Главная              Рефераты - Разное

Конституционно-правовые вопросы взаимоотношений органов власти в Автономной Республике Крым - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение...............................................................................…............

3

Раздел 1

Конституционно-правовые вопросы взаимоотношений органов власти в Автономной Республике Крым ……………..

10

1.1.

Теоретико-методологические аспекты проблемы взаимоотношений органов исполнительной и представительной власти в Автономной Республике Крым ....………………………..

10

1.2.

Возникновение Автономной Республики Крым и вопросы взаимоотношений между ее органами власти ..………………..….

21

1.3.

Конституционно-правовое регулирование организации власти в Автономной Республике Крым…………………...…………………

41

1.4.

Правовые основы взаимоотношений между органами представительной и исполнительной власти в Автономной Республике Крым ……………………………………………………

68

1.5.

Формы и методы взаимоотношений высших органов представительной и исполнительной власти в Автономной Республике Крым ……………………………………………………

86

Выводы к 1 разделу………………………………………………….

114

Раздел 2

Основные направления взаимоотношений органов власти в Автономной Республике Крым ………………………...………...

117

2.1.

Основные направления взаимоотношений высших органов представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым ……………………………………………………

117

2.2.

Конституционно-правовые основы взаимоотношений высших органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления…..………..………………...……......…..

150

2.3.

Меджлис как представительный орган крымско-татарского народа и его взаимоотношения с высшими органами власти Автономной Республики Крым и Украины……………...…………

175

Выводы ко 2 разделу……..…………………………………………..

189

Выводы ..........................................….................................…............

192

Список использованных источников ............................…...........

199

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Восстановление в составе унитарной Украины Автономной Республики Крым (далее АРК) существенно изменило основы их взаимодействия и предопределило активизацию поиска путей оптимальной организации власти в автономии, взаимодействия между центром и автономией. С этого момента проблема правового статуса АРК и ее органов власти привлекает внимание не только ученых - правоведов, но и представителей иных общественных наук и известных политических деятелей. Вопросы взаимоотношений в системе органов власти АРК постоянно находятся в поле зрения Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, международной общественности. Все это свидетельствует не только о существенном теоретическом значении научных исследований этой темы, но и о ее непосредственной практической направленности и значимости.

С момента восстановления автономии Крыма, вопросы которые связаны с правовым статусом АРК и ее органов власти являются объектом разных научных исследований историков, политологов, социологов, правоведов. Однако в Украине все еще отсутствуют комплексные научные исследования правовой природы органов власти автономии, основ их функционирования, хотя последнее время несколько активизировались научные исследования этой проблемы. В частности, на уровне кандидатских диссертаций исследовались вопросы взаимодействия органов власти автономии и Украины, где было определено, что власть автономии существует в качестве специфической формы публичной власти [53, с.10]., анализировались конституционный статус Верховной Рады АРК [2], исследовалась проблема определения места нормативно-правовых актов АРК в системе украинского законодательства [218]. Все это обусловливает необходимость комплексного теоретического исследования специфики правового статуса автономии и ее органов власти, конституционно-правовых основ взаимоотношений в системе высших органов власти автономии, взаимоотношений между высшими органами власти автономии и органами местного самоуправления, которые функционируют на территории автономии.

Вместе с тем, сегодня отсутствуют и исследования взаимоотношений органов власти автономии как самостоятельного института конституционного права, который находится на этапе становления.

Поскольку эта проблема еще не стала предметом монографического (в том числе и диссертационного) научного исследования, решение которой имеет существенное значение для дальнейшего углубления процесса государственного строительства в Украине, существует необходимость в ее системном анализе.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с целевой комплексной программой «Права человека и проблема становления организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления» № 0186.0.070865.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ взаимоотношений высших органов исполнительной и представительной власти в АРК, а также обоснование необходимости усовершенствования их правового статуса и конституционно-правовой регламентации взаимоотношений в системе органов власти АРК, разработка предложений относительно усовершенствования действующего законодательства, которое регулирует указанные отношения.

Достижение поставленной цели требовало решения следующих основных задач:

1) исследовать динамику развития и становления органов власти в Крыму на различных исторических этапах с момента образования автономии;

2) обосновать существование особого вида публичной власти – власти автономного образования;

3) уточнить определение понятий «региональное самоуправление» и «власть автономии», раскрыть механизм ее реализации в аспекте взаимодействия властных структур;

4) исследовать конституционно-правовые основы взаимоотношений в системе органов власти АРК;

5) определить особенности взаимоотношений органов власти АРК, исследовать их структуру и функциональное назначение;

6) установить формы и методы взаимоотношений органов представительной и исполнительной власти АРК, определить понятия формы и метода таких взаимоотношений, а также дать их общую характеристику;

7) определить основные направления взаимоотношений органов власти АРК, обосновать необходимость усовершенствования их взаимодействия в сфере кадровой политики, обеспечения прав человека и гражданина, в финансово-экономической сфере;

8) исследовать статус меджлиса как представительного органа крымскотатарского народа и определить пределы его взаимодействия с органами власти автономии;

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе взаимодействия органов представительной и исполнительной власти в АРК.

Предметом исследования является конституционно-правовые аспекты взаимоотношений органов представительной и исполнительной власти в АРК.

Методы исследования. Исходя из характера поставленных целей, объекта и предмета, в основу диссертационного исследования, положена совокупность различных методов познания. Методологической основой диссертации являются положения о социальной обусловленности государственно-правовых явлений и конкретно–исторический подход к их изучению. В процессе исследования применялся ряд общенаучных и специально-юридичеких методов. Так, историко-правовой и сравнительно-правовой методы использовались при исследовании правового статуса АРК и юридической природы ее органов власти с момента возникновения в составе Украины и до настоящего времени. Системно-структурный и функциональный методы применялись при анализе элементов, форм, методов и направлений взаимоотношений органов представительной и исполнительной власти АРК. На основе методов анализа и синтеза с использованием правил и приемов формально-логического метода формулировались дефиниции понятий: «власть автономии», «региональное самоуправление», «форма взаимоотношений органов власти АРК», «метод взаимоотношений органов власти АРК» и других. С помощью методов толкования права анализировались нормативно-правовые акты Украины, зарубежных стран и международно-правовые документы по проблемам диссертационного исследования.

