Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине: Конституционное (государственное) право зарубежных стран на тему: «Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления» - реферат

ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Юридический факультет

Реферат

по дисциплине: Конституционное (государственное) право зарубежных стран

на тему:

«Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления»

Выполнила: студентка

2курса, 202 группы

Московская Ирина

Проверила: Каменева Е.А.

Орел - 2008

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава 1.Общая характеристика правового положения президента. 5

Глава2.Правовое положение президента в странах с различной формой правления 7

§1Положение президента в смешанных республиках. 7

§2Положение президента в парламентских республиках. 11

§3Положение президента в советских республиках. 13

§4Правовое положение президента в президентских республиках. 15

Глава 3.Полномочия и обязанности президента. 16

Глава 4.Ответственность и прекращение обязанностей президента. 18

Вывод. 23

Список использованной литературы: 24

ВВЕДЕНИЕ

Анализ института президентства в системе государственной власти является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.

Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, тем, что президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Цель моего реферата заключается в том, чтобы изучить и раскрыть особенности правового положения президента в странах с различной формой правления и проанализировать институт президентства в системе государственной власти.

Сторонники президентской формы правления, установленной федеральной Конституцией, видят в институте Президентства широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях становления гражданского общества. Сам по себе факт не включения Президента ни в одну из трех ветвей власти не означает неопределенности в правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения властей в «чистом» виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую – президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал бы над ветвями власти и получил возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.

Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на мой взгляд, Президент должен находится в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.

Зарубежная практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности института президентства в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни.

Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.

Глава 1.Общая характеристика правового положения президента

Глава государства - это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства. Согласно текстам конституции, глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти, либо входит в законодательную, и в исполнительную, либо, наконец, только в исполнительную. Со времен, когда разделение властей еще только начало возникать, глава государства сохранял за собой исполнительную власть. И не случайно такое решение нашло последовательное отражение в Конституции США. В дальнейшем в тех странах, где возникли парламентские формы правления, глава государства больше тяготел именно к исполнительной власти. Примечательно, что Индийская Конституция, хотя и включила Президента и две ветви власти, но статус его целостным образом урегулировала в разделе об исполнительной власти: именно здесь сказано о порядке выборов Президента и Вице-президента и о процедурах их ответственности, именно здесь определены полномочия президента как главы государства. В смешанных республиках президент теснее связан с правительством, чем с парламентом. Итак, глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства.

Политическая роль главы государства иногда формулируется в конституциях. Например, Ст.5 Конституции Французской Республики 1958 года в первоначальной редакции гласит:

«Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения соглашений Сообщества[1]

Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.

Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы.

Каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями. В условиях президентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы правительства, должен быть эффективным политическим лидером, который непосредственно руководит правительственной политикой. При полупрезидентской республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом «первого гражданина», имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Однако при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе.

В демократической республике глава государства - президент избирается на установленный в конституции срок.

Глава2.Правовое положение президента в странах с различной формой правления

§1Положение президента в смешанных республиках

В президентских и смешанных республиках президент избирается народом (избирателями) чаще всего путем прямых выборов, но иногда как в США, путем выборов косвенных, когда избиратели выбирают выборщиков, а те уже – президента. Такой порядок выборов обеспечивает президенту определенную независимость от парламента, поскольку избиратели дают ему особый мандат на управление.

Примером смешанной республики является Франция. Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.[19]

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее, чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности.

В случае вакантности поста президента республики, по какой бы то ни было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, - то правительством.

В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит
- кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и непозднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом, по меньшей мере, 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает ив случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. “Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях
8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости - ответственными министрами.”[2] В соответствии с этой формулировкой конституции, формально-юридические полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности - премьер-министр назначается без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями:
1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3)временным президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей..., который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.[21]

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения: первое - должно наличествовать одно из четырех требований - серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств; второе - должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией.
Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее, когда захочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в руках президента. Для его введения глава государства обязан лишь получить “официальную консультацию” у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Полученные мнения вышеназванных лиц учитывать вовсе не обязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен был бы стать парламент, но практически он не обладает контрольными функциями. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены весьма расплывчато, и не существует официального толкования этого термина.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть.
Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент – глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.[3]

