Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к выполнению дипломных проектов по специальности 220100 «Вычислительные машины, комплексы,системы и сети»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра «Вычислительная техника»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедры ВТ МИЭТ

________________ В.А. Бархоткин

“____”________________ 2006 г

Методические указания к выполнению дипломных проектов

по специальности 220100

« Вычислительные машины, комплексы,системы и сети »

Москва 2006

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………..……

1. Содержание дипломного проектирования ………………………………………….…

1.1 Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника …………….…….

1.2 Цели дипломного проектирования ………………………………………………………

2. Общие сведения о дипломном проекте …………………………………………………..…

3 Организация дипломного проектирования …………………………………………...……

3.1 Основные сроки ………………………………………………………………… ………..

3.2. Темы дипломных проектов ………………………………………………………….……

3.3 Комплексные дипломные проекты …………………………………………………….…

3.4 Преддипломная практика ……………………………………………………….…………

3.5 Дипломное проектирование. Основные положения ……………………………….…….

4 Руководство дипломным проектированием, его организация и обязанности должностных лиц ………………………………………………………………………………….……..

4.1 Обязанности руководителя дипломным проектом ………………………………………..

4.2 Консультанты и их обязанности ………………………………………………………...…

4.3 Организация предварительной защиты дипломного проекта …………………………….

4.4 Рецензирование дипломных проектов ……………………………………………………..

4.5. Отзыв руководителя ………………………………………………………………………..

4.6 Обязанности студента и должностных лиц непосредственно перед защитой ДП………

4 Защита дипломного проекта ………………………………………………………………..…

5.1 Государственная аттестационная комиссия ……………………………………………….

5.2 Доклад студента при защите дипломного проекта перед ГАК ……………………….….

5.3 Оценка дипломного проекта ……………………………………………………………….

6. Дипломный проект. Общие сведения ………………………………………………………

6.1 Требования к дипломному проекту ……………………………………………..…

6.2 Структура дипломного проекта ………………………………………………….….

6.3 Оформление дипломного проекта …………………………………………………..

6.4 Содержание структурных частей пояснительной записки ………………………..

7. Методические указания по выполнению дипломных проектов по специальности 230101…………………………………………………………………………………………….

7.1 Введение и специальный раздел ……………………………………………………….……

7.2 Технологический раздел ……………………………………………………………………..

7.3 Организационно-экономический раздел …………………………………………………...

7.4 Раздел по производственно - экологической безопасности и охране труда ……………..

7.5 Заключение (выводы) ………………………………………………………………………..

7.6 Список использованных источников (литературы) ……………………………………..…

7.8 Приложения ………………………………………………………………………………..…

7.9 Правила оформления демонстрационных материалов (плакатов) …………………….…

Литература……………………………………………………………………………………..…

Приложение 1. Основные этапы дипломного проектирования ……………………………...

Приложение 2. Содержание отзыва консультанта …………………………………………....

Приложение 3. Содержание рецензии …………………………………………………….…...

Приложение 4. Тактико-технические требования……………………………...…………………….....
ВВЕДЕНИЕ

Настоящая разработка составлена на основе государственного образовательного стандарта по направлению подготовки специалистов 654600 – Информатика и вычислительная техника специальности 220100 (230101) “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”, утвержденного приказом заместителя министра образования Российской Федерации от 17 марта 2000 г.

Представленные в разработке материалы предназначены для студентов специальности 220100 (230101) “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” дневной, вечерней и дистанционной форм обучения, а также для руководителей дипломного проектирования и рецензентов.

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении, предусмотренным государственным образовательным стандартом, Выпускная работа для присвоения квалификации дипломированный специалист выполняется в форме дипломной проекта (работы).

Содержание дипломного проектирования целиком определяется характеристикой сферы профессиональной деятельности выпускника Московского государственного института электронной техники (технического университета) по специальности 220100 (230101) “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”.

1.1 Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника

1.1.1 Место специальности в науке и технике

Вычислительная техника – это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на разработку, изготовление и эксплуатацию вычислительных машин, комплексов, систем и сетей, используемых для механизации и автоматизации процессов вычислений и обработки информации.

Вычислительная техника применяется при решении научных и инженерных задач, связанных с большим объемом вычислений, в системах автоматического и автоматизированного управления, в телекоммуникационных и информационно-поисковых и системах, для обработки экспериментальных данных, принятия научно обоснованных решений и т.д.

1.1.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности 220100 (230101) являются вычислительные машины, комплексы, системы и сети, их функциональные узлы, методы и средства для их разработки и исследования.

1.1.3 Виды профессиональной деятельности

Инженер по специальностям 220100 (230101) в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- разработка средств вычислительной техники (от выбора технических решений и схемотехнического проектирования до выдачи исходных данных для их конструирования и выбора технологии производства);

- прикладные теоретические и экспериментальные исследования;

- организация разработок и управление их ходом.

1.2 Цели дипломного проектирования

Дипломное проектирование ставит своей целью:

1) систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по специальности;

2) развитие навыков применения полученных в институте знаний для решения конкретных научных, технических, экономических и производственных задач в области вычислительной техники;

3) совершенствование навыков самостоятельной работы при решении инженерных задач;

4) развитие и закрепление у студентов приемов использования современных компьютерных технологий и математических методов при разработке вычислительных устройств, систем и сетей;

5) выявление степени подготовленности студентов к самостоятельной инженерной работе в условиях современного производства и эксплуатации передовой вычислительной техники;

В каждом дипломном проекте (ДП) должно быть найдено рациональное решение основной задачи проекта. Поиск технических решений должен производится студентом с учетом наличия современной элементной базы.

В процессе выполнения ДП студент должен показать умение:

1) применять на практике новые методы схемотехнического проектирования, находить перспективные, а в необходимых случаях оригинальные решения;

2) разрабатывать современные алгоритмы функционирования средств вычислительной техники, обосновывая их технико-экономическую целесообразность применительно к современным возможностям и требованиям рынка;

3) доводить принципиальные решения до рабочих чертежей и схем;

4) применять современные информационные технологии и вычислительную технику при проведении теоретических или проектных расчетов;

5) использовать микропроцессоры, процессоры цифровой обработки сигналов, ПЛИС и другие технологии и методы;

6) изготавливать самостоятельно образцы средств вычислительной техники для учебного, научного или производственного процессов, проводить их настройку отладку и испытания.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТЕ

Дипломный проект - итог, демонстрирующий знания выпускника, приобретенные в процессе пятилетнего обучения в МИЭТ, и подлежащий защите на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Дипломный проект имеет целью подтвердить квалификацию выпускника, получившего образование по специальности по специальности 220100 (230101) “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” 075400 «Комплексная защита объектов информатизации».

Выпускник, получивший образование по специальности 220100 (230101) 075400, в дипломном проекте должен показать знание:

• основных научно-технических проблем и перспектив развития информатики,
вычислительной техники и областей их применения;

• элементной базы, основных структур, схемотехники, свойств и методов расчета
устройств, комплексов и систем формирования, передачи и обработки информации;

• структур и возможностей основных систем получения и передачи информации об окружающей среде и объектах материального мира;

• базовых языков и основ программирования, методов хранения, обработки, передачи и защиты информации, типовых программных продуктов, ориентированных на решение научных и проектно-конструкторских задач вычислительной техники;

• математического аппарата и численных методов, физических и математических моделей процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия вычислительных машин, комплексов, систем и сетей передачи данных;

• основных принципов и методов расчета, проектирования и конструирования вычислительных устройств и систем на базе комплексного подхода, включая этапы системного, схемного, конструкторского и технологического проектирования, а также требований стандартизации технической документации;

• путей повышения качества, надежности и долговечности вычислительных устройств;

• основ экономики, организации труда и управления коллективом.

