Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к выполнению курсовых работ для студентов специальности «Финансы и кредит» по дисциплине «Государственный бюджет»

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

Кафедра мировой экономики и финансов

Методические указания

к выполнению курсовых работ для студентов специальности «Финансы и кредит»

по дисциплине «Государственный бюджет»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры мировой экономики и финансов (Протокол № 1 от 28 августа 2009 года)

Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методическим и редакционно-издательским советом УО ФПБ МИТСО

МИНСК – 2009

Общие положения

Курсовая работа проводится с целью углубления, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков, полученных в ходе учебного процесса, самостоятельного изучения учебной, методической, специальной литературы, периодических изданий, а также результатов исследований.

Написанием курсовой работы студент завершает изучение целого ряда дисциплин. Работа может носить как теоретический, так и прикладной характер. Особое внимание уделяется аналитической части, содержащей собственные наблюдения и выводы по результатам деятельности выбранного объекта. Студенты демонстрируют навыки использования современных методов исследования работы с международными и отечественными статистическими источниками, Интернетом.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование студента. Он выбирает тему курсовой работы из имеющегося перечня тем (см. прил.1.). Студент может предложить свою формулировку темы, обосновав целесообразность ее постановки. Варианты тем курсовых работ согласовываются с научным руководителем.

Руководитель курсовой работы выдает задание, в котором приводятся название, примерная структура, календарный график выполнения работы, дает устные или письменные указания по специфике разработки темы. Курсовая работа должна иметь научную новизну и практическую направленность, материал должен излагаться логично и последовательно, а работа оформлена качественно, как правило, в машинописном виде.

Студент обязан знать и свободно ориентироваться в обозначенной теме и выбранной литературе, самостоятельно излагать проблему, делать выводы. Содержание работы должно быть доказательным, логичным, ясным с использованием научной терминологии. Для подготовки и выполнения исследования предусматриваются консультации научного руководителя. Научный руководитель определяет допускать или не допускать работу к защите. В случаях отрицательного решения, курсовая работа отправляется на доработку и представляется повторно.

За две недели до защиты студенты представляют работу на кафедру.

Защита курсовой работы состоит в кратком изложении сущности исследования, защиты своих положений, четких и ясных ответов на вопросы членов комиссии.

Оформление курсовой работы

Структура работы включает:

1. титульный лист (приложение 2);

2. содержание;

3. введение;

4. основную часть;

5. заключение;

6. список литературы;

7. приложения (1-4).

Работа начинается с титульного листа и рецензии (см. приложение 2-3). Они считаются первыми листами, но не нумеруются.

На следующем листе помещается план работы с указанием страниц начала каждой главы.

Текст пишется (печатается) на одной стороне листа.

В тексте работы приводится наименование глав и параграфов, страницы нумеруются вверху в правом углу. Каждую главу рекомендуется писать с новой страницы. Цифровые данные желательно сгруппировать в таблицы. Каждая таблица, диаграмма должна иметь название и нумерацию, соответственно глав.

На все цитаты, факты и цифры, приводимые в работе, делаются сноски. Сноски и литературные источники помечаются идентичными номерами. Например: [6, с. 15]. Это означает шестой источник в списке литературы, а приведённая цифра цитата находится на странице 15.

1. Содержание включает в себя названия структурных частей курсовой работы – «Введение», название глав, «Заключение», «Список источников», «Приложение» (если предусмотрены автором) с указанием номеров страниц.

2. Во введении обосновывается актуальность, значимость выбранной темы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования и, по возможности, методика получения конечного результата.

3. Основная часть посвящена предметному содержанию темы. Подробно и самостоятельно излагается исследуемая проблема. Главы и параграфы взаимосвязаны между собой, подчинены цели и задачам исследования. Обязательны ссылки на примененные авторские материалы. Каждая глава, параграф заканчиваются краткими выводами, обобщениями.

Основная часть работы должна содержать три системно взаимосвязанных раздела:

-в первом излагаются основные теоретические положения, раскрывающие направления и методы развития предмета исследования в современных условиях;

-во втором (аналитическом) анализируется практическая деятельность, соответствующая теме курсовой работы, приводятся необходимые технико-экономические расчеты, исследуется практика работы конкретных субъектов хозяйствования;

-в третьем обосновываются направления, методы, формы, рекомендации развития исследуемого объекта в целях повышения результативности его деятельности.

4. Заключение в концентрированном виде состоит из выводов по результатам работы. Она показывает насколько достигнуты цели и задачи, степень доказанности выводов по теме исследования.

5. В конце работы оформляется список литературы, обязательно включающий книги, статьи, статистические источники. Информационные источники размещаются в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. В списке литературы должно быть не менее 12-15 источников в.т.ч. новейшие источники по экономике.

6. В приложения включается вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия темы:

- промежуточные экономические расчеты, формулы, доказательства и таблицы;

- статистические данные за последние годы (2005-2007г.г.);

- иллюстративный материал.

Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте, последовательно нумеруются. В правом верхнем углу указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и его номер. Каждое приложение начинается с нового листа.

Если приложение содержит структурные элементы (таблицы, рисунки, схемы, формулы), тогда последние нумеруются в определенном порядке в пределах каждого приложения. Например, «Рис. П.1.1.» (второй рисунок первого приложения).

Объем курсовой работы – 20-22 страницы машинописного текста на белорусском или русском языке (через 1,5 интервала), не более 25 страниц рукописного текста. При использовании компьютера шрифт 14, белая бумага формата А4. Разрешается использовать компьютерные возможности, применяя шрифты разной формы, подчеркивание и т.д.

Текст печатается при следующих размерах полей: верхнее, нижнее и правое – не менее 10мм, левое – не менее 30 мм. Заголовки основных структурных частей в самой работе печатаются прописными буквами в середине строчки, а внутри разделов строчными буквами (первая буква – прописная) с абзаца. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая основная структурная часть выпускной работы начинается с нового листа.

Нумерация страниц, основных структурных частей, таблиц, рисунков, формул, приложений проводится арабскими цифрами без знака №, титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы не ставится. На последующих страницах начиная с «Содержания», номер проставляется либо в правом углу верхнем или нижнем поле, либо посредине странице под текстом.

При использовании слова «Глава» после номера точка не ставится, а со следующей строки вписывается название главы. Если слово «Глава» не используется, то номер ставят перед заголовком каждого раздела, основной части, после номера ставится точка, а перед заголовком оставляют пробел. В пределах каждого раздела нумеруются подразделы, например, «1.2.» (подраздел второй первого раздела или главы). Затем вписывается название подраздела.

Иллюстрации и таблицы размещаются непосредственно на странице, где впервые упоминаются, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно в пределах раздела (главы), подраздела и т.д. Например «Рис.1.1.» означает первый рисунок первого раздела (главы). Номер иллюстрации и ее название помещается под иллюстрацией. Если в работе используется одна иллюстрация, то она не нумеруется и слово «Рис.» не пишется.

Нумерация формул проводится таким же образом, как и иллюстраций. Например, (1.1.) – первая формула первой главы. Пояснение значений, символов приводится под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первая строка пояснения начинается со слова, «где» без двоеточия. Значение каждого символа начинается с новой строки. Если уравнение не размещается в одной строке, оно переносится после знаков «=», «+», «-», «х» и «:».

Оформление таблиц осуществляется следующим образом:

- в правом верхнем углу помещается слово «Таблица» с указанием ее номера. Таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела (главы), подраздела. Например, «Таблица 1.2.» означает вторую таблицу первой главы;

- заголовок таблицы печатают в центре следующей строки под словом «Таблица»;

- при переносе части таблицы в тексте или приложении на другой лист справа пишут «Продолжение» или «Окончание». Например, «Продолжение табл.П.1.1.».

В курсовой работе применяются сноски и ссылки. В тексте сноска используется для уточнения дополнения излагаемого материала. Сноска обозначается звездочкой или цифрой и печатается под чертой текста. В сноске может использоваться ссылка на первоисточник. При использовании авторских материалов оформляются ссылки, где необходимо указать номер источника, номера страниц, иллюстраций, таблиц или формул. Например, [7, с.5, табл.3], где 7 – номер источника в списке, 5 – номер страницы, 3 – номер таблицы.

Ссылки на иллюстрации курсовой работы указываются порядковым номером иллюстрации, например, «На рис. 1.2….» или «(рис.1.2.)». Ссылки на формулы указываются порядковым номером формулы в скобках, например «…в формуле (2.1.)» или «(2.1.)». На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишется полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например «… в табл.1.2.» или «(табл.1.2.)». В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например «см. табл.1.2.».

Защита курсовой работы

Работа после проверки возвращается студенту для знакомства с рецензией.

Защищается перед комиссией в составе 2 человек.

Защита состоит из двух частей. В первой части в краткой форме студент излагает значение темы, содержание основных вопросов, главные выводы и заключения. Вторая часть обычно посвящается ответу на замечания рецензента.

Аттестация по курсовой работе является обязательным условием допуска к экзамену по соответствующей дисциплине.

Приложение 1

Темы курсовых по дисциплине «Государственный бюджет» для студентов специальности «Финансы и кредит»

1. Необходимость, сущность и содержание государственного бюджета

2. Роль и особенности бюджета в рыночной экономике

3. Дефицит бюджета, пути и методы его преодоления

4. Бюджет Республики Беларусь на различных этапах развития общества

5. Бюджетное устройство Республики Беларусь

6. Бюджетная система Республики Беларусь

7. Бюджетная классификация

8. Республиканский бюджет

9.Местные бюджеты - финансовая база органов местного управления и самоуправления

10.Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды

11.Бюджеты развитых стран. Бюджет Союза Беларуси и России

12.Бюджет в системе государственного регулирования экономики

13.Доходы государственного бюджета

14.Неналоговые доходы бюджета Республики Беларусь

15.Содержание и роль расходов бюджета Республики Беларусь

16.Расходы бюджета Республики Беларусь на финансирование народного хозяйства

17.Расходы бюджета Республики Беларусь на социальную сферу.