Научная новизна полученных результатов определяется как в самой постановке темы исследования, так и в предложенных решениях конкретных проблем. Работа является первым в науке конституционного права Украины самостоятельным диссертационным исследованием взаимоотношений органов власти АРК.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие положения, которые содержат элемент научной новизны:

1) на основании исследования эволюции взаимоотношений в системе высших органов власти АРК доказано, что отношения между ними в своем развитии прошли несколько этапов, содержание правового регулирования которых определялось, прежде всего, конкретными политическими факторами;

2) представлены дополнительные аргументы о существовании в Украине особого вида публичной власти – власти автономного образования, которая существует во взаимодействии с государственной властью и властью органов местного самоуправления, и представлено авторское определение понятия власти автономии;

3) уточнено определение понятия регионального самоуправления относительно автономии;

4) обосновано положение особенности взаимоотношений органов власти автономии, которая обосновывается, в частности, специфическим кругом их объектов, которые редко выступают в качестве объектов иных правоотношений;

5) впервые доказано, что целостная совокупность конституционно-правовых норм, которые регулируют взаимоотношения органов власти АРК, составляют отдельный конституционно-правовой институт;

6) предложено авторское определение понятий метода и формы взаимоотношений в системе органов власти автономии;

7) анализ полномочий органов власти АРК привел к выводу, что взаимодействие высших органов власти основывается на методах координации и субординации;

8) впервые доказано, что взаимоотношения между органами исполнительной и представительной власти АРК осуществляются в процессуально-правовой и организационно- правовой формах;

9) впервые определены основные направления взаимоотношений в системе высших органов власти автономии и взаимоотношений органов власти автономии с органами местного самоуправления, которые функционируют на территории автономии;

10) на основании исследования статуса меджлиса крымскотатарского народа, обоснована необходимость его регистрации в соответствии с законодательством Украины с целью легализации его деятельности.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что сформулированные в диссертации предложения и выводы могут быть использованы:

- в научно-исследовательских целях – для дальнейших разработок теории взаимоотношений органов представительной и исполнительной власти в АРК;

- в правотворческой работе – как теоретический материал при разработке и принятии законов Украины, нормативно-правовых актов органов власти автономии, которые определяют конституционно-правовой статус органов представительной и исполнительной власти АРК и регулируют их взаимоотношения;

- в правоприменительной деятельности – для оптимизации форм и методов взаимоотношений органов власти автономии, обеспечении их взаимодействия, предупреждении конфликтов между ними;

- в учебном процессе – при подготовке соответствующих разделов учебников и учебных пособий по конституционному праву Украины, в процессе преподавания курса конституционного права Украины, истории государственных образований в Крыму, в научно-исследовательской работе студентов;

- в правовоспитательной сфере – предложенные положения могут служить теоретическим материалом в работе при повышении уровня правовой культуры населения и государственных служащих.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы докладывались на: 1) VIIІ Международной конференции историков права «Юридическая биографистика» (г. Феодосия, 2002 г.); 2) региональной научно-практической конференции « Проблемы толкования и реализации законодательства в Украине и задачи адвокатуры» (г. Симферополь, 2003 г.); 3) V научно-практической конференции профессорско-преподавательского и курсантского состава Крымского юридического института НУВД (г. Симферополь, 2003 г.); 4) Х Международной конференции историков права «Историко-правовые проблемы автономизма и федерализма» (г. Севастополь, 2003 г.); 5) VІ научно-практической конференции научно–педагогического персонала, курсантов и студентов Крымского юридического института НУВД (г. Симферополь, 2004 г.); 6) ІІ Судакской международной научной конференции (г. Судак, 2004 г.). Они также обсуждались на теоретических и научных семинарах кафедры государственно-правовых дисциплин, научных семинарах и «круглых столах» в Крымском юридическом институте Национального университета внутренних дел.

Теоретические аспекты работы используются автором во время проведения занятий по дисциплине «Конституционное право Украины», в частности, при проведении семинарских занятий по темам: «Основы конституционного строя Украины», «Конституционные основы территориального устройства Украины», «Правовой статус Автономной Республики Крым».

Публикации. Основные теоретические положения и выводы, которые были сформулированы в диссертационном исследовании, нашли свое отражение в шести научных публикациях, три из которых – научные статьи в специальных изданиях, три – тезисы научных докладов и сообщений на конференциях.

Структура диссертационного исследования определена предметом, задачами и логикой исследования. Работа состоит из вступления, двух разделов, которые объединяют восемь подразделов, выводов, списка использованной автором литературы. Общий объем диссертации 219 страниц, из них основного текста -198 страниц. Количество использованных источников - 230.

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

ВЫВОДЫ

Результаты диссертационного исследования полностью подтверждают актуальность избранной темы работы, её научную и практическую значимость. Анализ конституционно-правовых основ взаимоотношений органов представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым, а также практики их взаимодействия по разным направлениям позволили сделать такие наиболее общие выводы:

1. В соответствии с действующей конституционной моделью Украина является демократическим, децентрализованным унитарным государством, специфика которого, предопределяется наличием в ее составе Автономной Республики Крым. Восстановление в 1991 году автономии в Крыму обусловлено исключительно политическими процессами, а не национальным фактором. Статус автономии в Крыму всегда определялся в соответствии с территориальным признаком. Статус органов власти автономии изменялся в соответствии с действующими Конституциями и особенностями исторических условий от органов государственной власти до органов власти автономии без определения их правовой природы.

2. Конституция Автономной Республики Крым установила правовые основы организации власти и реализации полномочий автономии. Несмотря на некоторые признаки государственности, АРК является лишь специфической административно-территориальной единицей с особым правовым статусом. Органам публичной власти автономии присуща особая правовая природа – это органы публичной власти автономного образования. Они по своей сущности являются органами регионального самоуправления, под которым следует понимать самоорганизацию граждан Украины, постоянно проживающих на территории Автономной Республики Крым, которые путем референдума или через созданные ими органы власти автономии решают в соответствии с действующим законодательством вопросы жизнедеятельности автономии. В Украине кроме органов государственной власти и власти органов местного самоуправления существует власть автономии, под которой следует понимать разновидность власти специфического территориального коллектива, посредством которой осуществляется управление автономией через систему специально созданных органов и издания обязательных на всей территории автономии правовых норм. Поскольку статус ее не закреплен на уровне законодательства Украины, необходимо внести соответствующие дополнения в Конституцию Украины, в частности: ч.1 ст.5; ст.19; ч.3 ст.37; ч.1 ст.71; ст.86; ст.136. данные статьи необходимо дополнить словосочетанием «органы власти автономии».

Основными чертами власти автономии является то, что она неразрывно связана с государственной властью и ее локальность, т.е. распространение и действие только на территорию автономии. Высшими органами власти автономии являются Верховная Рада и Совет министров АРК. Верховную Раду АРК следует характеризовать как представительный орган регионального самоуправления, который в пределах территориальной автономии осуществляет полномочия в сфере управления подобно представительным органам местного самоуправления в других административно-территориальных единицах наивысшего уровня. Совет министров, соответственно, является исполнительным органом такого самоуправления. Организация и деятельность высших органов власти автономии основываются на разделении полномочий между ними.

