Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по проведению практических занятий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет экономический

Кафедра «Экономика и предпринимательство»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.э.н., проф. Н.Г.Новикова

__________________________

«____» _____________ 2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Международная торговля услугами»

Специальность «Национальная экономика»

Специализация ________________________

М О С К В А

2008 год


Методические указания по проведению практических занятий составлены на основании рабочей программы дисциплины «Международная торговля услугами»

Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика и предпринимательство»

Протокол № «____» ______________ 2008г.

Зам. зав. кафедрой к.э.н., доцент Кривошеева Т.М.

Методические указания по проведению практических занятий работы одобрены Учебно-методическим Советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № «____» ______________ 2008г.

Методические указания по проведению практических занятий разработаны:

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и предпринимательство» Е.Ш.Танеева

Согласовано:

Зам.проректора-начальник

Учебно-методического управления

к.э.н., доцент

Дуборкина И.А.

Начальник

методического отдела

Рыженок Н.В.


Оглавление

№ темы, практическое занятие

Название практического занятия

Кол-во часов

Страница

Тема 1

Услуги в современной мировой экономике

2

9

Практическое занятие 1

Международные экономические отношения. Услуги в современной мировой экономике

2

9

Тема 2

Регулирование торговли на международном уровне

4

9

Практическое занятие 1

Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли. Генеральное соглашение по тарифам и торговле

2

9

Практическое занятие 2

Генеральное соглашение по торговле услугами

2

10

Тема 3

Особенности услуг как предмета экспорта и импорта

2

10

Практическое занятие 1

Способы поставки услуг

2

10

Тема 4

Современная внешнеторговая политика

2

11

Практическое занятие 1

Современная внешнеторговая политика: протекционизм и либерализация. Инструменты государственного регулирования внешней торговли

2

11

Тема 5

Международный рынок технологий

2

12

Практическое занятие 1

Международная торговля технологиями

2

12

Тема 6

Туризм в системе международных экономических отношений

2

12

Практическое занятие 1

Международный туризм. Всемирная туристская организация

2

12

Тема 7

Международная торговля транспортными услугами

2

13

Практическое занятие 1

Международная торговля транспортными услугами

2

13

Тема 8

Роль информационных технологий и новых методов деловой деятельности (электронная торговля) в развитии международного обмена услугами

2

14

Практическое занятие 1

Роль информационных технологий и новых методов деловой деятельности (электронная торговля) в развитии международного обмена услугами

2

14

Литература

15

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания по проведению практических занятий по курсу «Международная торговля услугами» предназначены для студентов специальности 060700 «Национальная экономика». Данная дисциплина является частью цикла дисциплин специализации, изучение которых обеспечивает основу подготовки экономиста для сферы услуг.

В курсе изучаются основные понятия и закономерности международной торговли услугами. Рассматривается роль услуг в международной экономике, дается их классификация, общее развитие и тенденции развития мирового рынка услуг, раскрывается механизм международного регулирования рынка услуг в рамках ГАТТ/ВТО, ГАТС. Излагаются особенности отдельных видов услуг и их значение в международной торговле. В курсе используются результаты новейших исследований ученых-экономистов.

Методические указания по проведению практических занятий построены таким образом, чтобы закрепить материал, получаемый студентом на лекциях.


2. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля

Виды занятий и контроля

Очная форма обучения

Очно-заочная форма

обучения

Заочная форма обучения

Полная программа

Сокращ. программа

Полная программа

Сокращ. программа

Полная программа

Сокращ. программа

Всего часов по учебным планам

55

55

55

55

Лекции

18

16

18

6

Практические занятия

18

16

18

4

Семинарские занятия

Лабораторные работы

Консультации по курсу

Всего аудиторных занятий

36

32

36

10

Самостоятельная работа студента по спец.080103 «Национальная экономика»

19

23

19

45

Курсовой проект или работа

Реферат

Контрольная работа

11

Зачет

8

4

8

11

Экзамен


2.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий

№ п/п

Наименование тем

Очная форма

Очно-заочная форма

Заочная форма

Полная программа

Сокращенная программа

Полная программа

Сокращенная программа

Полная программа

Сокращенная программа

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1.

Услуги в современной мировой экономике

2

2

2

2

2

2

2

0,5

0,5

2.

Регулирование торговли на международном уровне

4

4

3

3

4

4

4

2

1

3.

Особенности услуг как предмета экспорта и импорта (способы поставки услуг)

2

2

1

1

2

2

2

0,5

0,5

4.

Современная внешнеторговая политика

2

2

2

2

2

2

2

1

0,5

5.

Международный рынок технологий

2

2

2

2

2

2

2

0,5

0,5

6.

Туризм в системе международных экономических отношений

2

2

2

2

2

2

2

0,5

0,25

7.

Международная торговля транспортными услугами

2

2

2

2

2

2

2

0,5

0,25

8.