В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной области президент - обладатель традиционного права главы государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. Сконтрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

§2Положение президента в парламентских республиках

В парламентских республиках президент избирается парламентом (например, в Чехии, Словакии, Венгрии) или более широкой коллегией с участием парламента (например, в Италии, Индии, Германии). Так, согласно ч.2 и 3 ст.101 Конституции Словацкой Республики 1992 года, Президента избирает Национальный совет тайным голосованием и большинством 3/5 всех депутатов. Германский Федеральный президент избирается, согласно ч.1 и 3 ст.54 Основного закона, Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избранных народными представительствами земель согласно принципам пропорциональных выборов.

Можно подробнее остановиться на Греции и рассмотреть правовое положение президента. Президент избирается Парламентом сроком на 5 лет. Конституция наделила Президента широкими полномочиями, возложив на него осуществление законодательной и исполнительной власти. Президент назначает Премьер-министра и по его рекомендации назначает и отзывает других членов Правительства. По заключению Совета республики консультативного органа, который образуется при Президенте в предусмотренных Конституцией случаях, Президент может сместить Правительство, если оно утратило доверие Парламента.[4] В исключительных случаях он председательствует в Совете министров. Президент созывает Парламент на очередные сессии один раз в год и на чрезвычайные, когда найдет нужным. Он вправе отложить проведение парламентской сессии на срок до 30 дней. В полномочия Президента входит также утверждение и промульгация законов, принятых Парламентом, и возможность возвратить проект закона в Парламент для повторного рассмотрения. Президент может назначать референдум и направлять послания нации. Наконец, он является главой вооруженных сил. Помимо этого Президент осуществляет ряд прав с министерской контрасигнацией. К их числу относятся право представлять страну во внешних сношениях, объявлять войну и заключать мир, а также право распускать Парламент, если он после 3 голосований не может избрать Президента или когда Парламент находится в разногласиях с общественным мнением либо не может обеспечить стабильность Правительства.

В марте 1986 г. была принята серия поправок, лишивших Президента ряда важных полномочий, в том числе права смещать Премьер-министра. Распустить Парламент он может только в том случае, если отставка 2 правительств подряд показывает отсутствие политической стабильности. Ограничено его право объявлять референдум, а право провозглашать чрезвычайное положение передано Парламенту.

Исполнительная власть осуществляется Правительством, которое состоит из Премьер-министра и министров (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, получившей большинство мест в Парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет присягу, Правительство должно поставить вопрос о доверии перед Парламентом. Палата депутатов вправе "взять обратно свое доверие" Правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана, по меньшей мере, 1/6 частью депутатов. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций, согласно положениям законов об ответственности министров.

§3Положение президента в советских республиках

В советских республиках президент также избирается парламентом. Этот вопрос предрешается политбюро центрального комитета соответствующей коммунистической партии или даже самим генеральным или первым секретарем, который и становится обычно президентом. Согласно, например, первому предложению ст.102 Конституции Социалистической Республики Вьетнам 1992 года, Президент государства избирается Национальным собранием из числа депутатов Национального собрания. Последнее примечательно, ибо последовательно вытекает из принципа так называемого единства власти – формального полновластия представительных органов, в состав которых наряду с прочими депутатами входят руководители всех органов власти.

На процедуре выборов применяется мажоритарная система чаще всего в два- три тура с перебаллотировкой кандидатов, получивших наибольшее число или не менее установленного минимума голосов. Впрочем, Конституция Республики Намибии 1990 года предусмотрела, что туры голосования по выборам Президента будут проводиться до тех пор, пока какой-либо из кандидатов не получит абсолютного большинства поданных голосов.

В странах, где президент избирается народом, иногда предусматривается, как, например, в США, что если ни один из кандидатов не будет избран в единственном туре всеобщих выборов, то перебаллотировка кандидатов, получивших большее число голосов, осуществляется в парламенте или его нижней палате.

Конституции обычно предъявляют к кандидатам в президенты определенные требования.