3. Форму взаимоотношений в системе органов власти АРК предлагается определить как внешне выраженное действие или их совокупность (как реализация компетенции органа власти автономии или должностного лица), которые осуществляются на основе закона в пределах компетенции, с целью управления делами автономии. Формы взаимоотношений между органами исполнительной и представительной власти рассматриваются в двух аспектах: процессуально-правовом и организационно-правовом. Под процессуально-правовой формой взаимоотношений высших органов власти АРК понимается фактическая деятельность органов власти автономии направленная на реализацию своих функций. К таким формам относятся: контрольная, нормотворческая, представительная, учредительная, контрольная. Под организационно-правовой формой понимается закрепленный правовыми нормами порядок действий, в рамках которых обеспечивается объединение труда отдельных представителей органов власти автономии, для реализации ими установленных законом функций и компетенции. Основными организационно-правовыми формами взаимодействия в системе высших органов исполнительной и представительной власти АРК являются: заседания (в т.ч. выездные), доклады (содоклады), совместное участие в разработке нормативно-правовых актов автономии, а также нетрадиционные формы деятельности – «круглые столы», семинары, конференции.

4. Методы взаимоотношений в системе органов власти автономии - совокупность способов и приемов управленческо-властного характера, которые применяются органами власти автономии для достижения поставленной цели и составляют содержание их деятельности. В зависимости от характера управленческих отношений, которые складываются в процессе взаимодействия органов публичной власти автономии, можно выделить следующие методы, которые в равной степени важны как для государства в целом, так и для автономии: координацию и субординацию.

5. Организация и деятельность Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым основываются на разделении полномочий между ними; подконтрольности, подотчетности и ответственности перед Верховной Радой автономии как представительным органом, который избирается непосредственно гражданами, органов, образованных или формируемых ею, должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются Верховной Радой.

Основными направлениями взаимодействия высших органов власти АРК являются: а) реализация права на издание нормативно-правовых актов; б) обеспечение комплексного социально-экономического развития региона и обеспечение эффективного ведения хозяйства; в) обеспечение на территории автономии защиты прав и законных интересов человека и гражданина; г) реализация кадровой политики; д) реализация полномочий в области экономических отношений с другими регионами Украины; е) обеспечение объединения централизованного решения вопросов управления с развитием инициативы органов местного самоуправления.

6. Представляется целесообразным наделить Верховную Раду АРК правом законодательной инициативы по вопросам связанным с деятельностью автономии и ее органов власти, и в этой связи с этим внести соответствующие дополнения в ч. 1 ст. 93 Конституции Украины, которую следует изложить в следующей редакции: «Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету Министров Украины, Национальному банку Украины и Верховной Раде Автономной Республики Крым по вопросам отнесенным к компетенции автономии».

7. Уровень социально-экономического развития АРК в значительной мере зависит от тесного взаимодействия органов государственной власти и органов власти автономии. Проведенный анализ свидетельствует, что возможности автономии в сфере развития экономики и финансов являются ограниченными и могут осуществляться только на основе общегосударственного украинского законодательства, постоянного взаимодействия и согласования решений и деятельности органов власти автономии с органами государственной власти Украины. Существенным препятствием на пути социально-экономического развития АРК является отсутствие нормативного закрепления на уровне общегосударственного законодательства понятия «право собственности автономии». В соответствии с этим необходимо, ст. 31 Закона Украины «О собственности» изложить в следующей редакции «К государственной собственности в Украине принадлежит общегосударственная собственность, собственность Автономной Республики Крым (республиканская) и собственность административно-территориальных единиц, а ст. 32 дополнить пунктом, что субъектом права собственности автономии признается Автономная Республика Крым, в лице своих органов власти - Верховной Рады и Совета министров.

8. Существенным препятствием на пути дальнейшего развития сотрудничества АРК с иными составными территориальными частями Украины и регионами иностранных государств, является отсутствие четкого нормативного определения: а) статуса и полномочий представительств АРК в регионах Украины и иных государствах; б) пределов полномочий автономии в этом вопросе. В целях более точного и полного определения пределов взаимодействия органов власти автономии с иными регионами Украины и участия во внешних отношениях, ст. 20 Конституции АРК необходимо дополнить и изложить в следующей редакции: «Автономная Республики Крым имеет Постоянное представительство в столице Украины городе Киеве, а также представительства по вопросам экономического, социального, культурного и иного сотрудничества в других регионах Украины и иностранных государств для реализации соглашений, заключенных с ними Автономной Республикой Крым в пределах компетенции установленной законом».

9. Конституция Автономной Республики Крым установила организационно-правовые основы взаимодействия между органами власти автономии и органами местного самоуправления. Проведенный анализ соответствующих документов способствовал выделению основных направлений этого взаимодействия в АРК: совместная подготовка проектов бюджета и программ социально-экономического развития районов; оказание консультативной помощи в организации работы органов местного самоуправления, участие органов власти автономии в проведении учебы их должностных лиц, депутатов местных советов, совместная нормотворческая деятельность. Изучение этих направлений позволило сделать вывод, что улучшению взаимодействия между высшими органами власти автономии и органами местного самоуправления будет способствовать решение следующих актуальных вопросов: а) разграничение сфер компетенции органов исполнительной власти и местного самоуправления в предоставлении управленческих и социальных услуг; б) укрепление собственной доходной базы местного самоуправления и создание механизмов формирования местных бюджетов, реформирование межбюджетных отношений; в) управление коммунальной собственностью

10. Определения статуса города Симферополя как столицы Автономной Республики Крым должно осуществляться в соответствии с законодательством Украины. Содержание статей Конституции Украины (ст.20; ст.133) свидетельствуют о том, что город Симферополь обладает статусом административного центра. Никакие особенности его статуса ни Конституцией Украины ни соответствующими законами Украины не определены. В связи с этим, необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 8 Конституции АРК, где словосочетание «столица Автономной Республики Крым» следует заменить на «административный центр Автономной Республики Крым».

11. Анализируя статус меджлиса, указывается, что на территории Автономной Республики Крым крымскотатарская проблема является одной из актуальных, и требует скорейшего решения, так как она не существует сама по себе, а тянет за собой новые проблемы. С целью обеспечения стабильности и межнационального согласия в регионе необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей развитие этнонациональных и этноконфессиональных отношений и регламентирующей процесс обустройства, адаптации и интеграции депортированных граждан всех национальностей. На сегодняшний день в Крыму действует 10 зарегистрированных республиканских и национально-культурных общественных организаций. Вместе с тем, на территории АРК открыто функционирует не легализованный представительный орган крымскотатарского народа Меджлис, который имеет широкую сеть региональных отделений (фактически создана параллельная система национального самоуправления). Взаимодействие с органами власти автономии осуществляется только через представителей меджлиса, который контролирует решение национальных вопросов, а также вопросы представительства крымских татар в органах власти автономии.

14. Разрешению национальной проблемы может способствовать воссоздание в АРК национальных округов (районов).

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Абасов Г.Г. Суперечності правового статусу Верховної Ради Автономної Республіки Крим // Матеріали V звітної науково-практичної конференції професорсько-викладацького та курсантського складу Кримського юридичного інституту НУВС: У 2 ч. – Сімферополь: Доля, 2003. – Ч.1.- 208 с.

2. Абасов Г.Г. Конституційно-правовий сатус Верховної Ради Автономної Республіки Крим: Автореф. дисерт. на здобуття наук. ступеня к.ю.н. – К., 2004.- 21 с.

3. Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория, практика). - М.: Юрид. лит-ра, 1980.- 175 с.

4. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1994.- 224 с.

5. Амєтка Ф.А. Кримське Ханство: становлення і розвиток державності та права (перша половина ХV – друга половина XVIII ст.): Автореф. дисерт. на здобуття наук. ступеня к.ю.н. - Х., 2003. - 19 с.

6. Андреев А.Р. История Крыма.- М.: Изд-во Межрег. центра отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. - 200 с.

7. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА, 1996. – 512 с.

8. Багров Н.В. Крым: время надежд и тревог. – Симферополь, 1996. - 379 с.

9. Баймуратов М.О. Органи державної влади України: актуальні проблеми теорії і практики // Держава і право.- 2003.- Вип. 19.- с. 630-632.

10. Батанов О.В. Суб’єкти відповідальності у місцевому самоврядуванні: питання теорії і практики // Держава і право. – 2003.- Вип.19.- с. 182 – 188.

11. Безуглов А.А., Кряжков В.А. Гласность работы Советов. – М.: Юрид. лит-ра, 1988.- 141 с.

12. Большая Советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1970.- 750 с.

13. Борденюк В. Місцеве самоврядування в механізмі держави: конституційно-правовий аспект // Право України. – 2003. - № 4. -

14. Борьба за советскую власть в Крыму: Сборник документов. - Симферополь, 1957.- Т.1 - 200 с.

15. Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях.- М.: Юрид. лит-ра, 1981. – 190 с.

16. Веймарн Е.В., Стржелецкий С.Ф. К вопросу о славянах в Крыму // Вопросы истории. – 1952. - № 4. – С. 94 - 99.

17. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов.- М.: Новый юрист,1998.- с.

18. Веніславський Ф.В. Конституційно-правові основи взаємовідносин законодавчої та виконавчої влади в Україні: Дис. канд. юрид. наук. - Х.., 2000. – 215 с.

19. Вильямский В.С. Совершенствование организации деятельности аппарата местных Советов. – Ростов, 1986. – 69 с.

20. Витрук Н.В., Юзков Л.П. Рецензия: Ржевский В.А. Территориальная организация Советского государства // Известие вузов. Правоведение. - 1967. - № 6.- С. 130-132.

21. Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. - М.: Мысль, 1992. - 446 с.

22. Волошин Ю.О. Конституційно-праовві засади самоорганізації національних меншин в Україні: Автореф. дисерт. на здобуття наук. ступеня к.ю.н. – К., 2001.- 19 с.

23. Вольвач П. Підсумки виборів 2002 і кримсьтатарське питання // Бюллетень Центру інформації та документації кримських татар.-2002.- № 5-6.- С.78-81.

24. Выборы- 2002: Итоги выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов 31 марта 2002 г. - Симферополь. - 2002.- 165 с.

25. Гарчева Л.П., Ярмыш А.Н. Конституционное право Украины. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. - Симферополь: Доля. - 2002.- 300 с.

26. Говорит Мустафа Джемилев: Доклады на сессиях Курултая. – Симферополь, 2001. – 250 с.

27. Горшенёв В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Юрид. лит., 1972.- 250 с.

28. Государственный архив АРК.-Ф.Р. 1188. - Оп.3: Д. 200. - л.152.

29. Грач Л. Автономная Республика Крым в политической системе современной Украины // Віче. - 1999. - №4.- С.3-21.

30. Грач Л.И. О правовом урегулировании крымской геополитической проблемы (выступления, размышления, комментарии) : В 2-х ч. - Симферополь: Таврида, 2000.- 272 с.

31. Грач Л. Крым особый регион, и отношение к нему должно быть особое. – Симферополь: Таврида, 2000.- 247 с.

32. Грач Л. Крымская автономия – ответ на вызов исторического периода. – Симферополь: Таврида, 2001. – 304 с.

33. Грач Л. Крымская автономия – ответ на вызовы истории // Крымские известия – 2001.- 18 января.

34. Грач Л. Крымский политический кризис идет в русле расшатывания общественно-политической ситуации в целом по государству // Крымские известия – 2001.- 27 марта.

35. Грач Л. Крым – мост дружбы в российско-украинских отношениях. – Симферополь: Таврида, 2002.- 292 с.

36. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- 736 с.

37. Дарьянов В.И. Основные направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления (на примере Автономной Республики Крым) // Матеріали V звітної науково-практичної конференції професорсько-викладацького та курсантського складу Кримського юридичного інституту НУВС: У 2 ч. – Сімферополь: Доля, 2003. – Ч.1.- 208 с.

38. Дейч Б.Д. По поводу одной резолюции // Крымские известия –2004.– 14 февраля.

39. Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа от 28 июня 1991 г.// Документы Курултая крымскотатарского народа, принятые на его сессиях и конференциях в 1991-1998 гг.- Симферополь, 1999.- С.10-12.

40. Декларація про Державний суверенітет України від 16 липня 1990 р. // Відомості Верховної Ради УРСР. – 1990. - № 31. – Ст. 429.

41. Державне управління: теорія і практика./ За заг. ред. Аверянова В.Б.- К., Юрінком – Інтер, 1998. – 432 с.

42. Документы Курултая крымскотатарского народа, принятые на его сессиях и конференциях в 1991-1998 гг.- Симферополь, 1999.- 132 с.

43. Европейская хартия местного самоуправления // Місцеве самоврядування.- 1997.- № 1-2. – С. 90 – 94.

44. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму.- Симферополь: Таврия.- 1997.- 352 с.

45. Заяць І.Я. Правовий статус області в Україні: Дис. канд. юрид. наук. - Львів, 1999.-205 с.

46. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В.Маклакова.- М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

47. Исследование межэтнических отношений в Автономной Республике Крым: Итоговый отчет / Сост. Черный Е.В., Хан Е.А., Темненко К.В.- Симферополь, 2001 – 25 с.

48. Кампо В.М. Місцеве самоврядування в Україні. - К.: Ін Юре, 1997. – 36 с.

49. Кампо В.М. Дві системи місцевої влади: взаємодія, а не протистояння // Місцеве самоврядування. – 1998. - № 1-2 (9). – с.35-38.

50. Касаткина Н.М. Автономия и регионализм (европейская модель) // Очерки конституционного права иностранных государств: Учеб. и науч. практ. пособие / Отв. ред. Д. А. Ковачев. - М.: Спарк, 1999.- с.

51. Киселева Н. Автономия: 10 лет спустя // Крымские известия. – 2001. –18 января.

52. Кичун В.І. Конституційно-правові основи взаємовідносин України і Автономної Республіки Крим: Дис. канд. юрид. наук. - Х.,2002.- 194 с.

53. Кичун В.І. Конституційно-правові основи взаємовідносин вищих органів влади України і Автономної Республіки Крим: Автореф. дисерт. на здобуття наук ступеня к.ю.н. – Х., 2001. – 20 с.

