Главная              Рефераты - Разное

Проблемы уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела - реферат

Тема: Проблемы уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела


Содержание

Введение…………………………………………………………………………............3-4

Основная часть

1. Понятие и признаки контрабанды………………………...……………………….5-10

2. Уголовная ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела………………………………………………………………..…..11-17

2.1 Ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела по уголовному законодательству РФ.........................................................................11-14

2.2 Особенности наказания за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела ……………………………………………..………………..........15-17

Заключение…………………………………………………………………………...18-20

Список использованных источников……………………………………………….21-22


Введение

Переход Российской Федерации к новым политическим и экономическим отношениям выявляет многочисленные негативные явления, следствием которых является значительный рост уголовных и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. В 2006г. выявлено и пресечено 272619 преступлений и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. Наряду с экономическими трудностями, отсутствием необходимого опыта в развитии рыночных отношений одним из условий распространения этих тенденций послужила правовая неразвитость вопросов контрабанды в законодательстве, регулирующем внешнеэкономические отношения. Эти обстоятельства привлекают внимание юристов правоохранительных органов, направляя их деятельность как на усиление борьбы с различного рода посягательствами на нормальную внешнеэкономическую деятельность (контрабанда, таможенные преступления, административные таможенные правонарушения), так и на совершенствование законодательства в этой сфере. Данная тема курсовой работы весьма актуальна на сегодняшний момент, поскольку анализ современной практики борьбы с контрабандой свидетельствует о том, что сотрудники органов дознания и предварительного следствия, в компетенцию которых входит осуществление этой деятельности, испытывают трудности при квалификации указанных выше правонарушений. Основные причины этого: неуверенное владение нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного права, ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок, правила и условия осуществления внешнеэкономической деятельности; невнимание руководителей органов дознания и предварительного следствия к восполнению опыта использования этих и иных знаний для рассмотрения оперативных и следственных ситуаций. Одно из направлений успешного решения этой проблемы – дальнейшая разработка научно обоснованной квалификации контрабанды и таможенных правонарушений, четкое определение способов выявления и раскрытия таких правонарушений. Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области исследования контрабанды разрабатывались известными учеными. Следует выделить работы А.З. Игнатюк, Ю.И. Сучкова, Г.П. Качкиной, И.Ф. Герасимов, О.В. Танкевича и многих других. Труды этих и других авторов являются теоретической базой данного исследования. Целью исследования в курсовой работе является исследование проблем уголовной ответственности за контрабанду. Осуществление данной цели достигается путем решения следующих задач: 1. рассмотрение самого понятия контрабанды; 2. рассмотрение особенностей ответственности за контрабанду:

- ответственность за контрабанду, предусмотренная уголовным законодательством РФ,

- особенности наказания за контрабанду.

При написании данной работы использовались теоретические методы изучения законодательных основ и практики применения уголовного законодательства РФ.

Курсовая работа не содержит исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с определением ответственности за контрабанду. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого правового института.


1. Понятие и признаки контрабанды

Понятие "контрабанда" произошло от итальянского contra - против, bando – правительственный указ[1] . В настоящее время общественная опасность рассматриваемого преступного посягательства особенно возрастает. Это связано с тем, что контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения и должностные преступления. Выявленные факты контрабанды ядерных, радиоактивных и других веществ и материалов в условиях, когда террористические и экстремистские проявления достигли своего апогея, свидетельствуют об угрозе общественной безопасности не только для отдельных государств, но и всему мировому сообществу. Именно поэтому борьба с контрабандой наряду с происходящими процессами интеграции должна стать приоритетным направлением в совместной деятельности правоохранительных органов всех цивилизованных государств[2] .

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.

Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.

Непосредственным объектом контрабанды являются общественные отношения, обеспечивающие интересы хозяйства в сфере финансов в части формирования бюджета от сбора таможенных платежей[3] . Объекту данного преступления во всех случаях причиняется вред в виде упущенной выгоды вследствие неуплаты таможенных платежей за перемещение через таможенную границу РФ товаров и иных предметов и соответственно непоступления сумм указанных платежей в бюджет.[4]

Основным признаком преступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ.

В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса РФ[5] территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 2 Таможенного кодекса РФ.[6]

Перемещение через таможенную границу РФ – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ фактическое пересечение таможенной границы РФ; при ввозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и свободные склады, подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары и транспортные средства[7] .

