Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа по специальности

Салаватский индустриальный колледж

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Методические указания и контрольные

задания для студентов-заочников

Салаватского индустриального колледжа

по специальности

030503 «Правоведение»

2007

Рассмотрено на заседании ПЦК Методические указания составлены

экономико-юридических в соответствии с рабочей программой

дисциплин по дисциплине «Гражданское право»

Протокол № от по специальности 030503Правоведение

Председатель ПЦК Заместитель директора по уч.работе

К.В. Шавырова Бикташева Г.А.

Составил

Преподаватель Салаватского индустриального колледжа Калугина А.О.

Рецензиаты

Преподаватель Салаватского индустриального колледжа Шавырова К.В.

Адвокат Салаватского филиала

Республиканской коллегии адвокатов Милякин К.Г.

Ответственный за выпуск Начаркина Н. Р.

Содержание

Введение

1. Тематический план

2. Программа учебной дисциплины

3. Перечень практических занятий

4. Перечень для курсовых работ

5. Перечень для контрольных работ

6. Вопросы к экзамену

7. Литература

Введение

Построение демократического общества, проведение экономической реформы, направленной на создание рыночных отношений, выдвинули гражданское право на первое место в системе регулирования имущественных отношений граждан и организаций.

Юридическое равенство партеров, инициатива, самостоятельность, свобода распоряжения собственностью ставное ответственность и свои действия составляют основные принципы гражданского права и одновременно являются необходимыми условиями рыночных отношений.

Глубокое знание по гражданскому праву необходимы любому юристу независимо от сферы деятельности, т.к. оно является одной из основных отраслей права, которой предопре­деляет его квалификацию.

Программа учебной дисциплины «Гражданское право» предназначена для реализации государственных требовании к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специаль­ности 030503 «Правоведение», рассчитана на____120_ часов (из них __36_ практические занятия) для базового уровня профессионального образования.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

· О месте и роли гражданского права в системе права;

· О проблемах гражданского законодательства

Знать:

· Содержание гражданских прав, порядок их реализации.

· Виды гражданско-правовой ответственности;

· Содержание различных гражданско -правовых договоров.

Уметь:

· Использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей про­фессиональной деятельности;

· Оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав,

Анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых отношений;

Программа состоит из введения и 7 разделов:

1. Общая часть гражданского права;

2. Право собственности и других вещных прав;

3. Общая часть обязательного нрава;

4. Отдельные вилы договоров;

5. Внедоговорные отношения;

6. Наследственное право;

7. Основы права интеллектуальной собственности.

1.Тематический план

Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельные работы

Всего

В том числе практические занятия

1

2

3

4

5

Введение

2

2

Раздел 1. Основные положения гражданского права

50

40

10

10

Тема 1.1 Гражданское право как отрасль права

2

2

Тема 1.2 Источники гражданского права

4

2

2

Тема 1.3 Гражданское правоотношение

2

2

Тема 1.4 Граждане как субъекты гражданского права

8

6

2

2

Тема 1.5 Юридические лица как субъекты гражданского права

6

4

2

2

Тема 1.6 Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

2

2

Тема 1.7 Объекты гражданского права

4

4

Тема 1.8 Осуществление и защита гражданских прав

2

2

Тема 1.9 Гражданско-правовая ответственность

6

4

2

2

Тема 1.10 Сделки

6

6

2

Тема 1.11 Представительство и доверенность

2

2

Тема 1.12 Исковая давность и другие сроки в гражданском праве

6

4

2

2

Раздел 2. Право собственности и другие вещные права

22

16

4

6

Тема 2.1 Общие положения о праве собственности и иных вещных прав

6

4

2

Тема 2.2 Приобретение и прекращение права собственности

6

4

2

2

Тема 2.3 Общая собственность

2

2

Тема 2.4 Ограниченные вещные права

2

2

Тема 2.5 Защита права собственности и иных вещных прав

6

4

2

2

Раздел 3. Общая часть обязательственного права

24

20

4

4

Тема 3.1 Общие положения об обязательствах

4

4

Тема 3.2Исполнение обязательства и способы его обеспечения

10

8

2

2

Тема 3.3 Прекращение обязательств

4

2

2

Тема 3.Гражданско- правовой договор

6

6

2

Раздел 4. Виды договоров

36

26

12

10

Тема 4.1 Договоры на отчуждение имущества

11

8

4

3

Тема 4.2 Договоры на передачу имущества в пользование

11

8

4

3

Тема 4.3 Договоры на выполнение работ

6

4

2

2

Тема 4.4 Договоры на оказание услуг

8

6

2

2

Раздел 5. Внедоговорные обязательства: понятие и виды

9

6

2

3

Раздел 6. Наследственное право

12

8

2

4

Раздел 7. Основы права интеллектуальной собственности

5

2

3

Итого

160

120

36

40

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Студент должен

иметь представление:

- об истории развития гражданского права в России; о роли гражданско-правовых знаний в профессиональной деятель­ ности выпускника;

- о системе российского права, месте и роли в ней гражданского пра­ва;

знать:

- значение термина «гражданское право» как отрасли права, юриди­ ческой науки и учебной дисциплины.

История развития частного права в России. Этапы развития российского гражданского законодательства.

Гражданское право как отрасль права, юридическая наука и учебная дисциплина,

Роль гражданского права в изучении общепрофессиональных дисципл ин в формировании будущего специалиста.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как осуществляется связь гражданского права с другими общепрофессиональными дисциплинами?

2. Какие задачи стоят перед гражданским правом?

РАЗДЕЛ I . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Тема 1.1. Гражданское право как отрасль права

Студент должен

знать:

- виды отношений, регулируемых гражданским правом;

- особенности метода гражданско-правового регулирования;
уметь:

- определять регулируемые гражданским правом отношения и выделять их среди административных, налоговых и других отношений.

Предмет гражданско-правового регулирования. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Понятие и виды неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом.

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отноше­ ний.

Основные функции и принципы гражданского права.

Структура гражданского права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под отраслью права?

2. Сформулируйте понятие гражданского права и раскройте его основные черты.

3. Какие отношения регулируются гражданским правом?

