Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и программа курса для слушателей магистратуры хгаэп хабаровск 2006

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»

Юридический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Методические указания и программа курса

для слушателей магистратуры ХГАЭП

Хабаровск 2006

ББК Ю3

Х 12

История и методология науки : методические указания и программа курса для слушателей магистратуры ХГАЭП / сост. В. А. Уханов. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. – 28 с.

Рецензент

доктор философский наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических

дисциплин ДВЮИ МВД РФ В. А. Шабалин

Утверждено

издательско-библиотечным советом академии

в качестве методических указаний для

слушателей магистратуры ХГАЭП

Уханов Владимир Андреевич

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Методические указания и программа курса для слушателей

магистратуры ХГАЭП

Редактор Г. С. Одинцова

Подписано в печать __ _______ 2006г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл.п.л. 1,6. Уч.-изд.л. 1,2. Тираж 150 экз.

Заказ №

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 134, ХГАЭП РИЦ

©Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006

Введение

Методические указания по курсу «История и методология науки» составлены в соответствии с программой магистерской подготовки в ХГАЭП, положениями государственного стандарта послевузовского профессионального образования и отвечают требованиям приказа Минобразования РФ от 5 июля 2005 г. № 189 «Об обеспечении единства образовательного процесса РФ в системе послевузовского профессионального образования».

Данные методические указания содержат обязательный минимум требований к слушателям, изучающим курс «История и методология науки», который является важным элементом учебного процесса, направленного на подготовку магистров.

В методических указаниях изложены общие проблемы науки, а также вопросы, связанные с разработкой и применением научно-познавательного инструментария. Особое внимание уделяется анализу процедур, направленных на применение современных научных методов в эмпирических и теоретических исследованиях.

Введение в структуру магистерского учебного процесса курса «История и методология науки» обусловливается необходимостью совершенствования системы формирования высококвалифицированных научных кадров, соответствующих возросшим требованиям научной деятельности. Чтобы успешно вести научный поиск современный ученый должен обладать не только суммой узкопрофессиональных знаний, но и владеть обширным комплексом эффективных научных методов познания, иметь навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, разбираться в достижениях и проблемах фундаментальных и прикладных наук, уметь использовать в познавательном процессе методологические знания и опыт рационального освоения действительности. Только обогатившись знаниями основ научно-исследовательской деятельности, специфику которой составляет ее методичность, можно будет успешно решать многообразные и сложные проблемы, связанные с изучением соответствующего объекта.

Сказанное позволяет сформулировать цель курса , которая заключается в том, чтобы дать общедоступное введение в проблематику истории и методологии научного познания и тем самым существенно повысить методологическую культуру начинающегося исследователя. Наряду с изучением общих проблем науки предусмотрено диалоговое обсуждение методологических вопросов, что позволит овладеть навыками исследовательской работы и успешно применять методы, адекватные предмету познания.

Основные задачи курса :

· формирование у слушателей представления о генезисе и развитии науки как особом виде познавательной деятельности человека;

· выяснение специфики научного исследования;

· определение структуры и основных этапов познавательного процесса;

· раскрытие сущности понятий «метод», «методология», «подход», «парадигма», «научно-исследовательская программа»;

· выявление особенностей методов эмпирического и теоретического познания;

· определение структуры теоретического знания;

· закрепление навыков исследовательской работы в ходе написания и защиты реферата.

1. Требования к знаниям магистров и уровню их подготовки

по завершению изучения курса

По окончании изучения курса « История и методология науки» слушатель должен:

1. Понимать специфику науки как особого вида познавательной деятельности, ее место и роль в обществе.

2. Усвоить особенности научного исследования, его стиль, нормы и принципы.

3. Знать основные методы и подходы научного познания и свободно применять их в профессиональной деятельности.

4. Иметь представление о научной истине и способах ее проверки.

5. Уметь четко выделять структуру и основные этапы научного познания.

6. Знать основные уровни научного познания.

7. Владеть методами эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент и т.д.).

8. Уметь применять методы построения теории (аксиоматический и генетический методы, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.).

9. Понимать особенности познания социальных процессов и явлений.

10. Владеть современной научной картиной мира.

2. Программа курса «История и методология науки»

2.1. Обязательный минимум содержания программы курса

Понятие науки: наука как вид познавательной деятельности; наука как система знаний; наука как социальный институт. Преднаука Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения. Черты и критерии классической науки Нового времени. Неклассическая и постклассическая наука XX века. Процессы дифференциации и интеграции наук. Проблема классификации наук. Основные функции науки. Специфика научного познания, его структура и этапы. Субъект и объект научно-познавательной деятельности. Специфика и структура эмпирического и теоретического уровней познания. Формы познавательного процесса: проблема, факт, гипотеза, закон, теория. Роль парадигмы в познании. Идеалы и нормы научного исследования. Проблема истины и ее критериев. Понятие метода. Метод и методология. Проблема классификации методов. Методы эмпирического познания. Эксперимент как основной метод эмпирической науки. Виды и функции эксперимента. Методы теоретического познания. Проблема критериев выбора научных теорий. Аксиологизация науки. Современная научная картина мира: сущность, структура, функции.

2.2. Основные темы программы курса

Тема 1 . Предмет и функции курса «История и методология науки». Понятие науки. Три аспекта бытия науки. Основные исторические этапы развития науки. Черты и критерии классической науки. Нормативная и ненормативная наука. Современные концепции науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Классификация наук. Научные революции в историческом процессе. Особенности научного познания, его структура, основные этапы и функции.

Ключевые понятия:

Наука, философия, религия, народная наука, оккультизм, паранаука, познание, знание, объективность, истина, классификация, естествознание, обществоведение, антропология, техноведение, научная революция.

