Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания Методические указания по написанию курсовых работ Кафедра

Методические указания

по написанию курсовых работ

Кафедра

Экономической теории и инвестирования

Дисциплина

Микроэкономика

Специальность(и)

Все экономические специальности

Дата введения в учебный процесс МЭСИ

Сведения о разработчиках

Введение

Курсовая работа по «Микроэкономике» представляет собой ре­зультат самостоятельной работы студента за семестр по определен­ной теме изучаемой дисциплины, заключенный в специальную фор­му изложения в соответствии с указанными в данном пособии тре­бованиями.

Курсовая работа - это первая проба пера студента, подготови­тельная ступень к написанию дипломной работы.

Она является важным этапом в процессе всего процесса обучения:

- приучает студента к исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ведения ее;

- является важным звеном в глубоком усвоении положений, выво­дов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний;

- приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал;

- помогает в дальнейшем при написании итоговой дипломной работы на этапе окончания учебы в вузе.

Такая работа готовится студентом самостоятельно в течение всего семестра.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством препо­давателя. Выполненная работа сдается для проверки. После положи­тельной ее оценки преподавателем она должна быть защищена.

На начальном этапе написания курсовой работы студент согласо­вывает с преподавателем план работы, представляет (на усмотрение преподавателя) черновой вариант. После выполнения всех доработок по содержанию, форме изложения и порядку оформления работы студент готовит «чистовой» вариант работы и сдает ее на кафедру ТРЭиИ для рецензирования.

Защита курсовой работы осуществляется строго до начала экза­менационной сессии, как правило, во время зачетной недели. Более точно время защиты курсовой работы назначается либо специаль­ным учебным отделом, определяющим порядок учебного процесса в целом в вузе, либо по согласованию с преподавателем.

По итогам защиты работы - студент получает оценку, которая ста­вится в зачетную книжку студента в разделе «Курсовые работы». Оценивает курсовую работу, в основном, тот же преподаватель, ко­торый читает лекционный курс и принимает экзамен по данной дис­циплине.

К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь те сту­денты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре теории рыночной экономики и инвестирования (ТРЭиИ).

К числу основных критериев при оценке курсовой работы отно­сятся следующие:

- грамотное логичное изложение содержания основных вопросов
темы;

- самостоятельный подход к подбору, анализу использованных
источников;

- элементы исследовательского подход при анализе использован­
ной литературы;

- обоснование собственной точки зрения на рассматриваемые про­блемы и явления;

- грамотное оформление работы в соответствии с предъявляемыми
требованиями.

Объем работы составляет 25-30 страниц машинописного текста. Рекомендуемый интервал - двойной. Шрифт - Times New Roman. Размер шрифта- 14.

Основные этапы написания курсовой работы:

1. Подготовительный этап

выбор темы курсовой работы;

подбор и изучение литературы;

составление плана работы;

собрание и систематизация отобранного материала, обработка
фактического и статистического материала;

2. Основной этап

написание самой работы, соблюдая логику и последователь ность изложения в соответствии с планом работы;

формулирование выводов по итогам работы;

3. Заключительный этап

оформление работы, строго придерживаясь предъявляемых
требований

подготовка к защите курсовой работы.

1. Подготовительный этап

1.1.Выбор темы курсовой работы.

Верный выбор темы курсовой работы для студента очень важен, поскольку правильно выбрать тему работы, по сути, означает напо­ловину обеспечить ее успешное выполнение. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и во­обще возможность ее выполнения.

Курсовая работа по «микроэкономике» выполняется по сущест­вующему учебному плану в первом учебном семестре практически по всем специальностям.

Первый семестр - сам по себе труден для многих в плане адапта­ции: новая обстановка, новые преподаватели, отличающаяся от школьной схема учебного процесса, совершенно иные требования к студентам и новые формы обучения.

Названия большинства дисциплин, в том числе и «микроэкономи­ки», требуют дополнительного осмысления и привыкания.

Все эти факторы создают определенный, часто настораживающий психологический настрой. Поэтому уже на вводной лекции по мик­роэкономике и на первых семинарских занятиях преподаватели ста­раются познакомить студентов с основными направлениями по мик­роэкономике, чтобы у студента сложилось хотя бы общее представ­ление об изучаемой дисциплине, чтобы проще было сориентировать­ся в правильном выборе темы курсовой работы. Вот почему важно внимательное восприятие лекционного и практического материала с первых дней обучения.

И тем не менее, даже при серьезном отношении к изучению ука­занной дисциплины, решения при выборе темы курсовой работы принимаются весьма неоднородно. Причин тому много. Здесь же мы остановимся лишь на некоторых из них.

Во-первых, мотивация у всех студентов при выборе темы курсо­вой работы различна:

одни исходят из чисто практических соображений: рано или поздно, а писать курсовую работу все равно «надо», поэтому стремятся побыстрее решить эту проблему и «защититься»; эта категория студентов берет тему часто «какую попало», наугад, лишь бы как можно раньше свалить этот груз с плеч;

другие берут тему наиболее знакомую или, по их мнению, наибо­лее легкую;

третьи, используют, так называемый подход «от обратного»,
который предполагает выбор темы, исходя из имеющейся у студента литературы по данной теме;

четвертые выбирают ту тему, которая представляет наибольший
познавательный интерес у студента и т. д.

В этом случае, в наиболее выигрышной ситуации, как показывает опыт, оказываются те студенты, у которых на первом месте при вы­боре темы среди остальных мотивов стоит интерес. Поскольку при данном подходе, как показывает опыт, сам процесс выполнения кур­совой работы уже не кажется «тяжелой повинностью» и выполняется с хорошим психологическим настроем.

Иными словами, можно смело утверждать, что «чем тема работы интереснее, тем легче данная работа выполняется и тем больше пользы лично для студента она принесет».

Кроме того, если тема курсовой работы ее автору интересна, она может послужить в дальнейшем предметом уже более серьезного изучения и даже научного исследования.

