Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению и защите выпускных

квалификационных (дипломных) работ

студентами естественно-научных

специальностей


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению и защите выпускных

квалификационных (дипломных) работ

студентами естественно-научных

специальностей

Учебно-методическое пособие

Чебоксары

2007

ББК 74.580

286

Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами естественно-научных специальностей : учеб.-метод. пособие. – Издание второе, переработанное и дополненное / А. А. Шуканов, Л. Н. Воронов, В. В. Алексеев, Л. А. Шуканова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 41 с.

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Рецензенты:

В. Е. Сергеева , доктор биологических наук, профессор кафедры медицинской биологии ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»;

Д. А. .Димитриев , д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

В методических указаниях изложены основные требования к оформлению и защите дипломных работ. Предназначены для студентов педагогических вузов очного и заочного отделений, обучающихся по естественно-научным специальностям.

Методические указания могут быть использованы студентами и учащимися образовательных учреждений при написании реферативных, конкурсных и выпускных работ по биологии, физиологии, экологии, химии и географии.

© Шуканов А. А., Воронов Л. Н., Алексеев В. В.,

Шуканова Л.А., составление, 2007

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Общие положения по выпускной квалификационной (дипломной) работе……………….5

1.1. Обязанности руководителя дипломной работы……………………...6

1.2. Обязанности студента-дипломника:…………………………………..6

2. Требования к дипломной работе. её структура и содержание………………………………………………………….7

2.1. Характеристика содержания структурных частей работы................. 8

3. Требования к оформлению дипломной работы………20

3.1. Рубрикация текста......................................................................................... 21

3.2. Сокращение слов и словосочетаний в тексте........................................ 22

3.3. Написание химических формул................................................................. 25

4. Подготовка к защите и защита дипломной работы.27

5. библиографический список………………………………….29

6. приложения…………………………………………………………31

1. Общие положения по выпускной квалификационной (дипломной) работе

Дипломная работа представляет собой одну из обязательных форм самостоятельной деятельности студента, которая в методическом плане должна стать логическим завершением сбора экспериментального и обследовательского материала в кружках СНО и выполненных на его основе курсовых работ.

Дипломная работа – это, прежде всего, самостоятельно выполненная студентом комплексная научно-исследовательская работа, подводящая итоги изучения всего набора учебных дисциплин и прохождения учебной и педагогической практик, предусмотренных учебным планом по соответствующей специальности. Выполнение дипломной работы способствует развитию у студента активной творческой инициативы, совершенствованию навыков самостоятельной работы, изучению передового педагогического опыта и умению использовать их в своей будущей профессиональной деятельности.

Поэтому основной целью выпускной квалификационной работы является подтверждение полученных студентом теоретических знаний и практических навыков по всем циклам дисциплин изучаемой специальности с последующим использованием их в образовательном процессе.

Дипломная работа является завершающим этапом обучения студентов и входит в итоговую государственную аттестацию выпускников, на основании которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос присвоения им квалификации по соответствующей специальности с выдачей диплома государственного образца.

Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов к уровню подготовки учителя по специальностям 032400 «Биология», 032300 «Химия», 032300.00 «Химия с дополнительной специальностью Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)», 032500 «География», 030500.10 «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование) выполнение выпускной квалификационной работы проводят по дисциплинам предметной подготовки.

Тематика дипломных работ, фамилии студентов-дипломников и их руководителей представляются специальными (профилирующими) кафедрами в организационно-методическую комиссию. Затем они рекомендуются к утверждению учёным советом факультета, после чего издается соответствующее распоряжение по деканату, обязательное для исполнения. При необходимости, в виде исключения, в данное распоряжение могут быть внесены отдельные дополнения с соблюдением необходимых процедур.

Тему дипломной работы студент выбирает самостоятельно или по рекомендации руководителя из перечня утвержденной тематики в конце шестого и в начале седьмого семестров. Руководителями работ назначают ведущих преподавателей кафедр, успешно занимающихся научно-исследовательской или учебно-методической работой.

Темы работ должны быть актуальными, соответствующими современному состоянию развития науки и уровню инновационных образовательных технологий. Наиболее целесообразным является выполнение студентами выпускных квалификационных работ в соответствии с планом НИР кафедр. При этом поощряются работы по результатам постановки соответствующих экспериментов, сбора материала в полевых условиях с дальнейшей его камеральной обработкой, анализа и обобщения опыта преподавания специальных дисциплин с последующим возможным использованием полученных данных в школьной практике. Совершенно не допускаются компилятивные работы , основанные на анализе только литературных данных.

В соответствии с темой дипломной работы руководитель выдаёт студенту задание (приложение 1 ). Задание на выполнение работы является официальным документом, на основании которого дипломник проводит научные эксперименты. В необходимых случаях с разрешения деканата задание даёт студенту право проходить практику в том учреждении, где кафедрой запланировано проведение соответствующих научных исследований.

1.1. Обязанности руководителя дипломной работы:

– предложить студенту тему работы в контексте тематики, утвержденной ученым советом факультета;

– выдать задание на выполнение работы;

– оказать помощь в составлении календарного плана выполнения работы, овладении методами исследований и математической обработки полученного в них цифрового материала;

– обеспечить базу для проведения исследований;

– контролировать календарный план выполнения работы согласно утверждённому кафедрой графику;

– представить в ГАК отзыв о работе дипломника.

1.2. Обязанности студента-дипломника:

– принять к исполнению задание руководителя по утверждённой теме;

– составить календарный план выполнения работы (приложение 2 );

– проявлять творческую инициативу и активность в своевременном выполнении календарного плана работы;

– выступать с докладами по теме работы в кружках СНО соответствующей кафедры и научных конференциях студентов (не менее чем по 1 разу );

– участвовать в конкурсах НИРС различного ранга;

– представить выполненную в рукописном (каллиграфическим почерком) или печатном исполнении дипломную работу (соответственно в сброшюрованном или переплетенном виде) руководителю (на кафедру) не позднее 1 месяца до начала работы ГАК.

2. Требования к дипломной работе. её структура и содержание

При подготовке и оформлении работы дипломники должны руководствоваться государственными стандартами и другими нормативными документами, знать фактические достижения и неизученные проблемы в соответствующей отрасли науки, использовать научные положения и разработки отечественных, зарубежных исследователей, а также передовой опыт учителей-новаторов по изучаемой теме.

Основные требования к дипломной работе следующие:

– актуальность темы;

– реальность условий проведения и достоверность полученных данных, на базе которых осуществляются исследования и оформляется работа;

– новизна работы (экспериментальное доказательство новых данных или современное видение уже известных сведений);

– комплексность исследований, логичность изложения, убедительность аргументаций, полнота и точность формулировок;

– конкретность заключения, обоснованность выводов и практических предложений;

– целесообразность приложений;

– грамотность оформления работы, тщательность её редактирования.

Выпускная квалификационная работа должна иметь определённый порядок расположения её составных частей, направленный на логическое изложение материала и максимальную доступность для восприятия читающего.

Поэтому основными элементами работы в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Реферат.

3. Оглавление.

4. Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов (при необходимости).

5. Введение.

6. Обзор литературы.

7. Материал и методика исследований.