Методические рекомендации

Центральной проблемой методологии науки является проблема роста, развития научного знания.

Выделяют три класса проблем методологии науки:

- исследование оснований («первоначал») научного познания мира, рефлексия глубинных принципов научного творчества;

- исследование процесса научно-познавательной деятельности, когнитивных приемов и способов отражения действительности;

- исследование взаимосвязи науки и прочих форм интеллектуального освоения мира (философия, религия, миф, искусство и пр.).

Понятие науки

Возможны следующие определения науки:

1) исторически сложившаяся форма человеческой деятельности по производству объективных знаний о мире. Здесь подчеркивается развитие, эволюция научного знания, наличие «негативных» элементов (заблуждения, ошибки, ложные обобщения, иллюзии и т.д.);

2) социальный институт, в рамках которого осуществляется произ-водство, хранение и распространение знаний.

Главной, определяющей научную деятельность целью является получение знаний о реальности. Основным продуктом научной деятельности является прежде всего знание объективных законов окружающего мира.

Систематичность и обоснованность, столь характерные для научной деятельности, являются большой социальной ценностью, которая в той или иной степени оказывает воздействие как на жизнь общества в целом, так и на каждого из нас.

Кроме того, наука представляет собой источник нравственных ценностей. Она демонстрирует нам такого рода профессию, в которой честность, объективность являются важнейшими элементами профессиональной этики.

Для языка науки характерны определенность используемых понятий и терминов, стремление к четкости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.

В современной науке все большее значение приобретает использование математики.

Три аспекта бытия науки

Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая система знаний. Современная методология науки направлена на изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Основные исторические этапы развития науки

Следует различать преднауку и науку в собственном смысле слова. Нужно обратить внимание на две стратегии по­рождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных ис­торически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Важно отметить, что именно культура античного полиса является той средой, где происходит становление первых форм теоретичес­кой науки. Здесь развиваются античная логика и математика. Позднее, в эпоху средневековья, начинается развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университе­тах. Большую роль в изменении созерцательной позиции ученого сыграла христианская теология (человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия).

Новый мощный импульс развития получает наука в эпоху Нового времени. Возникает опытная наука. Формируется идеал математизированного и опытного знания. Появляется оксфордская школа (Р. Бэкон, У. Оккам). Созревают предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Наука начинает играть мировоззренческую роль в новоевропейской культуре. Большинство историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI – XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы Кеплера, Гюйгенса, Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с появлением науки, являются работы Ньютона. Наука в ее классическом понимании – это новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента.

Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период складывается новый тип отношения между физикой и математи­кой, плодотворный для обеих областей познания. Надо прибавить, что в XVII в. происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское королевское общество, в 1666 г. – Парижская академия наук.

В это же время происходит формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­ает дисциплинарно организованная наука, которая все больше находит технологические при­менения. Формируется комплекс технических наук.

В XVIII – XIX веках начинается процесс становления социальных и гуманитарных наук.

Черты и критерии классической науки

Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Научная систематизация знания обладает целым рядом важных особенностей. Для нее характерны стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости.

Стремление к обоснованию , доказательности получаемого знания настолько значительно для науки, что с его появлением нередко связывают даже сам факт её рождения.

Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания являются многократные проверки наблюдениями и экспериментами, обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями предъявляемыми к ним, являются их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать известные явления и предсказывать новые. Существенной характеристикой научного знания является его интерсубъективность.

В эпоху Нового времени складывалось следующее представление о процессе научного познания:

- ученый выдвигает гипотетическое обобщение, из него дедуктивно выводятся различного рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными;

- те гипотезы, которые противоречат опытным данным, отбра­сываются, а подтвержденные утверждаются в качестве научного знания;

- эмпирическое содержание любого обобщения определяет его подлинный смысл;

- теоретическое утверждение, чтобы быть научным, обязательно должно иметь возможность соотноситься с опытом и подтвер­ждаться им;

Истинность является не только нормати вной цен ностью, но и необходимой описательной ха­рактеристикой любых познавательн ых результа­тов, претендующих на научность.

В соответствии с классическими представл ениями фундаменталистски обоснованн ое научное зн ание и сами стандарты его обоснования до лжны быть полностью независимыми от социокультурных (социально- экономических, культурно-исторических, мировоззренческих, соц иаль­но-политических) условий их формирования.

Нормативная и ненормативная наука

Сегодня многие, подчеркивая большое значение науки, вместе с тем говорят о ее консерватизме и ограниченности, поскольку она не признает так называемые нетрадиционные, паранаучные концепции. Это прежде всего астрология, парапсихология, уфология.

Современные концепции науки

Философия науки как философское направление (возникает во второй половине XIX века). Философия науки включает в себя:

- множество концептуальных моделей науки;

- теории развития науки (динамика развития научного знания);

- исследования эпистемологических проблем научного познания (методы исследовательской деятельности);

- выявление социально-исторической роли и значимости научного творчества;

- концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

В рамках методологии науки сложились два подхода к пониманию генезиса науки и движущих сил ее развития (два подхода в историографии и философии науки) – экстернализм и интернализм.

- Экстернализм – возникновение и становление науки обусловлено внешними (по отношению к процессу научного познания) факторами и обстоятельствами (социальными, экономическими, политическими и пр.), поэтому задача методологии науки – реконструировать данные условия с целью выявления сути, структуры, особенностей и направленности научного познания мира. Экстернализм возник в 30-е годы XX века. Представители – Б. Гессен, Дж. Бернал, Дж. Холдейн, Д. Нидам, Э. Цильзель.

