Главная              Рефераты - Разное

«Применение информационных технологий в региональной прессе» - реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий
»

Магистрантка

кафедры истории журналистики и

литературы

Института журналистики

Янченко Надежда Алексеевна

Руководители:

профессор Слука Олег Георгиевич,

старший преподаватель

Кожич Павел Павлович

Минск – 2008 г.

Оглавление

Оглавление. 2

Реферат на тему «Применение информационных технологий в региональной прессе». 3

Введение. 3

Глава 1 Обзор литературы. 4

Глава 2 Методика исследования. 6

Глава 3 Использование компьютерных программ для верстки региональных изданий. 6

3.1 Функциональные возможности программы Adobe PageMaker 7

3.2 Основные характеристики программы QuarkXPress. 13

3.3 Главные преимущества программы Adobe InDesign. 18

Глава 4 Обсуждение результатов. 20

Заключение. 24

Список литературы к реферату. 25

Предметный указатель к реферату. 28

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 29

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка). 31

Граф научных интересов. 32

Презентация магистерской диссертации. 33

Список литературы к выпускной работе. 34

Приложение 1. 35

Реферат на тему «Применение информационных технологий в региональной прессе»

Введение

На современном этапе, когда система СМИ Беларуси обрела предметные очертания, все типы печатных и аудиовизуальных средств нуждаются в оптимальном распределении «ролей» в соответствии с типологическими особенностями и функциональными возможностями. Важнейшее место в реализации государственной программы информационной политики занимает региональная печать, как один из институтов, удовлетворяющий повседневные информационные запросы общества.

«В Республике Беларусь зарегистрировано 138 государственных изданий, учредителями которых выступают областные, городские и районные исполнительные комитеты и Советы депутатов такого же уровня. Из них – 10 областных, 10 городских и 118 районных и объединённых газет. Общий разовый тираж этих изданий составляет 826,5 тыс. экземпляров. Количество подписчиков достигло 714 тысяч» [30].

Сегодня региональная пресса является одним из самых значительных сегментов информационного пространства республики. Социологические исследования свидетельствуют, что по популярности у населения районов региональные газеты занимают второе место после телевидения и опережают республиканскую и российскую прессу [12]. Узнаваемость информации, которая публикуется на станицах региональных газет, широкая контактность читательской и авторской аудитории, близость газеты с читателями, их непосредственное взаимодействие, мобильность информационно-публицистического процесса создают такой эффект функциональных возможностей газеты региона, будто она адресована одновременно многотысячной аудитории и каждому в отдельности читателю.

Но вместе с тем, этот столь важный объект медиапространства не достаточно хорошо изучен. Сравнительно недавно журналисты-теоретики и практические работники редакций обратились к анализу своих изданий, их тематическому и жанровому наполнению; начали изучение информационных предпочтений читательской аудитории, перспектив развития региональных СМИ (районных, областных и многотиражных газет и их интернет-версий, местного радио- и телевещания); обратили особое внимание на дизайн современных изданий.

Ведь, безусловно, первое и нередко самое сильное впечатление на читателя производит внешний вид издания, его дизайн. Поэтому мастерство оформления газеты имеет большое значение, особенно при наличии изданий, конкурирующих между собой.

Газетный дизайн — не застывшая категория. Он развивается и совершенствуется в контексте общего развития эстетики. Революционный скачок произошел с внедрением в производство и оформление газет компьютерных технологий. В практике появилось новое понятие — «компьютерный дизайн». Электронные системы помогают весь разнообразный поток информации разместить на газетных полосах в соответствии с нормами логики и эстетики. Логика предусматривает учет текстовой, внутренней сути информационных сообщений и аналитических материалов. Эстетика диктует оформительский поиск[3].

Сложность в работе оформителей газеты обусловлена необходимостью освоения как специальных компьютерных технологий, типографской системы мер и шрифтов, полиграфических терминов, основ композиции газетной полосы, так и основ журналистики и публицистики. Без четкого понимания жанровой системы во всем ее многообразии невозможно правильно оформить газетные страницы и расставить полиграфическими выделительными средствами нужные акценты, соответствующие содержанию и значимости текстов.

Безусловная истина: в современном мире технический прогресс и развитие информационных технологий всё больше влияют на рынок средств массовой информации. Постоянно появляются новые механизмы и технологии по созданию, обработке и доставке контента потребителю [11]. Совершенствование и усложнение способов обработки информации, как и стремительный рост её объёмов, делает программные комплексы определяющими для СМИ.

Удобство, функциональность и скорость — основные критерии при выборе инструмента для вёрстки, предпечатной подготовки и производства. Дизайнеру или верстальщику нужно сделать непростой выбор, потому что ему проводить целый день перед экраном компьютера, готовя к выходу очередной номер газеты или журнала, постоянно используя выбранный им инструмент.

Глава 1 Обзор литературы.

Несмотря на возрастающую роль и значимость региональной прессы в современном информационном пространстве, ее функциональные ресурсы (потенциально присущие типологические возможности, которыми располагает определенный тип газет в выполнении своих функций) этот феномен медиасферы до сих пор недостаточно полно и глубоко исследован, раскрыт. По данной тематике написано небольшое количество научных публикаций и монографий, полезных учебных пособий и методических рекомендаций, необходимых редакторам региональных СМИ.

Недостаток соответствующей литературы в некоторой степени восполняет сборник материалов Республиканской научно-практической конференции «Рэгіянальная прэса: традыцыі, вопыт, перспектывы» (он, как правило, содержит тезисы докладов, которые в кратной, но содержательной форме излагают основные положения автора), ежегодные научные сборники «Журналістыка — 2001. Гістарычны вопыт, сучасная практыка», «Журналістыка — 2002», «Журналістыка — 2003», «Журналістыка — 2004», «Журналістыка — 2005. На скрыжаванні часу і прасторы», «Журналістыка — 2006. Тэорыя. Практыка. Творчасць», а также издание под авторством Русакевича В.В., Ананича Л.С. и Воробьева В.П. учебного пособия «Газета плюс радио. В помощь редакторам региональных СМИ».

Среди отчественных и российсских авторов, косвенно затрагивающих данную тематику, следует выделить Л. Белякову [5], С. Гуревича [10], Я. Засурского [34], Н. Нарынкевич [16;19], В. Касько [15], В. Свороба [16;17;18], А. Градюшко [20], а также корреспондентов российского издания «Журналист». Необходимым подспорьем для изучения тематического содержания региональных СМИ выступили законодательные и нормативные документы, способствующие реализации Государственной программы возрождения села на 2005-2010 годы: Программа развития бытового обслуживания населения в Минской области на 2006–2010 годы; Программа развития образования Минской области на 2006–2010 годы; Программа социально-экономического развития Минской области на 2006-2010 годы.

Сегодня существует большое количество книг (российских и зарубежных), самоучителей и учебных пособий, в которых подробно излагается суть различных компьютерных программ, которые применяются ведущими дизайнерами, издателями и полиграфистами всего мира для выпуска брошюр, журналов, книг, рекламных проспектов, каталогов, газет, упаковок товаров, годовых отчетов, открыток, информационных бюллетеней, флаеров и многого другого. Однако на данный момент, к сожалению, не существует конкретного издания, в котором бы рассматривались программы, предназначенные для вёрстки газет различных типов и уровней. Сегодня информационные технологии очень быстро развиваются, совершенствуются, и СМИ нужно не отставать от них, идти в ногу со временем. И не только рассказывать на страницах своих изданий об этих новшествах, но и применять их с пользой. Ведь без соответствующего имиджа, нужного оформления издание (особенно региональное) попросту может лишиться достоинств (функциональных возможностей), потерять свое «лицо» и стать незаметным. Особенно полезно будет рассмотреть арсенал информационных средств, которые помогут сделать газету лучше, интереснее и привлекательнее для читателя. При этом нужно помнить, что выбор оформительского направления зависит от типа издания, но есть и общее требование: внешний вид, т.е. форма, должен соответствовать содержанию. Бездумное манипулирование шрифтами, кеглями, линейками, концовками, модной вёрсткой дает отрицательный результат — читателю трудно ориентироваться в этой вычурной пестроте и выбирать нужную ему информацию.

Таким образом, объектом данного исследования выступает региональная пресса, как один из самых значительных сегментов информационного пространства республики. Предмет исследования заключается в том, чтобы определить влияние современных информационных и компьютерных технологий на деятельность региональной прессы, формирование ее имиджа.

Цель данной работы — определить оптимальные модели компьютерного оформления газетных номеров региональных СМИ. Поставленная цель реализовывалась путем решения следующих задач:

1. проанализировать функциональные ресурсы верстальной программы PageMaker ;

2. определить возможности верстальной программы QuarkXPress;

3. обозначить отличительные особенности верстальной программы Adobe InDesign;

4. провести сравнительный анализ данных компьютерных программ для вёрстки;

5. выработать рекомендации по компьютерному размещению и оформлению текстов на полосе;

Глава 2 Методика исследования.