8. Результаты исследований и их обсуждение.

9. Выводы и практические предложения.

10.Использование полученного материала в школьной работе (по возможности).

11. Список использованной литературы.

12. Приложения (задание на выполнение дипломной работы, справочный материал и др.).

2.1. Характеристика содержания структурных частей работы

Титульный лист – это первая страница работы, которая не нумеруется. Здесь указывают: сведения о министерстве, которому подчиняется учреждение, об учреждении, где выполнена работа, её название, об исполнителе, руководителе, консультанте и т.д. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений и переносов (приложение 3 ).

Реферат (1 с.) – представляет собой краткий обзор выполненной работы с указанием её объёма, количества иллюстраций, использованной литературы, приложений, перечня ключевых слов и краткого изложения текста.

Ключевыми называют слова, выражающие отдельные понятия, существенные для раскрытия содержания текста. Перечень должен включать от 5 до 15 слов в именительном падеже, напечатанных в строку прописными буквами через запятую.

В тексте реферата должны быть отражены: цель работы, методы исследований, наименование оборудования, полученные результаты, эффективность и область их применения.

В реферате не допускают сокращений слов. Реферат включают в общую нумерацию работы, но номер страницы не ставят (приложение 4 ).

Оглавление (1 с.) – это часть текстовой работы, носящая справочный характер. Оно даёт представление читателю о структуре работы и одновременно помогает быстро найти в тексте нужное место. Поэтому в оглавлении названия заголовков глав, разделов и подразделов перечисляют в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте (приложение 5 ).

Оглавление входит в сквозную нумерацию работы с указанием номера, начиная с 3 с.

Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов (1 с.). Если в работе использованы узкоспециальная терминология, малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка. Такой список составляют в том случае, если в работе применено более 20 необщепринятых терминов, сокращений, символов и каждый из них повторяется не менее 3 раз. В ином случае достаточно их расшифровки (в скобках) при первом упоминании в тексте.

Перечень располагают столбцом, в котором слева в алфавитном порядке приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку (приложение 6 ).

Введение (1-3 с.) как ответственная часть работы не только заинтересовывает читателя в целесообразности дальнейшего изучения избранной темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики (обоснование изучаемой темы, ее актуальность, формулировку цели и задач, поставленных для решения, научную новизну и практическую ценность, в т.ч. значимость для школьной работы. Все это может окончательно выявиться только на последнем этапе работы, когда автор достиг полной ясности в понимании выбранной темы. Поэтому рекомендуется приступить к изложению данного раздела после написания основного текста работы.

Обзор литературы (9-13 с.). В этом разделе отражают состояние изученности рассматриваемых вопросов по теме работы на основании критического анализа данных литературных источников (не менее 12–15) за последние годы. При этом противоречивые сведения, содержащиеся в различных источниках, излагают последовательно и аргументировано, чтобы убедить читателя в необходимости дальнейших исследований по избранной теме. В обследовательских работах в данный раздел также включают физико-географическую характеристику района исследований.

Обзор желательно составлять по работам, опубликованным отечественными и зарубежными исследователями в научных журналах и трудах. Ссылка на каждый использованный в «Обзоре литературы» источник обязательна. Ее дают в квадратных скобках с указанием порядкового номера литературы, например: [1]. Ссылку на литературу можно делать и в круглых скобках с указанием ее автора и года публикации, например: (В.И. Кириллова, 2007).

Материал и методика исследований (4-6 с.). Раздел должен сжато, точно и полно отразить все использованные дипломником методы исследований, методические приемы и дидактические средства, включая методы математической обработки данных.

В первой части раздела указывают:

– место проведения исследований (наименование промышленного, аграрного или иного предприятия, лаборатории кафедры, агробиостанции, школы, пришкольного участка, заповедника, заказника и т.д.);

– время проведения исследований (сроки их начала, окончания в целом и отдельных этапов);

– объекты исследований (таксоны животных, растений, микроорганизмов; биоценозы, экосистемы и т.д.);

– материал исследований (названия химических веществ, биопрепаратов, дидактических средств, органов и систем организма или объем собранного материала; количество учтенных экземпляров; число учетов, проб и т.д.).

Во второй части указывают характер проведенных исследований (экспериментальный, обследовательский, методический).

В случае экспериментальных исследований отражают :

– условия организации эксперимента и его модель (химическая, экологическая);

– методические критерии постановки эксперимента (число животных и растений в группах, повторность опытов, сезонность исследований, порядок и характер учетных измерений, вид иллюстративного материала);

– методики решения поставленных задач.

В обследовательских работах излагают методы проведения полевых исследований и камеральной обработки собранного в них материала, а также оценки микроклимата в учебных кабинетах, классах, рельефа местности, состояния водоисточников, экспертизы качества почвы и воды.

В работах методического характера отмечают критерии проведения анализа (количество учащихся, повторность экспериментальных срезов), характер учетных тестов (задачи, упражнения, контрольные вопросы), вид документации, а также традиционные и новые методические приемы, классические и инновационные технологии обучения.

В третьей части раздела указывают методы статистической обработки полученных данных, используемые программы математического расчета на ЭВМ, наименование вычисляемых констант и используемые формулы.

Обработку полученного в экспериментах цифрового материала проводят одним из методов вариационной статистики. Выбор метода необходимо обосновать. Как правило, определяют : среднюю величину (М); среднеквадратическое отклонение (m); критерий достоверности (t); уровень значимости, достоверности (Р). При необходимости вычисляют также коэффициенты: вариации (Сv); корреляции (r) и наследуемости (n2 ). Их анализ по результатам исследований позволяет сформулировать объективные и достоверные выводы. Для этих целей обычно используют программные комплексы статанализа « Microsoft Excel » и « Statistica for Windows » .

Экспериментальные работы с полученными цифровыми данными, не подвергнутыми математической обработке, к защите не допускают.

Результаты исследований и их обсуждение (22-30 с.). Этот раздел является основным в работе. Здесь дипломником обстоятельно излагаются полученные в ходе исследований данные с детальным их обсуждением. Студент должен раскрыть сущность рассматриваемой проблемы, сопоставляя при этом состояние ее решения на современном этапе развития науки с результативностью собственных исследований. Полученные результаты подвергают глубокому анализу и обсуждению в сравнении с аналогичными данными других исследователей. Такое обсуждение позволяет выявить закономерности, найти им аргументированные объяснения и составить адекватные поставленным задачам выводы. Язык изложения должен обладать констатирующими чертами, четкостью формулировок и полным отсутствием эмоциональных речевых средств.

Текст раздела иллюстрируют демонстрационным материалом: таблицами, рисунками и с соответствующими заголовками, которые помещают после первого же упоминания о них. Данные экспериментальных работ, представленные в иллюстративном материале, необходимо анализировать с указанием уровня значимости, например: (Р<0,01).

Выводы и практические предложения (1–2 с.). Они должны логично вытекать из основного содержания работы, соответствовать поставленным для решения цели и задачам, быть четко сформулированными, лаконичными и иметь законченный характер. Выводы разбивают на 4-6 пунктов, практические предложения – на 1-2, которые начинают с нового абзаца.