- Интернализм – движущей силой развития науки являются особенности самого научного знания, имманентно присущие научному познанию свойства, интеллектуальные традиции, целевые установки, средства и закономерности, а внешние условия (личностные, социально-экономические, политические и пр.) являются второстепенными (способными лишь ускорять или тормозить процесс научного познания). Научное знание рассматривается как саморазвивающаяся и «самодостаточная» система. Сложился в 30-е гг. XX в. как оппозиция экстернализму. Историки науки – А. Койре, А.Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак.

К основным закономерностям развития научного знания относятся:

1) обусловленность развития науки потребностями и уровнем развития общественно-исторической практики (производства);

2) кумулятивный характер развития научного знания. Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов исследования. Постепенность, неразрывность процесса накопления результатов, фактов;

3) ускорение процесса научных открытий, увеличение свободы творческого поиска и конструктивной критики. Объем научных знаний сегодня удваивается каждые 8 – 10 лет;

4) все более усиливается взаимосвязь и взаимодействие всех отраслей научного творчества (взаимодействие уровней научного познания);

5) сокращение сроков перехода от одной фазы научного познания к другой (например, от открытия к его практическому применению);

6) дифференциация и интеграция научного знания. Это проявляется как внутри собственно науки (проблема классификации наук), так и в сфере взаимосвязей науки с другими формами познания (философией, религией и т.д.). Дифференциация и интеграция наук происходят по разным основаниям, в качестве которых могут выступать: предмет, метод, средства, категории, факты и т.д.

Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов и выражение этой связи в виде логически обоснованного расположения. Связи наук определяются предметом, методом, целью.

Основные принципы классификации: 1) от общего к частному (убывающая общность); 2) от абстрактного к конкретному (возрастающая конкретность); 3) единство логического и исторического (структурно-генетическое единство).

В XIX веке Ф. Энгельс разработал развернутую классификацию научного знания на основе учения о формах движения материи (ф.д.м.): механическая ф.д.м. (масса), физическая ф.д.м. (атом), химическая (молекула), биологическая (белковые тела), социальная ф.д.м. (общество).

В настоящее время распространена «предметная классификация»: естественные, технические, общественные науки. В рамках каждого класса существует подробная дифференциация.

Структура наук обусловлена их предметно-методологическими спецификациями и отражает усложнение самого их объекта. Например: физика (атомы), химия (молекулы), геология (агрегатные состояния: газ, жидкость, твердое тело), биология (белки, кислоты). Каждая из этих основных естественных наук подразделяется на частные: 1) по характеру объекта. Например, химия – органическая и неорганическая; биология – зоология и ботаника); 2) по методу исследования. Например, аналитическая химия; биология – морфология (форма организма), анатомия – строение, физиология – функция, астрономия – космогония и космология.

Следует учитывать зависимость структуры естественных наук от закономерностей развития научного знания (например, от дифференциации и интеграции).

Рассматривая научные революции в историческом процессе, следует обратить внимание на взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Наиболее полное представление о процессе роста научного знания продемонстрировал в своих работах о научных революциях Т. Кун. Он подчеркивает, что в истории любой области науки можно выделить периоды «нормальной науки» и научные революции. Под термином «нормальная наука» Т. Кун понимает исследования, которые осуществляются научным сообществом, опираясь на крупные научные достижения, которые в течение некоторого времени признаются им как основа его дальнейшей деятельности. Однако рано или поздно в научном познании воз­никают кризисные явления, связанные с появлени­ем трудностей в развитии «нормальной науки».

Это обусловлено появлением новых фактов, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями. В данных условиях ученые стараются модифицировать принятую теорию, дают такую интерпретацию новому явлению, которая бы не противоречила исход­ным принципам. Возникает кризисная ситуация.

Она разрешается в конце концов тем, что возникнет новая парадигма. Тем самым в науке происходит подлинная революция. И вновь складыва­ются условия для функционирования «нормальной науки».

Таким образом, науч­ные революции представляют собой перестройку оснований науки.

Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и культуры.

Поскольку речь идет об оценках, то очевидно, что здесь нет точных границ и всегда возможны споры на тему о том, является или не является та или иная новация революцией.

Однако не вызывает сомнений, что:

- научные революции связаны с перестройкой научных традиций;

- научные революции, как правило, затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, изменяя нередко сам стиль мышления.

Выделяют три вида научных революций, которые нередко тесно друг с другом связаны: построение новых фундаментальных теорий; внедрение новых методов исследования, открытие новых миров.

Изучая вопрос об особенностях научного познания, его структуре и функциях, нужно обратить внимание на следующие структурные компоненты: факты, закономерности, теории, научные картины мира.

В науке выделяются эмпирический и теоретический уровни познания, каждый из которых обладает своими специфическими методами исследования.

Современное научное познание немыслимо без создания специальных средств. Вспомним, какую огромную роль сыграл в развитии биологии микроскоп, открывший человеку новые миры. Современный электронный микроскоп позволяет видеть атомы, которые не­сколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале XX века вызывало сомнение.

Сегодня революцию в обработке научной информации и ее передаче производит компьютерная техника и технология.

Обратим внимание так же на то, что эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, в этом смысле связь теории и эмпирии очевидна.

Каковы функции научного исследования? О. Конт обозначил их с помощью такого афористического изречения: «Знать, чтобы предвидеть». Основными функциями научного исследования являются описание, объяснение, пред­видение (прогноз).

Научная деятельность сегодня – это совме­стная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным облас­тям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в науч­ной деятельности.