Цели и задачи, поставленные при разработке темы исследования, характер рассматриваемой сферы журналистской деятельности обусловили и использование определенных исследовательских методов: осмысления совокупности объектов изучения, теоретического и эмпирического подхода при исследовании, метода сравнительного анализа приемов оформления региональных изданий, сопоставления и противопоставления теоретических концепций и эмпирики, системно-целостного подхода в работе.

Научная новизна и значимость полученных результатов заключается в том, что данная работа рассматривает функциональные возможности наиболее современных компьютерных программ для вёрстки газет. Особенно полезна она будет для технических работников и дизайнеров региональных СМИ, которые (данный тип прессы) уже сегодня занимают значительную нишу медиапространства.

Глава 3 Использование компьютерных программ для верстки региональных изданий.

Реализация функциональных ресурсов региональных СМИ во многом предопределяет отношение читателя к изданию, обуславливает социально-психологический механизм восприятия и усвоения текстов, а значит, и результативность. Вместе с тем, роль технических средств выразительности и компьютерного оформления стоит не на последнем месте. Газетно-издательский дизайн — это не только комплекс приемов по украшению газетных полос, но и в первую очередь средство для концентрации внимания читателей. Он должен быть таким, чтобы потребитель информации не тратил лишнее время на поиск нужных текстов. Любое оформление, отвлекающее внимание читателей, а значит, мешающее восприятию содержания, ведет к непродуктивной трате времени. Поэтому газетный дизайн должен быть рациональным, как и использование всех типографских и компьютерных элементов у опытного оформителя [3]. Функциональный дизайн диктует, чтобы каждый элемент выполнял работу наиболее эффективным способом, дизайнер всегда должен задаваться вопросом: какой вариант, в какое время и при каких обстоятельствах подходит для оформления газетной полосы и всего номера? Ведь дизайн — это ежедневный поиск.

Не секрет, что сегодня оформление газетной полосы не мыслится без иллюстрации, всевозможных таблиц и диаграмм, карикатур и монтажей. В отличие от текстовых сообщений, описаний и интерпретаций, входящих в сознание человека в определенной логической последовательности, а значит, сравнительно медленно, визуальная информация благодаря своей сконцентрированной конкретности и наглядности воспринимается мгновенно. Выполненная квалифицированно, она воздействует на потребителя информации со значительной эмоциональной силой. Кроме того, исследования показали, что статичное образное изображение обладает свойством глубоко и надолго запечатлеваться в оперативной памяти. Особенно это касается региональных изданий, где фактор узнаваемости играет особую роль. Газета «пробивается» к читателю вне очереди: узнаваемость фактов, событий, лиц — большая притягательная сила. По данным социологических исследований, «60% опрошенных называют фактор знакомства с освещаемыми региональной печатью событиями определяющим при выборе публикаций для прочтения и обсуждения, 35% воспринимают проблематику региональной газеты как «зеркальное» отражение и продолжение разговора о жизни в регионе» [12].

Эмационализированная активность читателей к восприятию иллюстрационного материала переносится и на восприятие текста. Уже одно это должно заставлять редакторов и оформителей постоянно совершенствовать дизайн, добиваться наилучшего сочетания вербального и невербального, активно использовать информационные технологии и компьютерные программы для верстки газет.

По общему мнению, самыми распространенными являются три программы вёрстки — Quark XPress, Adobe InDesign и Adobe PageMaker. Они проверены временем и стабильно выдают качественные результаты. Их функциональные возможности очень похожи, но ни одна из этих программ пока так и не может похоронить остальные две. Дело в том, что в такой сложной области, как вёрстка, очень трудно создать пакет, на голову превосходящий другие. Каждая из рассматриваемых сегодня верстальных программ имеет ряд особенностей, позволяющих с успехом удерживать свою долю рынка.

3.1 Функциональные возможности программы Adobe PageMaker

Основное предназначение программы PageMaker — работа с документами, содержащими большие объемы текстовой информации. Она незаменима при вёрстке книг, газет, справочных материалов и другой многостраничной литературы. Кроме того, программа является достаточно удобным инструментом для размещения иллюстраций и элементов графического дизайна, что позволяет использовать ее для вёрстки полноцветных журналов и рекламных буклетов. Несмотря на то, что программа PageMaker довольно давно присутствует на рынке программных продуктов, она прочно удерживает позиции одного из наиболее популярных издательских пакетов.

Возможности программы

Любая издательская программа должна обладать широким набором возможностей в двух (хотя и взаимосвязанных, но все-таки различных) направлениях — это работа с текстовой информацией и графикой. Рассмотрим достоинства и недостатки PageMaker 7.0 в той и другой областях.

Средства работы с текстом

Мощные возможности работы с текстом являются одним из главных преимуществ программы PageMaker. Разработчики изначально ориентировались на то, что пользователи будут применять программу для создания больших многостраничных документов, таких как книги и газеты, поэтому процедура размещения значительного объема текста максимально упрощена. Каждый документ может содержать до 999 страниц, причем увеличение количества страниц практически не замедляет работу. Для получения изданий еще больших объемов в программе существует возможность объединения отдельных документов в книгу со сквозной нумерацией. Эта функция часто применяется при вёрстке изданий, состоящих из нескольких глав или частей.

Для работы с многостраничными документами предусмотрены широкие возможности по автоматическому созданию оглавлений и предметных указателей.

В русифицированную версию программы добавлены возможности, необходимые для обработки русского текста: автоматическая расстановка переносов, проверка орфографии и т. п.

В газетах и журналах текстовый материал, как правило, размещается на странице в несколько колонок. Поэтому PageMaker содержит специальные средства, которые облегчают процедуру многоколоночной вёрстки.

Специально для газетной и журнальной вёрстки программа содержит функции «обтекания текстом» графических вставок, что позволяет придавать практически любую форму различным текстовым блокам.

Еще одним важным преимуществом является способность программы автоматически и качественно выполнять спуск полос.

К недостаткам PageMaker в работе с текстом можно отнести неудобное выравнивание абзаца по базовым линиям сетки, а также помещение буквицы в начале параграфа через программные дополнения (Plug-in), что при большом объеме материала может быть затруднительно [25].

Средства работы с графикой

В этой области позиции PageMaker несколько слабее. Программа содержит необходимый, но все же достаточно ограниченный набор графических средств. Она имеет небольшой выбор стилей рамок для фреймов, ограничена в количестве вариантов закругления краев блоков, не поддерживает стили линий со стрелками. В PageMaker отсутствуют средства работы с кривыми Безье.

Вместе с тем налицо и ряд преимуществ. Программа PageMaker обладает широким набором фильтров импорта-экспорта. Процедура обновления связей с импортированными в публикацию внешними файлами проста и удобна.

Для работы с файлами растровой графики в PageMaker существует набор фильтров. С их помощью можно обрабатывать изображения, не выходя из программы, хотя на практике это используется редко. В крайнем случае, можно изменить яркость или контрастность изображения. Более качественную обработку растровой графики лучше все же выполнять в специально предназначенной для этого программе Adobe Photoshop.

Новой возможностью в версии PageMaker 7.0 является импорт собственных файлов Photoshop (файлы с расширением psd). Это обстоятельство может существенно облегчить работу при просмотре предварительных вариантов дизайна с использованием изображения, созданного в программе Photoshop.

Еще одним важным преимуществом является возможность создания слоев. Работа со слоями значительно облегчает работу при верстке макетов различной степени сложности.

Упоминая о возможностях новой версии, можно также добавить расширение средств публикации материалов PageMaker в World Wide Web и поддержку записи PDF-файлов (eBook) для создания документов, совместимых с PDA-компьютерами.

Интерфейс пользователя

После загрузки программы на экране открывается окно программы, которое принято называть интерфейсом пользователя (в дальнейшем также «окно программы»). Интерфейс является посредником между человеком и компьютером, он предоставляет все необходимое для работы: инструменты, палитры, диалоговые окна и другие средства. Он включает заголовок, главное командное меню, кнопки управления окнами, панель инструментов, а также палитры Tools (Инструменты), Controls (Управляющая) и другие.

Заголовок программы и главное меню. Верхняя полоса окна программы называется строкой заголовка. Она отображает название и значок программы, в данном случае — Adobe PageMaker 7.0, и содержит кнопки, которые позволяют управлять размерами и местоположением программного окна.

Щелчок на значке программы в левой части полосы выводит на экран системное меню. Команды этого меню являются принадлежностью не программы, а среды (в данном случае — русской версии Windows), поэтому они отображаются по-русски, даже если используется оригинальная английская версия программы Adobe PageMaker 7.0. Список команд может меняться в зависимости от конкретного приложения [25]. Чаще всего это команды для работы с окнами программы. Они позволяют восстановить, переместить окно, изменить его размер, закрыть, а также перейти к другой загруженной в данный момент программе.