Использование полученного материала в школьной работе (1-2 с.). Этот раздел включают, как правило, в дипломные работы методического характера. При этом на основании анализа передового опыта учебно-методической работы студент представляет конспект школьных и внеклассных мероприятий (урока, экскурсии, сценария внешкольной работы и др.).

Список использованной литературы (не более 3-4 с.). Он отражает самостоятельную творческую деятельность дипломника. Объем этого раздела определяется количеством использованных в работе источников, которое должно быть не менее 12-15. Литературные источники оформляются согласно ГОСТу 7.1 – 2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и располагаются в алфавитном порядке. В начале приводятся работы отечественных авторов, затем – зарубежных. Каждую работу нумеруют и начинают с новой строки.

Схема составления библиографического описания по ГОСТ 7.1-2003

ОБЯЗАТЕЛЬНО

Необязательно

Пробелы до и после специальных знаков, кроме точки и запятой

Запятая после фамилии

Прописные и строчные буквы в начале элементов описания:

- начало области (после «точки – тире») – с заглавной буквы,

- внутри области – всё со строчных букв.

Квадратные скобки

Заголовок (Ф. И. О. автора) ._ Основное заглавие_ :_ сведения, относя­щиеся к заглавию (сб. ст., учебник, справочник и др.)_ /_ сведения об ответственности (авторы, составители, редакторы и др.) ._ – _Сведения о переиздании (2-е изд, прераб. и доп.) . _ – _ Место издания (город)_ :_ Издательство,_ год издания._ –_ Объем (кол-во страниц) ._ –_ (Серия_ ;_ номер выпуска серии).

Если в

издании …

То в описании …

1 автор

Глушаков, С. В. Самоучитель для работы на пер­сональном компьютере : [Windows 98, Word 2000, Excel 2000, Internet] : учеб. курс / С. В. Глушаков. – М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2002. – 275 с. : ил., табл.

2 автора

Шевырева, Н. А. Уроки флористики : пособие для начинающих / Н. Шевырева, Т. Коновалова ; [под ред. И. Высоцкой]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Фитон+, 2004. – ­232 с. : ил. – (Серия «Живой мир вокруг нас» ; вып. 32).

3 автора

Федорова, Л. М. Английский для юристов : учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Л. М. Фе­дорова, Н. Н. Немчина, С. Н. Никитаев ; [под общ. ред. Л. М. Федоровой]. – 3-е изд., перераб. – М. : Экзамен, 2004. – 127 с.

4 автора и более (коллективные монографии)

Основы психологии : экзаменац. ответы : [учеб. пособие для вузов] / И. Б. Котова [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 446 с. – (Сдаем экзамен).

Классическое востоковедение и классический ориентализм / [Гроховский П. Л. и др. ] ; под ред. С. И. Лунева. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 127 с.

Многотомники

Зощенко, М. М. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / Михаил Зощенко ; [сост. Л. Быков]. – Екатеринбург : У-Фактория, 2003. – 782 с.

Пивоев, В. М. Философия : в 2 ч. Ч. 2 : Основы философских знаний / В. М. Пивоев. – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-­та, 2003. – 432 с.

Сборники

Сборники произведений разных авторов

Тематические сборники

Английская абсурдная поэзия : [сборник / пер. с англ. и сост. М. Фрейдкина ; предисл. Н. М. Демуровой ]. – М. : Carte Blanche, 1998. – 223 с. : ил.

Читать человека – как книгу : [сборник / сост. Е. К. Знак ]. – Минск : Мет ; М. : Эксмо, 1995. – 341 с. : ил.

Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки : [сборник] / под ред. А. Г. Аллахвердяна и др . – М. : Логос, 2005. – 304 с. – (Межрегиональные исследования в общественных науках. Научные доклады ; вып. 3).

Сборники статей и трудов с тематическим заглавием

Методические пособия

Материалы конференций

Библиографические указатели

Исследования и прикладные применения кремнистых пород : сб. ст. / Чуваш. гос. ун-т ; [редкол.: Л .П. Кураков (отв. ред.) и др.]. – Чебоксары : Крона, 2002. – 120 с. : ил.

Оптимизация преподавания учебных дисциплин в условиях вариативности начального школьного образования : сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [редкол: В. П. Ковалев (отв. ред.) и др.] . – Чебоксары : ЧГПУ, 2004. – 240 с.

Теория обучения в схемах и таблицах : (в помощь студенту) / Чуваш. гос. пед. ин-т ; [авт.-сост. М. К. Енисеев, В. Н. Кошкин] . – Чебоксары : ЧГПИ, 1994. – 45 с. : схем.

Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Чуваш. гос. пед. ин-т ; [редкол.: Максимова О. Г. (отв. ред.) и др.] . – Чебоксары : ЧГПИ , 1995 . – 279 с .

История Чувашской Республики : библиогр. указ. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук ; сост. К. Д. Дмитриев и др. – Чебоксары : ЧГИГН, 1996. – 401 с.

Сборники трудов

с типовым заглавием

Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. № 3 (4) : Гуманитарные и общественные науки / [гл. ред. О. Г. Максимова]. – Чебоксары : ЧГПУ, 1998. – 147 с.

Труды III международной конференции женщин-математиков. Вып. 1 / [под ред. И. С. Емельяновой, С. О. Стрыгиной]. – Воронеж : Б. и., 1995. – 210 с.

Выпуск с собственным заглавием

Теория и история педагогики, педагогическая антропология : [сб. ст.] / гл. ред. Г. Б. Корнетов. – М. : Изд-во УРАО, 2001. – 197 с. – (Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии / Ун-т Рос. Акад. Образования ; вып. 8) .

Переиздания

. – Изд. 5-е (В книге: Издание пятое)

. – 2-е изд., испр. и доп.

. – 8-е стер. изд.

. – Новое изд.

. – Переизд.

Город (место издания)

Сокращаются только:

Москва – М.

Санкт-Петербург – СПб.

Петербург – Пб.

Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.

Нижний Новгород – Н. Новгород

Шупашкар – Ш. (в описании на чувашском языке. Но в описании на русском языке Чебоксары – полностью)

Названия остальных городов – без сокращения!!!

2 города

. – М. ; СПб.

3 и более городов

. – М. [и др.]

Издательство

в книге

в описании

Издательство «Высшая школа»

: Высш. шк.

Издательский дом «Новый учебник»

: Новый учеб.

Но: Издательский дом на Страстном

: Изд. дом на Страстном

ОАО Издательство «Радуга»

: Радуга

Издательство Уральского университета

: Изд-во Урал. ун-та

2 издательства

: АСТ ; Астрель

3 и более издательств

: Феникс [и др.]

2 города,

2 издательства

. – М. : Эксмо-пресс ; Харьков : Фолио, 2005

Серия

Шевырева, Н. А. Уроки флористики. Аранжиров­ка, ассортимент, техника : пособие для начинаю­щих / Н. Шевырева, Т. Коновалова ; [под ред. И. Высоцкой]. – 2-­е изд., перераб. и доп. – М. : Фитон+ , 2004. – 232 с. : ил. – (Серия «Живой мир вокруг нас» ; вып. 32).