Тема 1.2. Источники гражданского права

Студент должен

знать:

- основные источники гражданского права;

уметь:

- различать отдельные виды источников.

Понятие и виды источников гражданского права. Система граждан­ского законодательства: Гражданский кодекс, федеральные законы и подза­ конные акты.

Нормы международного права как источники гражданского права.

Значение постановлений пленумов Верховного суда и Высшего ар­битражного суда РФ и судебной практики для регулирования гражданско- правовых отношений.

Роль обычаев делового оборота для дальнейшего развития гражданских

отношений.

Действие норм гражданского права в пространстве, во времени и по кругу лиц

Аналогия закона и аналогия права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое обычаи делового оборота?

2. Перечислите основные источники гражданского права.

Тема 1.3. Гражданское правоотношение

Студент должен

знать:

- отличия гражданских правоотношений от других правоотношений;

- основания гражданских правоотношений;

- структуру гражданских правоотношений;

- виды гражданских правоотношений.

Понятие и основные особенности гражданских правоотношений, Элементы гражданских правоотношении: объекты, субъекты, содержание.

Виды гражданских правоотношений.

Понятие юридических фактов как оснований гражданских правоотношений. Классификация юридических фактов.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем главная особенность гражданского правоотношения?

2. Перечислите элементы и виды гражданских правоотношений.

Тема 1.4. Граждане как субъекты гражданского права

Студент должен

знать:

- правовую природу правоспособности граждан;

- новеллы гражданского права дееспособности граждан;

- пределы ограничения дееспособности;

уметь

- определять объем дееспособности гражданина исходя из его воз раста, состояния здоровья и других дополнительных фактов.

Понятие и состав гражданской правосубъектности.

Понятие правоспособности гражданина, её содержание. Возникновение

прекращение правоспособности. Недопустимость лишения и огра ничения правоспособности. Понятие и элементы дееспособности граждани­на. Возникновение дееспособности. Дееспособность малолетних. Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипа­ция и другие способы снижения возраста достижения дееспособности. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным. Предпринимательская деятельность граждан.

Место жительства гражданина. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: порядок, условия и правовые последствия.

Акты гражданского состояния: понятие и виды. Значение актов гражданского состояния.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое гражданская правосубъектность?

2. Что включает в себя понятие «правоспособность граждан»?

3. Дайте определение дееспособности граждан.

4. Как определяется имя гражданина?

5. Чем отличается место жительства от места пребывания?

6. Над кем устанавливается опека и попечительство?

7. Чем отличаются опека от попечительства?

8.Что может послужить основанием для признания граждан безвестно отсутствующим ?

9.Какие основания предусматривает закон для того, чтобы признать гра­жданина умершим?

Тема 1.5. Юридические лица как субъекты гражданского права

Студент должен

знать :

- понятие и признаки юридических лиц;

- способы возникновения и классификацию юридических лиц;
объем правоспособности различных юридических лиц;

уметь:

- определять вид юридического лица.

Понятие юридического лица, его признаки. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства юридических лиц. Индивидуализация юридического лица: понятие и средства индивидуализации.

Государственная регистрация юридических лиц. Способы создания юридического лица. Учредительные документы. Реорганизация и ликвида­ ция юридических лиц.

Классификация юридических лиц. Виды коммерческих организаций. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Общества с огра­ ниченном и дополнительной ответственностью. Открытые и закрытые акцион ерные общества. Унитарные предприятия. Производственные кооперативы

Особенности деятельности некоммерческих организаций. Потребитель ские кооперативы. Общественные и религиозные организации. Учреждения, финансируемые собственником. Фонды. Объединения юридических (ассоциации и союзы).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные признаки юридических лиц?

2. Какие виды юридических лиц допускает российское гражданское право?

3. Что такое обособленное подразделение юридических лиц?

4. В чем состоит специальная правоспособность некоторых видов юридических лиц?

5. Как создаются (реорганизуются, ликвидируются) юридические лица?

6. Какие виды коммерческих организаций существуют?

7. В чем состоят особенности хозяйственных обществ?

Тема 1.6. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

Студент должен

знать:

- иерархию системы публично-правовых образований в России;

- правосубъектность публично-правовых образований;

- участие в российском и международном гражданском обороте;

- ответственность публично-правовых образований по гражданско- правовым обязательствам.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права, п равоспособность.

Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношен иях: вещных, предпринимательских, обязательственных и т.д.

Исключительные права государства в российском и международном гражданском обороте.

Гражданско-правовая ответственность государства.

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем государственные юридические лица отличаются от частных?

2. Назовите отличительные черты государства как субъекта гражданского права.

Тема 1.7. Объекты гражданского права

Студент должен

знать:

- о специфических особенностях каждого объекта гражданского пра­ва; классификацию вещей как объектов гражданского права;

- специфику предприятия и имущества как объектов гражданского

- нрава;

- особенности правового регулирования ценных бумаг;

- нематериальные объекты гражданского права;

- иерархию системы публично-правовых образований в России.

Понятие и виды объектов гражданских правоотношений. Вещи как объекты гражданских правоотношений и их классификация. Оборотоспо собность вещей. Движимые и недвижимые, потребляемые и непотребляе­ мые, делимые и неделимые, простые и сложные вещи, главная вещь и при­ надлежность, индивидуально-определенная вещь и вещи, определяемые ро­довыми признаками. Плоды, продукция, доходы. Животные как объекты гражданских правоотношений.

Роль денег как объектов гражданского права. Специфика имущества и имущественных комплексов. Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений: понятие, основные признаки и классификация ценных бу­маг. Отдельные виды ценных бумаг: акция, облигация, вексель, чек, коносамент и др.

Действия (работы и услуги) как объекты гражданских правоотно­ шений.

Информация как объект гражданских правоотношений. Понятие коммерческой и служебной тайны.

Результаты творческой деятельности и иные нематериальные блага как объекты гражданского права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основную классификацию вещей.

2. Перечислите основные объекты гражданского права.

3. Что такое ценная бумага?