Тема 2. Научная деятельность как система. Рефлексивность и методичность как характерные признаки научной деятельности. Субъект и объект научного познания. Понятия «метод», «методология», «парадигма», «научно-исследовательская программа». Проблема классификации методов. Стиль, идеалы и нормы научного познания. Метод и теория. Метод и истинное знание. Современные концепции истины и ее критериев.

Ключевые понятия:

Научная деятельность, субъект научной деятельности, научное сообщество, объект познания, предмет познания, рефлексивность, метод, методология, методика, подход, парадигма, научно-исследовательская программа, истина, критерии истины.

Методические рекомендации

Изучение темы нужно начать с рассмотрения категории «деятельность», выясняя ее общефилософский смысл, опираясь на который можно обоснованно ввести понятие «научная деятельность». В философии деятельность понимается как особая, только человеку присущая форма активности. От поведения животных деятельность отличается тем, что осуществляется не по генетически заданной программе, а на основе социокультурной, внебиологической и надиндивидуальной системы социального наследования, формирующейся в процессе социоантропогенеза. Всякая деятельность как сложноорганизованная целостность включает в себя систему присущих ей элементов. К таковым относятся: взаимодействующие между собой и с окружающим миром субъекты (отдельные индивиды, группы таковых, человечество в целом); мотивационная система (потребности, интересы, влечения, желания и т.д.), выступающая в качестве «запускающего» механизма деятельности; цель (предвосхищение будущего результата деятельности), при этом отметим особо, что важнейшей характеристикой деятельности является ее осознанность, т.е. она всегда опосредована сознанием, но именно цель выступает ближайшим примером сознания и поэтому деятельность – это всегда целеполагающая и целенаправленная активность; предмет – то, что подлежит воздействию со стороны субъекта, на что направлена его активность; средства – вещественно-энергетические и интеллектуальные орудия труда; операции (система соответствующих процедур, осуществляемых в определенной последовательности); результат или продукт, получаемый в ходе деятельности.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что именно в ряду духовных процессов обнаруживается феномен, получивший название «научная деятельность», которой присущи отмеченные выше элементы, но каждый из них здесь имеет свою специфику. Экспликация научной деятельности как раз связана с решением задачи по выявлению этой специфики. Так обобщенным субъектом научно-познавательного процесса является все общество. В качестве специализированного актора этой деятельности предстает научное сообщество, в котором выделяют три уровня: отдельные ученые и научные работники; группы ученых – научные коллективы, школы, направления и т.д.; научное сообщество в целом.

Рассматривая вопрос о цели научной деятельности следует учесть то, что решение исследовательских задач обусловлено, с одной стороны, социальной практикой, потребностями общества, а с другой – собственной логикой развития науки, в которой важное значение в качестве «запускающего» механизма целеполагания и целереализации имеют научные проблемы, интересы ученых, их любознательность. Общей же целью прикладной и фундаментально-теоретической науки можно считать достижение истинного знания о мире, получение объективных законов, точных значений и аргументированных объяснений.

Следующий шаг по изучению познавательной деятельности связан с анализом ее предмета. Прежде всего нужно обратить внимание на то, что в науке принято различать понятия «объект познания» и «предмет познания». Объект – это то, что изучает данная наука, научная дисциплина или комплекс наук. Это некий относительно самостоятельный фрагмент действительности. Предмет – это та часть объекта, на которую направлено данное конкретное исследование. Понятие «предмет» может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту. По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны, свойства и связи, которые становятся предметом познания. Сегодня для понимания предмета научного исследования необходимо иметь высокий уровень образования в соответствующей научной отрасли и в совершенстве владеть методологическими знаниями. Понятие «предмет познания» конкретизируется посредством понятия «референт теории», означающем то, о чем в действительности говорит теория, о какой реальности идет речь, что в действительности соответствует сложнейшим абстрактным объектам.

Далее необходим анализ средств научной деятельности. Это ее самый динамичный компонент. Различаются вещественно-энергетические (материально-технические) средства – приборы, инструменты, технические установки, оборудование и т.д. и интеллектуальные средства – язык, концептуальные структуры, методы, навыки, умения, идеалы и нормы научной деятельности. Следует обратить внимание на проблему классификации методов. Наиболее удобной в операциональном отношении является такая их классификация, в которой все методы делятся на две большие группы: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент и т.д.) и методы построения теории (аксиоматический и дедуктивный методы, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.

Важным элементом познания выступает система операций. В литературе отмечается, что в познании субъект осуществляет такие операции, как формулирование проблемы, определение цели, составление перечня исходных данных, сбор информации, необходимой для решения проблемы, формулирование гипотез, постановку эксперимента, сопоставление результатов опыта с теорией, составление научных отчетов.

Раскрывая содержание понятия «результат научной деятельности» нужно исходить из того, что наука производит множество специфических продуктов, наиболее значимыми из которых являются научные знания и научные методы.