54. Колишко Р. Місцеве та регіональне самоврядування як принцип європейського конституційного права. // Вісник Київського університету. Актуальні проблеми міжнародних відносин. – К.- 2000.- Вип. 18 ( ч. 2). - С.45 -50.

55. Колишко Р. Регіональна політика України: європейський досвід та українські перспективи. // Вісник Київського університету. Актуальні проблеми міжнародних відносин. – К.- 2002.- Випуск 34 (ч.1). - С. 50-54.

56. Колишко Р. Регіональна політика: умови оптимального функціонування регіону // Український правовий часопис – 2003.- № 3(8).- С. 64-72.

57. Колишко Р.А. Децентралізація публічної влади в унітарній державі: Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня к.ю.н. – К., 2003.- 15 с.

58. Колісник В.П. Національно-етнічні відносини в Україні: теоретичні засади та конституційно-правові аспекти: Монографія. – Х.: Фоліо, 2003.- 240 с.

59. Колодій А.М., Олійник А.Ю. Державне будівництво і місцеве самоврядування: Навч. посібник. – К.: Юрінком Інтер, 2000.- 304 с.

60. Колпаков В.К. Адміністративне право України: Підручник. -К.: Юрінком Інтер, 1999.- 736 с.

61. Конституции государств Европейского Союза. – М.: ИНФРАМ –НОРМА, 1997.- 816 с.

62. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х т./ Отв. ред. Б. А. Страшун. - М.: БЕК, 1997.-764 с.;

63. Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: НОРМА, 2001.- 688 с.

64. Конституционное право: Словарь / овт. ред. В.В.Маклаков.- М.: Юрист, 2001.- 560 с.

65. Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- М.: Новый Юрист, 1998.- 544 с.

66. Конституция (Основной Закон) Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. - Симферополь, 1938.

67. Конституция Автономной Республики Крым // Ведомости Верховного Совета Автономной Республики Крым.-1991-1992. - №7. - Ст.259.

68. Конституция Автономной Республики Крым от 01 ноября 1995 // Сборник законодательства Республики Крым.-1995.- № 12.- Ст.977.

69. Конституция Автономной Республики Крым от 21 октября 1998 г: утв. Законом Украины от 23 декабря 1998 г. // Відомості Верховної Ради України. - 1999.- № 5-6.- Ст.43.

70. Конституция Крымской АССР и положения, постановления и инструкции о строении органов власти Крымской АССР, объеме их прав и круге деятельности. Выпуск 1.- Симферополь: ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и краснофлотских депутатов Крымской АССР, 1930.- С.10-30.

71. Конституция Крымской Социалистической Советской Республики от 10 ноября 1921 года // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства Крымской Социалистической Советской Республики. - 1922.- № 1.

72. Конституция Франции от 03 июля 1958 г. // Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: БЕК,1997. - с. 233-282.

73. Конституция Японии от 03 ноября 1946 г. // Современные зарубежные конституции.- М., 1996.- 284 с.

74. Конституційне право України. / За ред. В.Ф.Погорілка.- К.: Наук. думка, 1999.- 700 с.

75. Конституційне право України. / За ред. В.Ф.Погорілка.- К.: Наукова думка, 2000.- 732 с.

76. Конституційне право України: Підручник для студентів ВНЗ / За ред. Ю.М. Тодики, В.С. Журавського.- К.: Ін Юре, 2002. - 544 с.

77. Конституція Республіки Узбекистан прийнята 8 грудня 1992 року / Конституції нових держав Європи та Азії / Упоряд. С. Головатий.- К., 1996. - 544 с.

78. Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верховної Раді України 28 червня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - № 30. - Ст. 141.

79. Копиленко О., Копиленко М. Межі компетенції: (Проблеми правового статусу Криму, пошук варіантів) // Політика і час. - 1996. - №11. - С. 47-52.

80. Копиленко О. До проблеми правового статусу Автономної Республіки Крим // Вісник Академії правових наук України.-1998.- № 1.- С.41-50.

81. Копиленко О. Проблеми правового статусу Автономної Республіки Крим у рішеннях Конституційного Суду України // Вісник Академії правових наук України.-1999. - №2.- С.32-42.

82. Копиленко О. До проблеми правового статусу Меджлісу і Курултаю кримськотатарського народу.// Вісник Академії правових наук України.- 2001 - № 4 (27.) - с.49.

83. Копиленко О. Готовність чи безпорадність (чи здатне українське законодавство розв’язувати гострі проблеми АР Крим) // Вісник Академії правових наук України.-2002 -№ 2 (29.) - С.35.

84. Копиленко О.Л. Конституція Автономної Республіки Крим: проблеми прийняття, затвердження, реалізації. - К.: Таксон, 2001.- 362 с.

85. Коренев А.П. Административное право Росси: в 3 –х ч. – М.: Щит и Меч, 1997. – Ч. 1. - 280 с.

86. Косінський В. Процесуальні особливості здійснення повноважень органами місцевого самоврядування // Право України. – 2000. - № 5. – С. 17-19.

87. Кравцова Л.И. Поднимался ли вопрос об автономии Крыма до 1921 г? // Крымская АССР (1921-1945) / Сост. Ю.И. Горбунов.- Симферополь: Таврия, 1990.- 320 с.

88. Кравчук Л.М. Управління територіями в умовах розбудови демократичної правової держави: Доповідь // Право України.-1993.- № 5-6.- С.3-8.

89. Кравчук С.С. Государственно-правовые отношения в советском социалистическом государстве. // Советское государство и право. - 1956. - № 10.-С. 95-105.

90. Крусян А.Р. Взаимодействие местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Украине: Учебное пособие. – Одесса: Юрид. лит-ра, 2001.- 164 с.

91. Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова.- Симферополь: Таврия, 1988.-144 с.

92. Крымская АССР ( 1921-1945) / Сост. Ю.И. Горбунов. - Симферополь: Таврия, 1990. – Вып. 3.- 320 с.

93. Крымско-татарское национальное движение: сборник документов: В 2-х т. - М., 1991-1992.

94. Кубко Є.Б. Теорія організації і структури державного управління // Реформування державного управління в Україні: проблеми і перспективи. – К., 1998.

95. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. –М., Наука, 1987.- 292 с.

96. Кутафин О.Е. Постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР. – М.: Юрид. лит-ра, 1971.- 200 с.

97. Кушніренко О.Г., Слінько Т.М., Веніславський В.Ф. Конституційне право України в схемах і дефініціях: Навч. посібник для студентів юрид. вузів та факультетів. – Х.: Торнадо, 2003.- 328 с.

98. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. – М.: Юрид. лит-ра, 1972. – 280с.

99. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М.: Закон и право, 1997.- 157 с.

100. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 1997.- с.

101. Мойсеенко М.Г. О формах совместной работы постоянных комиссий Верховных Советов союзных республик // Проблемы государства и права на современном этапе. - М., 1972. - Вып.5. – С.45-52.