Тема 1.8. Осуществление и защита гражданских прав

Студент должен

знать:

- основания возникновения и способы осуществления гражданских прав;

- пределы осуществления гражданских прав;

- нормы Гражданского кодекса по защите гражданских прав.

Понятие осуществления субъективного гражданского права. Поня­тие исполнения субъективной гражданской обязанности. Принципы и пре­делы осуществления гражданского права. Понятие злоупотребления правом Понятие защиты гражданских прав. Понятие и содержание права на защиту. Форма, способы и средства зашиты гражданских прав.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные способы и средства защиты гражданских прав.

2. Назовите основные принципы осуществления гражданских прав.

Тема 1.9. Гражданско-правовая ответственность

Студент должен

знать:

- виды гражданско-правовой ответственности.

Гражданско-правовая ответственность как способ защиты гражданских прав. Особенности, функции и виды гражданско-правовой ответственности. Договорная и внедоговорная, долевая, солидарная и субсидиарная ответственность.

Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Понятие и состав гражданского правонарушения. Понятие и содержание вреда (убытков) в гражданском праве. Понятие и формы вины в гражданском праве, их значение. Ответственность, не зависящая от вины правонарушителя, Понятие непреодолимой силы, её гражданско-правовое значение.

Размер гражданско-правовой ответственности. Основные формы гражданско-правовой ответственности (выплата неустойки), их соотношение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные виды гражданско-правовой ответственности.

2. Перечислите элементы состава гражданского правонарушения.

Тема 1.10. Сделки

Студент должен

знать:

- основные признаки сделки;

- виды сделок;

- формы сделок и условия их действительности;

- условия, при которых сделка становится недействительной;

- последствия недействительности сделки.

Понятие сделки как основания возникновения, изменения или прекращ ения гражданского правоотношения. Основные признаки сделки.

Виды сделок. Одно-, дву- и многосторонние сделки, Каузальные и абстрактные сделки. Возмездные и безвозмездные сделки. Консенсуальные и реальные сделки. Условные сделки, их виды. Определенно-срочные и не­определенно-срочные сделки. Фидуциарные и биржевые сделки.

Условия действительности сделки. Воля и волеизъявление в сделке. Форма сделки и последствия её нарушения. Государственная регистрация некоторых видов сделок, её гражданско-правовое значение.

Недействительность сделок. Понятие недействительной сделки. Основания недействительности сделки. Оспоримые и ничтожные сделки. Правовые последствия недействительности сделки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные признаки сделки.

2. Назовите условия действительности сделки.

3. Какие виды сделок Вы можете назвать? Охарактеризуйте их.

Тема 1.11. Представительство и доверенность

Студент должен

знать:

- виды представительства;

- признаки и субъекты представительства;

- виды доверенностей и требования, к ним предъявляемые.

Понятие представительства, основания его возникновения. Полномо­ чия представителя. Виды представительства: законное, административное, договорное. Особенности коммерческого представительства.

Понятие доверенности. Виды доверенности: генеральная, специаль­ная, разовая. Срок действия доверенности. Передоверие. Прекращение до­веренности.

Представительство без полномочий и его последствия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое представительство оформляется доверенностью?

2. Что такое передоверие?

3. Назовите основания возникновения представительства.

Тема 1.12. Исковая давность и другие сроки в гражданском праве

Студент должен

знать:

- виды сроков в гражданском праве;

- правила исчисления сроков в гражданском праве;

- срок течения, последствия истечения и случаи восстановления сро­ков исковой давности;

уметь.

- исходя из условий конкретной сделки, исчислять срок исковой дав­ности и устанавливать возможность обращения за принудительной защитой нарушенного права в суд.

Понятие и гражданско-правовое значение сроков. Правила исчисления сроков. Начало и окончание течения срока.

Виды сроков в гражданском праве, их классификация. Сроки возникновения и осуществления гражданских прав. Пресекательные сроки. Сроки нения гражданско-правовых обязанностей. Сроки защиты гражданских прав

Понятие и значение срока исковой давности. Виды сроков исковой давнос ти. Начало, приостановление и перерыв течения исковой данности, Восст ановление исковой давности. Последствия истечения срока исковой давно сти. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем значение сроков в гражданском праве?

2. Какие сроки исковой давности Вы можете назвать?

3. На какие требования исковая давность не распостраняется?

РАЗДЕЛ II . ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Тема 2.1. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах

Студент должен

знать:

- понятие и виды вещных прав;

- содержание права собственности;

- формы собственности в РФ;

- особенности правового регулирования и ограничения права соб ственности;

уметь:

- определять объем правомочий собственника исходя из наличия у него права владения, пользования и распоряжения.

Собственность и право собственности. Собственность как экономиче­ское отношение.

Понятие и признаки вещного права. Вещные права в системе граж­ данских прав. Виды вещных прав.

Содержание права собственности. Владение, пользование, распоря­ жение как правомочия собственника. Юридическое понятие и формы собственности.

Частная собственность граждан и юридических лиц, ее ограничения.

Понятие и содержание права государственной и муниципальной (публичной) собственности. Субъекты и объекты права публичной собст­венности. Объекты исключительной государственной собственности. Понятие и значение приватизации государственного и муниципального имущест­ва. Казна.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные признаки вещного права.

2. В чем заключается право собственности?

3. В чем значение приватизации?

Тема 2.2. Приобретение и прекращение права собственности

Студент должен

знать:

- первоначальные и производные способы приобретения права собственности;

- прекращение права собственности по воле собственника и по
иным основаниям;

уметь:

- исходя из норм гражданского права толковать законность приобретения либо прекращения права собственности.

Структура вещного права. Виды титулов собственности: первоначальные и производные. Изготовление новой вещи, переработка, приобре тательная давность и т.д. Самовольная постройка.

Приобретение права собственности по договору, по наследству, вследствие реорганизации юридического лица, внесения паевого взноса членом потребительского кооператива. Основание прекращения права соб ственности по воле собственника. Случаи и порядок принудительного изъятие иму щества у собственника.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные первоначальные и производные способы приобретения права собственности.

2. Что такое приобретательная давность?

3. Назовите случаи принудительного изъятия имущества у собственника.