Роль информационных технологий и новых методов деловой деятельности (электронная торговля) в развитии международного обмена услугами

2

2

2

2

2

2

2

0,5

0,5

2.3. Тематическое содержание дисциплины и практических занятий

Тема 1. Услуги в современной мировой экономике

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Рассмотреть важнейшие теоретические и практические аспекты современных международных экономических отношений, а также определить место услуг в современной мировой экономике.

Содержание практического занятия. Международные экономические отношения (МЭО). Основные формы МЭО. Экспорт и импорт, реэкспорт и реимпорт. Услуга как объект международной торговли. Классификация услуг. Специфика международной торговли.

Форма проведения практического занятия.

Вопросы для обсуждения.

1. Дайте определение услуг в широком и узком смысле слова.

2. Покажите различия понятий "услуга" и "товар" в его материальном выражении.

3. Экспортом или импортом услуг является деятельность туристической фирмы России, отправляющей российских туристов за границу, и деятельность туристической фирмы, принимающей иностранных туристов в нашей стране.

4. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером или импортером образовательных услуг?

Тема 2. Регулирование торговли на международном уровне

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Рассмотреть основные формы и методы международного регулирования внешней торговли, а также деятельность ВТО, ГАТТ.

Содержание практического занятия. Основные формы и методы регулирования торговли на международном уровне. Генеральное соглашение по тарифам и торговле: основные направления деятельности. Основные принципы ГАТТ. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли. Организационная структура ВТО.

Форма проведения практического занятия.

Используя материал лекций, охарактеризуйте позитивные и негативные последствия присоединения России к ВТО:

Позитивные последствия присоединения России к ВТО

Негативные последствия присоединения России к ВТО

1.

1.

2.

2.

Вопросы для обсуждения.

1. Приведите примеры современных торгово-экономических союзов, интеграционных группировок, оказывающих существенное воздействие на регулирование международной торговли.

2. Приведите примеры международных организаций, ассоциаций и советов, решающих вопросы регулирования в отдельных сегментах современной международной торговли.

3. Какие из бывших республик СССР в начале 2004года являлись членами ВТО?

4. Охарактеризуйте основные принципы ГАТТ/ВТО.

5. Покажите различия между такими принципами, как "режим наибольшего благоприятствования" и "национальный режим".

Практическое занятие 2

Цель практического занятия. Рассмотреть деятельность ГАТС

Содержание практического занятия. Генеральное соглашение по торговле услугами и его значение для развития международной торговли услугами.

Форма проведения практического занятия.

Вопросы для обсуждения.

1. На какие виды услуг не распространяется ГАТС?

2. Охарактеризуйте основные положения Соглашения ГАТС и его роль в регулировании современной международной торговли услугами.

3. Охарактеризуйте общие и специфические обязательства, действующие в рамках Соглашения ГАТС.

4. Перечислите виды специфических обязательств по ГАТС.

Тема 3. Особенности услуг как предмета экспорта и импорта

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Рассмотреть особенности международной торговли услугами, а также четыре основных способа поставки услуг.

Содержание практического занятия. Определение поставки услуги. Определение потребителя услуги. Трансграничная поставка. Потребление за рубежом. Коммерческое присутствие. Присутствие физическое. Два основных критерия определения способа поставки услуги.

Форма проведения практического занятия.

Тестирование по пройденным темам 1-3.

Вопросы для обсуждения.

1. Что понимается под поставкой услуги по ГАТС?

2. Что понимается под потребителем услуги по ГАТС?

3. Приведите пример трансграничной торговли услугами.

4. Приведите пример потребления услуги за рубежом.

5. Приведите пример коммерческого присутствия.

6. Назовите два основных критерия, используя которые можно определить, к какому способу поставки относится конкретный вид деятельности.

7. На какие способы поставки услуг приходится наибольший объем реализуемых в международной торговле услуг?

Тема 4. Современная внешнеторговая политика

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Рассмотреть понятия либерализации и протекционизма, основные инструменты государственного регулирования внешней торговли.

Содержание практического занятия. Определение внешнеторговой политики. Протекционизм и либерализация. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Дайте определение понятию внешнеторговая политика.

Форма проведения практического занятия.

Рассчитайте величину эффективной ставки таможенной защиты для хлопчатобумажных тканей:

· Ставка таможенной пошлины на хлопок равна 1%;

· Ставка таможенной пошлины ткани – 10%;

· Доля хлопка в хлопчатобумажной ткани равна 40%.

Вопросы для обсуждения.

1. Охарактеризуйте содержание понятий протекционизма и либерализации.

2. Назовите основные нетарифные меры регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД?

3. Охарактеризуйте количественные и качественные ограничения.

4. Что понимается под дискриминацией услуг или поставщиков услуг?

5. Перечислите главные формы нетарифных ограничений в РФ.

6. В каких случаях Правительство РФ может вводить количественные ограничения (квоты) импорта и экспорта товаров? Формы нетарифных ограничений в Российской Федерации.