Поэтому критерий интереса, познавательного интереса реко­мендуется в качестве одного из основных при выборе темы курсовой работы.

Во-вторых, кто психологически быстро адаптировался в вузе и сразу пытается вникать в сущность изучаемой дисциплины, быстро ориентируются при выборе темы работы. А кто чувствует неуверен­ность в себе, очень долго настраивается на рабочий лад, всячески оттягивают момент начала выполнения курсовой работы. В итоге, когда семестр подходит к концу начинается, невероятная спешка.

В этом случае, хочется посоветовать побыстрее определяться с выбором темы курсовой работы, потому что «чем дольше Вы про­ тянете времени с выбором темы курсовой работы, тем меньше времени останется на ее подготовку, и тем больше трудностей возникнет накануне сдачи экзаменационной сессии».

Ниже предлагается тематика курсовых работ по «микроэкономи­ке», разработанных и утвержденных на кафедре ТРЭиИ.

Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой теории рыноч­ной экономики и инвестирования (ТРЭиИ) избавляет студентов от

расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую ра­боту вообще не по курсу микроэкономики, а по другим родственным ему дисциплинам.

Темы работ по микроэкономике составляются таким образом, чтобы они не совпадали с темами учебной литературы и нацеливали студента на самостоятельную разработку методологии и содержания проблемы.

В отдельных случаях студенту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедры.

При выборе темы следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и туже тему только два- три студента.

Однако в этих случаях надо помнить, что выбор одинаковой темы курсовой работы из предложенного списка несколькими студентами, а также ее изменение или замена в ходе выполнения допустим толь­ко по согласованию с преподавателем, которому студент будет «за­щищать» свою курсовую работу.

При выборе темы курсовой работы можно ориентироваться на близость темы к профилю будущей специальности, поскольку в этом случае успешно выполненная курсовая работа окажет дополнитель­ную помощь в приобретении знаний по специальности и использова­нии этих знаний в дальнейшем на практике.

Можно рекомендовать студенту выбирать тему из тех разделов курса по микроэкономики, которые уже изучены, так полученные знания помогут ему лучше представить содержание и основные во­просы избираемой темы и, естественно, успешнее написать всю письменную работу.

Тематика курсовых работ

1. Микроэкономика в системе экономических знаний.

2. Методы микроэкономической теории: возможности, границы и
эффективность.

3. Особенности отечественной рыночной экономики.

4. Законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических
рынков.

5. Рыночный механизм и рыночное равновесие.

6. Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и
проблема измерения.

7. Понятие, виды и показатели эластичности спроса и предложения.

8. Виды эластичности и практическое использование показателей
эластичности.

9. Виды паутинообразных моделей, их специфика и особенности.

10. Стратегии рыночного поведения рационально действующего по­требителя.

11. Экономическая природа дефицита и методы его регулирования.

12. Формы и методы регулирования рынка в современных развитых
странах.

13. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулирова­нии рынка.

14. Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в Рос­сии.

15. Проблема потребительского выбора и способы максимизации
полезности.

16. Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике.

17. Проблема мотивации рыночного поведения фирмы.

18. Содержание, функции и результаты производственной деятельности фирмы.

19. Сущность, модели и границы применения метода производст­венной функции.

20. Предпринимательство как фактор производства в современных
условиях.

21. Издержки производства и их виды.

22. Трансакционные издержки в современной рыночной экономике.

23. Способы определения эффективного размера предприятия в зависимости от состава и величины издержек.

24. Способы максимизации прибыли предприятия.

25. Доходы фирмы и их виды.

26. Основные проблемы фирм при росте масштабов производства.

27. Предпринимательский риск и способы его измерения.

28. Теория монополии и проблема рыночной власти.

29. Регулирование на рынках с монопольной властью.

30. Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии.

31. Роль рекламы в современных условиях на рынке монополистиче­ской конкуренции.

32. Современное состояние рынка монополистической конкуренции
в России.

33. Основные модели олигополии.

34. Роль олигополии в современной рыночной экономике.

35. Место олигополии в современной отечественной экономике.

36. Ценовая дискриминация: экономическая природа, виды и место в
рыночной экономике.

37. Основные характеристики рынков факторов производства.

38. Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской
экономике.

39. Проблема оптимального соотношения и использования ресурсов
в производстве.

40. Состав, состояние и перспективы развития рынков факторов
производства в российской экономике.

41. Основные модели на рынке труда и их особенности.

42. Теории заработной платы XX века.

43. Сущность, виды, показатели и системы заработной платы в мик­роэкономических моделях рынка труда.

44. Проблема соотношения монополии и монопсонии на рынке труда.

45. Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий
капитал.

46. Понятие, источники, элементы и показатели предпринимательского дохода.

47. Проблема экономической ренты в микроэкономике.

48. Особенности ценообразования на земельном рынке.

49. Особенности влияния ставок ссудного процента на состояние
микроэкономических рынков.

50. Сущность ренты, ее виды и проблема земельного налога.

51. Рынки капиталов и их влияние на формирование состава и видов
реальных инвестиций предприятий.

52. Проблема благосостояния потребителей.

53. Модели капиталовложений фирмы и способы оценки ее инвестиционных перспектив.

54. Взаимодействие микрорынков и проблема равновесия.

55. Проблема неравенства в России.

56. Роль государственного регулирования в решении проблемы не­
равенства и распределения.

57. Проблема распределения доходов на микроуровне.

58. Экономический выбор в условиях риска.

59. Принцип Парето как показатель эффективности использования
ресурсов.

60. Критерии общественного благосостояния.

61. Проблема внешних эффектов в экономике.

62. Анализ причин неэффективности отдельных микрорынков.

1.2. Составление списка использованной литературы и работа с ним.