Схема составления аналитического библиографического описания (журнальные статьи)

Заголовок (Ф. И. О. автора) ._ Основное заглавие_ :_ сведения, относящиеся к заглавию_ /_ сведения об ответственности (другие авторы) ._ // _ Название источника (Журнал, газета, сборник.) . _ – _ Год издания._ –_ Номер источника._ –_ Страницы.

Статья из журнала

Шуканов, А.А. Морфометрический профиль щитовидной железы и надпочечников у бычков в разных условиях адаптивной технологии / А. А. Шуканов, В. В. Алексеев // Цитология. – 2007. № 10. Т. 49. – С. 848-852.

(допускается вариант без тире: // Цитология. 2007. № 10. Т.49. С. 848-852)

Статья из газеты

Казнина, Е. Главный экзамен для вуза : (аттестация ЧГПУ им. И. Я. Яковлева) / Е. Казнина // Советская Чувашия. 2002. 26 ноября. – С. 4.

Статья из сборника

Кириллова, В. И. Экологический мониторинг земель в колхозе «Ленинская искра» Ядринского района ЧР / В. И. Кириллова, Л. В. Егоров, В. Н. Подшивалина // Современные проблемы биологии, химии и экологии: сб. статей. Чебоксары, 2006. С. 144162 .

Воронов, Л. Н. Цитоархитектоника межполушарной ассиметрии некоторых синантропных птиц / Л. Н. Воронов, Н. В. Алексеева // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2007. – № 1(9). –Т. 1. – С. 25–29.

Димитриев, Д. А. Влияние генетических и средовых факторов на состояние системы внешнего дыхания / Д. А. Димитриев // Вестник Чувашского гос. педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2007. № 3 (55). Т.1. – С. 96100.

Другие виды изданий

Депонированные научные работы

Алексеев, В. В. Морфометрический профиль организма телят, выращенных с назначением «Пермамика» и «Полистима» / В. В. Алексеев, А. А. Шуканов ; ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева». – М., 2006. – 12 с. – Библиогр. 3 назв. – Деп. в ВИНИТИ 15.04.06, № 639 В.

Диссертация

Арестова, И. Ю. Совершенствование функциональных систем у боровков в биогеохимических условиях Чувашского Засурья с применением биогенных соединений : дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / И. Ю. Арестова. – Чебоксары, 2007. – 200 с.

Автореферат диссертации

Лычак, С. А. Циркадианная организация спортсменов 18-21 года с различными психофизиологическими особенностями : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / С. А. Лычак. – Чебоксары, 2007. – 22 с.

Отчеты о научно-исследовательской работе

Формирование генетической структуры стада : отчет о НИР (промежуточ.) : 42–44 / Всерос, науч.-исслед. ин-т животноводства ; рук. Попов В. А. ; исполн.: Алешин Г. П. [и др.]. – М., 2001. – 75 с. – Библиогр.: с. 72-74. - № ГР 01840051145. - Инв. № 04534333943.

Патентные документы

Пат. 2137480 Российская Федерация, Способ получения препарата для повышения неспецифической резистентности организма / Шуканов А. А., Петрянкин Ф. П., Шуканова Л. А. : заявитель и патентообладатель Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева ; заявл. 20.12.98 ; опубл. 20.9.99. – 3 с.

Законодательные материалы

Правила

Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций : РД 153-34.0-03.205–2001 : утв. М-вом энергетики Рос. Федерации 13.04.01 : ввод. в действие с 01. 11.01. – М : ЭНАС, 2001. – 158, [1] с. ; 22 см. – В надзаг.: …РАО «ЕЭС России». – 5000 экз. – ISBN 5-93196-091-0.

Стандарты

Запись под заголовком

ГОСТ Р 51771—2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002-01-0]. — М.: Госстандарт России : Изд-во стандартов. 2001. – IV, 27 с. : ил. ; 29 см.

Запись под заглавием

Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования : ГОСТ Р 51771–2001. – Введ. 2002-01-01. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов. 2001. -IV, 27 с. : ил. ; 29 см.

Сборник стандартов

Система стандартов безопасности труда : [сборник]. – М. : Изд-во стандартов, 2002. — 102. [1] с. : ил. : 29 см. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док. – 1231 экз.

Промышленные каталоги

Оборудование классных комнат общеобразовательных школ : каталог / М-во образования РФ, Моск. гос. пед. ун-т. – М. : МГПУ, 2002. – 235 с. ; 21 см. – В тексте привед. наименования и адреса заготовителей. – 600 экз.

Сборники без общего заглавия

Гиляровский, В. А. Москва и москвичи ; Друзья и встречи ; Люди театра / В. А. Гиляровский ; туп. ст. и примеч. А. Петрова ; худож. И. Лыков. – М. : ЭКСМО-пресс, 2001. – 638, [1] с. : ил. ; 21 см. – (Русская классика). — 5000 экз. — ISBN 5-04-008668-7 (в пер.).

Отдельный том многотомного издания

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача: в 3 ч. / Владимир Казьмин. – М. : ACT : Астрель, 2001. – 21 см. – ISBN 5-17-011142-8 (ACT).

Ч. 2 : Детские болезни. – 2002. – 503, [1] с. : ил. – 8000 экз. – ISBN 5-17-011143-6 (ACT) (в пер.).

Изоиздания

Графика [Изоматериал] : нагляд. пособие для образоват. учреждений по предмету «Культура Башкортостана» : [комплект репрод. / авт.-сост. Н. И. Оськина; слайды Л. А. Черемохина; пер. на башк. яз. М. С. Амииновой]. – Уфа : Демиург, 2001.– 1 папка (24 отд. л.) : цв. офсет. ; 49x35 см. – (Изобразительное искусство Башкортостана ; вып. 5). – Подписи к ил. парал. рус., башк. – 4000 экз.

Картографические издания

Европа. Государства Европы [Карты]: [физическая карта] / сост. и подгот. к печати ПКО «Картография» в 1985 г. ; ст. ред. Л. Н. Колосова ; ред. Н. А. Дубовой. — Испр. в 2000 г. – 1 : 5000 000, 50 км в 1 см ; пр-ция норм. кон. равнопром. – М. : Роскартография, 2000. – 1 к. : цв., табл. ; 106x89 см. – 3000 экз.

Аудиоиздания

Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман ; исп. Жанна Бичевская. — СПб. : Центр духов, просвещения, 2002. — 1 электрон, опт. диск. — (Песнопения иеромонаха Романа ; вып. 3).

Видеоиздания

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес ; в ролях: К. Тарантино, X. Кейтель, Дж. Клуни ; Paramount Films. – М. : Премьер-видеофильм. 2002. – 1 вк. – Фильм вышел на экраны в 1999 г.

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

Сидыганов, В. У. Модель Москвы [Электронный ресурс] : электрон. карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. – Версия 2.0. – Электрон. дан. и прогр. – М. : FORMOZA, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ПК 486 ; Windows 95 (OSR). – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329600098.

Ресурсы удаленного доступа

Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru. Доступен также на дискетах. – Систем. требования для дискет: IBMPC ; Windows З.хх/95 ; Netscape Navigator или Internet Explorer ; Acrobat Reader 3.0. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329900013.