Кроме того, выпускник должен продемонстрировать умение применять:

• методы и компьютерные системы проектирования и исследования вычислительных устройств и систем;

• методы технических расчетов и оценки экономической эффективности исследований, разработок и готовых изделий;

• методы проведения экспериментальных работ, организации и осуществления измерений и исследований, включая организацию и проведение стандартных испытаний и технического контроля, обеспечивающих требуемое качество продукции;

• методы и правила монтажа, настройки и регулирования электронной аппаратуры, контроля ее состояния и правильного использования;

• действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по оформлению технической документации;

• методы оптимальной организации труда профессиональных групп при проектировании и создании образцов новой техники.

При этом выпускник должен уметь технически грамотно, логически, с достаточной полнотой и строгостью изложить результаты проведенных исследований.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1 Основные сроки

Дипломное проектирование осуществляется в период с начала февраля до середины мая в два этапа:

1) преддипломная практика (с 8 февраля до конца марта);

2) непосредственная работа над дипломным проектом (март - середина мая).

Назначение преддипломной практики - выполнение предварительных работ, необходимых для проектирования (обзор литературы, конструирование и изготовление макетов, проведение экспериментов, отладка компьютерных программ и т.п.), уточнение заданий по отдельным частям проекта, корректировка названия темы. Преддипломная практика заканчивается зачетом.

Защита дипломных проектов проводится с 6 по 25 июня.

Дипломные проекты выполняются на кафедре «Вычислительная техника» (ВТ) и в лабораториях тех предприятий, где студенты проходят практику. Темы дипломных проектов и технические задания определяются по месту прохождения производственной практики, записываются в книжки дипломников и представляются на кафедру ВТ для утверждения не позднее конца декабря. Кафедра утверждает темы проектов в течение января.

Заведующий кафедрой ВТ назначает ответственного за дипломное проектирование, который проводит необходимую работу по его организации и информирует кафедру о ходе выполнения проектов.

3.2. Темы дипломных проектов

Тематика квалификационных работ определяется специальной подготовкой студента по профилю кафедры "Вычислительная техника" МИЭТ и должна соответствовать перспективным направлениям развития науки и техники.

В разработке тематики дипломных проектов принимают участие преподаватели кафедры, которые затем будут руководить соответствующими проектами. Преподаватели предлагают темы, связанные с их учебной и научно-исследовательской работой. По каждой из предложенных тем у них должно быть четкое представление об объеме и путях решения выдвигаемых задач. Тематика дипломных проектов должна быть актуальной, достаточно обширной, соответствовать современному состоянию науки и техники, а также специальности, по которой обучался студент.

С тематикой дипломных проектов целесообразно предварительно ознакомить студентов в начале 8 семестра, не ожидая того времени, когда будет прочитан соответствующий учебный материал на лекциях. Это поможет студентам перспективно планировать свою самостоятельную работу на семестр, целенаправленно заострит их внимание на конкретном учебном материале, создаст соответствующее рабочее настроение.

По своему характеру темы дипломных проектов могут быть: исследовательские; опытно-конструкторские; комплексные.

Тема дипломного проекта формируется как конкретная инженерная задача, ориентированная на наиболее актуальные проблемы по созданию новых средств вычислительной техники (нового поколения комплексных систем защиты объектов информатизации). Кроме того, могут быть специальные темы дипломных проектов. При выборе направленности проекта рекомендуется избегать тем нетворческого, вспомогательного характера.

Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта (ДП). При выборе темы ДП студент может руководствоваться собственными научными интересами, актуальностью темы, интересами предприятия, на базе которого выполняется работа.

Студент имеет право также предлагать свою тему. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность данной работы. При положительном решении вопроса тема квалификационной работы включается в перечень тем кафедры.

При отсутствии предложений тема может быть указана руководителем.

Тема конкретного дипломного проекта определяется студентом совместно с руководителем ДП. Она может уточняться в ходе производственной практики в соответствии с местом ее прохождения и задачами предприятия.

Примерные названия тем дипломных проектов:

• «Специализированное вычислительное устройство для мобильного робота»;

• «Процессор телекодового обмена распределенной системы обработки информации»;

• «Локальная вычислительная сеть группы транспортных средств».

Примечание. В названиях тем проектов не следует применять такие слова, как «проектирование», «расчет», «разработка», «исследование» и т.п.

При выборе темы дипломного проекта учитываются индивидуальные склонности и теоретическая подготовка студента, а также научные исследования, которые ведутся на кафедре или научно-производственные задачи, которые решаются на предприятии.

В начале производственной практики тема дипломного проекта согласовывается с руководителями практики от предприятия (фирмы) и кафедры.

Студенты должны окончательно определиться с темой и руководителем (т.е. согласовать вопрос о теме и руководителе) до начала преддипломной практики и подать эти сведения на кафедру (Ф.И.О. студента, тема, Ф.И.О., место работы и должность руководителя). Распределение тем дипломного проектирования должно быть завершено к окончанию 8 семестра.

Темы дипломных проектов рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой в конце производственной практики (либо перед началом преддипломной практики).

Закрепление за студентами тем дипломных проектов, назначение руководителей ДП и консультантов оформляется по представлению кафедры приказом декана факультета перед направлением студентов на преддипломную практику.

При необходимости скорректировать тему студент должен подать аргументированное заявление на имя заведующего кафедрой в срок не позднее начала дипломного проектирования.

ДП студент выполняет под руководством специалиста в области вычислительной техники - руководителя дипломного проектирования, при участии консультантов по технологической, экономической части и охране труда.

Руководитель ДП помогает студенту в решении главной задачи, а консультанты - частных задач, возникающих в процессе проектирования.

3.3 Комплексные дипломные проекты

Дипломный проект является комплексным, если его выполняют несколько студентов. Комплексные проекты могут быть двух типов:

Первый тип - проект, выполняемый студентами одной специальности и связанный с проектированием достаточно сложной комплексной системы обработки информации, при этом каждый дипломник разрабатывает часть этой системы;

Пример проекта первого типа: «Вычислительная сеть для энергетической компании».

Участвуют три студента одной специальности, темы проектов каждого:

«Средства обработки информации руководящего звена компании»;

«Средства обработки оперативной информации энергетической компании»;

«Средства обработки информации в каналах телекодовой связи энергетической компании».

Каждый дипломный проект этого типа содержит все необходимые разделы (специальный, технологический, организационно-экономический, «Производственно-экологическая безопасность и охрана труда»).

Второй тип - проект, выполняемый студентами разных специальностей, каждый студент разрабатывает часть проекта, соответствующую его специальности (схемотехническую, конструкторскую, технологическую, исследовательскую).

Пример «Система обработки информации для автобусного парка».

Участвуют три студента разных специальностей, темы проектов каждого:

«Средства обработки информации автобусного парка» (разработка функциональной и электрической схем, программного обеспечения) - специальность 220100;

«Сетевая технология вычислительных средств автобусного парка» - специальность 220400;

«Комплексная система информационной защиты вычислительных средств автобусного парка» (разработка функциональной и электрической схем, программного обеспечения) - специальность 075400.

Дипломный проект на кафедре “Вычислительная техника” может выполняться в рамках большой комплексной темы, разрабатываемой также в дипломных проектах на кафедре промышленной экологии и кафедре экономики, организации и управления производством.

3.4 Преддипломная практика

Преддипломную практику студенты проходят, как правило, по месту предполагаемой работы или выполнения ДП в соответствии с "Программой преддипломной практики".

Цель преддипломной практики – выполнение практических работ, а также сбор и обработка материалов для ДП. Она достигается посредством изучения предметной области, обобщения данных литературы по теме ДП, формулирования проблемы, обзора и сравнения методов решения поставленных задач, формулирования ожидаемых результатов и возможного применения разработок ДП, грамотного оформления отчета по практике.