Преступлением, предусмотренным ст. 188 УК РФ[8] , признается хотя бы одно из следующих действий:

1) перемещение через таможенную границу совершенное помимо таможенного контроля;

2) перемещение через таможенную границу совершенное с сокрытием от таможенного контроля;

3) перемещение через таможенную границу совершенное с обманным использованием документов;

4) перемещение через таможенную границу совершенное с обманным использованием средств таможенной идентификации;

5) перемещение через таможенную границу сопряженное с недекларированием;

6) перемещение через таможенную границу сопряженное с недостоверным декларированием.

Под контрабандой следует понимать незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме. Таково определение понятия контрабанды профессора юридических наук А.В. Вакуленко[9] .

В данном понятии упущены некоторые значимые нюансы. Для их определения необходимо сравнить данное понятие с понятием, содержащимся в Уголовном кодексе РФ.

В соответствии со ст.188 УК РФ, контрабанда – есть перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

В определении автора упущена очень важная характеристика предмета преступления – перемещение товара через границу в крупном размере. Также сокрытие от таможенного контроля, обманное использование документов или средств таможенной идентификации, недекларирование или недостоверное декларирование соотнесено автором под одну формулировку – любая скрытая форма. Данное соотнесение также может быть формально ошибочным и вызывать много вопросов по уточнению содержания данного понятия.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство РФ о контрабанде состоит из следующих нормативно-правовых актов: Таможенный кодекс РФ от 25.05.2003 №61-ФЗ, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ[10] . Исходя из объективной стороны преступления и предмета контрабанды, можно сформулировать следующее понятие. Контрабанда – перемещение в крупном размере (свыше 250 тыс. руб.) через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия; боеприпасов ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения; материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки; иного вооружения, иной военной техники, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием[11] .

Состав контрабанды характеризуется крупным размером – свыше 250 тыс. рублей, предметными и субъектными признаками данного преступления.

Предметом неквалифицированного вида контрабанды (ч.1 ст.188 УК РФ) являются товары и иные предметы[12] .

Некоторые предметы, не являющиеся товарами и поэтому не имеющие цены, могут признаваться предметом данного преступления, если их денежная оценка (стоимость) может быть установлена с помощью соответствующей экспертизы, например антикварные вещи, не относящиеся к категории культурных ценностей. Такой вывод следует из п.3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978г. № 2 "О судебной практике по делам о контрабанде"[13] . Поэтому нельзя признать правомерным утверждение некоторых авторов о том, что к иным предметам относятся, например, документы, не являющиеся имуществом.

Не является предметом контрабанды печатная, фото-, кинопродукция антигосударственного содержания, то сеть содержащая призывы к насильственному изменению конституционного строя, также направленная на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Однако, если незаконное перемещение через таможенную границу произведений соответствующего содержания производится в коммерческих целях, содеянное образует состав контрабанды.

Предметом контрабанды не может выступать информация (научно-технического, военного, иного характера), если она зафиксирована на тех или иных материальных носителях – письменных документах, чертежах, фотографиях, аудио-, видеокассетах, дискетах, в том числе такая, которая может служить для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, при отсутствии признаков преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.ст.275, 276 УК РФ) образует состав преступления ст.189 УК РФ[14] .


2 . Уголовная ответственность за контрабанду

и иные преступления в сфере таможенного дела

2.1. Ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела по уголовному законодательству РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом регулирующим ответственность и наказание за совершение контрабанды является Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63ФЗ.

Анализируя ст.188 УК РФ, а также Таможенный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а точнее – охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу России[15] .

В этом случае за рамками состава контрабанды остаются факты транзитного перемещения через таможенную территорию Российской Федерации наркотиков, оружия и других товаров, что недопустимо.

Статья 188 Уголовного кодекса РФ устанавливает в качестве обязательного признака контрабанды, такие способы совершения данного преступления, как:

1. совершение перевоза товара помимо таможенного контроля;

2. сокрытие от таможенного контроля;

3. обманное использование документов;

4. обманное использование средств таможенной идентификации;

5. недекларирование;

6. недостоверное декларирование.