Как правило, не рекомендуется включать в библиографический список справочники, словари, энциклопедии, газетные материалы, буклеты, публицистические источники, школьные учебники (в том случае, когда они не являются объектом исследования конкретной дипломной работы) и т.п.

Приложения как составную часть работы располагают в порядке появления ссылок на них в тексте. Их количество, как правило, не ограничивается , но при обязательном условии непосредственного отношения к дипломной работе. Они имеют дополнительное или справочное значение для более полного раскрытия темы. В «Приложения» включают результаты статистической обработки полученных в исследованиях цифровых данных, таблицы, рисунки (схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.) и вспомогательный материал. Каждое приложение следует начинать с новой страницы, указывая его порядковый номер в правом углу и заголовок, например:

Приложение 1

Показатели внешнего дыхания у кролика в зависимости

от функциональной нагрузки

При большом объёме и формате иллюстраций, как например, гербарные листы, их оформляют в виде отдельного блока работы в специальной папке. На её лицевой стороне пишут заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа дипломной работы.

3. Требования к оформлению дипломной работы

Общий объём работы не должен превышать 50 с. печатного текста или 70 с. каллиграфической рукописи, не считая раздела «Приложения».

Оформление текстовой работы проводят, руководствуясь Государственными стандартами: ГОСТ 2.106-68; ГОСТ 7.32-91; ГОСТ 21.1101-92; ГОСТ 2.105-95; ГОСТ Р6. 30-97 . Общими требованиями при её оформлении являются : чёткость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов; доказательность выводов; обоснованность предложений и рекомендаций; грамотность текста; аккуратность выполнения. Работы, оформленные небрежно, с отклонениями от настоящих рекомендаций, к защите не допускаются .

Работы выполняют на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) чернилами (тушью) от руки или машинописным (компьютерным) способом через 1,5 межстрочных интервала (в текстовом процессоре Word 6/7 for Windows 95/98/2000/2003/ХР; шрифт Times New Roman; кегль № 14). На одной странице размещают 29-30 строк, длина строки не более 65 знаков вместе с пробелами. Страницы должны иметь поля: левое – 30; верхнее – 20; правое – 10; нижнее – 25 мм.

Текст печатается полужирным шрифтом чёрного цвета высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Их контуры должны быть чёткими, без расплывающейся краски, с ровной насыщенностью в пределах строки и страницы. Вписанные элементы работы также выполняются чёрным цветом. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или оборотной стороне листа. Иностранные слова целиком печатаются или вписываются от руки, но не допускается смешанный вариант их оформления. Абзацы в тексте начинаются отступом от левого поля, равным 1 см.

Для выделения в тексте отдельных слов или фраз чаще применяется курсив, набор прописными буквами и разрядка, реже – подчёркивание, выбор которых определяет автор.

Каждая глава (раздел) начинается с новой страницы. Это же правило относится ко всем структурным элементам работы (введению, обзору литературы и др.). Расстояние между названием главы и последующим текстом (названием пункта) должно быть равно 3 интервалам, между названием пункта и текстом – 2. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовки и подзаголовки располагаются на странице посередине строки (центрованный способ ) или непосредственно от левого поля (флаговый способ ). Подчёркивание заголовков и перенос слов в них не допускается.

Таблицы, рисунки (графики, диаграммы, схемы, фотографии и др.) как в тексте, так и в «Приложениях» выполняются на стандартных листах (формат А4) или наклеиваются на листы белой бумаги такого же формата. Подписи к ним оформляются только с лицевой стороны, которые должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами.

Нумерация таблиц и их названия помещаются над табличным материалом в правой части верхнего поля страницы, например:

Таблица 1

Водный дефицит в листьях растений различных местообитаний

или

1. Водный дефицит в листьях растений различных местообитаний

Нумерация рисунков, их названия и пояснения помещаются внизу рисунков, например:

Рис. 5. Динамика числа эритроцитов в крови лягушки

Дипломная работа нумеруется по порядку от титульного листа до последней страницы «Приложений». Первой страницей считается титульный лист, второй – реферат, но на них цифры 1 и 2 не ставят. Начиная со следующей страницы («Оглавление»), ставится цифра 3 и т.д. Порядковый номер печатается, как правило, в правом верхнем углу страницы арабскими цифрами без точки и других знаков. Законченная работа подписывается на титульном листе: автором (справа над строкой – Фамилия, Имя, Отчество дипломника); руководителем и заведующим кафедрой.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные после переплетения (брошюрования) работы, исправляются подчисткой или закрашиванием белым штрихом с последующим внесением в это место исправленного текста. Следует отметить, что на странице допускается не более 5 исправлений (М.И. Басаков, 2001).

3.1. Рубрикация текста

Рубрикацией называется вся система заголовков научной работы. Заголовки всех структурных элементов дипломной работы пишутся прописными буквами, например: РЕФЕРАТ, ОГЛАВЛЕНИЕ и др., которые начинаются с новой страницы. Основной текст работы рубрицируется на главы (разделы), подразделы (пункты), а при необходимости – и на подпункты, которые имеют соответствующие заголовки. Заголовок выполняется прописными буквами, подзаголовок – строчными, с первой прописной. Длина строки заголовка (подзаголовка) должна быть короче строки текста и составлять не более 40 знаков. Многострочный заголовок (подзаголовок) делится по смыслу на несколько строк. При этом между строками делается один интервал. Если заголовок состоит из нескольких предложений, он разделяется точками. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов нельзя печатать в конце страницы. В этом случае необходимо, чтобы за ними следовало не менее чем 2 строки текста.

В рубрикации не допускается применение римских цифр. Главы, разделы подразделы, пункты, подпункты нумеруются арабскими цифрами. Главы (разделы) нумеруются в пределах основной части работы арабскими цифрами с точкой (1., 2., 3. и т.д.). Пункты нумеруются в пределах каждой главы (раздела) и подраздела. Номер пункта состоит из номера главы (раздела), порядкового номера подраздела или подпункта, разделённых точкой (например, 1.1., 1.2. или 1.1.1., 1.1.2. и т.д.).

Как правило, в заголовках не используются слова: глава, раздел, пункт и т.д. (В.С. Голодаев, 1999).

3.2. Сокращение слов и словосочетаний в тексте

В тексте дипломной работы все слова пишутся полностью, за исключением стандартизованных и общепринятых сокращённых обозначений. В настоящее время широко применяются следующие виды сокращений:

1. Названия единиц измерения (при цифрах) :

км – километр; т – тонна;

м – метр; ц – центнер;

дм – дециметр; кг – килограмм;

см – сантиметр; г – грамм;

мм – миллиметр; мг – миллиграмм;

га – гектар; ч – час;

атм. – атмосфера; мин – минута;

А – ампер; сек – секунда;

ч. – часть; л – литр;

вес. ч. – весовая часть; мл – миллилитр;

ед. – единица; М – молярность;

ат. ед. – атомная единица; Н – нормальность;

у.е. – условная единица; п.н. – пар нуклеотидов;

И.Е. – интернациональная шт. – штук;

единица; экз. – экземпляр.

Обозначения скорости: км/ч – километр в час;

м/с – метр в секунду;

см/с – сантиметр в секунду.

