Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский Государственный
инженерно-экономический университет
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра Коммерческой деятельности и предпринимательства
Е.В. Качаева, В.П. Попков
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине :
" КОММЕРЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "
тема курсовой работы :
" ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА ВЫПУСКАЕМОЙ И РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ "
для студентов дневного и заочного отделения
Специальность
- " Коммерция " (шифр 351300)
Курс -
IV
Семестр - 8
Защита - 8 семестр
Санкт-Петербург
2003
Научный редактор:
д.э.н., профессор Попков В.П.
СОСТАВИТЕЛЬ
:
д.э.н., профессор Попков В.П.
к.э.н., доцент Качаева Е.В.
Обсуждено
:
на заседании кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства
“___13_”_января_________2003_г.
Одобpено
:
Научно-методическим советом специальности 351300 “Коммерция”
1.
Общие положения
Курсовую работу (КР) по дисциплине "Коммерция" студенты выполняют в соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности 061400 "Коммерция".
Целью КР является закрепление теоретических знаний и практических навыков по формированию оптимальной структуры ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции, с предварительным анализом безубыточности предприятия.
Структурно курсовая работа состоит из двух разделов - теоретического и расчетного.
2. Методические указания к выполнению теоретического раздела
В теоретическом разделе студент обязан показать знания и умения полученные в процессе изучения дисциплины «Коммерческая деятельность» для этого необходимо раскрыть одну из тем в соответствии с порядковым номером зачетки или по выбору преподавателя.
1. Предмет, цель и задача курса.
2. Содержание и сущность дисциплины.
3. Экономико-организационная модель и механизм коммерческой деятельности.
4. Категории виды и статус коммерсанта.
5. Виды процессов и операций сферы товарного обращения.
6. Задачи коммерческой деятельности.
7. Варианты организации и виды коммерческой деятельности.
8. Розничная торгово-коммерческая деятельность.
9. Формы предприятий розничной торговли..
10. Магазинные торговые предприятия.
11. Посылочная торгово-коммерческая деятельность.
12. Торговля с доставкой товара на дом.
13. Виды оптовой торгово-коммерческой деятельности.
14. Значение оптовой торгово-коммерческой деятельности
15. Биржевая торгово-коммерческая деятельность.
16. Публичные торги(аукционы) и их сущность.
17. Стандартные процедуры публичных торгов.
18. Экономика и организация ярмарок.
19. Классификация и виды бирж.
20. Экономика и организация вейлингов.
21. Экономика и организация выставок.
22. Внешняя торгово-коммерческая деятельность.
23. Экономика и организация импортных операций.
24. Классификация и виды таможенных пошлин и тарифов.
25. Организация и виды таможенной обработки товаров.
26. Лицензирование торгово-коммерческой деятельности.
27. Сертификация товаров. Виды сертификатов.
28. Документы на экспортно – импортные операции.
29. Коммерческо-посредническая деятельность.
30. Торгово-коммерческие посредники. Дилеры, брокеры. дистрибьюторы.
31. Классификация и виды агентов.
32. Структура и виды контрактов.
Методические указания к выполнению расчетного раздела
В расчетном разделе осветить следующие вопросы по планированию ассортимента продукции:
1. Направления исследования рынка.
2. Что понимается под планированием ассортимента продукции.
3. Планирование ассортимента новой и выпускаемой продукции.
4. Определение рациональной структуры выпускаемой продукции.
5. Влияние изменения структуры выпускаемой продукции на финансовые результаты.
Сложившаяся структура продаж продукции на предприятии характеризуется следующими данными (см. табл. 1).
В соответствии с изменением структуры спроса на рынке отдел маркетинга дал следующие рекомендации: (см. табл. 2).
Предложить оптимальную структуру ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции.
Используя исходные данные, приведенные в табл. 2 провести анализ безубыточности предприятия.
1. Определить выручку от продаж.
(1) R= W + C + П, где
R - выручка от реализации произведенной продукции;
W, С - переменные и постоянные расходы предприятия;
П - прибыль предприятия.
(2) R = q + S, где:
q - количество реализуемых изделий;
S - цена одного изделия.
(3) W = v x q, где
V - переменные расходы в расчете на одно изделие, тогда:
(4) q x S = q x V + C + П, отсюда:
(5) П = q x S - q x v - C
Если предприятие производит и продает несколько изделий, то:
(6) где:
q i
- количество реализуемых изделий i - го вида;
n - количество видов реализуемых изделий;
S i
- цена реализации i - го изделия;
V i
- переменные расходы в расчете на одно i -е изделие;
С - постоянные расходы предприятия.
Необходимо рассчитать сколько изделий каждого вида надо произвести, чтобы достичь "точки безубыточности".
Затем рассчитать оптимальную структуру ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции, при условии, что:
Переменные расходы W:
Сделать расчеты на 5 лет. Из каждого последующего года часть прибыли направлять на расширение производства, учитывая, что в настоящее время производственные мощности загружены на 70%.
Рассчитать показатель безопасности коммерческой деятельности - сумма, на которую предприятие может себе позволить уменьшить выручку от реализации, не выходя из зоны прибыли:
Б кд
= R - Rб
,
в процентах:
R - ожидаемый объем выручки от реализации продукции;
Rб -
равновесный объем реализации ("точка безубыточности" предприятия).
