Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности 22. 05. 00 «Управление качеством»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский Государственный Экономический университет

Кафедра управления качеством товаров и услуг

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

для студентов специальности 22.05.00

«Управление качеством»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________

М.С. Марамыгин

Екатеринбург

2009

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета

Составители: Шарафутдинова Е.Н., Протасова Л.Г., Худякова Т.С., Плиска О.В., Бюлер А.В.


СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения……………………………………………………………………

4

Структура и содержание курсовой работы…………………………………………

4

Правила оформления курсовой работы…………………………………………….

5

Темы курсовых работ………………………………………………………………..

15

Дисциплина «Интегрированные системы менеджмента»……………..

15

Дисциплина «Всеобщее управление качеством»………………………

19

Дисциплина «Управление процессами»………………………………...

23

Дисциплина «Статистические методы в управлении качеством»…….

25


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа предназначена для формирования навыков разработки документированных процедур у студентов, обучающихся по специальности 22.05.00 «Управление качеством». Целью введения в структуру учебного процесса курсовых работ является закрепление полученных знаний, приобретение умений и навыков анализа и систематизации производственных процессов предприятия с точки зрения современных требований менеджмента качества, формирование компетентностного подхода к полученным знаниям.

Выполнение работы предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы работы.

2. Разработка плана выполнения курсовой работы.

3. Подбор и анализ стандартов и других материалов, необходимых для выполнения курсовой работы.

4. Оформление работы.

Выполнение курсовой работы в письменном виде с учетом правил оформления согласно требованиям ГОСТ 2.105-95(2001) «Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оформления».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна содержать следующие части:

1. введение;

2. главу 1 (теоретическую);

3. главу 2 (практическую);

4. заключение;

5. библиографический список;

6. приложения.

Введение должно содержать оценку современного состояния выбранной для выполнения курсовой темы, краткое обоснование её актуальности, постановку целей и задач выполняемой работы, объекта, предмета и методов исследований.

В главе 1 четко, логично и немногословно приводятся теоретические положения из литературных источников и стандартов по теме исследования и предпосылки выполнения выбранной темы. Должна быть показана взаимосвязь данной работы с другими положениями комплексных систем менеджмента качества.

Глава 2 содержит краткую характеристику предприятия – объекта исследования, его организационную структуру, процессную модель и развернутое описание предмета исследования и результаты с использованием инструментов управления качеством проделанной работы.

Заключение должно содержать основные выводы, оценку полноты достижения поставленной цели и задач работы, оценку значения и места разработок, сделанных в курсовой работе, а также рекомендации по улучшению деятельности предприятия, в том числе в выбранной системе менеджмента качества.

Приложение должно содержать разработанную в процессе выполнения работы анкету, документированную процедуру или стандарт предприятия.

Объем курсовой работы составляет 25-40 страниц машинописного текста.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформление титульного листа

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. На титульном листе приводят следующие сведения:

– наименование вышестоящей организации;

– наименование организации, где выполняется работа;

– наименование типа работы (курсовая работа);

– наименование учебной дисциплины, в рамках которой выполняется данная работа;

– тема курсовой работы;

– сведения об исполнителе: Ф.И.О., группа;

– сведения о руководителе: Ф.И.О., место работы, должность, ученое звание (при наличии);

– месторасположение учебного заведения (город), год выполнения курсовой работы.

Макет титульного листа представлен на рис. 1.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный

экономический университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Комплексные системы качества»

ТЕМА: «……………………………………….»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: РУКОВОДИТЕЛЬ:

студент(ка) гр. УК-05 ст. преподаватель

Иванова И.И. кафедры УКТУ,

к.т.н. Семенов А.А.

ЕКАТЕРИНБУРГ

2009


Рисунок 1. Макет титульного листа

Оформление содержания работы

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных литературных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц. Содержание работы приводят на первой после титульного листа странице.