2. Общепринятые сокращения :

т. е. – то есть; н. э. – нашей эры;

т. к. – так как; гл. обр. – главным образом;

т.обр. – таким образом; междунар.– международный;

и т. д. – и так далее; надотр. – надотряд;

и т. п. – и тому подобное; надсем. – надсемейство;

и пр. – и прочие; подкл. – подкласс;

и др. – и другие; сем. – семейство;

в т.ч. – в том числе; р. – род;

б. ч. – большей частью; о. – остров;

кол-во – количество; соед. – соединение;

конц-ия – концентрация; напр. – например.

см. – смотри; т. наз. – так называемый.

соотв. – соответствующий;

т. кип. – точка кипения;

т-ра – температура;

3. Ссылки на иллюстрации, таблицы и части текста (с указанием номера):

гл. – глава; см. – смотрите;

разд. – раздел; ср. – сравните;

п. – пункт; ил. – иллюстрация;

подп. – подпункт; кн. – книга;

пп. – пункты; л. – лист;

табл. – таблица; с. – страница;

рис. – рисунок; стр. – строка.

4. Названия учёной степени, звания, должности (при фамилии) :

акад. – академик;

д. чл. – действительный член; д-р – доктор;

чл.- кор. – член-корреспондент; науч.сотр.–научный сотрудник;

зав. – заведующий; ст. –«– – старший –«–;

зам. – заместитель; вед. –«– – ведущий –«–;

проф. – профессор; гл. – «– – главный –«–.

доц. – доцент;

инж. – инженер;

к. биол. н. – кандидат биологических наук;

к. пед. н. – кандидат педагогических наук;

к. хим. н. – кандидат химических наук;

к. психол. н.– кандидат психологических наук;

к. вет. н. – кандидат ветеринарных наук;

к. мед. н. – кандидат медицинских наук;

к. тех. н. – кандидат технических наук;

к. с.-х. н. – кандидат сельскохозяйственных наук;

к. геогр. н.– кандидат географических наук.

5. Различные обозначения (при названиях):

обл. – область; с.-х. – сельскохозяйственный;

р-н – район; им. – имени;

г. – город; акад. – академия;

с. – село; ун-т – университет;

д. – деревня; ин-т – институт.

6. Различные обозначения (при цифрах ):

век, века – в, вв.; том – т.;

год, годы – г., гг; часть – ч.;

миллиард – млрд.; номер – №.

миллион – млн.;

тысяча – тыс.;

рубль – р. (руб.);

копейка – к. (коп.);

квартал – кв.;

7. Буквенные аббревиатуры (в качестве примеров) :

РФ – Российская Федерация;

ЧР – Чувашская Республика;

МР – Мордовская Республика;

УР – Удмуртская Республика;

РБ – Республика Башкортостан;

РТ – Республика Татарстан;

РМЭ – Республика Марий Эл;

РАН – Российская Академия Наук;

РАО – Российская академия образования;

РАМН – Российская академия медицинских наук;

РАЕН – Российская академия естественных наук;

РАСХН – Российская академия сельскохозяйственных наук;

ГОУ ВПО – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования;

ФГОУ ВПО – Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования;

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;

ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие;

РГУП – республиканское государственное унитарное

предприятие;

ГНУ – государственное научное учреждение;

ВЦ – вычислительный центр;

ГОСТ – государственный стандарт;

ГОС – государственный образовательный стандарт;

НИИ – научно-исследовательский институт;

ГАК – государственная аттестационная комиссия;

ОМК – организационно-методическая комиссия;

НИРС – научно-исследовательская работа студентов;

УИРС – учебно-исследовательская работа студентов;

НИОКР – научно-исследовательская и опытно-конструкторская

работа;

НИЛЭБ – научно-исследовательская лаборатория экспериментальной биологии;

ППС – профессорско-преподавательский состав;

УВП – учебно-вспомогательный персонал;

СНО – студенческое научное общество;

СНК – студенческий научный кружок;

ПК – персональный компьютер;

ОАО – открытое акционерное общество;

ЗАО – закрытое акционерное общество;

ООО – общество с ограниченной ответственностью;

СХПК – сельскохозяйственный производственный кооператив;

ГПЗ – государственный природный заповедник (заказник).

3.3. Написание химических формул

Формулы составляются с использованием специальной компьютерной программы или вписываются в текст полностью от руки чёрной пастой (тушью) тщательно и разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах обозначаются чётко. Для формул рекомендуются следующие размеры знаков (мм): прописные буквы и цифры – 7–8; строчные – 4; показатели степеней и индексы – не менее 2.

Химические символы элементов, цифры и все индексы к ним пишутся без пробелов, например: 2H2 ; Na2 SO4

Между знаками в уравнениях и схемах химических реакций (+ и –, =, ®, |, ¬® и др.) и формулами оставляется пробел, например:

Ca(OH)2 + CO2 ® CaCO3 + H2 O

H2 SO4 « H+ + HSO4

В тех случаях, когда за названиями химических веществ следуют символы, то они не выделяются ни запятыми, ни скобками; например, раствор соляной кислоты HCl с водой H2 O…

Как правило, в уравнениях следует избегать переносов на следующую строку. При необходимости допускается перенос на знаках направления реакции (¾, =), взаимодействия (+, –), равенства (=), например:

Cl2 Cl2 Cl2

CH4 ® CH3 Cl ® CH2 Cl2 ®

Cl2 Cl2

® CHCl3 ® CCl4

Знаки зарядов (+, –, ., 1, 2+) помещаются справа от обозначения элемента на уровне верхних индексов, например: H+ , OH , H, Ca2+ .

Обозначения электронов и электронных пар (одна или две жирные точки) ставятся без пробелов посередине символа-элемента сбоку, сверху или снизу, например:

. , . CH3 , :NH3

Знаки химической связи должны вплотную подходить к символам элементов точно посередине символа (без интервалов), например:

CH3 O

H–O–H, H–CºC–H, | , H–C

CH3 O–H

Упрощённые формулы циклических соединений обычно изображаются правильными многоугольниками, например:


При необходимости можно также использовать прямоугольные многоугольники, например:


Символы элементов, входящих в циклы, обязательно «врезаются» в цикл, например:


Все связи должны вплотную подходить к циклам, например:


4. Подготовка к защите и защита дипломной работы

Законченная работа с подписями дипломника и руководителя (консультанта) в переплетённом (брошюрованном) виде должна быть представлена не менее чем за 30 дней до начала работы ГАК на кафедру по месту её выполнения. К работе нужно приложить отзыв руководителя (приложение 7 ), в котором отражаются :

– обоснование выбора темы;

– её актуальность;

– цель исследований;

– степень овладения студентом методов исследований и его самостоятельность;

– умение работать с литературой, анализировать, обрабатывать и обобщать материалы исследований;

– сведения об участии дипломника в работе СНО, научных конференциях и о публикациях;

– интерес выпускника к избранной специальности (профессии);

– соответствие дипломной работы заданию на её выполнение и требованиям Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности.

В отзыве руководителю следует акцентировать внимание на творческие способности и личностные качества дипломника, а не на подробную характеристику его работы. Это должны сделать автор работы в своём докладе и рецензент.

В докладе, рассчитанном на 10-12 мин , дипломник должен изложить :

– обоснование актуальности избранной темы;

– цель и задачи исследований;

– материал и методы исследований;

– анализ результатов исследований.