Пример надлежащего декларирования можно проследить на образце договора таможенного брокера. Только соблюдение всех подпунктов договора может демонстрировать надлежащее исполнение всех своих обязанностей брокером.

К уголовной ответственности за совершение контрабанды как преступления может быть призвано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Субъектом контрабанды могут являться граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

Также уголовный закон предусматривает в качестве отягчающих обстоятельств: совершение контрабанды а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РФ дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем. При совершении контрабанды, предусмотренной ч.1 ст.188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда.

Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы контрабанда была совершена (ч.3 ст.188 УК РФ):

a) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

b) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

Каждое из действий, составляющих контрабанду, влекущих привлечение субъекта преступления к уголовной ответственности, являются самостоятельными и совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля[16] .

По общим правилам определения стадии окончания преступления при ввозе предметов контрабанды через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства[17] .

Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду. Сторонники данной позиции исходят также из того, что согласно разъяснению в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.78 № 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" это преступление следует считать оконченным с момента фактического незаконного перемещения товаров через таможенную границу[18] .

Однако, в соответствии с Таможенным кодексом РФ, перемещением через таможенную границу товаров или иных предметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы.

Поскольку признак контрабанды "перемещение через таможенную границу" носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация. В данном случае, дополнение законодательства стало бы еще одним «шагом» на пути к реализации эффективной борьбы с контрабандой.

Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия «перемещение через таможенную границу» применительно к уголовно – правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему.[19] Этот вывод не противоречит положениям Таможенного кодекса РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ответственность за контрабанду по уголовному законодательству РФ характеризуется важным признаком субъективной стороны преступления – виной в форме прямого умысла. Таким образом, если вина в форме прямого умысла не доказана, лицо не может быть привлечено к ответственности.


2.2 Особенности наказания за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела

Уголовным кодексом РФ статьей 188 УК РФ предусмотрено наказание за совершение контрабанды, то есть за перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Данное наказание провозглашается ст.188 УК РФ в качестве:

- штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или

- штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет

- либо лишение свободы на срок до пяти лет. В данной статье перечисляются следующие признаки таможенного преступления – контрабанды, отягчающие (увеличивающие размер) наказания: перемещение через таможенную границу Российской Федерации

1. наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов,

2. инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ,

3. сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ,

4. радиационных источников,

5. ядерных материалов,

6. огнестрельного оружия,

7. взрывных устройств,

8. боеприпасов,

9. оружия массового поражения, средств его доставки,

10. иного вооружения,

11. иной военной техники,

12. материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации,

13. стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

При совершении преступления контрабанды с данными признаками, преступник наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового[20] . При совершении преступления контрабанды с данными признаками организованной группой наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Совершение контрабанды: а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо без такового.

Таким образом, общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо сознает, что незаконно, то есть с нарушением специального таможенного контроля и установлен­ного порядка таможенного оформления, вывозит с таможенной территории России за ее пределы технологии, научно-техничес­кую информацию либо оказывает услуги зарубежным производителям, сознает, что они могут быть использованы при создании оружия массового поражения либо средств его доставки, либо вооружения и военной техники и желает совершить эти действия. Мотивы и цели у виновного при этом могут быть любые.

Наказание за незаконный экспорт альтернативное: либо в виде штрафа от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Заключение

Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.

Основным признаком преступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ.

Предметом контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ. Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие объекты материального мира, стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продукты интеллектуальной собственности – рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.д. Не является предметом контрабанды печатная, фото- кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных материальных носителях.

Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества являются особым предметом квалифицированного вида контрабанды.

Контрабанда имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы РФ, не повторяющийся в иных составах, предусмотренных УК РФ.

Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФ и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.

В ч.3 ст.188 УК РФ предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины только в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объективная сторона любого преступления представляет собой характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий и причинно-следственной связи между ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.

Контрабанда совершается одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием.

Состав контрабанды формальный, не требующий наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) и с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при въезде).

В ст.188 УК РФ предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Таким образом, контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

В заключение рассматриваемого вопроса можно отметить, что в современных условиях назрела необходимость привлечения более пристального внимания мирового сообщества к проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в разработке эффективных мер борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный договор, в котором давалось бы общее определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны общие подходы государств к борьбе с данным преступлением в сфере таможенного оборота.