102. Мучник А.Г. Комментарий к Конституции Украины. – К.: Парламентське видавництво, 2000. – Кн. 1.- 254 с.

103. Не всю, но необходимую власть – советам // Голос Украины. – 2001.- 12 октября.

104. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА – М., 1999.- 552 с.

105. Нижник Н.Р. Види державно-управлінських відносин // Державне управління: теорія і практика. – К., 1998.

106. О взаимодействии органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления г. Алушты по обеспечению реализации социально-экономических и других прав граждан-жителей г. Алушты: Постановление Верховной Рады АРК от 16 апреля 2003 г. № 515 – 3/03 // Крымские известия. – 2003. – 22 апреля.

107. О внесении изменений и дополнений в Регламент Верховной Рады Автономной Республики Крым: Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 листопада 1999р. № 808-2/99. // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 1999. - № 8.- Ст.837.

108. О выборах депутатов Верховного Совета Крыма: Закон Республики Крым от 17 сентября 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Крыма. – 1993. - № 5.- Ст. 218.

109. О выборах Президента Республики Крым: Закон Республики Крым от 17 сентября 1993г. // Ведомости Верховного Совета Крыма. - 1993.- № 5.- Ст. 223.

110. О мероприятиях по социальной поддержке малообеспеченных граждан и инвалидов: Постановление Совета министров АРК от 10 февраля 2004 г. // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2004. - № 2. – Ст. 100.

111. О методике определения объема межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и бюджетами городов районного значения, сел и поселков: Постановление Совета министров АРК от 29 января 2003 г. № 36 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2003.- № 1. – Ст. 46.

112. О назначении на должность Председателя Совета министров АРК: Решение Верховной Рады АРК от 27 мая 1998 г. № 25-11 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 1998. - № 5. – Ст. 294.

113. О представительствах Автономной Республики Крым в городе Москве, Краснодарском крае Российской Федерации, городе Минске Республики Беларусь и внесении изменений в нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, регулирующие вопросы деятельности Совета министров АРК, определения системы органов исполнительной власти Автономной Республики Крым и установления их общей численности: Утв. Постановлением Верховной Рады АРК от 18 сентября 2002 г. № 243-3/02 // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 2002.- № 9.- Ст. 952.

114. О Президенте Республики Крым: Закон Республики Крым от 14 октября 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Крыма. - 1993.- № 5.- Ст. 223.

115. О проведении депутатских слушаний по вопросам о состоянии соблюдения прав человека в Автономной Республике Крым: Решение Верховной Рады АРК от 25.12.03. № 780 –3 /03 // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 2003.- № 12.- Ст.995.

116. О проведении депутатских слушаний по вопросу о межнациональных отношениях в Автономной Республике Крым: Решение Верховной Рады АРК от 18.02.2004 г. № 834 –3 /04 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2004.- № 2.- Ст.77.

117. О проверке осуществления исполнительным органов Сакского городского совета делегированных полномочий органа исполнительной власти: Распоряжение Совета министров АРК от 08 января 2003 г. № 3-р // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2003. - № 1 – Ст.65.

118. О программе земельной реформы в АРК на 2001-2005 г.г.: Постановление Верховной Рады АРК от 18 сентября 2002 № 237-3/2 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2002. - № 9. – Ст.946.

119. О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым: Закон Украины от 25 сентября 1992 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1992.- № 9.- Ст.10.

120. О Совете министров Автономной Республики Крым: Нормативно-правовой акт Верховного Совета АРК от 03.02.1997 г. (с изм. и доп. по сост. на 19 марта 2003 г.) // Сборник законов Республики Крым. – 1997.- № 2 – Ст.49.

121. О составе научно-методического Совета Крымского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций при Совете министров АРК: Распоряжение Совета министров АРК от 08 декабря 2003 г. № 429 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2003. - № 12. – Ст. 1056.

122. О состоянии выполнения в 1 полугодии 2003 года заданий, определенных актами и поручениями Президента Украины, Кабинета министров Украины, Совета министров АРК: Постановление Совета министров АРК от 30 июля 2003 г. // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2003. - № 8. – Ст. 671.

123. О ходе выполнения соглашений о сотрудничестве органов представительной и исполнительной власти АРК с органами власти регионов Украины и иностранных государств: Решение Верховной Рады АРК от 18 сентября 2002 г. № 242-3/02.// Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 2002.- № 9.- Ст. 951.; 2002.- № 10. – Ст.1065.

124. Об избрании Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по местному самоуправлению и административно-территориальному устройству: Решение Верховной Рады АРК от 15 мая 2002 г. № 37-3 /02 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2002. - № 5. – Ст. 355.

125. Об итогах работы Крымского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций при Совете министров АРК в 2002/2003 учебном году и задачах на новый учебный год: Постановление Совета министров Автономной Республики Крым от 26 августа 2003 г. № 456 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2003.- № 9.- Ст.253.

126. Об отчете заместителя председателя Совета министров АРК Велижанского С.К. О ходе погашения задолженности по выплате заработной платы работникам образования: Решение Верховной Рады АРК от 23 июня 1999г. № 578 – 2/99 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 1999. - №.6. – Ст. 570.

127. Об утверждении мероприятий по реализации в 2004 году второго этапа Стратегии преодоления бедности: Постановление Совета министров АРК от 26.02.04 № 57 // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 2004.- № 2.- Ст.117.

128. Об утверждении плана работы с кадрами Совета министров: Постановление Совета министров АРК от 09 декабря 2003 г., № 634 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2003.- № 2.- Ст.103.

129. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета АРК за 1998 г.: Постановление Верховной Рады АРК от 21 июля 1999 № 615-2/99 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 1999. - № 7 – Ст.674.

130. Обращение Верховной Рады Автономной Республики Крым к Верховной Раде Украины от 24 марта 2004 г. № 11-3/04 ВР.

131. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986. – 750 с.

132. Органи державної влади України / За ред. В.Ф. Погорілка: Монографія. – К.: Інститут держави і права ім. В.М. Корецького, 2002.- 592 с.

133. Орзих М.Ф. Государственное устройство Украины в условиях государственно-правовой реформы // Юридический вестник. - 1999.- № 2.- С. 92-101.

134. Орзих М.Ф. Проект устава территориальной громады города Одессы // Юридический вестник. – 2000. -№ 1. – С. 67 – 87.

135. Орзіх М.П. Адміністративно-правовий статус органів місцевого самоврядування // Юридический вестник. –2000. -№ 2. – С. 101-107.

136. Основи етнодержавознавства: Підручник / За ред. Ю.І. Римаренка.- К.: Либідь, 1997.- 655 с.

137. Основин В.С. Городской Совет – орган социального управления. – М.: Юрид. лит-ра, 1983. – 128 с.

138. Особенности осуществления власти в Автономной Республике Крым: итоговый отчет / Сост. Федченко Т.М. - Симферополь. - 2002 . – 40 с.