Слово "Содержание" записывают в виде заголовка симметрично тексту с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Главы (разделы) должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа. Подглавки (подразделы) должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подглавки состоит из номеров главы и подглавки, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Подразделы, как и разделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Например:

1 Типы и основные размеры

1.1

1.2

1.3 (Нумерация подразделов первого раздела документа)

2 Технические требования

2.1

2.2

2.3 (Нумерация подразделов второго раздела документа)

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

2.1 Аппараты, материалы и реактивы

2.1.1

2.1.2

2.1.3 (Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа)

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Общие требования к тексту документа

Каждый раздел (главу) текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозная. Все страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В тексте документа не допускается:

– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– применять произвольные словообразования;

– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");

– применять знак "Æ" для обозначения диаметра (следует писать слово "диаметр"). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак "Æ";

– применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), ³ (больше или равно), £ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

– применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

Оформление сокращений, обозначений параметров и стандартизованных единиц

Перечень допускаемых сокращений слов установлен в ГОСТ 2.316. Если в документе принята особая система сокращения слов или наименований, то в нем должен быть приведен перечень принятых сокращений (обозначений), который помещают на листе после содержания работы.

Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и государственных стандартах.

В тексте документа перед обозначением параметра и упоминании его впервые по тексту дают пояснение, например: «Временное сопротивление разрыву sв ». В документе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417. Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается. При необходимости использования условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте и в перечне обозначений.

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.

Примеры:

1. «Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м.»

2. « Отобрать 15 труб для испытаний на давление.»

Оформление формул

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.

Пример: «Плотность каждого образца r, кг/м3 , вычисляют по формуле

, (1)

где m – масса образца, кг;

V – объем образца, м3

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Пример: (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: «... в формуле (1)».

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например – (3.1).

Оформление таблиц и рисунков

Таблицы и рисунки применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблиц и рисунков должно отражать их содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над ней со смещением влево. Название рисунка помещают под ним посередине. После слов «Таблица 3», «Рисунок 1» ставится точка. При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы. Другие части озаглавливают слева словами «Продолжение таблицы» с указанием её номера.

На все таблицы и рисунки документа должны быть приведены ссылки в тексте документа. При ссылке следует писать слово «таблица» или «рис.» с указанием их номера.

Таблицы и рисунки, за исключением таблиц и рисунков приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы и рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица или рисунок, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В. Допускается нумеровать таблицы и рисунки в пределах раздела. В этом случае номер таблицы или рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы или рисунка, разделенных точкой.

Таблицу или рисунок, в зависимости от их размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу. Допускается помещать таблицу или рисунок вдоль длинной стороны листа документа.

Образец оформления цифрового материала в виде таблицы приведен на рис. 2.


Рисунок 2. Общий вид и структура таблицы

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте документа имеются отдельные ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.

Оформление примечаний

Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Примеры:

«Примечание – …………………………………..»

«Примечания:

1………………………………………………………….

2 …………………………………………………………»

Оформление библиографического списка

Список литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при написании работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Примеры наиболее распространенных ссылок приведены ниже.

Ссылка на учебник, книгу

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова // Под. общ. ред. А. Г. Калпина – М. : Юристъ, 2002. – 542 с.

Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов // Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.

Ссылка на закон

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] / офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст] / федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – [4-е изд.]. – М.: Ось-89, [2001]. – 46 с.

Ссылка на стандарт

ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст] / Введ. 2002–01–01 // М.: Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.

Ссылка на сборник статей

Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] / Сб. науч. тр. Рос. акад.

наук, Ин-т физики Земли. – Вып. 1 (1958) // М.: Наука, 2001 – 137 с.

Ссылка на статью в периодическом издании

Брайнина Х.З. Оценка антиоксидантной активности пищевых продуктов методом потенциометрии [Текст] / Х.З. Брайнина, А.В. Иванова, Е.Н. Шарафутдинова // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2004. – № 4. – С. 73-75.