Тема 2.3. Общая собственность

Студент должен

знать:

- виды общей собственности;

- объекты и субъектов общей собственности;

- различия общей долевой и совместной собственности, их виды.

Понятие права общей собственности. Объекты права и субъекты общей ответст венности. Основания возникновения права общей собственности, права общей собственности.

Понятие права обшей долевой собственности. Юридическая природа доли участника отношений общей долевой собственности (сособственника) ; Особенности осуществления права общей долевой собственности (владение, пользов ание и распоряжение общей долевой собственностью). Отчуждение собственником, преимущественное право покупки его доли. Выдел доли собственника. Раздел общего имущества. Прекращение общей долевой ответственности.

Право обшей совместной собственности граждан. Особенности возникнов ения, осуществления и прекращения права общей совместной собственности. Право общей совместной собственности супругов. Права общей гной собственности участников крестьянского (фермерского) хозяйства. Право общей совместной собственности на приватизированное жилье.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите различия общей долевой и совместной собственности.

2. Что такое преимущественное право покупки?

3. Каким образом осуществляется выдел доли собственника?

Тема 2.4. Ограниченные вещные права

Студент должен

знать

- отдельные виды ограниченных вещных прав

Понятие ограниченных вещных прав. Ограниченные вещные права и право собственности. Виды ограниченных прав.

Ограниченные вещные права на земельные участки: право пожиз­ненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования. Сервитуты.

Права юридических лиц на пользование имуществом собственника: право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Ограниченные вещные права на жилое помещение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите отдельные виды ограниченных вещных прав.

2. Что такое сервитут?

Тема 2.5. Защита права собственности и иных вещных нрав

Студент должен

знать:

- способы и средства защиты права собственности и других вещ­ ных прав;

- предмет и применение виндикационного, негаторного исков и ис­ка о признании права собственности;

уметь:

- составлять исковое заявление о нарушенных правах собственнос ти и других вещных правах, используя базу «Консультант-плюс» ит.п. либо сборник судебных документов.

Понятие защиты права собственности и других вещных прав. Сис­ тема вещно-правовых способов защиты. Виндикационный, негаторный иски и иск о признании нрава собственности. Их предмет и способы осуществле­ния защиты нарушенных прав.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные средства защиты права собственности.

2. Охарактеризуйте виндикационный иск.

РАЗДЕЛ III . ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

Тема 3.1.Общие положения об обязательствах

Студент должен

знать:

- стороны, объекты и способы обеспечения обязательства;

- структуру, типы и группы обязательств.

Обязательство в гражданском праве Понятие обязательственного отношения. Активный (кредитор) и пассивный (должник) лица в обязательстве. Объект обязательственного правоотношения.

Структура и классификация обязательств. Основания возникновения о бязательств.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основания возникновения обязательств.

2. Какие типы и группы обязательств Вы можете назвать?

3. Что такое объект обязательственного правоотношения?

Тема 3.2. Исполнение обязательства и способы его обеспечения

Студент должен

знать:

- принципы надлежащего и реального исполнения обязательств;

- предмет, сроки, место, способы исполнения обязательств;

- неустойку и ее виды, залог, удержание имущества, поручительст­во, банковскую гарантию и задаток как способы обеспечения обяза­тельств;

уметь:

- производить расчет неустойки по условиям обязательства.

Понятие исполнения и принципы исполнения обязательств.

Условия надлежащего исполнения обязательств: предмет, субъекты, сроки, место и способ исполнения обязательств.

Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Неустойка (штраф, пеня), ее обеспечительная функция. Законная и договорная неустойка.

Залог и его виды: ипотека, заклад. Удержание имущества должника. Поручительство. Банковская гарантия. Задаток и его функции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные способы обеспечения исполнения обязательств.

2. Охарактеризуйте принципы надлежащего и реального исполнения обязательств.

3. Соотнесите поручительство и банковскую гарантию.

Тема 3.3. Прекращение обязательств

Студент должен

знать

- отдельные основания прекращения обязательств.

Понятие прекращения обязательства. Исполнение обязательства как наиболее часто встречающееся основание прекращения обязательств.

Иные основания прекращения обязательств, зависящие и не зависящие от воли сторон: зачет, новация, отступное, прощение долга, невозможность исполнения, совпадение кредитора и должника в одном лице, смерть граж­ данина, прекращение юридического лица, издание акта государственного органа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отдельные основания прекращения обязательств.

2. Что такое новация?

Тема 3.4. Гражданско-правовой договор

Студент должен

знать:

- соотношение понятий «сделка» и «договор»;

- содержание договора;

- виды договоров;

- общий порядок заключения договора; условия расторжения и из­менения договора;

уметь:

- анализировать конкретный договор и определять наличие в нем
достаточно существенных условий его заключения.

Понятие гражданско-правового договора. Значение договора в фор­ мировании рыночных отношений. Гражданско-правовое регулирование свободы договора.

Содержание договора. Существенные условия договора, их значение для ег о действительности. Обычные и случайные условия договора, виды договоров: основные и предварительные; публичные; в пользу участников и третьих лиц; односторонние и взаимные; возмездные и безвозмездные; свободные и обязательные; взаимосвязанные и договоры присоединения

Порядок заключения договора: общий и обязательный. Изменение и прекращение договора, их основания и правовые последствия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково юридическое значение существенных условий договора?

2. В чем отличие консенсуального договора от реального?

3. Какие виды договоров Вы знаете?

РАЗДЕЛ IV . ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Тема 4.1.1 Договоры на отчуждение имущества . Договор купли-продажи

С тудент должен

знать :

- виды договоров на отчуждение имущества;

- понятие и элементы договора купли-продажи, его отдельные виды

- понятие особенности договоров мены, дарения, ренты и пожизненного содержания с иждивением;

- уметь:

- правильно определять вид договора купли-продажи и уметь его составлять на основе типовых договоров.

Понятие и виды обязательств по передаче имущества в собственность иное вещное право.

Понятие, значение и особенности договора купли-продажи. Предмет догов ора. Требования, предъявляемые к товару: комплектность, ассортимент, качество и пр. Права и обязанности продавца и покупателя.