139. Отчет Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым (май 2002- июль 2003) от 17 сентября 2003 г.: Утв. Решением Верховной Рады АРК «Об отчете Президиума Верховной Рады АРК о выполненной работе за период с 15.05.02 по 01.07.2003» // Сборник нормативно-правовых актов АРК – 2003 - № 9 – Ст.709.

140. Офіційний вісник.- 1999.- № 23.- Ст.1851.

141. Пиоро И.С. Крымская Готия (Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье). - К.: Лыбидь,1990. – 200 с.

142. Погорілко В., Федоренко В. Суб’єкти конституційно-правових відносин: поняття, ознаки, види // Право України. - 2002. - №10 - С.3-11.

143. Положение о Меджлисе крымскотатарского народа от 28 июня 1996 г. // Документы Курултая крымскотатарского народа, принятые на его сессиях и конференциях в 1991-1998 гг.- Симферополь, 1999.- 132 с.

144. Положение о порядке взаимодействия с Ассоциацией органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым и делегировании органами местного самоуправления отдельных полномочий Автономной Республики Крым. // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 1999.- № 11. – Ст.1103.

145. Положение о порядке контроля за осуществлением органами местного самоуправления делегированных полномочий Автономной Республике Крым от 26 апреля 2000 г. № 1084-2/2000 // Крымские известия. –2000.- 24 мая.

146. Положение о порядке работы с проектами нормативно-правовых и иных актов, представляемыми на рассмотрение Верховной Рады Автономной Республики Крым, и проектами решений ее Президиума / Утв. Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 г. № 715-3/03 // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 2003.- № 10.- Ст. 857.

147. Положение о порядке управления имуществом, принадлежащим Автономной Республики Крым или переданным в ее управление: Утв. Постановлением Верховной Рады АРК от 21 апреля 1999 года № 459-2/99 // Сборник нормативно-правовых актов АРК. – 2002. - № 1 - Ст.1.

148. Положение об особенностях города Симферополя как столицы Автономной Республики Крым”: Утв. Постановлением Верховной Рады АРК от 19 марта 2003 г. // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 2003.- № 3.- Ст. 196.

149. Положення про Раду представників кримськотатарського народу: Затв. Указом Президента України № 573 / 2000 від 07.04.2000 // Офіційний вісник України. - 2000.- № 15.- Ст. 603.

150. Поморцев А. От конфронтации к логическому восприятию крымских проблем // Крымские известия.- 2001.- 9 июня.

151. Про Автономну Республіку Крим: Закон України від 17 березня 1995 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1995. - № 11. - Ст.69.

152. Про Верховну Раду Автономної Республіки Крим: Закон України від 10 лютого1998 р. // Відомості Верховної Ради України .- 1998. - № 29. - Ст. 191.

153. Про вибори депутатів Верховної Ради Автономної Республіки Крим, місцевих рад та сільських, селищних, міських голів: Закон України від 06 квітня 2004 р. // Офіційний вісник України. – 2004. - № 14. – Ст.965.

154. Про вибори депутатів місцевих рад та сільських, селищних, міських голів: Закон України від 14 січня 1998 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1998.- № 3.- Ст.15.

155. Про власність : Закон України від 7 лютого 1991 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1991. - № 20. - Ст.249.

156. Про державну підтримку розвитку місцевого самоврядування в Україні: Указ Президента України від 30 серпня 2001 р. // Урядовий кур’єр. – 2001. - 4 вересня.

157. Про затвердження Конституції Автономної Республіки Крим: Закон України від 23 грудня 1998 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1999.-№ 5-6. - Ст.43.

158. Про Конституцію Автономної Республіки Крим: Закон України від 4 квітня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України.-1996.- №24.- Ст.90.

159. Про місцеве самоврядування: Закон України від 21 травня 1997 р. // Відомості Верховної Ради України. -1997.- № 24.- Ст.170; 1998. - № 48. - Ст.292.

160. Про місцеві державні адміністрації: Закон України від 9 квітня 1999 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1999. - № 20-21. – Ст. 190.

161. Про національні меншини: Закон України від 25 липня 1992 р. // Відомості Верховної Ради України . - 1992.- № 36.- Ст. 529.

162. Про політичні партії в Україні: Закон УКраїни від 5 квітня 2001 р. // Відомості Верховної Ради України. – 2001.- № .- Ст.

163. Про порядок здійснення зовнішніх відносин Радою міністрів Автономної Республіки Крим, місцевими державними адміністраціями: Указ Президента України від 05 березня 2002р. № 217/202. // Офіційний вісник України – 2002. - № 10.- Ст. 471.

164. Про Представництво Президента України в Автономній Республіці Крим : Закон України від 02 березня 2000 р. // Відомості Верховної Ради України. - 2000.- № 21.- Ст.158.

165. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Крым: Закон Республики Крым // Ведомости Верховного Совета Республики Крым.- 1993.- № 1.- Ст.10.

166. Про розформування Національної гвардії України: Закон України від 01 листопада 2000 р. // Урядовий кур’єр. – 2000. – 01 лютого.

167. Проект рекомендаций по Европейской хартии о региональном самоуправлении / Совет Европы. Конгресс Местных и Региональных властей Европы (Палата регионов). Страсбург, 1997.- 3-5 июля.

168. Психология: Словарь. – М., 1990 – 500 с.

169. Рабінович П.М. Основи загальної теорії права і держави: навчальний посібник.- К.: ІСДО, 1995.-172 с.

170. Рабінович П.М. Основи загальної теорії права і держави: Навчальний посібник. 5-е вид., зі змінами – Тернопіль: Лілея, 2002.- 189 с.

171. Регламент Верховной Рады Автономной Республики Крым: Утв. Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 30 июня 1998 г. № 109-ІІ (с изм. по сост. на 02 апреля 2003 г.) // Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 1998 .- N 6. - Ст. 388 .

172. Регламент Верховной Рады Украины: Постановление Верховной Раду Украины от 27 июля 1994 г. // Відомості Верховної Ради України.-1994.- № 35. - Ст.338.

173. Регламент работы Совета министров Автономной Республики Крым от 23 сентября 1998 г. ( по сост. на 19 марта 2003 г.). – Симферополь: Луч, 2003 .- 55 с.

174. Результати виборів у Криму в контексті можливих політичних компромісів. / Інформаційно-аналітичне видання. - 2002 - № 3.

175. Рекомендації міжнародної науково – теоретичної конференції “Проблеми методології правознавства” // Вісник Академії правових наук України. – 1997. - № 1.

176. Рішення Конституційного Суду України № 7-рп/98 від 2 червня 1998 року (справа про бюджет Автономної Республіки Крим на 1998 рік) // Правові позиції Конституційного Суду України в рішеннях і висновках (1997-2003 роки). – К.: Атіка, 2003.- 336 с.

177. Рішення Конституційного Суду України від 27 лютого 2001 року № 1-рп/2001 (справа про правові акти Верховної Ради Автономної Республіки Крим) // Правові позиції Конституційного Суду України в рішеннях і висновках (1997-2003 роки). – К.: Атіка, 2003.- 336 с.

