Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Философия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «Философия»

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………….. 1

Рекомендации по подготовке доклада …………………………………. 2

Темы докладов …………………………………………………………… 2

Рекомендации к выступлению …………………………………………... 7

Оформление доклада ……………………………………………………. 8

Оформление статьи ……………………………………………………… 9

Оформление тезисов выступления …………………………………… .. 11

Приложение I ……………………………………………………………. 10

Приложение II ……………………………………………………………. 11

Приложение III …………………………………………………………… 11

Приложение IV …………………………………………………………… 12

Пояснительная записка

Одним из важных и эффективных средств углубления знаний, умений и навыков по дисциплине «Философия», является самостоятельная работа студентов. Целью самостоятельной работы студентов должен стать переход от усвоения готовых знаний, включенных в теоретические источники: учебники и лекционные курсы, – к овладению методами получения новых знаний и приобретению навыков самостоятельного анализа социальной значимости, перспективности и необходимости современных достижений науки и техники. Самостоятельная работа дает возможность студентам овладеть элементами исследовательского труда. Помочь овладению первичными навыками и практиками научной деятельности и является цель данного пособия. Задачами, вытекающими из поставленной цели, являются:

- развитие творческого и аналитического мышления;

- расширение научного кругозора;

- повышение качества усвоения дисциплины.

Стоящие перед студентом задачи могут быть успешно решены в таких видах самостоятельной деятельности как подготовка выступлений и докладов на практических занятиях и студенческих конференциях, подготовка публикаций – статей и тезисов.

Рекомендации по подготовке доклада для выступления

на практическом занятии или конференции

Доклад является видом научного исследования и часто представляет собой проект научной статьи. Написанию текста доклада предшествует предварительная работа по соответствующему плану:

1. Усмотрение и определение проблемы;

2. Определение уровня актуальности проблемы;

3. Постановку цели;

4. Определение задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;

5. Привлечение материала для работы над выступлением;

6. Определение методики исследования;

7. Анализ полученных результатов и выводы об их достижении.

Для выступления на практических занятиях по дисциплине определена следующая примерная тематика.

Темы докладов

Философия Древнего Востока

Этическая концепция буддизма.

Концепция «благородного мужа» в китайской философии.

Концепция «Пути» в конфуцианстве и даосизме.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга первая. –М., 1995.

2. Степанянц, М.Т. Восточная философия. –М., 1997.

3. Восточная философия. –Мн., 2006.

4. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии. –М., 1981.

5. Таранов, П.С. От Соломона до Роджера Бэкона. –М., 2000.

6. Конфуций. Уроки мудрости: соч. –М., 1999.

Древнегреческая философия

Становление античной философии. Милетская школа.

«Этический рационализм» Сократа.

Платон – основоположник объективного идеализма.

Аристотель. Учение о «форме» и «материи».

Плотин – представитель последней философской системы античности.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга первая. –М., 1995.

2. Платон. Апология Сократа //Избранное. –М., 2004.

3. Платон. Государство //Избранное. –М., 2004.

4. Аристотель. Метафизика. –М., 2006.

5. Плотин. Избранные трактаты. –Мн., 2000.

6. Гегель, Г. Лекции по истории философии. –СПб., 1993.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –М., 1979.

Средневековая философия

Проблема «Бог и человек» в философии Августина.

Систематизатор зрелой схоластики Фома Аквинский.

Аверроизм и средневековая европейская философия.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга первая. –М., 1995.

2. Иванов, В.В. История этика Средних веков. –СПб., 2002.

3. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. –М., 1999.

4. Августин. Исповедь. –М., 2003.

5. Восточная философия. –Мн., 2006.

Философия Возрождения

Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса.

Пантеизм Джордано Бруно.

Диалектика бытия Бога, мира и человека в учении Николая Кузанского.

Скептицизм Северного Возрождения: М.Монтень, Э.Роттердамский.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга вторая. –М., 1995.

2. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. –М., 1995.

3. Ортега-и-Гассет, Х. Вокруг Галилея //Избранные труды. –М., 2000.

4. Николай Кузанский. Об ученом незнании. –СПб., 2001.

5. Монтень, М. Опыты. –М., 1992.

6. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. –М., 1983.

Философия Нового времени

Проблема обоснования истинности научного знания в учении Ф.Бэкона.

Методологическое сомнение Р. Декарта.

Проблема взаимоотношений человека с Богом в учении Спинозы.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга вторая. –М., 1995.

2. Бэкон, Ф. Новый органон //Соч. в 2 т. –М., 1978.

3. Декарт, Р. Рассуждения о методе //Соч. в 2 т. –М., 1989.

4. Спиноза, Б. Избранное. –Мн., 1999.

5. Куно, Ф. История новой философии: Рене Декарт. –М., 2004.

6. Куно, Ф. История новой философии: Бенедикт Спиноза. –М., 2005.

Философия Просвещения

Материализм как философское основание Просвещения.

Галилей и Ньютон: создание новой картины мира.

Деизм Вольтера, Монтескье, Руссо.

Просветительский гуманизм А.Кантемира, В.Татищева, М.Ломоносова.