Отдельные виды договоров купли-продажи: договоры розничной прод ажи, поставки, поставки для государственных нужд, контрактации, энерго снабжения, купли-продажи недвижимости, предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные особенности договора купли-продажи.

2. Охарактеризуйте отдельные виды договора купли-продажи.

Тема 4.1.2 Договор мены, договор дарения, договор ренты

Понятие, предмет, стороны договора мены. Понятие бартера.

Договор дарения. Понятие, предмет и стороны договора. Форма до­говора дарения. Запрещение и ограничение дарения. Отказ от дарения и от­мена дарения. Правовой режим пожертвований.

Договор ренты: понятие, предмет, стороны. Разновидности ренты: постоянная рента, пожизненная рента. Договор пожизненного содержания с иждивением.

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможно ли дарителю отменить дарение?

2. Назовите основные виды договора ренты.

3. Что такое пожертвование?

Тема 4.2.1 Договоры на передачу имущества в пользование . Договор аренды

Студент должен

иметь представление

- об аренде и арендных отношениях;

знать

- виды договоров на передачу имущества в пользование;

- содержание и основные виды договора аренды;

- предмет и содержание договоров найма жилого помещения и ссуды;

уметь:

- используя справочную информационную систему, составить до­ говор аренды.

Понятие, особенности и виды обязательств по передаче имущества

в пользование.

Договор аренды (имущественного найма), его основные элементы. Отдельные виды аренды: транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий. Лизинг - финансовая аренда. Договор проката.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные признаки договора аренды.

2. Охарактеризуйте отдельные виды договора аренды.

Тема 4.2.2 Договор найма жилого помещения

Договор найма жилого помещения. Особенности найма с учетом существования различных жилищных фондов. Приватизация жилья и при­ обретение в собственность.

Договор безвозмездного пользования (ссуды) и его особенности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные виды жилищных фондов.

2. Назовите принципы и условия приватизации жилья.

3. Назовите отличительные особенности договора найма.

Тема 4.3. Договоры на выполнение работ

Студент должен знать.

- виды договорных обязательств на выполнение работ;

- предмет и содержание договора подряда;

- основные виды договора подряда;

- иные виды договоров на выполнение работ;

уметь:

- проанализировать договор подряда (в том числе строительного, бытового и на выполнение проектных и изыскательских работ).

Понятие обязательств по производству работ и их виды.

Понятие договора подряда. Различие подрядного и трудового договоров . Стороны в договоре подряда и привлечение к выполнению работ их лиц. Генподрядчик и субподрядчик. Права и обязанности подрядчика и заказчика.

Особенности договора строительного подряда. Бытовой подряд. Подряд на производство проектных и изыскательских работ. Подрядные работы для государственных нужд.

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конторских и технологических работ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды договорных обязательств на выполнение работ.

2. Назовите основные отличия подрядного и трудового договоров.

Тема 4.4. Договоры на оказание услуг и другие договоры

Студент должен

знать:

Понятие и виды договорных обязательств по оказанию услуг.

Понятие договора возмездного оказания услуг, его предмет и стороны

Транспортные договоры: перевозка и транспортная экспедиция.

Понятие, объекты и стороны договора хранения.

Виды договоров в кредитно-финансовой сфере: договоры займа, кредита, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада и банковского счета.

Понятие и виды юридических услуг и обязательства по их оказа­ нию.

Договор доверительного управления имуществом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте договоры на оказание услуг.

2. Назовите основные договоры в кредитно-финансовой сфере.

РАЗДЕЛ V . ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Студент должен

знать:

- условия возникновения деликтных обязательств;

- основания ответственности за причинение вреда;

- особенности ответственности работодателей и государства;

уметь:

- различать договорные и внедоговорные обязательства.

Понятие и виды внедоговорных обязательств.

Понятие и виды обязательств, возникающих из односторонних дей­ ствий. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

Понятие и значение обязательств из причинения вреда. Условия возникновения обязательств из причинения вреда. Объем и характер воз­ мещения вреда. Особенности возмещения отдельных видов вреда. Понятие обязательства, возникающего вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества (неосновательного обогащения), отличия таких обязательств от обязательств из причинения вреда.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите условия возникновения деликтных обязательств.

2. Назовите условия возникновения обязательств из причинения вреда.

РАЗДЕЛ VI . НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Студент должен

знать:

-особенности новых наследственных отношений и их отличия от ранее действующих;

-основные понятия наследственного нрава;

- круг наследников и порядок наследования по закону и завеща­нию;

-условия составления завещания.

Понятие и значение наследования и наследственного права. Наследст венное правопреемство.

Наследственное правоотношение. Наследник. Наследодатель. Объект на следственного правоотношения: наследственная масса. Открытие наследства. Время и место открытия наследства.

Наследование по закону. Законные наследники и порядок призвания их к н аследованию. Наследование по праву представления. Доли законных наслед ников.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое наследственная масса?

2. Кто входит в круг недостойных наследников?

Тема 6.1 Наследование по завещанию

Наследование по завещанию. Понятие завещания. Принцип свободы завещательного распоряжения. Форма и содержание завещания. Завещательный отказ. Изменение и отмена завещания. Наследники по завещанию, Необхо димые (обязательные) наследники. Понятие и размер обязательной доли.

Понятие наследства. Способы и срок принятия наследства. Наследственная трансмиссия. Отказ от наследства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое завещательный отказ?

2. Назовите основные способы принятия наследства.

3. Что такое наследственная трансмиссия?

РАЗДЕЛ VII . ОСНОВЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Студент должен

знать:

- источники правового регулирования интеллектуальной собствен­ности;

- институты интеллектуальной собственности.

Понятие интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности. Понятие и виды исключительных прав. Основные институты интеллектуальной собственности. Источники правового регулирования интеллектуальной собственности, особое положение норм международного права в таком регулировании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные источники правового регулирования интеллектуальной собствен­ности.

2. Что такое исключительные права?

3. Перечислите основные институты интеллектуальной собственности.