После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. При написании работы студент:

- во-первых, ориентируется на основной список литературы, рекомендованной кафедрой ТРЭиИ в рабочей программе по курсу
«Микроэкономика» и планах семинарских занятий по соответствующим темам;

- во-вторых, самостоятельно подбирает необходимый материал.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к
которым примыкает тема, а затем уже вести самостоятельный поиск
нового материала.

Правильный поиск литературы - труд непростой: из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы надо отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Кроме того, следует помнить, что даже по беглому просмотру представленного списка использованной литературы еще до изуче­ния самого содержания работы у проверяющего складывается первое впечатление о том, насколько серьезно студент подошел к выполне­нию курсовой работы.

Составленный студентом список использованной литературы (или иными словами использованная им библиография по теме выпол­ненной работы), его содержательность, многообразие, порядок оформления служат одним из показателей самостоятельной творче­ской работы студента.

Основные направления самостоятельного поиска информации для написания курсовой работы:

■ учебные издания;

■ монографии (научные труды);

■ официальные документы и статистические справочники;

■ периодические издания, публикующие материалы по проблемам
рыночной экономики.

К таким изданиям можно отнести следующие журналы и газеты: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Мировая экономика и международные отноше­ния», «Эксперт», «Компании и рынки», «Финансы», «Коммерсант», «Известия», «Экономика и жизнь» и т.д.

■ Интернет-ресурсы (официальные сайты, особенно, когда используются статистические данные, чтобы была гарантия достовер­ности информации).

Библиографический поиск литературных источников следует на­чинать с изучения библиографического каталога в библиотеке МЭСИ, включая электронную библиотеку вуза.

Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них кар­точки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний.

Осуществлять просмотр можно начать с разделов «Микроэконо­ мика», «Экономика», «Экономическая теория», «Рынок».

Студент при отборе литературы должен найти в систематическом каталоге указанный раздел, а в нем - тему, соответствующую его кур­совой работе, и выписать на карточки нужные ему книги и статьи.

Например, в системном каталоге библиотеки МЭСИ, это ячейка №330, 338 и др.

По такому же пути можно идти и при изучении периодической печати. Овладев подобными общими навыками поиска необходимого материала студенту проще будет ориентироваться в огромном потоке информации всемирной паутины (в Интернете).

Кроме того, при подборе фактического материала из журнальных статей целесообразно использовать следующие приемы:

— берется последний номер журнала за истекший год (например, №12 «Российского экономического журнала» за 2003г), в котором, как правило, напечатан список всех опубликованных статей
за год, и анализируются названия статей в соответствии с вы­
бранной темой. Затем уже более подробно изучается содержание
в заинтересовавшей статье с выделением необходимого мате­
риала по теме курсовой работы;

- изучение периодической литературы следует начинать с работ,
опубликованных в последние годы и наиболее полно раскры­вающих вопросы курсовой работы, а только затем переходить к
более ранним изданиям.

Основные этапы изучения литературы по теме курсовой работы:

• общее ознакомление с монографией в целом по ее оглавлению;

• беглый просмотр всего содержания;

• чтение в порядке последовательности расположения материала;

• выборочное чтение какой-либо части;

• выписка представляющих интерес материалов;

• критическая оценка записанного, его редактирование;

• «чистовая» запись как фрагмент текста будущей курсовой работы.

Некоторые советы по поиску и работе с литературой:

- Не надо сдаваться при первых попытках «провала», когда кажет­ся, что «ничего по выбранной теме нет» или когда студент начинает утверждать, что необходимых сведений в доступной ему литературе нет. Основные вопросы по каждой из тем, предложенных студенту на выбор, всегда имеются в опубликованной литературе. Подобные затруднения возникают, когда студент пытается найти аналогичную названию темы или разделов работы трактовку названия статьи или монографии.

■ Не стоит полагаться на наличие всего необходимого материала дома, даже если хорошо владеете навыками поиска информации в Интернете.

Рекомендуется поработать по поиску информации в библиотеке вуза или в других библиотеках, потому что:

- во-первых, в библиотеке вуза в случае трудностей можно обратиться за советом к сотрудникам библиотеки;

- во-вторых, данные навыки работы по поиску литературы
окажут неоценимую помощь в дальнейшем при написании
курсовых работ на следующих курсах, дипломной работы, а
также и после окончания вуза.

■ Статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая
выписки. При этом обязательно на таких выписках точно указывать
источник заимствования, чтобы при необходимости их легко можно
было найти.

■ Записи лучше делать на отдельных листках. Содержание записей
на каждом листе должно относиться только к одному вопросу рабо­ты. Затем листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и
расположить таким образом, чтобы получилось последовательное
освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут лучше усвоить содержание проблемы.

■ Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то
можно делать выписки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

■ В черновом варианте курсовой работы рядом с выписками из
книг и журналов желательно выделять подчеркиванием важных
слов текста, делать свои письменные замечания по поводу прочи­танного материала, сразу записывать свои идеи, которые появляются
в процессе изучения материала.

■ При изучении литературы по выбранной теме используется не
вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы и потому является
наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки про­читанного является возможность его практического использования в
своей курсовой работе.

1.3. Определение плана работы.

После того, как студент определился с выбором темы, подобрал и изучил необходимую литературу, следующая очень важная задача подготовительного этапа - составление тщательно продуманного плана курсовой работы.

Составление плана для студентов и его правильное оформление вызывает, как показывает практика, еще большие затруднения, чем выбор темы курсовой работы.

План - это основа работы, и от того, как он составлен, будет за­висеть уровень всей письменной работы.

Задача плана в курсовой работе - способствовать более полному раскрытию ее основных вопросов.

Важность правильно составленного плана работы заключается в следующем:

Во-первых, следует знать, что грамотно составленный план значи­тельно облегчает весь процесс написания работы, придает содержа­нию работы логичный стройный характер.

Во-вторых, правильно составленный план служит одним из кри­териев оценки студента. Поскольку служит в данном случае показа­телем самостоятельности мышления студента, уровня его подготовки к творческой аналитической работе в целом и по данному предмету, в частности.