Под строкой заголовка расположено главное командное меню (Menu Bar), состоящее из следующих групп команд: File (Файл), Edit (Редактирование), Layout (Макет), Type (Текст), Element (Элемент), Utilities (Сервис), View (Просмотр), Window (Окно), Help (Помощь). В каждой группе собраны команды, выполняющие функционально близкие действия.

Следует обратить внимание, что названия некоторых команд, например Openј (Открыть), оканчиваются многоточием. Это означает, что данная команда — не прямого действия. Для ее выполнения необходимо представить дополнительные сведения, которые пользователь должен задать в открывшемся при выборе конкретного пункта меню диалоговом окне.

Если в строке названия команды находится треугольная стрелка, это значит, что у данной команды имеется вложенное меню (подменю) — дополнительный список, каждый элемент которого является самостоятельной командой.

Панель инструментов

Под строкой главного меню располагается панель инструментов, с помощью которой можно выполнять многие команды без обращения к меню. Она включает в себя кнопки со значками, назначение которых объясняется всплывающими подсказками. В предыдущих версиях программы панели инструментов не было. Таким образом, она является удобным нововведением PageMaker7.0 [33].

Кнопки, расположенные на панели инструментов, делятся на шесть групп, которые включают в себя команды с близкими функциями. В каждой группе находится по пять кнопок. Рассмотрим их назначение, двигаясь слева направо от первой кнопки в группе к пятой.

Первая группа. Команды этой группы повторяют некоторые команды меню File (Файл) и отвечают за работу с документом:

· New (Новый) — создает новую публикацию;

· Open (Открыть) — открывает публикацию;

· Save (Сохранить) — сохраняет публикацию;

· Print (Печать) — выводит документ на печать;

· Find (Найти) — осуществляет поиск в текстовом редакторе.

Вторая группа. Команды редактирования текста и работы с графикой, которые входят в список команд меню Type (Текст) и меню Element (Элемент):

· Character Specs (Параметры шрифта) — вызывает диалоговое окно Character Specifications (Параметры шрифта) для редактирования выделенного текста;

· Increase Font Size (Увеличить размер шрифта) — увеличивает размер выделенного текста на 0,1 points (пункта);

· Decrease Font Size (Уменьшить размер шрифта) — уменьшает размер выделенного текста на 0,1 points (пункта);

· Spelling (Орфография) — вызывает диалоговое окно Spelling (Орфография) для проверки правописания;

· Fill and Stroke (Фон и линия) — вызывает диалоговое окно Fill and Stroke (Фон и линия) для изменения характеристик фона, линий и контуров графических элементов.

Третья группа. Команды форматирования абзацев, которые относятся, в основном, к командам меню Type (Текст).

· Paragraph Specs (Параметры абзаца) — вызывает диалоговое окно Paragraph Specifications (Параметры абзаца) для редактирования абзацев текста;

· Indent/Tabs (Отступ/Табуляция) — вызывает диалоговое окно Indent/Tabs (Отступ/Табуляция) для задания табуляции в абзаце;

· Bullets and Nambering (Нумерация абзацев) — вызывает диалоговое окно Bullets and Nambering (Нумерация абзацев) для цифровой или символьной нумерации абзацев;

· Outdent (Выступ) — уменьшает левое поле абзаца на 12,7 мм (0,5 inches);

· Indent (Отступ) — увеличивает левое поле абзаца 12,7 мм (0,5 inches).

Четвертая группа. Команды этой группы используются для форматирования объектов и работы со страницами. Они входят в список команд меню Layout (Макет) и меню Element (Элемент).

· Insert Page (Вставить страницу) — вставляет страницу в документ;

· Remove Page (Убрать страницу) — удаляет страницу из документа;

· Frame Options (Параметры фрейма) — вызывает диалоговое окно Frame Options (Параметры фрейма) для форматирования абзаца текста во фрейме;

· Text Wrap (Обтекание текстом) — вызывает диалоговое окно Text Wrap (Обтекание текстом) для задания взаимного расположения текста и графики;

· Update Links (Обновление связей) — обновляет связь импортированного в документ внешнего изображения.

Пятая группа. Команды связи с внешними приложениями. Относятся к командам меню File (Файл) и меню Window (Окно):

· Picture Palette (Палитра рисунков) — вызывает на экран палитру рисунков;

· Place (Поместить) — импортирует изображение или текст в документ;

· PhotoShop — загружает программу Adobe Photoshop;

· HTML Export — записывает документ в формате HTML-документа;

· Export Adobe PDF — записывает документ в формате Adobe PDF.

Шестая группа. Команды изменения вида окна документа на экране. Относятся в основном к командам меню View (Просмотр):

· Zoom In (Увеличить изображение) — увеличивает изображение документа на25%;

· Zoom Out (Уменьшить изображение) — уменьшает изображение документа на 25%;

· Actual Size (Реальный размер) — отображает страницу в натуральную величину;

· Fit in Window (Разместить в окне) — подгоняет размер страницы под размер области окна документа;

· Help (Помощь) — вызывает текстовый файл документации по программе Adobe PageMaker 7.0 [1].

Палитры

Важными управляющими элементами в программе являются палитры. Это специальные окна, служащие для удобства выполнения отдельных функций, например выбора стиля текста, цвета, параметров контура, выполнения различных трансформаций и т. д. Любую палитру, которую вы не видите на экране, можно открыть, выбрав ее в списке команд меню Window (Окно).

Инструменты, с помощью которых можно создавать, выделять, редактировать, перемещать текстовые и графические объекты, находятся в палитре Tools (Инструменты), которая по умолчанию располагается в левой части окна программы. Для включения какого-либо инструмента необходимо щелкнуть на кнопке с его пиктограммой. По мере необходимости палитру инструментов можно располагать в любом месте экрана. Для ее перемещения следует захватить строку заголовка и передвинуть в удобное место. Палитру инструментов можно удалить с экрана, выполнив команду Windows4Hide Tools (Окно4Спрятать инструменты). Для возврата ее в окно программы существует команда Windows4Show Tools (Окно4Показать инструменты).

Второй по важности палитрой является палитра Controls (Управляющая). Она служит для отображения всех параметров текущего объекта. В управляющей палитре можно задать местоположение, размеры и параметры форматирования любого элемента, предварительно выделив его с помощью инструмента Pointer (Стрелка) [25].

Инструмент Pointer (Стрелка) управляет размерами и положением элементов на странице. При его помощи можно выбирать, перемещать, группировать, разгруппировывать, вырезать, копировать и вставлять текстовые блоки, изображения и графические элементы. Если при выбранном инструменте Pointer (Стрелка) щелкнуть на каком-либо элементе, то он становится активным, то есть его можно изменять и перемещать.

В именах других палитр отражаются названия тех функций, для выполнения которых они предназначены: например, Styles (Стили), Colors (Цвета), Layers (Слои) и другие. Палитры занимают значительное место на экране. Их можно передвигать в окне программы и располагать наиболее удобным в каждом случае образом, а также убирать с экрана и возвращать обратно так, как это описано для палитры Tools (Инструменты).

Для увеличения свободного места на экране каждую отдельную палитру можно свернуть, оставив только заголовок, как это делается при работе с любыми окнами в системе [9]. Свернутая палитра остается доступной в любой момент, но занимает минимальное пространство.

Таким образом, Adobe PageMaker 7.0 с полным правом можно назвать «настольной издательской системой», которая предлагает высококачественные инструменты для профессиональных дизайнеров и других специалистов, в чьи обязанности входит верстка и предпечатная подготовка различных публикаций, например брошюр или официальных бланков. Коллекция шаблонов и готовых изображений, а также интуитивно понятные дизайнерские инструменты помогут приступить к работе немедленно.

3.2 Основные характеристики программы QuarkXPress

Более двух десятилетий назад, компания Quark совершила революцию в настольных издательских системах (в 1987 году вышел в свет QuarkXPress). Программа QuarkXPress постепенно перевела допечатные процессы, макетирование публикации, контроль цвета на настольный компьютер, что позволило увеличить скорость производства и в десятки раз уменьшить ручной труд. Сегодня у QuarkXPress более трех миллионов пользователей во всем мире. QuarkXPress остается одним из лидеров настольных издательских систем.

Вспомним одну историю. Человек идет по улице и подходит к стройке, где трое рабочих укладывают кирпичи. Прохожий останавливается около одного из них и интересуется, чем же тот занимается? Строитель говорит, что кладет одни кирпичи на другие. Тот же вопрос этот человек задает второму строителю. Тот отвечает, что он соединяет кирпичи вместе, для того чтобы получить стену. И наконец, прохожий обращается к третьему строителю, который утверждает, что строит восхитительный собор.