Ссылка на материалы конференции

Шарафутдинова Е.Н. Антиоксидантная активность как показатель качества продуктов питания растительного происхождения [Текст] / Е.Н. Шарафутдинова, Е.В. Пастушкова, А. В. Иванова, М.В. Федоров,
А.З. Брайнина // Материалы Международной научно-практической конференции «Продовольственная безопасность в системе народосбережения», г. Екатеринбург, 7-8 декабря 2006. – С. 264-268.

Ссылки на справочные издания

Оборудование классных комнат общеобразовательных школ [Текст]: каталог / М-во образования РФ, Моск. гос. пед. ун-т. – М.: МГПУ, 2002. – 235 с.

Ссылки на диссертационные работы

Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв. [Текст]: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.

Ссылки на патентные документы

Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 H 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство [Текст] / Чугаева В. И. // заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-ислед. ин-т связи. – № 2000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с.

Ссылки на многотомные издания, отдельный том

Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. / З.Н. Гиппиус // [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам]. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001.

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни [Текст] / В.Д. Казьмин // М.: АСТ: Астрель, 2002. – 503с.

Ссылка на электронные ресурсы

1. Бобовые Северной Евразии [Электронный ресурс] : информ. система на компакт-диске / Ю.Р. Росков, Г.П. Яковлев, А. К. Сытин, С.А. Жезняковский // Электрон. дан. — СПб. : СПХФА, 1998. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

2. Ресурсы удаленного доступа.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В. ;Web-мастер Козлова Н.В.— Электрон. дан. — М.: Рос. гос. б-ка, 1997. — Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный.

3. Интернет-ресурс (включает имя автора, дату публикации, название документа, адрес сайта, полный путь к документу, дату доступа).

Wislow, Ann B. «Interplanetary Travel» 10 Jan. 1997. http://www.nasa.gov Flight/Docoments/Interp.txt (23 Feb. 1997).

Номера ссылок на использованные литературные источники следует приводить по мере упоминания в тексте работы в квадратных скобках после точки в конце предложения.

Оформление приложений

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его буквенного обозначения.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.


ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Дисциплина «Интегрированные системы менеджмента»

1. Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях металлургической отрасли.

2. Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях нефтепереработки.

3. Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях горнодобывающей промышленности.

4. Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях пищевых производств и перерабатывающих АПК.

5. Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях градообразующих предприятий.

6. Особенности формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях многопрофильных холдингов.

7. Влияние процесса глобализации на приоритеты интеграции систем менеджмента.

8. Влияние глобального финансового кризиса на процесс интеграции систем менеджмента.

9. Роль государства в корректировании и определении тенденций и приоритетов интеграции систем менеджмента.

10. Разработка экологической политики предприятия и связанных с ней целей и задач.

11. Разработка области применения системы экологического менеджмента предприятия.

12. Основные элементы системы экологического менеджмента предприятия и их взаимодействие.

13. Разработка политики, целей и задач в области охраны труда на предприятии.

14. Процедуры и методология идентификации опасностей производственного процесса.

15. Разработка программы менеджмента в области охраны труда.

16. Основные элементы системы менеджмента предприятия в области охраны труда и их нормативная база.

17. Документальная база системы менеджмента предприятия в области охраны труда и процедуры управления документацией.

18. Разработка миссии и стратегии предприятия в области качества.

19. Разработка политики качества предприятия.

20. Разработка руководства по качеству предприятия.

21. Процессы и записи системы менеджмента качества.

22. Документальная база системы менеджмента качества и процедуры управления документацией.

23. Процедуры идентификации и управления несоответствиями.

24. Управление корректирующими действиями.

25. Управление предупреждающими действиями.

26. Документированный анализ системы менеджмента качества высшим руководством.

27. Документирование ответственности, полномочий и обмена информацией в рамках системы менеджмента качества.

28. Структура и документирование прямой и обратной связи с потребителем.

29. Система записей в области системы менеджмента качества и управление ею.