Рассмотренные элементы находятся в теснейшей взаимосвязи друг с другом и в своей совокупности представляют науку в качестве сложноорганизованной саморазвивающейся целостности, обладающей такими отличительными признаками, как рефлексивность и методичность. Характеризуя понятие научной рефлексии, важно подчеркнуть, что она означает обращенность внимания познающего субъекта не только на изучаемый объект, но и на то, каким способом осуществляется сам процесс познания. Что касается методичности, то здесь следует усвоить положение об особой тщательности, продуманности и организованности научного познания. Оно осуществляется целенаправленно и с помощью разрабатываемых в науке и философии методов, норм, принципов и идеалов. Метод – это система приемов, способов и правил научной деятельности. Именно метод направляет путь познания объекта. Основной функцией метода является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Совокупность правил, приемов, принципов и норм, на основе которых происходит изучение научных дисциплин, называется методикой. Кроме метода и методики в научной деятельности применяются подходы, парадигмы и научно-исследовательские программы. Подход – это общая методологическая установка, определяющая границы предмета и способы его отображения, позицию по отношению к предмету и способы действия с ним, а также цели, задачи и ценности познания. Главная задача подхода заключается в том, чтобы соединить знание о методе со знанием движения познания в объекте. Парадигма – это образец научной деятельности, действующий как направляющее и структурирующее начало познания, пример конкретного решения научной проблемы. Установившаяся парадигма управляет текущими научными разработками. Научно-исследовательская программа – более широкое концептуальное образование, чем научная теория. По своему содержанию научно-исследовательская программа представляет собой последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных некоторой совокупностью общих идей. В структуру научно-исследовательской программы входят: «жесткое ядро» – базисные положения философского, общенаучного и частнонаучного характера; эвристика – методологические принципы, предписывающие ученому, что следует и чего не следует делать в конкретном познавательном процессе; «защитный пояс» – совокупность вспомогательных гипотез, нацеленных на устранение разногласий с данными эмпирических проверок.

С понятием «метод» связано понятие «методология», которое имеет несколько значений. Наиболее распространенным является понимание методологии как совокупности используемых познавательных средств – методов, подходов, принципов и норм. Методология здесь предстает в значении методографии, т.е. как описание познавательных средств. В более широком смысле методология характеризуется как форма самопознания науки, источник и движущая сила ее развития. Здесь методология понимается как учение о системе способов и средств познания, об его общих закономерностях, структуре и динамике научного познания и социокультурной детерминации познавательной деятельности.

Приступая к анализу проблемы истины, требуется прежде всего уяснить смысл различных концепций по этому вопросу; выявить достоинства и недостатки традиционного, когерентного, конвенционалистского, прагматического и марксистского подходов к пониманию истины и ее критериев.

Тема 3. Эмпирический уровень науки. Структура, функции и методы эмпирического познания. Эксперимент как основной метод эмпирической науки. Виды экспериментов и особенности экспериментов в социально-гуманитарном познании. Мысленный эксперимент, его сущность и функции.

Ключевые понятия:

Эмпирическая наука, прикладная наука, эмпирический базис, эмпирический закон, наблюдение, моделирование, сравнение, эксперимент, мысленный опыт, социальный эксперимент.

Методические рекомендации

Раскрывая данную тему слушатели должны, прежде всего, уяснить, что эмпирический уровень научного познания отражает исследуемый объект преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Рациональный момент и его формы хотя и присутствуют на эмпирическом уровне познания, но имеют здесь подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно на свой объект, а его важнейшим элементом является факт.

Следует обратить внимание на следующие основные значения понятия «факт»: 1) некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к сфере сознания и познания, либо к объективной реальности; 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. факт как синоним истины; 3) предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. такое знание, которое получено в ходе наблюдений и экспериментов.

К методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение и т.д. Особая роль в эмпирическом познании принадлежит эксперименту, который определяется в теории познания как активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Следует подчеркнуть, что всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Нужно также усвоить основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

в) обнаружение таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Стадии осуществления эксперимента: планирование и посторенние эксперимента; контроль за его проведением; интерпретация результатов.

Эксперименты могут классифицироваться по различным основаниям: по характеру объектов (физические, биологические, социальные и др.); по функциям (исследовательские, проверочные, воспроизводящие и др.).

Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент – система мыслительных процедур, производимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент – это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.

В социальном познании производят социальные эксперименты. При их проведении необходимо обеспечить соблюдение условий чистоты, поскольку проведение эксперимента здесь затрудняется: а) случайными, внешними помехами, искажающими протекание изучаемого процесса; б) случайными и систематическими ошибками приборов и программ исследования; в) субъективными ошибками самого экспериментатора.

Тема 4. Теоретическое познание, его структура, функции и методы. Дедукция как основной метод построения теории. Метод и теория. Формы познавательного процесса: проблема, гипотеза, теория, закон. Критерии выбора научных теорий. Идеи верификации и фальсификации научных теорий. Закон как главный компонент теории. Проблема классификации законов. Современная научная картина мира.

Ключевые понятия:

Теория, гипотеза, теоретический базис, аксиома, дедукция, верификация, фальсификация, научная картина мира.

Методические рекомендации

Приступая к изучению четвертой темы курса необходимо прежде всего выяснить специфику и формы теоретического уровня познания, в котором хотя и присутствуют эмпирические моменты, но последние имеют в теории подчиненный аспект. Следует учесть, что теория как система экспериментально обоснованных знаний представляет собой высший уровень познания, поскольку отражает явления и процессы со стороны их внутренних универсальных связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирической науки. Таким образом, в теории доминируют рациональные начала, выраженные понятиями, суждениями, умозаключениями, принципами, законами и т.д. Специфику теоретического познания составляют особые исследовательские приемы и методы (абстрагирование, идеализация, дедукция и т.д.) Важной чертой теории является внутринаучная рефлексивность, т.е. обращенность ученого на сам процесс познания, его форм, методов, понятийного аппарата и т.д.

Рассматривая теоретическое познание как высшую форму отражения действительности, следует определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся: проблема, гипотеза, теория.

