Главная              Рефераты - Разное

Называется «С. А. Есенин и революция» - реферат

С.А. Есенин и революция

Содержание

Введение

Глава 1. С.А. Есенин и Октябрьская революция

Глава 2. Особенности творчества С.А. Есенина в первые годы революции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема реферата называется «С.А. Есенин и революция»

Актуальность тематики состоит понимании необходимости изучения не только знаменательных творений русской художественной литературы и поэзии, но также и стремлении выяснить каких ценностных воззрений придерживались те или иных представители отдельных эпох.

Особое место в данном отношении занимает личность русского поэта С.А. Есенина, творчество которого уникально и неповторимо как по своему жанровому своеобразию, так и по особенностям его понимания в разные периоды.

Не менее значимым аспектом является выяснение отношения С.А. Есенина к переломному моменту в российской истории XX столетия – Октябрьской революции. При этом важно выяснить, почему отношение С.А. Есенина к Октябрьской революции складывалось именно так, и не иначе, что способствовало формированию у С.А. Есенина данных воззрений и ряд иных аспектов.

Глава 1. С.А. Есенин и Октябрьская революция

Обозревая дореволюционное творчество Есенина, видишь, что оно в своем идейном содержании ещё не поднималось над общим уровнем демократической, окрашенной крестьянскими мотивами поэзии. И хотя в дооктябрьские годы Есенин создал немало истинно человеческих, глубоких, прекрасных по своим художественным достоинствам стихов, но того Есенина, которого любит читатель, еще не существо­вало.[1]

Такой Есенин – и ласкающий душу и захватывающий ее своей искренностью, драматизмом своей лирики, ярко­стью своих художественных образов, — такой Есенин сло­жился только в горниле Октябрьской социалисти­ческой революции, в кипении первых пооктябрьских лет. И хотя Октябрь с неотразимой силой обнажил все идейно отсталое и даже реакционное, что порой питало поэтический талант Есенина, что направляло его воображение назад, к образам далекой старины, тем не менее именно пролетар­ская революция рабочих и крестьян решительно повернула на новую дорогу все его развитие.

Революция дала Есенину возможность по-новому ощутить свою связь с народом, дала Есенину новую, социальную тематику, дала более глубокое понимание самого себя и, что важнее всего, дала возмож­ность понять и почувствовать правду идеалов того общества, которое строили В.И. Ленин, коммунистическая партия и пошедшие за ними передовые слои народа.

Прав был Есенин, заявивший, что если бы не Октябрьская революция, то он бы так и «засох на никому не нужной религиозной символике».[2] Для Есенина не стоял вопрос — принимать или не при­нимать революцию? Он встретил революционные события, по свидетельству одного из его тогдашних друзей — поэта П. Орешина, «восторженно». В дни февральской революции мы видим Есенина на улицах Петрограда.

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.[3]

Такими словами встречал Есенин красные флаги на улицах.

Для того новокрестьянского, неонароднического крыла в литературе, к которому он примкнул, февральская буржу­азно-демократическая революция открывала заманчивые перспективы возрождения мелкособственнической деревен­ской Руси.

Октябрьскую социалистическую революцию Есенин при­нял, по его собственному признанию, с «крестьянским укло­ном».[4] На первых порах он попадает под влияние левых эсе­ров, даже вступает в их боевую дружину, хотя формально и не состоит в эсеровской партии. Та огромная, полная про­тиворечий революционная ломка, которая происходила в стране, отразилась и в поэзии Есенина.

В ней нашли себе место и радость освобождения, и боль непонимания, и муки прощания с прошлым, и огромный подъем народного само­сознания — словом, все то, что отражало настроения много­миллионных масс крестьянства в период перехода от бур­жуазно-демократической к социалистической революции.

То великое и героическое, что творили в те годы передовые люди из народа в борьбе за Советскую власть, хотя и про­шло цепью образов и картин во многих его произведениях, однако не стало главным содержанием его творчества. Вот почему Есенин писал в «Руси уходящей»: «Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею».[5]

В вопросе об отношении Есенина к Октябрьской социа­листической революции следует различать две стороны. Одно дело — политическое признание Советской власти, со­чувствие революции, другое дело — действительное осозна­ние сущности пролетарской революции. Осознание сущности пролетарской революции, понимание политики ленинской партии, характера классовой борьбы, философии историче­ского материализма — все это предполагало весьма высокий уровень идейного развития, который в те годы был присущ лишь наиболее передовым писателям.[6]

История советской литературы, однако, начинается с то­го, как целый ряд писателей дореволюционного поколения политически перешли на платформу Советской власти. И хотя большинство из них в те годы до конца не понимали сущности пролетарской революции (как А. Блок, В. Брюсов, В. Вересаев и многие другие), но все они вступили в полосу идейного перевоспитания, переосмысления и своей позиции, и жизни, и своего творчества. Именно то же самое произо­шло и с Есениным.