178. Рішення Конституційного Суду України № 19-рп/2001 від 21 грудня 2001 року // Правові позиції Конституційного Суду України в рішеннях і висновках (1997-2003 роки). – К.: Атіка, 2003.- 336 с.

179. Рішення Конституційного Суду України № 1-рп/2003 від 16 січня 2003 р. // Юридичний вісник України. – 2003. - № 6. - Ст. 17-22.

180. Родионов М. Статистико-хронолого-историческое описание Таврической епархии. Общий и частный обзор. - Симферополь, 1872.- 269 с.

181. Роль Конституции Автономной Республики Крым в развитии местного самоуправления. Опыт и проблемы (к третьей годовщине Конституции АРК). – Симферополь: РИО Управления делами Верховной Рады Автономной Республики Крым, 2001.- 120 с.

182. Рыжова О., Лисицын Б. Что сообщают о жителях Крыма данные Всеукраинской переписи? // Комсомольская правда в Украине. – 2003.- 10 января.

183. Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым. - 2000.- № 3.- Ст.207; № 5.- Ст. 489, № 6.- Ст. 630, № 10.- Ст.1075, № 12.- Ст. 1322; 2001.- № 6.- Ст.566, № 9.- Ст.930, 931., № 11.- Ст.1202; 2002- № 2.-Ст.89.

184. Сборник нормативно-правовых актов АРК.- 1999.- №3.- Ст.201, № 4.-Ст. 333, № 6.- Ст. 575; 2000.- № 6.- Ст. 605; № 3.- Ст. 227; № 9.- Ст. 973-974.

185. Семена Н. И не Верховный, и не местный… Какими должны быть статус и полномочия депутатов Верховной Рады Крыма? // Зеркало недели. – 2002. – 14 декабря.

186. Серебренников В.П. Местное управление и самоуправление Франции. - Минск: Высш. Школа, 1981.- 168 с.

187. Скакун О.Ф. Теория государства и права : Учебник. – Х.: Консум, 2000. – 704 с.

188. Словарь терминов по теории государства и права : Учебное пособие / Рук. авт. кол. Н. И. Панов. - Х.: Основа, 1997.- 180 с.

189. Смирнов А.П. К вопросу о славянах в Крыму // Вестник древней истории. – 1953. - № 3 (45). – С.32-45.

190. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до нач. 18 в. - СПб.: Университетская типография.-1887. - 772 с.;

191. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства Крымской Социалистической Советской Республики.- 1922.-№ 1 (1 февраля).- Ст.1.

192. Советское административное право. Государственное управление и административное право. - М.: Юрид. лит -ра., 1978. – 358 с.

193. Современный философский словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1996.- 500 с.

194. Сурілов О.В. Основи загальної теорії держави і права. - Одеса, 1995. –

195. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: в 2 т. – Т. 1: Элементный состав. – М.: Юстицинформ, 2000. – с.

196. Теория государства и права / Под. ред. С.С.Алексеева. - М.: Юрид. лит.,1985.-

197. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало,1997.- с.

198. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева.- М.: Право и Закон, 1996.- с.114

199. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999 – 570 с.

200. Тодыка Ю.Н. Конституционное право Украины: отрасль права, наука, учебная дисциплин. – Х.: Фолио-Райдер,1998.- 291 с.

201. Тодыка Ю.Н. Конституция Украины: проблемы теории и практики: Монография.- Х.: Факти, 2000. – 608 с.

202. Тодыка Ю.Н., Яворский В.Д. Президент Украины: конституционно-правовой статус: Монография. - Х..: Факт, 1999.- 256 с.

203. Толстой Ю.К. Понятие права собственности.// Проблема гражданского и административного права.- Л., 1962.- с.136

204. Українська Радянська енциклопедія. – 2-е вид. К.: Головна редакція Української Радянської енциклопедії, 1978, т.2.- 550 с.

205. Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1970.- т.5. – 560 с.

206. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА- М, 1998.- 576 с.

207. Формы государственного управления. – М., 1983.

208. Фрицкий О.Ф. Местные советы народных депутатов и управление: организационно- правовые проблемы .- К.: Вища школа, 1977. – 160 с.

209. Фрицький О.Ф. Конституційне право України: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2002.- 536 с.

210. Центр и регионы: размежевание функций // Голос Украины. – 2001.- 20 сентября.

211. Центральний державний архів громадських об’єднань України. Ф. № 1. - Оп.25. - Справа 218. - С. 29-33.

212. Чаюн М.Г., Кириченко Ю.М., Кидисюк Р.А. та ін. Правові позиції Конституційного Суду України в рішеннях і висновках (1997-2003 роки). - К.: Атіка, 2003.- 336 с.

213. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. – М.: ФОРУМ – ИНФРА – М , 1998. – 160 с.

214. Чикурлій С.О. Конституційно-правове регулювання системи органів виконавчої влади України // Держава і право. – 2003.- Вип. 19.- с. 219-225.

215. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Артикул,1997.- 352 с.

216. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.- 622с.

217. Чубаров Р. Змішана виборча система з гарантованим представництвом для кримських татар, інших корінних народів і раніше депортованих етнічних груп. / / Бюлетень Центру інформації та документації кримських татар.-2002. - № 5-6.- С.61-64.

218. Шапиро Е. Крымская политика в англо-американском освещении // Крымский контекст.-1995.- №3.- С. 75-78.

219. Шаповал В. Територіальні автономії в постсоціалістичних країнах // Місцеве самоврядування. - 1998.- № 1-2.- С.93.

220. Шаповал В. Територіальна організація держави в конституційному праві.// Вісник Конституційного Суду України -2002.- №5 - С. 53.

221. Швачка Г.О. Правова природа нормативних актів Автономної Республіки Крим: Автореф. на здобуття наук. ступеня к.ю.н.- Х., 2004. - 20 с.

222. Шептулин А.П. Система категорий диалектики.- М.: Наука, 1967.- 375 с.

223. Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны 1676-1918 г.г./ Под общ. ред. А.Е. Тарасова.- М.: Харвест, 2000.- 752 с.

224. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – 2 -е изд.- М.: ИНФРА – М, 1998.- 368 с.

225. Явич Л.С. Общая теория права. – Л.: Изд-во Ленинград. унив-та,1976.- 287 с.

226. Якобсон А.Л. Крым в средние века. – М.: Наука, 1973. – 174 с.

227. Documents on Autonomy and Minority Rights, Ed by Hurst Hannum. - Boston.1993.

228. Ferreira P. Le Principe de Subsidiarite comme principe de Droitt Constitutional // X Veme Congress International de Droit Compare Lisbon, 1994.

229. Organization of the Government of Japan. 1992. Institute of Administrative Management and Coordination Agency Prime Minister’s Office. Government of Japan.- Tokyo, 1992. - P. 122-134.

230. Recommendation 34 (1997) sur le projet de Charter europeenne de l’autonomie regionale <http:// www.coe.fr/cplre/textad/rec/1997/rec 34 (97) f.htm>.