Порядок составления и оформления плана следующий:

• При оформлении план пишется на отдельной странице.

• Порядковые номера частей плана при оформлении не ставятся.

• С правой стороны указываются номера страниц, соответствующих пунктов плана.

• Первой страницей считается титульный лист, страница №2 - сам
план. Таким образом, в плане нумерация начинается с « Введения», которое соответствует странице №3.

• После «Введения» следует основная часть плана, которая пред­ставлена в свою очередь в виде глав.

• Каждая глава включает в себя два-три параграфа.

• За основной частью следует «Заключение».

• Завершает структуру плана «Список использованной литературы».

• Кроме того, после «Списка использованной литературы» возмо­жен раздел «Приложения» (при наличии такового).

Общая структура плана курсовой работы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

Пункты первый, третий и четвертый являются общими в структу­ре любого плана по любой теме.

Поэтому основная задача студента состоит в том, чтобы опреде­лить два-три вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

Как правило, основная часть курсовой работы состоит из двух глав. Допустимы в курсовой работе и три (в редких случаях четыре) главы, однако в этом случае желательно проконсультироваться с преподавателем. При этом важно определиться, «не распыляется» ли автор при раскрытии темы работы так называемым второстепенным материалом, «не уходит ли в сторону» от решения тех задач, кото­рые он поставил перед собой и которые обозначены во введении.

Название каждой главы представляет собой формулирование ос­новной проблемы, которая рассматривается в данной главе.

Далее желательно конкретизировать план работы, разбив основ­ные вопросы (главы) на пункты и подпункты. Основные пункты и подпункты глав, которые помогают лучше рассмотреть указанную проблему, имеют форму параграфов.

Все названия должны быть краткими, «четкими», формулирующи­ми сущность (самое главное, основное) рассматриваемого вопроса.

Ниже предлагается один из вариантов названия части курсовой работы по теме «Основы теории поведения потребителя» в соответ­ствии с предложенными выше рекомендациями:

Глава 1. Теория полезности: понятие и основные подходы.

1.1. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

1.2. Кардиналистский и ординалистский подходы.

1.3. Правило максимизации полезности.

И далее предлагается вариант составленного плана курсовой ра­боты по теме «Основы теории потребительского поведения» в пол­ном объеме.

На примере предложенного варианта так же показано, как должен быть оформлен данный план работы с перечислением его основных час­тей, порядком их очередности, правилами обозначения данных частей.

Поскольку на практике, студенты часто представляют план в весьма произвольной форме по незнанию или по небрежности.

Поэтому рекомендуется придерживаться единых правил при оформлении данной части работы.

Примерный вариант плана по теме «Основы теории поведения потребителя»

План:

Стр.

Введение.................................................................... ……………….. 3

Глава 1. Теория полезности: понятие и основные подходы

1.1.Понятие общей и предельной полезности. Закон

убывающей предельной полезности...................... ………………… 4

1.2. Кардиналистский и ординалистский подходы……………… 9

1.3 .Правило максимизации полезности................ …………………. 14

Глава 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения по­требителя.

2.1. Кривые безразличия. Предельная норма замещения……….. 17

2.2.Бюджетная линия. Реакция потребителя на изменение дохода..22

2.3. Определение оптимума потребителя............. …………………. 27

Заключение............................................................... 30

Список использованной литературы..................... 31

Приложения.............................................................. 32

Отдельные советы при составлении плана:

1. Не следует торопиться, когда приступаете к работе по со ставлению плана работы. Можно с уверенностью утверждать, что
план, составленный «наспех», обязательно придется переделывать.
При составлении плана автор должен себе представлять хотя бы общую картину того, о чем он будет писать в своей курсовой работе,
на каких основных вопросах рассматриваемой проблемы собирается
остановиться более подробно.

2. Прежде чем приступать к составлению плана, важно внима тельно изучить основную литературу по теме курсовой работы,

чтобы определиться, какие основные положения будут рассматри­ваться в работе.

3. Если на начальном этапе составления плана возникают серьез­ные затруднения и ничего «не идет на ум», не следует паниковать и
«опускать руки». Обычно хорошую помощь в этом случае оказывает
обращение к экономической литературе, особенно к монографиям
(научным трудам и исследованиям), учебникам. При этом стоит обращать внимание на форму составления оглавления или содержания
рассматриваемого печатного издания.

4. На первом этапе лучше составить несколько подробных рабо­ чих вариантов плана (хотя бы два). После повторного прочтения и
тщательного анализа таких вариантов очень часто случается, что ав­тор какие-то пункты плана объединяет, какие-то, наоборот, выделает,
что-то убирает вовсе. В итоге подобной работы у автора курсовой
работы выстраивается стройная логичная схема (или план работы),
которая облегчает весь последующий труд по написанию курсовой
работы в целом.

5. Если возникают серьезные затруднения и в голове «полный ха­
ос» на данном этапе написания курсовой работы, рабочий вариант
(или варианты) плана представляется для согласования преподава­ телю по микроэкономике, который консультирует студента. По­скольку, если на данном этапе все пустить «на самотек» и начинать
процесс написания основного содержания работы без консультации с
преподавателем, то в этом случае очень велика вероятность того, что
курсовая работа, сданная на проверку, будет полностью отправлена
на доработку, начиная, в первую очередь, с составления плана.

II. Основной этап

написание самой работы, соблюдая логику и последователь­ ность изложения в соответствии с планом работы;

формулирование выводов по итогам работы.

После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (циф­ровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы.

Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения.

Общая логическая схема написания курсовой работы: Обоснование актуальности выбранной темы работы ---------- Постановка цели и конкретных задач в ходе написания работы ------Определение объекта и предмета исследования ----------- Выбор и использование основных методов написания работы ----------- Написание самого содержания работы ------------- Формулирование выводов и подведение итогов работы

Излагать содержание работы следует, придерживаясь составлен­ного плана и общей логической схемы, представленной выше.