Если представить, что люди, которые работают с QuarkXPress, — это те самые строители, то QuarkXPress — это раствор и кирпичи, используемые при работе.

Таким образом, можно утверждать, что существует несколько категорий пользователей QuarkXPress. Некоторые используют QuarkXPress для создания простых одноцветных макетов. Другие работают над сложными публикациями, в которых применяются фотографии, иллюстрации и диаграммы. Некоторые используют QuarkXPress для создания Web-страниц, а некоторые (подобно третьему строителю в данной истории) — применяют QuarkXPress для создания настоящих произведений искусства.

QuarkXPress, подобно раствору и кирпичам, — лишь инструмент, который используют при работе многие дизайнеры. Однако к нему вполне можно обратиться при работе над простыми проектами, например, при подготовке школьной стенгазеты.

Когда в 1980-х годах настольные издательские системы только появились, в роли издателя мог себя почувствовать любой пользователь. Каждый желающий мог изложить свои мысли на бумаге и рассказать о них всем. QuarkXPress стала наиболее популярной настольной издательской системой в мире. А профессионалы превратили эту программу в настоящий стандарт в сфере подготовки журналов, газет и каталогов. Эта программа служит замечательным инструментом создания книг благодаря поддержке таких функций, как создание предметных указателей, оглавлений и т.д. Последняя версия программы, предназначенная для платформ Mac OS X и Windows 2000/XP, позволяет решать следующие задачи [23]:

1. совместно использовать печатные и Web-макеты в одном проекте;

2. многократно отменять и повторно выполнять команды;

3. синхронизировать текст, благодаря чему становится возможным автоматическое внесение изменений в один и тот же текст, который расположен в нескольких блоках;

4. преобразовывать печатные файлы в формат HTML;

5. создавать документы в формате PDF, не используя дополнительное программное обеспечение;

6. просматривать в проектах изображения с максимальным разрешением;

7. упрощать подготовку публикаций благодаря блокировке слоев, команде Paste In Place (Вставка на месте) и дополнительным контекстным меню;

8. создавать двухпозиционные ролловеры и каскадные меню для Web-страниц;

9. получать дополнительный контроль над отображением текста на Web-страницах с помощью семейства шрифтов CSS.

QuarkXPress — это настольная издательская система. Ее можно использовать для компоновки или макетирования печатных или Web-страниц. Эта программа также замечательно подходит и для подготовки простых документов (например, писем, которые можно напечатать на простом настольном принтере), а также для создания сложных проектов: годичных отчетов, журналов и рекламных проспектов.

Метод монтажа

Создание страниц в QuarkXPress проводится методом монтажа, что буквально означает следующее: создаются отдельные маленькие блоки с текстом и графическими элементами, затем они помещаются на страницу, перемещаются по ней и масштабируются до тех пор, пока вы не получите желаемый результат. Сначала задаются основные параметры проекта — размер страницы и ее ориентация, поля, число колонок и т.д. Затем этот шаблон заполняется текстом, рисунками и линиями.

Элементы и содержимое

В QuarkXPress широко используются такие понятия, как элементы и содержимое.

Элементы — это те компоненты, которые вы размещаете на странице, например, квадраты, круги, линии и фигуры неправильной формы. Их затем можно заливать цветом, обводить (т.е. создавать рамку), поворачивать и т.д. В элементы можно импортировать содержимое — текст и графику. Основными элементами в QuarkXPress являются текстовые и графические блоки, а также линии, текстовые контуры и таблицы. Содержимое, как уже упоминалось, представляет собой текст и изображения (в QuarkXPress любая импортированная графика называется изображением, будь то логотип, диаграмма, векторный рисунок или фотография). Содержимое непременно должно находиться внутри элемента, а вот элемент может и не иметь содержимого.

Проекты и макеты

Одним из основных нововведений, представленных в QuarkXPress, является концепция проектов. Такое понятие, как документ, в новой версии программы практически не используется. В чем же заключается различие? Проект может состоять из нескольких типичных печатных документов (статьи в журнале или главы в книге) — именно такое определение документа и использовалось в предыдущих версиях QuarkXPress. Однако проект также может состоять из нескольких Web-документов, представлять комбинацию из печатных и Web-документов и т.д. Все они сохраняются в одном файле — файле проекта. Каждый из подобных компонентов проекта в QuarkXPress называется макетом. Макет представляет собой набор страниц, для которых заданы одни и те же параметры (например, размеры), а также тип содержимого (для печати или Web) [1]. Концепция проектов и макетов позволяет дизайнерам объединять связанные компоненты в одном файле, а не создавать несколько файлов для одного проекта. Например, благодаря новому подходу дизайнерам, работающим в журнале, не придется сохранять версии статей, предназначенных для печати и публикации в Web, в разных файлах. Кроме того, в одном отчете можно совместно использовать как развороты, так и отдельные страницы.

Страницы и слои

Любой документ QuarkXPress составлен из страниц, которые на экране отбрасывают небольшую черную тень. В зависимости от того, какие настройки заданы при создании документа, страницы могут располагаться рядом на развороте или иметь поля и колонки, обозначенные синими линиями. В общем случае каждая страница документа точно соответствует одной странице печатного элемента проекта. Однако иногда на одной печатной странице может размещаться несколько "страниц" программы, например, на странице размерами 8 1/2x11 дюймов может поместиться брошюра, сложенная втрое, или страница со многими визитными карточками. Некоторые страницы могут представлять собой обычные Web-страницы.

На страницах также создаются слои, играющие роль прозрачных контейнеров. Их содержимое можно при необходимости показывать, скрывать и выводить на печать [25]. Например, слои являются удобным инструментом для хранения в одном и том же документе двух различных версий текстового фрагмента или графического объекта. Также они прекрасно подходят для помещения изолированных элементов, при работе с которыми рекомендуется не отвлекаться на другие элементы страницы. Страница может содержать несколько слоев.

Новая версия QuarkXPress 8 — это крупный виток эволюции в настольных издательских системах, позволяющий значительно ускорить процесс верстки публикаций.

С улучшенным набором инструментов, внешним перетаскиванием и стилями элементов программа QuarkXPress 8 помогает работать быстрее и эффективнее, чем когда-либо раньше. Она позволяет редактировать документы как на MAC, так и на PC без проблем несовместимости шрифтов и кодировок. Теперь не существует редакции Passport, то есть по умолчанию программа имеет возможности проверки орфографии, расстановки переносов и изменение интерфейса на всех распространенных языках, в том числе на русском. Справочная система переведена на русский язык. Интерфейс стал более эргономичным, упрощает выбор инструментов, трансформацию объектов и доступ к функциям программы.

В программе QuarkXPress 8 достаточно создать "просто" блок, затем выбрать команду "Файл" > "Импорт" и импортировать текстовый или графический файл. Если требуется преобразовать графический блок в текстовый, можно просто выбрать его и импортировать текстовый файл. Не требуется рисовать блок — просто выберите команду "Файл" > "Импорт" и выберите файл, а программа сама создаст блок.

В программе QuarkXPress 8 введено прямое манипулирование, позволяющее быстрее и проще изменять размеры блоков и рисунков, а также поворачивать их. Можно просто подводить указатель мыши к угловому манипулятору элемента до появления указателя поворота, а затем щелкнуть мышью и перетащить его. Если передвинуть указатель мыши немного ближе к манипулятору, появится указатель изменения размеров, позволяющий изменить размеры блока. Рисунки в графических блоках теперь также имеют собственные манипуляторы, позволяющие поворачивать рисунки и изменять из размеры без переключения инструментов. Можно даже посмотреть невидимую обрезанную часть активного рисунка.

Для дублирования элемента перетащите его мышью и перед тем, как отпустить кнопку мыши, нажмите клавишу Option/Alt. Копия элемента будет перемещаться вместе с указателем мыши, а оригинал останется на месте.

Для изменения размера элемента относительно его центра перетащите мышью манипулятор и перед тем, как отпустить кнопку мыши, нажмите клавишу Option/Alt.

Палитра "Инструменты" программы QuarkXPress 8 полностью переработана, добавлены новые инструменты, улучшена функциональность некоторых старых. Ниже рассмотрены некоторые изменения в работе с инструментами:

1. Инструмент "Элемент": двойной щелчок по инструменту "Элемент" теперь наделен большим интеллектом. Например, можно дважды щелкнуть текстовый блок для переключения на инструмент "Текстовое содержимое" для редактирования текста или дважды щелкнуть графический блок для импорта файла или изменения блока. Предпочтения позволяют управлять операциями, выполняемыми при двойном щелчке на блоке.

2. Инструмент "Поворот". Теперь элемент или рисунок можно поворачивать, щелкнув мышью рядом с углом блока и перетаскивая мышь, когда появится указатель поворота.