В течение первой недели преддипломной практики студент составляет календарный план работы. на весь период дипломного проектирования и согласует его с руководителем, для представления на кафедру.

В ходе преддипломной практики студент вместе с руководителем ДП должен также составить техническое задание (ТЗ) на дипломное проектирование, которое является одним из результатов практики. В ТЗ следует представить все необходимые исходные данные и указать объемы и содержание конкретной работы.

В течение практики студенты должны получить задание для ДП по экономической части и технике безопасности у назначенных консультантов Допускается иметь консультантов по отдельным разделам технической части ДП.

ТЗ оформляется на стандартном бланке ТЗ ВУЗа (книжка дипломника). На ТЗ должны стоять ДАТЫ и ПОДПИСИ руководителя, консультантов и автора проекта.

К концу преддипломной практики книжка дипломника должна быть полностью оформлена, подписана студентом, руководителем, консультантами и передана в учебный центр (на базовую кафедру на предприятии) либо на кафедру ВТ.

ТЗ утверждается заведующим кафедры перед началом дипломного проектирования (в течение первой учебной недели, не позже 7 февраля).

Утвержденное ТЗ изменению не подлежит, кроме особых, исключительных случаев по представлению руководителя ДП и по согласованию с кафедрой.

Преддипломная практика завершается защитой отчета по практике (курсового проекта). Она позволяет студенту апробировать его умение и способность излагать результаты своей работы и отстаивать сформулированные им научные и технологические положения.

Целесообразно, чтобы специальная часть дипломного проекта являлась развитием отчета по практике (курсового проекта).

По окончании практики студент обязан представить на кафедру дневник практики и отзыв о прохождении преддипломной практики, с оценкой за практику и информацией об объеме выполнения работы по ДП.

3.5 Дипломное проектирование. Основные положения

К дипломному проектированию допускаются студенты, которые полностью выполнили учебный план, сдали зачеты и экзамены и прошли преддипломную практику.

Работа над дипломным проектом выполняется студентом, как правило, непосредственно в вузе с представлением ему определенного места лаборатории или аудитории для дипломного проектирования.

Работать над ДП студент может также на предприятии, куда он распределен на практику. Студенты вечернего факультета выполняют ДП, как правило, на предприятии по месту работы. В отдельных случаях студенты вечернего факультета могут выполнять ДП на других предприятиях или в МИЭТе.

Дипломное проектирование является заключительным этапом инженерной подготовки студентов. За время, отведенное на дипломное проектирование, студент обязан полностью выполнить весь объем работы, предусмотренной ТЗ, должным образом оформить полученные результаты и защитить проект.

4 РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

4.1 Обязанности руководителя дипломным проектом

Непосредственное и систематическое руководство ДП студента осуществляет руководитель. Руководителями ДП назначаются лица из профессорско-преподавательского состава кафедры “Вычислительная техника”, как правило, профессора и доценты.

По согласованию с заведующим кафедры “Вычислительная техника” руководителями ДП могут быть назначены профессора и доценты других кафедр МИЭТ, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты НИИ ВС и СУ, ведущих организаций и предприятий, работающих по профилю выпускающей специальности.

Руководителями проектов, выполняемых на тех предприятиях, где есть учебные центры или базовые кафедры, обычно являются преподаватели соответствующих структур.

Руководитель дипломного проекта формирует тему ДП и согласует ее с заведующим кафедрой до начала преддипломной практики;

Руководитель дипломного проекта

1) формирует тему ДП и согласует ее с заведующим кафедрой до начала преддипломной практики;

2) оказывает помощь студенту в разработке календарного плана на весь период выполнения дипломного проекта;

3) рекомендует студенту основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме проекта;

4) проводит со студентом консультации, назначаемые по мере необходимости;

5) проверяет расчетные и экспериментальные результаты;

6) контролирует ход выполнения работы календарного плана;

7) пишет отзыв о законченном дипломном проекте.

Основной формой руководства проектированием является индивидуальная консультация. Руководитель должен подробно консультировать студента только по вопросам, выходящим за рамки программ учебных дисциплин и не получившим достаточно полного отражения в доступной дли студентов литературе. Он должен развивать у дипломника инженерные навыки, стимулировать его самостоятельность и творческую инициативу в постановке теоретических и экспериментальных исследований. Если вопрос, с которым студент обратился на консультации, достаточно полно изложен в литературе, то руководитель рекомендует проработать его самостоятельно.

В процессе индивидуальной консультации руководитель может проверить ход выполнения плана работы дипломника, просмотреть выполненную часть работы, сделать замечания, обратить его внимание на недостаточно глубоко проработанные вопросы, избегая при этом готовых рецептов. В необходимых случаях руководитель вызывает студента на консультации.

После окончания дипломного проектирования, но не позднее срока, установленного заведующим кафедры, студент сдают начисто оформленные дипломные проекты (работы) и графический материал руководителю для оценки. Руководитель проверяет работу, письменно излагает свои замечания, указывает на недостатки и оценивает ее по четырехбалльной системе. Если задание не выполнено или выполнено не полностью, а также если допущены грубые ошибки, не позволяющие оценить работу положительно, руководитель может возвратить ее на доработку, установив для этого срок.

Разделы пояснительной записки дипломного проекта проверяются руководителем в черновом виде по мере их подготовки. Такая проверка преследует цели: убедиться, все ли вопросы объемного задания находят отражение в работе, не допускаются ли грубые ошибки, которые могут повлечь за собою невыполнение задания, не излагаются ли в пояснительной записке общеизвестные вопросы учебного материала, излишне увеличивающие ее объем и снижающие научный уровень.

При этом руководители указывают на недостатки и дают рекомендации по их устранению, не выполняя, однако, за дипломников исправление ошибок и редактирование работы.

Во всех дипломных проектах большое внимание следует уделить вопросам обоснования принимаемых решений. Некоторые дипломники допускают ошибку, приводя большой объем материала без детального анализа и выводов. Нельзя допускать, чтобы материал переписывался из учебной и другой литературы, ранее защищенных проектов или копировался из Internet , а также не имел прямого отношения к теме работы.

В дипломных проектах необходимо использовать системный подход в решении поставленных задач. Это значит, что руководители должны помочь дипломникам в определении назначения и места проектируемого ими устройства или решаемой .задачи в общей технической системе, сформулировать стоящую перед ними проблему, рассмотреть возможные варианты ее решения и выбрать рациональный.

Дипломный проект может быть комплексным, когда в разработке сложной темы участвуют несколько студентов. В этом случае один из их руководителей является руководителем комплексного проекта.

Руководитель дипломного проекта контролирует качество и сроки выполнения проекта студентом и информирует ответственного за проектирование о ходе работы.

Контрольные сроки просмотра проекта устанавливаются руководителем ДП. Рекомендуются следующие сроки:

1 просмотр - до 28 февраля, проверяется материал, собранный дипломником, его анализ и обобщение. Важнейшее требование к дипломнику - обеспечить полное оформление книжки дипломника со всеми подписями.

2 просмотр - до 31 марта, проверяется наличие разработанных структурных и функциональных схем и их обоснование, выбор системы элементов, схемотехнический расчет, эскизная проработка конструкции, оформление отдельных листов графической части и расчетно-пояснительной записки, наличие черновых или окончательных вариантов технологической и экономической частей и раздела техники безопасности.

3 просмотр - до 30 апреля, проверяется выполнение всего проекта, поэтому расчетно-пояснительная записка и все чертежи должны быть подписаны дипломником, руководителем и консультантами. Допускается предъявление двух-трех последних незаконченных чертежей (в тонких линиях) и не более 20% объема расчетно-пояснительной записки, остающихся в черновиках.

4 просмотр - до 15 мая. Этот просмотр целесообразно совместить с предзащитой ДП.