Доклад составляется на основании выводов и практических предложений по использованию в школьной работе. Поэтому отдельно они не излагаются.

К докладу по работе дипломник должен подготовить иллюстративный (наглядный) материал. Он может быть в виде материала для показа с использованием мультимедийного устройства или в виде графических демонстрационных таблиц и рисунков. Желательно, чтобы количество не превышало 3. Иллюстрации должны быть качественно оформленными и удобными для восприятия. Таблицы и рисунки выполняются, как правило, на ватмане стандартного формата чёрным цветом. Наглядный материал может быть представлен также в форме мультимедийного сопровождения в соответствии с компьютерной программой «Microsoft Office Power Point». При этом количество иллюстративного материала допускается до 8-10. После подготовки доклада и демонстрационного материала проводится предварительная защита дипломной работы на совместном заседании кафедры и кружка СНО или итоговой научной конференции студентов факультета. По результатам первичной апробации работы принимается решение о ее допуске к защите перед ГАК. При положительном решении заведующий кафедрой расписывается на титульном листе выпускной работы.

За 15 дней до начала работы ГАК дипломники обязаны допущенные к защите работы вместе с заданием на ее выполнение и отзывом руководителя представить в деканат. Декан поручает председателю организационно-методической комиссии факультета назначение рецензентов, которые должны в течение 7 дней подготовить рецензии (приложение 8 ).

Рецензия должна отражать :

– актуальность темы и цель исследований;

– обоснованность выбора методов исследований;

– новизну и практическую ценность работы;

– возможность использования результатов исследований в школьной практике;

– недостатки в ее содержании и оформлении;

– соответствие оформления работы требованиям настоящих методических указаний и соответствующей специальности;

– заключение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации.

Не позднее чем за 8 дней до начала работы ГАК рецензент обязан возвратить дипломную работу с приложением рецензии в деканат. Затем в течение 1-2 дней дипломник должен быть ознакомлен с содержанием рецензии. В случае отрицательной рецензии декан совместно с председателем ОМК и заведующим кафедрой, где выполнялась работа, принимает решение о дальнейших действиях.

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии в обязательном присутствии их руководителей. Процедура защиты состоит : из доклада дипломника в течение 10-12 мин ; ответов на вопросы членов комиссии и желающих из присутствующих в зале с разрешения председателя; выступлений руководителя с отзывом и рецензента, а также ответов на вопросы последнего. Продолжительность защиты 1 работы – 30 мин .

Далее предоставляется возможность выступить с оценкой дипломной работы по желанию членам ГАК и присутствующим на защите, а также с заключительным словом дипломнику, который отвечает на замечания рецензента и выступивших членов комиссии. Затем ГАК на закрытом заседании при открытом голосовании большинством голосов оценивает работу по комплексу показателей :

– содержательность доклада;

– научный уровень и практическая значимость работы;

– качество оформления иллюстративного (наглядного) материала и его информативность;

– глубина и правильность ответов на вопросы;

– уровень подготовленности дипломника к самостоятельной профессиональной работе.

Результаты защиты определяют оценками : «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В тех случаях, когда защита дипломной работы признана неудовлетворительной , ГАК устанавливает условия представления студентом к повторной защите той же работы (с доработкой ) или же целесообразность ее выполнения по новой теме. К повторной защите дипломной работы студент допускается не ранее чем через 1 год после выпуска.

Дипломные работы выпускников хранятся в архивах кафедр в течение 3 лет , после чего, списываются составлением соответствующего акта (Г.А. Воробейков, 1999).

5. библиографический список

1. Басаков, М. И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста / М. И. Баскаков: Учебн. пособие для студентов вузов и колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 64 с.

2. Воробейков, Г. А. Методические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ для студентов биологических специальностей / Г. А. Воробейников.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 16 с.

3. Голодаев, В. С. Рекомендации по оформлению диссертаций, дипломных и курсовых работ / В. С. Голодаев. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 22 с.

4. Максимова, О. Г. Памятка по подготове изданий к печати: Справочное пособие / О. Г. Максимова, Л. А. Судленкова, Г. А. Яковлев. – Чебоксары, 2001. – 24 с.

5. Митрасова, А. В. Подготовка изданий к печати: нормативы и рекомендации: справочник / А. В. Митрасова, Л. А. Судленкова, Л. Н. Улюкова, М. Г. Федотова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 80 с.

6. ГОСТ 2.106-68 Текстовые документы.– М.: Изд-во стандартов, 1991.

7. ГОСТ 7.1-84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. – М.: Госстандарт, 1984.

8. ГОСТ 7.32-91 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – М.: Изд-во стандартов, 1991.

9. ГОСТ 21.1101-92 СПДС . Основные требования к рабочей документации.– М.: Изд-во стандартов, 1992.

10. ГОСТ 2. 105-95 ЕСКД . Общие требования к текстовым документам.– М.: Изд-во стандартов, 1996.

11. ГОСТ Р 6.30-97 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 1997.

12. ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М : Госстандарт России : ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 47 с.

13. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030500. 10 «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование). – М., 2000. – № 237 пед/сп. – 20 с.

14. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 032300 «Химия». – М., 2005. – № 695 пед/сп. (новый). – 22 с.

15. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 032300. 00 «Химия с дополнительной специальностью». – М., 2005. – № 696 пед/сп. (новый). – 25 с.

16. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 032400 «Биология». – М., 2005. – № 697 пед/сп. (новый). – 24 с.

17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 032500 «География». – М., 2005. – № 699 пед/сп. (новый). – 25 с.

6. приложения

Приложение 1

Образец задания по выполнению дипломной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

Факультет_______________________________________________

Специальность___________________________________________

Кафедра_________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой __________ Фамилия И.О.

(подпись )

«___» _________200___ г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломной работы

(Фамилия, Имя, Отчество студента)

1.Тема работы___________________________________________________

2.Утверждена распоряжением по деканату факультета от «__»____200_ г.

3.Исходные данные к работе______________________________________

_______________________________________________________________

4. Перечень подлежащих решению задач____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Место и объект исследований___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Срок сдачи студентом законченной работы________________________

7. Руководитель (консультант) работы _________________Фамилия И.О.

8. Задание принял к исполнению студент______________ Фамилия И.О.

Дата выдачи задания «___» ________200 _ г.
Приложение 2

Образец календарного плана выполнения работы

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой __________ Фамилия И.О.

(подпись)

«___» __________ 200 _ г.

Календарный план выполнения дипломной работы

№ п/п

Наименование этапов работы

Срок

выполнения

Подпись студента

1…

Руководитель (консультант) работы _____________ Фамилия И.О.

Приложение 3

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

кафедра зоологии и экологии

Подпись

СТЕПАНОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Коррекция физиологического статуса

кроликов применением новых биопрепаратов

в СХПК «Прогресс» Ибресинского района ЧР

032400 «Биология со специализацией Фитодизайн»

Выпускная квалификационная работа

студента 5 курса биолого-химического факультета

Руководитель: д-р. биол. наук,

профессор Воронов Л.Н.

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

канд. биол. наук, доцент Егоров Л.В.