Октябрьская революция прежде всего по-новому заста­вила зазвучать патриотическую тему Есенина, вызвав при­лив любви к родному народу, совершившему великий подвиг своего освобождения. Поэт с презрением говорит о лагере врагов революции, называя его «белым стадом горилл». В поэме «Иорданская голубица» Есенин славит «отчалившую Русь», которая взлетела, подобно лебедю, высоко в небо.

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина.

Я — большевик.[7]

В этих строках, которые так нравились В. Маяковскому, выразилась стихийная радость миллионов крестьян, воспря­нувших после Октябрьской революции, пошедших за больше­виками и начавших в 1917 году дележ помещичьих земель.

Но если присмотреться поближе к есенинским стихам и поэмам 1917—1919 годов, являвшимся откликом на собы­тия и февральской и Октябрьской революции («О Русь, взмахни крылами...», «Товарищ», «Певущий зов», «Преобра­жение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голу­бица», «Небесный барабанщик», «Пантократор» и др.), то мы увидим, как в этих произведениях самым противоречивым образом сплетаются вещи совершенно противоположные. С одной стороны, восторженное отношение к революции, хвала и воспевание ее в ярких образах:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.[8]

А с другой сторрны, этот «красный конь» в представле­ниях поэта «везет» народную жизнь к древним временам патриархального бытия. Но эти мечты о патриархальном социализме в то же время у Есенина уживаются с величай­шей симпатией именно к пролетарской революции.

Весьма характерна для понимания идейно-политического мира Есенина поэма «Инония». Она начинается в форме страстной пророческой речи, отвергающей старую веру па­триархальной Руси. Поэт грозится выщипать богу бороду, а с Христа снять штаны. Он изображает себя сказочным народ­ным богатырем или новым творцом, который может в снеж-норогие полюсы впиться «клещами рук», придавить коленом экватор и всю землю-матерь разломить, как золотой калач. Эти неожиданные образы создают впечатление, что все со­шло со своих осей, все перемешалось, все движется к некоей утопической стране Инония, где на крылечке хаты сидит «старушка мать» и играет с лучом солнца, которое словно кошка «тянет клубок к себе».

Конечно, в небольших поэмах этого времени («Инония», «Пантократор», «Сельский часослов», «Преображение») Есе­нин в высшей степени наивен как социальный мечтатель, со­вершенно не понимающий сущности пролетарской революции, ее задач и идеалов. Но Есенин значителен и в высшей сте­пени оригинален как художник, который с глубокой внутрен­ней правдивостью отразил мечтания патриархального кресть­янства в годы величайшего в мире социального переворота.

Обращает на себя внимание усиление во всех этих стихах библейских образов, библейского словаря. Они лишь форма, «одежда» чисто земных помыслов. Такое обращение к библейской поэтике для выражения эпического размаха со­бытий было в некотором смысле общей чертой поэзии тех лет. Мы это встречаем у В. Маяковского («Мистерия-буфф»), у Де­мьяна Бедного («Земля обетованная» и др.), у большинства пролеткультовских поэтов.[9]

Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. От чудесных стихов о «стране березового ситца», шири степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий поэта о судьбах России каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чув­ством безграничной любви к родине. Давно стали крыла­тыми есенинские строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».[10]

От Руси полевой, патриархальной, уходящей в про­шлое, от России, ввергнутой царизмом в пучину мировой войны, к России, преображенной революцией, России ленинской, Советской — таков исторический путь, прой­денный поэтом вместе со своей Родиной, со своим народом.

Все, что свершалось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо в прошлой истории народов. «Сегодня пересматривается миров осно­ва»,— утверждал Владимир Маяковский. «Революционный держите шаг!» — призывал сынов восставшей России Александр Блок. Великие перемены в жизни России пред­чувствовал и Сергей Есенин:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли...

Мы радугу тебе — дугой,

Полярный круг — на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.[11]

Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. «Не будь революции,— писал позже поэт,— я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной симво- лике». Правда, на первых порах революционная тема ре­шалась Есениным своеобразно. Новый мир предстает в его стихах еще либо в виде утопических картин мужиц­кого рая на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество живых» и господствует «революционная» вера.

Главное в этих произведениях — осознание своей силы, свободы, которую и поэту, и крестьянской Руси принес Октябрь;

Новый на кобыле

Едет к миру Спас.

Наша вера — в силе.