3. Инструменты "Текстовый блок" и "Графический блок". Вместо того чтобы рисовать текстовый или графический блок, теперь можно просто нарисовать блок и импортировать в него текст или рисунок.

4. Инструменты группы "Траектория текста" больше не существуют. Вместо рисования текстовой траектории теперь можно просто нарисовать линию, а затем дважды щелкнуть ее инструментом "Текстовое содержимое".

Можно перетаскивать текст и рисунки из файловой системы или другого приложения, а также перетаскивать текст и рисунки из макета в файловую систему или другое приложение (в том числе из Adobe Bridge).

Точно так же, как палитра "Поиск/Замена" (меню "Правка") позволяет находить и заменять текст и атрибуты текста, палитра «Поиск/замена элемента» (меню "Правка") позволяет находить и заменять атрибуты элементов. Стили элементов аналогичны таблицам стилей для блоков и линий.

В поле "Эффективное разрешение" изображения на вкладке классической палитры "Измерения" отображается выходное разрешение выбранного рисунка, с учетом исходного разрешения рисунка и масштабирования, примененного к рисунку.

Большинство операций по редактированию кривых Безье можно выполнять с помощью инструмента "Перо Безье" и клавиш-модификаторов.

В программе QuarkXPress 8 можно задавать различные сетки базовых линий для различных шаблонных страниц и даже применять сетку базовых линий к текстовым блокам.

Помимо задания цвета базовой линии, можно задать различные цвета и типы для верхней, центральной и нижней линий — при этом все эти линии могут размещаться на основе размера шрифта и межстрочного интервала (расстояние от верхней до нижней линии равно высоте буквы «M» шрифта). Если отображаются линии сетки, можно выравнивать текст визуально, привязать текст к сетке и даже задать привязку элементов к сетке[23;33] .

Помимо создания линий сетки, относящихся к шаблонным страницам и текстовым блокам, можно создать стили сетки, аналогичные по своим функциям таблицам стилей и стилям элементов. Можно даже связать стиль сетки с таблицей стиля.

Обеспечиваются дополнительные возможности управления направляющими, используемыми для выравнивания. Палитру "Направляющая" можно использовать для изменения цвета, размещения, отображения и ориентации каждой направляющей макета.

Если после применения таблицы стиля потребуется изменить форматирование этой таблицы стиля, можно просто выбрать любой текст, в котором используется новое форматирование, и обновить.

Используется усовершенствованный алгоритм определения активной страницы в окне проекта, применяются хорошо различимые цвета для обозначения активного и неактивных разворотов.

Больше возможностей с QuarkXPress 8

Новые функции программы QuarkXPress 8 обеспечивают еще больше возможностей, чем раньше. Например, можно создавать интерактивные флеш-файлы, открывать любые файлы QuarkXPress 8 в любой языковой версии программы QuarkXPress 8 и импортировать файлы в исходном формате Adobe Illustrator, можно импортировать файлы PDF 1.6 и PDF 1.7, и много других полезных функций [1].

Таким образом, можно заключить, что QuarkXPress является сегодня мощным приложением для верстки, на которое полагаются дизайнеры и ведущие издатели во всем мире. Интегрированный издательский пакет QuarkXPress(tm) объединяет иллюстрации, текст, оформление, редактирование и печать – и все это в одном приложении. Более того, эта программа дает пользователю полное управление макетом страницы, предоставляя творческую свободу создавать документы, варьирующиеся от простейших до самых сложных, со всевозможными аккуратностью, точностью, эффективностью и гибкостью. В дополнение к этому, набор опций для работы с кривыми Безье выполнен в виде приложения для обработки иллюстраций, что позволяет пользователям производить все дизайнерские операции в одной программе.

QuarkXPress многогранен и гибок. Мощная и одновременно простая в использовании и применении издательская программа, которая QuarkXPress применяется ведущими дизайнерами, издателями и полиграфистами всего мира для выпуска: брошюр, журналов, книг, рекламных проспектов, каталогов, газет, упаковок товаров, годовых отчетов, открыток, информационных бюллетеней, флаеров и многого другого [23].

QuarkXPress является интегрированным издательским пакетом, который сочетает в себе мощные возможности по набору текста, разметке страниц, управлению цветом и графикой с профессиональными средствами работы с иллюстрациями, обработки текста и усложненными функциями предпечатной подготовки – и все это в одном приложении. QuarkXPress совместим с различными платформами: он пригоден для работы с Mac OC X, Windows 2000 и Windows XP. QuarkXPress для Mac OS и QuarkXPress для Windows способны открывать документы друг друга, так что без труда можно перенести макеты с одной платформы на другую, не беспокоясь о переформатировании текста, изменениях в разметке страницы или исчезнувших иллюстрациях.

3.3 Главные преимущества программы Adobe InDesign

Несмотря на все рассмотренные преимущества двух предыдущих программ, сегодня многие современные дизайнеры отдают предпочтение программе InDesign, ориентированной на профессиональных дизайнеров, художников и специалистов в области печати, работающих в средствах массовой информации, дизайнерских компаниях, рекламных агентствах, издательствах и других организациях, которым приходится заниматься версткой и выпуском печатной продукции. Adobe InDesign CS4 Server — это мощная, масштабируемая система автоматизации дизайна и разработки макетов, которая включает в себя типографские функции Adobe InDesign CS4. Она прошла строгое тестирование для обеспечения высокого уровня стабильности и предоставляет гибкую среду разработки с поддержкой внешних модулей SOAP, Java™, AppleScript, JavaScript, Microsoft Visual Basic, C# и C++. Последняя версия также поддерживает IDML, новый открытый формат файлов, который позволяет разработчикам компоновать и декомпоновать документы InDesign, используя стандартные инструменты XML [2].

Художник-дизайнер известного российского журнала «Журналист» Алексей БАРАНОВ попытался сравнить InDesign с QuarkXPress и определить преимущества первой. Вот основные из них [11]:

1. Всё начинается с организации рабочего пространства. Новые улучшенные средства разработки ускоряют и упрощают создание макета, его экспортирование и также печать графически сложных объектов, что увеличивает эффективность работы. В InDesign можно настроить рабочую область программы так, как удобно это пользователю (в QuarkXPress такого нет);

2. Возможность создания не только текстовых стилей, но и стилей для объектов (фреймов) с помощью Object style, что позволяет создавать материал фактически нажатием одной кнопки. Это ли мечта любого дизайнера, чтобы версталось «всё само»?!

3. Удобство в работе с таблицами: строить их прямо в макете или импортировать из других приложений, применяя уже заранее созданные стили к ним (Table style);

4. И что важно — мне нет необходимости постоянно обращаться к другим программам, например, Photoshop, Illustrator и другие, поскольку с изображениями можно работать прямо в InDesign и применять эффекты «не отходя от кассы». Кстати, любые эффекты можно применять и к тексту (шрифту). Этого не найдёшь в QuarkXPress.

5. Отдельно следует упомянуть о transparency — прозрачность, которую можно применить ко всему, что находится в документе.

6. InDesign «дружит» с любыми форматами файлов, помещаемыми в макет (кстати, функция Place поддерживает мультифайловый импорт). Исключение составляют только файлы из CorelDraw. Хотя для оформителей, имеющих в своем рабочем арсенале «Иллюстратор ЦС 3». А в QuarkXPress подобное отсутствует!

7. Программа из векторов в QuarkXPress «согласна» только на EPS-файлы, а из растров— на TIFF. Тогда как в InDesign можно работать с многослойными изображениями. Даже экспорт PDF в QuarkXPress — процедура довольно сложная.

8. К плюсам InDesign следует добавить экспорт и сохранение файлов во все мыслимые форматы, что особенно удобно, в области кросс-медиа (издание, которое имеет как печатный вариант, так и его интернет-версию). Нажатием всего лишь одной кнопки «бумагу» можно превратить в веб-сайт: приложение оснащено мощными функциями, которые сводят к минимуму ручное выполнение повторяющихся операций.

9. Необязательная конвертация изображений RGB в CMYK. InDesign при необходимости может открыть файлы QuarkXPress или PageMaker. А вот Quark не откроет другие форматы, отличные от его собственного, ни при каких обстоятельствах.

Глава 4 Обсуждение результатов.

Подытоживая вышенаписанное, хотелось бы привести слова Сергея Токарева: «Верстальные программы — представители высшей расы издательского программного обеспечения. Как резерв Дмитрия Донского, они вступают в бой на решающей стадии Куликовской битвы с издательским проектом» [23]. Действительно, сегодня вопрос выбора программы для верстки является особенно актуальным. Среди множества различных версий дизайнерам и техническим работникам редакций трудно сориентироваться и выбрать наиболее удобную качественную программу. Особенно остра эта проблема стоит перед сотрудниками региональных СМИ, которым необходимо выводить свои издания на новый, более высокий профессиональный уровень верстки и дизайнерского оформления. Ведь, как говориться, по одежке встречают.