Список использованных источников

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25.05.2003 №61-ФЗ (с изменениями на 10 июля 2007)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (с изменениями на 21 июля 2005)

3. ФЗ РФ №183 от 18.07.1999 «Об экспортном контроле» (с изменениями от 18.07.2005 №90-ФЗ)

4. ФЗ РФ №4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 02.11.2004 №127-ФЗ)

5. Постановление правительства от 30.06.1998 №681 (в ред. от 17.11.2004)

6. Постановление правительства РФ от 11.10.1997г. №1298 «Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»

7. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» (с изменениями от 5 сентября 1978 г., 6 декабря 1979 г.) // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986. –М., 2000.

8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.02 № 5 "О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 5, 2002

9. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью Йорк 30 марта 1961г.) (с изменениями от 25 марта 1972)

10. ПККН МЗ РФ: Протокол от 10.07.2001 №3/81-2001

11. Абдурахманов З.М. Отграничение состава преступления уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды // Российский следователь. 2002. №4.

12. Арендаренко А.В., Батюкова В.Е. Комментарий к уголовному кодексу РФ (постатейный). –М., 2006. –С. 494-495.

13. Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда. – СПб., 2002. –С. 116.

14. Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве./ Закон и право. 2006. №9. С.51

15. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности.. – М., 1998. С. 274.

16. Диканова Т. Борьба с таможенными преступлениями // Законность. 2007. №4.

17. Качкина Г.П. Специфика расследования дел о контрабанде //Таможенная политика на Дальнем Востоке. 1998. №2.

18. Коземаслов Д.В. Ответственность за контрабанду, совершенную под котролем таможенных органов // Российский юридический журнал. 2002. №4.

19. Кравцов Р.В. Проблема определения момента окончания контрабанды // Сибирский юридический Вестник. 2006. №2.

20. Кузнецов А.П. Уголовно-правовая квалификация контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения // Следователь. 2001. №6.

21. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2005. – С.508.

22. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. –М., 1997. – С. 31.

23. Никулин С.И. Комментарий к УК РФ. – М., 1996. – С. 123.

24. Потяева А.М. Контрабанда и борьба с ней. – М., 2000. –С. 145.

25. Словарь иностранных слов. – М, 1987. – С. 734.

26. Сучков Ю.И. Калининградские проблемы квалификации контрабанды // Российская юстиция. 1996. №9.

27. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М., 1999. – С. 211.

28. Трусов К.Ю. Статья 188 УК нуждается в корректировке // Законность. 2005. № 5.


[1] Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1997. – С. 31.

[2] Потяева А.М. Контрабанда и борьба с ней. – М., 2000. –С. 145.

[3] Абдурахманов З.М. Отграничение состава преступления уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды //Российский следователь. 2002. №4.

[4] Коземаслов Д.В. Ответственность за контрабанду, совершенную под котролем таможенных органов // Российский юридический журнал. 2002. №4.

[5] Таможенный кодекс РФ от 25.05.2003 №61-ФЗ

[6] Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2005. – С.508.

[7] Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда. –СПб., 2002. –С.116.

[8] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (с изменениями от 21.07.2005)

[9] Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве./ Закон и право. 2006. №9. С.51

[10] Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М., 1999. – С. 211.

[11] Арендаренко А.В., Батюкова В.Е. Комментарий к уголовному кодексу РФ (постатейный). –М., 2006. –С. 494-495.

[12] Качкина Г.П. Специфика расследования дел о контрабанде //Таможенная политика на Дальнем Востоке. 1998. №2.

[13] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. № 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" (с изменениями от 5 сентября 1978 г., 6 декабря 1979 г.) // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986.

[14] Кузнецов А.П. Уголовно-правовая квалификация контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения // Следователь. 2001. №6.

[15] Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности.. – М., 1998. С. 274.

[16] Качкина Г.П. Специфика рсследования дел о контрабанде // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 1998. №2.

[17] Кравцов Р.В. Проблема определения момента окончания контрабанды // Сибирский юридический Вестник. 2006. №2.

[18] О судебной практике по делам о контрабанде: постановление Пленума Верховного суда СССР от 03 февраля 1978г. // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. – М., 2000.

[19] Никулин С.И. Комментарий к УК РФ. – М., 1996. – С. 123.

[20]