Наша правда — в нас![12]

Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, отмечал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем...» В своем «Небесном барабанщике» Есенин восторженно провозглашает:

Да здравствует революция

На земле и на небесах![13]

Глава 2. Особенности творчества С.А. Есенина

в первые годы революции

В 1918 году, после переезда Есенина в Москву, начи­нается для него новый период. Сначала он сближается с Пролеткультом и даже одно время живет в доме Пролет­культа (ныне Дом дружбы на улице Калинина). Он пишет сценарий «Зовущие зори» в соавторстве с М. Герасимовым, С. Клычковым, Н. Павлович, затем организует издательство «Московская трудовая артель художников слова». Есенин весь в начинаниях и проектах. В эти годы он уже извест­ный, признанный поэт, на его вечера ломится молодежь.[14]

Есенин чувствовал: о России, преображенной Октяб­рем, нельзя петь по-старому. «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Ките­жем... Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застыв­шего рисунка старообрядчества», — писал Есенин поэту Александру Ширяевцу.

Жизнь революционной Руси становилась все напря­женней: не угасал огонь гражданской войны; Терзали стра­ну интервенты; разруха и голод делали свое черное дело.

Наперекор всем трудностям, в ожесточенной схватке с врагом прокладывал пролетариат России дорогу в социа­листическое будущее. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился наиболее ощутимо «кресть­янский уклон» Есенина. «В годы революции,— писал поэт позднее в автобиографии,— был всецело на стороне Октяб­ря, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Этот «крестьянский уклон» явился не только выражением субъективных сторон мировоззрения поэта. Прежде всего, в произведениях, во взглядах Есенина нашли свое отра­жение реальные, конкретные противоречия, характерные для русского крестьянства в период революции.

Суровые будни военного коммунизма потребовали же­лезной дисцицлины: введения продразверстки, трудовой повинности; потребовали подчинения всей жизни страны единой цели — победить врага.

Трудно тогда было многим сразу осмыслить этот исто­рически неизбежный крутой поворот в жизни революцион­ной России. В это тяжелое, но озаренное революцией время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни»:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.[15]

Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить в то время на него было поэту нелегко. Тогда-то и рухнули утопические мечты поэта о «граде Инонии, где живет божество живых». Он слагает свой «Сорокоуст»:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.[16]

Вслушайтесь, какая боль звучит в трагедийной песне поэта о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревне, тревога за будущее России.

Ход времени неумолим. Поэт это чувствует. Разве можно забыть есенинского «красногривого жеребенка»:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?[17]

Все глуше слышны теперь раскаты буслаевской му­жицкой удали, мятежного набата, еще так недавно разда­вавшихся в стихах поэта. Все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.[18]

Сердце поэта гложет сомнение — сможет ли он петь по-новому? А если нет? Если «новый с поля придет поэт» и его «будут юноши петь» и «старцы слушать»?

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.[19]

Речь здесь идет, конечно же, не о физической смерти поэта, а о неизбежной, как тогда казалось Есенину, гибе­ли стихов «последнего поэта деревни» под беспощадной пятой «железного гостя» — города.

В годы революции идейное и художественное развитие поэта сдерживалось еще и чужеродными влияниями на его творчество, особенно начиная с 1919 года, эстетской литературной группы имажинистов.

В первые годы революции Есенин проявляет особый интерес к выявлению природы художественного образа, отношению поэзии к жизни и другим эстетическим проб­лемам.

Сближаясь с имажинистами, Есенин поначалу считал, что его эстетические принципы близки их творческим устремлениям. На самом же деле формалистическое творче­ство имажинистов было глубоко чуждо есенинской поэзии. И Есенин довольно скоро это почувствовал. «Собратьям моим кажется,— писал он весной 1921 года об имажинис­тах,— что искусство существует только как искусство... Но, да простят мне мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком не серьезный... У со­братьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова...».[20]

Однако не будучи в силах свернуть Есенина с реали­стического пути в поэзии, имажинисты порой все же уводили его на свои извилистые литературные про­селки.

Трагическая тема человека, чуждого по духу деклассированной богеме и стремящегося вырваться из ее цеп­ких лап, взволнованно раскрывается Есениным в ряде стихотворений «Москвы кабацкой»:

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет!»[21]

Вместе с тем поэт стремится познать смысл происхо­дящего в жизни, окружающей его:

О, если б прорасти глазами,

Как эти листья, в глубину.[22]

Порой, в трудные для него дни, художник, чтобы лучше понять настоящее, обращается к тем событиям прошлого, которые, как ему кажется, чем-то созвучны его времени. Так появляется есенинский «Пугачев». Но и прошлое не «врачует» сердце поэта, а, наоборот, усили­вает сомнения. Неужели опять все, как во времена Пуга­чева, обернется для крестьянской Руси новой трагедией, поражением восстания?