Процесс написания курсовой работы по составленному плану Введение .

Первым пунктом плана в курсовой работе всегда стоит «введе­ ние». Введение - весьма ответственная часть в курсовой работе.

Обычно в этой части курсовой работы студент пишет об актуаль­ности выбранной им темы, о поставленных цели и задачах. Это обычно делается в форме перечисления {изучить..., описать..., ус­ тановить..., выявить..., провести расчеты... и т.д.)

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить со­держание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что за­головки таких глав, как правило, по смыслу соответствуют сущности поставленной задачи.

Во введении можно кратко сказать об использованных источни­ках в работе (особенно когда при выполнении работы автор активно обращался к монографиям и научным статьям по теме работы).

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начи­нать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно кратко в объеме 0,5-1 страницы машинописного текста показать главное - суть проблемной ситуации, чем вызван интерес обращения к выбранной теме.

Например, по теме «Основы теории поведения потребителя» можно следующим образом обозначить актуальность выбранной те­мы: «Современная экономическая теория исходит из того, что по­требитель - «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он в конечном счете оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» выпущенных товаров.

Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. Например, в США потребительские расходы составляют от 1/2 до 3/4 ВВП. Поэтому поведение потребителя выступает ре­ шающим фактором экономического развития.

Изучение особенностей поведения потребителей помогает глубже раскрыть сущность рыночного спроса, проникнуть в его тайны ....и т.д. (имеется ввиду продолжение в подобном стиле изложения).

Данные факторы определяют актуальность выбранной нами темы курсовой работы»

Во введении также студент указывает о методе (способе) или методах(способах) изучения темы работы, которые служат инструмен­том в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели.

Например, «в данной курсовой работе предполагается обобщить и проанализировать имеющийся статистический материал по из­ бранной теме, провести сравнительный анализ на основе проведен­ных расчетов особенностей потребительского выбора в зависимо­сти от роста доходов на товары низкого качества (с указанием та­кого товара)».

Студент должен помнить, что каждый преподаватель очень серьезно относится к содержанию введения.

Объясняется это тем, что в основном содержании курсовой рабо­ты, особенно в его теоретической части, большая часть студентов грешит копированием текста (или проще говоря, переписыванием отдельных кусков текста из разных источников, не заботясь даже о том, чтобы эти «куски» логически «связать» между собой) из имею­щейся литературы, из Интернета.

Скопировать содержание введения в полном объеме из какого-либо источника непросто даже для подготовленных студентов. В содержании введения и заключения студент демонстрирует свое умение ставить задачи, анализировать, обобщать имеющуюся ин­формацию. Эта работа требует самостоятельного творческого подхо­да. Поэтому для каждого преподавателя становится ясно, насколько студент владеет данными навыками работы.

Основная часть

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.

Так, например, при раскрытии темы «Основы теории поведения потребителя» нет необходимости описывать весь рыночный меха­низм в целом, заполняя данным материалом большую часть требуе­мого объема в работе, оставляя на основные составляющие указан­ной проблемы тезисное изложение из учебных пособий.

Наоборот, эти главы должны показать умение автора сжато, логично и убедительно излагать материал, изложение которого должно точно соответствовать плану курсовой работы и поставленным задачам.

При написании работы не надо забывать о том, что важным оце­ночным критерием является высказывание собственной аргументи­рованной точки зрения на анализируемые процессы и явления.

Очень часто практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по отдельным проблемам по микро­экономике даже в учебных пособиях студент может встретить раз­личные подходы и точки зрения при раскрытии той или иной про­блеме. В научных статьях, периодических изданиях разных точек зрения и дискуссий встречается еще больше.

Поэтому в курсовой работе студент на основе изученной эконо­мической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющие­ся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать им критический разбор. Это придает работе творческий характер, что высоко ценится при защите курсовой работы.

Используя материал из подобранной литературы по теме курсо­вой работы, следует избегать прямого заимствования, механическо­го списывания текста из опубликованных учебников или из, часто устаревших, статей и брошюр.

При современных технологиях нередко случается, что студенты сканируют кусками текст, не делая никаких логических переходов, смысловой связи между данными кусками. Такой подход безграмо­тен. Необходимо обдумывать найденную информацию, логически соединять ее между другими частями, уметь видеть связь таких от­дельных кусков с проблемой в целом.

Иными словами, студент должен не просто излагать факты, цифры из используемой литературы, но и учиться их анализировать, сопоставлять, делать на их основе выводы. Любую собственную точку зрения не просто декларировать (т.е. голословно озвучивать), а доказывать (аргументировать) на основе данных из проверенных ис­точников, чтобы она представлялась убедительной для слушателей.

Все теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными.

При использовании фактического материала необходимо со­блюдать известные правила, а именно:

■ данные следует приводить к абсолютным (млн., руб., т, м, шт.)

или относительным (%) показателям и при их сравнениях обяза­тельно в одинаковых измерениях;

■ для доказательства определенной закономерности, тенденции
требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы
сущность экономического процесса. Например, говоря о росте
(снижении) спроса на тот или иной товар по влиянием опреде­ленного фактора, нужно привести данные его роста (снижения) в
процентах за несколько месяцев, а лучше за ряд лет;

■ для наглядности цифровые данные могут быть сведены в табли­цы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке. Это зави­сит от самого материала и содержания того вопроса, которые они
выражают.

Особой формой фактического материала являются цитаты, со­ставляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они ис­пользуются для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, служат опорой автору в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систе­му убедительных доказательств, необходимых для объективной ха­рактеристики анализируемого явления.

Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений и выводов автора. Однако число используемых цитат должно быть «в меру», то есть оптимальным, исходя из того, на­сколько уместно их применения, нет ли в них искажения смысла анализируемых источников.

Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над те­мой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чу­жими работами, послужат основой для получения нового знания.