Каждая из рассмотренных верстальных программ — Quark XPress, Adobe InDesign и Adobe PageMaker — имеет свои преимущества особенности, позволяющие с успехом удерживать свою долю рынка. Попытаемся провести их сравнительный анализ.

Элементы публикации

Верстая публикацию в одном из перечисленных пакетов, мы имеем дело с несколькими типами объектов. Это фреймы — контейнеры для импортированных извне текста и графики, и графические объекты, созданные в самой программе верстки. Кроме того, в PageMaker можно использовать еще один элемент — «простые» текстовые блоки. Правда, никаких особых преимуществ их использование не дает, это скорее пережиток, оставшийся с предыдущих версий программы.

В PageMaker можно изменять размеры и положение текстовых и графических фреймов, но нельзя вкладывать один фрейм в другой, а в QuarkXPress можно вставлять только графические фреймы в текстовые. В этом отношении InDesign несравненно более удобен: он позволяет создавать очень сложные макеты с использованием множества фреймов, вложенных один в другой.

Иллюстративные возможности

Встроенные средства всех трех программ дают возможность создавать как простые геометрические примитивы, так и сложные объекты. Наиболее развитым и удобным инструментарием обладает InDesign, многие инструменты которого просто перенесены из Adobe Illustrator. За InDesign следует XPress, но, хотя этот пакет тоже позволяет рисовать с помощью кривых Безье, следует отметить недостаточное быстродействие таких инструментов. PageMaker же с точки зрения инструментов рисования плетется в хвосте. Линии, прямоугольники, овалы и полигоны - вот и все, чем приходится довольствоваться.

Неоспоримое преимущество InDesign — многократная отмена и повтор действий при верстке, в отличие от однократных отмен (да и то не всегда возможных) в XPress и PageMaker [1].

Мастер-страницы

Одна из фундаментальных особенностей верстальных программ — использование шаблонных элементов для «сквозного» оформления публикаций. Служат для этого мастер-страницы, на которых и располагаются повторяющиеся шаблонные объекты. Работу с несколькими разными мастер-страницами поддерживают все три программы, хотя их поведение немного отличается.

XPress копирует элементы шаблонных страниц на каждую страницу, к которой применен шаблон. Их можно редактировать, как обычные объекты. При этом происходит локальная подмена: элемент разрывает связь с шаблонной страницей и становится обычным объектом.

PageMaker, наоборот, просто показывает шаблонные элементы, но не позволяет их редактировать. Объекты как будто располагаются на заблокированном для редактирования слое.

Более удобен подход к мастер-страницам в InDesign: в нем динамичность XPress сочетается со строгим характером PageMaker. По умолчанию шаблонные элементы недоступны для редактирования на локальных страницах. Однако, используя специальный прием, их можно выделить и отредактировать. При этом, как и в XPress, связь с шаблоном разрывается, но в InDesign можно восстанавливать связь шаблонных элементов с мастер-страницей либо выборочно, выделяя отдельные локальные подмены, либо для всех сразу. В XPress такой функции нет, поэтому приходится заново применять шаблон ко всей странице, что, в конечном счете, приводит к дублированию объектов и изрядной путанице.

Бесспорный плюс InDesign — возможность каскадного вложения шаблонов, или наследование свойств. При изменении шаблонной страницы-«родителя» обновляются и все шаблонные страницы-«дети» [2]. Кроме того, InDesign позволяет сохранить любую произвольную страницу как шаблон.

Настройка документа

PageMaker позволяет использовать одиночные страницы либо развороты из двух листов. XPress и InDesign могут создавать развороты из трех и более страниц, что удобно при верстке буклетов, вкладышей или иных складывающихся изделий.

Импорт данных

Основная доля информации поступает в верстальные программы извне — в виде текстовых и графических файлов, подготовленных в других приложениях. Классический подход, сохранившийся в XPress, подразумевает использование в основном файлов TIFF и EPS. Продукты Adobe находятся в более выгодном положении, так как InDesign и последняя версия PageMaker позволяют импортировать «естественные» форматы Photoshop и Illustrator — стандартов де-факто в сфере растровой и векторной графики. Кроме того, в версталках от Adobe могут использоваться страницы документов в формате PDF. По спектру текстовых форматов программы Adobe тоже опережают XPress.

Последняя версия PageMaker обладает уникальной для настольных систем функцией печати переменных данных, позволяющей импортировать в публикацию записи из базы данных или электронной таблицы (в QuarkXPress эта функция реализована в виде «штепселей»).

Обработка текста

Безусловное преимущество XPress — высокая скорость отображения текста на экране.

Редактирование текста в PageMaker и XPress может происходить в двух режимах — в режиме верстки и во внутреннем текстовом редакторе. InDesign такого редактора лишен, что очень неудобно, если надо править текст, а не макетировать.

Выравнивание и автоматический перенос текста программы тоже выполняют по-разному. PageMaker и XPress обрабатывают текст построчно, в результате часто возникают проблемы с внешним видом сверстанного материала: некрасивое чередование плотных и жидких строк, рваные строки, коридоры пробелов… InDesign справляется с этой задачей куда лучше, используя многострочную (до тридцати строк подряд) оптимизацию текста. При выравнивании программа просматривает несколько строк вперед и назад, стремясь оптимизировать межсимвольные и межсловные интервалы [2]. Впрочем, режим однострочной оптимизации в InDesign также доступен.

Как специальный эффект, оживляющий верстку, XPress и InDesign позволяют привязывать текст к кривой, причем в InDesign набор опций для такого эффекта богаче, чем в XPress.

Отдельно следует упомянуть уникальную возможность использования текстовых фреймов как встроенной графики внутри других фреймов в InDesign.

Использование графики

Как упоминалось выше, InDesign и PageMaker 7 могут импортировать изображения в форматах Illustrator или Photoshop. Что касается InDesign, это свойство, помимо экономии времени, дает еще несколько преимуществ.

Во-первых, файлы Illustrator вставляются в InDesign как редактируемые изображения. Таким образом, можно отредактировать вставленную векторную графику, не запуская Illustrator.

Во-вторых, при импорте растровых изображений можно конвертировать альфа-каналы и обтравочные пути в рамки фрейма, если же альфа-каналов или путей больше несколько, InDesign позволяет выбрать нужный. Естественно, альфа-каналы и обтравочные пути могут использоваться и для обтекания текста или задания прозрачности.

QuarkXPress обладает примерно теми же возможностями и тоже позволяет использовать альфа-каналы и обтравочные пути TIFF- и EPS-файлов как для прозрачности, так и для обтекания текста.

PageMaker и здесь плетется в хвосте. Особенно это касается обтекания текстом, форму которого в лучшем случае приходится задавать вручную в виде ломаной из прямых отрезков.

Треппинг

Самые развитые возможности треппинга у Quark XPress. Программа позволяет использовать три его разновидности: автоматический, цветовой и объектный. Чаще всего используется автоматический треппинг. Программа выполняет его самостоятельно, на основании установок, заданных пользователем. Цветовой треппинг, привязывающий настройки к выбранному цвету в документе, встречается гораздо реже. Объектный же подход в XPress позволяет задавать параметры треппинга отдельным объектам с помощью контекстной палитры Trapping Information.

В PageMaker автоматический треппинг можно применять для всего документа. InDesign поначалу не имел функций треппинга — из-за тогдашних стремлений Adobe перенести треппинг за границы приложений в растровый процессор. Однако в версии 1.5 появились функции треппинга, которые можно настраивать для отдельных страниц. Ручной же треппинг простых фигур есть во всех трех программах — путем соответствующих настроек заливки и обводки отдельных объектов.

Завершение и вывод проекта

Наличие в верстальной программе разнообразных средств проверки целостности и актуальности компонентов макета чрезвычайно важно для успешного завершения проекта. При изменении файлов, входящих в проект, рассматриваемые программы ведут себя по-разному.

Quark XPress при каждом открытии файла проверяет совпадение настроек в документе со своими настройками на компьютере (при несовпадении выдается окно с предупреждением), а также наличие шрифтов. Наличие исходников графических файлов не проверяется. InDesign при открытии файла публикации составляет отчет о файле, просмотреть отчет можно по команде FilegPreflight. При выполнении этой команды выдается окно с информацией о шрифтах, графике, цветах и установках принтера, на основе которой верстальщик или препресс-инженер может принять те или иные шаги для улучшения ситуации.

Уникальна обработка растровых изображений в InDesign. При выводе на печать посылается только видимая часть изображения, тогда как PageMaker и XPress отправляют на принтер и то, что находится за рамками фрейма.