Часто требуется достижение возраста 35-40 лет (в Китае и Монголии 45, в Италии 50), хотя в некоторых странах такого требования нет и президентом может стать лицо, которое пользуется пассивным избирательным правом по выборам в парламент (например, во Франции). Верхний возрастной предел, как правило, не устанавливается. В этом нет нужды, поскольку демократический порядок выборов президента позволяет не допустить избрания лица с маразматическими проявлениями, а, кроме того, широко распространенный запрет избрания на третий срок (в некоторых странах, как в Мексике – даже на второй) гарантирует от того, что раз избранное лицо засидится в президентском кресле до маразма. Есть и иные гарантии от такой опасности.[5]

Кандидат в президенты должен, разумеется, быть гражданином соответствующей страны, причем в некоторых странах, как в США, Намибии, Колумбии, Монголии, на Филиппинах, требуется, чтобы он был прирожденным, а не натурализованным гражданином. Примечательно, что в западноевропейских и даже пост-социалистических странах конституционные требования к кандидату в президенты обычно либеральны – достаточно, чтобы он обладал активным или пассивным избирательным правом и достиг установленного возраста (Германия, Италия, Чехия, Словакия, Венгрия). В Болгарии и Монголии нужно еще, чтобы он прожил в стране последние пять лет перед выборами, а в Македонии – не менее 10 лет из последних 15- ти.

Нередко президенту запрещается любое совместительство государственных должностей и мандатов. Во многих странах конституцией, законом ли обычаем требуется, чтобы президент, находясь в должности, не состоял ни в какой политической партии, тогда как в других странах партийность президента считается вполне допустимой.

§4Правовое положение президента в президентских республиках

В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики: и Президент, и парламент непосредственно избираются народом; Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку Правительство путем выражения ему вотума недоверия; решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров; Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона; Президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентов законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов; в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты; заключаемые Президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентов; судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.

В данной работе были рассмотрены далеко не все из ключевых характеристик президентской власти в странах с различной формой правления. Специального анализа требует такие ее проявления, как особые полномочия президента в условиях чрезвычайного положения, взаимоотношения главы государства с различными общественно-политическим группами и средствами массовой информации, стили политического поведения президентов и нормы их ответственности за свои действия. Большую практическую значимость представляет рассмотрение оптимальных вариантов организации работы аппарата президента, процедуры передачи властных полномочий от одного президента к другому, профессиональных и личностных характеристик президентов. Вообще проблематика, связанная с анализом института президентства, обширна и многообразна, явно нуждается в дальнейших исследованиях.

Глава 3.Полномочия и обязанности президента

Президент Республики не может заниматься никакой другой публичной или профессиональной деятельностью, за исключением партийной».[6]

Политическая конституция Колумбии 1991 года запрещает Президенту. или лицу, его замещающему, под страхом потери мандата в течении срока полномочий перемещаться на иностранную территорию без предварительного уведомления Сената, а в Случае перерыва в его работе – Верхнего суда правосудия. Более того, в течение года, следующего за прекращением полномочий, бывший Президент ли замещавшее его лицо не вправе покидать страну без предварительного разрешения Сената.

Торжественное вступление президента в должность, которое в США и некоторых других странах именуется инаугурацией, включает обычно принесение присяги.[7]

Президент пользуется неприкосновенностью и рядом других привилегий, присущих главе государства: резиденциями, правом на штандарт, специальным вознаграждением, охраной и др., причем некоторые привилегии сохраняются и после того, как лицо перестало быть президентом. В Италии бывшие президенты становятся по праву сенаторами, во Франции – Членами Конституционного совета.

Срок полномочий президента составляет обычно 4-5 лет, реже встречаются 6- летний (Мексика) или 7- летний (Италия, Франция) срок. Он может быть равен сроку полномочий парламента (нижней палаты), что не всегда означает совпадение этих сроков, ли превышать его. Конституция часто предусматривают возможность продления срока полномочий президента, если из-за чрезвычайных обстоятельств оказывается невозможным своевременное проведение очередных президентских выборов.[8]

Президент обладает весьма широкими полномочиями.

1.Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств.

2.Президент – гарант конституции. Он обязан принимать меры ее соблюдению и охране.

3.Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, подписывает законы и обладает правом вето, публикует их.

4.Полномочия по формированию других высших органов государства. Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства в парламенте.

5.В сфере нормотворческой деятельности президент издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти.

6.Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций.

7.Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По конституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями.

8.Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определенных рангов.