30. Информация о продукции и производстве согласно принципам ХАССП.

31. Разработка политики предприятия согласно принципам ХАССП.

32. Внутрипроизводственная группа ХАССП: состав и порядок работы.

33. Процедуры внутрипроизводственного мониторинга согласно принципам ХАССП.

34. Регистрационно-учетная документация системы ХАССП: структура и порядок управления.

35. Система регистрации отклонений и корректирующих действий согласно принципам ХАССП.

36. Программа внутренней проверки системы ХАССП.

37. Группа внутреннего аудита СМК/СЭМ: состав и порядок работы.

38. Программы внутреннего аудита СМК/СЭМ.

39. Отчеты внутреннего аудита СМК/СЭМ.

40. Отчеты группы аудита СМК/СЭМ о несоответствиях, корректирующих и предупреждающих действиях.

41. Отчет о действиях по результатам аудита СМК/СЭМ.

Список рекомендованной литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования». М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

3. ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Система управления окружающей средой. Требования и руководства по применению». М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

4. OHSAS 18001-1999 « Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем» (гармонизирован с ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации»).

5. Аудит качества: краткий курс лекций. В.В Шушерин. г. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005.

6. Вопросы медицины труда и окружающей среды в кодексах и стандартов социальной ответственности бизнеса. Денисов Э.И, Голованова Г.В., Потапенко А.А. // «Медицина труда и промышленная экология» № 8, М., 2005.

7. Интегрированная система менеджмента ОАО «Одескабель» Д.В. Иоргачев, В.М. Ситниченко // «Стандарты и качество», № 5, М., 2005.

8. Интегрированная система менеджмента – основа устойчивого развития предприятия. Ситниченко В.М., Стоякин Е.А. // «Методы менеджмента качества» № 8, М., 2004.

9. Интегрированные системы: игра по правилам? Казмировский Е.Л. // «Методы менеджмента качества» № 5, М., 2005.

10. Интегрированный менеджмент: как действовать? // «ИСО 9000+ ИСО 14000+» № 4, М., 2005.

11. Разработка и внедрение системы экологического менеджмента в организации. Свиткин М.З. // Научно-технический сборник. «Все о качестве. Отечественные разработки. Системы экологического менеджмента» № 3 (30), М., 2004.

12. Формирование интегрированной системы менеджмента предприятия малого бизнеса. Левшин Л.М., Невзоров В.Н., Пчелинцева А.С. // «Методы менеджмента качества» № 1, М., 2005.

13. Введение в интегрированные системы менеджмента / Семинар группы «Бюро Веритас».

14. www.vniis.ru Официальный сайт ВНИИС – Интегрированные системы менеджмента.

15. www.quality.eup.ru/DOCUM3/ism.html Интегрированные системы менеджмента – что это такое? Трошин В.


Дисциплина «Всеобщее управление качеством»

1. Управление персоналом в условиях TQM.

2. Развитие взаимоотношений поставщик-потребитель в рамках TQM.

3. Конфликт TQM с традиционным менеджментом на российском предприятии.

4. Российская промышленная корпоративная культура и TQM.

5. Система статистического управления процессами – базис TQM для российских предприятий.

6. Самооценка в организации по критериям премии правительства РФ по качеству.

7. Связь TQM со стандартами ИСО серии 9000.

8. Связь TQM с премией правительства РФ по качеству.

9. Проблемы российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM.

10. Анализ и управление затратами на качество с позиций TQM.

11. Анализ максимизации ценностей и минимизации затрат в условиях TQM на примере предприятия.

12. Процесс постоянного улучшения в СМК на примере предприятия.

13. Система менеджмента качества организации на базе принципов TQM.

14. Модель делового совершенства (EFQM) на примере предприятия.

15. Реализация принципа акцент на потребителя на предприятии.

16. Реализация принципа лидерства руководителя на предприятии.

17. Реализация принципа взаимовыгодного отношения с поставщиком на предприятии.