Предзащита - одни из критериев оценки готовности дипломного проекта к защите в ГАК. Предзащита организуется руководителем дипломного проектирования.

Основные этапы дипломного проектирования приведены в приложении 1.

В процессе дипломного проектирования студент один раз в 2 недели обязан информировать руководителя о ходе работы в соответствии с календарным планом.

Контроль за ходом проектирования студентов, выполняющих ДП на предприятиях, осуществляют преподаватели кафедры (назначенные заведующим кафедрой).

4.2 Консультанты и их обязанности

Помощь руководителю дипломного проекта оказывают консультанты:

• по специальной части;

• по технологической части;

• по организационно-экономической части;

• по разделу «Производственно-экологическая безопасность и охрана труда»;

• по математике и физике (если это необходимо).

Руководителями проектов, выполняемых в МИЭТ и на предприятиях, не имеющих учебных центров или базовых кафедр, являются преподаватели кафедры ВТ.

Консультантов по отдельным разделам проекта назначают следующие кафедры:

• по технологической части - кафедра микроэлектроники;

• по организационно-экономической части - кафедра экономики, организации и управления производством;

• по разделу «Производственно-экологическая безопасность и охрана труда» - кафедра технологии приборов и машиностроения;

• по математике и физике (при необходимости) - кафедры высшей математики и общей физики.

Консультантами по отдельным разделам работы назначаются профессора и преподаватели МИЭТ, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий.

Техническое руководство дипломным проектом осуществляет консультант по специальной части, которым, как правило, является руководитель производственной практики студента.

По предложению руководителя работы, в случае необходимости, кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломного проекта за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломным проектом.

Консультанты обязаны:

принимать в формировании технического задания и разработке графика выполнения проекта;

проводить регулярные консультации, проверять качество и глубину разработки соответствующих разделов проекта;

по завершении проекта проверить представленный материал и подписать его, предварительно убедившись в том, что студент обладает соответствующими знаниями;

участвовать совместно с руководителем проекта в написании отзыва на ДП студента;

по возможности присутствовать на предварительной защите и защите проекта в ГАК;

проверить соответствующую часть выполненной студентом работы и поставить на ней свою подпись.

4.3 Организация предварительной защиты дипломного проекта

Заключительным этапом проверки готовности дипломного проекта является предварительная защита, проводимая на предприятиях или на кафедре.

Для ее организации завершенный дипломный проект вместе с графическим материалом, подписанный дипломником и консультантами, передается руководителю. Одновременно представляется отзыв консультанта по специальной части, в котором дается оценка качества работы студента (см. приложение 2).

На предзащиту допускается представление черновых материалов по дипломному проекту, эскизов листов графической части проекта, при условии, что оставшиеся сроки позволяют доработать указанные материалы к дате защиты ДП.

После предварительной защиты руководитель пишет также заключение в книжке дипломника. В заключении отмечается соответствие проекта техническому заданию и требованиям, предъявляемыми к ДП, приводятся результаты предварительной защиты и делается заключение о допуске проекта к защите.

В случае недопуска проекта к защите студент может в трехдневный срок оспорить заключения руководителя, написав письменное заявление на имя заведующего кафедры. При невозможности допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос выносится на заседание кафедры с участием руководителя проекта.

Дипломный проект, допускаемый к защите, передается в учебный центр (на базовую кафедру на предприятии) или на кафедру ВТ ответственному за дипломное проектирование для последующей передачи его на рецензирование.

4.4 Рецензирование дипломных проектов

Дипломный проект, допущенный кафедрой к защите, направляется на рецензию. Срок представления на рецензию - не позже, чем за 2 недели до защиты дипломного проекта.

Состав рецензентов утверждается деканом факультета по представлению заведующего кафедрой, не позднее одного месяца до защиты. Рецензентом может быть квалифицированный специалист предприятия, научного учреждения или вуза, за исключением сотрудников лаборатории или кафедры, где был выполнен дипломный проект.

В рецензии должны быть отмечены:

актуальность темы работы;

степень соответствия работы заданию;

наличие по теме работы обзора литературы, его полнота и последовательность анализа;

полнота описания методики расчета или проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, оценка достоверности полученных выражений и данных;

наличие аргументированных выводов по результатам работы;

практическая значимость выполненной работы, возможность использования полученных результатов;

недостатки и слабые стороны работы;

замечания по оформлению работы и стилю изложения материала;

оценка работы: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".

Рецензент имеет право затребовать у студента - автора дипломного проекта дополнительные материалы, касающиеся существа проделанной работы.

Рецензия подписывается рецензентом с указанием места работы, должности, ученого звания и степени, фамилии, инициалов, с проставлением даты ее составления. Личная подпись удостоверяется печатью предприятия (кроме рецензий преподавателей и сотрудников МИЭТ).

По решению заведующего кафедрой допускается оформление рецензии в формализованном виде, при этом критерии оцениваются по четырехбальной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно)

Примерное содержание рецензии приведено в приложениях 3а и 3б. Рецензия должна быть представлена дипломнику для ознакомления.

Студент должен быть ознакомлен с рецензией до защиты работы в ГАК.

4.5. Отзыв руководителя

Законченный ДП, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю, который составляет на нее отзыв.

В отзыве руководителя должны быть отмечены:

актуальность темы работы;

степень проработки поставленной задачи;

степень самостоятельности и инициативности студента;

умение студента пользоваться специальной литературой;

способности студента к инженерной или исследовательской работе;

возможность использования полученных результатов на практике;

возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации;

допуск квалификационной работы к защите.

В случае отрицательного мнения руководителя, студент может оспорить его решение о недопуске к защите, написав письменное заявление на имя заведующего кафедрой.

В любом случае, квалификационная работа и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой не позднее, чем за неделю до официального начала защит выпускных работ, который повторно решает вопрос о возможности допуска студента к защите работы. Для решения этого вопроса на кафедре может создаваться рабочая комиссия (комиссии), которая заслушивает сообщение студента по выполненной работе, определяет соответствие работы заданию и выясняет готовность студента к защите, т.е. фактически проводит предварительную защиту дипломного проекта (работы).

Если заведующий кафедрой на основании выводов рабочей комиссии не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя работы. При отрицательном заключении кафедры протокол заседания представляется через декана факультета на утверждение ректору, после чего студент информируется о том, что он не допускается к защите работы.

В случае успешного прохождения предварительной защиты, руководитель или члены комиссии (при отрицательном мнении руководителя) пишут заключение в книжке дипломника, в котором должно быть отмечено соответствие проекта техническому заданию и основным требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам.

Далее, студент предоставляет на кафедру все материалы дипломного проекта (работы) в электронном виде. Только после этого ему назначается день и очередность защиты представленной работы перед государственной аттестационной комиссией.

Допуск студента к защите фиксируется подписью ученого секретаря кафедры на титульном листе пояснительной записки к дипломному проекту (работе).

Студент, не представивший в указанные сроки дипломный проект (работу) без уважительных на то причин, к защите выпускной квалификационной работы не допускается.

4.6 Обязанности студента и должностных лиц непосредственно перед защитой ДП

Не позднее, чем за два дня до защиты проекта студент должен представить секретарю ГАК следующие документы:

1) книжку дипломника с заключением научного руководителя проекта;

2) отзыв консультанта по специальной части;

3) рецензию на дипломный проект;

4) счета (по два экземпляра) на оплату работы консультанта (за исключением преподавателей МИЭТ) и рецензента.

Секретарь ГАК направляет книжку дипломника в деканат для заполнения справки об успеваемости, после чего передает ее заведующему кафедрой ВТ. Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске к защите и делает об этом соответствующую запись в книжке дипломника. Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите проекта, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры. Протокол заседания кафедры передается в деканат.

На заседание ГАК студент должен явиться не позднее, чем за 1 час до начала работы.