9.Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент – гарант прав и свобод граждан.

Конституции предусматривают не только обязанности президента, но и определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ее.

Глава 4.Ответственность и прекращение обязанностей президента

В ряде случаев развивающихся стран с авторитарным политическим режимом учреждался даже институт пожизненного президента (например, в Малави), однако обычно таким президентом не удается досидеть у власти до конца жизни: рано или поздно их свергают, как произошло, например в Экваториальной Гвинее, Уганде, Тунисе.[9]

Президент в принципе неответственен за свою деятельность. Но в отличие от монарха его не ответственность имеет границы. Конституции, как правило, устанавливают ответственность президентов за правонарушения.

Интересно привести положения ст. 106 словацкой Конституции, согласно которым Национальный совет может отозвать Президента с его должности, если он проводит деятельность, направленную против суверенитета и территориальной целостности республики, или деятельность, направленную на устранение ее демократического конституционного строя; предложение об отзыве вносится абсолютным большинством всех депутатов, а для принятия решения об отзыве вносится абсолютным большинством всех депутатов, а для принятия решения об отзыве требуется большинство 3/5 всех депутатов. Сопоставим приведенные положения с содержанием ст.107, согласно которой Президента можно преследовать только за измену родине; обвинение в этом случае предъявляет Национальный совет, а разрешает дело Конституционный суд. Можно сделать вывод, что ст. 106 устанавливает лишь политическую ответственность Президента, а ст. 107- его уголовную ответственность.

Более типичными в отношении ответственности президента можно считать нормы ст. 65 чешской Конституции, согласно которым Президента нельзя задерживать и подвергать уголовному и административному преследованию. Преследователь его можно только за государственную измену и только перед Конституционным судом по обвинению Сената. Наказанием может быть утрата президентской должности и способности занять ее снова. Уголовное преследование за преступления, совершенные во время исполнения должности Президента Республики, исключается навсегда. В этом чешская Конституция отличается от Конституции США, которая в части седьмой разд. 3 ст. 1 установила, что смещенное в порядке импичмента лицо подлежит затем за свои судебному преследованию в соответствии с законом.

Конституции различно решают вопрос о замещении должности Президента в случае его досрочного выбытия или препятствия к исполнению им своих обязанностей.

В одних странах (США, Болгария) вместе с президентом избирается вице- президент, который помогает президенту, выполняя его поручения, временно замещает его в случае необходимости. В случае же досрочного выбытия Президента США Вице – президент становится Президентом до окончания срока полномочий выбывшего Президента, а в Болгарии это имеет место только в случае, если Президент подал в отставку, в остальных же случаях должны проводиться новые президентские выборы, до которых Президента замещает Вице – президент, а если это невозможно, то председатель Народного собрания.

Необходимо подчеркнуть, что вице – президент, избранный в одной связке с президентом, не вправе открыто выступать против политики президента. Если он с этой политикой не согласен, то должен уйти в отставку.

В других странах (Франция, Венгрия) институт вице – президента не предусмотрен, а конституции устанавливают порядок временного замещения президента на случай невозможности исполнения им своих обязанностей и с немедленным назначение президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Во Франции Президента временно замещает Председатель Сената, а если для него имеются препятствия, то Правительство. Которые, однако, не могут назначать референдум и распускать Национальное собрание: в это время не могут решаться вопросы доверия Правительству и изменения Конституции. Согласно Конституции Венгерской Республики 1949 года в редакции 1990 года, Президента временно замещает председатель Государственного собрания, который, однако, не может возвращать Государственному собранию законы на повторное рассмотрение, направлять их в Конституционный суд, распускать Государственное собрание, а помиловать может только осужденных вступившим в силу судебным приговором. А председателя на это время замещает его заместитель, утвержденный Государственным собранием.

Коротко следует упомянуть Президента и Вице – президента Швейцарии. Они назначаются Федеральным собранием и сроком на один год без немедленного переназначения и возглавляют Федеральный совет, выполняющий задачи правительства и главы государства. Каких – либо их полномочий именно как главы государства действующая Федеральная конституция Швейцарской Конфедерации 1874 года не устанавливает.

Наконец, нельзя не остановиться вкратце на специфической особенности статуса главы государства в Исламской Республике Иран по ее Конституции 1979 года с изменениями 1989года.