3.Перечень практических работ:

1. Тема 1.4 «Граждане как субъекты гражданского права»

2. Тема 1.5 « Юридические лица как субъекты гражданского права»

3. Тема 1.9 « Гражданско-правовая ответственность»

4. Тема 1.10 « Сделки»

5. Тема 1.12 «Исковая давность»

6. Тема 2.2 « Приобретение и прекращение права собственности»

7. Тема 2.5 « Защита права собственности и других вещных прав»

8. Тема 3.2 « Исполнение обязательства и способы обеспечения»

9. Тема 3.4 «Гражданско-правовой договор»

10. Тема 4.1.1 «Договоры на отчуждение имущества. Договор купли –продажи»

11 .Тема 4.1.2 «Договор мены, договор дарения, договор ренты»

12. Тема 4.2.1 « Договоры на передачу имущества в пользование»

13. Тема 4.2.2 « Договор найма жилого помещения»

14. Тема 4.3. « Договоры на выполнение работ»

15. Тема 4.4. «Договоры на оказание услуг и другие договоры»

16. Тема 5 « Внедоговорные обязательства: понятие и виды»

17. Тема 6 « Наследование по закону»

18. Тема 6.1 « Наследование по завещанию»

4. Перечень для курсовых работ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В первом семестре курса студенты пишут курсовую работу по гражданскому праву. Ее выполнение способствует углубленному усвоению положений гражданского права, открывает возможности студенту приступить к самостоятельной работе; содействует выработке навыков работы над литературой и обобщению материалов гражданско-правовой практики, поможет приобщиться к научной работе.

Курсовая работа выполняется по одной из тем гражданского права и должна представлять собой углубленное изложение избранной проблемы. Тему курсо­вой работы следует выбирать с учетом личного интереса к определенным вопросам курса.

При наличии затруднений в выборе темы и ее изложения рекомендуется использовать консультации преподавателей, ко­торые проводятся постоянно по расписанию. Написанию курсовой работы должно пред­шествовать ознакомление с программой курса, изучения соответствующей главы учеб­ника, усвоение основных понятий гражданского права по избранной проблеме. После этого необходимо составить план курсовой работы и приступить к углубленному изучению всей рекомендуемой к теме литературы.

Для того, чтобы иметь полное представление о степени изученности избранной проблемы, целесообразно ознакомиться со специальной монографической литерату­рой, новыми статьями из периодической печати, источниками и нормативным материа­лом. При этом необходимо постоянно делать выписки по каждому вопросу плана для того, чтобы использовать их при изложении материала курсовой работы; также необходимо составить каталог изученной литературы с соблюдением требований оформления научного аппарата. Одновременно следует подбирать и примеры из гражданско-правовой практики для обоснования теоретических положений. Желательно приводить иллюстрации для подтверждения основных положений работы. После всей этой проведенной работы и осмысления всего изученного можно приступить к формулированию ответов на вопросы поставленные в курсовой работы., должны быть освещены.

Курсовую работу следует выполнять самостоятельно. Недопустимо механическое переписывание текста учебников и других источников. Изложение ответа должно быть логически последовательным и соответствовать развернутому плану. Основные вопросы плана в работе необходимо выделить в самостоятельные разделы и озаглавить.

Курсовая работа должна быть представлена и защищена в установленный срок.

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Курсовая работа - одна из важнейших форм обучения студентов .

В ходе выполнения курсовой работы и при ее защите студент должен показать знания основных понятий и законов юриспруденции и умение их использовать при решении конкретных задач.

Курсовая работа выполняется студентами по дневной и заочной формой обучения.

Курсовая работа выполняется с целью :

- Систематизации и обобщения юридических знаний .полученных студентами,

- Приобретение навыков и умений практической работы.

- Подготовки к разработке части дипломного проекта.

Курсовая работа содержит описательную часть. Объем работы 20 -25 страниц. Содержание пояснительной записки по данной теме следующее:

-Титульный лист.

- Задание на работу

- Введение ( 1-2 страницы )

- Описательная часть ( 16 -20 страниц )

- Примеры из судебной практики

- Список используемой литературы.

В описательной части раскрываются вопросы темы.

Текст пояснительной записки выполняется на одной стороне листа белой бумаги формат А4 ( 210 х 297 мм ) одним из следующих способов:

-

рукописным,

- машинописным

- с применением печатающих графических устройств ЭВМ.

При рукописном способе текст . условные обозначения выполняются чертежным шрифтом с высотой букв не менее 2.5 мм черными чернилами., черной пастой. Расстояние между строками должно соответствовать двум машинописным интервалам ( 8 мм ). При выполнении машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств, ЭВМ шрифт должен соответствовать ГОСТу

Курсовая работа выполнятся по предложенному варианту.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Гражданское право»»

Вариант 1 –А.Б

1.Субъекты и объекты гражданских правоотношений

2.П риватизация жилищного фонда

Вариант 2 –В.Г

1.Объекты гражданских прав

2. Защита прав потребителей

Вариант 3 – Д.Е

1. Опека и попечительство

2. Содержание права собственности, его субъекты

Вариант 4 – Ж.З

1. Представительство. Доверенность

2. Сделки. Правовые последствия признания сделок недействительными

Вариант 5 – И.К

1. Способы обеспечения обязательств

2. Возмещение морального ущерба

Вариант 6 – Л.М

1. Понятие договора

2. Осуществление и защита гражданских прав

Вариант 7 – Н.О

1. Порядок заключения и исполнения договора

2. Возмещение вреда , причиненного источником повышенной опасности

Вариант 8 – П.Р

1. Понятие обязательства и основания его возникновения

2. Автогражданская ответственность

Вариант 9 – С.Т

1. Договор ренты

2. Право собственности на жилые помещения

Вариант 10 –У.Ф

1. Договор поставки

2.Исковая давность и ее гражданско-правовое значение

Вариант 11 – Х.Ц

1 .Договор аренды

2. Жилищная реформа в РФ

Вариант 12 –Ч,Ш

1. Договор подряда

2. Понятие и виды сроков в гражданском праве

Вариант 13 – Э, Ю, Я

1. Ценные бумаги как объекты гражданского права

2. Субъекты и объекты наследственного права


5 . Задание для контрольных работ

Контрольная работа — это отчет студента заочного отделения о проделанной работе при изучении дисциплины.