5 ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

5.1 Государственная аттестационная комиссия

Порядок защиты квалификационной работы определяется Положением об итоговой государственной аттестации. Студент защищает дипломный проект перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК), созданной приказом ректора университета.

Председателем комиссии, как правило, назначается квалифицированный специалист по данному направлению, не являющийся сотрудником кафедры (института). Заместителем председателя комиссии назначается заведующий кафедрой. Членами комиссии назначаются опытные преподаватели, сотрудники различных кафедр, принимающих участие в подготовке специалистов по данному направлению.

Даты защиты ДП предлагает кафедра за месяц до начала работы ГАК, согласовывает их с председателем и членами комиссии и утверждает у проректора МИЭТ по учебной работе. В этот же срок до студентов доводятся расписание работы ГАК, списки составов ГАК и защищающихся в них студентов.

Заседания ГАК планируются из расчета не более 14-16 защит на одном заседании ГАК. В состав ГАК обычно входит 8-10 человек (представители сторонних организаций - специалисты по специализации кафедры, преподаватели кафедр вычислительной техники, экономики, экологии и охраны труда).

Предварительно, не позже, чем за неделю до установленного срока защиты ДП студент-дипломник обязан представить в деканат зачетную книжку. В назначенный день он должен явиться на защиту ДП в представить на кафедру:

1) пояснительной записки полностью выполненного ДП с подписями руководителя и консультантов;

2) графического материала с подписями руководителя и консультантов;

3) отзыва консультанта по специальной части;

4) рецензии на дипломный проект;

5) книжки дипломника с отметкой деканата о завершении им курса обучения и заключениями руководителя проекта и заведующего кафедрой о допуске к защите.

При этом также положительно оцениваются дополнительные материалы, представленные студентом, которые характеризуют научную и практическую ценность ДП: макеты, действующие образы, печатные работы, авторские свидетельства, документы о внедрении результатов ДП в производство или учебный процесс.

5.2 Доклад студента при защите дипломного проекта перед ГАК

Защита ДП происходит в форме доклада, который студент делает перед членами государственной аттестационной комиссии. Доклад должен быть кратким (не более 15 минут), ясным и включать основные положения работы. Доклад необходимо проиллюстрировать графическим материалом, плакатами, раздаточным материалом, слайдами или презентацией. Запрещается пользоваться текстом доклада в процессе защиты.

Как правило, доклад должен содержать основные разделы проекта:

1) наименование темы и краткую характеристику ее актуальности;

2) цели работы, постановку задачи;

3) модели, методы и результаты исследования.

4) краткое пояснение принципа действия системы или устройства;

5) примеры оригинальных решений с иллюстрацией их на чертежах и графиках;

6) практические результаты внедрения проекта;

7) указание возможных путей применения и развития темы ДП.

Дипломник должен также кратко изложить:

1) экономическое обоснование принятых решений;

2) перечень вопросов охраны труда, техники безопасности, решенных в ДП;

3) перечень вопросов охраны окружающей среды и экологической совместимости.

Не рекомендуется в процессе доклада подробно детализировать элементы схем и конструкций.

Студент обязан четко сформулировать, что лично было сделано им в ходе дипломного проектирования, особенно в тех случаях, когда дипломный проект является частью работы большого коллектива.

В конце защиты дипломнику предоставляется слово, в котором он должен ответить на замечания, высказанные в отзыве, рецензии и выступлении членов ГАК.

Примерная структура доклада и бюджет времени должны быть следующими:

тема дипломного проекта, ее актуальность и исходные данные для проектирования (0,5-1 мин);

краткий анализ существующих методов решения данной проблемы с указанием их преимуществ и недостатков, а также с учетом отечественного и зарубежного опыта. Обоснование выбранного пути решений этой проблемы (1-1,5 мин.);

специальная часть должна быть освещена так, чтобы подчеркнуть самостоятельное творчество дипломника, суть выполненной работы, новизну проекта (7-8 мин.);

по организационно-экономической части необходимо выделить то, что было задано для расчета, и отметить экономическую эффективность разработки (0,5-1 мин.);

по разделу охраны труда и техники безопасности должны быть указаны принятые меры по обеспечению безопасности работы на данном объекте (0,5-1 мин.);

заключение и выводы о проделанной работе, перспективы работ по теме проекта (0,5-1 мин.).

После доклада члены ГАК задают дипломнику вопросы, на которые он должен ответить (разрешаются вопросы и со стороны присутствующих на защите). Вопросы затрагивают как содержание дипломного проекта, так и в целом профессиональную подготовку защищающегося. Ответы на вопросы должны быть краткими, четкими и по существу вопроса.

После чего, руководитель дипломного проекта зачитывает свой отзыв. Далее, зачитывается рецензия на представленный дипломный проект. После чего предоставляется заключительное слово дипломнику, в котором он может ответить на замечания рецензента.

5.3 Оценка дипломного проекта

После защиты всех дипломных проектов, назначенных на этот день, ГАК на закрытом совещании определяет путем обсуждения и последующего голосования баллы за каждую представленную работу, которые складываются из:

оценки непосредственно выполненной работы (проведенных исследований, выполненного проектирования, полученных результатов, степени раскрытия темы и т.д.);

оценки доклада студента;

оценки ответов студента на вопросы членов комиссии;

оценки качества оформления и содержания пояснительной записки и графических материалов.

Основными критериями при оценке дипломных проектов (работ) могут являться:

полнота раскрытия темы и степень проработанности решения задачи, качество практической реализации этого решения;

самостоятельность студента при подготовке работы, объем выполненных им работ, которые оцениваются, прежде всего, руководителем;

качество, грамотность и обоснованность выбранных технических решений;

подробность и наглядность описания процесса проектирования в пояснительной записке и графических материалах;

степень применения полученных за время обучения в институте знаний и умений;

качество оформления работы и др.

Руководитель ДП обязан присутствовать на защите дипломного проекта перед ГАК за исключением особых случаев (по уважительным причинам). При необходимости руководитель ДП может присутствовать и на обсуждении результатов защиты, когда его аргументированные объяснения при возникновении разногласий могут оказать влияние на выставляемую оценку.

При определении оценки, комиссия учитывает мнение руководителя, однако оно не является определяющим.

По окончании оценивания всех работ, комиссией подготавливаются и зачитываются студентам, защищавшимся в этот день, соответствующие приказы.

За исключением закрытого совещания членов государственной аттестационной комиссии, допускается присутствие на защите дипломных проектов всех желающих. Обязательно соблюдение следующих требований: вход и выход из аудитории разрешен только между защитами, мобильные телефоны и прочие средства связи должны быть выключены.

Дипломный проект после защиты хранится на выпускающей кафедре или в общеинститутских помещениях МИЭТ в течение 5 лет.

В том случае, если дипломный проект или его отдельные части выполняются с использованием вычислительной техники, то соответствующие материалы должны быть представлены для хранения также в электронной форме (дискета, компакт-диск, флэш -память).

6. ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

6.1 Требования к дипломному проекту

Дипломный проект (ДП) выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативной литературы и т.п.).

В соответствии с заданием в ДП должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретических и (или) экспериментальных исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта.

В дипломных проектах, кроме того, должны быть отражены вопросы технологии, стандартизации, экономики, охраны труда и т.п., свойственные особенностям специальности.

Общим требованием к ДП являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов.

ДП является продолжением и развитием результатов курсовых работ, выполненных студентом в процессе обучения в МИЭТ.

Несмотря на то, что время дипломного проектирования и объем дипломного проекта органичены, в каждом дипломном проекте, как квалификационной работе, должны содержаться материалы, позволяющие судить о качестве подготовки студента. Поэтому одной из задач студента при дипломном проектировании является создание такого дипломного проекта, который позволит ГАК судить об уровне его подготовки.