Быстродействие и стабильность

Самым стабильным (особенно при работе с большими публикациями) и производительным пакетом является Quark XPress, и это одна из причин его многолетнего лидерства на рынке издательских программ. Он же и самый нетребовательный к ресурсам компьютера: работать с XPress можно, используя старенькую «четверку» (не Pentium 4, конечно, а i486) с 12 Мбайт памяти.

PageMaker в этом отношении — твердый середнячок, а вот InDesign удивительно нетороплив и требует изрядных вычислительных ресурсов.

Что же в итоге? Пока пальма первенства остается у QuarkXPress, хотя в затылок ему уже дышит InDesign, обладающий куда более широкими возможностями, но до сих пор не доведенный до ума. Таким образом, InDesign пригоден не столько для повседневной верстки, сколько для создания публикаций со сложным дизайном.

PageMaker же следует отныне считать рабочей лошадкой для рекламных служб корпораций, а также центров оперативной полиграфии.

Заключение.

Сегодня технический прогресс и развитие информационных технологий всё больше влияют на рынок средств массовой информации. Постоянно появляются новые механизмы и технологии по созданию, обработке и доставке готового продукта потребителю. Совершенствование и усложнение способов обработки информации и стремительный рост её объёмов делает программные комплексы определяющими для СМИ. Основными критериями при выборе инструмента для вёрстки предпечатной подготовки и производства сегодня являются функциональность, удобство и скорость. Дизайнеру или верстальщику нужно четко осознавать, какая из этих характеристик является главной и, в соответствии с этим, выбрать подходящую программу.

В результате проведенного исследования автором сделаны следующие выводы:

1. Производство и оформление газет уже давно перешло на компьютерную технологию. С помощью электронной техники выполняется значительная часть работы, которая раньше велась вручную в секретариатах редакций и типографскими верстальщиками.

2. Газетно-издательский дизайн, основываясь на комплексе приемов, которые обеспечивают рационально-эстетический вид печатному продукту, служит вполне практической задаче — привлечь внимание читателей именно к этому изданию. Отсюда и соревновательность региональных редакционных коллективов в совершенствовании внешнего образа газеты.

3. Безусловными преимуществами обладает программа QuarkXPress (особенно после появления ее последней версии QuarkXPress 8. Программа считается самой стабильной и нетребовательной к ресурсам компьютера; самые развитые возможности треппинга; высокая скорость отображения текста на экране и т.д.), хотя возможности программы InDesign разнообразны и удобны, а некоторые даже и превосходят функции QuarkXPress:

- возможность создания не только текстовых стилей, но и стилей для объектов (фреймов) с помощью Object style;

- удобство в работе с таблицами; InDesign «дружит» с любыми форматами файлов, помещаемыми в макет. Исключение составляют только файлы из CorelDraw;

- возможность работы с многослойными изображениями;

- необязательная конвертация изображений RGB в CMYK и т.д.

4. Программу PageMaker сегодня считают уже пережитком прошлого, так называемой «рабочей лошадкой». Однако она, в отличие от двух предыдущих, наиболее проста и удобна для газетной верстки. Специально для газетной и журнальной верстки она содержит функции «обтекания текстом» графических вставок, что позволяет придавать практически любую форму различным текстовым блокам. Еще одним важным преимуществом является способность программы автоматически и качественно выполнять спуск полос.

5. Проведенное исследование показывает, что каждая из рассмотренных программ обладает своими преимуществами и недостатками. Поэтому каждый дизайнер (верстальщик) вправе самостоятельно выбрать ту из них, которая будет удобнее, практичнее и функциональнее.

Список литературы к реферату.

1. Абражевич А. Н. Верстка на компьюторе. М., 2006. — 234с.

2.Агапова. И.В. Самоучитель Adobe InDesing CS2. Спб., 2006. — 294с.

3. Алль-Иззи Х. Сравнительный анализ компьютерного дизайна средств массовой информации. Мн., 1999.

4. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999. — 149 с.

5. Белякова Л. П. Мир газетного образа. Мн.: БГУ, 2003. — 175 с.

6. Вараб’еў В.П., Дубовік С.В. Журналістыка ад А да Я: Вучэб. дапам. Мн.: БДУ, 2002. — 216с.

7. Вараб’еў В.П. Сістэма СМІ Беларусі. Мн., 2002. — 252с.

8. Воробьев В.П., Потребин А.В. Газета и экономические приоритеты аудитории. Мн., 2003. — с.171.

9. Воронин. А. Простая верстка в Word. М., 2003. — 346с.

10. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. М., 2004. — 112 с.

11. Дело вкуса// Журналист. — 2008. — №4. — С.37.

12. Динамика общественного мнения о социально-политической ситуации в Беларуси (по материалам социологического мониторинга): Сборник научных трудов/ Под общ. ред. М.Н. Хурса. — Мн., 2003. — С.63-81.

13. Дубовік С.В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці. Мн.: БДУ, 2003. — 303 с.

14. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.,1986. — С.5.

15. Журналістыка — 2001. Гістарычны вопыт, сучасная практыка. Мн., 2001. — 220с.

16. Журналістыка — 2002. Мн., 2002. — 298 с.

17. Журналістыка — 2003. Мн., 2003. — 323 с.

18. Журналістыка — 2004. Мн., 2004. — 321 с.

19. Журналістыка — 2005. На скрыжаванні часу і прасторы. Мн., 2005.— 391 с.

20. Журналістыка — 2006. Тэорыя. Практыка. Творчасць. Мн., 2006. — 351 с.

21. Іўчанкаў В. І. Дыскурс беларускіх СМІ. Арганізацыя публіцыстычнага тэксту. Мн.: БДУ, 2003. — 257 с.

22. Киршин Б. Н. Концепции региональной российской газеты. Екатеринбург, 2006. — 22с.

23. Комолова А. В. Компьютерная верстка и дизайн. М., 2007. — 154с.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1975. — С.111.

25. Мак-Кью К. Реальный мир. Допечатная подготовка. М., 2007. — 367с.

26. Назаров А.А. Коммуникативные стратегии периодических печатных изданий на региональном информационном рынке. М., 2005. — 25с.

27. Нацыянальныя СМІ ў кантэксце грамадска-палітычнага жыцця Рэспублікі Беларусь. Зб. арт. Мн., 2000. — 94с.

28. Основы творческой деятельности журналиста. — С-Пб., 2000. — с.7.

29. Русакевич В.В., Ананич Л.С., Воробьев В.П. Газета плюс радио. В помощь редакторам региональных СМИ. — Мн., 2004. — 155с.

30. Рэгіянальная прэса: традыцыі, вопыт, перспектывы: матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі (27 кастрычніка).— Мн., ВЭВЭР,2007. — 118с.

31. Стральцоў Б.В. Асновы літаратурна-мастацкай творчасці. Ч. 1. Мн., 1999. — с.64.

32. Сучасныя аспекты развіцця журналістыкі. Мн., 2002. — 80с.

33. Челноков М.А. Современные информационные технологии. Мн., 1999. — 89с.

34. Ясен Засурский — человек-факультет // Журналист. — 2004. — №10. — С.10.

Предметный указатель к реферату.


C

CorelDraw, 19, 25

I

Illustrator, 18, 19, 21, 22, 23

InDesign, 2, 6, 7, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

M

Mac OS X, 14

P

PageMaker, 2, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Photoshop, 9, 11, 19, 22, 23

Q

QuarkXPress, 6, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25

W

Web, 29

Windows, 9, 14, 18, 34

В

вёрстка, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 23, 24, 25, 26, 34

Г

газетный дизайн, 3, 6

графика, 8, 9, 10, 11, 15, 18, 20, 22, 24, 30

Д

дизайн, 3, 6, 7, 9, 19, 24, 25, 26, 30

И

имидж, 5

инструмент, 4, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 24

интерфейс, 9, 16

информационные технологии, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 24, 27, 34

информация, 3, 4, 6, 7, 8, 19, 22, 24, 25, 29, 30, 32

К

компьютерные технологии, 4, 5, 30

компьютерный дизайн, 4, 25

М

макет, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 23, 25, 30

медиапространство, 3, 6

монтаж, 7, 14

Н

настольная издательская система, 13, 14, 16

П

палитра, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 23

панель инструментов, 9, 10

Р

региональная пресса, 2, 3, 4, 5

ролловеры, 14

С

слой, 9, 12, 14, 15

СМИ, 3, 4, 5, 6, 20, 24, 26, 32

стиль, 8, 9, 12, 16, 17, 19, 25

Т

треппинг, 23, 25

Ф

флеш-файлы, 18

фрейм, 8, 11, 19, 20, 22, 23, 24, 25

функциональные ресурсы, 4, 6


Интернет ресурсы в предметной области исследования.