Какую прибыль может получить предприятие в результате изменения структуры ассортимента производимой и реализуемой продукции при следующих исходных данных (см. табл. 1, 2, 3)?
Таблица 1
Показатель
|
Ед. изм.
|
Вид продукции
|
А
|
Б
|
Д
|
Итого
|
1.
|
Цена изделия
|
т.р.
|
8
|
16
|
32
|
-
|
2.
|
Количество реализуемых изделий за определяемый период
|
шт.
|
300
|
400
|
100
|
-
|
3.
|
Выручка от реализации за определенный период
|
т.р.
|
2400
|
6400
|
3200
|
12000
|
4.
|
Доля каждого изделия в общем объеме продаж
|
%
|
20
|
53,3
|
26,7
|
100
|
5.
|
Переменные расходы в расчете на 1 изделие
|
т.р.
|
4,8
|
10,4
|
18,6
|
-
|
6.
|
Постоянные расходы в рассмотренном периоде
|
т.р.
|
-
|
-
|
-
|
5000
|
Таблица 2 Возможное изменение объема продаж в связи с изменением спроса.
Изделия
|
Вариант 1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
А
|
+ 10%
|
+ 15%
|
+ 30
|
- 20
|
- 10
|
-25
|
+20
|
+15
|
-5
|
+20
|
Б
|
+ 10%
|
- 10%
|
- 30
|
- 15
|
+ 20
|
+25
|
-15
|
+10
|
+20
|
-20
|
Д
|
- 20%
|
- 5%
|
0
|
+ 35
|
- 10
|
0
|
-5
|
-25
|
-15
|
0
|
Таблица 2 Изменение спроса на изделия
Изделия
|
Вариант 11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
А
|
-10
|
-5
|
+5
|
+10
|
+15
|
+25
|
+20
|
+25
|
+30
|
-5
|
-10
|
Б
|
+5
|
-25
|
+20
|
-30
|
-5
|
-10
|
-15
|
-20
|
-25
|
-30
|
+5
|
Д
|
+5
|
+30
|
-25
|
+20
|
-10
|
-15
|
-5
|
-5
|
-5
|
+35
|
+5
|
Изделия
|
Вариант 22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
А
|
-15
|
-20
|
-5
|
+30
|
+30
|
+25
|
+20
|
+15
|
+10
|
+5
|
+5
|
-20
|
-20
|
Б
|
+10
|
+15
|
-20
|
-25
|
-30
|
-30
|
-25
|
0
|
-15
|
-10
|
-5
|
+15
|
+20
|
Д
|
+5
|
+5
|
+25
|
-5
|
0
|
+5
|
+5
|
-15
|
+5
|
+5
|
0
|
+5
|
0
|
Изделия
|
Вариант 35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
А
|
-15
|
-10
|
-5
|
+30
|
+25
|
+20
|
+15
|
+10
|
+5
|
-15
|
-10
|
-5
|
-20
|
+25
|
-30
|
-5
|
Б
|
+25
|
+30
|
+15
|
-20
|
-10
|
+5
|
-30
|
-25
|
-20
|
-15
|
-10
|
-5
|
+30
|
-5
|
+10
|
+15
|
Д
|
-10
|
-20
|
-10
|
-10
|
-15
|
-25
|
+15
|
+15
|
+15
|
+30
|
+20
|
+10
|
-10
|
-20
|
+20
|
-10
|
По результатам расчетов делаются выводы и формулируются отдельные предложения.
Каждый студент учебной группы выполняет курсовую работу индивидуально, согласно назначенному номеру варианта.
4. Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 - 51, установленными для отчета о научно - исследовательской работе.
Состав курсовой работы и очередность размещения ее отдельных частей:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Основная часть:
4.1.Теоретический раздел;
4.2. Расчетный раздел.
5. Заключение
6. Список использованных литературных источников
Объем курсовой работы должен быть не более 30 страниц, включая титульный лист и список использованных литературных источников.
При написании допускаются только общепринятые сокращения. Текст основной части делят на разделы.
Каждый раздел следует начинать с нового листа. Название разделов размещают в верхней части листа, симметрично тексту.
Образец титульного листа смотрите в Приложении 1.
6.
Список рекомендуемой литературы
1. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
2. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. Совета специалиста. - М.: ОАО "Изд - во "Экономика", 1999.
3. Синицкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.
4. Дашков Л.П., Пашбухгиянц В.К. Коммерция и технологии торговли. - М.: Информационно - внедренческий центр "Маркетинг", 1999.
5. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для высших и средн. спец. учебн. заведений. - М.: Информационно - внедренческий центр "Маркетинг", 1998.
Приложение 1
Министерство образования Российской Федерации
Санкт - Петербургский государственный
инженерно - экономический университет
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра: коммерческой деятельности
и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Коммерческая деятельность"
на тему:
"Формирование оптимальной структуры ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции"
Выполнил:
|
студент
группа
ФИО
|
Проверил:
|
преподаватель
должность
ФИО
|
Санкт - Петербург
2000
|