6.2 Структура дипломного проекта

Пояснительная записка к квалификационной работе должна быть подготовлена при помощи средств оргтехники и включать следующие структурные элементы:

титульный лист (должен содержать наименование учебного заведения, кафедры, название специальности, фамилию, имя и отчество студента, наименование темы квалификационной работы, фамилию и инициалы руководителя, и т.д.);

реферат;

содержание (оглавление);

перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость);

введение;

разделы основной части, представляющие собой постановку задачи, обзор литературных источников по теме, описание используемых методов и (или) методик, собственные теоретические и экспериментальные исследования, описание разработки программного обеспечения, результаты расчетов, анализ надежности и т.п.

технологический раздел, предназначенный для освещения вопросов производственного характера, таких как изготовление, настройка и отладка разрабатываемого объекта, методики и аппаратура для тестирования и испытаний изделия, и т.п.

экономическое обоснование принятого решения, определение экономической эффективности внедрения полученных результатов, требования охраны труда и техники безопасности при эксплуатации разработанного объекта для дипломных проектов (для работ) производственного направления;

заключение (выводы);

список использованных источников информации;

приложения (при необходимости), в том числе текст разработанного программного обеспечения.

6.3 Оформление дипломного проекта

Текст пояснительной записки к квалификационной работе должен быть оформлен на стандартной белой бумаге формата А4 и отпечатан на пишущей машинке или с помощью компьютерных средств. Если текст отпечатан, то отдельные слова и формулы вписываются в текст черными чернилами (пастой, тушью). При использовании стандартных текстовых редакторов допускается оформление формул с помощью средств этого редактора.

Текст работы печатается на одной стороне листа через полтора интервала, высота букв и цифр должна быть не менее 1.8 мм (шрифт Times New Roman, 12-14 кегль, соответствует шрифту пишущей машинки). Размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Объем пояснительной записки без учета приложений должен быть не менее 80 листов. Пояснительная записка должна быть переплетена или помещена в стандартную папку-скоросшиватель.

Каждый структурный элемент должен начинаться с новой страницы. Заголовки структурных элементов работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая (например, ВВЕДЕНИЕ). Заголовки подразделов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Расстояния между заголовками структурных элементов и разделов основной части и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

Графическая часть квалификационной работы должна содержать не менее 8-ми листов формата А1. Графический материал должен быть оформлен в соответствии с требованиями ЕСКД (стандартизованные документы, схемы, чертежи) или в произвольной наглядной форме (плакаты).

Заведующий кафедрой может разрешить представить графическую часть квалификационной работы в виде презентации MS PowerPoint, в случае соблюдения следующих требований:

текст на экране должен быть хорошо различим;

презентация должна быть заблаговременно проверена на работоспособность;

должен быть распечатан соответствующий раздаточный материал для всех членов комиссии.

Контроль правильности оформления графических материалов осуществляет руководитель квалификационной работы, либо нормоконтроллер кафедры.

Вся квалификационная работа в электронном виде обязательно должна быть приложена к бумажному варианту на том или ином носителе (дискета, компакт-диск, флэш).

6.4 Содержание структурных частей пояснительной записки

В реферате дается краткая характеристика содержания квалификационной работы с указанием цели исследования, методов или алгоритмов решения задачи, основных результатов.

В оглавлении последовательно перечисляются заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов) как основной части работы, так и приложения с указанием номеров страниц, на которых размещены эти заголовки. Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – двойной нумерацией через точку, содержащей указание номера раздела и номера подраздела (например, 2.3 Третий параграф второй главы).

Введение , как правило, содержит общую характеристику проблемы, к которой относится тема работы, обоснование актуальности темы, обзор состояний разработок по теме, четкую постановку задачи.

Содержание основной части работы существенно зависит от характера выполняемой работы. Обычно основная часть включает постановку задачи, описание методов или алгоритмов решения поставленной задачи, обоснование выбора того или иного метода, конкретные примеры для рассматриваемого класса задач, обоснование выбора элементной базы, архитектурных принципов построения разрабатываемого устройства, описание программного обеспечения, описание экспериментов (в том числе и компьютерных), анализ результатов и выводы по ним.

Изложение материала при необходимости сопровождается иллюстрациями, графиками, схемами. Формат рисунка не должен превышать формата стандартного листа А4.

При записи формул необходимо употреблять стандартные буквенные обозначения, причем вслед за формулой помещается перечень всех использованных в формуле символов с содержательной расшифровкой их значений с указанием единиц измерения.

Для удобства ссылок формулы нумеруются (номер размещается с правой стороны формулы и прижимается к правой границе) в пределах раздела арабскими цифрами через точку: (1.2) – формула 2 из раздела 1.

При описании программных систем следует руководствоваться правилами документирования программ, изложенными в стандартах «Единой системы программной документации» (см., например, http://www.gosts.ru/products/espd.html).

Описание программы должно содержать:

описание функций программы (назначение программы);

логическую структуру программы (алгоритм, основные переменные, подпрограммы);

сведения о языке программирования;

информацию о входных и выходных параметрах.

Тексты программ выносятся в приложения, а в основную часть включаются результаты выполнения программного комплекса для тестового примера.

В заключении работы дается авторская оценка проведенного исследования с точки зрения соответствия полученных результатов поставленной задаче и кратко формулируются выводы по результатам исследования.

В список использованных источников включаются все использованные источники информации: публикации, государственные стандарты, отчеты по НИР.

В приложения выносятся вспомогательные материалы - таблицы, тексты программ и т.д. Все приложения должны иметь порядковые номера: Приложение 1, Приложение 2 и иметь содержательный заголовок.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮДИПЛОМНЫХ

ПРОЕКТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230101

7.1 Введение и специальный раздел

Содержание пояснительной записки так же, как и черте­жей, весьма разнообразно и определяется темой и характером проекта. Тем не менее, можно привести отдельные пояснения по содержанию основных разделов пояснительной записки ДП.

Введение

Во введении дается краткое, рассчитанное на специалиста, изложение современного состояния тематики проекта, описывается назначение проектируемого изделия, содержание задач, выполняемых им, обосновывается необходимость его создания или замены одних технических средств другими, более прогрессивными, т.е. обосновывается актуальность дипломного проекта.

Специальный раздел

Этот раздел можно условно разделить на 5 частей. В первой части специального раздела приводятся обзор и обоснование методов и средств решения поставленной задачи, теоретические обоснования, необходимые для проектирования изделия. Они не должны быть описательного характера или базироваться только на "практических соображениях". Выбрав и обосновав критерии эффективности, необходимо оценить принимаемые решения, обосновать те или иные технические характеристики системы, используя знания, полученные в процессе обучения. Здесь же желательно привести в виде таблицы сравнительный анализ проектируемого изделия или его узлов с существующими изделиями, описанными в отечественной и зарубежной литературе. Теоретический анализ следует проводить не только на основании учебных знаний, но и привлекать новейшие литературные источники, включая и зарубежные, проявляя при этом самостоятельность в анализе и выборе материала. Если в проекте выполняется оригинальная, не имеющая прототипов разработка, это необходимо особенно подчеркнуть. В конце этой части раздела отмечается то новое, что предложено и разработано или по-новому применено в проектируемом изделии.

Во второй части специального раздела на основе анализа разрабатываемого изделия и существующих прототипов рассматриваются варианты решения поставленной задачи и путем технико-экономического обоснования выбираются структурная и функциональная схемы разрабатываемого изделия. Здесь же приводится описание схем, обосновываются расчетным путем все технические характеристики основных элементов схем, производится выбор элементной базы изделия. Целесообразно проводить компьютерное моделирование, отмечая при этом технические трудности, возникшие при решении задач, и пути их преодоления.