Тема 5. Международный рынок технологий

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Рассмотреть основные составляющие международной торговли технологиями, а также деятельность основных международных организаций в области защиты интеллектуальной собственности.

Содержание практического занятия. Определение международной торговли технологиями. Объекты международной торговли технологиями. Субъекты международной торговли технологиями. Основные положения Соглашения ТРИПС. Международная торговля лицензиями. Научно-технический потенциал России.

Форма проведения практического занятия.

Решение задачи

Определить размер роялти, если известны следующие данные:

· Рентабельность производства нового лекарственного препарата – 44%;

· Величина доли владельца технологии – лицензиара в прибыли лицензиата 35%.

Вопросы для обсуждения.

1. Что такое международная торговля услугами технологиями и почему она стала самым быстрорастущим сектором международного рынка услуг?

2. Что такое международное лицензирование, какие виды лицензий применяются?

3. Покажите различия между простой, исключительной и полной лицензиями.

4. Какие причины определяют лидерство развитых стран и ТНК на международном рынке технологий?

5. По каким направлениям Россия сохраняет научно-технический потенциал и конкурентоспособность на международном рынке технологий?

Тема 6. Туризм в системе международных экономических отношений

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Рассмотреть основные составляющие международного туризма, динамику развития международного туризма.

Содержание практического занятия. Определение понятий международный туризм и международная миграция и различия в этих понятиях. Всемирная туристская организация. Динамика развития международного туризма. Особенности развития туризма в Российской Федерации.

Форма проведения практического занятия.

Решение ситуационной задачи

Туристическое бюро Дании – государственная организация. Перед ним стоит задача увеличить число туристов из-за рубежных стран, а также время их пребывания в стране.

Основные клиенты – американцы и японцы. При этом японские группы более многочисленные. Количество американских туристов ежегодно увеличивается на 5-7%, японских – 2-3%. Основная проблема – ни американцы, ни японцы не проводят в Дании свои отпуска.

Практика показывает, что японцы предпочитают отдыхать группами, американцы склонны к семейному отдыху.

За последние несколько лет у Бюро возникли хорошие деловые контакты с рекламными агентствами Нью-Йорка и Токио, которые провели рекламные компании. Основными средствами рекламы были журналы и газеты. Кроме того, в местные бюро путешествий, а также в другие организации рассылались рекламные буклеты. Однако на взгляд министра по туризму Дании этого недостаточно.

Необходимо:

1. Сформулировать особенности турбизнеса и рекламы в туризме.

2. Охарактеризовать туристов, желающих посетить Данию или провести там отпуск.

3. Определить различия между японскими и американскими туристами и учесть их при разработке рекламных кампаний.

Вопросы для обсуждения.

1. Покажите различия в понятиях "международный туризм" и "международная миграция".

2. Перечислите социально-экономические причины растущего спроса на туристические услуги во всем мире.

3. Покажите, как распределяются потоки международных туристов по странам и регионам мира.

4. Опишите, как регулируется международный туризм в Российской Федерации.

5. Какие страны лидируют в выездном и въездном туризме в России?

Тема 7. Международная торговля транспортными услугами

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Рассмотреть состав мирового транспорта, морские транспортные услуги, их преимущества по сравнению с другими видами транспорта, авиатранспортные услуги.

Содержание практического занятия. Структура грузооборота мирового транспорта. Морские транспортные услуги. Преимущества морского транспорта в мировой транспортной системе по сравнению с другими видами транспорта. Авиатранспортные услуги. Права в области воздушных перевозок.

Форма проведения практического занятия.

Тестирование по пройденным темам 4-7.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие транспортные операции рассматриваются в качестве международных?

2. Что относится к международным транспортным услугам помимо непосредственно перевозочной деятельности?

3. Охарактеризуйте основных участников международного транспортного процесса и складывающиеся между ними отношения.

4. Охарактеризуйте деятельность основных международных организаций в сфере транспорта.

5. Раскройте проблему так называемого "удобного" флага в международном морском транспорте и связанные с ней противоречия.

6. Перечислите и охарактеризуйте семь групп прав области воздушных перевозок.

Тема 8. Роль информационных технологий и новых методов деловой деятельности (электронная торговля) в развитии международного обмена услугами

Практическое занятие 1

Цель практического занятия. Определить роль информационных технологий в развитии международного обмена услугами.

Содержание практического занятия. Определение Э-торговли. Объекты Э-торговли. Предпосылки развития Э-торговли. Создание необходимых правовых основ для Э-торговли.

Форма проведения практического занятия.

Вопросы для обсуждения.

1. Что понимается под термином «Э-торговля».

2. Назовите две главные группы товаров и услуг, которые охватывает Э-торговля.

3. Перечислите сектора услуг, в которых особенно быстро развивается Э-торговля.

4. Перечислите предпосылки развития Э-торговли.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.

2. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.

Дополнительная литература

1. Ливенцев Н.Н., Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2005.

2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2004.

3. Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения, 2002.