Случается, что студенты злоупотребляют цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсо­вой работы недопустимо, так приводит к тому, что в работе появля­ются неправильные положения и устаревшие материалы, не отра­жающие действительной картины экономических процессов.

Самостоятельный, творческий характер изложения выражает­ся в том, что студент каждый вопрос плана освещает по проду­манной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит само­стоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теорети­ческие положения с практической действительностью.

Чтобы выработать навыки подобной самостоятельной, творческой работы на данном этапе, можно использовать, например, следующие приемы.

• Представить себе мысленный диалог с предполагаемым оппонентом (в данном случае, например, преподавателем, которому
стоит принимать защиту курсовой работы и оценивать ее) и по­пытаться предположить, какие вопросы могут быть заданы. Как
правило, срабатывает психологический принцип самозащиты, и
на ум приходят, в первую очередь те вопросы, при ответах на которые сомневаешься больше всего.

• Быть готовым при подведении выводов и высказывании собствен­ной точки зрения в любой момент ответить на вопрос: «Почему Вы
пришли к данным выводам?», или «Какими аргументами Вы може­те обосновать свою точку зрения по данному вопросу?» (или другими словами «Какие Вы можете привести доводы в качестве дока­зательства истинности сделанных Вами выводов?»).

• При аргументации ответа использовать только проверенную ин­
формацию.

• В случае использования статистических данных, цифр, цитат по
рассматриваемой проблеме, определений используемых понятий
обязательно делать ссылку на источники (т.е.указывать, где была
получена данная информация).

Отдельные советы по написанию курсовой работы по микро­ экономике на данном этапе.

1. Изложение содержания должно быть логически последова тельным и четким в соответствии с составленным планом работы.
Каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего. Вся работа должна выглядеть и восприни­маться единой, цельной картиной, а не хаотичным набором фактов,
цифр, цитат из разных источников.

2. В конце каждого параграфа делается краткий вывод. При
формулировании выводов используются следующие стилистические
приемы:

- «итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующий
вывод ……»;

- «таким образом, (идет изложение содержания вывода) ….. »;

- «указанные выше факторы позволяют сделать вывод, что … »;

- «кроме того, автором получены следующие результаты...»;

- «поэтому можно сделать следующий вывод..»;

- «следовательно можно утверждать, что...»

- «все сказанное позволяет сделать вывод ….»;

- «значит,... .» и т.д.

3. В качестве средств связи между отдельными кусками текста
могут использоваться следующие местоимения, прилагательные и
причастия: «данные, этот, такой, названные, указанные».

4. Важным средством выражения логической связи в процессе
изложения служат, например, такие стилистические приемы : для
указания последовательности мысли - «вначале, прежде всего, за­
тем, во-первых, во-вторых, значит и др.»противоречивых отноше­ний - «однако, между тем, в то время как, тем не менее»; причин­
но-следственных отношений -«следовательно, благодаря этому,
кроме того, к тому же»; перехода от одной мысли к другой —« необ­ ходимо рассмотреть, прежде чем перейти к..., рассмотрим, необ­ ходимо остановиться на...,» и т.д.

5. Не следует в буквальном смысле использовать все из пере
численных выше стилистических приемов, поскольку не всегда это
будет к месту. В то же время, необходимо уже с первого курса вырабатывать в себе навыки языково-стилистической культуры написания исследовательских работ. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль.
В подобного рода работах исключается изложение текста на быто­вом языке или использование сленга.

6. Следует соблюдать единообразие в применении терминов,
условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие
сокращения не допускаются.

7. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомен­дуется использовать современные издания словарей В.Даля, С. Оже­гова, иностранные словари, словари по экономической теории, фило­софские словари.

8. В тексте собственное мнение автора (в данном случае сту­дента) излагается от третьего лица .

Например, неправильно излагать: «...я думаю, что...;

я пришел к такому выводу, потому что; мной доказано;

по моему мнению...» и т.д.

И, наоборот, правильно:

«... .нам думается, что;

на основе проанализированного статистического материала мож­но сделать следующий вывод или нами сделаны следующие выводы;

нами доказано, что...

по мнению автора, данные факты позволяют утверждать, что...» и т.д.

9. Фактический материал, статистические данные, используемые в работе должны быть достоверными. При этом следует помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но но­вейших, типичных, выразительных и убедительных.

Поэтому при использовании таких данных, необходимо указать в подстрочной строке, из какого источника были получены эти дан­ные. Особенно это относится к использованию информации в курсо­вой работе из Интернета. В этом случае обязательно надо указывать адрес сайта, где была получена данная информация.

При этом следует помнить, что официальное издание, публикуе­мое от имени государственных или общественных организаций, уч­реждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Поэтому и при использовании Интерне­та как источника информации следует опираться на официальные сайты.

Заключение

Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Как и всякое заключение, эта часть работы выполняет роль концовки по содержанию, которая носит форму синтеза накопленной в основной части информации.

Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Итоговые результаты в заключении часто оформляются в виде не­которого количества пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой построения курсовой работы. Заклю­чительная часть дополняет характеристику общего уровня выполненной курсовой работы, а также показывает уровень зрелости и квалификации студента в целом на данном этапе учебы, свидетельст­вует о его навыках самостоятельной работы.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути про­должения темы выполненной курсовой работы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые в буду­щем автор предполагает решать в будущем.

Заключение может включать в себя и практические предложения, результаты проведенных социологических исследований и прове­денные расчеты, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных студентом лично.

При написании заключения используются особые стилистиче­ ские приемы.

Можно, например, использовать следующие приемы:

«Итак, в ходе выполненной нами курсовой работы, можно сде­ лать следующие выводы (идет изложение текста вывода):

1……

2……

3…… ».

Нумерация выводов при этом необязательна.