Социально-политический радикализм А.Радищева.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга вторая. –М., 1995.

2. Ортега-и-Гассет, Х. Вокруг Галилея. //Избранные труды –М., 2000.

3. Кузнецов, В.Н. Французский материализм XVIII в. –М., 1991.

4. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории. –М., 1999.

5. Татищев, В.Н. Разговор о пользе наук и училищ. –М., 1987.

6. Радищев, А.Н. Сочинения. –М., 1988.

7. Руссо, Ж-Ж. Избранное. –М., 1976.

8. Вольтер, Ф.М. Избр. соч.: в 2 т. –СПб., 1983.

Немецкая классическая философия

Проблема активности субъекта познания в философии Канта.

Диалектика как система и метод в философии Гегеля.

Сущность антропологического материализма Фейербаха.

Учение Шопенгауэра о воле как сущности мира.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга третья. –М., 1995.

2. Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. –М., 1990.

3. Кант, И. Критика чистого разума. –Ростовн/Д., 1999.

4. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. –М., 1974.

5. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. –Мн., 1999.

Русская философия XIX в.

Чаадаев об историческом пути и назначении России.

«Великий спор» славянофилов и западников.

Философия «всеединства» Вл.Соловьева.

Дополнительная литература:

1. Мотрошилова, Н.В. Мыслители России и философия Запада. –М., 2006.

2. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории. –М., 1999.

3. Чаадаев, П.Я. Философические письма //Соч. в 2 т. М., 1989.

4. Соловьев, В.С. Философские начала цельного знания // Соч. в 2 т. –М., 1988.

5. Соловьев, В.С. Чтения о богочеловечестве. –СПб., 2000.

6. Лосский, Н.О. История русской философии. –М., 1991.

7. Хомяков, А.С. О старом и новом. –М., 1988.

Постклассическая философия конца XIX – начала ХХ в.

Проблема личности и общества в марксовой философии.

Ленинский этап философии марксизма.

Идея «сверхчеловека» и «вечного возвращения» Ф.Ницше.

Русская идея.

Русский космизм.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад–Россия–Восток. Книга третья. –М., 1995.

2. Кагарлицкий, Б.Ю. Марксизм. –М., 2005.

3. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе //Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 42.

4. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 21.

5. Бердяев, Н.А. Судьба России. –М., 2000.

6. Бердяев, Н.А. Русская идея //Византизм и славянство. –М., 2001.

7. Ленин, В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов? //Полн. собр. соч. –Т.1.

8. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. –М., 1990.

9. Орлова, И.Б. Евразийская цивилизация. –М., 1998.

Темы рефератов

1. Категориальный каркас философии: исторический путь формирования.

2. Проблема человека как конечного бытия: историко-философский ракурс.

3. Проблема человека как социального бытия в историко-философском контексте.

4. Картина мира, ее построение в различные философские эпохи.

5. Философская проблема метода, ее решение в историко-философском контексте.

6. Учение Аристотеля: его судьба на протяжении развития историко-философской мысли.

7. Неоплатонизм как основание развития философской мысли последующих эпох.

8. Эволюция принципа гуманизма в антропоцентрической философской парадигме.

9. Проблема познания от Платона до Гегеля.

10. Концепции государственного устройства от Платона до Гегеля.

11. Материализм в историко-философском процессе.

12. Идеалистическое направление философской мысли на протяжении эпох.

13. Философия воли от Шопенгауэра до наших дней.

14. Феномен сознания в историко-философской традиции.

15. Пространственно-временной континуум в перспективе развития исторического сознания.

16. Русская идея от Илариона Киевского до «евразийцев».

Рекомендации по выступлению

Задача докладчика как на семинарском занятии, так и на научной конференции – доказать, обосновать. Содержание работы необходимо излагать короткими четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Не считайте, что вас слушают только корифеи. Докладчик должен принимать во внимание разноуровневость аудитории, поэтому следует акцентировать самое важное и интересное.

Если вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток времени, доклад лучше читать. Не превышайте установленного для доклада времени. Если объем доклада превышает регламент, вам лучше отказаться от второстепенных или излишне детализированных моментов содержания. Желательно доклад прослушать самому выступающему в записи. Дефекты собственного выступления в этом случае будут четко выявлены. Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке, выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает и в результате теряет интерес и к вам, и к вашей работе.

Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее переходите к сути изложения. Обязательно подведите свое выступление к выводам, сделайте их кратко и четко. Если чувствуете, что сможете полно представить свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого нужно обратить внимание аудитории на интересные моменты только упоминанием о них. Это поможет слушателям сориентироваться в проявлении интереса и поможет в формулировке вопросов. Вы получите дополнительное время для полного освещения поднятой проблемы.

Иллюстрации к докладу во время выступления служат вашим путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми. Количество надписей на них должно быть минимальным. Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации. Не пишите длинных подрисуночных подписей, пользуйтесь общеизвестными сокращениями.

Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие читаемой с нее информации должно быть быстрым. Демонстрируйте картинками только самое существенное, не распыляйте внимание аудитории. Каждая иллюстрация используется с определенной целью. Текст, графики и иллюстрации должны работать на одно целое. В выступлении вы можете использовать большее число иллюстраций, чем помещаете в письменном докладе.