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано наукой, но что нужно познать. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций. Данная проблемная ситуация должна быть разрешена. Решение проблемы есть существенный момент развития знания, а тем самым, появление новых проблем.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая сформулированное на основе ряда фактов предположение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный характер и требует проверки, обоснования. К гипотезам предъявляют следующие требования: они должны соответствовать установленным в науке законам; они должны быть согласованы с фактическим материалом; гипотезы не должны содержать противоречий, которые запрещаются законами формальной логики; гипотезы должны быть простыми и допускать возможность их проверки.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение существенных и закономерных связей определенной области действительности. Любая теория должна удовлетворять следующим требованиям: а) непротиворечивости, т.е. не нарушать законы логики; б) верифицируемости, т.е. подтверждаемости; в) фальсифицируемости, т.е. опровержимости.

Основными элементами теории являются:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, аксиома, законы и т.п.;

2) идеализированный объект – абстрактная модель существенных аспектов объекта;

3) философские установки и позиции;

4) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории;

5) совокупность методов, с помощью которых была построена данная теория.

Теория как систематизированное и обоснованное знание выполняет в науке ряд функций, к важнейшим из которых относятся: описание, объяснение, прогнозирование. Кроме того, всякая теория выступает в качестве метода дальнейшего познания соответствующего объекта и в этом проявляется ее методологическая функция, т.е. теория сама становится методом.

Выявление специфики теоретического познания предполагает рассмотрение понятия «закон», которое есть ключевой элемент теории, поскольку последняя выступает как система законов. В самом общем виде закон можно определить как глубинную, необходимую, повторяющуюся, объективную и существенную связь между явлениями действительности. Открытие законов – важнейшая задача науки. Зная законы окружающего мира, люди могут подчинять его сообразно своим потребностям и интересам. Следует обратить внимание на единство и различие законов природы и законов общественной жизни (большая эластичность социальных законов, действие их как тенденций и т.д.).

Приступая к анализу проблемы классификации законов, нужно учитывать, что многообразие взаимодействий в объективной реальности служит объективной основой существования многих видов законов, которые можно классифицировать по разным основаниям: по формам движения материи (механические, физические, химические, биологические и социальные законы); по основным сферам действительности – законы природы, общества и мышления; по широте сферы действия – всеобщие, общие и частные законы; по глубине фундаментальности – эмпирические и теоретические законы.

Создание теории невозможно без использования адекватных методов познания. К научным методам теоретического уровня относятся: формализация; аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод; анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, аналогия и др. В системе методов теоретической науки особое значение имеет дедуктивный метод. Дедукция (лат. – выведение) понимается как переход в процессе познания от общего к единичному, выведение единичного из общего. Дедукция – это процесс логического вывода, т.е. перехода по правилам логики от некоторых посылок к их следствиям (заключениям) Дедуктивный метод характеризуется значительной строгостью. Дедукция не позволяет воображению впадать в заблуждение, она «обеспечивает проверку гипотезы и служит ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии» (Луи де Бройль).

Следующий шаг в изучении данной темы связан с рассмотрением вопроса о критериях выбора научных теорий. По мнению крупнейших методологов и философов науки, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать надежную теорию. Предпочтение отдается той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Ученые выбирают ту теорию, которая более конкурентоспособна по сравнению с другими теориями. Следует учитывать и практичность теории, т.е. ее способность быть воплощенной в производство.

При проверке теории большое значение имеют методологические процедуры верификации и фальсификации. Верификация – это процесс накопления подтверждающих истинность теории данных. Но здесь надо учитывать, что никакое конечное множество единичных подтверждающих случаев не дает нам права говорить, что теория всегда верна (т.е. выполнима для бесконечного числа ситуаций, относящихся к определенному классу явлений).

Следующая процедура – фальсификация, т.е. поиск опровергающих теорию фактов. Если подтверждать теорию можно бесконечно долго, то для ее опровержения достаточно только одного случая.

Если не обнаруживаются факты, опровергающие теорию, то эта система знаний выносится за рамки науки, т.е. теория признается ненаучной.

Характеризуя понятие «научная картина мира», нужно, прежде всего соотнести это понятие с категорией «мировоззрение». Под мировоззрением понимается система предельно обобщенных взглядов на мир и место человека в нем. Выделяют мифологический, религиозный, философский и научный типы мировоззрения. Некоторые авторы добавляют в этот перечень еще один тип – обыденно-житейское мировоззрение.

В отличие от мировоззрения научная картина мира есть целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Различают общенаучную картину мира, включающую данные всех наук и частнонаучные картины мира (физическая, химическая, биологическая и т.д. картины мира), формирующиеся на основе обобщения знаний, получаемых в отдельных отраслях науки.

Научная картина мира – исторически развивающийся феномен. В ходе научных революций старая научная картина мира меняется на новую. Научная картина мира выполняет методологическую и эвристическую роль в познании. Связь научной картины мира с мировоззрением заключается в том, что первая является одним из важных питательных источников формирования второго.

3. Учебно-методические материалы

Список обязательной литературы

1. Анисимов О. С. Методология : функции, сущность, становление. – М., 1996.

2. Бургин Ж. С., Кузнецов В. И. Введение в точную методологию науки. – М., 1994.

3. Быков В. В. Научный эксперимент. – М., 1989.

4. Вессель Х. Философские основания научной теории. – Новосибирск, 1985.

5. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. – М., 1985.

6. Гончаров В. С. Введение в логику и методологию науки. – Новосибирск, 1994.

7. Захаров А., Захаров Т. Как написать и защитить диссертацию. – СПб., 2003.

8. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М., 1981.

9. Карташов В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. – М., 1995.

10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / пер с фр. – М., 1985.

11. Кохановский В. П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д, 1999.

12. Кузнецов И. Н. Научные работы : методика подготовки и оформления. – Минск, 2000.

13. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

14. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

15. Лукашевич В. К. Научный метод. – Минск, 1991.

16. Новые правила защиты диссертации. – М., 2004.