«В ходе выполнения курсовой работы по теме « » в соответствии с поставленной целью и задачами можно сделать сле­дующее заключение: ..... »

■ По теме «Основы теории поведения потребителя», например,
можно начать так: «Изучение потребительского поведения -
сложная наука. В своей работе автор попытался изложить основные концепции теории потребительского поведения, однако рас­
смотреть всю обширную тему в одной работе невозможно. По­
этому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных вы­
водах, сделанных в ходе выполнения данной курсовой работы:
(идет изложение выводов)» и т.д.

В том случае, если возникают трудности в вопросе написания за­ключения, если у автора отсутствуют навыки формулирования выво­дов и итогов своей работы, можно дать следующие советы. Обратитесь к учебной или монографической литературе по эко­номическим проблемам: практически всегда в литературе по­добной тематики в конце изложения следует заключение или резюме. Внимательно прочитайте их, проанализируйте, и тогда станет понятнее, о чем же следует писать в заключении.

• Сделайте черновой вариант заключения и обсудите его с препо­давателем, научным руководителем вашей курсовой работы.

III. Заключительный этап

оформление работы, придерживаясь предъявляемых требо ваний;

подготовка к защите курсовой работы.

3.1. Оформление работы.

Традиционно сложилась определенная композиционная структу­ра курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (включающее в себя составленный план курсовой
работы с указанием номеров страниц каждого пункта плана - ва
риант образца был представлен выше).

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список (список использованной литерату­ ры).

7. Приложения (если таковые имеются: сюда входит в курсовой
работе, как правило, табличный материал).

Титульный лист курсовой работы является первой страницей и заполняется по определенным правилам:

В верхнем поле указывается полное наименование учебного за­
ведения.

■ Далее указывается кафедра, на которой выполнена работа.

■ В среднем поле дается заглавие курсовой работы.

■ После заглавия ближе к правому краю титульного листа указы­ваются фамилия и инициалы научного руководителя (с указанием его ученого звания и ученой степени) и фамилия и инициалы

студента, выполнившего курсовую работу (с указанием факуль­тета и номера учебной группы).

В нижнем поле указывается место выполнения курсовой работы и год ее написания (без слова «год»).

Образец оформления титуль ного листа

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра теории рыночной экономики и инвестирования

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Основы теории поведения потребителя»

Руководитель : к.э.н., доцент

Максимова Т.П.

Выполнил: студент (ка)

группы ДМЭ- 101

Иванов Н.П.

Москва – 2005

После титульного листа помещается оглавление (т.е. составлен­ный план работы), в котором приводятся все заголовки курсовой ра­боты и указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки должны точно повторяться в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке и последовательности не разреша­ется.

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соот­ветствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Пункты 3,4,5 структуры курсовой работы, рекомендации по рабо­те с ними подробно описаны выше. Здесь следует лишь отметить, что разделы «Ведение» и «Заключение» по объему должны составлять по 1-1,5 страницы.

После заключения принято помещать список использованной ли­ тературы.

Как правило, такой список составляется в алфавитном порядке фамилий авторов использованных работ.

В этом случае сначала указывается фамилия и инициалы автора, потом название работы, место и год издания.

Например, ПиндайкГ., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.

Если это журнал или газета, то сначала указывается фамилия и инициалы авторы статьи, потом само название статьи, название жур­нала или газеты, где данная статья опубликована с указанием номера и года издания (можно и с указанием страниц).

Например, Костерин М. «К определению сущности естественных монополий». Российский экономический журнал, №2, 2004, с.92-94.

Вспомогательные и дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части курсовой работы, помещают в при­ложение.

По содержанию и форме приложения могут быть различными. Например, графики, таблицы, схемы, формулы.

Каждое приложение (если таковое имеется) должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Прило­ жением и иметь тематический заголовок, то есть каждая, например, схема или таблица должны иметь название.

Если приложений несколько, то возле каждого указывается номер арабскими цифрами (без знака «№»: например, Приложение 1).

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которое употребляется со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (например, см. Приложение 2)

Рекомендации по оформлению курсовой работы:

• Черновой вариант работы следует тщательно отредактировать и
напечатать без перечеркивания, вставок, произвольного сокраще­ния слов. В отдельных случаях {только по согласованию с препо­давателем) разрешается переписать набело разборчивым почер­ком. Грамматические и стилистические ошибки исключаются.

• Текст курсовой работы должен быть напечатан на одной стороне
отдельных стандартных листов бумаги, оставляя слева поля для
преподавателя-рецензента. Такой порядок написания хорош и
тем, что он легко позволяет изъять отдельные неудачно исполненные страницы, внести дополнения или переставить некоторые
ее части.

• Как правило, размер левого поля - 30 мм, правого -10
мм, верхнего -20 мм, нижнего -20 мм.

• Печатается работа в строго последовательном порядке. Не до­
пускаются разного рода текстовые вставки и дополнения на оборотной стороне листа.

• Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. На самом
титульном листе номер не ставится. Номер страницы обычно
ставят в середине верхнего поля страницы.

• Все сноски и ссылки перепечатываются (через один интервал) на
той странице, к которой они относятся. При этом в тексте сноски
указывается не только автор и название книги или статьи, но и
номер страницы, откуда материал заимствован.

• Все структурные части курсовой работы (оглавление, главы, введение, заключение, список использованной литературы) начина­ются с новой строки.

После написания и оформления работы студент должен подпи­сать ее, поставить дату выполнения и сдать на кафедру ТРЭиИ или лично преподавателю-рецензенту.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании кур­ совой работы:

■ Неправильно составленный план: отсутствие логичности, расплывчатые формулировки, растянутый по размеру и содержащей
лишнюю информацию, неграмотно оформленный.

■ Несоответствие содержания курсовой работы теме и составлен­ному плану.

■ Неграмотно написанные введение и заключение даже при отличном общем содержании и результатах проведенной работы.

■ Прямое цитирование текста первоисточника или его пересказ без
собственного осмысления и анализа.

■ Копирование целых глав учебника, обманывая себя и преподава­теля в использовании дополнительной литературы, представив
только библиографический список без его реального применения
в процессе работы.