В дополнение к основным картинкам рекомендуется сделать следующие текстовые сообщения:

а) названия вуза, факультета, кафедры, название доклада, перечень авторов и научных руководителей;

б) названия основных разделов доклада;

в) заключение (выводы) по докладу.

Это поможет сэкономить время представления доклада и сконцентрировать внимание аудитории на главном.

В конце выступления не забудьте поблагодарить научного руководителя и всех, кто помогал вам в работе.

Оформление доклада

Текст доклада должен быть оформлен в соответствии с современными требованиями:

- титульный лист оформляется по приведенному в Приложении образцу;

- план изложения содержания или раскрытия темы доклада включает не менее пяти пунктов в текущей нумерации, формулировки которых раскрывают содержание доклада;

- в соответствии с формулировками пунктов плана структурируется текст, каждая его часть озаглавливается в соответствии с пунктом плана и сопровождается текущей нумерацией;

- последний пункт плана указывает на использованную литературу;

- приложение к тексту доклада (если оно есть) указывается после списка литературы.

Оформление статьи

Статья для публикации в сборнике материалов студенческой конференции оформляется по следующим правилам:

- указывается полное название статьи;

- указывается автор статьи (фамилия, имя и отчество);

- дается реферат (аннотация) в начале или конце статьи на русском и английском языках объемом не более 80 слов;

- графики и таблицы прилагаются на отдельных листах;

- после текста статьи прилагаются сведения об авторе: ФИО, студент какого курса, какого учебного заведения, полный адрес (если статья отсылается для публикации);

- объем статьи – от 6 до12 страниц.

Текст статьи печатается на одной стороне листа формата А4. С левой стороны оставляются поля для подшивки – 25 мм, с правой стороны – 20 мм. Текст набирается в редакторе Microsoft Word 6.0/7.0 шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал – 15 пунктов. Подписи к рисункам печатаются на отдельном листе. Имена авторов и номер указываются на оборотной стороне каждого рисунка.

Литературные ссылки даются в алфавитном порядке по первому автору (для коллективных работ) и году издания.

Оформление тезисов выступления

Тезисы выступления оформляются по тем же правилам, какие выполняются для статьи. Объем содержания не превышает одной страницы. Тезисы представляют собой краткое изложение основных положений, раскрываемых в выступлении.


Приложение I

Титульный лист доклада

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САРАПУЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»

Д О К Л А Д

Тема: «……….»

По дисциплине: Философия

Выполнил студент группы ….. (Фамилия, инициалы)

Специальность ….

Преподаватель (Фамилия, инициалы)

Рег. № _____________

Дата _______________

Регистрация кафедры

Сарапул

2010

Приложение II

Составление плана доклада

(примерный вариант)

Тема доклада: Аристотель. Учение о «форме» и «материи»

План изложения содержания

1. Эпоха Аристотеля.

2. Творческий путь философа.

3. Основные направления развития философской мысли Аристотеля.

4. Основные положения учения Аристотеля о «форме» и «материи».

5. Значение учения Аристотеля для развития философской мысли.

6. Использованная литература.

7. Приложение I

Приложение II

Приложение III

Оформление списка литературы

Список литературы включает не менее пяти названий источников, в том числе и интернет-изданий. Перечень должен соответствовать современным требованиям библиографического описания изданий:

книжных

Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис–пресс, 2004.

Шарден, Тейяр де. Феномен человека. – М.: АСТ, 2003.

учебных

Концепции современного естествознания /под ред. С.И.Самыгина. – Ростов н/Д, 2008.

журнальных

Пригожин, И., Стенгерс, И Порядок из хаоса //Вопросы философии. – 1999. – №9. – С.71–99.

интернет

http://cnu.ru

Приложение IV

Косолапова Н.Н.

Кризис образования

как предмет философской рефлексии

В статье рассматривается проблема кризиса образования. Представлены пути решения этой проблемы на основе формирования методологических оснований образования в результате синтеза философии и педагогики.

The article centres round the problem of crisis of education. The ways of solution this problem on the bases of synthesis of philosophy and pedagogy for the formatting of methodological bases of education have been considered.

Образование традиционно, начиная с Античности, рассматривалось внутри философского дискурса, ибо достижение равновесия между властью и высокой культурой граждан требует нового типа воспитания. Оздоровление общественной жизни после катастрофы государства, по Платону, может произойти не столько с утверждением сильной государственной власти, сколько с возрождением «совести» или «души» граждан. Воспитание нравственности есть одновременно строительство государства. Образование в философском понимании никогда не сводилось к технологии передачи и усвоения знания. Его сущность всегда определялась как возвращение человеку человечности.

На сегодняшний день философия образования – скорее желаемое знание, чем сложившееся. Но в том, что сегодня обозначились достаточно четко специфические философские проблемы образования, сомнения не возникает ни у философов, ни у педагогов. Среди проблем, которые можно обнаружить и исследовать с позиций и средствами философии, самой актуальной в сложившейся исторической ситуации остается кризис образования.