Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Дисциплина Мировые товарные рынки и конъюнктура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУ ВПО РГУТИС)

Факультет экономический

Кафедра экономика и предпринимательство

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор

________________________Н.Г. Новикова

«_____»_____________________200__г.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

Дисциплина Мировые товарные рынки и конъюнктура

Специальность Мировая экономика 080102

Специализация Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм

Москва 2008 г

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

составлены на основании примерной программы дисциплины Мировые товарные рынки и конъюнктура

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

утверждены на заседании кафедры Экономика и предпринимательство

Протокол №________________________ «____»_______________200

г.

Зав. кафедрой к.э.н. доцент Кривошеева Т.М.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №________________________ «____»____________200 г.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов разработал:

Преподаватель кафедры к.э.н. доц. Захарова Е.В.

Экономика и предпринимательство

Согласовано:

Зам. проректора – начальник

Учебно-методического управления

к.э.н., доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела

Рыженок Н.В.

1. Введение

Самостоятельная работа студентов по специальности 080102 «Мировая экономика» является одним из важных этапов в изучении теории курса «Мировые товарные рынки и конъюнктура» и приобретение навыков поиска, подбора и систематизации литературного и справочного материала, умение правильно его анализировать, делать обобщения и выводы. Результатом самостоятельной работы студентов является грамотное изложение содержания вопросов с использованием терминологии данной дисциплины, при подготовке к семинарским занятиям, докладам, рефератам, дискуссиям. Студент может выбрать тему научного доклада из числа предложенных преподавателем, либо самостоятельно - в рамках рассматриваемой проблемы.

Главная цель самостоятельной работы студентов в данной дисциплине - сформировать у студентов представление о международной экономической конъюнктуре и ее важнейших составляющих.

В процессе изучения данной дисциплины студенты овладевают системой теоретических знаний и закономерностей развития мирохозяйственной конъюнктуры, а также общей характеристикой и спецификой для отдельных товарных рынков, получают достаточно полное представление о процессах глобализации мировой экономики на этапе вхождения России в ВТО.


2. Наименование тем, их содержание и объем в часах самостоятельной работы студентов

№ п/п

Наименование тем

Очная форма обуче ния

Заочная форма обуче ния

Очно- заочная форма обучения

полный курс

полный курс

полный курс

1

Предмет, метод и содержание курса

2

4

4

2

Основные подходы к определению понятия «международная торговля»

2

4

4

3

Мировая торговля и ее место в системе мирового хозяйства

4

4

4

4

Основные показатели, характеризующие состояние и динамику мировых товарных рынков

4

4

4

5

Развивающиеся страны в мировой торговле

6

6

6

6

Функции мирового рынка товаров

4

4

4

7

Особенности и условия формирования конъюнктуры мирового рынка услуг

4

4

4

8

Изучение спроса и предложения на мировых рынках

6

8

6

9

Конъюнктура мировой торговли товарами промышленного назначения

4

4

4

10

Особенности конъюнктуры международного рынка технологий

4

4

4

11

Анализ и прогноз конъюнктуры рынка

6

8

6

12

Виды и характеристика цен на мировых рынках

4

6

6

13

Особенности ценовой политики на мировых рынках

4

6

6

14

Переговоры в сфере международной торговли

4

8

6

15

Глобальные конъюнктурные исследования и содействие принятию решений

4

8

6

16

Конкуренция и конкурентные преимущества на мировых товарных рынках

4

8

6

ИТОГО:

66

90

80


3. Вопросы и тематическое содержание самостоятельной работы студентов

3.1. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.

Тема 1. Предмет, метод и содержание курса.

1. Что изучает дисциплина «Мировые товарные рынки и конъюнктура»?

2. Какова цель изучения дисциплины «Мировые товарные рынки и конъюнктура»?

Тема 2. Основные подходы к определению понятия «Международная торговля».

1. Что такое «Международная торговля»?

2. Международная торговля и торговая политика (тарифы, квоты, тарифные барьеры и т.п.).

3. Сравнительные преимущества и выгоды от международной торговли.

Тема 3. Мировая торговля и ее место в системе мирового хозяйства.