17. Петров Ю. А., Захаров А. А. Общая методология мышления. – М., 2004.

18. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

19. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень. – М., 2005.

20. Рузавин Г. И. методология научного исследования. – М., 1999.

21. Фейенберг Т. Эволюция методологии в Хх веке // Вопросы философии. 1995. № 7.

22. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

23. Философский энциклопедический словарь. – М., 1998.

Список дополнительной литературы

1. Вартофский М. В. Модели. репрезентации и научное понимание. – М., 1988.

2. Виргинский В. С., Хотенков В. Ф. Очерки истории науки и техники. – М., 1993.

3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1994.

4. Ворожцов В. П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. – Новосибирск, 1990.

5. Ворожцов В. П., Москаленко А. Т. Методологические установки ученого. – Новосибирск, 1986.

6. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // Вопросы философии. 1992. № 7.

7. Горский Д. П. Обобщение и познание. – М., 1985.

8. Диалектика познания / под ред. А. С. Кармина. – Л., 1988.

9. Дынич В. В. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 12.

10. Керимов Д. Н. Философские основания политико-правовых исследований. – М., 1986.

11. Казютинский В. В. Космология, картина мира и мировоззрение. – М., 1988.

12. Кохановский В. П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д, 1999.

13. Кузнецов Э. В. Философия права в России. – М., 1989.

14. Лифшиц Р. З. Теория права. – М., 1994.

15. Мостепаненко М. В. Философия и методы научного познания. – Л., 1972.

16. Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 1997.

17. Проблемы методологии социального познания / под ред. В. А. Штоффа. – Л., 1985.

18. родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. – М., 1995.

19. Рожанский И. Д. история естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. – М., 1988.

20. Сачков Ю. В. Полифункциональность науки // Вопросы философии. 1995. № 11.

21. Степин В. С. философская антропология и философия науки. – М., 1992.

22. Тихонравов ю. В. Основы философии права. – М., 1997.

23. Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. – М., 1978.

4. Темы рефератов

1. Наука как система знаний. Принципы организации научного знания.

2. Структура и функции научной деятельности.

3. Субъект и объект научного познания.

4. Черты и критерии классической науки.

5. Постнеклассическая наука на рубеже XX – XXI веков. Проблема классификации наук.

6. Специфика научного познания.

7. Методичность и рефлексивность как характерные черты науки.

8. Понятия «метод», «методология», «подход». Проблема классификации научных методов.

9. Парадигмы и научно-исследовательские программы как эталоны научного познания.

10. Методы эмпирической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент)

11. Эксперимент как основной метод эмпирического познания.

12. Структура, функции и основные виды эксперимента.

13. Мысленный эксперимент и его особенности.

14. Специфика эксперимента в социально-гуманитарных науках.

15. Теоретическое познание и методы построения теории.

16. Дедукция как основной метод теоретического исследования.

17. Системный подход и структурно-функциональный анализ.

18. Общенаучные методы познания.

19. Закон как необходимый компонент теории.

20. Проблема классификации научных законов.

21. Формы научно-познавательного процесса: проблема, факт, гипотеза, теория, закон.

22. Научная теория как высшая форма отражения действительности.

23. Проблема истины в современной науке.

24. Логический и практический критерии истины.

25. Методологический плюрализм постнеклассической науки.

26. Структура познавательного процесса.

27. Основные этапы исследовательской работы.

28. Требования к написанию и оформлению научной работы.

5. Реферативная работа слушателей магистратуры

Программой учебного процесса магистерской подготовки предусмотрено написание слушателями магистратуры реферата по курсу «История и методология науки» и его последующая защита. Предварительную проверку реферата проводит преподаватель данного курса. Реферат оценивается по системе «зачтено – не зачтено» с представлением краткой рецензии. При наличии оценки «зачтено» слушатель магистратуры защищает реферат и допускается к сдаче зачета по курсу «История и методология науки». Таким образом, реферативная работа является важной составной частью процесса обучения в магистратуре.

Перечень примерных тем рефератов для слушателей магистратуры содержится в данных методических указаниях. Однако слушатели могут выбрать тему для реферата самостоятельно, но при этом нужно обязательно согласовать ее с преподавателем, ведущим курс.

Нужно обратить внимание на то, что значимость работы возрастает, если тема реферата будет соотноситься с проблематикой научной работы слушателя магистратуры. При подготовке реферата следует учитывать, что он относится к разряду научных произведений и поэтому должен удовлетворять определенным требованиям.

Реферат должен иметь:

1) титульный лист, на котором формулируется тема, а также все необходимые реквизиты: вуз, научная специальность, Ф.И.О. автора (полностью) и преподавателя курса, год, место написания;

2) план, состоящий из 3 – 4 вопросов, причем количество вопросов должно выражать совокупность тех целей и задач, которые автор самостоятельно определяет во введении. Пункты плана должны иметь указание на страницы, на которых излагается их содержание;

3) введение, в котором обосновывается выбор темы реферата, указываются цели и задачи работы, а также объект и предмет исследования, его теоретико-методологическая база, степень разработанности рассматриваемой проблемы, значимость решения данной проблемы для современной экономической науки, раскрывается смысл и значение основных понятий, используемых автором, а также область их применения;

4) основное содержание реферата, в котором раскрывается существо вопросов плана. Решая эту задачу, слушатели должны проявить свои научно-исследовательские способности, высокую теоретическую и методологическую культуру. Все вопросы темы должны получить достаточно полное освещение, а также должны быть определены ее ключевые понятия. Переход от рассмотрения одного вопроса к другому должен быть логичным. Выдвигаемые в реферате положения необходимо аргументировать;

5) заключение, где подводятся итоги реферативной работы, формулируются основные выводы и указываются ее наиболее значимые результаты, причем необходимо четко указывать на степень достижения поставленных во введении целей. Заключение может содержать указание на дальнейшие перспективные линии исследования темы реферата;

6) список используемой литературы (не менее 15 источников). Как правило, он включает в себя учебники, учебные пособия, словари, монографические исследования по данной теме, первоисточники, издания периодической печати. Если у автора есть собственные научные публикации, материал которых он использовал при работе над рефератом, то их также следует включать в список литературы.

