.д.
160
2
Замена молнии в брюках, джинсах, штанах и т.д.
230
3
Ремонт сумок
300
4
Изготовление ключей (средняя)
120
5
Гравировка (средняя)
120
6
Ремонт часов (средняя)
180
7
Ремонт сотовых телефонов (средняя)
500
8
Фотопечать (фотографий)
7
9
Фото на документы
120
10
Ксерокопирование
2,5
11
Распечатка материалов
3
12
Сканирование материалов
3,5
13
Ремонт очков (средняя)
250
14
Оказание посреднических услуг
100
Объем продаж при 100% загрузке мощностей. В ходе планирования объема продаж следует определить для себя какую долю в рабочем графике дома быта будет занимать оказание того или иного вида услуг.
№ п.п.
Ассортимент
Мес.
год
1
Укорачивание брюк, джинс, штанов и т.д. (работ)
384
4608
2
Замена молнии в брюках, джинсах, штанах и т.д. (работ)
192
2304
3
Ремонт сумок
192
2304
4
Изготовление ключей (шт.)
576
6912
5
Гравировка (шт.)
384
4608
6
Ремонт часов (шт.)
192
2304
7
Ремонт сотовых телефонов (шт.)
96
1152
8
Фотопечать (фотографий)
3840
46080
9
Фото на документы (работ)
192
2304
10
Ксерокопирование (листов)
11520
138240
11
Распечатка материалов (листов)
23040
276480
12
Сканирование материалов (листов)
11520
138240
13
Ремонт очков (шт.)
192
2304
14
Оказание посреднических услуг
96
1152
ИТОГО:
52416
628992
Бюджет продаж (Пессимистический)
№ п.п.
Ассортимент
мес. 1
мес. 2
мес. 3
мес. 4
мес. 5
мес. 6
мес. 7
мес. 8
мес. 9
мес. 10
мес. 11
мес. 12
Итого за год
1
Укорачивание брюк, джинс, штанов и т.д. (работ)
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
461
2
Замена молнии в брюках, джинсах, штанах и т.д. (работ)
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
230
3
Ремонт сумок
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
230
4
Изготовление ключей (шт.)
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
691
5
Гравировка (шт.)
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
461
6
Ремонт часов (шт.)
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
230
7
Ремонт сотовых телефонов (шт.)
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
115
8
Фотопечать (фотографий)
384
384
384
384
384
384
384
384
384
384
384
384
4608
9
Фото на документы (работ)
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
230
10
Ксерокопирование (листов)
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
13824
11
Распечатка материалов (листов)
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
13824
12
Сканирование материалов (листов)
576
576
576
576
576
576
576
576
576
576
576
576
6912
13
Ремонт очков (шт.)
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
19
230
14
Оказание посреднических услуг
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
346
ИТОГО:
42394
Бюджет продаж (реалистический)
№ п.п.
Ассортимент
мес. 1
мес. 2
мес. 3
мес. 4
мес. 5
мес. 6
мес. 7
мес. 8
мес. 9
мес. 10
мес. 11
мес. 12
Итого за год
1
Укорачивание брюк, джинс, штанов и т.д. (работ)
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
1382
2
Замена молнии в брюках, джинсах, штанах и т.д. (работ)
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
691
3
Ремонт сумок
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
461
4
Изготовление ключей (шт.)
230
230
230
230
230
230
230
230
230
230
230
230
2765
5
Гравировка (шт.)
154
154
154
154
154
154
154
154
154
154
154
154
1843
6
Ремонт часов (шт.)
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
461
7
Ремонт сотовых телефонов (шт.)
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
346
8
Фотопечать (фотографий)
768
768
768
768
768
768
768
768
768
768
768
768
9216
9
Фото на документы (работ)
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
38
461
10
Ксерокопирование (листов)
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
27648
11
Распечатка материалов (листов)
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
2304
27648
12
Сканирование материалов (листов)
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
1152
13824
13
Ремонт очков (шт.)
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
58
691
14
Оказание посреднических услуг
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
48
576
ИТОГО:
87437
Бюджет продаж (оптимистический)
№ п.п.
Ассортимент
мес. 1
мес. 2
мес. 3
мес. 4
мес. 5
мес. 6
мес. 7
мес. 8
мес. 9
мес. 10
мес. 11
мес. 12
Итого за год
1
Укорачивание брюк, джинс, штанов и т.д. (работ)
127
127
127
127
127
127
127
127
127
127
127
127
1521
2
Замена молнии в брюках, джинсах, штанах и т.д. (работ)