В этой стране избираемый всеобщими выборами не более чем на два четырехлетних срока Президент является высшим должностным лицом после института Руководства. Он отвечает за проведение в жизнь Конституции и действует в качестве главы исполнительной власти. За исключением вопросов, отнесенных к ведению Руководства. Президент избирается из числа религиозных и политических деятелей и должен обладать такими качествами, как иранское происхождение, иранское гражданство, административные способности и находчивость, безупречное прошлое, честность и благочестие, убежденная вера в фундаментальные принципы Исламской Республики Иран и официальную религию страны. Выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура с перебаллотировкой двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Президент ответственен перед народом, Руководителем и Исламским консультативным собранием (ИКС) – законодательным органом.

Президент может иметь, согласно ст. 124, заместителей, и с его согласия первому заместителю могут быть поручены ведение дел Совета министров и координация функций остальных заместителей.

Президент, подписывая законы, принятые ИКС и путем референдума, и направляет их властям, ответственным за их проведение в жизнь, подписывает либо поручает это своим законным представителям) международные договоры, отвечает за национальное планирование и бюджет, ведает государственными вопросами занятости, назначает по представлению министра иностранных дел послов, присуждает государственные отличия, назначает министров, которые должны получить доверие ИКС, возглавляет Совет министров и ответственен перед ИКС за его действия, может смещать министров.

Президент может быть смещен с должности по состоянию здоровья. Решение принимает парламент после заключения специального созываемого государственного медицинского консилиума. В 80-х гг. так был отстранен от должности президент Туниса Х. Бурбига.[10]

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры. В Словакии и Словении президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Президент может прекратить свои полномочия путем ухода в отставку.

Вывод

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики государства должны соответствовать Конституции и Законам. Данная тема является довольно сложной и многообразной и требует большого внимания, что я и постаралась отразить в своем реферате. Следует сделать вывод, что правовое положение президента в странах с различной формой правления имеет как сходство, так и различия, в результате этого выбранная мною тема реферате является актуальной во все времена.

На Президента возложена очень важная функция в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами.

В своей работе по теме «Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления» я постарались показать различия в правовом положении президента в странах с различной формой правления, а также дать сравнительный анализ между этими странами.

В своем исследовании я использовали такие работы, как: Конституционное право. Учебник под ред. А.Е.Козлова. Москва, 1996г.; Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян. Конституционное право. Учебник для вузов. Москва, 2000г.; Баглай М.В. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. Москва, 1994г.; Сахаров А.Д. Воспоминания. Москва, 1996г.

Список использованной литературы:

1. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, БЕК, 2000

2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран, Юрайт, 2001

3. Лазарев В.В. Конституционное право, Юристъ, 1999

4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть /Отв. ред. Б.А. Страшун, М., 1996

5. Крутоголов М.А. Президент Французской республики. М., 1980

6. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.,1994

7. Черниловский Б.З. Институт президентуры в свете исторического опыта//Советское государство и право. 1991.№6

8. Чиркин В.Е. Президентская власть//Государство и право. 1997. №5

9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006

10. В.И. Козлова, О.Е. Катуфин Конституционное право М., 1996


[1] Сообщество-форма конституционно-правового союза Франции с ее бывшими колониями, которые по Конституции1958 года преобразовались в автономные государства, если не захотят обрести полную независимость. Поскольку эти государства предпочли независимость, положения Конституции о Сообществе остались мертвой буквой и были отменены лишь в 1995 году.

[2] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.-4 изд., перераб. И доп.-М.: Юрист, 2006.-332с.

[3] Чиркин В.Е. Указ. соч. 337с.

[4] Лазарев В.В. Конституционное право, Юристъ 1999, 234 с.

[5] Чиркин В.Е. Указ. соч. 453 с.

[6] Черниловский Б.З. Институт президентуры в свете исторического опыта//Советское государство и право. 1991, № 6, 20с.

[7] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994, 127с.

[8] Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. Юрайт,2001, 254 с.

[9] Б.А. Страшун Конституционное (государственное) право зарубежных стран. -М.:БЕК,1995-587с.

[10] В.И. Козлова, О.Е. Катуфин Конституционное право М.,1996-257с.