■ Отсутствие логики и законченности между отдельными частями
работы.

■ Отсутствие ссылок при использовании в работе фактов, цифр,
статистических данных из используемых источников. Те же самые ошибки допускаются и в случае использования цитат.

■ Слабое использование дополнительной литературы, свежих ста­тистических данных, когда вся работа основана на одном-двух
источниках.

■ Стилистические ошибки, когда идет повествование от первого
лица. А также другие литературные погрешности, которые не­
редко приводят к искажению содержания и смысловым ошибкам.

■ Неграмотно сформулированные выводы или их частичное (или
полное) отсутствие.

■ Неправильно составленный или оформленный список литературы.

■ Полагаясь «на авось», студент часто предоставляет курсовую
работу сразу «на бело» без предоставления чернового варианта,
чем усложняет себе труд (вплоть до полного переделывания всей
работы) в случае необходимости доработок, особенно из того
числа тех, что перечислены выше.

■ Ошибки при оформлении титульного листа и др.

3.2.Подготовка к защите курсовой работы.

Написанная курсовая работа сдается на кафедру ТРЭиИ в срок для рецензирования.

Если работа соответствует предъявляемым требованиям, препода­ватель оценивает ее положительно и в письменной форме в виде ре­цензии сообщает об этом студенту.

В рецензии на курсовую работу может не содержаться оконча­тельная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Курсовая работа допускается к защите».

Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в ре­цензии. В этом случае указывается «Доработать» или «Работа не допускается к защите».

Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариан­том курсовой работы и рецензией на нее.

Окончательная оценка дается после защиты.

Подготовка к защите курсовой работы включает в себя следую­ щие основные моменты: " устранение ошибок и недостатков;

■ изучение дополнительных источников, указанных в рецензии;

■ осмысление написанного в работе;

■ готовность объяснить любые приведенные в работе положения.
В ходе защиты курсовой работы задача студента - показать уг­лубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение
материалом по теме.

Оценку «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ факти­ческого материала на основе глубоких знаний экономической лите­ратуры по данной теме, полностью отсутствуют грамматические и стилистические ошибки.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесто­ронне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.

Оценку «удовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом ра­боты, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим по­ложениям данной работы. Часто в этом случае студенту предстоит повторная защита.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на сту­денческих научных конференциях, а также в качестве рефератов на семинарских занятиях.

Литература

1. Артур Томсон, Джон Формби. Экономика фирмы./ Пер. с англ. -
М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. СПб. Питер,
2003.

3. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник.- М., Высш.
шк, 1994.

4. Гальперин В.М. Микроэкономика. ТТ. 1, 2. - СПб., Экон. шк.,
1997.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика-С-Пб, СПБУЭФ, 1998.

6. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика. - СПб., Санкт-Петербург
Оркестр, 1994.

7. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. - М., МГУ им. М.В.
Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1997.

8. Ивашевский С.Н. Микроэкономика.- М., Дело,2002.

9. Киммельман с, Андрюшик С. «Экономика рентных отношений в условиях современной России» Вопросы экономики, №2, 2005

10. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Под рук. д.э.н.Сидоровича А.Н.- М., Изд-во «Дело и Сер­вис», 2001.

11. Лапушинская Г.К., Баженова Т.Ю. Микроэкономика для менеджеров: концепция эластичности.- М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

12. Макконнелл К., Брю С. Экономикс- М.: Республика 1992.

13. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник. 4- издание, переработанное и дополненное.М.: Маркет ДС, 2005

14. Максимова Т.П.Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» М., МЭСИ, 2004

15. Маршалл А. Принципы экономической науки.-
М. Прогресс, 1993.

16. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб. Питер, 2003.

17. Микроэкономика. Теория и Российская практика., Под ред. Гряз-
новой А.Г. и Юданова А.Ю. - М., ИТД «Кно Рус»,1999.

18. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. - М.: Изд-во «НОРМА»,
2003.

19. Одинец В.., Тарасевич В.М., Цацулин АИ. Рынок, спрос, цены:
стратификация, анализ, прогноз. - СПб., Экон. шк.,1993

20. 50 лекций по микроэкономике.(4 тома) Под ред. Автономова B.C.
- М., «Экон. школа», 2000.

21. Пиндайк Г., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. Пер. с
англ. Науч. Ред.: В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В .И. Данилов
и др. - М, Экономика, Дело,1992.

22. Райская Н., Сергиенко К. «Статистическое исследование спросовых условий вотраслях российской промышленности» Вопросы экономики, №9 2005

23. Роберт Х.Франк «Микроэкономика и поведение» (изд-е Кор-
нельского ун-та, англ.). - М.,2000.

24. Рябикина А.А., Быкова Т.В. Основы микроэкономики. Что такое
спрос и предложение (учебное пособие). - СПб., Яань, 1997.

25. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М., Бином: Изд. Торго­вый дом «КНО Рус», 1997.

26. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. - СПб.: Питер,
2003.

27. Словарь современной экономической теории Макмиллана . Под
ред. Дэвида У. Пирса. - М.: ИНФРА - М, 1997.

28. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.- М.: Дело, 1995.

29. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М: ИНФРА - М,
2000.

30. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989.- № 12.

31. Хейне П. Экономический образ мышления.- М.: Новости, 1991.

32. Хэл Р. Вэриан. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для вузов. / Пер. с англ. Под ред.
Н.Л. Фроловой.-М: ЮНИТИ, 1997.

33. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.:Изд-во МГУ, 1996.

34. Журналы: «Вопросы экономики», «Российский экономический
журнал», «Экономические науки», «Экономист», «Деньги»,
«Эксперт», «Компании и рынки» и др.

35. Газеты «Известия», «Коммерсант», «Экономика и жизнь» и др.

36. Интернет-ресурсы, включая сайты электронной библиотеки МЭСИ: www.ibc.mesi.ru www . nber . org

www.hse.ru