18. Реализация принципа системный подход на предприятии.

19. Реализация принципа процессный подход на предприятии.

20. Реализация принципа вовлечения всех на предприятии.

21. Реализация принципа постоянного улучшения на предприятии.

22. Реализация принципа принятия решений, основанных на фактах на предприятии.

23. Самооценка качества деятельности предприятия по Премии правительства в области качества

24. Самооценка качества деятельности предприятия по Премии Малкома Болдриджа в области качества

25. Самооценка качества деятельности предприятия по европейской Премии качества

26. Самооценка качества деятельности предприятия по Премии Деминга в области качества

27. Самооценка качества продукции предприятия по Российской Премии качества

28. Самооценка качества продукции предприятия по Премии «100 лучших товаров» в области качества

29. Самооценка качества продукции предприятия по Премии Екатеринбургское качество

30. Управление персоналом в условиях TQM.

31. Развитие систем взаимоотношений поставщик-потребитель в рамках TQM.

32. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента.

33. Российская промышленная корпоративная культура и TQM.

34. Система статистического управления процессами – базис TQM для российских предприятий.

35. Самооценка в организации по критериям премии правительства РФ по качеству.

36. Связь TQM со стандартами ИСО серии 9000.

37. Связь TQM с премией правительства РФ по качеству.

38. Проблемы российских компаний в освоении систем, методов и концепций TQM.

38. Анализ и управление затратами на качество с позиций TQM.

39. Анализ максимизации ценностей и минимизации затрат в условиях TQM.

40. Процесс постоянного улучшения в СМК.

41. Система качества организации на базе принципов TQM.

42. Модель делового совершенства (EFQM).

Список рекомендованной литературы

Основная литература

1. Управление качеством: Основы обеспечения качества / Под ред. В.Н. Азарова.
М.: МГИЭМ, 1999. Т.1.

2. Управление качеством: Принципы и методы всеобщего руководства качеством / Под ред. В.Н. Азарова. М.: МГИЭМ, 2000. Т.2.

3. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа / Под ред.
И. Прокопенко, К. Норта. М.: Дело, 2001. Ч.П. Блок 3. Модуль 18. С. 252 - 268.

4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. посо­
бие. М.: Дело и Сервис, 2002.

5. Управление качеством. Сертификация. Квалиметрия. Курс лекции ГВ.Н. Фомин. М.: Экмос, 2000.

6. Управление качеством: Учеб. для вузов по спец. «Менеджмент». 2-е изд., доп. и
перераб. М.: Экономика, 1998.

7. Управление качеством: Учеб для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 1998.

8. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М,2001.

9. Управление качеством: Учеб. для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

10. Стандартизация и управление качеством продукции: Учеб. для студентов ву­зов / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; Под ред. В.А. Швандера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11. Всеобщее управление качеством = Total Quality Management (TQM): Учеб. для студентов инж. и экон. спец. вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин. М.: Горячая линия - Телеком, 2001.

12. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов /О.П. Глудкин и др. М.: Ла­боратория базовых знаний, 2001.

13. Рождественский В.Л. Ступени совершенства ISO 9000:2000. М.: Реалии, 2002.

14. Капырин В.В. , Коренев Г.Д. Системы управления качеством: Учебник. М.: МГИЭМ, 2000.

15. Розова Н.К. Управление качеством. СПб.: ЗАО «Питер», 2002.

16. Статистические методы и управление качеством. Комплект для менеджеров разных уровней. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001.

17. Лапидус В.А. , Рекшинский A.M. Высшему руководству о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО версии 2000 г. Диалог консультанта с руководителем компании. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.

18. Все о качестве. Зарубежный опыт. 2002. Вып. 33-35.

19. Все о качестве. Отечественные разработки. 2002. Вып. 16-17.

20. Адлер Ю.П. , Полховская Т.М., Нестеренко П.А. Управление качеством: Учеб. пособие.М., 2001. Ч.1.

21. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. 2-е изд. перераб. и доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

22. Ильенкова С.Д ., Ильенкова Н.Д., Мхитарян B.C. Управление качеством. М.: Юнити Дана, 1998.

23. Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. Спб.: Виктория плюс, 2002.

24. А. Робертсон. Управление качеством. // Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1974. Введение в обеспечение качества. Публикация IQA, учебный курс А11, Модуль RRC 415d.-London. RRC BUSINESS TRAINING // Пер. с англ. – М.: МГИЭМ, 1998.

25. Руководство ISO/IEC 43:1997 Проверка профессионального уровня путем межлабораторных сравнений.

26. Мазур И.Н., Шапиро В.Д. Управление качеством // учеб. Пособие 3-е изд. М.: Изд-во Омега – Л, 2006, 400 с.

Дополнительная литература

1. Окрепилов В.В. Управление качеством. СПб.: Наука, 2000.

2. Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

3. ГОСТ Р ИСО серии 9000.

4. ГОСТ Р 51705.1-2001. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.


Дисциплина «Управление процессами»

1. Связь процессного подхода с другими принципами менеджмента качества

2. Внедрение процессного подхода в организации

3. Моделирование процессов предприятия

4. Статистическое управление процессами (SPC)

5. Анализ и улучшение деятельности владельцев процессов

6. Выявление и классификация процессов предприятия

7. Оценка качества и управляемости технологического процесса

8. Формирование и совершенствование системы показателей процессов

9. Распределение ответственности и формирование функциональных связей в процессе

10. Анализ и совершенствование ресурсного обеспечения процессов

11. Разработка документа «Регламент процесса»

12. Разработка и совершенствование методов определения показателей процессов

13. Реинжиниринг бизнес-процессов: сущность, методика, особенности проведения

14. Совершенствование деятельности предприятия на основе конфигурационного менеджмента

15. Разработка методов совершенствования процессов

16. CALS- технологии и информационные системы поддержки менеджмента процессов

17. Применение методологии IDEF0 для описания и моделирования процессов

18. Разработка и выполнение корректирующих и предупреждающих мероприятий при управлении процессом

19. Структурирование функции качества (QFD) с целью повышения потребительской ценности и снижения стоимости продукции

20. Анализ и совершенствование взаимодействия процессов предприятия

21. Совершенствование процесса на основе цикла PDCA

22. Организация внутреннего аудита процессов

23. Совершенствование взаимодействия с поставщиками на предприятии

24. Анализ добавленной ценности бизнес-процессов

25. Оценка состояния управления процессами на предприятии

26. Анализ и совершенствование методов описания процессов

27. Планирование ключевых показателей процессов в стратегическом развитии организации

28. Анализ и совершенствование процесса «Маркетинговая деятельность»

29. Анализ и совершенствование процесса «Проектирование и разработка»

30. Анализ и совершенствование процесса «Закупки»

31. Анализ и совершенствование производственного процесса на предприятии

32. Анализ и совершенствование процесса «Обслуживание потребителей»

33. Анализ и совершенствование процесса «Управление несоответствующей продукцией»

34. Анализ и совершенствование процесса «Управление персоналом»

35. Анализ и совершенствование процесса «Управление документацией»

36. Анализ и совершенствование процесса «Информационное обеспечение»

37. Анализ и совершенствование процесса «Обслуживание оборудования»

38. Анализ и совершенствование процесса «Планирование качества продукции»

39. Анализ и совершенствование процесса «Управление ресурсами»

Список рекомендованной литературы

Курсовая работа выполняется на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой теме, в частности на основе изучения учебников, учебных пособий по управлению качеством и управлению процессами, а также специальной литературы, статей, опубликованных в журналах «Методы менеджмента качества», «Стандарты и качество», «Вопросы управления предприятием», «Искусство управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Менеджмент сегодня», «Проблемы теории и практики управления», «Проблемы управления», «Российский журнал менеджмента», «Управление компанией», «Экономика и управление» и др.