Общий объем реферата – не менее 25 и не более 35 машинописных страниц. Титульный лист и страница, на котором сформулирован план реферата, не нумеруются. Рукописные тексты к проверке не принимаются. По мере необходимости в тексте реферата следует делать ссылки на использованные источники. Характер сносок должен быть однотипным (постраничные или концевые). Грубейшим нарушением является приведение в тексте реферата цитат без указания на источник. Однако не стоит перегружать текст работы чрезмерно объемными цитатами, изречениями, афоризмами, «крылатыми фразами» и т.д. Цитата должна подчеркивать основную идею автора, а не заменять собой ее аргументацию и обоснование.

В реферате допускается использование схем, таблиц и рисунков, но последние не должны перегружать работу.

Приступать к реферативной работе следует со сбора информации по данной теме. При этом важную роль играет конспектирование источников. Собранный и законспектированный материал подлежит аналитико-синтетической обработке, в ходе которой формируется авторская позиция и вырабатывается основная гипотеза, позволяющая составить логически стройный план реферата и выбрать наиболее адекватную методологическую базу проводимого исследования.

Последовательно раскрывая вопросы темы, следует обращать особое внимание на ее ключевые понятия. Необходимо очень ответственно и внимательно относиться к вводимым понятиям, давать им ясные, четкие и корректные определения.

Для правильной организации реферата следует уточнить формулировку основной проблемы и при необходимости разбить ее решение на ряд логически взаимосвязанных этапов. Данные процедуры позволят дать полные ответы на поставленные вопросы, обосновать результаты исследования.

Основная часть реферата раскрывается путем всех известных автору и необходимых в данном случае философско-методологических приемов и способов методологических размышлений. Сноски делаются в обязательном порядке. Изложение каждого вопроса темы завершается кратким подведением итогов. В заключении все эти итоги обобщаются и делаются выводы о достижении поставленных во введении целей и задач, обозначается перспектива дальнейшего исследования данной проблемы. После проверки преподавателем реферат возвращается слушателю. Если в реферате имеются уточнения, замечания, вопросы, то слушатель должен провести дополнительную работу для ответов на поставленные вопросы и замечания, оформить результаты этой работы письменно как приложение к реферату. При защите реферата слушатель должен показать: понимание специфики курса «История и методология науки», его роль в истории культуры; знание основных этапов развития науки, в том числе развитие соответствующей профильной дисциплины; знание об основных проблемах методологии науки; умение пользоваться методологической терминологией; способность содержательно, аргументировано, корректно излагать собственную позицию в отношении защищаемых в реферате положений.

6. Вопросы к зачету

1. Предмет и функции курса «История и методология науки».

2. Понятия науки. Наука и вненаучные формы познания.

3. Три аспекта бытия науки: наука как особый вид познавательной деятельности; наука как система знаний удостоверенных логикой и практикой; наука как социальный институт.

4. Генезис и основные этапы развития науки.

5. Черты и признаки классической науки Нового времени.

6. Неклассическая и постнеклассическая наука XX в.

7. Проблема классификации наук.

8. Процессы дифференциации и интеграции научного знания.

9. Научные революции. Современный научно-технический прогресс и его последствия.

10. Научная картина мира как исходная исследовательская позиция.

11. Специфика научного познания. Особенности познания социальной реальности.

12. Функции научного познания.

13. Уровни научного познания.

14. Логика процесса научного исследования.

15. Рефлексивность и методичность как основные характеристики нау-чно-познавательного процесса.

16. Понятия «метод», «методология», «подход».

17. Проблема классификации методов науки.

18. Парадигмы и научно – исследовательские программы как эталоны научного познания.

19. Методы эмпирического познания: наблюдение, сравнение, эксперимент.

20. Эксперимент как основной метод эмпирической науки.

21. Виды и содержание эксперимента. Его основные функции.

22. Мысленный эксперимент и его роль в познании.

23. Особенности социально-гуманитарного эксперимента. Нравственная позиция ученого.

24. Теоретические методы научного познания: дедукция, аксиоматизация, идеализация.

25. Дедукция как основной метод теоретического познания.

26. Теория как высшая форма отражения действительности.

27. Теория как высший уровень построения и организации научного знания.

28. Научный закон как главный компонент теории.

29. Проблема классификации научных законов.

30. Формы познавательного процесса: проблема, факт, гипотеза, закон, теория.

31. Теория и метод: тождество и различие.

32. Принципы верификации и фальсификации как способы проверки науч-ных теорий.

33. Теория и истина. Проблема истины в современной науке.

34. Основные критерии истины.

35. Методологический плюрализм в современной науке.

36. Структура познавательного процесса.

37. Основные этапы научно-исследовательской работы.

38. Требования к написанию и оформлению научных работ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……3

Требования к знаниям магистров и уровню их подготовки по завершению изучения курса……………………………………………………………...…..4

Программа курса «История и методология науки»…………………….……5

Учебно-методические материалы…………………………..………………..20

Темы рефератов……………………………………………………………….22

Реферативная работа слушателей магистратуры…………………………...23