1. Структура международной торговли.

2. Платежный баланс мировой торговли.

3. Платежный баланс и вмешательство государства.

Тема 4. Основные показатели, характеризующие состояние и дина мику мировых товарных рынков.

1. Система показателей оценки мировых товарных рынков.

2. Основные показатели рыночной инфраструктуры.

3. Основные показатели товарных рынков в системе национальных счетов.

Тема 5. Развивающиеся страны в мировой торговле.

1. Распределение мировых доходов между странами.

2. Проблемы торговли сырьевыми товарами в развивающихся странах. Предложения по стабилизации цен.

Тема 6. Функции мирового рынка товаров.

1. Интегрирующая функция рынка, как основа для создания совместных предприятия и производств.

2. Конкуренция, как основа развития движущих сил рынка.

3. Динамика и направления развития мирового рынка.

Тема 7. Особенности и условия формирования конъюнктуры мирового рынка услуг.

1. Рынок коммерческих услуг.

2. Рынок организаций.

3. Рынок мест и идей.

4. Проблемы и перспективы развития рынка услуг.

Тема 8. Изучение спроса на мировых рынках.

1. Методы изучения потребительского спроса на мировых рынках.

2. Информационная база для изучения потребительского спроса на мировых рынках.

3. Методы изучения предложения на мировых рынках.

Тема 9. Конъюнктура мировой торговли товарами промышленного назначения.

1. Особенности рынка товаров промышленного назначения (ТГШ).

2. Основные виды ситуаций при совершении закупок товаров промышленного назначения.

3. Факторы, оказывающие основное влияние на покупателей ТПН.

4. Рынок промежуточных продавцов в торговле ТПН.

Тема 10. Особенности конъюнктуры международного рынка техно логий.

1. Строительный инжиниринг.

2. Консультативный и технологический инжиниринг.

Тема 11. Анализ и прогноз конъюнктуры рынка.

1. Формы и методы изучения конъюнктуры рынка.

2. Показатели конъюнктуры рынка.

3. Прогноз конъюнктуры рынка.

4. Конъюнктурная систематика.

Тема 12. Виды и характеристика цен на мировых товарных рынках.

1. Что такое мировая цена?

2. Особенности различных видов цен на мировых рынках.

Тема 13. Особенности ценовой политики на мировых рынках.

1. Международные стратегии ценообразования.

2. Факторы, влияющие на международную стратегию ценообразования.

3. Условия продажи / условия поставки на мировых рынках.

Тема 14. Переговоры в сфере международной торговли.

1. Переговоры между представителями различных культур.

2. Проблемы столкновения культур при переговорах в сфере торговли.

3. Проблема взяточничества в процессе проведения международных переговоров между представителями различных культур.

Тема 15. Глобальные конъюнктурные исследования и системы содействия принятию решений.

1. Обеспечение координации между глобальными конъюнктурными исследованиями и процессом принятия решений.

2. Вторичные конъюнктурные исследования рынка.

3. Первичные конъюнктурные исследования рынка.

Тема 16. Конкуренция и конкурентные преимущества на между народных рынках.

1. Сущность и основные черты гиперконкуренции.

2. Основные источники конкурентных преимуществ.

3. Конкурентные стратегии по М. Портеру.

3.2. Тематика и требования к оформлению и содержанию докладов, рефератов, эссе.

Доклады, рефераты или эссе являются результатом самостоятельной работы студента, которые по согласованию с преподавателем могут быть вынесены на обсуждение всей группы. Каждый студент обязан проконсультироваться с преподавателем о содержании, оформлении докладов, эссе, рефератов. Составление доклада предполагает изучение теоретических вопросов из разных источников. Изложение избранной темы не должно превышать 10-15 мин. аудиторного времени. Доклад может быть в устной и письменной форме. В заключительной части студент должен подвести итог данного сообщения.

Составление реферата является промежуточным результатом работы студентов между докладом и курсовой работой. Это письменная работа самостоятельно выполняется студентом и должна содержать детальный анализ данной проблемы. Реферат обычно состоит из введения, нескольких глав и заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы машинописного или компьютерного текста 20-25 страниц. Требования к оформлению рефератов аналогичны требованиям к курсовым работам.