Выполнение контрольной работы является итогом самостоятельной работы заочника над соответствующим разделом..

Общие требования к выполнению заданий для контрольных работ:

1. Работа должна выполняться самостоятельно.

2. Ответы на заданные вопросы должны быть сформулированы ясно и достаточно точно

3. Термин, обозначения и сокращения слов употреблять только принятой в рекомендованной литературе

4. Работу писать разборчиво, обязательно чернилами, схемы, чертежи должны выполняться аккуратно или же отпечатаны на принтере

5. Объем работы состоит из 18 листов учебной тетради или же 8-9 листов формата А4

6. Работа должна быть правильно оформлена:

a) На титульном листе выполняются все реквизиты

b) Страницы работ нумеруются

c) На каждом листе делают поля

d) Пишется вопрос и делается на него ответ (условие переписывается, и делаются на него решение).

e) В конце работы указывается используемая литература (не менее 5 источников и проставляется подпись и дата)

Учебный план предусматривает выполнение двух контрольных работ по дисциплине:

1 контрольная работа

Таблица выбора варианта

Буквы фамилии

Номера вопросов и задач

1

2

3

4

5

А, Е, Л, Р, Х, Э

1

6

11

16

21

Б, Ж, М, С, Ц, Ю,

2

7

12

17

22

В, З, Н, Т, Ч, Я,

3

8

13

18

23

Г, И, О, У, Ш, Ы,

4

9

14

19

24

Д, К, П, Ф, Щ.

5

10

15

20

25

Вопросы для 1 контрольной работы

1. Понятия гражданского правоотношения и его особенности. Структура. Виды.

2. Классификация юридических фактов в гражданском праве.

3. Понятие, содержание и правоспособности, дееспособности.

4. Основание и правовые последствия признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

5. Понятие и признаки юридического лица. Индивидуализация юридического лица.

6. Порядок создания, реорганизации юридического лица. Порядок прекращения юридического лица.

7. Основание классификации юридических лиц.

8. Понятие и юридическая классификация вещей. Деньги и ценные бумаги.

9. Результаты творческой деятельности. Информация. Работа. Услуги. Не материальные блага.

10. Понятие и виды сделок. Условия действительности сделок.

11. Оспоримые сделки (понятие, виды). Ничтожные сделки (понятие, виды).

12. Гражданско-правовая ответственность (понятие, виды).

13. Понятие и виды представительства. Доверенность.

14. Понятие, исчисления и виды сроков. Исковая давность.

15. Понятие обязательства. Основания возникновения обязательств. Договор. Общие положения.

Задачи

Задача 1

Свистунов, успешно выступавший в клубной самодеятельности с исполнением русских романсов и неаполитанских песен, решил организовать свои выступления в городах соседней области. Чтобы обеспечить успех, Свистунов подготовил афиши, в которых указал не свои имя и фамилию, а известного в стране певца К. Несколько концертов Свистунова прошли с успехом. Но однажды ему в гостиницу позвонили К. – артист, под именем которого Свистунов выступал, и потребовал прекратить использование его имени. Свистунов не выполнил это требование и продолжил свои выступления. Через некоторое время ему был предъявлен иск, в котором К. требовал:

1. обязать Свистунова прекратить использование имени К.;

2. возместить К. убытки, вызванные тем, что уровень исполнения Свистунова был крайне низким, что повлекло снижение интереса к концертам самого К. и уменьшение его заработка;

3. возместить моральный вред, возникший вследствие того, что действия Свистунова порочат деловую репутацию К;

4. взыскать доход, полученный Свистуновым от концертов, проведенных под именем К., в пользу К.

Каким будет решение суда?

Задача 2

Трофимов вместе с женой и сыном организовал производство сборных домов из бруса. По договору с Луговцовым он обязался продать ему один сборный дом обусловленных размеров с доставкой и сборкой на земельном участке, принадлежащем Луговцову. В договоре была предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения своих обязательств в виде неустойки (по 5% в день от цены договора). Трофимов выполнил все работы и предъявил дом к сдаче с просрочкой в два месяца по отношению к обусловленному договором сроку.

В связи с этим Луговцев предложил ему уплатить предусмотренную ему договором пеню за просрочку выполнения договора. Трофимов отказался от уплаты пени, ссылаясь на то, что просрочка произошла без его вины, по уважительной причине – внезапной болезни его сына, который перенес серьезную операцию и два месяца не мог работать.

Луговцов обратился в суд с иском к Трофимову о взыскании пени за просрочку выполнения договора. Луговцов просил суд обратить внимание на то, что Трофимов как предприниматель должен нести ответственность независимо от вины, и его ссылка на болезнь сына не может быть принята во внимание. Возражая против этого, Трофимов утверждал, что он не считает себя предпринимателем и в этом качестве нигде не зарегистрирован. За последний год он продал всего 6 сборных домов и собирается отказаться от этого дела.

Каким будет решение суда?

Задача 3

Учащийся техникума Никитин, 14 лет, с одобрения родителей стал собирать деньги на покупку видеомагнитофона. Через полтора года он имел необходимую для покупки сумму, причем 20% этой суммы были отложены им за это время со стипендии, 30% передала ему через родителей в дар на эту покупку бабушка, а остальные 50% он заработал сам во время каникул. Не спросив разрешения родителей, уехавших на три дня к своим родственникам в другой город, Никитин купил у своего товарища по техникуму, 16-летнего Дементьева, видеомагнитофон, причем у него осталась еще некоторая сумма, на которую он открыл депозитный счет в филиале сбербанка. Родители Никитина, считая, что их сын совершил неудачную покупку, потребовали от Дементьева и его родителей расторжение договора. В свою очередь мать Дементьева потребовала, чтобы видеомагнитофон был возвращен ее сыну, поскольку эту вещь сын получил в качестве подарка к 15-летию от своего дяди. Она как мать решительно против сделки, совершенной сыном против ее разрешения. Между тем и Никитин, и Дементьев заявили своим родителям, что они не будут расторгать договор, поскольку и деньги, и видеомагнитофон родителям не принадлежали.