18.Общегосударственные расходы бюджета Республики Беларусь

19.Финансовые ресурсы организаций непроизводственной сферы (на примере конкретной организации)

20.Планирование и финансирование расходов на образование (на примере конкретного учреждения: гимназии, школы, детского дошкольного учреждения и др.)

21.Планирование и финансирование расходов на подготовку кадров (на примере конкретного вуза, колледжа, ПТУ)

22.Расходы на культуру (на примере учреждения: библиотеки, музеи и т.д.)

23.Расходы на науку (на конкретном примере).

24.Расходы на здравоохранение и их финансирование (на примере конкретной организации)

25.Планирование расходов и доходов зрелищных организаций (театров, филармоний, цирков, кинотеатров)

26.Расходы на средства массовой информации, их планирование и финансирование (учреждений печати, радиовещания, телевидения)

27.Бюджетное планирование (на примере конкретного бюджета)

28.Организация составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета

29.Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов (на конкретном бюджете)

30.Бюджетное регулирование и межбюджетные отношения в Республике Беларусь, их развитие в современных условиях

31.Организация исполнения доходной части бюджета и его совершенствование (на примере конкретного бюджета)

32.Организация исполнения расходной части бюджета

33.Казначейство и его роль в управлении финансовыми ресурсами государства

Приложение 2

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

Кафедра «Мировая экономика и финансы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственный бюджет»

на тему «Расходы бюджета …………….»

Выполнил студент 3 курса

ф-та МЭО и М, гр.№ ____

Ф.И.О. студента

Проверил:

доцент кафедры

мировой экономики и финансов

Ф.И.О. преподавателя

Минск - 2007

Приложение 3

Регистрационный номер № _______

Факультет ___ МЭО и М ____ Курс ________

Курсовая работа по дисциплине «Государственный бюджет»

на тему ______________________________________________________

Студента (ки) ____________________________________________________

Допущен(а) к защите ____________________ «___» _____________200 г.

Руководитель ………………………………

Рецензия на курсовую работу

1. Анализ положительных сторон работ

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

2. Анализ недостатков работы

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

3. Выводы и оценка работы:

__________________________________________________________________________

(В случае положительной оценки работы делается запись «допускается к защите»,__________________________________________________________________________

а в случае отрицательной – «не допускается к защите»

__________________________________________________________________________

(При наличии замечаний по содержанию и оформлению необходимо исправить их до защиты. При этом обязательно сохранить исходный вариант работы)

___________________________

(подпись руководителя)

Приложение 4

Литература

Учебно-методические материалы по дисциплине

1. Нормативные и правовые акты.

1. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» «Звязда» от 11января 2007 года.

2. Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993 г. № 2347-XII.

3. Закон РБ «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. № 158-З.

4. Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. N 617-ХII.

5. Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» 22 июня 1998г. №170-З.

6. Банковский кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000г. №441-3

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ. Принят государственной Думой 17 июля 1998года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998года.

8. Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные и бюджетные целевые фонды и их использование от 30 декабря 1998 г. № 316.

9. Приказ Министерства финансов от 24 октября 2002 г. № 1329 «Об утверждении Положения о порядке финансирования расходов республиканского бюджета в Главном государственном казначействе Министерства финансов Республики Беларусь от «1 Декабря 2001 г. № 24.

2. Основная литература

1. Государственный бюджет: Учебное пособие/ Под ред. Н.Е. Заяц и др.– Мн., 2001.

2. Ромаш М. В., Ролева Т.Г. Государственный бюджет. Учебное пособие.-Мн.,2006.

3. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в РБ. – Мн.: 2000.

4. Сорокина Т.В. Бюджет РБ: генезис и развитие. – 2000.

5. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. – Мн.: 2004.

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.В. Романовский и другие. М.: Юрайт, 2004.

7. Теория финансов /Под ред. Н.Е. Заяц и М.К. Фисенко.–Мн., 1997.

8. Государственные и муниципальные финансы. Под общей редакцией И.Д. Мацуляка.М.Издательство РАГС, 2004.

9. Болтиново О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах. Учебное пособие, Изд. Профобразовние, 2002.

3. Дополнительная литература

1. Бюджет и информационные технологии: Учебник/Под ред. Е.В. Бушилина. – М., 2000.

2. Жук И.Н.Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие /Под общ. ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ,2001.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. – Мн., ЮНИПАК, 2004.

4. Журналы «Финансы, учет, аудит», «Финансы», «Мировая экономика и международные отношения» и другие.

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы, Учебник для вузов. М, Финансы, 1999.

6. Вышегородцев М. М. Управление бюджетом. Курс лекций. М.Дело и сервис, 2002.