Выполнение эссе, также как и докладов, рефератов, предусматривается рабочей программой и предполагает форму краткой информационной справки, которая может быть представлена рукописным текстом или отпечатана, либо составлена студентом в виде тезисов. Объем может составлять не более трех страниц.

Тематика рефератов, докладов, эссе по дисциплине «Мировые товарные рынки и конъюнктура»:

Рефераты:

• Понятие товара и услуги в международной торговле.

• Жизненный цикл товара на внешнем рынке.

• Понятие услуги в международной практике.

• Информация и информационные технологии в международной торговле.

• Понятие результатов интеллектуальной деятельности по номенклатуре ГАТТ, ВТО.

• Международные товарные номенклатуры.

• Классификация внешнеторговых операций.

• Традиционные операции, прямые операции в международных сделках.

• Агентские соглашения в международной торговле.

• Договор поручения, договор комиссии при операциях на мировом товарном рынке.

• Брокерский и маклерский договоры.

• Встречные операции на мировых товарных рынках.

• Международные биржи.

• Международные аукционы.

Доклады:

• Основные требования к реализации товара на мировых рынках.

• Формы реализации товара на мировых рынках.

• Классификация фирм на мировых рынках.

• Конъюнктура товарного рынка.

• Внешнеторговая квота.

• Функции мирового рынка.

• Сущность международного обмена товарами.

• Встречная торговля, бартерные операции и встречные закупки на мировых товарных рынках.

• Торговля готовой продукцией на мировых товарных рынках.

• Торговля кооперированной продукцией.

• Особенности биржевой торговли товарами.

• Основные виды сделок на товарных биржах.

Эссе:

• Позиции России на мировых товарных рынках.

• Основные источники информации для изучения конъюнктуры товарных рынков.

• Структура издержек в международной системе «Инкотермс».

• Плюсы и минусы вхождения России в ВТО.

• Исторический шанс России в XXI веке на рынке экологических услуг.


4. Тесты.

Отметьте галочкой Ваш вариант ответа в квадратике.

Тема 1. Международная торговля и ее место в системе мирового хозяйства

1. Отметить основные политические факторы, влияющие на конъюнктуру рынка

- локальные и региональные войны

- террористические акты

- государственные перевороты

- теневая экономика

- нестабильность политической обстановки в мире, регионе, стране

- межгосударственные переговоры

2. Отметить основные типы рынков по степени свободы конкуренции

- рынок совершенной (чистой) конкуренции

- рынок частичной конкуренции

- рынок чистой монополии

- рынок ограниченной монополии

- рынок монополистической конкуренции

- рынок олигополистической конкуренции

- рынок частичной олигополии

3. Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется

- большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов)

- ограниченным числом субъектов внешней торговли

- сравнительно однородным характером поставляемой продукции

- неограниченной номенклатурой поставляемой продукции

- цены на товары имеют тенденцию к сближению

- цены на аналогичные товары имеют значительный разброс

- стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар

- стремление экспортера к максимальной прибыли приводит к повышению цены на товар

- выигрыш экспортера заключается в возрастании объема поставок

- выигрыш экспортера заключается в завышении продажной цены товара

4. Рынок чистой монополии характеризуется

- наличием одного единственного поставщика

- наличием двух-трех поставщиков товара

- изменением цен в зависимости от спроса

- манипулированием объемами производимой продукции

- наличием у монополиста эксклюзивного права продукции

- изменением цен в зависимости от предложения на товарном рынке

- происходит оптимальный подбор объемов производств, чтобы совокупный доход был как можно выше

- имеет место «ценовая дискриминация»

Тема 2. Основные показатели, характеризующие состояние и динамику международной торговли

1. Отметить основные конъюнктурообразующие факторы

- циклические

- внециклические

- государственное регулирование экономики

- степень монополизации рынка

- соотношение спроса и предложения

- природные факторы

- форс-мажорные обстоятельства

- политические факторы

- экономические факторы

- технологические факторы

2. Различают конъюнктуру

- общехозяйственную

- отраслевую

- товарных рынков

- низкую

- повышающуюся

- понижающуюся

- среднесрочную

- долгосрочную

- краткосрочную

- текущую

- товарную

- промышленную

3. Конъюнктура это:

- □ наука, изучающая явления экономической жизни

- конкретный процесс циклического воспроизводства, находящий свое проявление в динамике промышленного производства капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента внутренней и внешней торговли и других экономических показателей

- совокупность условий и факторов, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение одной отрасли, отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы производства

- соотношение спроса и предложения

- совокупность факторов производства

4. Отметить основные экономические факторы, влияющие на конъюнктуру:

- инфляционные процессы

- уровень процентных ставок

- дефицит государственного бюджета

- внутренний инвестиционный спрос

- состояние платежного баланса страны

- состояние внешней задолженности

- колебания курсов обмена денег

- величина внешней задолженности развивающихся стран

5. Олигополистический рынок характеризуется:

- наличием большого числа производителей-поставщиков

- наличием одного единственного производителя-монополиста

- наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка

- между фирмами и странами-импортерами существуют негласные соглашения о сотрудничестве (о разделении сферы влияния)

- существуют неофициальные договоренности между основными конкурентами фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства

- цены на товары монополист устанавливает единолично

Тема 3. Мировой рынок и его место в системе мирового хозяйства

1. Государство регулирует цены внутреннего рынка при помощи следующих основных инструментов:

- гарантирует производителям уровень продажных цен

- предоставляет субсидии для покрытия издержек производства

- твердо фиксирует цены на товары

- увеличивает импортные пошлины

- вводит налог на продажи

2. «Ценовая дискриминация» это:

- установление цены на товар ниже себестоимости

- поставщик товара варьирует цену на товар в зависимости от страны-импортера, финансовых возможностей импортера

- принудительное установление цены ниже мирового уровня

3. Рынок монополистической конкуренции характеризуется

- наличием крупнейшего монополиста по производству данного вида продукции

- наличием ряда крупных монополистов и значительного числа менее крупных фирм

- конкурентным характером ценообразования с приоритетом монополизма

- взвинчиванием цен со стороны монополий

- влиянием на цены конкуренции монополий, которые предлагают товары различных отраслей с различной товароведческой характеристикой и физическими свойствами, но используемых для одной и той же цели

- при формировании цен учитывается конкуренция товаров, заменяющих по своим качествам традиционные

- наличием большого числа конкурирующих производителей данного вида продукции

4. Отметить основные методы прогнозирования конъюнктуры

- метод «глупого следования за конкурентом»

- затратный метод

- метод экстраполяции

- метод экспертных оценок

- метод «снятия сливок»

- метод эконометрических моделей

- балансовый метод

5. Перечислить основные группы показателей для исследования
конъюнктуры рынка:

- данные о ценах

- данные о движении ставок учетного процента

- данные о производстве

- данные о заработной плате

- данные о сфере обращения

- динамика спроса и предложения

6. Отметить механизм и основные инструменты ценообразования
на сельхозпродукцию в странах ЕС;

- установление нескольких категорий цен

- установление индикативных (желательных для Сообщества цен)

- установление минимальных цен импорта (т.н. пороговые цены)

- установление минимальных продажных цен, гарантированных производителю интервенциями, официальными организациями)

- применение протекционистских мер для защиты внутреннего рынка

- проведение политики либерализации в торговле сельхозпродукцией

7. Отметить основные инструменты воздействия государства на уровень цен в машиностроении и сырьевых отраслях:

- государство берет на себя часть финансирования на НИОКР

- государство проводит скрытое финансирование экспорта

- государство ведет протекционистскую таможенную политику

- проведение политики либерализации внешней торговли

- снятие ограничений на импорт конкурентной продукции

8. Отметить основные показатели для исследования конъюнктуры рынка, входящие в группу данных о состоянии производства:

- динамика ВВП

- динамика промышленного производства

- динамика ставок учетного процента

- уровень загрузки производственных мощностей

- динамика капиталовложений

- динамика занятости

- динамика производительности труда

- уровень заработной платы

- ТЭП состояния дел у основных фирм-продуцентов данного товара

9. Множественность цен означает:

- наличие нескольких уровней мировой цены

- наличие нескольких цен на различные товары и услуги

- наличие ряда цен на один и тот же товар или товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения (импортных, оптовых или розничных цен), на одинаковой транспортной или фрахтовой базе

- различие национальных издержек производства товаров, которые вместе с национальной средней нормой прибыли формируют национальные цены производства, которые, в свою очередь, определяют различные уровни мировых цен

10. Отметить основные показатели для исследования конъюнктуры, входящие в группу данных о ценах:

- динамика оптовых цен производителей и потребителей товаров на внутреннем и мировом рынках

- динамика производительности труда

- уровень инфляции

- изменение курсов валют

- степень монополизации отдельных рынков

- данные о портфеле заказов

- величина товарных запасов

- состояние государственного и межгосударственного регулирования цен на отдельные товары

11. Установить соответствие:

Мировые цены на сырьевые товары это

- А- цены аукционов в Лондоне и Нью-Йорке

- Б - экспортные цены Канады

- В - цены сингапурской биржи

- Г - цены аукционов в Лондоне и Коломбо

- Д - биржи в Лондоне и Роттердаме

12. Отметить основные виды публикуемых цен:

- мировые цены

- справочные цены

- национальные цены

- цены статистики внешней

- фирменные цены

- биржевые котировки

- цены аукционов

- среднемировые цены

- цены фактических сделок и контрактов торговли

13. Отметить признаки мировой цены:

- выражена в СКВ

- цена сделок в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции

- выражает интернациональную стоимость товара

- по этой цене осуществляются крупные коммерческие сделки, не связанные экспортные и импортные операции

- это среднемировая цена на товар

- это экспортные цены основных производителей сырья и им импортные цены западноевропейских рынков и цены крупнейших бирж.

Тема 4. Функции мирового рынка

1. Основой возникновения мирового рынка считают становление

- регионального рынка

- национального рынка

- внутреннего рынка

- международного рынка

2. Форма хозяйственного обращения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны - это:

- внешний рынок

- национальный рынок

- внутренний рынок

- национальная торговля

- внутренний товарообмен

3. Сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства - это:

- международный рынок

- мировой рынок

- глобальный рынок

- международная торговля

4. Отметить основные черты, присущие мировому рынку

- проявляется в межгосударственном перемещении товаров

- товары, находящиеся в товарообороте, находятся под воздействием внутреннего спроса

- это категория товарного производства, вышедшего в поисках сбыта продукции за национальные границы

- оптимизация использования факторов производства

- выбраковка из международного обмена товаров, которые не соответствует международным стандартам качества при конкурентных ценах

- информационная функция показывает совокупный спрос и предложение, через которые производитель может оценить и адаптировать показатели своего производства

- оказывает обратное влияние на производство, показывая что, сколько и по какой цене производить

- является вторичной категорией теории мировой экономики

- является причиной возникновения международной конкуренции

5. Отметить основные торговые потоки на мировом рынке, начиная с середины 80-х гг. и установить соответствия:

- Запад-Запад

- Запад-Юг

- экономические связи между индустриальными и развивающимися странами

- экономические связи между странами СЭВ

- экономические связи между социалистическими и развивающимися странами

- экономические связи между индустриальными странами

- экономические связи между социалистическими и индустриальными странами

6. Главный внешним признаком существования мирового рынка является:

- наличие иностранных продавцов и покупателей

- наличие внешнего спроса и предложения

- передвижение товаров и услуг между странами

- существование мирового экономического пространства

- наличие международной торговой организации

7. Сфера международных товарно-денежных отношения, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран - это

- международный рынок

- международная торговля

- мировое экономическое пространство

- внешнеторговый оборот

Тема 5. Сущность международного обмена товарами

1. Продажа товаров, предусматривающая вывоз за границу - это

- экспорт

- импорт

- реэкспорт

- реимпорт

2. Разность стоимостных объемов экспорта и импорта - это

- торговое сальдо

- торговый оборот

- внешнеторговый баланс

- мировой спрос

3. Баланс спроса и предложения на мировом рынке достигается при помощи:

- международной торговли

- рыночных механизмов регулирования

- международного торгового права

- соотношения экспорта и импорта

- регулирования цены

4. Движущей силой развития мирового рынка выступают

- постоянные нарушения равновесия системы рынка

- мировые экономические и политические кризисы

- стихийные бедствия

- различные форс-мажорные обстоятельства

- появлении новых товаров и услуг

- новых потребностях мирового сообщества

- новых технологических связях в сфере производства

- новых методах конкуренции

- новых организационных и правовых формах упорядочения возникающей конкуренции

- победа военных диктатур

- смена правительств

- падение производства

- перепроизводство товаров

- террористические акты

- землетрясения

5. Современный мировой рынок имеет следующую структуру.

Установить соответствие (поставить стрелки):

1) базовый этаж (цоколь)

а) рынок ресурсов, топлива, сырья агропродукты, лесоматериалы, минеральное сырье

б) рынок готовых изделий

2) верхний этаж

6. К рынку товаров промышленного назначения относят:

- продукты черной металлургии

- конструкционные материалы

- текстиль

- швейные изделия

- обувь

- продукция легкой промышленности

- станки

- транспортные средства

- резино-технические и пластмассовые изделия

- продукты основной химии и деревообработки

- аэрокосмическая техника

- автоматизированное конторское оборудование и информационная техника

- фармацевтика

- точные и измерительные приборы

- электрооборудование

7. Главная форма борьбы за рынки базовых товаров:

- ценовая конкуренция

- неценовая конкуренция

8. Отметить формы борьбы за рынки готовой продукции:

- ценовая конкуренция

- совершенствование потребительских свойств товаров

- неценовая конкуренция

- качество изделий

9. Отметить особенности торговли готовыми изделиями в соответствии с теорией американского экономиста С. Линдерта:

- потребительские товары самого лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения

- изделия среднего качества импортируются в страны с умеренными доходами на душу населения

- государства с более или менее схожими уровнями подушевых доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по их ассортименту и качеству)

- страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий

- структуры спроса и предложения готовых изделий у стран с близкими уровнями технико-экономического развития очень близки, но не совпадают

- страны с близкими уровнями экономического развития имеют совершенно различную структуру потребления - это во многом зависит от культурных особенностей и традиций потребления в конкретной стране

10. Наименьшего протекционизма требуют обычно

- рынки готовых изделий

- рынки базовых ресурсов

- рынки обработанных продуктов

- рынки машин и оборудования

10. ПРС ослабляют свои тарифные барьеры весьма выборочно: (установить соответствия) (поставить стрелки, соединяющие выбранные Вами понятия):

1) рынки сырья и топлива А) защищаются в 2,5-3,6 раза сильнее чем рынки сырья

2) рынки полу обработанных Б) менее всего защищены продуктов

3) рынки готовых изделий В) защищаются в 4,3-7,8 раза сильнее, чем рынки топлива

11. Объем международной торговли исчисляется:

- долларах США

- немецких марках

- японских йенах

- ФОБ

- СИФ

- евро

12. Основным компонентом в российском экспорте в страны Западной Европы является:

- электроэнергия

- промышленная продукция

- полуфабрикаты

- топливно-сырьевые ресурсы

- сельскохозяйственная продукция

- машины и оборудование

13. Основным методом выхода России на западно-европейский рынок, учитывая нежелательность конкурента для западных стран может стать:

- прямой товарообмен

- научно-техническая кооперация

- производственная кооперация

- подрядное производство

- развитие экспортно-импортных связей

Тема 6. Понятие экономической конъюнктуры

1. Рамками прикладных исследований конъюнктуры являются

- отраслевые рамки

- географические рамки

- временные рамки

- все вышеперечисленное

2. Стратегическими целями конъюнктурных исследований являются:

- оценка политической и социальной стабильности государства

- характеристика возможных деловых партнеров

- исследование системы обложения налогами и сборами

- оценка прогнозов развития народного хозяйства государств.