Мать Дементьева обратилась в суд с иском, требуя признать недействительным договор, заключенный между ее сыном и Никитиным.

Каким будет решение суда?

Задача 4

Дмитрий Березкин, 18 лет, жил у своей тети, учился в музыкальном училище и находился на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Березкин купил у своего знакомого, 19-летнего Дронова, музыкальный центр, истратив на это деньги, присланные ему родителями на приобретение зимней одежды. Когда отец Дмитрия узнал об этой покупке, он потребовал расторжения договора между его сыном и Дроновым и обратился с таким иском в суд, выступив от имени сына. Отец Дмитрия находится на иждивении родителей и потому не имеет права распоряжаться деньгами, предоставленными ему для определенной цели – приобретения зимних вещей.

Каким будет решение суда?

Задача 5

Петя Елкин, 13 лет, обменял гитару и коллекцию марок на велосипед, принадлежавший его соученикам по школе, братьям Шараповым: Мише, 16 лет, и Косте, 18 лет. Родители Шараповых знали об обмене и не возражали. Родители Пети находились в санатории, и он получил разрешение на обмен у бабушки, с которой проживал в это время. Петя, катаясь на велосипеде, часто падал, в результате чего велосипед был поврежден. Вернувшись из отпуска, родители Пети обратились к Мише и Косте Шараповым с просьбой вернуть гитару и марку, обещая, что они получат обратно свой велосипед. Мальчики отказались это сделать и объяснили, что велосипед им сейчас не нужен, да к тому же он сильно поврежден Петей. Родители Шараповых также не согласились на возврат обмененных вещей. Тогда Елкины обратились в суд с иском о признании сделки мены, совершенной их сыном, недействительной и о возврате детьми друг другу переданных вещей.

Каким будет решение суда?

Задача 6

Петров продал Еремееву компьютер за 18000 руб., при этом был составлен документ с условиями соглашения и подписями обеих сторон. Через неделю после этого Петров обратился в суд с иском о признании сделки недействительной и утверждал, что был принужден к продаже. Выяснилось, что Еремеев давно просил Петрова продать ему компьютер, однако Петров не хотел этого делать. Не отказавшись от намерения приобрести компьютер, Еремеев стал угрожать Петрову разглашением его семейной тайны, если Петров компьютер не продаст. Петров вынужден был заключить сделку, хотя компьютер был нужен ему самому.

Каким будет решение суда?

Задача 7

У Ивановой тяжело заболела дочь, находившаяся в санатории. Матери пришлось срочно ехать за ней. Поскольку эта поездка была сопряжена со значительными расходами, а денег у нее в это время не было, Иванова обратилась к соседке Гуреевой с просьбой одолжить ей необходимую сумму. Гуреева деньги дать отказалась, ног предложила Ивановой продать ей кольцо с бриллиантом, которое давно хотела купить. Кольцо было оценено в комиссионном магазине в 7800 руб.. Используя тяжелые обстоятельства, в которых оказалась Иванова, Гуреева сказала, что купит кольцо только за 2500 руб. Положение Ивановой было безвыходным: времени искать другого покупателя не было, занять деньги было не у кого. Иванова была вынуждена согласиться на преложенные условия.

Через несколько месяцев, когда дочь поправилась, Иванова обратилась в юридическую консультацию с просьбой дать совет: может ли она требовать расторжения договора купли-продажи и возвращения ей кольца, проданного значительно дешевле, чем оно в действительности стоит?

Какой ответ получит Иванова в юридической консультации?

Задача 8

Зайцев продал Савельеву магнитофон за 10000 руб. По соглашению сторон магнитофон должен быть передан покупателю по истечении 10 дней после заключения договора купли-продажи. Зайцев получил деньги, но впоследствии отказался передать магнитофон.

Савельев обратился в суд с иском о возврате денег. Зайцев в суде пояснил, что ни в какое соглашение с истцом не вступал и денег от него не получал. Савельев же утверждал, что при заключении договора присутствовали Тихонов и Мастеров, которые могут подтвердиться, что деньги за магнитофон были уплачены.

Каким будет решение суда?

Задача 9

12-летний Саша 8-летняя Ира Морозовы зажигали на балконе своей квартиры бенгальские огни. Горящая искра попала на балкон, расположенный ниже этажом, где сосед Семенов хранил мотоцикл, бензин, машинное масло и строительные материалы для дачи. От искры загорелись промасляные тряпки, и на балконе Семенова вспыхнул пожар, от которого сгорели все находившиеся там вещи, обгорели наружные оконные и дверные рамы. Семенов предъявил иск к родителям Морозовых о возмещении ущерба в размере стоимости сгоревшего имущества и расходов на предстоящий ремонт. Супруги Морозовы просили суд уменьшить размер возмещения в два раза, ссылаясь на тяжелое материальное положение, так как Д.В. Морозов являлся инвалидом 2 группы. Супруги Морозовы также считали, что пожар возник по вине Семенова, который грубо нарушил правила пожарной безопасности.

Каким будет решение суда?

Задача 10

К 17-летнему Петрову, работающему на заводе «Красный маяк», в день получки подошел его знакомый – 19-летний Иванов, работающий с ним в одном цехе, и в присутствии свидетелей попросил в долг деньги, пообещав вернуть их через месяц с процентами (10% от суммы). Иванов получил от Петрова 8000 руб., а взамен передал Петрову расписку следующего содержания: «Я, Иванов А.Г., получил от Петрова Г.А. в долг 8000 руб., которые и обязуюсь ему возвратить 5.05.2007 г. Подпись (Иванов)». Через месяц Иванов деньги не вернул. Петрову он сказал, что отдаст деньги еще через месяц и без процентов, поскольку на таких условиях он брал в долг. Петров обратился с иском в суд о взыскании с Иванова сумы долга, процентов с нее и процентов за использование чужими деньгами вследствие их неправомерного удержания более месяца (помимо процентов на сумму займа).

Каким будет решение суда?

2 контрольная работа

Таблица выбора варианта.

Буквы фамилии

Номера вопросов и задач

1

2

3

4

5

А, Е, Л, Р, Х, Э