В третьей части специального раздела на основе выбранной элементной базы описываются этапы разработки принципиальной схемы изделия и работа его основных электронных узлов. Описание проводится для всех основных режимов работы изделия. Желательно также выполнить минимизацию сложных цифровых схем, предложить методы контроля и диагностики.

В четвертой части специального раздела приводятся все необходимые расчеты: электрические, тепловые надежности, точности и т.п., а при необходимости и конструктивные расчеты. Использование ЭВМ в данном разделе обязательно. Кроме численных расчетов, рекомендуется использовать ЭВМ при логическом синтезе изделия, трассировке межсоединений, моделировании и т.п. Расчет отдельных элементов схем может быть проведен по общепринятой или оригинальной методике. В первом случае пользуются одной из методик, изложенных в монографиях, учебниках или лекциях. Возможные упрощения в расчетах должны быть тщательно обоснованы с указанием границ допустимых упрощений и возможных из-за этого погрешностей. При расчете отдельных каскадов или узлов в записке приводятся их принципиальные схемы. Если расчетные формулы заимствованы из литературных источников, то достаточно привести исходную формулу в общем виде и результат вычисления. Если формулы выведены или видоизменены автором, то следует привести и промежуточные выражения.

В связи с ограниченным объемом в расчетно-пояснительную записку помещаются расчеты только основных элементов, определяющих работу схем или конструкции. Желательно все расчеты оформлять в виде таблиц, чтобы уложиться в объем, отводимый в записке на эту часть. Таким образом, в этом разделе записки приводятся расчеты, облегчающие и подтверждающие работоспособность и надежность спроектированного изделия.

В пятом разделе специальной части дипломник должен показать умение доводить разработку изделия, его узла и основных деталей до рабочей документации. Описание конструкций долено включать:

назначение изделия;

обоснование его конфигурации, габаритов и установочных мест;

перечень всех элементов спецификации с указанием взаимосвязей между ними;

порядок сборки конструкции;

меры, облегчающие настройку, контроль и ремонтные работы.

В пояснительной записке целесообразно представить следующие материалы по результатам экспериментальных исследований:

обоснование выбора блок-схемы контрольного стенда (установки);

описание методики испытаний (исследований) системы защиты;

протоколы испытаний (исследований) с указанием типа используемой аппаратуры и условий измерений;

графики, осциллограммы, таблицы;

выводы и рекомендации по результатам исследований.

Если исследование проведено на ЭВМ, необходимо привести краткое описание компьютерной программы.

7.2 Технологический раздел

Технологический раздел дипломного проекта предполагает разработку технологического процесса изготовления, настройки, контроля и эксплуатации разрабатываемого изделия или его отдельных узлов. Технологический раздел может быть посвящен одному из следующих направлений:

сборка и электрический монтаж аппаратуры;

герметизация аппаратуры;

настройка, регулировка, контроль и испытания аппаратуры;

автоматизация технологических процессов производства аппаратуры;

изготовление микросборок и функциональных узлов.

В графической части объемом 2 листа могут быть представлены:

структурная схема технологического процесса;

сборочные чертежи специального оборудования или оснастки;

таблицы, графики, зависимости выходных параметров изделий от технологических режимов и других параметров.

7.3 Организационно-экономический раздел

Данный раздел дипломного проекта может быть выполнен по одному из следующих направлений:

экономическая эффективность разрабатываемой аппаратуры;

организация, планирование и управление процессом создания и освоения новой аппаратуры;

организация, планирование и управление производством.

Графическая часть объемом 1 - 2 листа выполняется в виде плакатов, на которых должны быть представлены основные результаты по данному разделу проекта.

7.4 Раздел по производственно - экологической безопасности и охране труда

Этот раздел включает:

анализ потенциальных опасностей и вредностей проектируемой системы защиты или разрабатываемого технологического процесса с точки зрения охраны труда;

решение наиболее важных для данного проекта вопросов охраны труда и детальную разработку одного - двух конкретных мероприятий;

оценку возможного негативного влияния действующего или проектируемого производства (техпроцессов, операций, оборудования, конечной продукции и т.д.) на окружающую среду;

выбор из ряда возможных вариантов производства наиболее экологичного, разработку методов обезвреживания выбросов и утилизации отходов производства.

Следует подчеркнуть, что дипломные проекты студентов являются их самостоятельными работами. За принятые в дипломном проекте решения, точность расчетов, логичность изложения отвечает автор дипломного проект. Руководитель ДП отвечает за общее направление инженерной работы студента в процессе выполнения им ДП.

7.5 Заключение (выводы)

В выводах пояснительной записке дипломного проекта необходимо четко сформулировать, что лично было сделано дипломником, при этом не допускается расплывчатых формулировок, типа ознакомился, изучил, и т.д.

Личное участие дипломника в общей работе должно быть однозначно выделено в выводах, особенно в тех случаях, когда дипломный проект является неотъемлемой частью работы большого коллектива.

7.6 Список использованных источников (литературы)

Список составляется по порядку появления ссылок в тексте пояснительной записки или в алфавитном порядке. В список включаются только те источники, на которые имеются ссылки в тексте.

Примеры библиографического описания цитируемых источников приводятся ниже.

Книга с числом авторов от одного до трех:

Хорвиц П., Хилл У. Искусство схемотехники: В. 2т.: Пер. с анг. - М.: Мир 1983. -т.1.-598с.;т.2,-590с.

Томас Р.К. Коммутационные устройства: Справочник. - М.: Радио и связь, 1989,-144с.

Книга с числом авторов более трех или изданная под редакцией одного или нескольких авторов:

Разработка и оформление конструкторской документации РЭА: Справочное пособие /Э.Т. Романычева и др. - М.: Радио и связь, 1984. -249с.

Статьи из сборников и периодических изданий:

Иванченко Е.Д. Коррекция характеристик преобразователей частоты. -3 кн. Полупроводниковые приборы в технике связи / Под ред. И.Ф. Николаевского. -М.: Связь, 1979, вып.4.

Промышленные каталоги, прейскуранты, техническая документация:

Прейскурант N-36-05(08). Оптовые цены на радиодетали общего применения Введ с 1 января 1987г. -М: Прейскурантиздат, 1981.

Операционные усилители (справочные материалы). Сост. В.М.Кунов; Фирма "Системы электроники и медицины". - Новосибирск, 1992. -48с.

Микро-ЭВМ "Электроника". Программное обеспечение. Руководство оператора. И1.00001-013401, 1980. -38с.

Авторские свидетельства и патенты:

А.с.1007080 СССР, МКИ с046 10/04. Устройство для измерения времени установления переходного процесса / В.А.Телец, В.П.Дегтяренко, А.Н.Щавельин //Открытия. Изобретения. 1983. N11.

Пат. США N-4050242 США, МКИ F 02 С 3/06 Устройство отображения информации/.D.J.Dusa (США) Заяв. 30.12.92. Опубл. 25.04.94. НКИ 60-204, 3с., 2л. ил.

Отчеты о НИР:

Исследование супертвист-эффекта в ЖКИ: Отчет НИР (заключительный) /Всес. заочн поли-тех.ин-т.; Руководитель В.М. Шарода. - ОЦО 102334; N ГР 80057138; Инв. N Б11897 - М. 1989. - 90 с.

7.8 Приложения

В пояснительной записке должны быть представлены все материалы, вынесенные на демонстрационные листы (чертежи). Поэтому в приложении к пояснительной записке, как правило, помещают копии демонстрационных листов (плакатов) Копии могут быть выполнены в полном масштабе или с уменьшением любым доступным способом (калькирование, ксерокопирование, фотографирование и т.д.), при этом выбранный масштаб и способ копирования должны обеспечивать получение контрастной и легко читаемой копии. Если на демонстрационные плакаты выносятся материалы, уже представленные в основной части пояснительной записки (формулы, схемы, графики и т.д.), то копии с этих плакатов могут отсутствовать. В приложение обычно выносятся вспомогательные материалы или те, которые сложно разместить в основной части пояснительной записки (фотографии, большие схемы и таблицы, справочные данные, листинги программ и т.д.).