http://www.google.com

Всемирно известная поисковая система Google. Позволяет производить простой поиск по ключевым словам, возможен вариант расширенного поиска по группам (среди книг, музыкальных файлов или видеофайлов, новостей и т.д.), особым признакам (определение, тип файла) и т.д. Поиск информации в сети Интернет обычно начинается с этого сайта.

http://www.vak.org.by

Сайт Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. Тут размещены материалы, касающиеся подготовки научных кадров, присуждения ученых степеней и званий, краткие паспорта специальностей и программы-минимумы кандидатских экзаменов по специальности; в разделе «Каталог файлов» представлены доступные для скачивания файлы нормативных документов с приложениями и шаблоны регистрационных документов. Организован поиск по сайту и в сети Интернет.

http://highwire.stanford.edu/

Этот сайт секции библиотеки Стэнфордского университета предлагает вниманию пользователей огромную базу материалов, которые можно загрузить бесплатно в полном объеме. Источниками предлагаемых статей являются 975 журналов, читатели имеют возможность доступа к полным текстам почти 1 435 924 статей, которые перед публикацией получили рецензию экспертов. Возможен быстрый поиск и расширенный поиск (по авторам статей, названиям, цитатам, ключевым словам и т.д.).

http://www.scirus.com/srsapp/

Scirus – наиболее полная поисковая система для ученых в Интернете. Основанный на последних поисковых технологиях, он ищет более, чем в 300 миллионах определенных для науки Web-страницах, позволяя пользователям быстро находить:

Научные, медицинские и технические сведения;

Последние публикации; рецензируемые журналы; патенты и журналы, которые обычно пропускают другие поисковые системы.

Поисковик предлагает уникальные функциональные возможности для ученых и исследователей

Эта поисковая система обращает внимание только на те Web-страницы, которые содержат научную информацию.

Scirus поможет Вам быстро определять местонахождение научной информации в Интернете:

• отфильтровывает ненаучные сайты;

• находит рецензируемые статьи формата PDF и файлы PostScript, которые являются часто невидимыми для других поисковиков;

• ищет глубже чем другие поисковые системы, показывая таким образом нужную информацию.

С Scirus, Вы можете:

• выбрать диапазон предметных областей для поиска;

• сузить ваш поиск по конкретному автору, журналу или статье;

• ограничить поиск диапазоном даты;

• найти информацию о научных конференциях, резюме и патентах;

• усовершенствовать, настроить и сохранить результаты поиска.

http://www.compuart.ru/

Первый в России ежемесячный журнал по полиграфии, дизайну и компьютерной графике. В наше время цифровые технологии вошли во все сферы деятельности человека, в том числе и в полиграфию. Все стадии — от набора и допечатной подготовки макета, до печати и финишной обработки — подкреплены цифровыми, компьютерными технологиями. Журнал предназначен для тех, кто работает на современном издательско-полиграфическом оборудовании и с современными материалами или хочет узнать об этом как можно больше. В прошлом году издательство КомпьютерПресс перешло на новую систему работы Интернет — сайта, и вместе со всем издательством изменился сайт журнала (www.compuart.ru). Теперь все статьи и новостная информация попадают в общую базу, откуда с помощью встроенной системы поиска любой зашедший на сайт, может почерпнуть для себя новое из мира полиграфии, издательства и дизайна. Статьи появляются в электронном виде спустя три месяца после выхода журнала в свет.

http://biblio.ebiblioteka.ru

Научная библиотека Сургутского государственного университета, где представлены базы данных библиографических изданий России. В локальной сети СурГУ на платформе East View предоставляется доступ к библиографической базе данных Российской книжной палаты о вышедших в России печатных изданиях (книгах, брошюрах, статьях из газет и журналов, авторефератах диссертаций, рецензиях, нотных, картографических и изоизданиях) по всем отраслям знаний. Здесь также можно найти электронные адреса информационных центров, областных и федеральных библиотек России, а также библиотек системы Академии наук и ВУЗов. Сайт постоянно рекомендует посещение других полезных информационных ресурсов (например, базы данных Inspec или SPIE Digital Library).

www.journalist-virt.ru

Виртуальный корпоративный и общественно-политический дискуссионный ресурс, где без проблем в рубрике «Журнал» можно отыскать электронный вариант любой статьи журнала «Журналист», а также посетить рубрики «Блоги», «Клуб МЖ», узнать анонс следующего номера журнала.

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка).

www.nad200886.narod.ru

Граф научных интересов.

Магистранта Янченко Н. А., Институт журналистики

Специальность - журналистика, печатные СМИ.

Смежные специальности

10.01.08 – Теория литературы. Текстология .

1. Художественные методы и направления в литературе.

2. Изобразительные средства.

3. Литературные жанры.

Основная специальность

10.01.10 – журналистика

Виды СМИ, особенности их деятельности.

2. Типы изданий и соответствующий им тематический жанрово-стилевой диапазон. 3.Социальные, политические, экономические и психологические аспекты журналистики. 4.Закономерности и тенденции развития творческих методов в журналистике.

Сопутствующие специальности

22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы

1. Коммуникационные процессы, место и роль средств массовой информации в современном обществе. 2.Социальные институты и социальные организации в системе социальной структуры 3. Социализация личности, ее включенность в социальные процессы.

07.00.02– Отечественная история

1. Социально-экономическое развитие общества на территории Беларуси: общественный строй, сельское хозяйство, промышленность, пути сообщения и транспорт, торговля, средства связи, урбанизация, формирование и положение сословий, классов.

2. Государственные образования на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические и иные партии, организации, государственная, классовая и сословная идеология.

3. Экономические, общественно-политические и культурные связи Беларуси с другими странами.

09.00.11 – социальная философия

1. Соотношение идеологии и политики, политических и социально-экономических структур.

2. Правовые законы и их роль в формировании демократии, культурного менталитета” нравственных норм и установки личности в условиях рыночной экономики. Правовые свободы и условия их реализации.

Презентация магистерской диссертации.

Презентацию, выполненную в Power Point, можно посмотреть по следующей ссылке: http://www.nad200886.narod.ru/Presentation.ppt

Список литературы к выпускной работе.

1. Access 2000: справочник / Гюнтер Штайнер; науч. ред. С.И.Молявко. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 474 с.

2. Access 2000: самоучитель / П.Ю.Дубнев. – М.: ДМК Пресс, 2004. – 313 с., ил.

3. Excel 2000 / Марк Зайден; науч. ред. А.Плещ, С.Молявко. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. – 328 с., ил.

4. Microsoft Office XP в целом: наиб. полное рук-во. Для широкого круга пользователей / Ф.Новиков, А.Яценко. – Спб: БХВ-Петербург, 2002. – 917 с., ил.

5. Microsoft PowerPoint 2003: самоучитель / М.В.Спека. – Москва, Санкт-Петербург, Киев: Диалектика, 2004. – 363 с., ил.

6. Microsoft Word 2003 в теории и на практике / С.Бондаренко, М.Бондаренко. – Минск: Новое знание, 2004. – 336 с., ил.

7. Windows 2000: проблемы и решения. Спец. справочник / Мэтью Штребе; пер. с англ.П.Анджан, А.Войтенко. – Спб: Питер, 2002 – 858 с.

8. Word 2000 / Марк Зайден; науч. ред. В.Гребнев, С.Молявко. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. – 336с., ил.

9. Алексеев А. Информатика. М., 2002. — 123с.

10. Ваш Office 2000: MS Word, MS Excel, Internet Explorer и др. / С.Баричев, О.Плотников. – М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2000. – 318 с., ил.

11. Воронин. А. Простая вёрстка в Word. М., 2003. — 346с

12. Информатика: учеб. для студ. вузов, обуч. по естеств.-науч. напр. и спец. / В.А.Каймин. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 232 с., ил.

13. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу / Т.М.Елизаветина. – М.: КУДИЦ ОБРАЗ, 2003. – 234 с.

14. Мак-Кью К. Реальный мир. Допечатная подготовка. М., 2007. — 367с.

15. Освой самостоятельно Microsoft Excel 2000 = Teach Yourself Microsoft Excel 2000: 10 минут на урок: учеб. пособие: пер. с англ. / Дженнифер Фултон – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 224 с., ил.

16. От книги до Интернета: Журналистика и лит. на рубеже нового тысячелетия: сб. ст. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 256 с.

17. Технологии работы с текстами и электронными таблицами: Word, Excel / М.С.Шибут; под ред. И.Ф.Богдановой. Минск: общественное объединение «Молодежное научное общество», 2000. – 142 с.

18. Тимошок Т.Г. Microsoft Office Access 2007: самоучитель / Т.Г. Тимошок. – Мн.: Изд-во Вильямс, 2008. - 464 с.

17. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: учеб. пособие: В 2 ч / Ю.А.Шафрин. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003. – Ч.1: Основы информатики и ИТ – 316 с., ил.