А казалось... казалось еще вчера...

Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...[23]

Максим Горький, которому Есенин читал «Пугачева» во время встречи в Берлине, вспоминал позднее: «Взвол­новал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось».

И вся эта сложная гамма чувств поэзии Есенина про­никнута любовью к родине, которая всегда томила, мучила и жгла чистую душу поэта:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..[24]

Историей был дан России один-единственный путь ре­шения «крестьянского вопроса» — путь социалистический. Принимая его умом, Есенин чувствовал сердцем, что стать на него Руси крестьянской будет не так легко и просто. Отсюда порой мучительные раздумья Есенина о будущем деревни:-

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.[25]

И не эта ли обжигающая сердце правда чувств осо­бенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлин­ное величие поэта.

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России; это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких реалистических произ­ведениях сказать свое слово о главных событиях своей эпохи.

Поэзия Есенина в высшей степени драматична и прав­дива, она полна острых конфликтов, глубоких, порой, ка­залось бы, неодолимых противоречий.

Было время, когда противоречия во взглядах и твор­честве Есенина часто объясняли лишь «раздвоенностью» его личности, индивидуальными чертами характера. Одна­ко эти противоречия являлись глубоким и серьезным от­ражением в его душе действительных явлений жизни. Они были источником движения его поэзии.

Определяющими факторами в преодолении поэтом этих противоречий явились те огромные революционные изменения и социальные сдвиги, которые происходили на родине поэта. Русь Советская залечивала раны войны и разрухи. Повсюду были видны приметы новой жизни. Многие из противоречий, которые еще недавно казались Есенину неразрешимыми, отошли в прошлое, стали исто­рией.

По-иному взглянуть на мир и события в стране Есени­ну помогла и его поездка в Европу и Америку. «Только за границей,— говорил Есенин,— я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного ме­щанства».[26]

Есенин радуется добрым переменам, которые происхо­дили в жизни русского крестьянства. «Знаешь,— расска­зывал он одному из друзей,— я сейчас из деревни... А все Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нем, а?» Поэт обращается в сти­хах к тому, кто «мощным словом повел нас всех к исто­кам новым».

В «Стансах» он утверждает:

Я вижу все

И ясно понимаю,

Что эра новая —

Не фунт изюма вам,

Что имя Ленина

Шумит, как ветр, по краю,

Давая мыслям ход,

Как мельничным крылам.[27]

Поняв умом великую правду Ленина, поэт ещё пристальнее вглядывается в кипение жизни, стремясь, но его словам, «постигнуть в каждом миге Коммуной вздыб­ленную Русь».

Заключение

Подведем итог вышесказанному.

Объективно С.А. Есенин Октябрьскую революцию – принял. Принял такой, как она есть, со всеми ее плюсами и минусами, ломкой старых ценностных устоев, и выстраиванию модели новой – советской системы ценностных воззрений на очень длительны десятилетия.

В то же время считаем необходимым отметить некоторую степень наивности взглядов поэта в оценки происходящих на тот период социально-политических процессах в нашей стране. При декларировании тех принципов, которые несла собой революция, мы расцениваем ее как общенациональную катастрофу – не в силу какого-то ее идеологического понимания, а просто в силу того – что любая революция, по сути, катастрофа, отбрасывающая страну назад в своем развитии.

С.А. Есенин, прокламируя в своих стихах революционной пору заданные ценности, поддавался общей волне писателей и поэтов, живших и творивших в то время.

Однако никакие взгляды поэта на революционные события ни в коем случае не могут перекрыть нам силу и красоту его поэтического дара и таланта, остающегося интересным и актуальным для нас и сегодня.

Список использованной литературы

1. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб.: Институт печати, 2005. – 352 с.

2. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – 192 с.

3. Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – 416 с.

4. Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – 366 с.

5. История отечественной литературы XX в.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб: СпецЛит, 2005. – 379 с.


[1] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 14.

[2] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 143.

[3] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 44.

[4] Там же. С. 14.

[5] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 185.

[6] История отечественной литературы XX в.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб: СпецЛит, 2005. – С. 164.

[7] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 38.

[8] Там же. С. 41.

[9] Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб.: Институт печати, 2005. – С. 189.

[10] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 53.

[11] Там же. С. 59.

[12] Там же. С. 64.

[13] Там же. С. 77.

[14] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 157.

[15] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 195.

[16] Там же. С. 198.

[17] Там же. С. 137.

[18] Там же. С. 145.

[19] Там же. С. 176.

[20] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 162.

[21] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. С. 178.

[22] Там же. С. 192.

[23] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 79.

[24] Там же. С. 82.

[25] Там же. С. 88.

[26] Там же. С. 17.

[27] Там же. С. 92.