Тема 7. Показатели конъюнктуры мирового товарного рынка

1. К показателям конъюнктуры мирового относят следующие измерители:

- ВВП

- прирост ВВП на душу населения

- темпы роста инфляции

- темпы роста личного потребления населения

- все вышеперечисленное

- ни один из вышеперечисленных не относится

Тема 8. Конъюнктура рынков промышленного и сельскохозяйственного сырья

1. Какие тенденции будут характерны в будущем для рынка промышленного и сельскохозяйственного сырья?

- к снижению материале- и энергоемкости

- к повышению материале- и энергоемкости

- к сокращению потребления сырья

- к увеличению потребления сырья

Тема 9. Конъюнктура мировой торговли товарами промышленного назначения

1. Рынок товаров промышленного назначения отличается от рынка товаров потребительского назначения

- более высокими ценами

- более низкими издержками

- более крупными размерами сделок

Тема 10. Особенности конъюнктуры международного рынка технологий

1. К формам передачи технологий на некоммерческой основе не относят:

- информационные массивы специальной литературы

- конференции, выставки, симпозиумы

- продажа патентов новых технологий

- обучение стажировка, практика студентов и ученых.

Тема 11. Особенности и условия формирования конъюнктуры мирового рынка услуг

1. К рынку коммерческих услуг относят услуги:

- парикмахерских

- химчистки

- врачей

- педагогов

- все вышеперечисленные услуги

- ни одну из вышеперечисленных услуг

2. Основной тенденцией конъюнктуры рынка услуг в настоящее время является:

- тенденция к увеличению доли занятых в сфере услуг

- тенденция к снижению доли занятых в сфере услуг

- тенденция к стабилизации доли занятых в сфере услуг

Тема 12. Особенности ценовой политики на мировых рынках

1. Индекс потребительских цен исчисляется на основе цен товаров, включаемых в «рыночную корзину»

- верно

- неверно

- на основе рыночных цен

2. Индекс цен может быть использован для того чтобы:

- оценить различия между структурой производства в данном и предыдущем году

- оценить различия в рыночной стоимости «товарной корзины» двух различных временных периодов

- оценить различия в уровнях цен двух разных стран

- оценить разницу между уровнем оптовых и розничных цен

- все предыдущие ответы не верны.

Тема 13. Конъюнктурные рыночные исследования

1. Целью конъюнктурных исследований мировых товарных рынков является изучение различных факторов, влияющих на состояние и развитие этих рынков:

- верно

- неверно

2. К постоянно-действующим факторам, оказывающим влияние на конъюнктуру рынков относят:

- изменение внешних условий развития мировой экономики

- сезонность

- политические кризисы

3. Изучение конъюнктуры имеет целью исследование:

- тенденций развития различных производств

- соотношения спроса и предложения

- цен

- всех вышеперечисленных факторов

5. Список литературы для самостоятельной работы студентов.

5.1. Основная

1. А.С. Буров. Международный маркетинг: Уч. пособие. - М., 2006.

2. Ю.Н. Грачев. Внешнеэкономическая деятельность: Уч-практ. пособие. - М., 2000.

3. В.К. Ломакин. Мировая экономика: Учебник. - М.: «Финансы», 2007.

4. С.Г. Попов. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Уч. пособие. - Изд. 4-е, доп. - М., 2003.

5. В.И. Фомичов. Международная торговля: Учебник. - М., ИНФРА, 2006.

5.2. Дополнительная

1. Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе. - М., 2007.

2. Обзоры конъюнктуры международных товарных рынков, публикуемые в газетах «БИКИ», «Внешнеэкономическом бюллетене», «Финансовых известиях», журналах «Коммерсант», «Эксперт», «Внешняя торговля» и других.

5.3 Рекомендуемая литература для углубленного изучения дисциплины

1. Внешнеэкономическая деятельность./ Под ред. Б.М. Смитенко. - М.: Мастерство, 2002.

2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М. 2006 г.

3. Кондратьев Н.Д. «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения». - М.: Экономика, 2002.

4. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура, Факторы и механизмы формирования: Учеб. Пособие /В.Г. Клинов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2005.