«____»____________200__ г.

Чебоксары

2007

Приложение 4

Образец реферата

РЕФЕРАТ

Коррекция физиологического статуса

кроликов применением новых биопрепаратов

в СХПК «Прогресс» Ибресинского района ЧР

Объем 57 с., включая 6 табл., 9 рис., 15 лит. ист. и 7 приложений.

Ключевые слова: Кролик; Кровь; Тимус; Надпочечники; Щитовидная железа; Резистентность; Адаптация; «Селенопиран»; «ДАФС-25».

Изучить особенности физиологического состояния кроликов при адаптивной технологии содержания с назначением «Селенопирана» и «ДАФС-25».

Использованы физиологические, экологические, гистологические и математические методы исследований (рефрактометр ИРФ-22, фотометр КФК-3 М, биохемилюминометр БХЛ, микроскоп «Микмед-2», цифровая камера «Canon Power Shot G5» с переходником «Carl Zeiss»).

Научно обоснована и экспериментально доказана целесообразность коррекции физиологического статуса кроликов, содержавшихся по адаптивной технологии с назначением новых биогенных препаратов. Выявлены особенности роста, гематологического, биохимического, иммунологического спектра и морфометрии структур эндокринных желез у кроликов в зависимости от разных температурных режимов среды.

Выводы и практические предложения работы используются в учебном процессе биолого-химического факультета ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» по курсам: «Физиология», «Экология», «Гистология» и могут быть применены в школьной программе по биологии.


Приложение 5

Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов…………………..

4

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

5

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

7

1.1.Биологическое единство организма и среды…………………..

7

1.2. Стресс, адаптация, гомеостаз: причинно-следственная связь..

10

1.3. Биологическая роль «Селенопирана» и «ДАФС-25» для организма животных……………………………………………….

13

2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ………………

16

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……

20

3.1. Влияние «Селенопирана» и «ДАФС-25» на физиологическое состояние кроликов при адаптивной технологии содержания…

20

3.1.1. Параметры клинико-физиологического состояния и роста тела………………………………………………………………..

25

3.1.2. Параметры гематологического и биохимического профилей..

30

3.1.3. Параметры морфометрии структур тимуса, надпочечников и щитовидной железы……………………………………………..

38

4. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ………………..

44

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ…………………………………………….

45

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...

47

7. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..

51

Приложение 6

Образец перечня сокращений

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ,

УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СИМВОЛОВ

1. АП – адаптационный потенциал;

2. Å – ангстрем;

3. АД – артериальное давление;

4. ВНС – вегетативная нервная система;

5. ВРИ – весоростовой индекс;

6. ЖЕЛ – жизненная ёмкость лёгких;

7. ЖИ – жизненный индекс;

8. ЖКТ – желудочно-кишечный тракт;

9. ИБ – индекс Брауна;

10. ИН – индекс напряжения;

11. Мкм – микрометр;

12. МОК – минутный объём крови;

13. Hb – гемоглобин;

14. Нм – нанометр;

15. ПД – пульсовое давление;

16. ССС – сердечно-сосудистая система;

17. СОК – систолический объём крови;

18. СОЭ – скорость оседания эритроцитов;

19. ФИ – фолликулярный индекс;

20. ЦНС – центральная нервная система;

21. ЧСС – частота сердечных сокращений;

22. ЯЦИ – ядерно-цитоплазматический индекс.


Приложение 7

Образец отзыва руководителя

ОТЗЫВ

о выпускной квалификационной (дипломной) работе

студента V курса БХФ Степановой Марии Владимировны по теме:

«Коррекция физиологического статуса кроликов применением новых биопрепаратов в СХПК «Прогресс» Ибресинского района ЧР»

Научное обоснование принципов управления механизмами формирования морфофизиологической и биохимической адаптаций организма, а также фармакологической регуляции адаптивных и продуктивных функций животных с назначением биогенных препаратов является актуальной проблемой современной биологии.

Поэтому целью дипломной работы М.В. Степановой явилось изучение …

…(Далее отмечают : степень овладения студентом методов исследований и его самостоятельность; умение работать с литературой; анализировать, обрабатывать и обобщать материалы исследований; сведения об участии дипломника в работе СНО, научных конференциях и о публикациях; его интерес к избранной профессии).

На основании вышеизложенного считаю, что дипломная работа Степановой М.В. по теме: «Коррекция физиологического статуса кроликов применением новых биопрепаратов в СХПК «Прогресс» Ибресинского района ЧР», подготовленная в соответствии с заданием на её выполнение, отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 032400 «Биология со специализацией Фитодизайн» (032300 «Химия со специализацией Химическая экспертиза пищевых продуктов», 032300.00 «Химия с дополнительной специальностью Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)», 032500 «География со специализацией Ландшафтный дизайн», 030500.10 «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)) и заслуживает (высокой) положительной оценки.

Руководитель – профессор

кафедры зоологии и экологии,

д-р биол. наук Л.Н. Воронов

03.05.2007 г.

Приложение 8

Образец рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную (дипломную) работу

студента V курса БХФ Степановой Марии Владимировны по теме:

«Коррекция физиологического статуса кроликов применением новых биопрепаратов в СХПК «Прогресс» Ибресинского района ЧР»

Научное обоснование воздействия новых биогенных веществ на организм животных с учётом биогеохимических особенностей различных экологических регионов является актуальной проблемой биологической науки и практики.

В этой связи целью рецензируемой дипломной работы М.В. Степановой явилось изучение…

…(Далее отмечают : обоснованность выбора методов исследований; новизну и практическую ценность работы; возможность использования результатов исследований в школьной практике; недостатки в ее содержании и оформлении; соответствие оформления работы требованиям «Методических указаний…» и соответствующей специальности; заключение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации).

На основании вышеизложенного считаю, что выпускная квалификационная работа Степановой М.В. по теме: «Коррекция физиологического статуса кроликов применением новых биопрепаратов в СХПК «Прогресс» Ибресинского района ЧР» выполнена согласно «Методическим указаниям…», и отвечает требованиям специальности 032400 «Биология со специализацией Фитодизайн» (032300 «Химия со специализацией Химическая экспертиза пищевых продуктов», 032300.00 «Химия с дополнительной специальностью Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)», 032500 «География со специализацией Ландшафтный дизайн», 030500.10 «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование), а её автор достоин присвоения квалификации Учитель биологии со специализацией Фитодизайн (Учитель химии со специализаций Химическая экспертиза пищевых продуктов, Учитель химии с дополнительной специальностью Охрана окружающей среды и природопользование, Учитель географии со специализацией Ландшафтный дизайн, Педагог профессионального обучения).

Рецензент:

доцент кафедры зоологии

и экологии, канд. биол. наук С. Г. Григорьев

12.05.2007 г.

Учебное издание

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению и защите выпускных

квалификационных (дипломных) работ

студентами естественно-научных

специальностей

Учебно-методическое пособие

Составители:

Шуканов Александр Андреевич,

Воронов Леонид Николаевич,

Алексеев Владислав Вениаминович,

Шуканова Людмила Александровна

Подписано в печать 28.09.07. Формат 60X84/16

Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л 2,6. Тираж 300 экз. Заказ № Цена свободная

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса,38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»