Дисциплина «Статистические методы в управлении качеством»

1. Место и роль статистических методов в управлении качеством. Современный уровень и тенденции развития в области обеспечения качества.

2. История развития статистических методов качества.

3. Основы статистического обеспечения качества.

4. Систематизация методов статистического обеспечения качества.

5. Основные положения теории проверки статистических гипотез.

6. Проверка гипотез относительно параметров нормально распределенных генеральных совокупностей.

7. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку.

8. Построение простых планов контроля с заданными свойствами.

9. Влияние ошибок контроля на свойства оперативной характеристики и параметры одноступенчатого плана.

10.Статистический приемочный контроль по количественному признаку.

11.Построение плана выборочного контроля при заданных рисках производителя и потребителя.

12.Основные этапы и способы применения статистических методов управления качеством.

13.Статистический анализ точности и стабильности технологических процессов.

14.Виды и теоретическое обоснование контрольных карт. Выбор показателей качества. Анализ процесса производства с помощью контрольных карт.

15.Метод гистограмм: рассеяние и распределение. Сравнение гистограмм с границами допуска. Расслаивание (стратификация) гистограмм.

16.Семь новых инструментов управления.

17. Ключевые элементы и инструменты Развертывания Функции Качества (QFD).

18. Концепция Дома Качества и этапы отслеживания «голоса потребителя» при Развертывании Функции Качества.

19. Взаимосвязь инструментов качества, TQM и QFD.

20. Анализ характера и последствий отказов (FMEA). Управление изменениями, технико-экономический анализ и оценка неисправностей.

21. Этапы проведения FMEA-анализа.

22. Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии.

23. Виды и методы технического контроля качества продукции.

24. Роль математико-статистических методов в управлении современным предприятием.

25. Стандарты статистического приемочного контроля.

26. Статистические методы анализа среднего уровня и вариации производственных показателей предприятия.

27. Основы статистического контроля качества продукции.

28. Использование математико-статистических методов в системе управления качеством продукции (работ, услуг) на предприятии (организации, фирме).

29. Статистические методы анализа результатов наблюдений за качеством продукции в процессе производства и потребления.

30. Методы статистического приемочного контроля и статистического регулирования технологических процессов.

31. Статистические методы контроля точности технологического процесса.

32. Контроль в управлении качеством.

33. Статистический приемочный контроль. Уровни дефектности.

34. Анализ причин несоответствий требованиям показателей качества процессов.

35. Статистические методы прогнозирования и анализ временных рядов.

36. Обнаружение разладки технологического процесса с помощью контрольных карт по нескольким выборкам.

37. Статистический контроль качества продукции на основе принципа распределения приоритетов.

38. Характеристики воспроизводимости, возможностей и стабильности технологических процессов.

Список рекомендованной литературы

1. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов и др.: под ред. О.П. Глудкина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001.

2. Гиссин В.И. Управление качеством. – Ростов-н/Д: Издат. центр МарТ, 2003.

3. Исикава Каору. Японские методы управления качеством. – М.: Экономика, 1988.

4. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. Пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш. шк., 2003.

5. Миттаг Х.-Й., Ринне Х. Статистические методы обеспечения качества / Пер. с нем. – М.: Машиностроение, 1995.

6. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике. – М.: Изд-во стандартов, 1990.

7. Статистические методы и управление качеством: Комплект для менеджеров разных уровней. – Н. Новгород: СМЦ Приоритет, 2001.

8. Статистические методы повышения качества: Пер. с англ. / Под ред. Х. Кумэ. – М.: Финансы и статистика, 1990.

9. Строителев В. Н. Статистические методы в управлении качеством: Учеб. для вузов / В.Н. Строителев, В.Е. Яницкий. - М.:Европейский центр по качеству, 2002.

10. Теория статистики: Учебник / Под ред. Проф. Г.Л. Громыко. – М.: ИНФРА-М, 2000.