7.9 Правила оформления демонстрационных материалов (плакатов)

Содержание и объем

На демонстрационные плакаты выносятся основные материалы ДП, помогающие дипломнику наиболее эффективно доложить членам ГАК цель дипломного проекта, методы ее достижения, полученные результаты.

Содержание и количество конкретных листов определяется заданием на дипломное проектирование и может корректироваться до момента утверждения диплома и допуска к защите при подготовке материалов к докладу в ГАК. Как правило, количество плакатов составляет 8-12 листов формата А1.

Правила оформления.

Демонстрационные плакаты оформляются как чертежи, по действующим ГОСТам. На каждом листе ДОЛЖЕН БЫТЬ ШТАМП, заполненный соответствующим образом и расположенный в правом нижнем углу. Чертежи выполняются ручным способом (карандашом, черной тушью, специальными черными красящими материалами) или машинным (в черных цветах). Другие цвета допускаются только для изображения графиков и диаграмм. Все чертежи выполняются на листах белой плотной бумаги (ватмане) формата А1.

Допускается при наличии обоснования и по разрешению заведующего кафедрой выполнять демонстрационные материалы иными способами и меньших форматов (слайды, мультимедиа, видеоролики и т.д.) если в ГАК имеется необходимое оборудование. В этом случае ДЛЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА ГАК (в составе ГАК 6-8 человек) необходимо изготовить комплект копий формата А4 со всех демонстрационных материалов.

Представленные в ДП документы должны оформляться в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов: конструкторские - по ЕСКД. технологические - по ЕСТД, программные - по ЕСПД.


Литература

1. СТВ МИЭТ 3.12-83. Комплексная система повышения качества подготовки специалистов. Дипломное проектирование. - М.: МИЭТ, 1983.

2. Государственные стандарты СССР. - М.: Изд-во стандартов, 1982. - 128 с.

3. Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки специалистов 654600 – Информатика и вычислительная техника специальности 220100 (230101) “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”

4. Воробьев Н.В. Положение о дипломном проектировании на факультете микроприборов и технической кибернетики (Методические разработки)/ Под редакцией д.т.н. А.А.Сазонова. – М.: МИЭТ, 1981.


Приложение 1

Основные этапы дипломного проектирования

с указанием их примерного объема, %

1. Обоснование выбора и расчет функциональной схемы системы 10

2. Разработка принципиальных электрических схем элементов системы 20

3. Разработка топологических чертежей и конструкции 10

4. Изготовление макетов и проведение экспериментов 15

5. Выполнение технологического раздела 10

6. Выполнение организационно-экономического раздела 10

7. Раздел «Производственно-экологическая безопасность и охрана труда» 5

8. Оформление пояснительной записки 10

9. Изготовление графического материала 10


Приложение 2

Содержание отзыва консультанта

В отзыве на дипломный проект оцениваются:

1) актуальность и практическую значимость темы;

2) степень выполнения дипломником технического задания на проект;

3) уровень теоретической подготовки дипломника и степень использования теоретических знаний в проекте;

4) самостоятельность работы дипломника, его личный вклад в спроектированную систему;

5) оригинальность и отличия разработанных в проекте конструкций и технологических процессов от типовых, используемых в настоящее время для решения аналогичных задач;

6) основные результаты работы и возможности их внедрения;

7) качество оформления пояснительной записки и графического материала.

Кроме того, в отзыве:

8) отмечаются недостатки дипломного проекта;

9) дается оценка дипломного проекта («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»);

10) вывод о присвоении студенту квалификации инженера по специальности “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”.

В тексте не должно быть нечетких формулировок.

Объем отзыва – 1…2 печатные страницы.

Подпись руководителя ДП на отзыве должна быть заверена печатью соответствующей службы предприятия (учреждения), в котором работает руководитель (подпись преподавателя МИЭТ и сотрудников НИИ ВС и СУ не заверяется).


Приложение 3а

Содержание рецензии

В рецензии на дипломный проект необходимо:

1) привести актуальность и практическую значимость темы ДП;

2) указать, насколько тема проекта соответствует профилю специалиста, его квалификационной характеристике;

3) установить, соответствует ли дипломный проект техническому заданию; в случае несоответствия указать, в чем оно проявляется, обратить внимание на конкретность постановки самого технического задания;

4) отметить теоретический уровень проекта, глубину его конструкторской и технологической проработки; оценить способность дипломника анализировать физические процессы, использовать математический аппарат, формальные модели, методы программирования на ЭВМ и т.д.;

5)показать степень применения современных информационных технологий в дипломном проекте, а также вычислительной техники и САПР в процессе проектирования;

6) оценить практическую значимость проекта и дать рекомендации по практическому использованию его результатов;

7) отметить степень использования литературных источников: носят ссылки на литературу формальный характер или имеет место обстоятельная работа с литературой;

8) оценить стиль изложения материала: самостоятельный или компилятивный; отметить, насколько грамотно владеет дипломник языком, терминологией специальности;

9) оценить дипломный проект по четырехбалльной системе, не допуская формального завышения; следует иметь в виду, что отзыв рецензента в определенной степени влияет на итоговую оценку проекта;

10) избежать формального перечисления содержания дипломного проекта; важно не только отметить наличие или отсутствие в проекте обязательных частей (исследовательской, конструкторской, технологической, организационно-экономической, а также специальной, посвященной производственно-экологической безопасности и охране труда), но оценить уровень их разработки и изложения (глубоко, поверхностно, доказательно, бездоказательно, оригинально, формально и т.д.).


Приложение 3б

Рецензия

на дипломный проект (название проекта)

студента группы (шифр группы, фамилия имя, отчество студента)

N

Критерии

Оценка

1

Актуальность темы проекта

2

Соответствие выполненного проекта дипломному заданию

3

Объем и полнота использования отечественных и иностранных литературных источников по теме

4

Всесторонность разработки задания

5

Теоретический уровень исследований

6

Оригинальность принятых инженерных решений или полученных научных результатов

7

Соблюдение ЕСКД, ЕСПД и других ГОСТов

8

Стиль изложения, общая грамотность, качество оформления дипломного проекта.

9

Связь организационно-экономического раздела и раздела охраны труда с остальными разделами проекта

10

Общая оценка работы

Примечание: критерии оцениваются по четырехбальной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно)

При необходимости из обнаруженных ошибок и недостатков следует выделить и сформулировать те, которые требуют ответа, разъяснения или защиты со стороны дипломника.

Рецензии, не отражающие объективно содержание дипломного проекта, могут быть отклонены ГАК с назначением нового рецензента. Кафедре рекомендуется не включать в составе рецензентов тех специалистов, рецензии которых ранее были отклонены.


Приложение 4

Тактико-технические требования

к вычислительным системам

1. Определяющие параметры:

• целевое назначение; серийность; время запуска в производство; срок износа; патентоспособность;

• производительность, разрядность, количество процессоров, масштабируемость, открытость архитектуры, программная совместимость, операционная система, работа в реальном масштабе времени.

• обеспечение эксплуатационной стабильности; общее время эксплуатации; уровень ремонтной базы; условия хранения.

Вариант специализированного вычислителя, количество сигналов ввода-вывода, объем памяти, помехоустойчивость, точность, надежность, стоимость и т.д.

2. Совместимость с окружающей средой:

• температура; давление; влажность; осадки; движение атмосферы;

• химический состав атмосферы;

• пыль, песок;

• радиация;

• биологические воздействия;

• механические воздействия: вибрации, удары, линейные ускорения, невесомость.

3. Совместимость с объектом установки:

• режим функционирования (разовый, многократный);

• размещение на объекте;

• габариты;

• масса;